• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Финляндия – лидер по качеству образования, чьи вузовские дипломы котируются во всем мире. Поэтому другие страны, обеспокоенные состоянием своей системы образования, внимательно присматриваются, что именно внедряют в жизнь финские коллеги, что можно у них позаимствовать. А качественная бесплатная подготовка специалистов в вузах побуждает молодых иностранцев, в том числе и россиян, стремиться получить образование в Финляндии.

    Финны разрушили привычную систему школьного образования. Основной постулат – необходимость получать знания в междисциплинарной форме. Например, изучая курс «Организация туризма», учащиеся знакомятся с элементами микро- и макроэкономики, говорят на иностранных языках, учатся общаться. Образование максимально приближено к жизни. Школьники не задаются вопросом: «Зачем запоминать то, что никогда не пригодится?», поскольку им преподают только то, что понадобится обязательно. Чтобы узнать, какова и каково ее образование, можно посетить тематические русскоязычные сайты, где эмигранты делятся своим опытом.

    Тому, что финское образование лучшее в мире, способствуют выработанные финнами принципы.

    Равенство, но не уравниловка

    В Финляндии не делят школы на элитные, «продвинутые» и обычные. Практически все они государственные, финансируются по потребностям.

    Каждый предмет считается важным, нет профильных классов с углубленным изучением какой-либо дисциплины. Единственным исключением являются группы для работы с детьми, одаренными в музыке, живописи, спорте.

    Социальный статус родителей администрацию школы и педагогов не интересует. Даже вопросы об этом запрещены.

    Учащихся не делят на хороших и плохих. «Особенными» считают как очень способных ребят, так и детей с недостатками развития. Учатся в обычных классах, других попросту нет. Дети-инвалиды с детства интегрируются в коллектив.

    Учителя – наставники. Если педагог выделяет «любимчиков» и «изгоев», его увольняют. Преподаватели дорожат профессией, так как она хорошо оплачивается. А вот трудовые договоры с ними перезаключаются ежегодно.

    Интересно соотношение прав учащегося и педагога. Дети в разговоре с социальным работником жалуются на взрослых, в том числе родителей и учителей, порой предвзято. Когда обсуждают плюсы и минусы финского образования, этот факт приводят в качестве последнего.

    Почему финская система образования лучшая в мире: Видео

    Бесплатность

    Детей не только бесплатно учат, но и кормят, возят на экскурсии, проводят внеклассные мероприятия, при необходимости доставляют до школы и обратно. За учебники, канцелярию и даже планшеты платит школа. О сборах с родителей на какие бы то ни было цели здесь не может быть и речи.

    Индивидуальный подход

    Педагог учитывает особенности каждого ученика и подстраивает учебный процесс под него: выбирает учебники, дает упражнения, которые соответствуют умственным способностям школьника. Оцениваются работы тоже по разным критериям.

    Кроме обычных уроков есть поддерживающее обучение неуспевающих (что-то вроде репетиторства), а также коррекционное - когда не устраивает поведение ребенка или надо «подтянуть» неродной язык. Со всем этим справляются те же учителя.

    Подготовка к жизни

    Экзамены как таковые в финских школах отсутствуют. Учителю разрешается на свое усмотрение проводить контрольные и проверочные работы. Есть единственный обязательный тест при окончании школы. К нему специально не готовятся.

    Не преподают то, что в реальной жизни конкретному ребенку не пригодится, например, не учат вычислять на логарифмической линейке, не призывают досконально знать таблицу Менделеева. А пользоваться компьютером, банковской картой, создавать свой сайт в интернете, высчитывать кэшбэк на скидочный товар – с ранних лет.

    Доверительные отношения


    Доверяют учителям, исключив проверки, избавив от многочисленных отчетов. Образовательная программа в стране единая, есть общие рекомендации, в соответствии с которыми педагоги выстраивают свою личную.

    Доверяют детям: нет тотального контроля, на уроках не заставляют заниматься чем-то одним всему классу. Ученик – это личность, которая сама знает, что для нее полезнее.

    Добровольность

    Ребенка не заставляют учиться, если он не хочет или не может. Усилия, конечно, педагоги предпринимают, но в «тяжелых» случаях просто ориентируют на рабочую профессию, тем более что в стране всякий труд почетен и достойно оплачивается. Задача школы – понять, на каком поприще человек принесет максимальную пользу себе и государству. Профориентация – забота «учителя будущего», имеющегося в штате каждой школы.

    Разумеется, контроль за обучением присутствует. Пропуск уроков, например, наказывается дополнительными заданиями. Вызовы родителей к директору для разбора поведения ребенка не практикуются. Не успевает ученик – останется на второй год. Это не считается позором и сенсацией.

    Самостоятельность

    В детях воспитывают самостоятельность, т.к. считают, что это единственно возможное средство помочь им построить успешную жизнь. Отсюда отсутствие излишней опеки, поощрение тех, кто мыслит, а не заучивает, сам ищет нужную информацию, используя все имеющиеся ресурсы и гаджеты. По той же причине педагоги не вмешиваются в конфликты детей. Они сами должны найти взаимопонимание, если нужно, отстоять свои права.

    Перечисленные принципы подвергаются и критике, но результаты их внедрения говорят сами за себя.

    Структура


    Многоступенчатая система образования в Финляндии включает дошкольную подготовку, общеобразовательную, среднюю специальную и высшую.

    Дошкольное обучение

    Дети до 5 лет получают дошкольное образование. Правильнее назвать «воспитание», потому что основная задача сотрудников – уход за детьми. Детсады платные. Размер взноса рассчитывается исходя из дохода родителей.

    Чем младше группа, тем меньше воспитанников и больше работников. Если в населенном пункте не хватает мест в садиках, родителям платят пособие из казны.

    В 6 лет детей переводят в подготовительную группу (при садике или школе). Туда бесплатно ходят и те ребята, которые не посещали детсад.

    Общеобразовательная школа

    Она дает среднее образование. Учатся 9 или 10 лет. Родители контролируют успехи детей в едином электронном журнале. При отсутствии дневников (так как домашних заданий, как правило, тоже нет) им ежемесячно передается табель с оценками ребенка. Ученикам оценки сообщаются устно.

    Учебный год длится с середины августа до середины мая. Есть и каникулы. Рабочая неделя – 5 дней. В две смены школы не работают.

    Такого же режима придерживается школа при посольстве в Финляндии, хотя учебные планы и принципы преподавания здесь полностью соответствуют общероссийским.

    Начальный уровень


    С 7 до 13 лет дети обучаются в начальной школе. В первом-втором классах проходят родной язык, чтение, математику, природоведение. Обязательны физзанятия. Финская школа – это и обучение творчеству: пению, игре на музыкальных инструментах, лепке, рисованию. Позднее прибавляются остальные предметы, включая два иностранных языка.

    Верхняя ступень

    Старшая школа начинается с 7 класса. Если в начальной дети учились в одном классе с одним учителем, то теперь каждый педагог ведет отдельный предмет, практикуется кабинетная система. В штате учебного заведения есть помощники учителя.

    После 9 класса общеобразовательная ступень заканчивается. «Сверхплановый» десятый класс для тех, кто хочет углубить свои знания. Выпускники продолжают образование на новой ступени либо идут трудиться. Профессиональный выбор они делают в период учебы в школе, тогда же знакомятся с будущей специальностью.

    Лицеи и колледжи

    Согласно итоговому тесту, девятиклассники поступают в колледж (те, что послабее), где обучаются рабочим специальностям, или лицей, совершенствуясь в выбранных дисциплинах. В первых большее внимание уделяется практическим навыкам и умениям, во вторых – теории. Но после окончания тех и других молодые люди могут учиться в вузах.


    Высшее образование в Финляндии – это университеты и институты прикладных наук (политехнические). Процесс обучения современный, качественный, дающий выпускникам уверенность в своей востребованности на рынке труда.

    Первые ориентированы на приобретение практических знаний и навыков во всех отраслях экономики, управления, социальной сфере. Даже по местоположению приближены к конкретному региону. Выпускникам помогают начать работу по приобретенной специальности.

    Университеты дают академические знания в области естественных и гуманитарных наук, технологии. Программа обучения двухэтапная: три года готовят бакалавров, еще два – магистров. Есть предрасположенность к научной деятельности – предлагают продолжение обучения в течение двух лет и по окончании выдают диплом лиценциата (кандидата наук). Чтобы стать доктором наук, надо поступить в докторантуру, четыре года проучиться в ней и защитить диссертацию. Магистратура доступна и выпускникам институтов, только прежде им предстоит три года посвятить работе по специальности и год готовиться к поступлению.

    В вузах бесплатно учатся свои и иностранные граждане.

    Популярные учебные заведения

    В стране полсотни вузов, лидирует среди которых столичный Хельсинкский университет. Здесь 11 факультетов, 35 тыс. студентов, 2 тыс. из которых – иностранцы. Очень ценится медицинский факультет. Один из научных центров вуза – Александровский институт – занимается изучением России. Отличный профессорский и преподавательский состав, развитая инфраструктура. Преподавание на английском только для магистрантов и докторантов.

    Другие университеты менее «населенные». В Аалто 20 тыс. студентов, 2 тыс. – иностранцы. 390 профессоров. Научные центры оснащены отличным оборудованием. Школа бизнеса (бакалавриат) обучает на английском.

    В главном вузе г. Турку свыше 19 тыс. студентов, из них 3,5 тыс. – иностранцы, 7 факультетов. Глубоко изучают биотехнологии, астрономию, всё, что связано с компьютерами, а также медицину, право, экономику, социальные и прочие науки.

    На русском языке читают ряд предметов в университете прикладных наук Миккели, в том числе в бакалавриате.

    Как поступить в университет


    Выбрав вуз, следует внимательно изучить правила приема иностранных абитуриентов. Пока еще обучение в Финляндии для русских студентов бесплатно.

    Заявление и документы можно послать электронной почтой. Инструкции приведены на сайтах университетов и институтов. Так, копия аттестата об окончании средней школы должна быть переведена на финский; обязателен сертификат о сдаче международного экзамена по английскому языку; требуется рассказать, почему отдано предпочтение именно этому вузу (на английском языке).

    Если документы удовлетворили администрацию, высылается приглашение пройти вступительные испытания, которое является основанием для выдачи визы. Для набора российских абитуриентов из некоторых учебных заведений в Россию приезжают приграничные приёмные комиссии.

    Зачисленные в вуз подают документы на получение студенческой визы. Понадобятся также:

    • загранпаспорт;
    • фотографии 47 х 36 мм;
    • сообщение о зачислении в число студентов;
    • аттестат об окончании общеобразовательной школы в России;
    • банковское подтверждение наличия средств для проживания за границей;
    • медицинская страховка (полис);
    • для несовершеннолетних требуется разрешение от родителей на выезд в Финляндию.

    Студентам-иностранцам ежегодно предстоит регистрироваться в полиции по месту жительства.

    Стоимость финского образования для иностранцев


    Несмотря на декларированную бесплатность образования, стоимость обучения складывается из расходов на жилье, пропитание, оплату дополнительных занятий, профсоюзные взносы. Платными являются учебники и пособия. Стипендии не выплачиваются. Подработки для очников во время семестров разрешены, но не более 20-25 часов в неделю.

    Жить можно в общежитии, но количество мест ограничено, приходится снимать комнату. Разброс цен на жилье, как везде, большой – 100-400 евро в месяц в зависимости от города и качества квартир.

    На учебники и взносы уйдет порядка 100 евро. Продукты питания дороги.

    Преимущества обучения в Финляндии для россиян

    Молодые россияне стремятся учиться здесь, так как уверены, что заработанный упорным трудом диплом здешнего университета или института поможет и других европейских странах.

    Что еще привлекает?

    • Возможность не оплачивать обучение.
    • Близость к границам России, транспортная доступность.
    • Возможность обучаться на английском языке.
    • Перспектива подтянуть финский и шведский.
    • Жить в спокойной благоустроенной стране.

    Хорошее образование – лучший капитал, не теряющий ценности во времена экономических потрясений. Дипломы финских высших учебных заведений – гарантия успешного трудоустройства и быстрого продвижения по карьерной лестнице.

    26.03.2015

    Я слышал и читал ранее, что финское образование является лучшим в мире по рейтингу, составленному образовательной организацией Pearson Education . Но не знал, почему оно лучшее, до настоящего момента.

    А вот сегодня прочел статью о 7 принципах «средней» ступени финского образования , и многое стало ясно. Лучшее оно, образование, потому что отлично удовлетворяет условиям воспитания нового человека глобального мира. Человека - потребителя, "глобика", так сказать.

    А "глобику" не нужно великих открытий, ему не нужно перенапряжение, ему нужен комфорт и спокойствие. Система уже позаботилась о его задаче в обществе, и эта задача - потребление. Одной профессии тебя выучат, а больше знаний и не нужно. Ведь если много учиться, то так и на развлечения времени не останется. А что это за потребление без развлечения?!

    Ну, не буду забегать вперед, давайте почитаем о самих этих принципах. Стоить заметить, что автор статьи Наталья Киреева (русская женщина, проживающая в Хельсинки) действительно считает финское образование лучшим. А я позволю себе короткие комментарии, позволяющие прийти к выводам, заявленным мною выше.

    1. Равенство

    Школ .

    Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой - 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы - государственные, есть десяток частногосударственных. Разница, кроме того что родители вносят частичную оплату, - в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Мортана и Вальдорфской школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

    Замечательная идея на счет социального статуса. Видимо, это финны взяли из советской системы образования.

    Всех предметов

    Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением при создании классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

    То есть ни какой специализации. Не важно - ваш ребенок гений математики или нет. Сиди, не дергайся.

    Р одителей

    Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

    С трудом верится, что в "гнезде" ювенальной юстиции родителей не тестируют на социальный статус. Видимо это припасено для "менее продвинутых" государств. Ведь у нас в России данное анкетирование как раз все больше распространяется.

    Учеников

    Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

    Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися - самая маленькая в мире.

    «Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую, по здешним меркам, можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», - делилась впечатлениями русская мама.

    Вот тут русская мама называет вещи своими именами. Система работает на усреднение, гении системе не нужны. Все должны соответствовать минимальному стандарту.

    Учителей

    Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

    Совсем не понимаю как можно стать наставником, при этом не "прикипая душой" к своему классу?! Думаю, тут автор выдает желаемое за действительное. По сути превращая учителя, предоставляющего образовательную услугу, в учителя-наставника. Вот как раз, чтобы дать услугу, "прикипать" не нужно.

    Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка

    Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок - самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем.

    Надеюсь, по этому вопросу ни у кого вопросов нет? Запугивая и родителей и учителей, система превращает детей в бесконтрольных существ со всеми вытекающими последствиями.Ребенок это еще не личность, а развивающаяся личность. И без взрослого контроля и наставления не известно, в кого он превратится. Хотя нет, понятно в кого - потребителя! Государственная пропаганда об этом позаботится.

    2. Бесплатность (Замечательно!)

    3. Индивидуальность

    Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» - более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» - кратко о главном.

    На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше - не справишься - ничего страшного, снова получишь простое задание.

    Не готов давать оценку данной инициативе, но по мне - это какой то хаос.

    4. Практичность

    Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо - к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты - на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

    В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

    Инженером можешь ты не стать, но потребителем - обязан.

    5. Доверие

    Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

    Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

    Доверие или безразличие?

    6. Добровольность

    Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

    В этом финны тоже видят задачу средней школы - выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

    Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист - «учитель будущего».

    В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим - час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке - никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

    Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.

    Создается впечатление идеально справедливого общества. Что хочешь делаешь, не хочешь - не делаешь, ни кто тебе за это слово не скажет. А как тогда тренируется сверхусилие? Как воспитать характер, волю, усердие? Но это ничего не нужно потребительской системе. И это еще раз доказывает, что именно такого "свободного" человека финская образовательная система и взращивает.

    7. Самостоятельность

    Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному - самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает - все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором - привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

    То есть еще раз доказывается, что знания по сути и не нужны, когда есть гугл. Осталось только сделать знания, доступные в интернете, удовлетворяющими идеологии глобального мира и дело с концом.

    Мой приятель недавно был в Финляндии и рассказывал, что на улицах и в барах много пьющей и веселящейся молодежи. Теперь я понимаю почему. У настоящего, "свободного" потребителя развлечения - необходимая часть жизни. (Уроки? - не слышал.)

    Но самое страшное это, насколько я понимаю, то, что родители не могут принудить свое чадо учиться. Если школа сказала, что ты водитель, то все - приговор. А если родитель не согласен, то ни к чему такой родитель. Ребенок изымается пользу государства и становится водителем. А родителю остается смириться, если не хочет попасть в тюрьму.

    Так что если еще раз где нибудь услышите, что финская система образования лучшая в мире, подумайте кто и зачем дает такую оценку.

    Владимир Волошко, РВС.

    Финское образование давно и стабильно занимает лучшие позиции во всевозможных рейтингах, перечислять которые не позволяет масштаб статьи. Однако самый главный «приз» образовательной системы страны стоит упомянуть: согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также стали самыми читающими детьми планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е – по математике.

    Но даже не это так восхищает мировое педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учебой, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами.

    В общем, есть какая-то тайна, разгадать которую пытаются педагоги разных держав. Финны ничего не скрывают и с удовольствием делятся опытом, организуя семинары, как в своей стране, так и по всему миру.

    Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней

    • нижняя (alakoulu), с 1-го по 6-й класс
    • верхняя (yläkoulu), с 7-го по 9-й класс.

    В дополнительном 10-м классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж, либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы, в нашем, привычном понимании.

    Финская школа исповедует постепенную нагрузку, доведенную до максимума только для добровольцев, выбравших «лукио», тех, кто очень хочет и способен учиться.

    7 принципов «средней» ступени финского образования

    Равенство:

    • школ.

    Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой – 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы – государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это – своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.


    Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке.

    Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

    До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

    • всех предметов.

    Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

    • родителей.

    Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

    • учеников.

    Финны не сортируют учеников на классы, учебные заведения по способностям или карьерным предпочтениям.


    Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися – самая маленькая в мире.

    «Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», – делилась впечатлениями русская мама.

    • учителей.

    Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе, и «физики», и «лирики», и учителя труда.

    • равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

    Финны называют этот принцип – «уважительное отношение к ученику». Детям с первого класса объясняют их права, в том числе, и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок – самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро – помощник, до 5 000 – учитель-предметник).


    • Бесплатность:

    Кроме самого обучения, бесплатны:

    • обеды
    • экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность
    • школьное такси (микроавтобус), которое забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух км.
    • учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы, и даже ноутбуки-планшетники.

    Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

    • Индивидуальность:

    Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» – более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» – кратко о главном.


    На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше – не справишься, ничего страшного, снова получишь простое задание.

    В финских школах, наряду с обычным обучением, есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

    1. Поддерживающее обучение «слабых» учеников – то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.
    2. – Коррекционное обучение – связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.
    • Практичность:

    Финны говорят: «либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты – на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем, учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.


    В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Логарифмы или устройство доменной печи не пригодятся, их и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок, или изобразить «розу ветров» на данной местности.

    • Доверие:

    Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, РОНО, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране – единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

    Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

    С этим принципом тесно связаны два других:

    • Добровольность:

    Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.


    В этом финны тоже видят задачу средней школы – выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее, или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

    Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист – «учитель будущего».

    В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6-го класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2-м классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим – час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке – никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители так же не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

    Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9-го класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10-й класс.

    • Самостоятельность:

    Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному – самостоятельной будущей успешной жизни.


    Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает – все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором – привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

    Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне, и развить умение постоять за себя.

    Школа, школа, ты мне снишься

    Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

    Когда и сколько учимся?

    Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8 по 16, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских – «лыжных» каникул (финские семьи, как привило, отправляются вместе кататься на лыжах) и пасхальных.

    Обучение – пятидневка, только в дневную смену. Пятница – «короткий день».


    Чему учимся?

    1–2 кл.: изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или «Жизнепонимание» для тех, кого религия не волнует; музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

    3–6 кл.: начинается изучение английского языка. В 4-м классе – еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины – предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах – игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

    В 5-м классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1-го по 6-й класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры – это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7-м классе.

    7-9 кл: финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9-м классе – 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».


    Кому нужны оценки?

    В стране принята 10-балльная система, но до 7-го класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1-го по 3-й класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

    Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

    Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.


    Мелочи школьной жизни:

    • территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.
    • дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.
    • форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.
    • в теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.
    • домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.
    • обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполняемые задания. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).
    • в тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!

    Одна моя знакомая, недавно переехавшая в Финляндию, в прошлом году повела ребенка в 1-й класс. Она волновалась и готовилась к событию, как и положено, согласно русским традициям. Позже эмоционально делилась необычным опытом:


    «Сбор возле школы в 9 утра, 14 августа. Первый шок. Впечатление, что дети «как спали, так и пришли». Мой сын в пиджачке с галстуком и букетом выглядел как приглашенный артист. Цветов кроме нас никто не дарил, бантов, шаров, песен и прочих атрибутов праздника не было. Директор школы вышла к школьникам 1–4 классов (старшие – в другом здании), сказала пару приветственных слов и поименно указала ученикам, кому в какой класс. Все. Здравствуй, наше самое первое сентября!

    Все иностранцы определены в один класс: шведы, арабы, индус, англичанка, по паре детишек из Эстонии, Украины, России. Финская учительница и 3 переводчика. Некоторые дети посещают 1-й класс второй год, поэтому они тоже «на подхвате», в помощь.

    Второй шок, уже с положительной стороны: от родителей никакой подготовки к школе не требуется. Буквально все, «от ранцев до сланцев» (портфель, наполненный «канцелярией», шлепки для бассейна, даже полотенце) ребенку выдали в школе. От родителей вообще ничего не требуется: «все хорошо, ваш ребенок замечательный», говорят всем. Единственное, о чем заботятся – достаточно ли времени проводят вместе ребенок и родители.

    Третий, запомнившийся момент – столовая. На сайте школы меню на месяц, ребенок сам накладывает себе, что хочет из предложенного, на его школьной странице в Интернете есть «корзина». Меню учитывает любые предпочтения ребенка, любую диету, если таковая имеется, нужно только сообщить, также есть вегетарианская кухня. В столовой дети, как и в классе, сидят каждый за своим столом».

    Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию, и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.


    Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

    В последнее время большой популярностью пользуется обучение в скандинавских странах, в том числе и в Финляндии. Несмотря на то что система образования этого государства существует не так давно, она признана одной из лучших в Европе и мире. Финские образовательные учреждения уверенно занимают первые позиции в мировых рейтингах. В чём заключаются особенности образовательной системы Финляндии? Какие перспективы открываются перед иностранными учащимися?

    Особенности финской образовательной системы

    Структура финской образовательной системы условно подразделяется на 4 уровня - дошкольный, школьный, средний и высший.

    Обучение на каждом уровне системы в основном ведётся на 2 государственных языках (на финском и шведском), а в северных областях - и на суоми.

    Начало школьного учебного года приходится на середину августа (как правило, 8–16 числа по усмотрению образовательных учреждений), а окончание - на конец мая. Академический учебный год делится на два семестра - осенний (с конца августа или начала сентября до середины декабря) и весенний (с января по май). Школьники и студенты учатся с понедельника по пятницу (сокращённый день) исключительно в дневное время, каникулы осенью длятся 3–4 дня, зимой и весной по 2 недели. Длительность учебного года составляет 190 дней.

    Согласно исследованиям ООН, по уровню образования Финляндия находилась на 2 месте в мире после Австралии в 2011 году.

    Структура финской системы образования сходна с российской

    Дошкольный уровень

    Дошкольными учреждениями являются детские сады и ясли, куда принимаются дети с 9-месячного возраста и до 6 лет. Основные функции дошкольных учреждений - уход за детьми и оказание родителям помощи в воспитании, обучение основам школьных дисциплин и взаимодействию друг с другом в коллективе. Единых образовательных стандартов дошкольного воспитания не существует. Обязательной составляющей занятий являются ежедневные прогулки и посещение различных культурных учреждений. Численность группы составляет, как правило, от 12 до 20 детей разного возраста. Один воспитатель может заниматься максимум с 4 детьми, это правило закреплено законодательно.

    Время работы дошкольных учреждений - 06:30–17:00. Однако родители имеют возможность оставлять ребёнка на 4–5 часов. Некоторые детские сады работают в ночное время, они предназначаются для тех случаев, когда родители уезжают в командировки или работают ночью. Также они подразделяются на частные и муниципальные. Популярностью пользуются сады семейного типа с небольшими группами и обстановкой, максимально приближенной к домашней, где нет жёсткого распорядка. Существуют учреждения для детей иммигрантов, где изучается их родной язык наряду с финским и шведским.

    Посещение детских садов не является обязательным. Около трети финских дошкольников не посещают эти учреждения. В крупных населённых пунктах мест в детских садах часто не хватает, поэтому родителям, которые самостоятельно занимаются воспитанием ребёнка, выплачивается пособие в размере 500 €.

    За год до поступления в начальную школу в возрасте 6–7 лет дети получают предварительное дошкольное образование, оно является обязательным для всех. Специализированные подготовительные классы работают как при местных школах, так и в детских садах по решению муниципалитетов. Детей обучают чтению, письму, математике, естествознанию, этике.

    В одной группе могут воспитываться дети разных возрастов

    Видео: система образования в Финляндии

    Школьное (начальное) образование

    Школьное образование является обязательным и бесплатным для всех. Программы обучения унифицированы (нет элитных учебных заведений, профильных классов). Школу дети начинают посещать в возрасте 7–8 лет, длительность обучения составляет 9–10 лет. Важная составляющая обучения - инклюзивное воспитание, когда дети с инвалидностью учатся наряду с обычными. Школы подразделяются на начальные и старшие.

    Наряду с государственными школами работают и частные, однако взимать плату за обучение они не имеют права.

    В начальной школе обучение продолжается 6 лет. Занятия проводятся одним учителем. В 1–2 классах дети изучают математику, чтение, родной язык, природоведение. Дополнительно с учениками занимаются физкультурой, музыкой, пением, рисованием, лепкой. При этом в рамках одного урока может изучаться несколько предметов. Каждый год количество дисциплин увеличивается. Учителя начинают ставить оценки только после 3 класса.

    С 7 класса начинается обучение в старшей школе. Как правило, она располагается в отдельном здании. Предметы преподаются разными учителями. Во время уроков присутствуют и их помощники. Дополнительные дисциплины выбираются самими учениками. Продолжительность обучения составляет 3 года. По желанию ученика он может остаться в школе ещё на 1 год для улучшения качества своих знаний или же пойти работать.

    Финские школы предоставляют ученикам много возможностей

    В начальной школе знания учеников оценивают в устной форме. Система оценок в старшей школе - десятибалльная (4 - самая низкая и требует последующей пересдачи). Отметки фиксируются в электронных классных журналах, к которым имеют доступ родители.

    С 1 класса обучение ведётся на финском. С 3 класса школьники начинают изучать английский, а с 4 выбирается факультативный язык (французский, немецкий, русский). С 7 класса начинается обязательное изучение шведского. Кстати, домашних заданий школьникам почти не задают.

    По окончании школы ученики не сдают выпускные экзамены.

    Видео: особенности образования в школах Финляндии

    Вторая ступень или среднее образование

    После окончания школы в возрасте 16–17 лет можно продолжить обучение в лицее (гимназии) либо в профессионально-технических заведениях. Образование на этом этапе предоставляется также бесплатно, однако питание и учебные материалы оплачиваются отдельно. При поступлении в лицеи и колледжи учитывается средний балл оценок в школе.

    Обучение в лицеях направлено на подготовку к поступлению в вузы и длится 3 года. Именно в лицеях учатся наиболее способные и одарённые дети.

    Профессиональное образование можно получить как в училищах (колледжах), так и непосредственно на производстве по договору с работодателем. Обучение в зависимости от выбранной специальности длится от 1 года до 4 лет. Особое внимание уделяется получению практических знаний. По окончании училищ студенты получают аттестат о среднем профессиональном образовании.

    По окончании лицеев и гимназий необходимо сдать экзамены, по результатам которых выдаётся аттестат зрелости, требующийся при поступлении в вузы. Выпускники училищ могут его получить, но им необходимо пройти дополнительное обучение. Экзамены сдаются по шведскому или финскому, а также выбранному иностранному языку, математике либо одной из гуманитарных дисциплин.

    Высшее образование и его принципы

    В Финляндии высшие учебные заведения бывают двух типов - политехнические институты и университеты. Особенность политехнических институтов заключается в том, что обучение направлено на получение практических знаний и навыков, необходимых для работы в той или иной сфере. В университетах студенты получают академическое образование, поскольку акцент делается на теоретические знания.

    Каждое высшее учебное заведение самостоятельно определяет перечень необходимых документов для подачи и перечень вступительных испытаний.

    В вузах Финляндии преподают на финском и шведском языках. Но в последние годы внедряется всё больше международных программ, слушателями которых являются иностранные студенты, поэтому некоторые курсы преподаются на английском полностью. В некоторых вузах только 2 первых курса преподаются на английском, поэтому студентам по их окончании необходимо сдавать экзамен по финскому языку. Если знания недостаточны, студент покидает учебное заведение.

    Некоторые курсы международных программ преподаются на английском языке

    Система научных степеней имеет 4 уровня:

    • бакалавр (3–4 года),
    • магистр (2 года обучения после получения степени бакалавра),
    • доктор (4 года обучения после магистратуры),
    • лиценциат (не имеет аналогов в мире, присваивается после 2 лет обучения в докторантуре).

    Чтобы получить степень магистра, необходимо защитить диссертацию, а для доктора - провести научное исследование. В политехникумах основная масса студентов получает степень бакалавра.

    Вузы бывают государственными и частными. В последних, как правило, обучают философским и религиозным наукам.

    Финские вузы участвуют в Болонском процессе и при оценке знаний используют Единую Систему Зачётных единиц (ECTS).

    Стоимость обучения

    Дошкольное образование предоставляется полностью на платной основе. Плата за детский сад или ясли может варьироваться от 23 до 250 € вне зависимости от расположения учреждений и престижности.

    Образование в школах, лицеях и колледжах является бесплатным для всех.

    Высшее образование также предоставляется бесплатно как для граждан Финляндии, так и для иностранцев. Однако ежегодно студентам необходимо оплачивать сбор в размере 80 €.

    С 2017 года обучение в некоторых университетах будет платным, стоимость будет составлять около 1500 €.

    Таблица: популярные учебные заведения Финляндии

    Название Особенности
    Университет г.Хельсинки Основан в 1640. Самый старый университет в стране. Самым ценным считается образование, получаемое на медицинском факультете. Обучение по программам бакалавриата ведётся на финском и шведском, а в магистратуре и докторантуре - по некоторым специальностям на английском языке.
    Основан в 2010 на базе университетов Йоэнсуу и Куопио. Основное направление образовательных программ - проведение научных исследований. Учреждение активно участвует в международных проектах.
    Университет г.Турку Второй по величине вуз в стране, основан в 1920. Особое внимание уделяется международному сотрудничеству. Предлагает ряд программ магистратуры и докторантуры, разработанных совместно с университетами из других стран. Преподавание в магистратуре ведётся на английском.
    Основан в 2010. Является третьим крупнейшим вузом в Финляндии. Занимается исследованиями в области бизнеса, науки и культуры. Большинство курсов магистратуры преподаётся на английском.
    Основан в 1934 на базе педагогического колледжа. Ведущий вуз по подготовке учителей и педагогов. Входит в топ-100 лучших университетов мира.
    Была основана в 1997. Преподавание предметов ведётся на финском и русском языках. Для детей-иммигрантов, которым тяжело даётся освоение финского языка, проводятся дополнительные занятия.

    Фотогалерея: популярные учебные заведения Финляндии

    Преподавание в школе ведётся на русском и финском языках Основной профиль университета Йюваскюля - подготовка педагогов и учителей Университет Аалто - третий по величине вуз в Финляндии Университет Турку активно сотрудничает с зарубежными учебными учреждениями Основной профиль университета Восточной Финляндии - научно-исследовательская работа Университет Хельсинки - самый престижный университет Финляндии

    Требования к иностранным абитуриентам при поступлении

    Требования к иностранным абитуриентам при поступлении устанавливаются каждым учебным заведением индивидуально, однако среди них можно выделить и общие.

    Для поступления в вузы по программам бакалавриата требуется:

    • аттестат о полном среднем образовании,
    • хорошая успеваемость,
    • сертификат TOEFL (не ниже 550 баллов) либо IELTS (не ниже 5,0),
    • сертификат, подтверждающий знание финского языка.

    Если сертификаты о прохождении языковых тестов отсутствуют, вузы могут провести тестирование в качестве вступительного испытания.

    Чтобы поступить в вуз по программам магистратуры требуется:

    • аттестат о высшем образовании (возможен приём студентов старших курсов),
    • выписка из учебной ведомости или вкладыш из аттестата с оценками,
    • средний балл оценок в аттестате не ниже 4,5,
    • сертификат IELTS (не ниже 5,5) либо TOEFL (79 баллов для интернет-тестирования).

    Некоторые вузы в качестве подтверждения знания английского принимают сертификаты PTE и Cambridge CAE. Если языковая подготовка абитуриента находится на недостаточном уровне, приёмная комиссия не рассматривает документы. Аттестаты об образовании должны быть переведены на шведский, финский и английский языки и заверены у нотариуса.

    Стипендии и гранты

    Финская образовательная политика направлена на активное развитие международного сотрудничества. Для привлечения иностранных учащихся были разработаны более 400 программ, преподавание которых ведётся на английском языке. В Финляндии полный курс обучения проходят более 7 тысяч иностранных студентов, из них около 4 тысяч учатся в университетах. Помимо этого, почти 7 тысяч студентов со всего мира посещают Финляндию по программам обмена.

    CIMO - центр по международным связям - организация, координирующая программы по обмену и обучению и подчиняющаяся Министерству образования Финляндии. Также она занимается распространением информационных материалов и консультированием, содействует преподаванию финского языка и культуры, организовывает летние курсы для иностранных студентов.

    Российские студенты могут получить грант как для полного курса обучения, так и для частичного в рамках программы обмена.

    Молодые аспиранты и исследователи, а также представители малых финно-угорских народов России могут претендовать на получение стипендии от центра CIMO. Обычно они выдаются на срок от 3 месяцев до года, а размер составляет 700–1000 € в месяц и зависит от квалификации стипендиата и поддержки принимающего вуза.

    Узнать информацию об условиях участия в программах и подать заявку можно на сайте CIMO - http://www.cimo.fi.

    Проживание студентов

    Организацией проживания студентов занимаются вузы. Для этой цели создана специализированная сеть по предоставлению жилья, в которую входит более 10 тыс. квартир. Все они находятся в ведении вузов, фондов или ассоциаций. Жильё предоставляется по порядку подачи заявлений. Поиском можно заняться самостоятельно, однако стоимость его аренды будет выше.

    Студенты обычно живут в двух- или трёхкомнатных квартирах по несколько человек. Молодой семье может быть предоставлена отдельная квартира. Среднемесячная арендная плата составляет около 300 € и включает обязательные платежи за электроэнергию и водоснабжение.

    Расходы, связанные с проживанием, составляют в среднем около 800 € в месяц. Однако в крупных городах они несколько выше.

    Условия получения учебной визы для иностранцев

    Для подачи заявления на студенческую визу необходимо быть зачисленным в образовательное учреждение, а затем обратиться в посольство Финляндии. Краткосрочная студенческая виза выдаётся при обучении сроком менее 3 месяцев. Если программа длится больше этого срока, оформляется вид на жительство. Стандартный пакет документов для подачи в посольство включает:

    • справку о поступлении в образовательное учреждение,
    • выписку с банковского счёта (сумма должна быть не менее 550 € на месяц),
    • анкету-заявку (заполняется в электронном виде, затем печатается на бумажном носителе),
    • загранпаспорт,
    • 2 фото 36×47 мм,
    • аттестат об образовании,
    • страховой полис (сумма покрытия при сроке обучения менее 2 лет - 100 тыс. €, больше - 30 тыс. €),
    • 330 € (230 для несовершеннолетних) для оплаты рассмотрения заявления,
    • свидетельство о рождении и согласие родителей на выезд ребёнка, переведённые на финский, шведский и английский для несовершеннолетних.

    Первая виза выдаётся обычно на год. Для её продления необходимо своевременно направить запрос в полицию.

    Курсы во время обучения и перспективы трудоустройства

    Во время обучения студенты могут дополнительно посещать языковые курсы, которые есть при каждом вузе.

    Вузы обычно помогают выпускникам с трудоустройством после обучения - готовят резюме, организуют встречи и собеседования. Получить работу можно в любой стране мира. Финские предприятия обычно охотно принимают соискателей со знанием русского языка. Миграционные власти не препятствуют продлению ВНЖ, если для выпускника имеется рабочее место по его профилю.

    После получения ВНЖ студент имеет право работать, но не более 20 часов в течение недели во время учёбы и 40 часов в период каникул. Работу найти довольно сложно, особенно по специальности. В тех сферах, где происходит постоянное взаимодействие с людьми, требуется знание финского языка. Средняя заработная плата по профессиям, не требующим квалификации и знания языка, составляет около 8 € за час. Помощь при поиске работы студентам оказывают центры занятости, работающие при вузах.

    Итоговая таблица: плюсы и минусы финского образования

    Плюсы Минусы
    Обучение в школах, лицеях, колледжах, вузах предоставляется бесплатно Сложности при оформлении въездных документов
    Низкая стоимость обучения в детских садах и яслях Не всем студентам предоставляются общежития и студенческие квартиры
    Удобство организации учебного процесса на всех уровнях Финский язык является сравнительно сложным в изучении
    Некоторые курсы полностью или частично преподаются на английском языке Без знания финского или шведского языка невозможно устроиться на высокооплачиваемую работу после обучения
    Индивидуальный подход к каждому ученику/студенту Высокая стоимость проживания
    Во время учёбы студенты могут подрабатывать При поступлении в вузы по программам бакалавриата необходимо знание финского языка
    Перспективы трудоустройства на финских предприятиях после учёбы Основной вид обучения - самоподготовка

    Специально отправился в Хельсинки, чтобы встретиться с финскими экспертами образования и выяснить суть грядущих перемен.

    Финляндия уже несколько лет занимает лидирующие позиции в . Именно поэтому взоры мировой образовательной общественности уже третий год прикованы к финской системе образования в попытке определить причины успеха и перенести положительный опыт в свои реалии.

    Здание одной из старейших средних школ в Хельсинки (Эйлантарха). Источник: flickr

    Поэтому новость о том, что Финляндия собирается провести самую радикальную реформу учебных программ в истории своего образования, и стала такой ошеломительной.

    Лииза Пойхолайнен, руководитель направления образования детей и взрослых в Хельсинки, говорит об этой реформе:

    Мы стоим перед началом важнейшей перемены в образовании Финляндии.

    Как мы привыкли видеть школьную систему образования? Урок истории утром, урок географии ближе к полудню, два урока алгебры и английский язык в завершение дня. По сорок минут разрозненных знаний. Финские реформаторы поставили себе задачу разрушить эту привычную структуру, верой и правдой прослужившую не одно столетие. Уже сейчас из старших классов школы постепенно уходит традиционная урочная система - шестнадцатилетние подростки изучают не предметы, а «феномены», или явления, или процессы, или как угодно. Суть в чём: в течение курса профориентационной подготовки юные будущие специалисты, выбравшие, к примеру, занятия по обслуживанию в сфере общественного питания, проходят комплексную подготовку по «всему сразу» - элементы математики, иностранного языка, навыки делового письма и общения. Иными словами, всё то, что непосредственно понадобится для полноценного овладения будущей профессией.

    Кабинет труда в средней школе г. Ювяскюля, Финляндия. Источник: flickr

    Паси Силандер, руководитель департамента по вопросам городского развития г. Хельсинки, объясняет:

    Современному обществу нужен совсем иной подход к образованию, чтобы подготовить людей к будущей профессии. Сейчас молодёжь использует достаточно продвинутую компьютерную технику. В прошлом тем же банковским клеркам было необходимо оперировать большими объёмами цифр, а сейчас необходимость в этом отпадает. Вот почему нам нужно менять образование таким образом, чтобы удовлетворить общественные и промышленные нужды.

    Конечно, это не означает, что Финляндия на выходе хочет получить исключительно представителей рабочих специальностей или квалифицированных специалистов сферы услуг. Нет, во внимание принимаются и академически одарённые ученики, активно интересующиеся наукой. Судя по всему, предполагается, что учебная программа будет разбита на отдельные учебные темы - например, тема «Евросоюз» будет включать в себя элементы экономики, истории стран-участниц, изучение иностранных языков и географии.

    Так изучают предметы естественнонаучного цикла в школе г. Ювяскюля, Финляндия.