• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    6.3. Интонация обособления

    Обособление одного или нескольких членов предложения – это выделение их в устной речи с помощью интонации, а на письме – с помощью запятых или тире.

    Интонацию обособленных членов можно назвать интонацией обособления. Обособленный оборот является отдельной фразой восходящего или нисходящего тона, то есть имеет интонационное ударение, и выделяется паузами. Обособленные обороты могут находиться в начале, в конце или в середине предложения, в соответствии с этим меняется интонационная модель предложения:

    1) Поражённый страхом (повышение тона, пауза), я иду за матушкой (обособленный оборот находится в начале предложения и является фразой восходящего тона).

    2) Мы вошли в рощу (повышение тона, пауза), влажную от дождя (обособленный оборот находится в конце предложения и является фразой нисходящего тона).

    3) Разговор его (повышение тона, пауза), свободный и любезный (повышение тона, пауза), вскоре рассеял мою застенчивость (обособленный оборот находится в середине предложения и является фразой восходящего тона).

    Вводная часть

    6.4. Разделительная интонация

    Примером разделительной интонации является интонация простого предложения, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым. В этом случае предложение состоит из двух фраз восходящего и нисходящего тона, которые разделяются увеличенной паузой.

    Тире обозначает увеличенную паузу (ПЗ 3) на месте пропуска глаголя-связки быть между подлежащим и составным именным сказуемым. Группа подлежащего обычно составляет фразу восходящего тона, а группа сказуемого – фразу нисходящего тона, например:

    Наш долг (ПЗ 3) – защищать крепость.

    6.5. Предупредительная, или пояснительная, интонация

    Предупредительную, или пояснительную, интонацию удобно рассмотреть на примере бессоюзного сложного предложения. При предупредительной интонации в конце первого предложения делается понижение тона и значительно увеличенная (предупредительная) пауза (ПЗ 3), далее следует второе предложение с собственной интонацией. Предупредительная интонация соответствует двоеточию и имеет значение последующего пояснения, изъяснения или следственно-причинных отношений:

    Забил снаряд я в пушку туго и думал (ПЗ 3): угощу я друга (изъяснение).

    Она несла чашку какао и, поставив её перед Павлом Петровичем, вся застыдилась : (ПЗ 3), горячая краска разлилась алой волной по её миловидному лицу (пояснение).

    Нередко я плакал , читая (ПЗ 3): так хорошо рассказывалось о людях (следствие – причина).

    6.6. Присоединительная интонация

    Если присоединительный член находится в конце предложения, то он имеет собственную интонацию в соответствии со своей структурой (например, интонацию однородных членов). Перед присоединительным членом делается понижение тона, как в конце предложения, но пауза (ПЗ 3) имеет меньшую длительность, по сравнению с паузой между предложениями или паузой в случае предупредительной интонации:

    Мы зашли в ельник (ПЗ 3) – тёмный, пропахший запахом хвои (присоединительный член является однородным рядом определений с перечислительной интонацией).

    От этого зависит наше счастье (ПЗ 3) – настоящее и будущее (присоединительный член является однородным рядом определений, соединенных союзом И и составляющих одну фразу нисходящего тона).

    6.7. Исключительная интонация

    Исключительная интонация применяется в предложениях с присоединительными членами, которые в середине предложения обособляются с помощью тире. В этом случае присоединительный член предложения является отдельной фразой с изменённым темпом речи и выделяется с двух сторон увеличенными паузами (ПЗ 3), например:

    Посидели (ПЗ 3) – больше для приличия (ПЗ 3) – несколько минут .

    Исключительная интонация с измененным темпом речи применяется также для выделения вводных предложений и вставных конструкций, при этом распространенные вставные конструкции представляют собой высказывания второго плана с собственной интонацией:

    Мой приход – я, конечно, это мог заметить – смутил гостей.

    Вводная часть

    Тема 7. Постановка основных знаков препинания в соответствии с интонацией

    В приведенной ниже обобщенной таблице показано соответствие между видом синтаксических конструкций, интонацией и используемыми знаками препинания.

    Знак препинания

    Вид интонации

    Вид синтаксической конструкции

    Примеры

    Запятая

    перечислительная

    однородные члены в простом предложении

    Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой.

    перечислительная параллельная

    независимые простые предложения в составе бессоюзного сл. предложения

    Но вот набежал ветер, зашумели деревья.

    интонация обособления

    обособленные члены предложения, вводные слова, обращения, междометия

    По степи, не успевшей остыть за ночь, опять тянет тёплый ветер. Барин, не прикажешь ли воротиться?

    интонация сложного предложения

    сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

    Солнце спряталось, и от оврага повеяло холодом. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

    Тире

    разделительная

    между подлежащим и сказуемым

    Доброе дело – правду творить смело.

    разделительная

    неполные, эллиптические предложения

    разделительная

    Подсолнухи, акация, сухая трава – всё было покрыто пылью.

    разделительная

    Ввысь взлетает Сокол – жмётся Уж к земле.

    присоединительная

    обособленные члены в конце предложения

    Мы поехали на Кавказ – к морю, к солнцу, к живописным горам.

    (замена двоеточия)

    присоединительная

    бессоюзное сложное предложение (пояснение и изъяснение)

    Ясно одно – оставаться здесь опасно. Иногда я думаю – надо бежать.

    (замена двоеточия)

    присоединительная

    при наличии обобщающего слова

    И теперь всё это– и плёс, и мельница, и уютные берега – принадлежало инженеру.

    исключительная

    при обособлении членов предложения в середине предложения

    Вдали виднелась высокая – трубой – соболья шапка боярина.

    исключительная

    вставные конструкции в середине и в конце предложения

    Однажды – не помню почему - спектакля не было.

    Двоеточие

    после обобщающего слова

    Ах, я не верю ничему: ни снам, ни сладким увереньям.

    пояснительная, или предупредительная

    бессоюзное сложное предложение

    Таких примеров много в мире: не любит узнавать себя никто в сатире.

    Вводная часть

    Тема 8. Вывод

    Приведенный обзор синтаксических конструкций позволяет сделать вывод о возможности проведения комплексного интонационно-грамматического анализа при пунктуационном оформлении текста. Такой метод имеет преимущество по сравнению с обычным грамматическим анализом, так как пунктуационные задачи решаются с применением интонационных схем, без заучивания большого количества правил.

    Тема 9. Краткая история русской пунктуации (историческая справка)

    1. Знаки препинания и их употребление до XVIII века

    В древнерусской письменности текст не членился на слова и предложения, однако уже тогда встречались такие знаки препинания, как точка, крест, волнистая черта. Они делили текст на смысловые отрезки или обозначали остановку в работе писца, однако в дальнейшем эти знаки не получили широкого распространения. Начиная с XVI века в рукописных изданиях утверждается принцип раздельного написания слов, а позднее - использование знаков препинания между словами, предложениями и другими синтаксическими конструкциями.

    Большое значение для развития пунктуации имело введение книгопечатания. В середине XV века итальянские типографы Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, которая была принята в основных чертах большинством стран Европы и существует до сих пор.

    Современная русская пунктуация является результатом длительного и сложного взаимодействия той пунктуационной системы, которая была установлена в европейских странах после введения книгопечатания, и тех приёмов употребления знаков, которые складывались в русской письменности с XVIII столетия и до настоящего времени.

    2. Краткая характеристика знаков препинания

    Точка

    Древнейшим знаком препинания является точка, которая встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Различались точки разного вида: срока - точка в середине строки и собственно точка, которая ставилась внизу, причем они могли быть разного размера и цвета.

    Вопросительный знак

    В русском языке XVI-XVIII веков вопросительный знак назывался «точка вопросительная». Он отмечен в печатных книгах XVI века, однако для выражения вопроса закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] употреблялся знак [;].

    Восклицательный знак

    Восклицательный знак назывался «точка удивления». Правила постановки «удивительного знака» определяются в «Российской грамматике»

    М. В. Ломоносова (1755) .

    Запятая

    Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая (от глагола пять в значении держать, останавливать ), этот знак встречается уже в XV веке. Запятая указывала на незаконченность действия и давала возможность говорящему сделать паузу при чтении.

    Двоеточие

    Двоеточие как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания , Мелетия Смотрицкого (1619) , а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).

    Вводная часть

    Тире

    Одним из названий тире является «молчанка», так как знак обозначает паузу в речи. Считается, что тире изобрёл Н.М. Карамзин, однако он лишь способствовал его популяризации. Впервые знак тире описан в 1797 году в «Российской грамматике» А. А. Барсова.

    Скобки

    Скобки назывались «вместительным» знаком, они встречаются в письменных памятниках с XVI века.

    3. Разработка теоретических основ постановки знаков пунктуации в XVIII веке

    Сформировавшаяся в основных чертах к XVIII веку система знаков препинания требовала разработки определённых правил их употребления. Ещё в XVI – XVII веках наблюдались первые попытки теоретически смыслить постановку пунктуационных знаков (Максим Грек, Лаврентий Зизаний, Мелетий Смотрицкий).

    Начало научной разработке русской пунктуации положил М. В. Ломоносов. В своём труде «Российская грамматика», написанном в 1755 году, он даёт точный перечень имеющихся знаков препинания, излагает правила их употребления в соответствии со смысловой и грамматической основой текста. Ломоносов впервые подвел теоретический фундамент под практически уже существовавшую пунктуацию, сведя все правила употребления знаков препинания к единому семантико-грамматическому принципу.

    4. Академический свод правил пунктуации Грота

    Наибольшая заслуга в упорядочении русской пунктуации в XIX веке принадлежит академику Я. К. Гроту, чей труд «Русское правописание» стал первым в России академическим сводом правил орфографии и пунктуации и выдержал 20 изданий до 1917 года. Грот подробно излагает историю и принципы русского письма, дает научно систематизированный и теоретически осмысленный свод правил, подводя итог исканий предшествующих авторов. Пунктуационные правила Грота в своей основе, с небольшими изменениями, действуют и в настоящее время. В «Правилах русской орфографии и пунктуации» 1956 года лишь уточнены некоторые противоречия и неясности и рассмотрены ранее нерегламентированные случаи.

    5. Развитие теории русской пунктуации в XX веке

    В первой половине XX века вопросам пунктуации уделяли внимание в своих работах А. М. Пешковский, Л. В. Щерба и некоторые другие лингвисты, а во второй половине XX века появились фундаментальные исследования А. Б. Шапиро. Однако и сейчас теория пунктуации недостаточно изучена и не соответствует общему теоретическому уровню языкознания. До настоящего времени у лингвистов, работающих в этой области, нет единой точки зрения на основы современной пунктуационной системы. Одни учёные придерживаются точки зрения, что русская пунктуация базируется на смысловой основе, другие – на грамматической, третьи – на семантико-грамматической, четвёртые – на интонационной.

    Однако, несмотря на теоретические разногласия учёных, принципиальные основы русской пунктуационной системы остаются неизменными, что говорит о ее функциональной достаточности и устойчивости. В то же время отдельные правила периодически уточняются и конкретизируются в связи с развитием грамматической теории, а также русского языка в целом.

    § 1. Тире между подлежащим и составным именным сказуемым

    §1. Тире между подлежащим и составным именным сказуемым

    ГРАММАТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

    1. Способы выражения именной части составного именного сказуемого

    Составное именное сказуемое обычно состоит из глагольной связки БЫТЬ в нужной форме и именной части, выраженной существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием, именным словосочетанием, а также неопределённой формой глагола, например:

    Белый медведь – настоящий хозяин Арктики (существительное). Море чудесное, синее, нежное (полное прилагательное). Всё неизвестное величественно (краткое прилагательное). Правда необычнее вымысла (прилагательное в сравнительной степени). Мой дядя самых честных правил (словосочетание). Вишнёвый сад – мой ! (местоимение). Большая Медведица – семь ярких звёзд (счётный оборот). Жизнь прожить – не поле перейти (инфинитив).

    Примечание. В приведенных примерах глагольная связка БЫТЬ в форме настоящего времени отсутствует.


    Дополнение учителя. Бессоюзные сложные предложения широко употребляются в художественных произведениях и разговорной речи. Они в большинстве своём передают одновременность событий, явлений, фактов, создавая яркие картины природы, общественной жизни, раскрывая внутреннее состояние человека. Особую сжатость и выразительность придают бессоюзные конструкции стихотворной речи.

    3. В упр. 187 читаются выразительно пословицы с соблюдением интонации сопоставления. Учитель обращает внимание на особенности интонации: первая часть заканчивается небольшим повышением голоса, вторая - понижением. Учащиеся приводят два-три примера пословиц, выраженных бессоюзными сложными предложениями со значением сопоставления.

    Дополнение учителя. В пословицах и поговорках сложные бессоюзные предложения помогают кратко, сжато и лаконично выразить сопоставительные, причинно-следственные, условные и другие смысловые отношения.

    4. В упр. 188 читаются выразительно пословицы с причинно-следственными и пояснительными отношениями между частями с соблюдением предупредительной интонации.

    5. Конструирование.

    На доске записаны три простых предложения:

    Солнце садилось. Ветер крепчал. Закат разгорался пурпуром.

    Задание: из трёх простых предложений надо составить сначала бессоюзное сложное предложение, в котором простые предложения будут разделены запятыми, потом бессоюзное, в котором есть точка с запятой, сопоставить их и объяснить знаки препинания и стилистическое использование.

    Дополнение учителя. Чтобы всё высказывание отличалось живостью темпа речи, предпочтительнее разделить предложения запятой. Использование точки с запятой замедляет темп речи, изменяет стилистическую окраску фразы.

    6. Речевая разминка. Учащиеся пишут сочинение-миниатюру «Зимнее утро» с оправданным использованием бессоюзных сложных предложений.
    V . Итог урока. Учитель может подвести его в вопросо-ответной беседе:

    Понятна ли тема?

    Какое самое важное средство связи в данном виде сложных предложений?
    V I. Домашнее задание: § 31, 32, упр. 189, 190 (устно), составить восемь бессоюзных сложных предложений на тему «Первый снег».

    Урок 46. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении (§ 33)

    Цели урока: 1) познакомить учащихся с условиями постановки запятой и точки с запятой между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления; 2) научить определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации, различать простые предложения с однородными членами, связанными только перечислительной интонацией, и бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, правильно ставить необходимые знаки препинания (запятую, точку с запятой) между частями бессоюзного сложного предложения, обосновывать условия выбора знака препинания между его частями, составлять бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо ставить запятую и точку с запятой.
    I . Проверка домашнего задания.

    Первый ученик читает бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, причинным, условным (упр. 189), произносит эти предложения с нужной интонацией. Класс оценивает ответ.

    Второй ученик читает афоризмы Козьмы Пруткова, выражая с помощью интонации смысловые отношения. Класс рецензирует чтение.

    Учащиеся читают составленные дома бессоюзные сложные предложения на тему »Первый снег», учитель следит за произношением предложений, делает замечания, обращает внимание на особенности интонации бессоюзных сложных предложений со значением перечисления, сопоставления, причины, пояснения.
    II. Актуализация опорных знаний учащихся.

    1. На доску проецируются предложения с пропущенными буквами и знаками препинания.
    1) Люди рады лету а пчела - цвету.

    2) Если пч..лы утром играют будет ясный день.

    3) Если с ран..его утра пч..лы отправляются за добычей значит будет хороший день.

    4) На всякий цветок пчела сади..ся но не (со)всякого цветка поноску б..рёт.

    5) Когда летние птиц.. ул..тают (с)ними уходит и лето.
    Задания:

    1. Запишите предложения, расставляя знаки препинания и пропущенные буквы.

    2. Составьте схему каждого предложения.
    III. Объяснение нового материала.

    На доске записаны предложения.
    1) Солнце не показывалось четыре дня, ураганный ветер перемешивал солёную водяную пыль с потоками проливного дождя. (И. А. Ефремов)

    2) Вдруг вся физиономия волка изменилась; он вздрогнул, увидав ещё, вероятно, никогда не виданные им человеческие глаза, устремлённые на него. (Л. Н. Толстой)
    Учащиеся выразительно читают предложения, соблюдая особенности интонации, определяют смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, объясняют постановку знаков препинания. Девятиклассники делают вывод, что в первом предложении части сложного предложения обозначают перечисление одновременных явлений. Запятая требует прочтения с короткими паузами между предложениями.

    Интонация второго предложения отличается от предшествующего: точка с запятой предполагает значительную паузу и понижение голоса между его частями. Предложение читается в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом.

    Рекомендации учителю: обратите внимание на то, что главным признаком, определяющим выбор запятой или точки с запятой, являются смысловые отношения между частями сложного предложения и степенью их распространённости, что иногда точка с запятой ставится и в том случае, когда внутри частей бессоюзного сложного предложения нет знаков препинания из-за слабой связи частей по смыслу, более самостоятельных по отношению друг к другу.

    Девятиклассники читают теоретический материал на с. 126-127.
    I V . Закрепление материала.

    1. Выборочный диктант по упр. 191.

    Учащиеся выписывают из упр. 191 сначала простые предложения с однородными членами, а затем бессоюзные сложные предложения, расставляют пропущенные знаки препинания.

    2. Конструирование.

    В упр. 193 конструируются предложения следующих типов:

    а) простое предложение с однородными членами (без союзов);

    б) бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить запятые;

    в) бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить точку с запятой.

    3. Лингвистический эксперимент.

    На доску проецируются сложные бессоюзные предложения из произведения М. Ю. Лермонтова.
    1) Раз, осенью, пришёл транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти.

    2) По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники.

    3) Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к её двери.

    4) Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман, едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить.
    Задания:

    1. Выясните смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений, обоснуйте постановку точки с запятой.

    2. Вставьте в предложения союзы, определите, какие изменения проявились в предложениях.

    Девятиклассники делают вывод, что после вставки союзов предложения теряют свою первоначальную выразительность.
    Тестовые задания

    1. Укажите бессоюзное сложное предложение.

    а) Это путешествие, я надеюсь, вам понравится.

    б) Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.

    в) Нынче жарко, парит, на дворе тепло.

    г) Днём жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака.

    Ответ: в, г.
    2. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором между простыми предложениями следует поставить запятые.

    а) Заря прощается с землёю

    Ложится пар на дне долин

    Смотрю на лес, покрытый мглою,

    И на огни его вершин.

    б) Только песне нужна красота

    Красоте же и песен не надо.

    в) Соловей поёт себя тешит.

    г) Было так из тьмы глубокой,

    Огненный взметнув клинок,

    Луч прожектора протоку

    Пересёк наискосок.

    Ответ: а, б.
    3. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором между простыми предложениями следует поставить точку с запятой.

    а) Прошумели весенние воды

    Загремели весёлые грозы

    В одеяньях воскресшей природы

    Расцвели гиацинты и розы.

    б) Она [Настя] с усилием подняла глаза и тотчас отвела их Гоголь смотрел на неё, усмехаясь.

    в) Река вьётся вёрст на десять, тускло синея сквозь туман за ней водянисто-зелёные луга.

    г) А когда снова увидел свою картину, не поверил глазам вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля.

    Ответ: в.
    V . Домашнее задание: § 33, упр. 194.

    Урок 47. Подробное изложение «Деревня Маниловка и её хозяин» (с дополнительным заданием - упр. 192)
    I . Работа над содержанием текста.

    1. Определите стиль и тип текста. Какова его основная мысль и как она выражена?

    2. Какие по строению предложения использует писатель, чтобы нарисовать картину деревни Маниловки?

    3. Какие предметы этой общей картины описываются в каждом из бессоюзных сложных предложений?
    II. Пунктуационный разбор текста: учащиеся объясняют знаки препинания (запятую или точку с запятой) в бессоюзных сложных предложениях.
    III. Устные ответы на дополнительный вопрос:

    О каких чертах характера помещика Манилова говорит описание его поместья?
    I V . Письменное изложение «Деревня Маниловка и её хозяин».

    Урок 48. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (§ 34)

    Цели урока: 1) познакомить учащихся с условиями постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях; уяснить текстообразующую роль бессоюзных сложных предложений с пояснительными, изъяснительными и причинно-следственными отношениями; 2) научить произносить указанные предложения с предупредительной интонацией, определять смысловые отношения между его частями (причина, пояснение, дополнение), правильно ставить необходимые знаки препинания, обосновывать условия их выбора, составлять бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо поставить двоеточие, понимать текстообразующую роль бессоюзных сложных предложений.
    I . Анализ изложений, работа над ошибками, допущенными в изложении.
    II. Объявление темы и целей урока.

    1. Учащиеся анализируют материал на с. 129-130 и отвечают на вопросы:

    В каких бессоюзных сложных предложениях вторая часть поясняет, раскрывает, конкретизирует содержание первой части?

    Какой разделительный знак употреблен в этих бессоюзных предложениях?

    Как назван в тексте этот знак? Почему?

    2. Учащиеся анализируют теоретические сведения на с. 130-131 учебника, знакомятся с условиями постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях.


    Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

    Условия постановки

    Примеры

    1. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части (между обеими частями можно поставить союз потому что )

    1. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (И. С. Тургенев)

    2. Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание всей первой части или каких-либо её членов (между обеими частями можно поставить союз а именно )

    2. Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (А. А. Фадеев)



    3. Вторая часть поясняет сказуемое первой части (между обеими частями можно поставить союз что или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что )

    3. а) Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (И. С. Тургенев)

    б) Серёжка оглянулся: пожар охватывал школу всё больше и больше. (А. А. Фадеев)


    III. Закрепление материала.

    1. Упр. 195 учащиеся выполняют устно: читают выразительно бессоюзные сложные предложения с предупредительной интонацией (первая часть произносится с неспокойным понижением голоса, после неё имеется значительная пауза, вторая часть заканчивается понижением голоса), объясняют постановку двоеточия.

    2. Упр. 196 ученики выполняют самостоятельно: списывают, расставляя недостающие знаки препинания, составляют схемы БСП.

    3. Выборочный диктант (упр. 197).

    Учащиеся выписывают БСП, в которых:

    а) вторая часть разъясняет содержание первой;

    б) вторая часть поясняет сказуемое первой части.

    4. Конструирование.

    На доске записаны простые предложения.
    1) Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду.

    2) Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше.

    3) Мы собрались в лес. Дрова были на исходе.

    4) Я стал прислушиваться. Возле дома ходили.

    5) Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать.

    6) Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги.
    Задание: из двух простых предложений составьте бессоюзное сложное предложение с двоеточием.

    5. Объяснительный диктант. Учащиеся записывают под диктовку сложные бессоюзные предложения, объясняют знаки препинания перед записью.
    1) Трудно заметить залёгшего в снегу зайца: он первый замечает человека и быстро убегает. (И. С. Соколов-Микитов)

    2) Всё было ясно: они спутали направление и шли совсем в противоположную сторону. (А. Ф. Иванов)

    3) Взгляни: безропотно текут речные воды. (Е. А. Баратынский)

    4) Вот пишут: существование снежного человека можно считать документально доказанным. (В. С. Пелевин)

    5) Завтра уже не увидимся: я выезжаю до зари. (Н. В. Гоголь)

    6) Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. (В. М. Шукшин)

    7) Поражает в Крыму одно: всё самое прекрасное и величественное создано в ХIХ веке. (Ф. Н. Абрамов)

    8) Предстоящего дела в разговоре не касались: всё было обговорено заранее. (С. А. Майоров)
    Тестовые задания

    1. Укажите бессоюзные сложные предложения, между частями которых надо поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).

    а) Поезд ушёл его огни исчезли.

    б) На улице было ещё пусто над крышами домов вставало солнце.

    в) Случилась беда селевой поток размыл железнодорожный путь.

    г) Не бойтесь вас подстрахуют.

    Ответ: в, г.
    2. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

    а) Если ты когда-нибудь в жаркий день случайно дотронешься до ствола берёзы, заметишь странное явление: даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным.

    б) Приоткрыл глаз шире и тотчас же плотно зажмурил: перед ним на задних лапах сидел большой, тощий, ободранный медведь.

    в) Старший политрук молчал: не надо мешать командиру принимать решение.

    г) Я вошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.

    Навыки.

    Ход урока

    1. Оргмомент .

    2. Лингвистическая разминка .

    Найдите лишнее предложение, объясните свой выбор (знаки не расставлены):

    Группа А.

    1. Открыли дверь в сад и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

    2. Тихо дышит зимний лес почуяв приближение весны и постепенно пробуждается ото сна.

    3. Как только мы вошли в лес сразу попали на тропинку.

    Группа Б.

    4. Он был рад что весело провел время и что все довольны.

    5. Я хорошо помню как мы шли по тропинке как она постепенно стала петлять как я нашел грибное место и отстал от друзей.

    6. Когда Нарцисс захотел пить он нагнулся к ручью в водах которого увидел свое отражение.

    Группа В.

    1. Было уже совсем темно когда мы добрались до лагеря чтобы переночевать и утром двинуться дальше.

    2. Бывает что если не повезло с утра не везет весь день.

    3. Когда я вошел в комнату, то увидел брата, который приехал из города.

    Группа Г.

    1. Стояла тишина среди которой раздался плач ребенка.

    2. Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на коня и мы выехали за ворота крепости.

    3. Перебрав по пальцам знакомые села я обнаружил они все стояли на реке.

    3.Объяснение нового материала .

    Слово учителя .

    Итак, уже на разминке мы с вами перебросили мостик от старого материала к новому. Бессоюзные предложения отличаются от союзных особой выразительностью.

    -А почему? Почему в БСП так важна интонация

    Да, именно отсутствие союзов и союзных слов компенсируется интонацией, которая выражает смысловые отношения между частями предложения. А от этого зависят знаки препинания.

    Формально части БСП независимы, самостоятельны, однако части БСП могут быть и равноправны, и неравноправны. И, уловив эту логическую связь между частями БСП, почувствовав интонацию, можно справиться со знаками препинания.

    Наблюдение.

    Бабушка сердилась, внучка не слушалась.

    Бабушка сердилась: внучка не слушалась.

    Бабушка сердилась – внучка не слушалась.

    (В первом предложении интонация перечислительная, она требует постановки запятой.

    Второе предложение: двоеточию соответствует предупредительная интонация с некоторым понижением голоса в первой части.

    При чтении третьего предложения интонация легко повышается в первой части и понижается во второй.)

    Когда нам трудно уловить интонацию, мы призываем на помощь союзные предложения. Давайте попробуем заменить данные БСП на СП.

    Бабушка сердилась, и внучка не слушалась.

    Бабушка сердилась, потому что внучка не слушалась.

    Бабушка сердилась, а внучка не слушалась.

    Самостоятельная работа с учебником (конспект с построением схем и записью примеров).

    1 ряд готовит материал о постановке запятой и точки с запятой.

    2 ряд – двоеточия.

    3 ряд – тире.

    Выступления учащихся.

    1.Запятая, точка с запятой.

    одновременность действий, перечисление событий

    [ ocложнение ] ; [ осложнение ]

    2. Двоеточие.

    : [ причина ] (потому что )

    : [ пояснение ] (а именно )

    : [ дополнение ] (что; и увидел, что )

    [ время ] - (когда )

    [ условие ] - (если )

    - [ противопоставление] (а )

    - [вывод, следствие] (так что )

    - [ сравнение] (как )

    - [ быстрая смена событий ]

    4.Закрепление изученного материала.

    1)Устно объяснить пунктуацию, указав смысловые связи .

    Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина. (П.)

    На дворе декабрь в половине; окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет. (С.-Щ.)

    Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (Т.)

    Труд кормит – лень портит. (Пословица)

    Облака ярко светились – на них нельзя было смотреть.

    Я подошел к окну: снегопад был в полном великолепии .

    Назвался груздем – полезай в кузов. (Пословица)

    Было решено: на сборы выезжаем завтра.

    2)Спишите, опустив выделенные союзы и превратив данные предложения в сложные бессоюзные .

    Я поднял глаза и увид(и/е)л, что высоко в небе неслись над станицей птиц(ы/и).

    Староста спросил у него документ, но документа (не)оказалось.

    Мороз не страш(и/е)н, потому что воздух сухой, ветра нет.

    Со(?)нце сильно п(а/о)лит, так что к вечеру (по)видимому соб(и/е)рется гроза.

    3)Предупредительный диктант .

    Я вас любил – меня вы не любили. (И. Тургенев)

    В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот. (А. Фет)

    Вспыхнул свет – я зажмурил глаза.

    Замолкли звуки чудных песен, не раздаваться им опять: приют певца угрюм и тесен, и на устах его печать. (М. Лермонтов)

    Вся разница между умным и глупым в одном: первый всегда подумает и редко скажет, второй всегда скажет и никогда не подумает. (В. Ключевский)

    Зазеленел листок – стал пригож лесок. (Пословица)

    Костров нельзя было разводить – легли спать не раздеваясь.

    У зайцев шерсть побелела – зима близко.

    4)Тест .

    1.Укажите бессоюзное предложение:

    А) Луна взошла сильно багровая и хмурая звезды также хмурились.

    Б) Хлестакову удалось провести даже городничего плутовство которого известно всему городу.

    В) Холодная вода Байкала похожа на жидкое стекло сквозь нее весной видно вглубь на сорок метров.

    2.Какой знак должен стоять на месте вопроса в предложении Дед оказался прав(?)к вечеру пришла гроза ?

    А) запятая;

    Б) двоеточие;

    Г) точка с запятой.

    3.В каком предложении на месте пропуска нужно поставить двоеточие?

    А) По улице шагает ночной сторож (…) рядом с ним трясется собака.

    Б) Он попробовал пошевелить левой рукой (…) она не двигалась.

    В) Я любил бродить с ним по лесам (…) он знал все тропы, все глухие углы леса, все травы, кустарники.

    4.В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?

    А)Погода стояла совсем неблагоприятная (…) по временам шел мелкий осенний дождь и постоянно дул страшный ветер.

    Б)Облако пойдет (…) озеро опять заблестит, нивы обольются точно золотом.

    В)Обычно мы помогаем друг другу (…) один чистит картошку, другой растапливает печь.

    5.Какое из объяснений постановки двоеточия в предложении является правильным?

    Предметы теряли свою форму: все слилось в однородную массу.

    А)Это бессоюзное предложение, вторая часть которого указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

    Б)Это предложение с обобщающим словом при однородных членах.

    В)Это бессоюзное предложение со значением противопоставления.

    Г)Это бессоюзное предложение со значением перечисления.

    6.На месте каких цифр в предложении должно стоять двоеточие?

    Приоткрыв глаза, я увидел (1) что очутился в незнакомом месте (2) вокруг расстилался ковер невиданных цветов (3) деревья вокруг (4) обвивались каким-то диковинным, стелющимся плющом.

    А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

    7.На месте каких цифр в предложении должно стоять двоеточие?

    Цели у воспитания во все времена одинаковы (1) пробудить у растущего человека (2) любопытство ко всему (3) что дышит, зеленеет, цветет, издает звуки, что составляет понятие «жизнь».

    А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 1, 3

    5.Самостоятельная работа.

    6.Итог.

    7.Домашнее задание.

    Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны по смыслу, интонационно, соотношением видо-временных форм глаголов-сказуемых и порядком расположения частей. Основной признак бессоюзного предложения - отсутствие союзов и союзных слов.

    Поскольку смысловые оттенки и интонационные признаки могут быть недостаточно дифференцированными, классификация бессоюзных предложений не имеет четко выраженного и определенного основания.

    Долгое время БСП рассматривались как предложения с опущенными союзами, вследствие этого устанавливались типы бессоюзных предложений соответственно союзным, практически это осуществлялось путем подстановки подходящего по смыслу союза - то сочинительного, то подчинительного. Однако этот подход оказался недостаточно плодотворным , так как многие предложения не поддаются такому разграничению. Например, семантика предложения Вернется отец - все будут рады может быть передана суммой значений двух союзных предложений: Когда вернется отец, все будут рады и Если вернется отец, все будут рады.

    Еще А.А. Потебня обратил внимание на то, что многие значения, в частности продиктованные смысловой зависимостью, могут быть переданы без помощи союзов. Попытки выделить особо бессоюзные предложения находим у А.М. Пешковского , который считал возможным отделить бессоюзие от союзного сочинения и подчинения. Анализируя интонацию предложений Назвался груздем - полезай в кузов и Семь раз примерь, один раз отрежь, А.М. Пешковский приходит к выводу, что делить подобные «сочетания» на сочиненные (при значении противопоставления) и подчиненные (при значении условном) было бы рискованно, и относит их к недифференцированным в этом отношении сложным. С 50-х годов бессоюзные сложные предложения стали все чаще рассматривать как особую разновидность сложных предложений. Поспелов, Белошапкова.

    Бессоюзное сложное предложение в смысловом отношении представляет собой единство . Например, в предложении Багряные лучи солнца обливали стены и башни города кровью, зловеще блестели стекла окон, весь город казался израненным (М. Г.) рисуется общая картина города, детали этого описания фиксируются частями бессоюзного сложного предложения, которые объединены содержанием и, следовательно, лексически.

    Средством связи частей служит интонация , которая при всем своем разнообразии в разных типах бессоюзного сложного предложения характеризует каждое предложение как интонационно целостное высказывание, интонация конца наблюдается лишь в последней части сложного предложения. Вот примеры различного интонационного оформления предложений и одновременно общей интонационной целостности: интонация перечисления: Знойный день, тишина (М. Г.); интонация обусловленности: Пролетит чайка, лениво махая крыльями, - вода покажет другую птицу, белее и красивее той, что в воздухе (М. Г.); интонация противопоставления : Лето припасает - зима поедает (посл.); интонация пояснения: Теперь им предстояло самое трудное: они должны были покинуть товарища... (Фад.); интонация предупреждения (в первой части) и присоединения, добавочного сообщения (во второй части): Я поднял голову: перед огнем, на опрокинутой кадке, сидела мельничиха... (Т.).

    Средством выражения синтаксической связи в бессоюзном предложении может служить и порядок расположения частей, который влияет на их смысловые взаимоотношения. Это обычно свойственно предложениям с отношениями обусловленности. Например, в предложении Вспыхнули электрические фонари, все присутствующие поднялись передается временная последовательность событий; при ином интонационном оформлении предложение может быть преобразовано в предложение со значением причинно-следственным, а в таком случае на смысловые взаимоотношения частей влияет порядок их расположения, ср.: Вспыхнули электрические фонари - все присутствующие поднялись (отношения причинно-следственные; причина обозначена в первой части, следствие - во второй,.

    В «Русской грамматике» такие предложения называются бе

    ссоюзными соединениями предложений и квалифицируются как «особые синтаксические образования, в большей или меньшей степени соотносительные со сложными предложениями» (Т. 2. - С. 634). делятся на две группы: 1) предложения со структурно-обусловленными частями и 2) предложения со структурно-необусловленными частями.

    Предложения первой группы имеют структурные показатели объединенности частей. Такими показателями являются местоименные слова так, таков, как, что (иногда в сочетании с частицей вот), предупреждающие о последующем разъяснении, например: Про себя Данилов сформулировал задачу так: из доктора Белова надо сделать начальника поезда (Пан). Вторая часть в этих предложениях наполняет конкретным содержанием местоименное слово первой части. Предложения имеют разъяснительно-атрибутивные значения.

    Во второй части могут помещаться местоименные слова (иногда с частицей вот), которые лексически соотносятся с членами предложения первой части, являя собой своеобразную лексическую отсылку. Например: Быстро сбегалась публика из города, черной тучей мух она облепила узкую полосу земли... (М. Г.); В предложениях типа Я не мог оторвать глаз: так красива была девушка передается значение причины.

    В первой части бессоюзного сложного предложения может оказаться незамещенная синтаксическая позиция, которая функционально возмещается второй частью предложения, например: Было ясно: Котик дурачился (Ч). Такие предложения имеют значение изъяснения.

    Предложения второй группы не имеют специальных структурных показателей объединенности частей , кроме соответствия видо-временных форм глаголов-сказуемых (кстати, такого соответствия может и не быть).Во второй группе предложений связь частей обеспечивается содержательно и интонационно.

    Предложения с однотипными частями (при выражении перечислительных и сопоставительно-противительных отношений). В них может быть заключено значение одновременности или последовательности совершения действий , например: Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела... (П.); Стоял уже сентябрь, доспевали последние урожаи в огороде и тайге (Расп.); значение сопоставления и противопоставления: Ты прозаик, я поэт... (П.); Служить бы рад - прислуживаться тошно (Гр.); значение результативности, например: Вдруг мужики с топорами явились - лес зашумел, застонал, затрещал (Н.).

    Предложения с неоднотипными частями (при выражении взаимозависимых отношений). Такие предложения могут иметь значение условия: Нравится рисовать - рисуй на здоровье... (Пан.); значение уступительное : Давно пора бы каждому вернуть своей дорогою - они рядком идут! (Н.) ; значение причины и основания: В здании аэропорта тесно, шумно и беспорядочно - люди атакуют билетные кассы (Друн.); значение следственное: ... Я допрошу его осторожно, он и не заметит (Ч.); значение разъяснительное: Вот звенит прощальный звон - бьют колокола (А. Галич); значение сравнения: Молвит слово - соловей поет.

    Несколько особняком среди предложений с взаимозависимыми составляющими частями стоят БСП со значением присоединения и добавочного сообщения во второй части, например: Варвара прислушалась: донесся шум вечернего поезда (Ч.); Первые части таких предложений отличаются предупредительной интонацией и наличием глагола-сказуемого, называющего действие, ведущее к восприятию, а вторая часть указывает на объект восприятия. Такая вторая часть содержит первостепенную, а не добавочную информацию.

    Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны по смыслу, интонационно, соотношением видо-временных форм глаголов-сказуемых и порядком расположения частей. Основной признак бессоюзного предложения - отсутствие союзов и союзных слов.

    Долгое время бессоюзные сложные предложения рассматривались не как особая структурная разновидность, а как предложения с опущенными союзами, вследствие этого устанавливались типы бессоюзных предложений соответственно союзным. Семантико-интонационные признаки бессоюзных сложных предложений менее дифференцированны, чем признаки предложений союзного типа. Например, семантика предложения Вернется отец - все будут рады может быть передана суммой значений двух союзных предложений: Когда вернется отец, все будут рады и Если вернется отец, все будут рады.

    Примерно с 50-х годов бессоюзные сложные предложения стали все чаще рассматривать как особую разновидность сложных предложений. Бессоюзное сложное предложение в смысловом отношении представляет собой единство. Средством связи частей служит и интонация, которая при всем своем разнообразии в разных типах бессоюзного сложного предложения характеризует каждое предложение как интонационно целостное высказывание, интонация конца наблюдается лишь в последней части сложного предложения. Вот примеры различного интонационного оформления предложений и одновременно общей интонационной целостности: интонация перечисления; интонация обусловленности:; интонация противопоставления, интонация пояснения; интонация предупреждения (в первой части) и присоединения, добавочного сообщения (во второй части): Я поднял голову: перед огнем, на опрокинутой кадке, сидела мельничиха... (Т.).

    В бессоюзных сложных предложениях формы глаголов-сказуемых обычно однородны, этим и обнаруживается связь отдельных частей, например: Гудели мухи, ныли комары, где-то трещал сверчок. (М. Г.).

    Средством выражения синтаксической связи в бессоюзном предложении может служить и порядок расположения частей, который влияет на их смысловые взаимоотношения. Это обычно свойственно предложениям с отношениями обусловленности. Например, в предложении Вспыхнули электрические фонари, все присутствующие поднялись передается временная последовательность событий; при ином интонационном оформлении предложение может быть преобразовано в предложение со значением причинно-следственным, а в таком случае на смысловые взаимоотношения частей влияет порядок их расположения, ср.: Вспыхнули электрические фонари - все присутствующие поднялись (отношения причинно-следственные; причина обозначена в первой части, следствие - во второй, ср.: Вспыхнули электрические фонари, и потому все присутствующие поднялись). - Все присутствующие поднялись: вспыхнули электрические фонари (отношения причинной обусловленности, ср.: Все присутствующие поднялись, так как вспыхнули электрические фонари; причина обозначена во второй части).

    Виды бессоюзных сложных предложений

    Две группы: 1) предложения со структурно-обусловленными частями и 2) предложения со структурно-необусловленными частями.

    Предложения первой группы имеют структурные показатели объединенности частей. Такими показателями являются местоименные слова так, таков, как, что: Про себя Данилов сформулировал задачу так: из доктора Белова надо сделать начальника поезда.

    В первой части могут употребляться существительные, содержание которых раскрывается второй частью предложения. Во второй части могут помещаться местоименные слова (иногда с частицей вот), которые лексически соотносятся с членами предложения первой части, являя собой своеобразную лексическую отсылку. Горели ряды костров, из них во все стороны торчали черные головни... (М. Г.). В первой части бессоюзного сложного предложения может оказаться незамещенная синтаксическая позиция, которая функционально возмещается второй частью предложения, например: И стало беспощадно ясно: жизнь прошумела и ушла (Бл.). Такие предложения имеют значение изъяснения.

    Предложения второй группы не имеют специальных структурных показателей объединенности частей, кроме соответствия видо-временных форм глаголов-сказуемых (кстати, такого соответствия может и не быть). Во второй группе предложений связь частей обеспечивается содержательно и интонационно.

    Предложения с однотипными частями (при выражении перечислительных и сопоставительно-противительных отношений). В них может быть заключено значение одновременности или последовательности совершения действий, например: Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела... (П.).

    Предложения с неоднотипными частями (при выражении взаимозависимых отношений). Такие предложения могут иметь значение условия: Нравится рисовать - рисуй на здоровье... (Пан.); значение уступительное: Давно пора бы каждому вернуть своей дорогою - они рядком идут! (Н.); значение причины и основания: В здании аэропорта тесно, шумно и беспорядочно - люди атакуют билетные кассы (Друн.); значение следственное: ...Я допрошу его осторожно, он и не заметит (Ч.); значение разъяснительное: Вот звенит прощальный звон - бьют колокола (А. Галич); значение сравнения: Молвит слово - соловей поет.

    Несколько особняком среди предложений с взаимозависимыми составляющими частями стоят бессоюзные сложные предложения со значением присоединения и добавочного сообщения во второй части, например: Варвара прислушалась: донесся шум вечернего поезда (Ч.). Первые части таких предложений отличаются предупредительной интонацией и наличием глагола-сказуемого, называющего действие, ведущее к восприятию, а вторая часть указывает на объект восприятия.

    Бессоюзным называется такое сложное предложение, части которого соединены между собой не союзами или союзными словами, а только интонацией.

    В бессоюзных сложных предложениях различают четыре основных типа интонации: перечисления, сопоставления, обусловленности, пояснения. В первом случае предикативные части бессоюзного предложения соединяются интонацией перечисления и на письме между ними ставится запятая. Во втором случае двоеточие обусловлено интонацией пояснения, при которой вторая часть заключает в себе обоснование содержания первой.

    Наряду с интонацией, которая является основным средством связи частей бессоюзного сложного предложения, отмечаются и другие, дополнительные средства:

    а) форма вида и времени глаголов-сказуемых в соединяющихся частях;

    б) неполнота первой части и наличие в ней указательных слов, требующих конкретизации;

    в) относительно свободный или закрепленный порядок следования частей;

    г) количество частей.