• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

    Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

    М. Рокич различает два класса ценностей:

    Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

    Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

    Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

    Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости.

    Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

    Инструкция

    «Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни.

    Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

    Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию».

    СТИМУЛЫНЫЙ МАТЕРИАЛ

    Список А (терминальные ценности)

    Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

    Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

    Здоровье (физическое и психическое);

    Интересная работа;

    Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

    Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

    Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); » наличие хороших и верных друзей;

    Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

    Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

    Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

    Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

    Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

    Счастливая семейная жизнь;

    Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

    Творчество (возможность творческой деятельности);

    Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

    Список Б (инструментальные ценности)

    Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

    Воспитанность (хорошие манеры);

    Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

    Жизнерадостность (чувство юмора);

    Исполнительность (дисциплинированность);

    Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

    Непримиримость к недостаткам в себе и других;

    Образованность (широта знаний, высокая общая культура);

    Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

    Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

    Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

    Смелость в отстаивание своего мнения, взглядов;

    Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

    Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

    Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

    Честность (правдивость, искренность);

    Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

    Чуткость (заботливость).

    Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора экспертизы.

    Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

    1. В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?

    2. Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?

    3. Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?

    4. Как сделало бы это, по вашему мнению, большинство людей?

    5. Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?

    6. Как это сделали бы вы через 5 или 10 лет?

    7. Как ранжировали бы карточки близкие вам люди? Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание

    На их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

    Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

    Определение направленности личности (ориентационная анкета)

    Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г.

    Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» - 0, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

    С помощью методики выявляются следующие направленности:

    1. Направленность на себя («Я») - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

    2. Направленность на общение (О)- стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

    3. Направленность на дело (Д)- заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

    Инструкция

    «Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

    1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равно-

    Ценными. Тем не менее мы просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас.

    Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «больше всего».

    2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».

    3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

    Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для вас.

    Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно.

    Тестовый материал

    1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

    A. одобрения моей работы;

    Б. сознания того, что работа сделана хорошо;

    B. сознания того, что меня окружают друзья.

    2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

    A. тренером, который разрабатывает тактику игры; Б. известным игроком;

    B. выбранным капитаном команды.

    3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

    A. проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

    Б. вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

    B. создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

    4. Мне нравится, когда люди:

    А. радуются выполненной работе;

    Б. с удовольствием работают в коллективе;

    В. стремятся выполнить свою работу лучше других.

    5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

    A. были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

    Б. были верны и преданы мне;

    B. были умными и интересными людьми.

    6. Лучшими друзьями я считаю тех:

    A. с кем складываются хорошие взаимоотношения; Б. на кого всегда можно положиться;

    B. кто может многого достичь в жизни.

    7. Больше всего я не люблю:

    A. когда у меня что-то не получается;

    Б. когда портятся отношения с товарищами;

    B. когда меня критикуют.

    8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

    A. не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

    Б. вызывает дух соперничества в коллективе;

    B. недостаточно хорошо знает свой предмет.

    9. В детстве мне больше всего нравилось:

    A. проводить время с друзьями; Б. ощущение выполненных дел;

    B. когда меня за что-нибудь хвалили.

    10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

    A. добился успеха в жизни;

    Б. по-настоящему увлечен своим делом;

    B. отличается дружелюбием и доброжелательностью.

    11. В первую очередь школа должна:

    A. научить решать задачи, которые ставит жизнь;

    Б. развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;

    B. воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

    12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

    A. для общения с друзьями; Б. для отдыха и развлечений;

    B. для своих любимых дел и самообразования.

    13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

    А. работаю с людьми, которые мне симпатичны;

    Б. у меня интересная работа;

    В. мои усилия хорошо вознаграждаются.

    14. Я люблю, когда:

    A. другие люди меня ценят;

    Б. испытывать удовлетворение от выполненной работы;

    B. приятно провожу время с друзьями.

    15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

    А. рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;

    Б. написали о моей деятельности;

    В обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

    16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

    A. имеет ко мне индивидуальный подход;

    Б. сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

    B. устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

    17. Для меня нет ничего хуже, чем:

    A. оскорбление личного достоинства;

    Б. неудача при выполнении важного дела;

    B. потеря друзей.

    18. Больше всего я ценю:

    Б. возможности хорошей совместной работы;

    B. здравый практичный ум и смекалку.

    19. Я не люблю людей, которые:

    A. считают себя хуже других;

    Б. часто ссорятся и конфликтуют;

    B. возражают против всего нового.

    20. Приятно, когда:

    A. работаешь над важным для всех делом; Б. имеешь много друзей;

    B. вызываешь восхищение и всем нравишься.

    21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

    B. требовательным.

    22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

    А. о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;

    Б. о жизни знаменитых и интересных людей; В. о последних достижениях науки и техники.

    23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

    A. дирижером;

    Б. композитором;

    B. солистом.

    24. Мне бы хотелось:

    A. придумать интересный конкурс; Б. победить в конкурсе;

    B. организовать конкурс и руководить им.

    25. Для меня важнее всего знать:

    A. что я хочу сделать; Б. как достичь цели;

    B. как организовать людей для достижения цели.

    26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

    A. другие были им довольны;

    Б. прежде всего выполнить свою задачу;

    B. его не нужно было упрекать за выполненную работу.

    27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

    A. в общении с друзьями;

    Б. просматривая развлекательные фильмы;

    B. занимаясь своим любимым делом.

    Методика «Ценностные ориентации» Милтон Рокич

    Описание методики

    Целью теста является выявление содержательной стороны направленности личности.

    Тест М.Рокича «Ценностные ориентации личности» направлен на выявление ценностно-мотивационной сферы человека. Данная методика позволяет определить отношение личности к себе, к миру, к окружающим, а также выяснить основные жизненные принципы и приоритеты.

    Тест М.Рокича «Ценностные ориентации личности» основан на прямом ранжировании списка ценностей. Рокич выделяет два класса ценностей: терминальные и инструментальные по 18 пунктов каждый. Терминальные ценности или ценности-цели определяются им, как убеждения человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.

    Именно эти ценности указывают, что для человека особенно важно и значимо, и в чем его смысл жизни. Инструментальные ценности или ценности-средства – это убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.

    Респонденту предлагают набор карточек или список ценностей, которые необходимо распределить по порядку значимости лично для него.

    Наиболее значимая ценность должна занимать первое место, соответственно, наименее важная останется последней. Конечный результат представляет систему ценностей испытуемого.

    Тест М.Рокича «Ценностные ориентации личности» широко применяется в профориентации, при консультировании по вопросам карьерного роста, при диагностике командной сплоченности, корпоративной культуры и т.д.

    Процедура проведения

    Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

    Большее удобство для испытуемого (и большую точность результатов) дает использование не списков, а наборов отдельных карточек, на каждой из которых указана определенная ценность. Человек, сортирующий карточки, более сосредоточен и видит картину всех представленных ценностей более полно.

    Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

    Инструкция

    Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек, где написаны ценности, базовые принципы, которыми Вы руководствуетесь в жизни. Ваша задача - разложить их по порядку значимости лично для Вас.

    Внимательно изучите представленный список и выберите ту ценность, которая для Вас наиболее значима - она займет первое место (или получит первый ранг). Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место. Проранжируйте все предложенные ценности. Наименее важная останется последней и займет, соответственно, 18-е место.

    Работайте не спеша, вдумчиво. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Конечный результат представит Вашу систему ценностей.

    Модификация процедуры исследования

    Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

      «В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»

      «Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»

      «Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный всех отношениях?»

      «Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»

      «Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»

      «Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?»

      «Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»

    Интерпретация результатов

    Респонденту предъявляют последовательно два списка ценностей – терминальные и инструментальные. Ему необходимо проранжировать все ценности в порядке личной значимости. Таким образом, наиболее важная ценность будет на первом месте, а наименее значимая останется и займет восемнадцатое место.

    Результаты теста Рокича указывают на структуру ценностных ориентаций человека, помогают определить наиболее важные принципы, которыми человек руководствуется в жизни, его отношение к себе, к близким, к сотрудникам, к работе, и к миру в целом.

    Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.

    Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных основаниях.

    Группы терминальных ценностей

    «Конкретные» и «абстрактные»

    Конкретные ценности

    Место в жизни

    Абстрактные ценности

    Место в жизни

    Активная деятельная жизнь

    Жизненная мудрость

    Здоровье

    Красота природы и искусства

    Интересная работа

    Любовь

    Материально обеспеченная жизнь

    Познание

    Развитие

    Общественное признание

    Свобода

    Продуктивная жизнь

    Счастье других

    Счастливая семейная жизнь

    Творчество

    Удовольствия

    Уверенность в себе

    Ценности профессиональной самореализации и личной жизни

    Профессиональная самореализация

    Место в жизни

    Личная жизнь

    Место в жизни

    Активная деятельная жизнь

    Любовь

    Интересная работа

    Наличие хороших и верных друзей

    Общественное признание

    Свобода

    Продуктивная жизнь

    Счастливая семейная жизнь

    Развитие

    Удовольствия

    Группы инструментальных ценностей

    Этические ценности, ценности общения, ценности дела

    Этические ценности

    Место в жизни

    Ценности общения

    Место в жизни

    Ценности дела

    Место в жизни

    Ответственность

    Воспитанность

    Аккуратность

    Высокие запросы

    Жизнерадостность

    Исполнительность

    Независимость

    Непримиримость к недостаткам

    Образованность

    Самоконтроль

    Терпимость

    Рационализм

    Широта взглядов

    Чуткость

    Честность

    Твердая воля

    Эффективность в делах

    Индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности

    Индивидуалистические ценности

    Место в жизни

    Конформистские ценности

    Место в жизни

    Альтруистические ценности

    Место в жизни

    Независимость

    Воспитанность

    Терпимость

    Непримиримость к недостаткам

    Самоконтроль

    Чуткость

    Рационализм

    Широта взглядов

    Смелость в отстаивании своего мнения

    Твердая воля

    Ценности самоутверждения, ценности принятия других

    Ценности самоутверждения

    Место в жизни

    Ценности принятия других людей

    Место в жизни

    Высокие запросы

    Самоконтроль

    Независимость

    Терпимость

    Непримиримость к недостаткам

    Чуткость

    Образованность

    Широта взглядов

    Смелость в отстаивании своего мнения

    Честность

    Твердая воля

    Эффективность в делах

    Полученные результаты по выявлению ценностных ориентаций важны:

      в профориентации сотрудников при смене профессии или места работы;

      при консультировании по вопросам карьерного роста;

      в процессе диагностики командной сплоченности (поскольку существенными признаками командной работы выступают общие цели, ценности и подходы к реализации совместной деятельности);

      при диагностике корпоративной культуры, особенно глубинного ее уровня, который включает скрытые убеждения, неосознаваемые установки и верования сотрудников и руководства, отражающие отношение к миру в целом, к человеку и к работе. Этот уровень очень важен для изучения, так как оказывает большое влияние на реальное поведение сотрудников;

      при исследовании степени корпоративной идентичности, влияющей на лояльность сотрудников;

      при изучении мотивационной сферы сотрудников;

      при изучении и проектировании стандартов поведения в компании;

      при проведении работы по профилактике сопротивления изменениям и т. д.

    Для практиков важно прояснить структуру ценностных ориентаций человека, определить ведущие ценности, диагностировать противоречивость или непротиворечивость профессиональных ценностей. По результатам теста можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности. Если закономерности выявить не удается, то можно предположить наличие у испытуемого противоречивой системы ценностей (или неискренность). В таком случае лучше повторить исследование и дополнить его данными, полученными с помощью других методик.

    Бланк для ответов

    Фамилия, имя, отчество

    Перечень А

    Терминальные ценности

    Место в жизни

    Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

    Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)

    Здоровье (физическое и психическое)

    Интересная работа

    Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

    Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

    Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)

    Наличие хороших и верных друзей

    Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)

    Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

    Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

    Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

    Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

    Счастливая семейная жизнь

    Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

    Творчество (возможность заниматься творчеством)

    Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

    Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)

    Перечень Б

    Инструментальные ценности

    Место в жизни

    Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)

    Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)

    Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

    Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)

    Исполнительность (дисциплинированность)

    Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

    Непримиримость к недостаткам в себе и других

    Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)

    Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

    Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

    Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

    Смелость в отстаивании своего мнения

    Чуткость (заботливость)

    Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

    Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

    Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

    Честность (правдивость, искренность)

    Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

    Шкалы: терминальные и инструментальные ценности

    Назначение теста

    М.Рокич различает два класса ценностей:

    . терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
    . инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

    Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

    Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты.

    Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

    Инструкция к тесту

    "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

    Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

    Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

    Тест

    Список А (терминальные ценности):

    1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
    2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
    3. здоровье (физическое и психическое);
    4. интересная работа;
    5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
    6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
    7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
    8. наличие хороших и верных друзей;
    9. общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
    10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
    11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
    12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
    13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
    14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
    15. счастливая семейная жизнь;
    16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
    17. творчество (возможность творческой деятельности);
    18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

    Список Б (инструментальные ценности):

    1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
    2. воспитанность (хорошие манеры);
    3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
    4. жизнерадостность (чувство юмора);
    5. исполнительность (дисциплинированность);
    6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
    7. непримиримость к недостаткам в себе и других;
    8. образованность (широта знаний, высокая общая культура);
    9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
    10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
    11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
    12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
    13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
    14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
    15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
    16. честность (правдивость, искренность);
    17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
    18. чуткость (заботливость).

    Обработка и интерпретация результатов теста

    Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность.

    Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

    Система ценностей ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии жизни.
    Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

    М. Рокич различает 2 класс а ценностей:
    1) терминальные. Убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
    2) инструментальные. Убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительным в любой ситуации.
    Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
    Респонденту предъявлены 2 списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листках бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

    Инструкция.

    Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни.
    Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18-е место.
    Работайте неспеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию.

    Стимульный материал

    Список А (терминальные ценности):

    1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
    2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
    3) здоровье (физическое и психическое);
    4) интересная работа;
    5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
    6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
    7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
    8) наличие хороших и верных друзей;
    9) общественное признание (уважение окружающих, коллектива , товарищей по работе);
    10) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
    11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
    12) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
    13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
    14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
    15) счастливая семейная жизнь;
    16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа,
    человечества в целом);
    17) творчество (возможность творческой деятельности);
    18) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

    Список Б (инструментальные ценности):
    1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
    2) воспитанность (хорошие манеры);
    3) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
    4) жизнерадостность (чувство юмора);
    5) исполнительность (дисциплинированность);
    6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
    7) непримиримость к недостаткам в себе и других;
    8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);
    9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);
    10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
    11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
    12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
    13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
    14) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
    15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
    16) честность (правдивость, искренность);
    17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
    18) чуткость (заботливость).
    Достоинствами методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.
    Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы.

    1. В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?
    2. Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?
    3. Как на ваш взгляд это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?
    4. Как сделали бы это, по вашему мнению, большинство людей?
    5. Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?
    6. ...через 5 или 10 лет?
    7. Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?
    Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Необходимо увидеть индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

    Методика Рокича Ценностные ориентации. (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценности по Рокичу) позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу "философии жизни".

    Пройти / скачать Тест Рокича, бесплатно, без регистрации:

    Теория Рокича. М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Природа человеческих ценностей по Рокичу:

    1. общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико,
    2. все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени,
    3. ценности организованы в системы,
    4. истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности.
    5. влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

    М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

    Инструкция:

    Вам будет предложен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.

    Тестовый материал для исследования ценностей Рокича.

    Список А (терминальные ценности):
    1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
    2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
    3) здоровье (физическое и психическое);
    4) интересная работа;
    5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
    6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
    7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
    8) наличие хороших и верных друзей;
    9) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
    10) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
    11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
    12) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
    13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
    14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
    15) счастливая семейная жизнь;
    16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа,
    человечества в целом);
    17) творчество (возможность творческой деятельности);
    18) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

    Список Б (инструментальные ценности):
    1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
    2) воспитанность (хорошие манеры);
    3) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
    4) жизнерадостность (чувство юмора);
    5) исполнительность (дисциплинированность);
    6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
    7) непримиримость к недостаткам в себе и других;
    8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);
    9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);
    10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
    11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
    12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
    13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
    14) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
    15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
    16) честность (правдивость, искренность);
    17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
    18) чуткость (заботливость).

    Ключ, обработка результатов, интерпретация.


    Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Необходимо уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у личности системы ценностей или даже неискренность ответов.

    Исследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

    Достоинствами методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотивация диагностики, добровольный характер тестирования. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.
    Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно повторно проранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы.

    1. В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?
    2. Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?
    3. Как на ваш взгляд это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?
    4. Как сделали бы это, по вашему мнению, большинство людей?
    5. Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?
    6. ...через 5 или 10 лет?
    7. Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?