• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

    Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

    ~~~~~~~~~~~

    «Лица России». Даргинцы. «Огонь, вода и...», 2006


    Общие сведения

    ДАРГ‘ИНЦЫ, дарган, дарганти (самоназвание), народ в России, один из крупнейших народов Дагестана (Россия), коренное население Дагестана. Численность в России (вместе с вошедшими в их состав кайтагцами и кубачинцами) 353,3 тыс. человек, в том числе в Дагестане 280,4 тыс. человек. Живут также в Ставропольском крае (32,7 тыс. человек) и Калмыкии (12,9 тыс. человек). Общая численность 365 тыс. человек.

    Численность в России (вместе с вошедшими в их состав кайтагцами и кубачинцами) составляет по переписи 2010 г. - 589 тыс. 386 человек. Непосредственно в Дагестане - 425526. По данным Переписи населения 2002 года численность даргинцев, проживающих на территории России, составляет 510 тысяч человек.

    Язык даргинский нахско-дагестанской группы северокавказской семьи; важнейшие диалекты - акушинский (на его основе литературный язык), цудахарский, урахинский (хюркилинский), сирхинский, мекегинский, хайдакский, муэринский, губденский, кадарский, кубачинский, чирагский, мегебский.

    Распространен также и русский язык. Письменность на основе русского алфавита с 1938 года. До этого была латиница и персидское письмо. Первые сборники даргинских стихов были изданы в начале XX века, однако по содержанию они были религиозными, а в грамматическом и в языковом отношениях - полударгинскими, полуарабскими. Развитие даргинская литература получает лишь после Октябрьской революции. В первые годы революции удается только собрать и записать памятники устного творчества даргинцев, а с мая 1925 года начинает выходить первая газета на даргинском языке.

    11 сентября 1961 года в Избербаше на базе первой национальной даргинской студии при Ереванском художественно-театральном институте открылся первый профессиональный драматический театр даргинцев - Даргинский государственный музыкально-драматический театр имени О. Батырая.


    Далеко за пределами Дагестана известен даргинский писатель Ахмедхан Абу-Бакар, автор популярных стихов, пьес и повестей. Его повесть из жизни современного Дагестана «Даргинские девушки» (1962) переведена на русский, французский, английский, немецкий, испанский, польский языки.

    Верующие даргинцы - мусульмане-сунниты. В быту и культуре даргинцев сохранилось множество языческих мифологических персонажей былого пантеона. Например, Абдал (Авдал) - бог охоты, покровитель туров, диких коз, оленей заботится о диких животных, ограничивает отстрел зверей. Бадз - божество луны. Имеет облик прекрасноликой девушки. Берхи (Бархи) - божество солнца, имеет облик прекрасного юноши, излучающего ослепительный свет. Куне — добрый дух, покровитель рода, семейного очага; приносит изобилие в дом. Куне невидим, является в дом в пятницу. Чтобы задобрить Куне, хозяйки смазывают в пятницу горячие печки жирным куском мяса или маслом.

    Земля почиталась даргинцами как богиня-мать, возрождающая, дающая жизнь и плодородие. У даргинцев, как и у их соседей аварцев, существовал древний ритуал - бездетные женщины и больные дети пролезали через отверстия в земле, вырытые на кладбище, чтобы приобщиться к плодотворящей силе земли и предков.


    К 9 веку (в связи с событиями 6-7 веков) относятся первые свидетельства арабских авторов о Кайтаге и Зирихгеране (Кубачи). Первое упоминание этнонима Даргинцы - 15 век. В 14 веке утвердился ислам. К началу 19 века на территории Даргинцев находились Кайтагское уцмийство, ряд союзов сельских общин (в горных селениях), частично - Тарковское шамхальство. После вхождения Дагестана в состав России (1813) Даргинцы приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля (1834-59), активно участвовали в антиколониальном восстании 1877. С 1921 Даргинцы в составе Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан. В советское время часть Даргинцев переселилась на равнину.

    С 16 века складываются три хозяйственно-культурных ареала: 1) нижнепредгорный (с частью равнины) - пашенное земледелие (ячмень, пшеница, просо, кукуруза, бобовые) и стационарное скотоводство (крупный рогатый скот); 2) среднегорный - пашенное земледелие и отгонное (осенью) овцеводство; 3) высокогорный - отгонное (весной) овцеводство и пашенное земледелие.


    Развиты, в основном в горных районах, домашние промыслы, особенно обработка шерсти (сукно, ковры, паласы, вязаные изделия), металла, дерева, камня, кожи. Наиболее известны оружие, ювелирные изделия из Кубачи, сельскохозяйственные орудия, оружие - из Харбука, клинки из Амузги, гончарные изделия (в том числе поливные) из Сулевкента, сукна из Хаджалмахи, резной камень из Сутбука и Холаая, деревянные орудия, утварь из Кайтага, кожи цудахарцев, сафьян и женская обувь Губдена и др. Широко практиковалось отходничество. Со 2-й половины 19 века усиливается проникновение товарно-денежных отношений. Современное хозяйство Даргинцев базируется на традиционных занятиях. В земледелии и скотоводстве внедрены новые высокопродуктивные культуры и породы. Сформировалась национальная интеллигенция.

    Основу социальной организации Даргинцев составляла сельская община - джамаат. Общины образовывали союзы сельских обществ. Б‘ольшая часть Даргинцев входила в Акушинскую конфедерацию, объединявшую союзы общин Акуша, Цудахар, Мекеги, Усиша, Урахи, Муги, временами Сирха. Преобладающая форма семьи - малая, однако ещё в начале 20 века встречались неразделённые семьи. Сохранялись тухумы - патрилинейные группы семей, ведущих происхождение от одного предка.


    Горные селения Даргинцев в основном скученные, террасообразные, в предгорье расселение более свободное, дома имеют дворы. Древнейшее жилище однокамерное, с очагом посередине. Основной тип жилища в горах - двух- и многоэтажные дома с плоской крышей, в предгорье - двухэтажные и одноэтажные дома. За годы советской власти появились новые общественные здания и более широкие улицы, дома (чаще двухэтажные, с верандой) с железными и черепичными двускатными крышами.

    Мужская традиционная одежда общедагестанского типа - рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы-накидки, кожаная и войлочная обувь; женская - платье-рубаха, широкие или узкие штаны, в ряде селений платье типа архалука, различные шубы и кожаная обувь; головной убор - чухта (имел локальные варианты) и покрывало, богато отделанные серебряными украшениями и вышивками.

    Традиционная пища - мучная и мясо-молочная, а также овощи, фрукты, зелень, ягоды.

    Развиты народное искусство, фольклор (предания, легенды, сказки, пословицы и поговорки, героические песни, баллады и др.). Сохраняется традиционная календарная и семейная обрядность, отражающая пережитки доисламских представлений.

    М.О. Османов



    Очерки

    Земля глубока, а небеса высоки

    Первое упоминание этнонима даргинцы встречается уже в XV веке — в комментариях к арабским рукописям. Но история даргинцев начинается гораздо раньше. На землях нынешнего Дагестана даргинцы появились еще в первом тысячелетии до нашей эры. В XIV веке у них утвердился ислам. С XVI столетия развиваются русско-дагестанские связи. В 1813 году по Гюлистанскому договору между Россией и Ираном даргинцы вместе с Дагестаном вошли в состав России.Даргинцы живут в средней части Дагестана (предгорье, среднегорье, отчасти равнина и высокогорье). Говорят они на даргинском языке, который принадлежит к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи. В нем много диалектов, в том числе — акушинский (на его основе образован литературный язык), цудахарский, урахинский (хюркилинский), сирхинский, мекегинский, хайдакский, муэринский, губденский, кадарский, кубачинский, чирагский, мегебский. Распространен среди даргинцев и русский язык. Письменность на основе кириллицы создана в 1938, до этого была латиница, а еще раньше — персидское письмо. Верующие — мусульмане-сунниты. По данным переписи населения 2002 года. численность даргинцев, проживающих на территории России, составляет 510 тысяч человек. В самом Дагестане — 425,5 тысячи. Это 16,5% всего населения многонациональной республики. Основные занятия даргинцев — земледелие, скотоводство, домашние промыслы.


    В путь-дороге человек распознается

    Конечно, это всего лишь перечень голых фактов. Если мы хотим узнать о даргинцах что-то по-настоящему важное, надо обязательно познакомиться с книгами известного дагестанского писателя Ахмедхана Абу-Бакара (1931—1991), создававшего свои произведения на даргинском языке. Это: «Ожерелье для моей Серминаз», «Горцы на отдыхе», «Даргинские девушки», «Солнце в «Гнезде орла», «Любви бирюзовый цвет», «Тайна рукописного Корана». Все они переведены на русский язык.Особенной популярностью пользуется повесть «Ожерелье для моей Серминаз». По ее мотивам известный грузинский режиссер Тенгиз Абуладзе поставил комедийный фильм «Ожерелье для моей любимой» (1971). Абу-Бакар сумел превратить простую любовную историю о поисках подарка в философскую притчу, в которой рассказывается обо всем народе, его нравах, обычаях и силе духа. В ней много юмора, а также комичных и гротескных ситуаций, но по сути своей повесть серьезна. Она убеждает читателя в том, что именно любовь преодолевает вековую вражду между родами. В пословицах даргинского народа, создававшихся веками, тоже много комических ситуаций. Это не случайность и не прихоть поэтического воображения. Ведь что такое пословица? Своеобразный итог жизненного опыта, пойманный в сети слов. У верблюда спросили: «Почему у тебя шея кривая?» Он ответил: «А что у меня прямое?»Овца в той же шкуре и жиреет и тощает.После дождя бурку не надевают.Был бы мир пловом, а я — ложкой!Вода останавливается в луже. (Интересно, что эту пословицу даргинцы употребляют в том смысле, что деньги к деньгам.)Если есть ячмень, коню не нужна нагайка.Дрова в лес не возят.Даже море дождь любит.


    У кого земли много, у того быки тощие

    Какие качества делают даргинца даргинцем? Если человек совершает поступок, заслуживающий с точки зрения даргинской (и дагестанской) этики поощрения или наказания, это ставят в заслугу или в вину не только ему, но и относят на счет всех его родственников. Поэтому человек старается не совершать ничего такого, что заставило бы близких по его вине, как выражаются даргинцы, «опустить голову», «почернеть лицом». Соотнося свои поступки с общественным мнением, даргинец, как и многие дагестанцы, получает признание не только для себя, но и для семьи, рода, аула.


    Кто не оказал почета гостю, у того поле не заколосится

    Особым статусом у даргинцев обладают два обычая — гостеприимство и почитание старших. Конечно, гостеприимство в разной степени присуще всем народам. Но даргинцы относят его к одной из самых величайших добродетелей. Лучшая постель, лучшая пища, лучшее место за столом — все для гостя. Обычай глубокого почитания родителей и уважения старших — характерен для семейно-бытовых отношений даргинцев. Старость во всех случаях жизни имеет преимущество — молодые уступают место. Первым говорит старший, в его присутствии молодые стоят, не курят, не пьют. Старику первому подают еду, его советам внимают. Неуважительность, непочтительность к старшим осуждается даргинским обществом. Поэтому такое проклятие «Чтоб твоя старость была никому не нужной!» считается наиболее суровым. Старые люди, если молодежь относится к ним невнимательно, тоже бранятся: «Чтоб ты до старости не дожил!», «Чтоб твой глаз выпал!», «Чтоб твою голову сорвали!».Есть еще целый ряд религиозных традиций, которые соблюдаются повсеместно. Даргинцы — люди верующие. Все жизненные события сопровождаются у них религиозными обрядами. Религия, хотя и не является этнической особенностью, служит усилению эмоциональных связей. Она регулирует жизнь не только верующих, но и неверующих. Религиозные обряды переплелись с традиционными нормами поведения, которые прививаются с детства. На уровне обыденного сознания мораль и религия воспринимаются как вещи неразделимые.


    Какой мост построишь, по такому и перейдешь

    Что касается полигамии, то у даргинцев она не имела в прошлом широкого распространения, хотя шариат позволял иметь четырех жен. В основном это было привилегией богатых, состоятельных людей. Сегодня так называемые новые даргинцы чаще всего многоженцы, что подчеркивает их возросший социальный престиж. Отношения в даргинских семьях строятся на традиционной основе: мужчины занимают главенствующее положение, женщины — зависимое. Нужно отметить, что полигамия принимается некоторой частью молодых девушек, которые не против того, чтобы быть вторыми и третьими женами.Самым престижным общественным праздником даргинцев был обряд первой борозды, предназначенный обеспечить хороший урожай посредством системы обрядов охранительной, инициативной, посвятительной, умилостивительной, карпогонической (обеспечивающей плодородие) и других видов магии. Из мусульманских праздников особо ценятся день жертвоприношения (Курбан-байрам) и разговения (Ураза-байрам). Есть и другие обряды: Нового года (весной), вызывания и прекращения дождя, вызывания солнца, завершения уборки урожая, «делания» воды (очистка источников и канав), начала весенних работ в виноградниках, благодарения пашни. К природе, к животным и птицам даргинцы относятся трепетно, с любовью. На эту тему есть даже такая притча: «В одном из горных аулов случился пожар: загорелся дом. Всем аулом, кто в чем, кто чем, таскали воду из единственного родника и тушили пожар. Вдруг заметили, как ласточка летит к роднику, набирает в клюв капли воды, прилетает к дому, который горит и, капнув свои капли, летит за следующей порцией воды. Люди спросили ее: «Весь аул таскает воду и не может потушить огонь. Что сделают твои капельки?»— «В этом доме мое гнездо. Кроме того, каждое утро хозяин слушал мои песни» — ответила ласточка и полетела за новыми каплями».

    Дагестан

    Основные районы проживания даргинцев по переписи 2010 года

    Название района Население района % даргинцев
    Дахадаевский район 36 709 99,0%
    Сергокалинский район 27 133 98,9%
    Акушинский район 53 558 96,0%
    Кайтагский район 31 368 90,1%
    Левашинский район 70 704 76,5%
    Избербаш 55 646 64,9%
    Каякентский район 54 089 42,3%
    Карабудахкентский район 73 016 32,3%
    Тарумовский район 31 683 23,5%
    Южно-Сухокумск 10 035 21,1%
    Каспийск 100 129 20,7%
    Кизлярский район 67 287 19,5%
    Махачкала (м/о) 696 885 15,3%
    Кизляр (м/о) 51 707 14,4%
    Буйнакский район 73 402 13,4%
    Кумторкалинский район 24 848 8,4%
    Ногайский район 22 472 8,1%
    Дербентский район 99 054 7,9%
    Дагестанские Огни 27923 6,6%
    Буйнакск 62 623 6,3%
    Бабаюртовский район 45 701 6,1%
    Агульский район 11 204 5,9%
    Дербент 119 200 5,6%
    Хасавюртовский район 141 232 5,4%
    Хасавюрт 131 187 4,1%
    Гунибский район 25 303 2,5%
    Кизилюрт (м/о) 43 421 2,3%
    Лакский район 12 161 2,0%
    Дагестан 2 910 249 17,0%

    Этноним

    Этноним даргинцы, производный от дарг -?внутренность’, противоположенная внешнему окружению .

    Советский этнограф, доктор исторических наук Заходер, Борис Николаевич , комментируя сведения переданные арабским писателем аль-Бакри , о Зерихгеране или Кубачи , отмечает что у этого средневекового государственного образования существует и другое наименование - дайркан , которое, осмысляясь как зарахгаран, может быть расшифровано просто как дарганти , самоназвание даргинцев . Относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы.

    В дореволюционный период даргинцы были известны ещё под названием акушинцы Также в издании Минорского отмечалось сходство древнего наименования современного села Акуша , «Ашкуджа» с аккадским названием скифов Ашгузаи ».

    В составе СССР

    В советский период даргинские районы вошли в состав созданной Дагестанской АССР, с 1991 г. - Республики Дагестан. В советский период часть даргинцев переселились на равнину .

    Диаспора

    Даргинцы проживают в разных регионах России. Крупнейшая даргинская община за пределами Дагестана представлена в Ставропольском крае . Численность даргинцев в Ставропольском крае увеличилось с 15 939 человек в 1979 году до 32 740 человек в 1989 году , 40 218 человек в 2002 году , 49 302 человек в 2010 году . Также даргинцы имеют крупные диаспоры в Ростовской области (8304 человек, 2010 г.), Калмыкии (7590 человек, 2010 г.), Астраханской области (4241 человек, 2010 г.), Москве (3255 человек, 2010 г.) и др. Несколько сотен даргинцев проживают в Красноярском крае . Первые даргинцы появились в Красноярском крае в 1930-е годы . Согласно переписи 2002 года, в Красноярском крае проживало 367 даргинцев, из них 32 % в Норильске , 20 % в Красноярске , 20 % в Шарыпово и Шарыповском районе .

    Небольшие группа даргинцев проживают и в странах бывшего СССР . Так на 1959 год в Киргизии проживало 965 даргинцев, а к 1999 году их численность достигла 2704 человека, что составляло 0,1 % населения республики .

    Также даргинцы проживают в Туркмении (1 600 человек) .

    Антропология

    Даргинцы антропологически относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы, и у них соответственно наблюдается значительный процент галлогруппы I . Относительно происхождения кавкасионского варианта были высказаны две гипотезы - автохтонная (развитая в работах М. Г. Абдушелишвили, В. П. Алексеева и др.) и миграционная (предложенная Г. Ф. Дебецом). Гипотезу длительного автохтонного развития - изоляции в условиях труднодоступного высокогорья подтверждает анализ палеоантропологических находок, сделанных в этих районах. В. П. Алексеев считал, что кавкасионская группа популяций сложилась на той же территории, которую она занимает и в настоящее время, в результате консервации антропологических особенностей древнейшего населения, восходящего, возможно, к эпохе неолита или верхнего палеолита и относившегося к палеоевропейскому типу европеоидной расы . Внешний вид древних даргинцев также описал Абд ар-Рашид ибн Салих ибн Нури ал-Бакуви - арабский географ из Ширвана второй половины XIV - начало XV в.

    Зерих Геран означает «делающие панцирь». Жители его - люди высокого роста, белокурые, с острыми глазами .

    Культура и быт

    Литература и театр

    До XX века даргинская литература представляло собой исключительно устную словесность . Первые сборники стихов были изданы в начале XX века, однако, по содержанию они были религиозными, а в грамматическом и в языковом отношениях - полударгинскими, полуарабскими . Развитие даргинская литература получает после Октябрьской революции . В первые годы революции удаётся только собрать и записать памятники устного творчества даргинцев, а с мая 1925 года начинает выходить первая республиканская газета на даргинском языке «Дарган» .

    Одежда

    Традиционная одежда общедагестанского типа: у мужчин туникообразная рубаха, длинные штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы-накидки, овчинные папахи , кожаная и войлочная обувь. Обязательный атрибут - широкий длинный кинжал. Основа женского костюма - платье-рубаха (туникообразная и с отрезной талией), в отдельных местах распашное платье - архалук, а также узкие или широкие штаны, кожаная и войлочная обувь. Головные уборы у женщин - чухта, а также чёрное или белое покрывало, из полотна и бязи, иногда шёлка, а ряде мест, таких как Кайтаг и Кубачи - с вышивкой и каймой . Современная одежда в основном городского типа.

    Язык

    Даргинцы разговаривают на даргинском языке , относящийся к нахско-дагестанской ветви северокавказской семьи языков. Даргинский язык распадается на множество диалектов, среди которых акушинский, урахинский, цудахарский, кайтагский, кубачинский, чирагский, мегебский и т.д . Литературный даргинский язык сложился на основе акушинского диалекта . Распространён также русский язык. Первые сведения о даргинском языке появились во второй половине XVIII века, а уже в 1860-х годах П. К. Услар создал фундаментальное описание урахинского диалекта . На протяжении XX века письменность даргинского языка менялась дважды: традиционная арабица в 1928 году была заменена сначала латинским алфавитом, затем в 1938 году - русской графикой. В 1960-е годы была добавлена буква "ПI пI .

    А а Б б В в Г г Гъ гъ Гь гь ГI гI Д д
    Е е Ё ё Ж ж З з И и Й й К к Къ къ
    Кь кь КI кI Л л М м Н н О о П п ПI пI
    Пъ пъ Р р С с Т т ТI тI Тъ тъ У у Ф ф
    Х х Хъ хъ Хь хь ХI хI Ц ц ЦI цI Цъ цъ Ч ч
    ЧI чI Чъ чъ Ш ш Щ щ Ъ ъ Ы ы Ь ь Э э
    Ю ю Я я

    Образование

    Есть школьное образование на даргинском языке - ведётся по общероссийской программе и учебникам, переведённым на даргинский язык. Исключения: учебники и уроки русского языка и литературы, английского языка и других европейских языков, команды на уроках физкультуры могут быть на русском языке. Также есть даргиноязычные детские сады. Светская школа с десятилетним периодом обучения начала существовать у даргинцев с введением обязательного среднего образования для всех граждан СССР.

    В медресе в Акушинском, Кайтагском, Дахадаевском, Левашинском и Сергокалинском районах ведётся обучение на даргинском языке. Также в некоторых медресе города Избербаш и Хасавюртовского района.

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Даргинцы"

    Примечания

    Комментарии

    Источники

    1. :
    2. В. Хауг. . «Демоскоп ». .
    3. . Государственный комитет статистики Украины.
    4. (.rar)
    5. . Национальный статистический комитет Республики Беларусь. .
    6. (англ.) . Ethnologue. Проверено 13 июня 2016.
    7. (англ.) . Ethnologue. Проверено 13 июня 2016.
    8. (англ.) . Joshua Project. Проверено 13 июня 2016.
    9. (эст.) . Riiklik statistika Eesti (31 декабря 2011). Проверено 2016-06-.
    10. Пучков П. И. . www.isras.ru. .
    11. {{книга |автор = |часть = |заглавие = Большая советская энциклопедия : В 66 томах (65 т. и 1 доп.) |оригинал = |ссылка =
    12. Т. А. Титова. . - Казанский государственный университет. - Каз. : Новое знание, 1999. - С. 4. - 53 с.
    13. Н. Г. Волков. СЭ, 1971.
    14. (рус.) , Портал Красноярского края.
    15. * Balanovsky, Oleg; Dibirova, Khadizhat; Dybo, Anna & Mudrak, Oleg (2011), Mol Biol Evol , PMID 21571925 , doi :,
    16. Алексеев В. П. Избранное. Т.5. Происхождение народов Кавказа. - М.: Наука , 2009. - С. 231.
    17. . С. 11-12.
    18. - статья из Литературной энциклопедии 1929-1939
    19. Языки народов СССР: в 5-ти томах. Иберийско-кавказские языки. - М: Наука , 1967. - Т. 4. - С. 508.
    20. (рус.) , kino-teatr.ru.
    21. (рус.) , Даргинский театр.
    22. . - Olma Media Group, 2007. - С. 166. - ISBN 537301057X , 9785373010573.
    23. // Энциклопедия «Кругосвет ».
    24. . - Olma Media Group, 2007. - С. 165. - ISBN 537301057X , 9785373010573.

    Литература

    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-98624-092-3 .

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Даргинцы

    Вступив снова в эти определенные условия полковой жизни, Ростов испытал радость и успокоение, подобные тем, которые чувствует усталый человек, ложась на отдых. Тем отраднее была в эту кампанию эта полковая жизнь Ростову, что он, после проигрыша Долохову (поступка, которого он, несмотря на все утешения родных, не мог простить себе), решился служить не как прежде, а чтобы загладить свою вину, служить хорошо и быть вполне отличным товарищем и офицером, т. е. прекрасным человеком, что представлялось столь трудным в миру, а в полку столь возможным.
    Ростов, со времени своего проигрыша, решил, что он в пять лет заплатит этот долг родителям. Ему посылалось по 10 ти тысяч в год, теперь же он решился брать только две, а остальные предоставлять родителям для уплаты долга.

    Армия наша после неоднократных отступлений, наступлений и сражений при Пултуске, при Прейсиш Эйлау, сосредоточивалась около Бартенштейна. Ожидали приезда государя к армии и начала новой кампании.
    Павлоградский полк, находившийся в той части армии, которая была в походе 1805 года, укомплектовываясь в России, опоздал к первым действиям кампании. Он не был ни под Пултуском, ни под Прейсиш Эйлау и во второй половине кампании, присоединившись к действующей армии, был причислен к отряду Платова.
    Отряд Платова действовал независимо от армии. Несколько раз павлоградцы были частями в перестрелках с неприятелем, захватили пленных и однажды отбили даже экипажи маршала Удино. В апреле месяце павлоградцы несколько недель простояли около разоренной до тла немецкой пустой деревни, не трогаясь с места.
    Была ростепель, грязь, холод, реки взломало, дороги сделались непроездны; по нескольку дней не выдавали ни лошадям ни людям провианта. Так как подвоз сделался невозможен, то люди рассыпались по заброшенным пустынным деревням отыскивать картофель, но уже и того находили мало. Всё было съедено, и все жители разбежались; те, которые оставались, были хуже нищих, и отнимать у них уж было нечего, и даже мало – жалостливые солдаты часто вместо того, чтобы пользоваться от них, отдавали им свое последнее.
    Павлоградский полк в делах потерял только двух раненых; но от голоду и болезней потерял почти половину людей. В госпиталях умирали так верно, что солдаты, больные лихорадкой и опухолью, происходившими от дурной пищи, предпочитали нести службу, через силу волоча ноги во фронте, чем отправляться в больницы. С открытием весны солдаты стали находить показывавшееся из земли растение, похожее на спаржу, которое они называли почему то машкин сладкий корень, и рассыпались по лугам и полям, отыскивая этот машкин сладкий корень (который был очень горек), саблями выкапывали его и ели, несмотря на приказания не есть этого вредного растения.
    Весною между солдатами открылась новая болезнь, опухоль рук, ног и лица, причину которой медики полагали в употреблении этого корня. Но несмотря на запрещение, павлоградские солдаты эскадрона Денисова ели преимущественно машкин сладкий корень, потому что уже вторую неделю растягивали последние сухари, выдавали только по полфунта на человека, а картофель в последнюю посылку привезли мерзлый и проросший. Лошади питались тоже вторую неделю соломенными крышами с домов, были безобразно худы и покрыты еще зимнею, клоками сбившеюся шерстью.
    Несмотря на такое бедствие, солдаты и офицеры жили точно так же, как и всегда; так же и теперь, хотя и с бледными и опухлыми лицами и в оборванных мундирах, гусары строились к расчетам, ходили на уборку, чистили лошадей, амуницию, таскали вместо корма солому с крыш и ходили обедать к котлам, от которых вставали голодные, подшучивая над своею гадкой пищей и своим голодом. Также как и всегда, в свободное от службы время солдаты жгли костры, парились голые у огней, курили, отбирали и пекли проросший, прелый картофель и рассказывали и слушали рассказы или о Потемкинских и Суворовских походах, или сказки об Алеше пройдохе, и о поповом батраке Миколке.
    Офицеры так же, как и обыкновенно, жили по двое, по трое, в раскрытых полуразоренных домах. Старшие заботились о приобретении соломы и картофеля, вообще о средствах пропитания людей, младшие занимались, как всегда, кто картами (денег было много, хотя провианта и не было), кто невинными играми – в свайку и городки. Об общем ходе дел говорили мало, частью оттого, что ничего положительного не знали, частью оттого, что смутно чувствовали, что общее дело войны шло плохо.
    Ростов жил, попрежнему, с Денисовым, и дружеская связь их, со времени их отпуска, стала еще теснее. Денисов никогда не говорил про домашних Ростова, но по нежной дружбе, которую командир оказывал своему офицеру, Ростов чувствовал, что несчастная любовь старого гусара к Наташе участвовала в этом усилении дружбы. Денисов видимо старался как можно реже подвергать Ростова опасностям, берег его и после дела особенно радостно встречал его целым и невредимым. На одной из своих командировок Ростов нашел в заброшенной разоренной деревне, куда он приехал за провиантом, семейство старика поляка и его дочери, с грудным ребенком. Они были раздеты, голодны, и не могли уйти, и не имели средств выехать. Ростов привез их в свою стоянку, поместил в своей квартире, и несколько недель, пока старик оправлялся, содержал их. Товарищ Ростова, разговорившись о женщинах, стал смеяться Ростову, говоря, что он всех хитрее, и что ему бы не грех познакомить товарищей с спасенной им хорошенькой полькой. Ростов принял шутку за оскорбление и, вспыхнув, наговорил офицеру таких неприятных вещей, что Денисов с трудом мог удержать обоих от дуэли. Когда офицер ушел и Денисов, сам не знавший отношений Ростова к польке, стал упрекать его за вспыльчивость, Ростов сказал ему:
    – Как же ты хочешь… Она мне, как сестра, и я не могу тебе описать, как это обидно мне было… потому что… ну, оттого…
    Денисов ударил его по плечу, и быстро стал ходить по комнате, не глядя на Ростова, что он делывал в минуты душевного волнения.
    – Экая дуг"ацкая ваша пог"ода Г"остовская, – проговорил он, и Ростов заметил слезы на глазах Денисова.

    В апреле месяце войска оживились известием о приезде государя к армии. Ростову не удалось попасть на смотр который делал государь в Бартенштейне: павлоградцы стояли на аванпостах, далеко впереди Бартенштейна.
    Они стояли биваками. Денисов с Ростовым жили в вырытой для них солдатами землянке, покрытой сучьями и дерном. Землянка была устроена следующим, вошедшим тогда в моду, способом: прорывалась канава в полтора аршина ширины, два – глубины и три с половиной длины. С одного конца канавы делались ступеньки, и это был сход, крыльцо; сама канава была комната, в которой у счастливых, как у эскадронного командира, в дальней, противуположной ступеням стороне, лежала на кольях, доска – это был стол. С обеих сторон вдоль канавы была снята на аршин земля, и это были две кровати и диваны. Крыша устраивалась так, что в середине можно было стоять, а на кровати даже можно было сидеть, ежели подвинуться ближе к столу. У Денисова, жившего роскошно, потому что солдаты его эскадрона любили его, была еще доска в фронтоне крыши, и в этой доске было разбитое, но склеенное стекло. Когда было очень холодно, то к ступеням (в приемную, как называл Денисов эту часть балагана), приносили на железном загнутом листе жар из солдатских костров, и делалось так тепло, что офицеры, которых много всегда бывало у Денисова и Ростова, сидели в одних рубашках.
    В апреле месяце Ростов был дежурным. В 8 м часу утра, вернувшись домой, после бессонной ночи, он велел принести жару, переменил измокшее от дождя белье, помолился Богу, напился чаю, согрелся, убрал в порядок вещи в своем уголке и на столе, и с обветрившимся, горевшим лицом, в одной рубашке, лег на спину, заложив руки под голову. Он приятно размышлял о том, что на днях должен выйти ему следующий чин за последнюю рекогносцировку, и ожидал куда то вышедшего Денисова. Ростову хотелось поговорить с ним.
    За шалашом послышался перекатывающийся крик Денисова, очевидно разгорячившегося. Ростов подвинулся к окну посмотреть, с кем он имел дело, и увидал вахмистра Топчеенко.
    – Я тебе пг"иказывал не пускать их жг"ать этот ког"ень, машкин какой то! – кричал Денисов. – Ведь я сам видел, Лазаг"чук с поля тащил.
    – Я приказывал, ваше высокоблагородие, не слушают, – отвечал вахмистр.
    Ростов опять лег на свою кровать и с удовольствием подумал: «пускай его теперь возится, хлопочет, я свое дело отделал и лежу – отлично!» Из за стенки он слышал, что, кроме вахмистра, еще говорил Лаврушка, этот бойкий плутоватый лакей Денисова. Лаврушка что то рассказывал о каких то подводах, сухарях и быках, которых он видел, ездивши за провизией.
    За балаганом послышался опять удаляющийся крик Денисова и слова: «Седлай! Второй взвод!»
    «Куда это собрались?» подумал Ростов.
    Через пять минут Денисов вошел в балаган, влез с грязными ногами на кровать, сердито выкурил трубку, раскидал все свои вещи, надел нагайку и саблю и стал выходить из землянки. На вопрос Ростова, куда? он сердито и неопределенно отвечал, что есть дело.
    – Суди меня там Бог и великий государь! – сказал Денисов, выходя; и Ростов услыхал, как за балаганом зашлепали по грязи ноги нескольких лошадей. Ростов не позаботился даже узнать, куда поехал Денисов. Угревшись в своем угле, он заснул и перед вечером только вышел из балагана. Денисов еще не возвращался. Вечер разгулялся; около соседней землянки два офицера с юнкером играли в свайку, с смехом засаживая редьки в рыхлую грязную землю. Ростов присоединился к ним. В середине игры офицеры увидали подъезжавшие к ним повозки: человек 15 гусар на худых лошадях следовали за ними. Повозки, конвоируемые гусарами, подъехали к коновязям, и толпа гусар окружила их.
    – Ну вот Денисов всё тужил, – сказал Ростов, – вот и провиант прибыл.
    – И то! – сказали офицеры. – То то радешеньки солдаты! – Немного позади гусар ехал Денисов, сопутствуемый двумя пехотными офицерами, с которыми он о чем то разговаривал. Ростов пошел к нему навстречу.
    – Я вас предупреждаю, ротмистр, – говорил один из офицеров, худой, маленький ростом и видимо озлобленный.
    – Ведь сказал, что не отдам, – отвечал Денисов.
    – Вы будете отвечать, ротмистр, это буйство, – у своих транспорты отбивать! Наши два дня не ели.
    – А мои две недели не ели, – отвечал Денисов.
    – Это разбой, ответите, милостивый государь! – возвышая голос, повторил пехотный офицер.
    – Да вы что ко мне пристали? А? – крикнул Денисов, вдруг разгорячась, – отвечать буду я, а не вы, а вы тут не жужжите, пока целы. Марш! – крикнул он на офицеров.
    – Хорошо же! – не робея и не отъезжая, кричал маленький офицер, – разбойничать, так я вам…
    – К чог"ту марш скорым шагом, пока цел. – И Денисов повернул лошадь к офицеру.
    – Хорошо, хорошо, – проговорил офицер с угрозой, и, повернув лошадь, поехал прочь рысью, трясясь на седле.
    – Собака на забог"е, живая собака на забог"е, – сказал Денисов ему вслед – высшую насмешку кавалериста над верховым пехотным, и, подъехав к Ростову, расхохотался.
    – Отбил у пехоты, отбил силой транспорт! – сказал он. – Что ж, не с голоду же издыхать людям?
    Повозки, которые подъехали к гусарам были назначены в пехотный полк, но, известившись через Лаврушку, что этот транспорт идет один, Денисов с гусарами силой отбил его. Солдатам раздали сухарей в волю, поделились даже с другими эскадронами.
    На другой день, полковой командир позвал к себе Денисова и сказал ему, закрыв раскрытыми пальцами глаза: «Я на это смотрю вот так, я ничего не знаю и дела не начну; но советую съездить в штаб и там, в провиантском ведомстве уладить это дело, и, если возможно, расписаться, что получили столько то провианту; в противном случае, требованье записано на пехотный полк: дело поднимется и может кончиться дурно».
    Денисов прямо от полкового командира поехал в штаб, с искренним желанием исполнить его совет. Вечером он возвратился в свою землянку в таком положении, в котором Ростов еще никогда не видал своего друга. Денисов не мог говорить и задыхался. Когда Ростов спрашивал его, что с ним, он только хриплым и слабым голосом произносил непонятные ругательства и угрозы…
    Испуганный положением Денисова, Ростов предлагал ему раздеться, выпить воды и послал за лекарем.
    – Меня за г"азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг"ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он.
    Пришедший полковой лекарь сказал, что необходимо пустить кровь. Глубокая тарелка черной крови вышла из мохнатой руки Денисова, и тогда только он был в состоянии рассказать все, что с ним было.
    – Приезжаю, – рассказывал Денисов. – «Ну, где у вас тут начальник?» Показали. Подождать не угодно ли. «У меня служба, я зa 30 верст приехал, мне ждать некогда, доложи». Хорошо, выходит этот обер вор: тоже вздумал учить меня: Это разбой! – «Разбой, говорю, не тот делает, кто берет провиант, чтоб кормить своих солдат, а тот кто берет его, чтоб класть в карман!» Так не угодно ли молчать. «Хорошо». Распишитесь, говорит, у комиссионера, а дело ваше передастся по команде. Прихожу к комиссионеру. Вхожу – за столом… Кто же?! Нет, ты подумай!…Кто же нас голодом морит, – закричал Денисов, ударяя кулаком больной руки по столу, так крепко, что стол чуть не упал и стаканы поскакали на нем, – Телянин!! «Как, ты нас с голоду моришь?!» Раз, раз по морде, ловко так пришлось… «А… распротакой сякой и… начал катать. Зато натешился, могу сказать, – кричал Денисов, радостно и злобно из под черных усов оскаливая свои белые зубы. – Я бы убил его, кабы не отняли.
    – Да что ж ты кричишь, успокойся, – говорил Ростов: – вот опять кровь пошла. Постой же, перебинтовать надо. Денисова перебинтовали и уложили спать. На другой день он проснулся веселый и спокойный. Но в полдень адъютант полка с серьезным и печальным лицом пришел в общую землянку Денисова и Ростова и с прискорбием показал форменную бумагу к майору Денисову от полкового командира, в которой делались запросы о вчерашнем происшествии. Адъютант сообщил, что дело должно принять весьма дурной оборот, что назначена военно судная комиссия и что при настоящей строгости касательно мародерства и своевольства войск, в счастливом случае, дело может кончиться разжалованьем.
    Дело представлялось со стороны обиженных в таком виде, что, после отбития транспорта, майор Денисов, без всякого вызова, в пьяном виде явился к обер провиантмейстеру, назвал его вором, угрожал побоями и когда был выведен вон, то бросился в канцелярию, избил двух чиновников и одному вывихнул руку.
    Денисов, на новые вопросы Ростова, смеясь сказал, что, кажется, тут точно другой какой то подвернулся, но что всё это вздор, пустяки, что он и не думает бояться никаких судов, и что ежели эти подлецы осмелятся задрать его, он им ответит так, что они будут помнить.
    Денисов говорил пренебрежительно о всем этом деле; но Ростов знал его слишком хорошо, чтобы не заметить, что он в душе (скрывая это от других) боялся суда и мучился этим делом, которое, очевидно, должно было иметь дурные последствия. Каждый день стали приходить бумаги запросы, требования к суду, и первого мая предписано было Денисову сдать старшему по себе эскадрон и явиться в штаб девизии для объяснений по делу о буйстве в провиантской комиссии. Накануне этого дня Платов делал рекогносцировку неприятеля с двумя казачьими полками и двумя эскадронами гусар. Денисов, как всегда, выехал вперед цепи, щеголяя своей храбростью. Одна из пуль, пущенных французскими стрелками, попала ему в мякоть верхней части ноги. Может быть, в другое время Денисов с такой легкой раной не уехал бы от полка, но теперь он воспользовался этим случаем, отказался от явки в дивизию и уехал в госпиталь.

    В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова.
    Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище.
    В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке.
    Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер.
    – Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него.
    – Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова.
    – Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных.
    – Отчего? – спросил Ростов.
    – Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши.
    Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова.
    – Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру.
    Фельдшер имел измученный вид. Он, видимо, с досадой дожидался, скоро ли уйдет заболтавшийся доктор.
    – Майор Денисов, – повторил Ростов; – он под Молитеном ранен был.
    – Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера.
    Фельдшер однако не подтвердил слов доктора.
    – Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор.
    Ростов описал наружность Денисова.
    – Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев?
    – Списки у Макара Алексеича, – сказал фельдшер. – А пожалуйте в офицерские палаты, там сами увидите, – прибавил он, обращаясь к Ростову.
    – Эх, лучше не ходить, батюшка, – сказал доктор: – а то как бы сами тут не остались. – Но Ростов откланялся доктору и попросил фельдшера проводить его.
    – Не пенять же чур на меня, – прокричал доктор из под лестницы.
    Ростов с фельдшером вошли в коридор. Больничный запах был так силен в этом темном коридоре, что Ростов схватился зa нос и должен был остановиться, чтобы собраться с силами и итти дальше. Направо отворилась дверь, и оттуда высунулся на костылях худой, желтый человек, босой и в одном белье.

    Я живу в старом русском городе Вологда. В нашем классе учатся русские ребята. У нас в классе есть: Светлана, Марина, Кристина, Александр, Василий, Алексей. Это красивые русские имена. А моё полное имя звучит так: Магамед-Мустафа. Мои одноклассники заинтересовались, а почему у меня такое необычное имя. И я с гордостью ответил им: «Я – даргинец!»

    «Кто такие даргинцы?»- этот вопрос задали мне мои одноклассники.

    Даргинцы – это народность в Дагестане. Даргинцы живут в горах Кавказа. Горные селения даргинцев в основном скученные, террасообразные, в предгорье расселение более свободное, дома имеют большие дворы. Мужская традиционная одежда - рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы-накидки, кожаная и войлочная обувь; женская одежда - платье-рубаха, широкие или узкие штаны, в ряде селений платье типа архалука, различные шубы и кожаная обувь; головной убор - чухта (имел локальные варианты) и покрывало, богато отделанные серебряными украшениями и вышивками.

    Конечно, сейчас такую одежду надевают только по специальным случаям, на праздники. Традиционная пища - мучная и мясо-молочная, а также овощи, фрукты, зелень, ягоды.

    Даргинцы хранят традиции и обычаи своих предков. Вот некоторые из них:

    1. Традиционно детям давались и даются имена умерших родственников: родителей, братьев, сестер.

    2. Традиция нарекать именем пророков, святых, наиболее чтимых предков, особенно родителей, сестер, братьев, уважаемых людей, друзей семьи выражается в пожеланиях: «Расти джигит! Будь похожим на того, чьим именем тебя нарекли!», «Пусть твое имя будет свято!», «Пусть это имя прославится на века!».

    3. Если человек совершает какой-то поступок, заслуживающий с точки зрения дагестанской этики поощрения или наказания, то это ставят в заслугу или в вину не только ему, но и относят также и на счет всех его ближайших родственников. Поэтому человек старается не ударить лицом в грязь, не осрамить своих родственников, не совершить ничего такого, что заставило бы последних по его вине, как выражаются даргинцы, «опустить голову», «почернеть лицом».

    4. Ценностное отношение к дому, семье зафиксировано в пожеланиях «Дом твой да будет полон пшеницей и тобой», «Чтоб всегда в доме было изобилие», «Пусть дом будет полон, поля расцветут, будет достаток!», «Благословение да достанется твоему дому!», «Чтобы дом твой здравствовал!».

    5. В доме, где останавливается гость, должен царить покой и порядок. Лучшая постель, лучшая пища, лучшее место за столом - для гостя.

    6. Любовь, уважение, внимание к старости слышится в благопожеланиях: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии!», «Да исполнятся желания вашей души!», «Счастливой тебе старости!», «Дай аллах тебе для нас жить даст!».

    7. Мальчики воспитываются как будущие хозяева, главы семьи. Большое значение придают физическому развитию ребят, которые с детства занимаются спортом, упражняясь в силе и мужестве.

    Традиции даргинцев живут и в нашей семье.

    2. Моя малая Родина

    Моя Родина, там, где я родился, где родились мои родители и родители моих родителей. Это село Верхние Убеки в далёком Дагестане. Летом мы всей семьёй уезжаем на Родину. Я очень люблю своё село. Вот, что мне рассказала мама об истории селения Убеки: «Когда - то земли нашего селения были совсем пусты. И вот приехал туда один мужчина, звали его Убек. Так ему понравилась красота гор и реки, что он решил остаться там жить. В честь него и носит имя наше село».

    Я тоже люблю наши горы, чистый воздух, ласковое Каспийское море.

    Летом мы с братом купаемся в море, загораем на тёплом песке, собираем ракушки, бегаем в горы, знаем там каждый камушек. А в августе лакомимся первым виноградом, его гроздья свисают прямо над головой.

    3. Даргинская семья.

    «Моя семья – моя гордость» - это может сказать каждый даргинец. Моя семья дружная и крепкая. Моего отца зовут Хайдарбек Чанкаевич Магамедов, а маму - Амурилова Амилат Абдулаевна. У меня есть брат Чанка. По традиции нашего народа он носит имя нашего деда Чанки Магамедова. Дед был чабаном, у него было своё стадо из овец и коз. Дед каждый день выводил их на луга. К сожалению, я не успел познакомиться с дедом, он не дожил до моего рождения.

    Другого деда звали Абдулла Амурилов. Он был учителем в нашем селе. Дома у дедушки было много овец, коз и лошадей. Дед Абдулла был хорошим наездником. Он часто принимал участие в скачках и занимал первые места. Деда уважали и любили не только в нашем селе, но и в других сёлах. Абдулла Амурилов слыл человеком щедрым. Мог подарить овцу совсем чужим людям. А ещё дед Абдулла любил петь. На свадьбах он брал гармошку и пел песни на разных языках. Легко танцевал традиционный «цудахарский» танец и, конечно, лезгинку.

    Бабушки Умаган Гаджиевна и Патимат Кунниевна живы и здоровы. Я их очень люблю. Летом я, как настоящий мужчина, всегда помогаю им по хозяйству: воду набираю, огород поливаю, собираю урожай.

    Наши родители стараются растить нас с братом в традициях нашего народа. Нам с братом дали имена наших родственников. Я занимаюсь дзю-до, ведь настоящий даргинец должен уметь постоять за себя и за свою семью.

    И я, и Чанка стараемся учиться хорошо и получать только 4 и 5, чтобы родителям было не стыдно за нас, чтобы они не «опустили голову» и не «почернели лицом». У нас с братом есть свои обязанности по дому, и мы никогда не отлыниваем от них, выполняем любое поручение родителей. Слово отца для нас закон, мы слушаемся не потому что боимся папу, а пото- му что уважаем его, так принято в нашем роду. Конечно, мы с братом ещё дети, но многие традиции и обычаи мы уже переняли от наших родителей.

    Весной на празднике «Масленница» в нашем классе мы с братом танцевали зажигательную лезгинку. Наши одноклассники и родители аплодировали нам. Мы с братом научились танцевать в родном селе. Когда в селе проходят свадьбы, то на них танцуют все от старцев до совсем маленьких ребят.

    На свадьбах в даргинских сёлах соблюдаются почти все старые обычаи и традиции. Я видел и запомнил такой обычай: на второй день свадьбы все мужчины заходят в комнату, где сидит невеста и бросают деньги у кого, сколько есть, а невеста угощает их орехами и конфетами. В третий день свадьбы невеста угощает всех друзей жениха блюдом «Хинкал», которое приготовила сама.

    Старинный обычай, который соблюдается и в наши дни: когда в семье рождается мальчик, то отец режет барана и собирает всех родственников и друзей.

    Даргинцы - верующий народ, мы – мусульмане. В даргинской семье строго соблюдаются мусульманские правила. Наш папа помогает нам с братом изучать Коран. Мы стараемся соблюдать все мусульманские праздники. В эти дни читают Коран и молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают пожертвования, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого.

    Многие традиции даргинцев живут в нашей семье. Ведь пока мы помним обычаи наших предков, они живут рядом с нами. Даже сейчас, когда наша семья далеко от родных мест, мы соблюдаем традиции нашего народа.

    В своей работе я рассказал о том, что такое даргинская семья. В заключении я хочу сказать, что, даже находясь далеко от своей Родины мы, Чанкаевы, храним и соблюдаем обычаи и традиции своих предков.

    Даргинцы – коренные жители Дагестана. Первое упоминание о даргинцах (самоназвание – дарган) относится к XV веку. Уже в XVI веке сложились три типа даргинцев, различающихся по месту проживания и занятиям: нижнепредгорный, среднегорный и высокогорный.

    В начале XIX века Дагестан был включён в состав Российской Империи, что привело к началу так называемой освободительной войны. Даргинцы принимали в ней участие на стороне Шамиля, но не активное (из-за сильной зависимости от русских). Однако во время антиколониального восстания 1877 года они уже были более воинственны.

    В 1921 году даргинцы вместе другими народами оказались в составе Дагестанской АССР. После этого часть даргинцев переселилась . В 1991 году была образована Республика Дагестан.

    Быт даргинцев

    Основным занятием даргинцев были и остаются и скотоводство (в основном крупный рогатый скот и овцы). Разница между прошлым и настоящим заключается лишь в том, что теперь в этих отраслях внедряются новые высокопродуктивные культуры и породы.

    Традиционно даргинцы жили сельской общиной, которая имела местное название джамаат. Общины объединялись в союзы сельских обществ. Часть их в свою очередь входила в Аку-шимскую конфедерацию.

    В настоящее время среди долгинцев распространены малые семьи, хотя ещё в прошлом веке встречались большие неразделённые. В Дагестане также распространены тухумы — группы семей, ведущих происхождение от одного предка. Горные селения даргинцев в основном скученные, террасообразные.

    Основной тип горного жилища в горах и предгорьях — многоэтажные дома с плоской крышей. В советские времена были построены достаточно современные селения с многоэтажными домами.

    Мужская традиционная одежда даргинцев походит на одежду других народов Северного Кавказа: рубаха, штаны, бешмет, бурка, шуба-накидка, кожаная и войлочная обувь, чухта (головной убор).

    Основная традиционная пища даргинцев мучная, мясная, молочная. В качестве дополнения в рацион также входили овощи, фрукты, зелень, ягоды. Одно из национальных блюд даргинской (северокавказской) кухни – чуду. Это пирог, приготавливаемый из пресного теста с разного рода начинкой — мясной, творожной, овощной. Чуду могут быть как закрытыми, так и полузакрытыми, наподобие больших ватрушек. Как и все народы Кавказа, даргинцы сдержаны в пище, но гостеприимны.

    Основные виды даргинского фольклора: предания, легенды, сказки, пословицы и поговорки, героические песни. Сохранились некоторые древние обряды.

    Из развита обработка шерсти, металла, дерева, камня, кожи. Разные виды творчества развивались в определённой местности. Так, высоко ценилось оружие из Кубачи, Харбука и Амузги, гончарные изделия из Сулевкента, деревянные орудия и домашняя утварь из Кайтага и так далее.

    Туризм в Республике Дагестан стремительно развивается, предлагая обширные возможности для отдыха и посещения достопримечательностей. Туристов привлекают многочисленные памятники природы, архитектуры и истории, а также культура этнического сообщества. Республика находится в северо-восточной части Кавказа, вдоль побережья Каспийского моря. Крупнейшее в мире озеро было названо морем из-за своих размеров. Оно стало одним из самых популярных мест для отдыха на благодаря теплому климату и великолепным песчаным пляжам. Туристические базы, гостиницы и санатории постоянно модернизируются, поэтому на отдыхе в Дагестане в 2019 году были практически заполнены.

    Туристические возможности в Дагестане

    Одним из уникальных уголков Дагестана является гора Шалбуздаг. Она является одной из самых высоких вершин юго-восточной части Главного Кавказского хребта. Гора имеет уникальную конусообразную вершину, напоминая своими очертаниями вулкан. Туристы часто взбираются на гору Ярыдаг, которая находится в Докузпаринском районе. Это место идеально подходит для любителей экстремальных видов спорта и альпинизма. Планируя отдых в Дагестане , стоит посетить Хучнинский водопад, расположенный в Табасаранском районе. После отдыха на водопаде можно отправиться в легендарную крепость «Семи братьев и сестры», которая была сооружена в XVII веке.

    Уникальным памятником природы также является Карадахская теснина, получившая название «Ворота чудес». Туристам также рекомендовано посетить Сулакский каньон, водопад Тобот, песчаный бархан «Сары-Кум» и пр. Туризм в Дагестане позволяет посетителям республики ознакомиться с многочисленными объектами культурного наследия. На территории расположено более 6000 памятников культуры, архитектуры и истории. Отправляясь в Каспийск в Дагестане, отдых можно организовать на побережье Каспийского моря, а также ознакомиться с достопримечательностями города. Туристов также привлечет древнейший город Дербент, впечатляющий архитектурно-ландшафтными ансамблями.

    Выбор туристического маршрута по Дагестану

    Туристический портал Welcome Dagestan поможет посетителям выбрать места для отдыха в Дагестане, гостиницы, рестораны, экскурсии и мероприятия. Пользователи ознакомятся с отзывами туристов и убедиться в безопасности выбранного тура. На туристическом портале WelcomeDagestan.ru представлена полезная информация о местах и достопримечательностях республики.