• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Опрос – это метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения практического психолога с опрашиваемым.

    Типы опросов:
    1) интервьюирование;
    2) анкетирование.

    Интервью – вербальный непосредственный опрос, в котором психолог (интервьюер) стремится получить информацию от опрашиваемого (респондента) или группы лиц.

    Виды интервью, используемые в социально-психологических исследованиях:
    1) по количеству опрашиваемых и целям диагностирования:
    а) индивидуальное интервью, целью которого является изучение личностных особенностей респондентов:
    – клинические – направлены на выявление акцентуаций;
    – глубинные – состоят в выяснении событий и переживаний опрашиваемого в прошлом, находящихся в глубинах памяти;
    – фокусированные – внимание респондента фокусируется на определенных жизненных событиях, проблемах;
    б) групповое интервью используется как способ сбора информации о мнениях, настроениях, установках группы в целом;
    в) массовые интервью используются для диагностики массовых социально-психологических явлений;
    2) по степени формализации:
    а) стандартизированное интервью – формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Достоинством метода является сведение до минимума ошибок при формулировании вопросов, благодаря чему полученные данные более сравнимы друг с другом. Недостаток метода состоит в несколько «формальном» характере опроса, затрудняющем контакт между интервьюером и опрашиваемым. Применяется при необходимости исследовать большое количество людей (несколько сотен или тысяч);
    б) нестандартизированное интервью – характеризуется гибкостью и вопросы варьируются в широких пределах, интервьюер руководствуется лишь общим планом интервью и в соответствии с конкретной ситуацией формулирует вопросы. Преимуществом данного вида интервью является возможность задавать дополнительные вопросы, обусловленные конкретной ситуацией, что приближает его к обычной беседе и вызывает более естественные ответы. Недостаток такого интервью кроется в трудностях сопоставления полученных данных вследствие вариаций в формулировках вопросов. Используется на ранних стадиях исследования, когда необходимо предварительное знакомство с изучаемой проблематикой;
    в) полу-стандартизированное или «фокусированное» интервью – осуществляется при помощи «путеводителя» интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. Основные вопросы должны быть заданы каждому опрашиваемому, дополнительные вопросы задаются в зависимости от ответов опрашиваемого на основные вопросы. Данная методика позволяет интервьюеру варьировать в пределах рамок «путеводителя». Полученные данные при этом более сопоставимы.

    Анкетирование – метод, с помощью которого психолог (анкетер) получает информацию от респондентов опосредованно с помощью анкеты (вопросника), составленной определенным образом в соответствии с целями исследования.

    Анкетирование используется при:
    1) выяснении отношения людей по острым дискуссионным или интимным вопросам;
    2) необходимости опросить большое число людей.
    Способы анкетирования:
    1) рассылка анкет по почте;
    2) распространение анкет в СМИ;
    3) вручение анкет по месту жительства или работы.

    Достоинства опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения, и контроля данных других методов.

    Недостатки данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.

    Ф-л в г. Минске

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

    «РАЗНОВИДНОСТЬ МЕТОДА ОПРОСА»

    Минск, 2007

    ВВЕДЕНИЕ

    Свои задачи психология решает с помощью определенных методов. Метод – это путь познания истины. Различают всеобщий метод (методологию), общие (присущие ряду наук) и частные (специфические для данной науки) методы, а также приемы и средства исследования.

    Методы основополагаются на теории и методологии. Каждая конкретная наука, пользуясь общими методами, уточняет, конкретизирует и трансформирует их применительно к условиям и задачам своих исследований.

    Основными методами сбора информации являются наблюдение (изучение внешних проявлений чувств, действий, поступков и поведения людей и коллективов в различных условиях их жизни и деятельности) и эксперимент (активное вмешательство исследователя в изучаемый процесс) .

    Наблюдение и эксперимент дополняются другими методами: индивидуальный (беседы) и массовый – опросы (анкеты, тесты, интервью), обобщение независимых характеристик и т.д. .

    В данной работе мы рассмотрим метод опроса.

    МЕТОД ОПРОСА

    Метод опроса - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между психологом и субъектом посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение психолога и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

    Сущность метода опроса

    Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах - респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

    Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

    При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

    Виды опросов

    · Анкетирование

    · Личностные тесты

    · Интервью.

    Вопросы

    Правила составления вопросов

    · Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным.

    · Нежелательно употребление специальных, специфичных терминов.

    · Вопросы должны быть краткими.

    · Вопросы должны быть конкретными.

    · Вопросы не должны содержать подсказку.

    · Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.

    · Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).

    · Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

    Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами

    · Закрытые - открытые

    o Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайных их выбор, автоматизм у респондента.

    o Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.

    · Субъективные - проективные

    o Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.

    o Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента .

    Достоинства опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения и контроля данных других методов.

    Недостатки данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.

    МЕТОД АНКЕТИРОВАНИЯ

    Метод анкетирования - психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов - анкета. Анкетирование - опрос при помощи анкеты.

    Сущность метода анкетирования

    Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

    При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

    Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных .

    Виды анкетирования

    По числу респондентов

    · Индивидуальное анкетирование (один респондент)

    · Групповое анкетирование (несколько респондентов)

    · Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

    По полноте охвата

    · Сплошное (опрос всех представителей выборки)

    · Выборочное (опрос части выборки)

    По типу контактов с респондентом

    · Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)

    · Заочное (анкетёр отсутствует)

    o Публикация анкет в прессе

    o Публикация анкет в интернете

    o Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

    Онлайн анкетирование

    С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.

    Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные:

    · BuddyQuiz. Ограничение: до 10 вопросов, выбор из 4 ответов на каждом шаге.

    · SurveyMonkey.com. Пользователи ограничены сбором информации о 100 респондентах .

    ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕСТЫ

    Тесты личности предназначены для выявления и оценки особенностей ментальных способностей или интеллекта; они разделяются на тесты действия (целевые личностные тесты) и ситуационные тесты, предназначенные для оценки принятия решения испытуемым в экспериментальной (специфической) ситуации.

    К тестам действия (целевым личностным тестам) можно отнести:

    1. Тест структуры интеллекта (Р.Амтхауэр, 1953), модификация - Методика исследования особенностей мышления (МИОМ).

    2. Прогрессивные матрицы Равена (Дж.К.Равен, 1936) - оценка особенностей и уровня интеллекта.

    3. Корректурная проба - оценка концентрации и устойчивости внимания (Б.Бурдон, 1895).

    4. Тест памяти Мейли - оценка зрительной, слуховой памяти.

    5. Шкала оценки Озерецкого - оценка двигательных умений и отдельных компонентов моторики (Н.И.Озерецкий, 1923).

    6. Тест «Спираль» - оценка двигательных функций.

    7. Тест «Линеограммы» - оценка переключения внимания, пластичности мыслительных функций.

    8. Тест «Комбинаторные способности».

    9. Тест «Установление закономерностей» - оценка внимания, памяти, логического мышления.

    10. Тест «Красно-черные таблицы» - оценка переключения внимания.

    11. Тест «Перепутанные линии» - оценка устойчивости внимания.

    12. Корректурная проба: «Информационный поиск» - оценка кратковременной памяти, внимания.

    13. Тест «Умозаключения» - оценка логического мышления.

    14. Тест «Компасы» - оценка пространственного воображения.

    К ситуационным тестам, исследующим принятие решения испытуемым в экспериментальной ситуации, можно отнести:

    1. Методику «Дилемма выбора» (Н.Коган, М.Уоллэлч), представляющую собой оценку стратегии поведения испытуемого и прогноз его стиля принятия решения посредством выбора и описания им 12 житейских ситуаций.

    2. Метод последовательной динамической оценки - МПДО (Б.Я.Шведин, 1989).

    3. Автоматизированную диагностическую ситуационную игру «ТЕСТ», «РИТМ», состоящую из семи субтестов, оценивающих состояние, интеллект и результативность специфической игры (И.Н. Носс, Е.В.Суслов, 1990)

    МЕТОД ИНТЕРВЬЮ

    Метод интервью - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану.

    Сущность метода интервью

    Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

    В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога - получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

    Виды интервью

    По степени формализации

    · Стандартизированное, или формализованное, интервью. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.

    · Нестандартизированное, или свободное, интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.

    · Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

    По стадии исследования

    · Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.

    · Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.

    · Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

    По количеству участников

    · Индивидуальное интервью - интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).

    · Групповое интервью - интервью, в котором участвует более двух человек.

    · Массовое интервью - интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии .


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Методы опроса - устный опрос: интервью, беседа, экспертная оценка.

    Опрос - прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях и отношениях.

    Опрос метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей.

    Опросы могут быть:

    · Письменные (анкета, сочинение) и устные (интервью, беседа, экспертная оценка).

    · Очные и заочные (почтовые, прессовые и т.д.).

    · Экспертные и массовые.

    · Выборочные и сплошные.

    · Первичные и повторные.

    Опрос наиболее удобный способ получения информации. Он легко поддаётся обработке, интерпретации, хранению. В проведении опроса участвуют два участника:

    Корреспондент - исследователь.

    Респондент- опрашиваемый.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.

    2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2002.

    3. Носс И.Н. Руководство по психодиагностике/И.Н. Носс. – М.: Издательство Института психологии, 2005.

    В психологии существуют различные способы получения информации, материала для исследования. Одним из таких методов является опрос. Он популярен в различных областях. Есть у метода опроса в психологии и плюсы, и минусы, о которых рассказано ниже.

    Что это такое?

    Опрос - это один из психологического исследования. Его особенность состоит в том, что человек получает информацию за счет ответов на вопросы. Метод опроса в психологии используют в следующих случаях:

    • Когда некоторые факторы с трудом поддаются контролю со стороны.
    • Если для учета некоторых факторов нужно длительное и тщательное исследование.

    Метод опроса в психологии основывается на задавании людям специально составленных вопросов. Полученные ответы позволяют узнать нужную информацию и проанализировать ее. Характерной особенностью является его массовость, потому что психологу нужно получить сведения о группе людей, а не одного индивида. Ниже представлена краткая опроса в психологии.

    Существует несколько разновидностей данного метода:

    1. Стандартизированные - имеют определенные рамки, которые позволяют получить общие сведения об исследуемом предмете.
    2. Нестандартизированные - не имеют строгих ограничений, есть возможность варьирования вопросов в зависимости от ответов респондента.

    После обработки данных специалист сообщает респонденту о результатах исследования на понятном ему языке.

    Преимущества и недостатки

    К достоинствам метода опроса в психологии можно отнести следующие:

    1. Стандартизация - участникам исследования задают одинаковые вопросы.
    2. Простота - опросники можно отправить по почте, не используя различные технические средства.
    3. Возможность проведения тщательного анализа.
    4. Возможность использования статистических методов и обработки данных на компьютере.

    Но кроме перечисленных плюсов, есть и один существенный недостаток - это субъективность в анализе данных. Это может получиться за счет социально-психологического взаимодействия специалиста и респондента.

    Разновидности

    Существует несколько видов метода опроса в психологии:

    • анкетирование;
    • метод лестницы - используется для маркетинговых исследований;
    • свободный;
    • устный;
    • письменный;
    • стандартизированный;
    • интервью.

    У каждого из них имеются свои особенности, которые нужно учитывать при выборе определенной разновидности.

    Также метод опроса в психологии классифицируют по способу взаимодействия с респондентом:

    • опрос личный - вопросы задают при прямом контакте;
    • дистанционный - участие исследователя необязательно.

    Все более популярным становится интернет-опрос - это позволяет провести исследование с большим количеством людей с минимальными затратами.

    Анкетирование

    Одной из разновидностей метода опроса в социальной психологии является анкетирование. Для получения информации используют анкету - это специально составленный список вопросов. Общение с психологом - минимальное.

    Это один из наиболее эффективных способов получить информацию о большом количестве числа респондентов. Этот метод опроса позволяет узнать мнение большого количества людей за короткий промежуток времени. Анкетирование по числу респондентов может быть:

    • индивидуальное;
    • групповое;
    • аудиторное;
    • массовое.

    По типу контакта со специалистом:

    • очное;
    • заочное.

    Большой популярностью пользуется онлайн-анкетирование: на многих сайтах можно найти самые разнообразные анкеты.

    Интервью

    Оно относится как к методу опроса в социальной психологии, так и к методу беседы. Вопросы составляют по типу анкетирования, которые задают в ходе разговора. Психолог во время интервью не вступает в активное взаимодействие с интервьюируемым, не высказывает своего мнения и не дает личной оценки.

    Главная задача специалиста при использовании метода беседы в опросе и интервью в психологии - это сведение своего внимания к минимуму и создание благоприятной расслабленной атмосферы. Существует нескольких разновидностей интервью:

    • Стандартизированное - вопросы задают в составленной формулировке и определенной последовательности.
    • Ненаправленное - специалист составляет лишь общий план, задавая вопросы, ориентируясь на ситуацию. Благодаря этому психолог устанавливает контакт с респондентом.
    • Полустандартизированное - совмещает в себе особенности стандартного и ненаправленного интервью.

    Также оно может быть:

    • предварительным - используется на стадии подготовки к исследованию;
    • основным - используется для сбора основной информации;
    • контрольным - используют для проверки спорных результатов.

    Интервью делят по количеству участников:

    • индивидуальное;
    • групповое;
    • массовое.

    Интервью является распространенным методом опроса в психологии.

    Требования к проведению беседы

    Важно создать подходящие условия для проведения беседы. Специалист должен позаботиться о создании благоприятной атмосферы.

    1. Нужно определить цель беседы, но о ней не нужно говорить собеседнику.
    2. Определить главные вопросы - интервьюер должен распределить вопросы по степени их значимости и правильности и точности формулировок.
    3. Составить вопросы для поддержания беседы исходя из индивидуальных особенностей собеседника.
    4. Создание благоприятной атмосферы.

    Все это позволяет раскрыться собеседнику, чтобы интервью получилось удачным.

    Тесты

    Одной из разновидностей опроса являются тесты. Они позволяют получить точную характеристику объекта исследования. Существуют следующие разновидности тестирования:

    • личностные - позволяют оценить личность человека;
    • шкалы установок и стандартизированные анкеты - позволяют дать оценку интересам респондента;
    • объективные тесты - позволяют создать ситуацию для оценки действий и поведения респондента;
    • ситуационные - направлены на оценку поведения человека;
    • проективные тесты - позволяют оценить реакцию человека на стимульный материал.

    Тесты позволяют получить более объективные и точные данные о человеке. В некоторых подразумевается наличие одного ответа, в других - допустимо более двух вариантов ответа. Тестирование также является одним из способов сразу охватить большую группу людей, а его результаты достаточно просто обработать. Поэтому оно является одним из популярных разновидностей опроса.

    Другие разновидности

    Для опроса используют и и балльную систему - их применяют для решения задач, характерных для определенной группы людей. Для обработки берут статистические методы.

    Устный опрос позволяет наблюдать за реакцией человека на вопрос. Но для успешного проведения нужна специальная подготовка. Письменный вариант используют тогда, когда нужно охватить большую группу людей. Но это не дает возможности проанализировать реакцию человека на вопросы. Свободный опрос не ограничен строгими рамками, что позволяет наличие вариативности ответов.

    Как правильно составлять вопросы?

    Успешность использования метода опроса зависит от того, насколько правильно составлены вопросы.

    1. Они должны быть логичными и отдельными.
    2. В них не должно быть узкоспециализированных терминов, малораспространенных слов.
    3. Они должны быть заданы в краткой форме.
    4. Если к вопросу должно быть дано пояснение, то оно должно быть лаконичным.
    5. Вопросы должны быть конкретными.
    6. В вопросах не должно содержаться подсказок.
    7. Вопрос должен быть составлен так, чтобы респондент не давал шаблонные ответы.
    8. Язык, на котором составлен вопрос, не должен быть слишком экспрессивным.

    Какие бывают вопросы?

    Вопросы различаются в зависимости от поставленных задач:

    1. Закрытые (структурированные) - ответ выбирают из списка. Они могут быть как односложными, так и предлагать более 2 вариантов ответа. Ответы на такие вопросы легко обработать. Но высока вероятность получения неточных ответов.
    2. Открытые (неструктурированные) - их задают на подготовительной стадии исследования. Они позволяют отследить динамику мнений респондентов. Но их немного труднее обработать.
    3. Субъективные - учитывается личное мнение респондента.
    4. Проективные - в них спрашивают о третьем лице, не учитывая респондента.

    От правильно выбранных и составленных ответов зависит точность опроса.

    Причины неточности в исследовании

    Метод опроса не является способом получения точной информации. Из-за некоторых ошибок и неточностей результаты могут быть не совсем точными.

    1. Неполучение ответов - это делает выборку ответов более предвзятой.
    2. Ошибки в ответах - это может быть из-за недостаточно точной формулировки вопроса. Некоторые респонденты могут давать другие ответы, чтобы изменить Это повышает субъективность анализа полученной информации.
    3. Неточная формулировка вопроса.
    4. Неправильный подбор группы людей для исследования.

    Перечисленные факторы влияют на результат обработки информации, из-за чего метод опроса не стоит считать полностью объективным как в психологии, так и в социологии.

    Области использования

    Применение метода опроса в психологии довольно распространено, особенно в социальной. Его используют на подготовительной стадии исследования для сбора нужной информации. Опрос также позволяет уточнить и расширить данные для исследования.

    Но в отличие от социологии, в социальной психологии метод опроса не является основным инструментом в работе. Его также применяют, чтобы выяснить о взаимодействии между представителями различных групп людей. Опрос помогает узнать мнение общества по каком-либо важному вопросу и ценностные ориентиры людей.

    Все это позволяет определить возможные пути развития общества и предложить варианты решения каких-либо задач. Но опрос не является полностью объективным методом, поэтому в особо важных исследованиях используют и другие методы для получения и обработки информации для исследования.

    Для его проведения не нужен большой штат специалистов, что является одним из его преимуществ. Несмотря на все достоинства и недостатки метода опроса в психологии, он является одним из самых популярных. Все сильнее развивается такое направление, как интернет-анкетирование. Это позволяет быстрее получить и обработать нужную информацию для исследования. Успех применения опроса зависит от того, какая была выбрана разновидность и как вел себя специалист. Важно соблюдать рекомендации по составлению вопросов, чтобы результаты опроса получились наиболее точными.

    Опросные методы относятся к методам, достаточно широко используемым в социально-психологических исследованиях как теоретического, так и практичсски-прикладного характера.

    В общем цель любого опроса можно определить как получение информации об объективных и (или) субъективных фактах (например, мнениях, настроениях и т.д.) со слов опрашиваемых 1 .

    Таким образом, социально-психологический опрос можно определить как метод получения первичной информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне 1 .

    История применения опросных методов в психологических исследованиях началась на рубеже XIX и XX вв. с работ Ф. Гальтона, А. Бине,

    С. Холла. Гальтон одним из первых применил в психологическом исследовании анкету для изучения умственных качеств и условий развития ученых, Бине использовал данный метод для изучения интеллекта детей, а Холл исследовал психологические особенности детского и юношеского возраста .

    Специфика применения опроса в современной социальной психологии связана со следующими моментами: в социальной психологии опрос не является основным методическим инструментом, по сравнению, например, с социологией; опрос, как правило, не используется для выборочных исследований, а применяется как сплошной опрос на реальных социальных группах; чаще всего социально-психологический опрос проводится в очной форме; в социально-психологическом исследовании анкета обычно представляет собой не просто вопросник, а комплекс специальных приемов и методик (шкалы, ассоциативные приемы, тесты др.), применяемых для изучения объекта .

    Широкую распространенность применения опросных методов можно объяснить тем, что данный метод достаточно универсален, а также характеризуется сравнительной легкостью применения и обработки данных. Использование опроса позволяет социальному психологу в достаточно короткий срок получить информацию как о реальной деятельности, поступках опрашиваемого, так и о его субъективных мнениях, настроениях, намерениях .

    Однако, как отмечают исследователи, целый ряд факторов может оказать влияние на качество социально-психологических данных, получаемых при помощи применения опросных методов: умение исследователя переводить изучаемую проблему на язык обыденного сознания; опыт, добросовестность анкетеров и интервьюеров; качество инструктажа; ситуация опроса, эмоциональные состояния респондентов; нормы, обычаи по отношению к опросу; тематика опроса .

    В целом можно обрисовать следующую область применения опросного метода в социальной психологии: на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или при проведении пилотажного исследования; как средство расширения, уточнения и контроля данных; как основной метод сбора эмпирической информации 1 .

    Все разнообразие опросных методов можно свести к двум основным разновидностям: опрос «лицом к лицу» (интервьюирование) и заочный опрос (анкетирование) .

    Выделяют несколько видов анкетирования’, прессовое, почтовое, раздаточное (экспресс-опросы). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, а в особенности почтового и прессового опроса отмечается низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством их заполнения, возможность использования только очень простых по структуре и но объему анкет .

    Составляющие анкету вопросы могут быть классифицированы по нескольким основаниям. Исходя из цели, с которой задаются вопросы, можно разделить их на содержательные (результативные) и функциональные. Функциональные вопросы, в свою очередь, подразделяются на функционально-психологические, вопросы-фильтры и контрольные. По содержанию могут быть выделены вопросы о мнениях, установках, интересах, отношениях, мотивах и т.д. По наличию вариантов ответов разделяют открытые, полузакрытые и закрытые вопросы .

    После составления анкеты ее необходимо проверить в ходе пилотажного исследования. Пилотажное исследование может выявить следующие недостатки анкеты : пропуски вопросов (часто являются следствием неудачного формулирования вопросов, использования специальных терминов, затрудняющих их понимание); преобладание единообразных ответов типа «все или ничего», т.е. отсутствие различий в ответах у респондентов (может быть связано с высокой стереотипностью вопроса); большое количество ответов «не знаю, затрудняюсь ответить» (причина - излишняя неопределенность вопросов, их «расплывчатость»); большое количество неуместных комментариев опрашиваемых (возникает как результат неполного перечня возможных альтернатив ответа); значительный процент отказов (связан с плохой композицией анкеты, неудовлетворительной инструкцией) .

    Если опрос проводится в устной форме, то он называется интервью. Существует два основных вида интервью , применяемых в социально- психологических исследованиях: стандартизированное и нестандартизи- рованное.

    В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. К достоинствам стандартизированного интервью относят то, что полученные данные легче сопоставлять друг с другом; оно считается более надежным, поскольку результаты повторных интервью одной и той же группы респондентов чаще совпадают; в стандартизированном интервью до минимума сведены ошибки в формулировании вопросов; такое интервью предъявляет менее высокие требования к квалификации интервьюера. Однако данный вид интервью имеет и определенные недостатки: возможны ошибки из-за неоднозначного понимания разными людьми тех или иных слов, содержащихся в вопросах; опрос носит несколько формальный характер, в результате чего затрудняется установление контакта между интервьюером и опрашиваемым; невозможность задать дополнительные вопросы.

    Нестандартизированное интервью характеризуется значительной гибкостью процедуры проведения. У интервьюера имеется лишь общий план интервью, на основании которого он по ходу опроса и в зависимости от конкретной ситуации формулирует отдельные вопросы. К основным достоинствам нестандартизированного интервью относят то, что оно предоставляет возможность стандартизировать смысл вопросов, а не другие внешние и поверхностные аспекты вербальных реакций респондента; большая обоснованность, поскольку по форме нестандартизированное интервью ближе к обычной беседе, вызывая более естественные ответы; гибкость данной формы опроса позволяет эффективнее приспосабливаться к конкретной индивидуальной ситуации; получаемая исследователем информация является более глубокой. Основным недостатком нестандартизированного интервью считается то, что достаточно трудно бывает сопоставить полученные данные по причине вариаций либо даже ошибок в формулировках вопросов и их последовательности.

    Существует и третий вид интервью, в значительной степени объединяющий достоинства двух описанных выше видов личного опроса, - это полу- стандартизированное («фокусированное») интервью, в котором используется так называемый путеводитель интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов 1 .

    Эффективность проведенного интервью можно оценить по следующим критериям:

    • широта (интервью должно позволить опрашиваемому но возможности полно осветить различные аспекты обсуждаемой проблемы);
    • специфичность (в интервью должны быть получены точные ответы по каждому значимому для опрашиваемого аспекту проблемы);
    • глубина и личностный смысл (интервью обязательно должно быть нацелено на выявление эмоционального, когнитивного и ценностного аспектов отношения респондента к обсуждаемой ситуации);
    • личностный контекст (интервью призвано выявить характеристики личности опрашиваемого и его жизненного опыта) .

    Выбор одного из типов опроса определяется целями исследования, его программой, уровнем изученности проблематики. Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью. С другой стороны, информация, получаемая в интервью, более содержательная и глубокая в сравнении с анкетой. Однако недостатком интервью является, прежде всего, трудно контролируемое влияние личности и профессионального уровня интервьюера на опрашиваемого, которое может приводить к искажению объективности и надежности информации 1 .

    Практикум

    Методические материалы к практическому занятию

    Цель : обобщить знания студентов о преимуществах и недостатках опросных методов социально-психологического исследования; способствовать овладению технологиями использования методов социально-психологического анкетирования и интервью.

    Оснащение", раздаточный материал для выполнения практических заданий по числу студентов.

    Порядок работы

    • 1. Обсуждение отдельных видов опросных методов, применяемых в социальнопсихологических исследованиях.
    • 2. Знакомство с основными правилами и технологиями конструирования социально-психологической анкеты или опросника для интервью.
    • 3. Обсуждение различных видов вопросов, отработка навыков их конструирования.

    Этап 1. Обсуждение отдельных видов опросных методов применяемых в социально-психологических исследованиях

    Занятие начинается с беседы, цель которой состоит в актуализации имеющихся у студентов знаний об опросных методах социально-психологического исследования, их специфике, общих целях применения, достоинствах и недостатках.

    • Марковская , И. М.

    Во время выступления однокурсника студенты должны выполнить следующее задание: графически изобразить классификацию опросных методов социальнопсихологического исследования в виде наглядной схемы. После завершения доклада проверяется выполнение задания, дополнительно обсуждается вопрос о специфике каждого из типов опроса, сравниваются их достоинства и недостатки.

    В качестве образца готовой схемы можно использовать следующий рисунок.

    Классификация опросных методов в социальной психологии

    Для закрепления информации об имеющихся типах социально-психологического опроса студентам предлагается выполнить практическое задание. Для этого группа разбивается на несколько микрогрупп численностью 4-5 чел. и получает заранее подготовленный преподавателем распечатанный материал с примерами социально- психологических исследований, выполненных при помощи метода опроса. В результате группового обсуждения студенты должны определить, какой вид опроса был применен в каждом примере раздаточного материала. После завершения группового этапа работы проводится общее обсуждение и проверка правильности выполнения задания.

    Этап 2. Знакомство с основными правилами и технологиями конструирования социально-психологической анкеты или опросника

    • Марковская, И. М. Программа и методы социально-психологического исследования: учеб, пособие / И. М. Марковская. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. - 52 с.
    • Методы социальной психологии / под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семёнова. - Л.: ЛГУ, 1977.
    • Сикевич, 3. В. Социология и психология национальных отношений: учеб, пособие / 3. В. Сикевич. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. - 203 с.
    • Ядов, В. А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. - М.: Паука, 1988 ; Самара: Самарский университет, 1995.

    Перед началом доклада студентам предлагается перечень вопросов, ответы на которые они должны найти и зафиксировать по мере прослушивания сообщения:

    • 1. Каковы основные принципы составления социально-психологической анкеты?
    • 2. Какова типичная последовательность смысловых блоков анкеты?
    • 3. Какие требования предъявляются к верстке анкеты и ее внешнему виду?
    • 4. На что нацелен пилотаж разработанной анкеты?
    • 5. Как можно классифицировать вопросы, содержащиеся в опроснике: по цели, наличию вариантов ответа? Какие подвиды закрытых вопросов можно выделить?

    После завершения доклада и самостоятельной работы студентов проводится общее обсуждение перечисленных выше вопросов.

    Этап 3. Обсуждение различных видов вопросов, отработка навыков

    их конструирования

    На данном этапе занятия преподаватель предлагает более подробно поговорить о видах вопросов, используемых при проведении анкетирования и стандартизированного интервью.

    Для этого студентам предлагается разделиться на микрогруппы (они могут быть теми же, что и при выполнении предыдущего группового задания) и выполнить следующее задание.

    Соотнесите виды и примеров вопросов, приведенные в данной таблице. Составьте свои примеры вопросов каждого вида.

    Окончание таблицы

    Классификация закрытых вопросов по форме представления вариантов ответов

    • 1. Вопросы типа «да - нет»
    • 2. Альтернативные вопросы
    • 3. Шкальные вопросы
    • 4. Вопросы-меню

    A. Часто ли вы посещаете кинотеатр?

    Очень часто (каждый день)..........1

    Часто (2-3 раза в неделю).............2

    Не очень часто (3-4 раза в месяц)...3

    Редко (1-2 раза в месяц)...............4

    Очень редко (еще реже)...............5

    Б. Как вы думаете, что наиболее беспокоит вашего ребенка?

    Отношения с учителями Отношения с родителями Отношения с детьми

    B. Какое значение имеет для вас присутствие

    в вашей работе такого качества, как разнообразие?

    Г. Много ли v вас друзей?

    Затрудняюсь ответить

    Классификация вопросов по используемым приемам получения информации

    • 1. Прямые вопросы
    • 2. Косвенные вопросы

    А. Устраивает ли вас ваша теперешняя работа? Б. Предположим, что по каким-то причинам вы временно не работаете. Вернулись бы вы на свое прежнее место работы?

    Проверку задания лучше проводить в два этапа: на первом дать студентам возможность рассказать о результатах выполнения задания по соотнесению видов вопросов с конкретными примерами, а уже потом попросить студентов озвучить самостоятельно составленные варианты вопросы различных типов.

    При обсуждении выполнения задания очень важно тактично выделить возможные недочеты в формулировках вопросов и вариантов ответов, чтобы показать, каким образом подобные «огрехи» могут приводить к искажению получаемых эмпирических данных.

    Задания для самостоятельной работы

    • 1. Дайте определение социально-психологического опроса.
    • 2. В чем состоит основная цель применения опросных методов в социальнопсихологических исследованиях?
    • 3. Охарактеризуйте историю применения опросных методов в психологии.
    • 4. В чем специфика применения опроса в социальной психологии в отличие от смежных научных дисциплин?
    • 5. Приведите классификацию методов опроса, применяемых в социальной психологии.
    • 6. Укажите основные смысловые блоки социально-психологической анкеты.
    • 7. Перечислите достоинства и недостатки различных видов социальнопсихологического интервью.

    Практическое задание

    В качестве самостоятельной работы по данной теме студентам предлагается составить анкету или вопросник для стандартизированного интервью но выбранной социально-психологической проблеме. Помимо собственно анкеты или вопросника, работа студента должна содержать формулировку темы исследования, а также его целей, задач и гипотез.

    Журавлёву А. Л. Социальная психология: учеб, пособие / А. Л. Журавлёв, В. А. Соснин, М. А. Красников. - М., 2006.

    Марковская, И. М. Программа и методы социально-психологического исследования: учеб, пособие / И. М. Марковская. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. - 52 с.

    Методы социальной психологии / под рсд. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семёнова. - Л.: ЛГУ, 1977.

    Сикевич, 3. В. Социология и психология национальных отношений: учеб, пособие / 3. В. Сиквевич. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. - 203 с.

    Ядов, В. А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы / В. А. Ядов. - М.: Наука, 1988 ; Самара: Самарский университет, 1995.

    • См.: Классическая социальная психология: учеб, пособие для студентов вузов /[И. Г. Антипов и др.]; общ. ред. Е. И. Рогова. М.: ВЛАДОС, 2011. 414 с.; Методы социальнойпсихологии.
    • См.: Журавлёв А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Указ. соч.
    • Исследователи Дуб и Гросс (Doob, Gross, 1968) изучали агрессивное поведение водителей Солт-Лейк-Сити. При проведении исследования из городскойадресной книги случайным образом было выбрано 100 адресов. Исследовательобращался к проживавшему по выбранному адресу водителю, который чащевсех членов семьи управлял автомобилем, с просьбой заполнить специальноподготовленный опросник. Подходящие испытуемые нашлись в 93 семьях. Испытуемым выдавали опросник и конверт с маркой для пересылки ответов по почте. Если они не отвечали в течение двух недель, их снова просили заполнитьопросник. Пятьдесят девять (63% от общего числа) опросников были заполненыи возвращены исследователям. Результаты опроса говорили о том, что большаячасть водителей периодически испытывают гнев или раздражение, вызванныеповедением других водителей, что иногда приводит к проявлению агрессивныхреакций.
    • Лангер и Малви (Langer, Mulvey, неопубликованные данные) провелиисследование с целью определения специфических видов поведения, приписываемых старым людям. Респондентами были 75 чел. различного возраста.Исследование проводилось в форме устной беседы с каждым респондентом.В начале разговора респонденты информировались о цели исследования, а затем отвечали на ряд вопросов, касающихся их социально-демографическиххарактеристик. Затем их просили перечислить виды поведения, которые онисчитали характерными для людей, представляющих различные возрастныегруппы (35-45 лет, 65-75 лет, старше 75 лет). Далее респондентов просилипросмотреть весь составленный перечень и отмстить, какие из характеристикповедения они считали признаками одряхления. Затем респонденты читалиописания различных эпизодов и должны были описать вероятное с их точкизрения поведение дряхлого человека в каждой из предложенных ситуаций.В последнем вопросе респондентов просили оценить вероятность того, что онисами когда-либо станут дряхлыми. Результаты исследования показали наличиеустойчивых стереотипов восприятия пожилого человека, характерных для людейразличных возрастов.

    Опросы

    Опросные методы традиционно представлены в двух формах: устного опроса (беседа, интервью), свободного опроса и письменного опроса (анкетирование).

    Беседа является одним из широко распространенных в психологии труда методов и используется при освещении самого широкого круга проблем. Она совершенно необходима при изучении индивидуальной структуры труда, при выявлении профессионально-важных качеств работника, выяснении особенностей мотивации работы по данной специальности и функциональных состояний, личных профессиональных планов учащихся при выборе профессии или ее смене у взрослых людей, при оценке рабочих мест. Беседа как научный метод должна отвечать ряду требований:

    строиться по определенному плану, заранее продуманному, но отличающемуся достаточно гибкой структурой;

    носить естественный характер. Беседа предполагает обоюдную активность как со стороны психолога, так и опрашиваемого; ни в коем случае она не должна превращаться в форму допроса или устной анкеты;

    включать только те вопросы, которые не носят внушающего или подсказывающего характера, и допускать взаимопроверку ответов;

    поддерживать доверительный контакт психолога с опрашиваемым; завершаться фиксированием полученных (в процессе беседы) результатов.

    Регистрация данных беседы может производиться как в ее процессе, так и после окончания. Первый способ регистрации может использоваться при анализе интересов людей, влияния условий среды и других вопросов, не затрагивающих глубоко проблемы личности. В случае же индивидуального консультирования такой способ применять не рекомендуется, чтобы не вызывать у клиента отрицательного отношения к беседе и нежелание давать искренние ответы. И хотя он связан с потерей определенного количества информации, но более оправдан с этической точки зрения. Использование аудио - и видеотехники, безусловно, значительно повышает точность получения и сохранения информации, но порождает ряд этических проблем.

    Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

    Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

    Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

    Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Недостаток же этого метода в сравнении с беседой - отсутствие личного контакта с испытуемым, что не дает возможность варьировать характер вопросов в зависимости от ответов. Вопросы должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать тот или иной ответ.

    Материал бесед и анкет представляет ценность тогда, когда он подкрепляется и контролируется другими методами, в частности наблюдением получение ответов опрашиваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы, при этом психолог может не вступать в прямой контакт с работниками. Анкетирование проводится в тех случаях, когда нужно получить данные от большого количества людей в короткие временные сроки. Анкеты используются для выяснения ценностных ориентации работников и их отношения к профессии и отдельным элементам работы; мотивов и факторов, влияющих на выбор профессии; значимых аспектов профессиональной деятельности; профессионально-важных качеств. Анкетирование может проводиться как в присутствии психолога, так и заочно (когда анкета заполняется дома). Данный способ удобен, поскольку не отвлекает работника от выполнения своих трудовых обязанностей и позволяет более обдуманно подойти к ответам на вопросы. Но он имеет и негативные стороны: возможность заполнения анкеты другим лицом, отсутствие ответов на ряд вопросов, неполный возврат анкет.

    Для получения достоверной информации с помощью метода анкетирования необходима правильная организация исследования. Она предполагает:

    наличие вступительной статьи с изложением целей и задач исследования и инструкций по заполнению опросника;

    правильную формулировку вопросов. Они должны быть однозначно понимаемы, касаться конкретных аспектов поведения и деятельности работника, не содержать малоупотребляемых иностранных слов и узкоспециальных терминов, не носить внушающего характера, предполагать равновероятность выбора всех предложенных вариантов ответа;

    подготовку такой анкеты, которая легко читается, напечатана без помарок и исправлений, удобно графически оформлена с выделением соответствующих разделов.