• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно


    Как качественно подготовить фундамент?

    Типы гаражных каркасов и материалы.

    Материалы для обустройства крыши.

    Отделочные материалы их свойства.

    Правильная планировка в гараже.

    Ворота для гаража, их разновидности и особенности.

    Отделка внутренних стен.

    Стеллажи в гараже.

    Многофункциональные полочные стеллажи.

    Вариант комплектации

    Составные части

    Цена гаража

    Цена с доставкой

    и установкой

    Базовый вариант

    • несущий каркас
    • кровля - металлочерепица
    • стены - профнастил
    • распашные ворота

    144 000 руб

    167 000 руб

    Расширенный вариант

    Базовый вариант +

    • водосток
    • секционные ворота
    • окно
    • дверь

    293 000 руб

    329 000 руб

    Утепленный вариант

    Расширенный вариант +

    • утеплитель
    • внутренняя отделка - профнастил

    350 000 руб

    403 000 руб

    Дополнительные услуги:

    Особенности металлических гаражей разновидностей

    В эпоху современных материалов и технологий гараж металлический сборный является отличным альтернативным решением в случае, когда нет возможности возвести капитальную конструкции из кирпича или пеноблоков.

    Компания «Планета навесов » занимается производством и продажей металлоконструкций, предназначенных для защиты и охраны транспортных средств. Изготовление металлических гаражей происходит только из качественного сплава листовой стали и с применением современного оборудования. Каждый этап работы осуществляется с четким соблюдением технологических норм, что гарантирует долгий эксплуатационный срок нашим сооружениям. Мы предлагаем купить металлический гараж в нашей компании, при этом Вам будет предложен большой выбор моделей и размеров.

    Достоинства металлических гаражей

    Наша компания реализует продукцию только с гарантией качества и обладает рядом преимуществ:

    • Конструкции имеют простой и удобный способ сборки, что дает возможность провести монтажные работы в сжатые сроки;
    • Поверхность стальных листов имеет защитное покрытие, которое препятствует образованию коррозийного налета;
    • Заказать металлические гаражи можно не только различной конфигурации, но и по индивидуальным чертежам;
    • Наши конструкции не нуждаются в укладке сложной фундаментальной основы, достаточно простого бетонного основания;
    • При установке гаражей не требуется привлечение специальной техники;
    • Длительный срок службы, независимо от интенсивности использования;
    • Демократичная стоимость по отношению к высокому качеству изделий;

    Особенности разновидностей конструкций

    Сварные металлические гаражи по конструктивным характеристикам практически не отличаются от разборных. На установленный жесткий каркас стальные листы крепятся посредством сварки. Такие гаражи подходят для случаев, когда предполагается длительное использование гаража на одном месте. Так как разобрать его без ущерба практически нереально.

    Разборный гараж очень удобен во всех направлениях. Такую конструкцию легко разобрать и перевести на другое место, причем со сборкой тоже не возникнет никаких осложнений. Каркас может быть скреплен саморезами или иметь специальные пазы для сборки. На сегодняшний день такой тип гаражей считается самым востребованным, благодаря высоким показателям прочности с сравнительно низкой ценовой категорией.

    Технология возведения каркасного гаража доведена до простоты, необходимой рядовому владельцу автомобиля, не привыкшему к изыску, но требующему хотя бы минимально комфортных условий для содержания машины.

    Выяснить прочность

    Безусловно, первое, на что обратит внимание каждый уважающий себя и любящий свою машину автомобилист, – прочность будущего гаража.

    Никакие тенты, времянки, навесы и прочие конструкции, отличающиеся хлипкостью, в качестве гаража служить не могут, хоть многие из уникумов и умудряются «впихнуть» туда свое авто на круглогодичное «проживание».

    Если средств в обрез, а гараж нужен, то каркасное покрытие сможет спасти вашу машину от природных явлений и переападов температуры.

    Предлагаемая технология является одной из самых доступных и выгодных – строительство каркасного гаража своими руками можно произвести, и правда, руками, то есть без привлечения тяжелой техники.

    Каркасный «дом для машины» будет достаточно прочным, но, чтобы довести сооружение до идеала, вам необходимо :

    • построить гараж таким образом, чтобы он не зависел от внешней среды;
    • создать настолько простую конструкцию, чтобы она позволяла ремонтировать машину на месте;
    • обеспечить низкий уровень теплоотдачи сооружения;
    • вложить в строительство минимум средств.

    Нужна ли яма?

    Если с фундаментом для каркасного гаража все предельно ясно: он мало весит и поэтому позволяет взять за основу строения платформу, то с необходимостью устроения смотровой ямы возникает справедливый вопрос: а нужна ли она вообще?

    Принимать решение о ее наличии или отсутствии необходимо накануне строительных всех работ. Этот элемент гаража является обязательным только в том случае, если вы самостоятельно занимаетесь ремонтом своего автомобиля.

    Если вы решили, что яма нужна, то ее устройство займет какое-то время и сделает реализацию вашего проекта несколько дороже (несущественно).

    Яму копают по разметке, укрепляют ее стены кирпичом (способ кладки в один кирпич) и обеспечивают качественным освещением.

    По верхнему периметру смотровой ямы обязательно (!) осуществляют монтаж стальной обвязки, которую тщательно цементируют. Это необходимо для того, чтобы избежать обвалов ямы под тяжестью автомобиля.

    Следующий этап состоит из обустройства монолитного фундамента . На подготовленный под него участок (на дно) насыпают так называемую подушку – смесь из песка и гравия не более, чем на 10 см, сверху – бетон (3 см). В бетон помещают каркас из арматуры – железные прутья кладут и вдоль и поперек, фиксируя в местах пересечения.

    По периметру почти готовой площадки устанавливают опалубку и бетонируют конструкцию.

    Когда бетон, фиксирующий фундамент, высохнет, можно, не дожидаясь, пока он хорошенько устоится (не дом ведь), приступать к монтажу каркасной конструкции.

    Виды каркасных гаражей

    Как и любое другое, строительство каркасного гаража своими руками предполагает самым сложным и ответственным моментом возведение фундамента. Но когда этот этап работ позади, оказывается, что осталось еще множество важных моментов, которые никак нельзя упускать из виду.

    Даже от того, на какой тип гаража падет ваш выбор, зависит сохранность вашего автомобиля.

    Среди одних каркасных есть несколько видов гаражей, определяющих качество содержания машины. И хоть специалисты утверждают, что держать автомобиль во всех каркасных сооружениях будет примерно одинаково, у вас есть шанс выбрать, проверить, сравнить.

    Гараж из металлопрофиля

    По оценкам специалистов, такой каркасный гараж обойдется хозяину всего в 30 тысяч рублей.

    Оптимальные размеры гаража из профнастила (да и всех остальных типов гаражей) 4,5Х3,5 метра при условии содержания в нем одного автомобиля.

    Гараж не должен быть тесным, в нем нужно предусмотреть комфортное размещения машины, хозяина и всех мелких и крупных подручных средств.

    Больше всего для стен и крыши такого гаража подойдут двухметровые листы металлопрофиля марки С 10. Толщина такого листа должна составлять не менее 0,5 мм.

    Для стандартного гаражного помещения вам потребуется 23 листа, львиная доля которых уйдет на обустройство стен.

    Стены обшивайте листами внахлест , соединяя кровельными саморезами. Длину покрытия (крышу) регулируйте таким образом, чтобы основной ее размер (укрывающий) составлял 1,9 метра, а 10 см остались для оборудования свеса, необходимого для стекания дождевой воды.

    Время строительства такого гаража по каркасной технологии составляет неделю.

    Про металлические каркасные гаражи более подробно рассказано в следующей .

    Каркасно-щитовой гараж

    Для построения каркасно-щитового гаража вам не понадобится проект. Можно просто взять самые незатейливые конструкции, производимые на любом заводе: в данном случае это стропильные конструкции и стеновые панели.

    Этот тип каркасного гаража отличается высокой экономичностью , при его возведении можно уложиться в 25 тысяч рублей, отличной теплосберегаемостью и простотой конструкции.

    Кроме того, такие сооружения, скорее, напоминают домик, нежели место содержания автотехники, и удачно дополняют ландшафтный дизайн.

    Строительство каркасного гаража своими руками в случае, если вы выбрали каркасно-щитовой тип, происходит по обычной схеме:

    • закладка фундамента;
    • установление каркаса;
    • обшивка «скелета» строения панелями;
    • утепление;
    • сооружение крыши;
    • навеска ворот.

    К вашему вниманию видео о том, как построить каркасный гараж своими руками.

    Гараж из бруса

    Особенностью построения такого типа гаража является возведение деревянного каркаса, ну, и цена. Такой каркасный гараж по стоимости будет гораздо превосходить своих собратьев – металлопрофильный и щитовой гаражи.

    Но если вы придерживаетесь принципа: если уж строить, то строить качественно, и вы правы. Дерево в качестве материала имеет целый ряд преимуществ :

    • самое экологически чистое;
    • самое энергосберегающее;
    • самое паропроницаемое;
    • самое легкообрабатываемое;
    • самое уместное в ландшафтной композиции.

    На этих фото, вы видите этапы строительства каркасного гаража своими руками.

    При построении каркасного гаража из бруса нужно только учитывать некоторые нюансы :

    • при выборе ленточного типа фундамента под каркасный деревянный гараж, вам достаточно углубить его на 60-80 см, а вот сваи или столбы придется у становить поглубже и попрочнее;
    • перед установкой брусового каркаса необходимо разработать проект или хотя бы эскиз (но максимально подробный);
    • стыковку брусьев нужно, по возможности, производить простейшими методами: способ внахлест как раз подойдет.


    Сколько стоит дешевый гараж

    Вопрос цены остается актуальным при реализации любого проекта, даже такого супер-простого, как строительство каркасного гаража своими руками.

    Все давно свыклись с мыслью, что сделанное собственноручно стоит в разы дешевле , поэтому большинство владельцев автомашин и стараются обеспечить свою «ласточку» квартирой «авторской» постройки.

    С учетом каркаса, обшивки, работы каркасный гараж обойдется вам от 25 тысяч рублей. Если вы используете дерево в качестве строительного материала – то стоимость будет порядка 35 – 70 тысяч рублей, в зависимости от породы древесины.










    Перед началом возведения гаражной постройки проводится важная подготовительная работа. В статье рассказывается о строительстве гаража 6 на 4, о выборе способа возведения - в качестве пристройки или отдельного строения. В изложенном ниже материале рассматриваются разновидности строительных блоков, их плюсы и минусы. Вы узнаете, как проходит подготовка к проектированию и рассчитывается количества пеноблоков.

    Гараж из пеноблоков с мансардой Источник yandex.ru

    Как и из чего строить

    Большинство владельцев частных участков стремятся обзавестись гаражом в первую очередь, что неудивительно, учитывая климатические условия на значительной части страны. Гаражи возводятся двумя способами: в виде пристройки к жилому дому и как отдельное строение; у каждого варианта есть свои достоинства и недостатки.

    Примыкающий к дому гараж экономнее в строительстве: из-за общей стены сокращается расход строительного материала, гаражную пристройку проще оборудовать коммуникациями и сигнализацией. Внутрь можно попасть через смежную дверь, не выходя на улицу (что особенно приятно в дождь или мороз). Минусом пристроенной конструкции является шум и запах бензина, проникающий в жилые помещения; к тому же возведение пристройки не всегда удобно.

    Альтернативный вариант, отдельно стоящий гараж, гораздо шире распространенное решение. Его размеры определяются габаритами железного друга; для большинства автомобилей приемлемым вариантом станет гараж 6х4. В постройке такого размера найдется место не только для машины, но и для инструментов (а, возможно, и для небольшой мастерской).

    Источник tunwma.com

    На строительном рынке имеется немало стройматериалов, пригодных для возведения гаража, включая профнастил и силикатный кирпич. Набирающими популярность вариантами являются блочные материалы, произведенные из различного сырья. Главным их преимуществом служит большой размер блоков, позволяющий ускорять и упрощать процесс кладки.

    Виды блочных материалов

    По сравнению с кирпичом, крупные блоки имеют ряд неоспоримых преимуществ: они меньше стоят, сокращают строительные расходы (например, расход кладочной смеси) и снижают сроки возведения. Чаще всего для возведения гаража 6 4 применяются следующие виды строительных блоков:

    Шлакоблоки

    Вот уже более 20 лет шлакоблок является популярным материалом, практичным и недорогим. Эта разновидность искусственного камня, в котором разнообразный наполнитель (шлак) связывается цементом, получается методом вибропрессования. В качестве наполнителя может использоваться кирпичная или бетонная крошка, бой стекла, зола, керамзит и другие доступные материалы.

    Источник asm.ru

    Водящие в состав компоненты определяют характеристики шлакоблоков, в числе которых следующие параметры:

      Вес . Зависит от пустотности, которая измеряется в процентах, от 0 до 50% (0% - полнотелые, самые тяжелые). В любом случае гаражу потребуется капитальный фундамент.

      Стандартные габариты - 390х190х188 мм.

      Шлакоблок относится к негорючим материалам и не подвержен усадке.

      Практичность в эксплуатации : материал отличается прочностью и долговечностью.

      Недостатки . К ним относится слабый уровень звукопоглощения, гигроскопичность (блок впитывает влагу) и высокая теплопроводность. Это вынуждает утеплять стены, а также проводить внешнюю отделку (штукатурить или покрывать облицовкой).

    Газобетонные блоки

    Значительный объем газобетонного блока занимают пустоты закрытого и открытого типа, наполненные воздухом, что задает материалу следующие свойства:

      Небольшой вес и плотность . Стены из газобетона не нагружают фундамент, как кирпич и снижают не только время строительных работ, но и трудозатраты. Материал не подходит для возведения многоэтажных зданий, но в частном строительстве применяется с успехом.

    Источник pp-budpostach.com.ua

      Влагостойкость . Материал обладает определенной гигроскопичностью из-за того, что не все воздушные ячейки в структуре блока изолированы друг от друга; стены требуют защиты от влаги и промерзания (их необходимо утеплять).

      Энергосбережение . Теплоизоляционные показатели позволяют использовать блоки в любом климате.

      Эксплуатационные параметры . Газобетон имеет точные размеры и прост в обработке, он огнестоек и хорошо выдерживает циклы заморозки/оттаивания.

    Пеноблоки

    Пенобетон, как и газобетон, относится к группе ячеистых бетонов, что и определяет его свойства. Пенобетонные блоки нашли широкое применение в частном строительстве благодаря своим плюсам:

      Строительные преимущества . Малый вес блоков позволяет обходиться без строительных механизмов; они не подвергаются усадке и легко обрабатываются. Популярные размеры - 400х200х200 и 500х300х200 мм.

    Источник chrome-effect.ru

      Отношение к влаге . Особенности структуры пенобетона - замкнутые воздушные ячейки. Это обеспечивает лучшую влагостойкость по сравнению с газобетоном, но, вместе с тем, является причиной низкой паропроницаемости стен. Они не могут обеспечить естественную циркуляцию воздуха, что сказывается на микроклимате внутри помещения (что более важно для жилой, чем гаражной постройки).

      Теплоизоляция . На теплоизоляционные свойства влияет плотность материала - чем она выше, тем ниже способность стен удерживать тепло. В целом пеноблоки являются качественным теплоизоляционным материалом. Стена толщиной в 400 мм не нуждается в применении утеплителя.

    Видео описание

    Гараж из пеноблоков своими руками в следующем видео:

      Прочность . Пенобетон отличается способностью увеличивать марочную прочность в процессе эксплуатации (в два раза за первые 10 лет).

    К минусам пеноблоков относится необходимость внешней отделки (штукатурка или вентилируемый фасад), а также ограничения в выборе дюбелей для крепления на стенах. Помимо указанных блочных материалов в возведении гаражных стен используют керамзитоблоки, арболитовые и газосиликатные блоки, сочетающие бюджетную стоимость с подходящими техническими характеристиками.

    На нашем сайте Вы можете найти контакты строительных компаний, которые предлагают . Напрямую пообщаться с представителями можно, посетив выставку домов «Малоэтажная Страна».

    Анализ и проектирование гаражной конструкции

    Предварительное планирование - важный этап в строительстве гаража, позволяющий провести анализ расхода стройматериалов, и, следовательно, скорректировать бюджет, избежав ненужных расходов. Создавая проект, обращают внимание на следующие факторы:

      Выбор конструкции . Возможно, потребуется не стандартный гараж, а постройка увеличенной площади на одну машину (6х4), или для двух авто (7х6), или с выделенным местом для домашней мастерской. Нередко гараж на два автомобиля снабжают мансардой, что весьма практично, особенно на небольшом участке.

    Источник zen.yandex.ru

      Особенности почвы . Расположение грунтовых вод и глубина промерзания может повлиять на выбор фундамента.

      Дополнительные функции (оборудование гаража 6 на 4). Определяется необходимость смотровой ямы и подвала для домашней консервации. Также полезно заранее рассчитать размер стеллажей для инструментов и определить, нужна ли вам специальная рабочая зона с верстаком.

      Выбор материала . Постройка должна отвечать многим критериям: надежно защищать автомобиль, иметь длительный ресурс эксплуатации и быть недорогой в возведении. Совокупностью этих качеств обладает пеноблок, позволяющий быстро возвести практичный и недорогой гараж.

      Габариты строения . Средняя гаражная постройка имеет высоту 2,4-3 м, ширину 3-4 м, длину 4,5–6 м. На основании этих параметров и типоразмера выбранного блока проводится вычисление необходимого количества материала.

      Расчет сметы . Проводится с учетом особенностей конструкции, затрат на подключение электричества и водоснабжения, объема необходимых материалов, транспортных затрат.

    Видео описание

    О расчете пеноблоков в следующем видео:

      Тонкости проектирования . Слабая сторона пенобетона - низкая паропроницаемость, которая может стать причиной появления конденсата. Для того, чтобы поддерживать в помещении комфортный уровень влажности, следует позаботиться о системе вентиляции (естественной или принудительной).

    Расчет количества пеноблоков

    Для возведения удобно брать пеноблоки с габаритами 600×300×200 мм. При использовании такого материала толщину стен можно задать 200 или 300 мм, по-разному размещая блок относительно плоскости стены. Толщину гаражных стен обычно задают равной 200 мм. Приблизительный расчет количества блоков для гаража размером 6х4х3 м (а также гаража любого размера) выполняется по следующей схеме:

      Вычисление периметра гаражной постройки: (6+4)×2=20 м.

      Сколько блоков поместится по периметру (в одном ряду): 20÷0,6=33,3 (округлим до 34 штук).

      Определение количества рядов (по высоте). При заданной высоте 3 м и выбранной высоте блока 300 мм получаем: 3÷0,3=10 рядов.

      Предварительное определение общего количества блоков: 34х10=340 штук.

    Источник kexholmstroy.ru

      Учет проемов . На самом деле материала потребуется меньше, ведь в гараже будут ворота и, возможно, двери и окна. На площади в один квадратный метр помещается примерно 6 блоков (если толщина стен вашего гаража задана в 200 мм). Зная размеры всех проемов, вы определяете площадь каждого (перемножением длины и ширины), определяете сумму площадей и умножаете ее на 6. Результат лежит в промежутке между 40 и 50 блоками. Вычитаете его из общего количества и получаете итоговое число 290-300 блоков.

      Нюансы . Обычно к расчетному количеству добавляют еще 5% (в данном случае 15 штук) по двум причинам. Во-первых, при расчетах не учитывалась толщина шва; во-вторых, делается поправка на перевозку, при которой нельзя исключить порчу кромок блоков.

      Варианты . Многие считают, что оптимальная высота гаража 4х6, подходящая для большинства автомобилей, составляет 2,4 м, что составляет: 2,4÷0,3= 8 рядов. Это позволяет несколько уменьшить строительные затраты.

    Источник postroika.biz

    Заключение

    Пеноблоки являются частым выбором для строительства гаража, поскольку обладают оптимальным для малоэтажного строительства набором характеристик и позволяют возвести конструкцию, надежно защищающую автомобиль. Хотя технология строительных работ считается несложной и бюджетной, проектирование и возведение сложной постройки (с мансардой, хозблоком, подводкой инженерных коммуникаций) стоит доверить профильной организации.

    Dmxxx

    Участник

    Гараж 6х4,5 из ПЩС блоков с подвалом своими силами за 4 месяца (опыт строительства)

    Начну с предистории.
    Проживаю в пригорде Красноярка в многоквартирном доме. Гараж строил по большей части для отца, который переехал не так давно из глубинки поближе к цивилизации из частного дома в квартиру. Переезд этот сопровождался психическими изменениями и переживаниями и одно из них - отсутствие собственного мужского угла в виде гаража, где можно поработать руками и вообще "вырваться их 4х каменных стенок". Поэтому гараж больше психологическая, чем необходимая штука, призванная занять человека и облегчить смену жизненного уклада.

    Естественно у меня было желание построить гараж с минимальными затратами, в идеале уложиться в бюджет 100т. Речи о покупке участка под гараж с таким-то бюджетом идти не могло. Земельная ситуация у нас очень сложная, вся земля поделена, есть своя "земельная мафия" в администрации, цена на участки 24кв.м. (а именно столько выделяют у нас сейчас под индивидульные гаражи) может переваливать за 200т, что вдвое превышает весь бюджет на сторительство.

    Поэтому ещё 3 года назад я решил что попытаюсь получить землю по законодательству у администрации, а не через покупку. История получения земли была долгой и сложной, много бумажек, тупиков и бюрократии, если есть желание у публики - могу рассказать отдельно. Главное результат, а результат был таков - в Сентября 2016 года администрация посёлка подписала со мной договор аренды на участок земли 27кв для строительства гаража, стоимость аренды порядка 3500 руб./год., участок удачно расположен недалеко от квартиры родителей и от моей, рядом с гаражами соседей. Хочу отметить, что все окружающие соседи очень удивлялись, что мне выделили участок в таком хорошем месте, рядом с домами, с удобным подъездом, ещё и площадь 27кв.м., често говоря, думаю соседи до сих пор считают что я или "из блатных" или дал взятку кому. Хотя все было по закону, просто времени заняло 3 года и изрядно рабочих часов и нервов было потрачено на бумажки.
    Всё было бы хорошо, если бы не одно НО!, по новому земельному кодексу участки под строительство гаража выделяют сроком на 1 год! И это в нашем сибирском регионе, где лета 4 месяца и если не повезёт, то из 4х месяцев 3 месяца могут быть очень долждливыми.

    Итак, я "ушёл в осень" с выделенным участком на 1 год, хотя рассчитывал на 3, без нормального плана строительства и с необходимостью до Сентября 2017го зарегистрировать строение, что бы потом на законных основаниях уже выкупить участок у администрации в частную собственность!
    Слабо помню своё состояние, но понимаю что чувства были крайне смешанные, с одной стороны конец 3х-летних мытарств по инстанциям с выбиванием участка, с другой стороны запуск совершенно дургого марафаона финансвого и строительного, причём даже не марафона, а, учитывая срок на строительство, спринта...

    Итак, время пошло!

    Регистрация: 17.09.12 Сообщения: 37 Благодарности: 93

    Dmxxx

    Участник

    Регистрация: 17.09.12 Сообщения: 37 Благодарности: 93 Адрес: Емельяново, Красноярский край

    Значит ушёл я в Октябрь с мыслями о строительстве. Хочу отметить, что октябрь и ноябрь в моей семье месяцы крайне насыщенные праздниками, в основном это дни рождения (я даже называю октябрь "Кровавый Октябрь"), поэтому по факту думать о строительстве спокойно я начал только в декабре.
    Постепенно начитался разных тем и выработал примерно такой план строительства.
    Начинаю в июне, за 4 месяца осваиваю по 30 тыс. руб. и к концу сентября выхожу с постройкой под крышу для регистрации.
    Итого срок проведения работ (подвал, фундамент, коробка, крыша) = 4 мес.
    Итого бюджет = 120 тыс.

    В целом, когда я оценивал бюджет в 100 тыс. я предполагал что гараж будет без подвала, просто коробка. Поскольку потребность в подвале была ещё не понятна. Затем опыт проживания родителей показал, что они всё же нацеливаются и на дачу и овощи всякие менталитет не позволяет покупать в магазине и надо где-то хранить припасы, поэтому подвал стал обязательной частью строения.
    А вот от ямы отец с лёгкостью отказался.
    Ремонтом самостоятельно заниматься, говорит, желания нет, к тому же автомобиль он поменял на новый и в ближайшие годы ничего серьёзного делать самостоятельно не потребуется.

    Значит в декабре я начал планировать строение.
    Из всевозможных конструктивов стен я довольно быстро пришёл к ПЩС блокам. Во-первых, у нас это "стандарт", подовляющее большинство гаражей сложено из них, во-вторых, сама технология строительства мне была понятна, все материалы доступны и удобны в работе. В-третьих альтернативные варианты получались дороже или не проходили по требованиям. Дешевле ПЩС только брус - строить сгораемую конструкцию я не хотел. Пеноблоки - дороже, толще (что важно, поскольку участок-то небольшой) и хрупче. Монолит - дорого, долго присматривался ко всяким б/у плитам - получалось по бюджету интересно, но меня пугал монтаж - один, вдвоём не справлюсь, опять же кран надолго привлекать, опять же доставка разгрузка/погрузка. Полагаю одни только операции доставки и сопуствующие съели бы у меня половину бюджета - так что, плиты тоже отмёл. Как базовая технология остались ПЩС.

    Аналогично - принял решение строить из ПЩС и подвал. Понятно, ни о каком исследовании геологии участка речи не шло - бюджет. Да и наблюдение за соседскими строениями не говорило о наличии близких грунтовых вод. Участок на горе, допольно крутой спуск и примерно через километр река, цоколь нашего дома, стоящего на косогоре и потому довольно глубокий с одой стороны - сухой.
    Альтернативнй вариант по подвалу предлагал отец - выкопать колодец, загнать туда два 2х-метровых кольца, сделать вертикальный лаз. Вариант выглядел очень соблазнительно - быстро, просто, технологично, минимум земляных работ, но вертикальный лаз всё портил. Всё таки родители уже в возрасте, скоро такие трюки как спуск на 3-4 метра по вертикальной лестнице станут для них опасными, значит нужна полноценная лестница, а как-то глупо строить маленький подвал из колец и затем в 2-3 раза более ёмкую по материалам и работам лестницу. Так вот и подвал пришёл к варианту ПЩС. Обсуждали с отцом и размеры подвала. Я хотел сделать 3х4м комнату, высотой 2м, он долго отговаривал, в итоге сошлись на 1х3м, но по факту получилось ещё меньше из-за недостака опыта. Об этом позже и подробней.
    Крышу планировал делать самую дешёвую из возможных, низкую, односкатную, накрывать бюджетно чем придётся - или профлистом или металлочерепицей, или ещё чем - не принципиально лишь бы дёшево за квадрат.
    Перекрытия гаража - смотрел на плиты, задавила жаба, даже за б/у плиты надо выложить сумму, а там ещё доставка, кран, монтаж, "вот это вот всё"... Так что перекрытия деревяные, благо пилорам вокруг достаточно.
    Ах-да, чуть не забыл, фундамент.
    Начитавшийсь ФХ решил делать плиту. Трудоёмкость и стоимость чуть повыше, зато сразу бетонный пол в гараже.

    Итак, принципиально определились с конструктивом:

    • Подвал ПЩС блоки
    • Фундамент бетонная плита на подушке
    • Коробка ПЩС блоки
    • Деревянные перекрытия
    • Односкатная кровля с простой стропильной системой, материал - что подешевле
    Как считаете, пора бы перейи к слайдам?
  • Регистрация: 17.09.12 Сообщения: 37 Благодарности: 93

    Dmxxx

    Участник

    Регистрация: 17.09.12 Сообщения: 37 Благодарности: 93 Адрес: Емельяново, Красноярский край

    Какая стройка без чертежа или хотя бы плана?
    Конечно же я был знаком со ScetchUp, но довольно поверхностно. Пришлось подразобраться на базовом уровне, которго хватило на мои художества, что бы набросать план, покрутить модельку. Конечно недостаток опыта повылазил в разных местах, поэтому строил я конечно не по проекту, а по месту, сейчас некоторые вещи сделал бы по другому причем предусмотрел бы проблемы ещё на этапе чертежа, но, что есть то есть.
    Выкладываю свои скетчапные художества как есть, по итогу конструкция конечно немного другая.

    Подбно показал плаинруемый конструктив подвала.
    Так же на 3ем слайде можно увидеть два альтернативных варианта, которые я пытался проработать под вертикальынй лаз и под конструкцию из бетонных плит - они не пошли в жизнь.

    Вооружившись вот таким довольно рамочным планом я прикинул расходы на блоки, оценил объем пиломатериала и инертных материлов и с наступлением Июня принялся за работу.
    -
    Ах да, уточнение - площадь участка не 7х4.5 метров, а 6х4.5.
    Сейчас когда в рисункци свои посмотрел, увидел, что сперва исходил из 7х4 = 28, а потом уже глянув в документы с удивлением обнаружил что 6х4.5, не знаю откуда у меня такое искажение, вот и тему назвал по площади неправильно, впрочем - не суть важно.

  • Регистрация: 17.09.12 Сообщения: 37 Благодарности: 93

    Dmxxx

    Участник

    Регистрация: 17.09.12 Сообщения: 37 Благодарности: 93 Адрес: Емельяново, Красноярский край

    С чего начинается родина? Правильно, с песни, а стройка начинается с земляных работ.
    Правда перед земляными работами мне забили колышки на участке. Все расходы я записывал довольно подробно, поэтому "как сейчас помню" что работа геодезиста 06.06 мне обошлась в 4т. руб. Пожалауй это были самые дорогие работы по удельной стоимости за час работ. Помню что через 30 минут когда границы были вынесены в натуру и я отдал деньги, ещё подумал - "черт побери, 4000 руб. за час работы, это пожалуй самая оплачиваемая профессия из всех встреченных мною". Конечно я понимаю что загрузка по времени у них далека от 100%, но всё равно, ценник показался необоснованным. Причем это всегда так, когда неспециалист обсуждает работу квалифицированного специалиста.
    Ок. Колышки забиты, начинаем котлован.

    Прошу обратить внимание, на первом фото как раз мой участок. Слева и у задней стенки есть гаражи соседей.
    Экскаваторщик у меня похоже был опытный, и он тут же, поправил мой план. Я планировал лестницу справа (если смотреть как на первом фото) у внешней стены подвала, он сказал - давай я сделаю тебе откос всё же слева - там гараж, вплотную копать опасно, а так склон будет держатся. Здрава мысль!
    Он же убеждал меня не делать лестницу под 45гр - слишком круто, и предлагал сделать либо с разворотом, либо менее глубокий подвал. Но у меня же был план. Тут я настоял на своём - глубина котлована по плану 4.8м от нулевой отметки, уклон лестницы 45 - копай, а дальше мои проблемы.
    Хорошо, хозин барин сказал экскаваторщик и выкопал мне котлован за 4 часа и 6000 руб.
    Он же договорился с камазом по вывозу грунта, он же посоветовал вывезти грунт из верхней части, собрал ковшом накопленный мусор (причем отложил аккуратно в сторону всякие откопанные железки и потом увёз их в ковше, сдаст на лом, копейка рубль бережёт!). Он же оценил объем обратной засыпки и оставил грунта столько сколько нужно.
    Объём вынутой земли я оценивая как в 100 -110 кубов (6,5 х 4 х 4,8 - минус грунт под лестницей), примерно 50 кубов было оставлено для обратной засыпки.
    В общем отработал он ударно, хорошо, ничего не оторвал из проводов, ни разу не задел соседних построек.

    Так же по котловану сказал - хорошо что под соседним гаражом хороший грунт - видишь, глина, прочная, если дождей не будет сильных стена простоит, а вот правая твоя стенка грунт потревоженный, тут уже копали ранее и засыпали потом - рыхлый с мусором, будет обваливаться, работай на глубине осторожней, следи за краем (и действительно, левая стена под лестницу - простояла весь сезон не шелохнулась, права периодически обваливалась).

    Ещё из моментов - на участке культурные слои оставшиеся от древних цивилизаций.
    Во первых, кто-то уже пытался тут строить гараж, попался кусок фундамента, довольно прочный, впрочем экскаватор его разбил ковшом и извлек. Далее, на глубине примерно 2 метра попалась... тадам! брошенная теплотрасса. Все как положено - ж/б короб, две трубы 110 или 120 мм, утеплитель, вот это вот всё. Причём именно на участке трасса обрывалась, на одной из фото видно как арматура от бетона торчит из стены. В общем - было интересно.

    Когда экскаватор рвал ж/б плиты и арматуру (12 или 14мм) я оценил всю его мощь - прочная и всё ещё рабочая арматура болталась под его напором как какая-то верёвка, потом когда я обрезал её болгаркой, пытался согнуть руками - "ага, щаз!".
    В общем механизация это сила!

  • Регистрация: 17.09.12 Сообщения: 37 Благодарности: 93

    Dmxxx

    Участник

    Регистрация: 17.09.12 Сообщения: 37 Благодарности: 93 Адрес: Емельяново, Красноярский край

    Ещё фото подготовки котлована.

    Обнёс яму лентой, что бы минимально предупредить людей и детей. Сделал несколько общих кадров и направился домой, с чувством глубокого удовлетворения и понимания что назад пути нет.

    К сожалению не снял фото кучи грунта оставленной на обратную засыпку, жалко конечно, историческая была кучка.

  • Регистрация: 17.09.12 Сообщения: 37 Благодарности: 93

    Dmxxx

    Участник

    Регистрация: 17.09.12 Сообщения: 37 Благодарности: 93 Адрес: Емельяново, Красноярский край

    Ещё один пост на сегодня.
    Котлован выкопан, время летит, пора бы уже и работать начинать.
    Подсчитал объем инертных материалов. Взял песка 3 куба, ПЩС 2 куба и 3 куба щебня (фракции 5-20) кажется. Назначение такое - песок на кладочный раствор и отсыпку, щебень на отсыпку, ПЩС на самомесный бетон на заливку перекрытий подвала, лестницы, ступений а так же основания для подвала. На инертные материалы ушло 8 800 руб. включая доставку. В целом объем я вычислил правильно, немного не хватило песка и потом на коробку пришлось дозаказывать ещё 2 куба. Промазал потому что не знал, каков расход раствора на кубометр кладки.

    Как инертные привезли, так и взялся я с помощником за подготовку основания для подвала. Хочу отметить, что помимо спец. техники никого не нанимал на стройку, всё делал своими руками и привлекал в помощь отца и брата. Где работа физически тяжёлая, там брат помогал, где попроще - отец. Ну а где и сам один.

    Прежде всего мы спланировали уровень грунта в котловане, почистили углы. Полезный момент, я планировал излишки земли поднимать наверх 15 литровым ведром, отец меня от этого удержал. Посоветовал перекидать землю на подъем для лестницы, а затем взять её оттуда для обратной засыпки стен, тем самым весьма сэкономил нам сил. Поскольку к моменту планирования основания рыхлый край неплохо так обвалился и куб-другой земели прибавился на дне.

    После планирования постелили геотекстиль (с выбором не заморачивался, просто самый дешёвый из подходящих), затем 10 см щебня, затем 10 см песка, трамбовка ногами, пэт-плёнка, армирование из стеклопластиковой арматуры, опалубка 12см и остатков вагонки и заливка плиты.
    Со слов отца я залиливал плиту слишком заморочено. Но, я репетировал этот процесс перед заливкой основной плиты фундамента, мне надо было тех. процесс прочувствовать, поэтому такой подход. Так же я хотел сделать сухой подвал, поскольку эксплуатация того подвала что есть сейчас показыват, что вода в подвале это зло, всё сыро, металл ржавеет, дерево гниёт, с потолка капает конденсат, так что отсыпка и плёнка выступали как водозащитные мероприятия.
    Фото процесса:

  • Регистрация: 17.09.12 Сообщения: 37 Благодарности: 93

    Dmxxx

    Участник

    Регистрация: 17.09.12 Сообщения: 37 Благодарности: 93 Адрес: Емельяново, Красноярский край

    Отмечу про ошибки допущенные уже на этом этапе.
    Во-первых, котлован нужно делать хотя бы на 30см шире в каждую сторону чем предполагаемая подземная постройка, пространство внизу съедается очень быстро, и двухметровая яма у веришины легко превращается в 1,8 по дну, что-то съедает материал стен, опять же вплотную к земле не положишь нормально блок, зазор так или иначе надо оставлять.
    Во-вторых, подвал не независимая конструкция, а через лестницу связана с гаражом. Т. е. при планировании нужно учесть геометрию. Я же н диагонали площадки забил, и так же не стал выравнивать саму площадку относительно будущих стен, просто не подумал про это. Данный момент потом вылез некрасиво при кладке лестницы, пришлось исхитряться и стена лестницы у меня не параллельна стене подвала а кривовата и выходит в параллель стене гаража. В засыпаном состоянии это не видно, как и изнутри, но по факту - лестница кривая, а подвал имеет форму сильно вытянутой трапеции у которой кажется нет паралелльных оснований.
    В-третьих, я не очень продумал узел примыкания лестницы к подвалу, в целом сделал все хорошо и надежно, но получил перерасход материала и лишнюю работу. Об этом напишу позже. Ещё фото процесса.

    На первых двух фото мой брат - бетонщик. Я наверху замешиваю и подаю вниз смесь. На третьем-четвертом фото инспеция, дочь и супруга контролируют качество заливки)
    На пятом пасхалка - брат камешками выложил дату основания "2К17", не уверен что сейчас её хорошо видно в подвале, надо бы там шлифмашинкой пройтись, тогда точно будет хорошо видно.

    Из моих впечатлений. Заливали мы 12см плиту. Замесил я где-то 0,8куб бетона небольшой бетономешалкой одолженной у друга. Объем одного замеса где-то 40-50 литров.
    Честно скажу это был один из самых тяжёлых дней на стройке. Ужасная жара под 35гр, непривычный к тяжёлому труду офисный работник, спуск готовой смеси в ведре на верёвке на глубину 4,5 метра, было тяжко. К концу заливки еле ворочал ноги. Тяжелее было только на заливке перекрытия.

    Ещё момент - стеклопластиковая арматура мне не очень понравилась. Слишком гибкая, не уверен что она достаточно армирует что-то, но работать конечно легко, размотал в длинну, благо место есть, болгаркой быстро нарезал, хомутами стянул. Может быть поработав со стальной я бы о пластике поменял мнение на положительное. Но сейчас по итогу скажу что не понравилось, хотя очень удобно что можно моток привезти в багажнике легкового автомобиля. Экономия.

    Не помню уже какую пропорцию месил. Кажется 1:3,5. 1 часть цемента 3.5 части ПЩС, 0,8 части воды. Как-то так. Воду добавлял потом на глазок по густоте смеси. Так как условия погодные менялись, менялась влажность песка и это было очень заметно. Один день месишь - 8 литров воды норм, другой день - надо добавлять, 9-10 получается. Как-то так.
    Вибрировал ручным вибратором. Специально купил китайца за 3000 руб. Чтобы вибрировать плиту - просто ложил его на бок и все дела.

    А ещё момент. Электричество и вода. Про воду я думал притащить ёмкость на 1 куб и по необходимости заказывать доставку, хорошо что нашёлся другой выход, поскольку расход воды бешеный. Сосед из гаража напротив, мировой дед Пётр показал где в 30 метрах из коллектора хитрые местные мужики берут воду. Оттуда и брал, таскал в 40 литровой канистре всю стройку.
    Электричество - договорился всё с тем же Петром, он вывел для меня розетку из своего гаража, записа показания счетчика на бумажку и по окончанию стройки я ему оплатил весь расход элетктричества за 6 месяцев. Набежало рублей 350 что ли, несущественно в общем.

    Про соседей кратенько расскажу в следующий раз. А пока всё.

    Последнее редактирование: 03.03.18

  • Регистрация: 17.09.12 Сообщения: 37 Благодарности: 93

    Dmxxx

    Участник

    Регистрация: 17.09.12 Сообщения: 37 Благодарности: 93 Адрес: Емельяново, Красноярский край

    После заливки пола наступило время каменных работ.
    Кладка подвала выступала для меня и учебным полигоном, после работ по подвалу надо было определиться - делать основное строение своими руками, или нанимать кого?
    Кстати, вспомнил момент, когда стройка только начиналась и мы ещё ковырялись в яме подходил какой-то "абрек" и спрашивал не нужны ли строители не дорого? Пока я искал подходящий ответ, отец сказал, что мы сами нанялись. Абрек сделал удивлённое лицо и почесывая голову удалился в закат. Больше предложений не поступало.

    Вот так олично выглядел пол подвала перед началом каменных работ - влагу держал замечательно)

    Заказал 5 поддонов с блоками, итого 300 штук, поставщик же организовал и доставку. Приехала непрезентабельная воровайка, быстро и лекого всё выгрузился и укатила, оставив меня один на один с блоками.
    Что бы счет с блоками 300 к 1му был не такой подавляющий, пригласил брата и понеслось. Диагонали подвала не выводили, строили по плите, которая имела сложную форму неправильного четырёхугольника (не советую так делать).
    С братом выложили первый ряд, опустли некоторое количество блоков в яму, отрабатывали технологию.

    Отрабатывал я и состав кладочной смеси. Первый замес был без мыла, 1 к 4.5, песок не просеивал, почему-то поддался на влияние отца, - он сказал: делать тебе нечего, будешь ещё и песок просеивать чтоли? Думаю зря поддался, как сейчас понимаю многие сложности кладки были связаны с наличием небольших каменей в песке.
    В целом же песок был хороший, серый, без глины, практически не пылил.
    Так вот, раствор без мыла был жёсткий, непластичный, неприятный в работе. В итоге на такую пропорцию смеси я добавлял примерно 20-25 мл. ПАВ. ПАВ - обычное моющее средство для посуды, брал в ближайшем ларьке баночками по 0,5л, типа МИФ или что-то такое. Хватало примерно на 20 замесов. С ПАВ раствор совершенно другой, работать намного проще, по крепости никаких отличий от обычного не заметил. Прекрасно схватывается и всё отлично держит.

    Здесь же видны и спользуемые инструменты - дешёвый китайский уровень 1м длины, киянка, молоток каменщика, кельма и мастерок. Они прошли со мной всю стройку, отработали исправно. Только киянка под конец от энергичных взмахов снялась с ручки и требовала частого подбивания.

    Конечно перед раобтой с блоками я посмотрел кучу видео на ютубе, но конечно же видеть и потрогать руками это две большие разницы. Опыт в первые дни нарабатывался отменно, скорость кладки была обратно пропорциональна наработанному опыту. Много опыта - мало кладки, хе-хе...

  • Регистрация: 17.09.12 Сообщения: 37 Благодарности: 93

    Dmxxx

    Участник

    Регистрация: 17.09.12 Сообщения: 37 Благодарности: 93 Адрес: Емельяново, Красноярский край

    Ну собственно процесс кладки шёл и шёл. Что тут расскажешь?
    Сложность представлял процесс спуска материала в яму.
    На одном из фото видно, что корыто расколото, вот это результат. А как дело было?
    Блоки мы спускали по длинной доске, как на санках, один сверху пускает, другой внизу аккуратно (это важно! вес блока около 20кг и он неплохо так к низу набирает энергии, если жёстко встретить травма обеспечена) принимает, это если вдвоём, если один, то я их спускал по всякому, пробовал и катать, и как на санках, конечно были потери. Сложнее было с раствором. Спустить его как на санках? Слишком пластичный и при наклоне в 45гр выливался через край. В итоге я брал за один край держал ровно, пятился по склону а вторым краем скоблил по земле.
    Практически на втором замесе при спуске случилось неизбежно, я не справился с инерцией тяжелого корыта, оступился и ухнул корыто об землю. Те 50+ кг раствора порвали пластик как тузик грелку и живописно расплекались по окружающему грунту и по мне, плюсом ободрал руки от запястий до локтей. Более в одежде без рукавов такую операцию не проводил!

    Опять же после этого случая вырубил в склоне ступени получше и больше эксцессов не было.

    На втором фото народный контроль, именно так выглядят жители поверхности для подземных рабочих (на самом деле это мама по пути заглянула оценить ход работ).
    Стенка потихоньку росла. Но медленно, основной затык у меня одного выходил в спуске блоков в яму.
    На пятом фото видно результат спуска, есть жертвы.
    Опытным путём я установил, что оптимальный вариант для одного такой - установил салазки (доска примерно 5 м и шириной около 25-30см. необрезная, к ней саморезами прикручены чисто символические бортики из обрезков вагонки - что бы блок не сходил с "трассы"), и пускай блоки по одному максимально далеко опуская их по склону на руке - они шуршат вниз, потихоньку разгоняются и тыкаются в рыхлый грунт. Постпепенно блоков накапливается много, масса растёт, удар становится всё более жёстким - появляюся жертвы. Затем очередь движется вверх по салазкам, энергия удара снижается - всё опять хорошо.
    За один сеанс опускал примерно 25 блоков, перекур, спуск вниз аккуратная их раскладка, замес, и т. д.

    На фото видно, что куча земли в углу, куда "приезжают" блоки начинает потихоньку уменьшаться, это по мере роста стен я отсыпал щель за ними этой землёй. Ровно по этой же причине первый ряд блоков не был выведен полностью с закладки - насыпанная в углу земля мешала и надо было выровнять площадку.
    Строил я надо сказать не очень быстро. В основном по выходным и после работы, так же почти каждую пятницу летом брал отгул, благо обстановка на работе позволял. Глядя на даты на календаре я ещё не думал что надо ускоряться, работал как работалось.

  • Регистрация: 17.09.12 Сообщения: 37 Благодарности: 93

    Dmxxx

    Участник

    Регистрация: 17.09.12 Сообщения: 37 Благодарности: 93 Адрес: Емельяново, Красноярский край

    Следующий слайд пожалуйста...

    Тут на фото "засветился" отец. Пока я занимался каменными работами он неспешно отсыпал грунтом из кучи пространоство за стенами. Очень сильно помог мне этим, поскольку можно было не отвлекаться на второстепенные работы.
    На некоторых фото можно заметить ПЭТ-плёнку - это мои меропрятия по гидроизоляции. Делать что-то более основательно не посчитал нужным, поскольку грунт на глубине 5м быстро высох и даже дождевая вода легко и быстро уходила ниже. В то же время плёнка в грунте пролежит долго и защитит бетонные стены от впитывания капиллярной влаги.

    SpoilerTarget">Спойлер: Про соседей

    Все местные старожилы смотрели на меня как на идиота)
    Плёнку пихаю, стены делаю из блоков, хотя можно было и в полкирпича, яму зачем-то выкопал 5 метров, вон мужики 3 метра от пола копают и нормально...
    Это они ещё лестницы пока не видели! В целом конечно соседи попались хорошие, больше всего переживал мужик сосед, рядом с чьим гаражом я вырыл котлован, конечо, я бы тоже переживал. Больше всего интереса проявлял Пётр, как пенсионер со стажем, каждый день посещал объект (живёт в 20 метрах) интересовался ходом работ, общался с отцом.
    В основном у соседей была такая реакция - "Офигеть! Как тебе тут дали землю? А ещё дают? А мне дадут?" и т. п. После шло удивление используемым технологиям - плита? Что такое плита? А нафига так глубоко? А плёнка зачем? А пенопласт? и т. п. Ну ничего, привыкли постепенно.

    Тут же видно и работу вибратором. Продолжал осваивать технологию заливки. Отлили основание для примыкания лестницы к подвалу, тут уже есть первая ступенька. Если кому интересно - изображу узел в виде рисунка, но по-моему и так всё понятно.
    Постпепенно наращивая высоту подвала приближался к кладке лестницы.

  • Регистрация: 17.09.12 Сообщения: 37 Благодарности: 93

    Dmxxx

    Участник

    Регистрация: 17.09.12 Сообщения: 37 Благодарности: 93 Адрес: Емельяново, Красноярский край

    Все таки расскажу подбробней про примыкание лестницы, к тому же тут обнаружил себя на фото.

    Действовал так - когда убрал лишюю землю с пола подвала, то замкнул по кругу первый ряд.
    Затем выровнял площадку - т. е. убрал самый нижний угол моего склона вровень с верхним торцом блока первого ряда.
    Затем углубил эту площадку примерно на 5-8 сантиметров таким образом, что получилась естественная ёмкость для бетона, при этом одна стена этой ёмкости формировалась первым рядом блока, остальные три стены грунтом. Так как площадка большая, для удобства работы сделал опалубку из вагонки (не забываем, что вагонка упиралась в грунт и её бы не раздавило), оплубка была нужна только для вертикальной нагрузки от трапа, по которому мы перемещались вибрируя и заливая бетон. Уложил плёнку и армировал пластиком - так как этот пятачок очень нагружен конструкцией и землёй, то армирование не помешает.
    Ну и затем залил.

    Таким образом сформировалась первая ступенька и пол тамбура при входе в сам подвал.
    Дальнейшая кладка просто дело техники.

    Отдельно про наследие прошлого.
    На первом и втором фото видно какая красота в виде остатков теплотрассы торчит из стены котлована. А на предпоследнем - промежуточный процесс отрезания болгаркой. На последней - конечный результат.
    На этих трубах учился пользоваться болгаркой, было страшно и неудобно, пилил очень аккуратно, потратил полдня.
    А ещё было очень жалко бросать в земле такие хорошие трубы, пока пилил всё ломал голову, как их выдернуть оттуда? Отец был на работе, так бы попробовали нивой. "Голыми" руками не смог, поэтому так и бросил в земле, да и уже время начинало поджимать, шёл с отстованием от графика на 2+ недели, поэтому плюнул (ах, какая бы вышла замечательная труба для буржуйки! до сих пор жалко, что бросил)

    Кстати про графики - по смете шёл как по рельсам, а вот по времени - то мешали дожди, то ещё какая беда, время летело быстро и незаметно...