• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В статье представлена система образования в Японии. Присутствует сравнение с системой образования в России.

    • Положительные и отрицательные стороны современного образования в России
    • Зарубежный и отечественный опыт управления образования (на примере Российской Федерации и Японии)
    • Нарушения углеводного обмена в работе врача общей практики

    Прежде чем говорить о системе образования в Японии, следует отметить тот факт, что она значительно отличается от системы образования в России. Японские школьники и студенты отличаются трудолюбием. Его японцы ставят во главу угла. Оно ценится гораздо больше, чем ум, сообразительность, находчивость, остроумие и умение выкрутиться из любой ситуации. Быстро и качественно выполненная работа – вот главная цель у японских работников. Они могут подолгу сидеть за своим рабочим местом и стараться качественно выполнить свои задания в срок. Из-за своей работы они могут достаточно часто переезжать в другие города, это тоже отличает японцев от русских. Наше рабочее население не отличается желанием работать сверхурочно, для того, чтобы сделать свою работу в срок.

    Ещё одним фактом, отличающим японских работников от русских можно назвать отсутствие споров со своим руководителем. Для них неприемлемо вступать в конфликт с вышестоящим органом. Японцы обязаны беспрекословно выполнять распоряжения своего начальника. Со времён средневековья у них сохранилось такое качество, как уважение к старшим.

    Японцы отличаются достаточно трепетным отношением к образованию. Высшее образование получают лишь единицы японцев, так как плата за обучение очень высокая, а родители редко соглашаются платить за высшее образование своих детей. В частности это касается таких областей как информационные технологии и медицина.

    Дошкольное образование, как и в России, представлено яслями, детскими садами и садами для инвалидов. Ясли в Японии не дают никакой образовательной подготовки, поэтому они находятся вне официальной системы образования. В ясли принимают детей до 6 месяцев, и они там находятся полный рабочий день, в отличие от детского сада, там дети находятся до второй половины рабочего дня. Воспитатели в детских садах помогают детям подготовиться к школьной программе. Родители могут отдавать своего ребенка в детские сады в возрасте от 3 до 6 лет.

    Школы в Японии включают в себя 3 уровня: начальный, средний и высший (старшая школа), собственно, как и в России. В начальной школе дети учатся 6 лет(6 классов). Средний уровень включает 3 года обучения. Старшая школа, так же как и средняя, составляет 3 года.

    Каждый человек в Японии обязан окончить начальную школу. В ней детей обучают общеобразовательным предметам. С самого детства у детей вырабатывают «дух конкуренции», поэтому уже в начальной школе дети сдают сложные экзамены, результаты которых вывешивают на доску рейтинга на всеобщее обозрение. Это позволяет ученикам стремиться к получению лучшего результата, ведь никто не захочет находиться на последней строчке рейтинга.

    На среднюю ступень образования (начальная средняя школа) дети поступают в возрасте 12 лет. Среднее образование также является обязательным для всех граждан государства. Во время обучения, сроком 3 года, помимо общеобязательных предметов, ученики изучают такие предметы как археология, светская этика, религиоведение. В некоторых частных средних школах есть одна особенность – мальчики и девочки могут получать образование отдельно друг от друга.

    Старшая средняя школа может быть представлена старшей школой, техникумами и специальными школами для инвалидов. Японцы учатся там с 15 лет на очной форме обучения. Эта ступень образования не является обязательной, однако многие решают окончить старшую школу. В ней идет подразделение на естественные и гуманитарные науки. На всех ступенях образования ученики обязаны носить школьную форму. Также в их обязанность входит уборка школы. Некоторые средние и все старшие классы в Японии являются платными.

    Высшее образование Японии схоже с высшим образованием в России. Оно предполагает 2 степени: бакалавр и магистр. Для степени бакалавра необходимо отучиться 4 года, а для степени магистра 2 года. В Японии почти нет бесплатного высшего образования. На бюджетные места могут поступить самые талантливые, одарённые и малообеспеченные студенты. Но есть одно условие – по окончанию университета студенты будут обязаны вернуть часть средств, потраченных на их обучение государством.

    В Японии существует специальное образование. Дети могут посещать дополнительные курсы по тем предметам, которые не даются им в школе. Несмотря на то, что такие курсы являются платными, более половины учеников их посещают. Занятия проводятся в вечернее время после основной школы от 2х до 3х раз в неделю. Такие занятия могут посещать ученики с 7 класса. Каждый ученик может выбрать именно те курсы, которые больше ему подходят.

    Отдельное внимание стоит уделить экзаменам, проходящим в японских школах и высших учебных заведениях. Почти весь учебный процесс в Японии отводится подготовке к экзаменам. Так как учебный год начинается с апреля и состоит из 3х триместров, между которыми есть зимние и летние каникулы, которые в свою очередь могут сокращаться из-за неуспеваемости учеников по каким-либо предметам, то почти весь учебный год японцы готовятся к предстоящим экзаменам. Дети почти всегда заняты зазубриванием материала. Из-за этого дети посещают специальные курсы для того, чтобы хорошо подготовиться к тесту. Экзамены, которые проводятся в середине триместра, посвящены общеобязательным предметам, а экзамены, проходящие в конце триместра, проверяют знания учеников по всем предметам.

    В Японии существует образование для иностранцев, так как их образование достаточно престижное. У иностранцев есть два способа его получения. Они могут получить полноценное образование, отучившись 4 года или 6 лет, но тут возникает проблема со сдачей экзаменов, так как им придется сдавать ещё вступительные экзамены. Есть второй способ получения высшего образования в Японии, он гораздо легче первого. Он составляет двухлетнее обучение в высшем учебном заведении, достаточно знать английский язык. В Японии все имеют право на получение образования, если есть стремление, если человек способен удовлетворительно сдавать экзамены и готов платить за обучение.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что такая социальная политика в области образования в Японии положительно влияет на все государство в целом. Японских студентов, которые окончили высшее учебное заведение, достаточно мало, но они имеют большую значимость для страны. Они представляют из себя высококвалифицированных специалистов, знающих своё дело. Выпускники будут адаптированы к взрослой жизни, быстро добиваясь поставленных целей. Итак, Япония как социальное государство выполняет свою главную функцию, а именно обеспечение каждому гражданину достойных условий существования, поэтому в условиях кризисных явлений, отчетливо проявившихся в экономике развитых стран, этот опыт может быть весьма полезным.

    Список литературы

    1. Зарубежный опыт реформ в образовании (Европа, США, Китай, Япония, Австралия, страны СНГ): Аналитический обзор // Официальные документы в образовании. - 2002. - N 2. - С. 38-50.
    2. Гришин М.Л. Современные тенденции развития образования в Азии. - М.: Эксмо, 2005. – С. 18.
    3. Малькова З. А. Стратегия развития образования для ХХI века в Японии // Прогностические модели систем образования в зарубежных странах. М., 1994. С. 46.
    4. Фишер Г. Еще раз о причинах «японского экономического чуда». - «Российский экономический журнал» , 1995, №8. – С. 6.

    2012 Экономика №2(18)

    И.А. Петиненко, А.А. Ткач

    СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЯПОНИИ: ЧТО ВЕДЕТ ЭТУ СТРАНУ

    К УСПЕХУ?

    Исследуются все ступени образовательной системы Японии, начиная с дошкольного и заканчивая последипломным образованием. Выявляются особенности воспитания детей в учебных заведениях, показываются этапы формирования характерных японских черт - трудолюбия, усердия, умения работать в команде, понимания своего места, стремления работать на фирму, а не на себя, приверженности к строгой иерархии и т. д.

    Ключевые слова: образование, система образования, Япония, образование в Японии.

    Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретают изучение и анализ развития образования за рубежом.

    Исходя из этого целью данной научной работы являлось изучение особенностей современной системы образования Японии.

    Структура образования в Японии включает в себя (рис. 1): необязательную ступень - детский сад; школьное образование, которое делится на младшую, среднюю и старшую школы - особенностью является то, что после средней школы можно уйти в различные спецшколы и технологические колледжи; и высшее образование, подразделяющееся на университеты и неуниверситетский сектор .

    Рассмотрим подробнее каждую из ступеней образования.

    Дошкольное образование. В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей - обычно с четырехлетнего возраста.

    Все детские сады в Японии частные. Среди них особое место занимают так называемые элитные сады, находящиеся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, его будущее можно считать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходит в университетскую школу, а оттуда без экзаменов поступает в университет. В Японии существует достаточно острая конкуренция в сфере образования: университетский диплом является гарантией получения престижной, хорошо оплачиваемой работы - в министерстве или в какой-нибудь известной фирме. А это, в свою очередь, залог карьерного роста и материального благополучия. Поэтому попасть в садик при престижном университете очень сложно. Родители платят за поступление ребенка огромные деньги, а сам малыш, чтобы быть принятым, должен пройти достаточно сложное тестирование.

    Рис. 1. Система образования в Японии

    Японские воспитатели, обучая детей взаимодействию, объединяют их в маленькие группы (хан), что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания. Эти группы формируются не по способностям, а в соответствии с тем, что может сделать их деятельность эффективной. Каждый год группы создаются заново. Постоянная смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в конкретной группе, не исключена возможность, что он приобретет себе приятелей среди других детей .

    Воспитание маленьких детей в Японии сразу окунает их в острую конкурентную борьбу за лучшее будущее, оно не всегда благоприятствует развитию творческих способностей человека, но умело формирует в ребенке понятие о человеческом общежитии, воспитывает физически и психически здорового человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим.

    Школьное образование. Школа в Японии делится на три ступени:

    1. Начальная школа (1-6-е классы) - сёгакко.

    2. Средняя школа (7-9-е классы) - тюгакко.

    3. Старшая школа (10-12-е классы) - котогакко.

    Начальная и средняя школы в Японии обязательны для всех и бесплатны. Старшая школа не обязательна, но около 95% процентов продолжают учебу по окончании средней школы. 48% закончивших учебу в старшей школе поступают в колледж (обучение в течение 2 лет) или в университет (обучение в течение 4 лет) .

    Обучение в старшей школе и в университете платно всегда, но в государственных учреждениях оно дешевле. Существуют также платные частные начальные и средние школы. Во всех платных учреждениях можно учиться бесплатно или получить большую скидку, если выиграть конкурс стипендий.

    В начальной школе дети изучают японский язык, математику, естествознание (физику, химию, биологию), обществоведение (этику, историю, этикет), музыку, изобразительное искусство, физкультуру и домашнее хозяйство.

    В средней школе к перечню предметов добавляются английский язык и несколько специальных предметов по выбору. Состав этих предметов зависит от школы.

    Программа старших школ немногим более разнообразна, чем программа средних и начальных школ, но ученикам предоставляется больше возможностей для специализации в той или иной области познаний.

    Помимо собственно школы, большинство учеников посещают платные подготовительные курсы дзюку, в которых им помогают лучше подготовиться к сдаче школьных экзаменов. Занятия в дзюку обычно проходят вечером, два-три раза в неделю. «Дзюку» в переводе - «школа мастерства», но правильнее было бы сказать - «репетиторская школа». Там специально нанятые учителя еще раз объясняют детям то, что уже было сказано в школе днем, добавляя к этим знаниям новые, которыми можно блеснуть на экзамене. И если раньше учеба в дзюку требовалась для поступления лишь в самые лучшие университеты и школы, то теперь необходима и для зачисления в рядовые.

    Дзюку посещает одна шестая часть младших школьников, половина средних и почти все старшие. Годовой доход всех дзюку составляет немыслимую сумму в триллион иен, сопоставимую с расходами страны на военные нужды. Подобной системы в мире нет .

    Главная проблема японских школ - это выматывающие экзамены, каждый из которых занимает несколько часов упорного труда и гораздо больше времени в процессе подготовки к нему. Время от времени они становятся причиной самоубийств школьников .

    Учащиеся средней и старшей школ сдают экзамены в конце каждого триместра и в середине первого и второго триместров. Обычно экзамены проходят в форме письменных тестов. Оценки за экзамены ставят по процентной системе. Высшая оценка - 100 баллов.

    Переход из средней школы в старшую осуществляется по результатам экзаменов. Сначала на основании его школьной успеваемости учащийся получает список старших школ, в которые у него есть шансы поступить. Затем он сдает переходной экзамен, и на основании его результатов и предыдущей успеваемости решается вопрос о том, в какую старшую школу поступит ученик.

    Хорошие ученики попадают в престижные старшие школы, плохие - в захудалые школы для тех, кто не намерен получить высшее образование. Такие школы делают уклон в домоводство, сельское хозяйство и т.д. Карьерных

    перспектив их выпускники не имеют. Те, кто не захотел поступить в старшую школу, могут поступить в пятилетние «технологические колледжи» - проф-технические училища. Однако поступление в них не так уж и просто - в лучших из них большой конкурс, так как квалифицированные рабочие в Японии высоко ценятся. Некоторые технические колледжи принадлежат крупным фирмам, и их выпускники сразу же устраиваются на работу.

    Высшее образование. Система высшего образования включает в себя следующие основные четыре вида образовательных учреждений:

    1) университеты полного цикла (4 года) и ускоренного цикла (2 года);

    2) профессиональные колледжи;

    3) школы специальной подготовки (технологические институты);

    4) школы последипломного обучения (магистратуры).

    Пожалуй, главное отличительное свойство системы высшего образования Японии - его иерархичность. Жесткие иерархии (часто «непересекающиеся», т. е. существующие автономно и независимо друг от друга) пронизывают и университетский, и неуниверситетский ее секторы.

    Неуниверситетский сектор - это, по сути, «вузы второго сорта», выполняющие скорее социальные, чем образовательные функции. Юридически младшие колледжи с двух- или трехлетним курсом обучения считаются полноправными вузами, но фактическая подготовка и престиж их дипломов не соответствуют уровню высшей школы .

    Технологические колледжи ведут подготовку среднетехнических кадров на базе обязательной девятилетней школы и по многим параметрам соответствуют нашим техникумам.

    В сущности, единственными полноценными вузами, чьи выпускники не испытывают дискриминации и котируются на рынке труда, являются университеты полного цикла. Иерархия этих вузов включает в себя следующие ступени:

    1. Несколько самых престижных частных университетов, таких как Нихон, Васэда, Кейо или Университет Токай. Их выпускники составляют высший класс японского менеджмента и политики. Попасть в подобный университет без соответствующей подготовки и рекомендаций практически невозможно, но их диплом дает стопроцентную гарантию успешного трудоустройства вне зависимости от оценок, а зачастую и специальности.

    2. Государственные университеты, занимающие первые места в рейтингах (Токийский технологический институт или Государственный университет Иокогамы). Плата за обучение здесь значительно ниже, но конкурс исключительно высок.

    3. Прочие государственные университеты, чаще всего учрежденные префектурами и органами местного самоуправления. Низкая плата за обучение и умеренный конкурс.

    4. Небольшие частные университеты. При высокой плате за обучение -невысокий конкурс, непрестижный диплом и негарантированное трудоустройство.

    Магистратуры и аспирантуры в Японии объединены в школы последипломного обучения, находящиеся при университетах и обладающие относительной автономией. Любопытно, что основные научные ресурсы в Японии

    были задействованы именно для преподавания в государственных магистратурах, тогда как уровень преподавания в бакалавриате оставался сравнительно низким.

    Японский бакалавриат ориентирован в основном на «поточный» выпуск квалифицированных специалистов, необходимых для поддержания системы, магистратура же - на выпуск инициативных аналитиков, способных к проектированию ее развития. Технологический скачок в Японии стал возможен во многом за счет такого разделения задач и успешного развития школ последипломного образования.

    Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на то, что система образования Японии относительно молода, она является одной из лучших не только в Тихоокеанском регионе, но и во всем мире. Японцы, синтезировав все последние достижения педагогической науки с особенностями построения японского социума, смогли обеспечить своей стране не только впечатляющие темпы роста экономики, но и достаточно высокий уровень жизни. Они раньше других осознали, что эффективная система образования в стране с высоким уровнем автоматизации является не то что обязательной, она жизненно необходима. Поэтому можно с уверенностью заявить, что львиная доля экономического и социального развития этой страны - это следствие грамотно построенной системы образования.

    Литература

    1. Муханов В. Образование в Японии [Электронный ресурс] // Образование: все для поступающих. 2008. URL: http://www.edunews.ru/ (дата обращения: 20.03.2011).

    2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Гл. IV: Образование в мире: история и современность [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Гумер. 2008. URL: http://www. gu-mer.info/ (дата обращения: 17.02.2011).

    3. Салимова К.И. Общеобразовательная школа Японии в XXI в. // Педагогика. 2006. № 8. С. 88-96.

    4. Бондаренко А. Японская школа глазами русского // Начальная школа. 2005. № 5. С. 120126.

    5. Плаксий С.И. Качественные параметры высшего образования [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. Информационный гуманитарный портал. 2004. URL: http:// www. zpu-journal.ru/ (дата обращения: 21.02.2011).

    6. Анализ системы оценки высшего образования в мире [Электронный ресурс] // Информационно-справочный портал поддержки систем управления качеством. 2006. URL: http:// www. quality.edu.ru/ (дата обращения: 10.02.2011).

    7. АлферовЮ.С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика. 2008. № 7. С. 73-84.

    8. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 176 с.

    Япония до конца позднего Средневековья была скрыта от всего мира: ни въехать, ни выехать. Но как только высокие стены пали, мир активно начал изучать эту загадочную страну, в частности, образование в Японии.

    Кратко о главном

    В стране Восходящего солнца образование - это одна из первых и главных целей в жизни. Именно оно определяет будущее человека. Система образования в Японии почти не изменилась с 6 века. Хотя после Второй мировой войны на нее оказали сильное влияние британские, французские и, в особенности, американские системы. Учиться жители Японии начинают практически с пеленок. Сначала им родители прививают манеры, правила поведения, учат основам счета и чтения. Дальше ясли, детский сад, младшая, средняя и старшие школы. После них университеты, колледжи или школы специальной профессиональной подготовки.

    Учебный год разделен на три семестра:

    • Весенний. С 1 апреля (это и начало учебного года) по середину июля.
    • Летний. С 1 сентября по середину декабря.
    • Зимний. С начала января по конец марта. Учебный год заканчивается в марте.

    После каждого семестра ученики сдают промежуточные тесты, а в конце года экзамены. Помимо уроков японцы имеют возможность посещать кружки и участвовать в фестивалях. Теперь подробнее рассмотрим образование в Японии

    Дошкольные заведения

    Как уже было сказано, этикет и манеры поведения прививают родители. В Японии существуют две разновидности детских садиков:

    • 保育園 (Hoikuen) - государственный центр по уходу за детьми. Эти учреждения рассчитаны для самых маленьких. Согласно правительственному указу, они были созданы специально для поддержки работающих матерей.
    • 幼稚園 (Youchien) - частный детский сад. Такие заведения рассчитаны для детей старшего возраста. Здесь обучают пению, рисованию, чтению и счету. В более дорогих заведениях учат английский язык. Так что в школу они приходят полностью подготовленными.

    Стоит отметить, что основная функция детских садов не столько обучение, а социализация. То есть, детей учат взаимодействовать со сверстниками и обществом в целом.

    Начальная школа

    Образование в Японии в начальной школе начинается с шести лет. Большинство этих заведений - государственные, однако встречаются и частные. В начальной школе преподают японский язык, математику, естествознание, музыку, рисование, физкультуру и труд. С недавнего времени в обязательном порядке ввели обучение английскому языку, который раньше начинали преподавать только в средней школе.

    Кружков, как таковых, в начальной школе нет, зато проводятся внеклассные мероприятия, такие как спортивные соревнования или постановка театральных спектаклей. Учащиеся ходят в повседневной одежде. Единственный обязательный элемент экипировки: желтая панама, зонтик и дождевик такого же цвета. Это обязательные атрибуты, когда класс ведут на экскурсию, чтобы не потерять детей в толпе.

    Средняя школа

    Если перевести на русский счет, то это обучение с 7 по 9 классы. К предметам младшей школы добавляется более углубленное изучение наук. Увеличивается количество уроков с 4 до 7. Появляются клубы по интересам, в которых ученики задействованы до 18.00. Преподавание каждого предмета закреплено за отдельным учителем. В классах учится более 30-ти человек.

    Особенности образования в Японии можно проследить в формировании классов. Во-первых, учеников распределяют по уровню знаний. Особенно часто это встречается в частных школах, где считают, что ученики с плохими отметками плохо повлияют на отличников. Во-вторых, с началом каждого семестра учеников распределяют в разные классы, чтобы они учились быстро социализироваться в новом коллективе.

    Старшая школа

    Обучение в старшей школе не считается обязательным, но те, кто желает поступить в вуз (а на сегодняшний день это 99% учащихся), должны ее окончить. В этих заведениях основное внимание сосредоточено на подготовке учащихся к вступительным экзаменам в университеты. Также ученики принимают активное участие в школьных фестивалях, кружках, посещают экскурсии.

    Дзюку

    Современное образование в Японии не заканчивается исключительно на школах. Существуют специальные частные школы, предлагающие дополнительные занятия. Их можно разделить на два вида по направлениям обучения:

    • Неакадемические. Учителя обучают разнообразным видам искусства. Есть спортивные секции, также можно научиться чайной церемонии и традиционным настольным японским играм (сеги, го, маджонг).
    • Академические. Ориентированы на изучение разных наук, включая языки.

    Эти школы в основном посещают ученики, которые пропустили занятия в школе и не могут усвоить материал. Хотят успешно сдать экзамены или подготовится к вступлению в вуз. Также причиной, по которой ученик может настоять на посещении такой школы, может быть более тесное общение с учителем (в группах около 10-15 человек) или за компанию с друзьями. Стоит отметить, что такие школы дорого стоят, поэтому не все семьи могут их себе позволить. Однако школьник, не посещающий дополнительных занятий, имеет заведомо проигрышное положение в кругу сверстников. Единственное, чем он может это компенсировать - самообучение.

    Высшее образование

    Высшее образование в Японии в основном получают мужчины. Для женщин, как и столетия назад, отведена роль хранительницы домашнего очага, а не руководительницы компании. Хотя исключения встречаются все чаще. К учреждениям высшего образования относят:

    • Государственные и частные университеты.
    • Колледжи.
    • Школы специальной профессиональной подготовки.
    • Технологические колледжи.
    • Учреждения дальнейшего высшего образования.

    В колледжах в основном учатся девушки. Обучение составляет 2 года, и преподают в основном гуманитарные науки. В технологических колледжах изучают отдельные специальности, срок обучения 5 лет. После его окончания студент имеет возможность поступить в университет на 3 курс.

    В стране существует 500 университетов, 100 из которых государственные. Чтобы поступить в государственное учреждение необходимо сдать два экзамена: «Общий тест достижений первой ступени» и экзамен в самом университете. Для поступления в частное заведение необходимо сдавать только тест при университете.

    Стоимость обучения высокая, колеблется от 500 до 800 тысяч йен в год. Существуют программы, позволяющие получить стипендию. Однако там большой конкурс: на 3 миллиона студентов всего 100 бюджетных мест.

    Образование в Японии, кратко говоря, дорогое удовольствие, но именно от него зависит качество жизни в будущем. Только те японцы, которые окончили высшие учебные заведения, имеют возможность получить высокооплачиваемую работу и занимать руководящие должности.

    Языковые школы

    Система образования в Японии - культ, ведущий страну к успеху. Если на постсоветском пространстве диплом - это красивая пластиковая корочка, свидетельствующая, что 5 лет человек чем-то занимался, то в стране Восходящего солнца диплом - это пропуск в светлое будущее.

    Из-за старения нации высшие учебные заведения принимают иностранных студентов. Каждый гайдзин (иностранец) имеет возможности получить стипендию, если его знания в определенной области высокие. Но для этого необходимо хорошо знать японский язык, поэтому в стране существуют специальные языковые школы для иностранных студентов. Также они предлагают краткосрочные курсы японского языка для туристов.

    Учиться в Японии сложно, но весело. Ведь ученики имеют возможность развиваться гармонично, самостоятельно принимать решения и решать собственное будущее. Итак, образование в Японии, интересные факты:

    • В начальной школе ученикам не задают домашнее задание.
    • Начальное и среднее образование обязательное и бесплатное в государственных учреждениях.
    • Чтобы поступить в школу, нужно сдать экзамены, те, кто не смог пройти, могут попытать удачу в следующем году.
    • Школьницам нельзя красить волосы, носить макияж и украшения, кроме наручных часов. За внешним видом учеников в школах тщательно следят. Даже носки могут отобрать, если они не такого цвета, как нужно.
    • В школах нет уборщиков. Начиная с начальной, ученики после окончания занятий сами убирают классы и коридоры.

    • Также за каждой группой учеников класса закреплены свои обязанности. Есть группа, которая отвечает за уборку школьной территории, организацию мероприятий, здравоохранение и т. д.
    • В школах часто меняется состав учащихся, чтобы дети учились быстрее вливаться в коллектив. В высших учебных заведениях группы формируются согласно выбранным предметам для изучения.
    • «Система пожизненного найма». Образование в Японии знаменательно еще и тем, что многие вузы сотрудничают со старшими школами, принимая учеников с хорошими отметками. А над вузами стоят известные компании, которые принимают выпускников на работу. Японец, окончивший вуз, может быть уверен в будущем трудоустройстве и карьерном продвижении. Многие японцы проходят путь от младшего сотрудника до руководителя отдела/филиала и уходят на пенсию с чувством выполненного перед страной долга.
    • Каникулы длятся всего 60 дней в году.
    • В средней и старшей школе учреждена уникальная униформа.
    • Каждый учебный год начинается и заканчивается церемониями, на которых приветствуют новичков и поздравляют выпускников.

    Кружки и фестивали

    Развитие образования в Японии уходит корнями в глубокую древность. Уже в 6 веке существовала национальная система образования. Японцы всегда были сторонниками раннего и гармоничного развития. Эта традиция сохраняется и сегодня. В средней и старшей школе ученикам предоставляется возможность посещать кружки по интересам. За каждым кружком закреплен свой научный руководитель, но он вмешивается в деятельность клуба только когда предстоят соревнования или творческие конкурсы между школами, что случается достаточно часто.

    Во время каникул ученики посещают организованные школой экскурсии. Поездки проводятся не только в пределах страны, но и за ее границами. После поездок каждый класс обязан предоставить стенгазету, в которой подробно изложит все, что было в поездке.

    В старшей школе особое внимание уделяется такому мероприятию, как осенний фестиваль. На каждый класс школа выделяет 30 000 йен и закупает футболки. А ученики обязаны придумать мероприятие, которым будут развлекать гостей. Чаще всего в классах организовывают кафетерии, комнаты страха, в актовом зале могут выступать творческие коллективы, спортивные секции устраивают небольшие соревнования.

    Японскому школьнику некогда бродить по улицам города в поисках развлечений, их ему достаточно и в школе. Правительство сделало все возможное, чтобы оградить подрастающее поколение от влияния улицы, и эта затея у них отлично получилась. Дети всегда заняты, но они не бездумные роботы - им дано право выбирать. Большинство школьных и университетских мероприятий учащиеся организовывают самостоятельно, без помощи научных руководителей. Они приходят во взрослую жизнь уже полностью подготовленными, в этом и состоит главная особенность образования в Японии.

    У японцев много особенностей: детей они воспитывают иначе, чем это делают в Европе. Вполне возможно, именно этот факт делает Японию такой крутой и успешной страной, побывать в которой мечтают практически все.

    Рассказываем об уникальной системе образования, из которой мы могли бы многое перенять.

    Сначала манеры - потом знания
    Японские школьники не сдают экзаменов до 4-го класса (когда им исполняется 10 лет), только пишут небольшие самостоятельные. Считается, что в первые три года обучения академические знания - это не самое главное. Акцент делается на воспитании, детей учат уважению к другим людям и животным, великодушию, способности к сочувствию, поиске истины, самоконтролю и бережному отношению к природе.

    Начало учебного года приходится на 1 апреля
    Когда в большинстве стран дети заканчивают учебу, японцы отмечают свое 1 сентября. Начало года совпадает с одним из самых красивых явлений - цветением сакуры. Так они настраиваются на возвышенный и серьезный лад. Академический год состоит из трех триместров: с 1 апреля по 20 июля, с 1 сентября по 26 декабря и с 7 января по 25 марта. Таким образом, японцы отдыхают 6 недель на летних каникулах и по 2 недели зимой и весной.

    В японских школах нет уборщиц, ребята сами убирают помещения
    Каждый класс по очереди убирает кабинеты, коридоры и даже туалеты. Так ребята с ранних лет учатся работать в коллективе и помогать друг другу. К тому же после того как школьники потратили столько времени и труда на уборку, им вряд ли захочется мусорить. Это учит их уважению к своему труду, а также труду других людей и бережному отношению к окружающей среде.

    В школах готовят только стандартизированные обеды, которые дети съедают в классе вместе с другими учениками
    В начальной и средней школе для ребят готовят специальные ланчи, меню которых разрабатывают не только повара, но и медицинские работники, чтобы еда была максимально здоровой и полезной. Все одноклассники обедают вместе с учителем в кабинете. В подобной неформальной обстановке они больше общаются и выстраивают доброжелательные отношения.

    Огромной популярностью пользуется дополнительное образование
    Уже в начальных классах дети начинают посещать частные и подготовительные школы, чтобы попасть в хорошую среднюю, а потом и старшую школу. Занятия в таких местах проходят по вечерам, и в Японии очень типичное явление, когда в 21:00 общественный транспорт заполняют дети, которые спешат домой после дополнительных уроков. Они занимаются даже по воскресеньям и на каникулах, учитывая, что в среднем школьный день длится от 6 до 8 часов. Неудивительно, что по статистике в Японии почти нет второгодников.

    Помимо обычных уроков школьников учат искусству японской каллиграфии и поэзии
    Принцип японской каллиграфии, или шодо, очень прост: бамбуковую кисть макают в чернила и плавными мазками рисуют иероглифы на рисовой бумаге. В Японии шодо ценится не меньше обычной живописи. А хайку - это национальная форма поэзии, которая лаконично представляет природу и человека как единое целое. Оба предмета отражают один из принципов восточной эстетики - соотношение простого и изящного. Занятия учат детей ценить и уважать свою культуру с ее вековыми традициями.

    Все школьники должны носить форму
    Начиная со средней школы каждый ученик обязан носить униформу. Многие школы имеют свою форму, но традиционно для мальчиков это одежда в военном стиле, а для девочек - матроски. Правило призвано дисциплинировать учащихся, поскольку сама одежда создает рабочий настрой. Также одинаковая форма помогает сплотить одноклассников.

    Процент посещаемости занятий в школе составляет 99,99%
    Сложно представить и одного человека, который ни разу в жизни не прогуливал занятия в школе, а тут целая нация. Также японские школьники почти никогда не опаздывают на занятия. А 91% школьников всегда слушают учителя. Какая еще страна может похвастаться подобной статистикой?

    Результаты одного выпускного экзамена решают все
    По окончании старших классов школьники пишут один тест, который решает, поступят они в вуз или нет. Выпускник может выбрать только одно учреждение, и то, каким оно будет, определит размер будущей зарплаты и уровень жизни в целом. При этом конкуренция очень велика: 76% выпускников продолжают обучение после школы. Именно поэтому в Японии популярно такое выражение, как «экзаменационный ад».

    Университетские годы - лучшие каникулы в жизни
    Неудивительно, что после многих лет беспрерывной подготовки к поступлению и «экзаменационного ада» японцам хочется сделать небольшой перерыв. Так вышло, что он приходится на университетские годы, которые считаются самыми легкими и беззаботными в жизни каждого японца. Отличный отдых перед работой, к которой японцев с детства научили подходить не только с ответственностью, но и с большой любовью как к делу своей жизни.

    Отношение японцев к образованию отличается от привычного россиянам ровно настолько, насколько разнится менталитет японский и русский. На всех этапах обучения, начиная с дошкольного периода, образование рассматривается, как один из приоритетов, который обеспечит в будущем достойный уровень жизни. Отправляясь на учёбу в Японию, наш соотечественник должен быть готов принять непривычные правила существования и постараться не ошибиться с выбором учебного заведения.

    Особенности и структура образовательной системы Японии

    Традиции и современность, тесно переплетённые во всём укладе жизни японцев, находят отражение и в структуре системы образования государства. Формирование образовательной системы Японии происходило по образцу американской и западноевропейской, но с сохранением традиционных национальных ценностей.

    Образовательная система в Японии состоит из нескольких этапов

    Дошкольное образование

    Приобщаться к знаниям и адаптироваться к социуму дети начинают, как правило, с 3 лет - именно в этом возрасте ребёнок приходит в детский сад, который является первой ступенью образовательной системы в Японии. При наличии достаточно веских причин можно устроить ребёнка в садик и с трёхмесячного возраста, одним из оснований может быть более чем 4-часовая продолжительность рабочего дня обоих родителей. Дошкольное образование в Стране восходящего солнца имеет существенные отличия от большинства западных программ и методик. Японцы одними из первых начали говорить о важности раннего развития. Масару Ибука - известный директор организации «Обучение талантов» и создатель компании «Сони» - в своей книге «После трёх уже поздно» более 50 лет назад утверждал, что основы личности закладываются в первые три года жизни. С первых дней пребывания в дошкольном учреждении ребёнок приобщается к коллективному времяпрепровождению, при котором проявления индивидуализма не приветствуются. Одной из главных задач воспитания является обучение ребёнка чувствовать себя членом группы, проявлять внимание к другим участникам, уметь слушать окружающих и отвечать на их вопросы, т. е. научиться переживать эмпатию. Обучение счёту и письму не является первостепенной задачей: принято считать, что гораздо важнее развивать у ребёнка такие качества, как усердие в достижении поставленных целей, самостоятельность в принятии решений, любознательность к окружающему миру. Детские сады в Японии бывают как государственными, так и частными.

    Школьный этап очень важен для японских детей

    Уровень среднего образования

    Начало апреля в Японии отмечается цветением сакуры и стартом учебного года в школах, куда идут дети начиная с 6-летнего возраста. Среднее образование в Японии, как и в большинстве стран во всём мире, делится на три ступени: начальную школу в течение 6 лет, среднюю - 3 года и старшую (тоже 3 года). Учебный год складывается из трёх триместров:

    • первый длится с 6 апреля по 20 июля,
    • второй начинается 1 сентября и заканчивается 26 декабря,
    • третий - с 7 января по 25 марта.

    Бесплатное обучение предусмотрено только в начальной и средней школе, старшая школа платная. Начиная со средней школы, в программу обучения обязательно вводятся английский язык и специальные предметы, если учреждение имеет какую-либо профессиональную направленность или привязано к определённому вузу. В старшей школе усиленный акцент делается на изучении спецпредметов. Важный факт: учащиеся 7 - 12 классов пять раз в году сдают экзамены, которые в японских школах достаточно сложны и требуют большого количества времени на подготовку. Сама процедура сдачи экзаменов может занимать несколько часов. Результаты, как правило, влияют на то, где учащийся продолжит обучение - в престижной школе с хорошей перспективой поступить в вуз или в школе, по окончании которой дальнейшее обучение будет проблематичным. Около 75% выпускников средних школ продолжают обучение в высших учебных заведениях.

    Попав в Японию, я не знал ни катаканы ни хираганы, через три месяца я уже мог спокойно общаться с японцами на японском. Но из школы я вынес не только отличные знания японского языка и японской культуры, но и своеобразное воспитание. Школа научила ставить перед собой цели и борясь достигать их….и, приучила к общности тёплой заботой учителей.

    Владислав Криворотько

    http://yula.jp/ru/channel/graduate-ru/

    Специальное и инклюзивное образование в Японии

    Помимо обычных школ, в Японии существуют так называемые школы Дзюку - частные учебные заведения, в которых школьники могут пройти специальный дополнительный курс изучения общеобразовательной программы для успешного поступления в высшие учебные заведения. Иными словами, такие школы представляют собой особую форму репетиторства, но в некоторых случаях здесь также предусмотрены занятия музыкой, спортом, различными видами традиционных японских искусств.

    Проблемами детей с ограниченными возможностями в Японии занимается специально созданная Национальная ассоциация, кроме того, существует штаб по проведению реформ в системе обучения таких детей. Штаб возглавляют наиболее влиятельные лица государства. Такой подход к решению вопросов инклюзивного образования позволяет принимать на законодательном уровне меры по обеспечению гарантированных Конституцией равных прав для всех в отношении выбора места и способа прохождения обучения. Кроме того, есть возможность эффективно контролировать соблюдение таких прав.

    В процессе обучения школьники сдают сложные экзамены, к которым долго и упорно готовятся

    Высшее образование

    Чтобы в будущем успешно трудоустроиться, японская молодёжь стремится поступить в престижные вузы, среди которых наиболее популярными являются Токийский, Киотский университеты, а также университеты в Осаке, Саппоро (Хоккайдо), Сендаи (Тохоку)и другие. Структура учебного процесса в японских высших учебных заведениях близка по организационным и административным аспектам с системой высшего образования стран Западной Европы и США, но в силу особенностей менталитета и культурных традиций имеет и отличия. Вузовская подготовка отличается высоким уровнем преподавания. Как в частных, так и в государственных вузах обучение платное и может составлять от 4 до 7 тыс. долларов США в год. Для получения степени бакалавра студенты обучаются 4 года, магистра - ещё 2 года. В технических вузах обучение длится 5 лет, медицинское или ветеринарное образование получается в течение 12 лет. Существует ускоренный курс обучения в университетах, рассчитанный на два года - для педагогов, социологов, филологов и др. Учебный год разделён на два семестра: с апреля по сентябрь и с октября по март. Проживание в общежитии обойдётся студенту в 600–800 долларов в месяц.

    Недостаточно богат? Выход есть - учебный грант!

    Желание получить образование в Японии совпадает с возможностями далеко не всегда. Отсутствие необходимого количества средств подталкивает к поиску альтернативных способов решения проблемы. Один из них - получение гранта на учёбу в одном из вузов Японии. Такой грант ежегодно предоставляет правительство Японии в лице Министерства образования, культуры, спорта, науки и техники (Monbukagakusho.Mext) по программе «Студент». Для участия в конкурсе на получение гранта кандидат должен соответствовать определённым требованиям, среди которых - гражданство страны, поддерживающей дипотношения с Японией, возраст, как правило, от 17 до 22 лет, полное среднее образование. Кроме того, претендент должен быть готов к активному изучению языка и культуры Японии, не иметь проблем с физическим и психическим здоровьем.

    Обучение - интенсивнее не придумать, и языковая школа - лишь одна из составляющих процесса. Мы все здесь учимся каждый день: находим новых знакомых, читаем книжки, листаем журналы, смотрим телевизор и слушаем радио. Свою порцию новой лексики я стабильно получаю от друзей, из японских блогов и книг. Не проходит и дня, чтобы словарный запас не пополнился хотя бы на пару пунктов.

    Дарья Печорина

    http://gaku.ru/students/1_year_in_japan.html

    Гарантированно не смогут участвовать в программе лица, являющиеся военнослужащими ВС к моменту приезда в Японию, не прибывшие на место в срок, указанный принимающим университетом, получавшие ранее грант правительства Японии, уже проходящие учёбу в Японии, имеющие стипендии от других организаций, имеющие двойное гражданство (от японского нужно отказаться). Для прохождения отбора кандидат подаёт заявление установленного образца в диппредставительство Японии и сдаёт письменные тесты по математике, английскому и японскому языкам, а также по физике, химии и биологии в зависимости от специализации.

    Грант на руках, что дальше?

    В случае успешного прохождения отбора будущему студенту начисляется стипендия в размере 117 тыс. йен; оплату за обучение, а также расходы, связанные со вступительными экзаменами, берёт на себя правительство Японии. До начала обучения студенты проходят подготовительный курс в течение одного года, включающий интенсивное изучение японского языка, введение в специальность и другие дисциплины. Обучение в японских университетах ведётся только на японском языке. Более детально ознакомиться с порядком подачи документов и условиями отбора можно на официальном сайте Посольства Японии в России.

    Видео: впечатления студентки после первого года учёбы в японском университете

    Помимо правительственных программ существует множество частных и некоммерческих фондов, которые могут выделить стипендию для обучения в Японии, существуют стипендии Японской ассоциации международного образования, программы «Международного взаимопонимания», Министерства образования по программам стажировок и др. Ещё один способ продолжить учёбу в Японии - участие в программе по обмену студентами между вузами, имеющими партнёрские отношения. Требования для абитуриентов из стран СНГ мало отличаются от российских, детали участия в правительственных программах можно уточнить в посольствах Японии в своих странах.

    Обучение в Японии помогло мне не только получить академические знания японского языка (Норёку Сикэн N3), но и расширить кругозор (здесь каждый день узнаёшь что-то новое), укрепить своё терпение и силу воли (так как на самостоятельные занятия требуется немало времени), а также познакомиться с замечательными людьми и найти новых друзей.

    Елена Коршунова

    http://gaku.ru/blog/Elena/chego_ojidat_ot_obucheniya/

    Жильё, подработка, виза и другие нюансы

    Пополнить бюджет студенты (в том числе русские, украинцы, казахстанцы) могут с помощью подработок, в качестве которых возможна работа в кафе, ресторанах, других заведениях из сферы обслуживания, или же с помощью преподавания русского языка, например. Для получения работы потребуется сертификат-разрешение, который можно получить в иммиграционном офисе после предоставления письма из учебного заведения. Студенты в Японии имеют право работать не более 4 часов в день. Многие пользуются такой возможностью, несмотря на то, что стоимость обучения здесь ниже, чем в наиболее престижных вузах США, Европы и даже России.

    Видео: работа в Японии для иностранных студентов

    Проблематичным может оказаться поиск жилья: несмотря на то, что университеты предоставляют иностранным студентам комнаты в общежитии, мест хватает не всем, поэтому многие вынуждены снимать помещения в частном секторе. Стоимость проживания в съёмном жилье может составить от 500 до 800 долларов в месяц.

    Студенческая виза оформляется, как правило, в течение 3–4 месяцев, и гарантом при её получении является принимающий университет. Для получения визы потребуются:

    • копия диплома или справка с последнего места учёбы,
    • свидетельство о владении японским языком,
    • справка с места работы родителей,
    • копия свидетельства о рождении,
    • справка из банка о наличии 14–15 тысяч долларов на счету,
    • загранпаспорт,
    • 8 фото 3х4.

    Весь пакет документов должен быть переведён на японский язык.

    Таблица: преимущества и недостатки обучения в Японии

    Молодой специалист с дипломом об окончании японского университета на руках имеет невероятно высокий шанс на получение места работы в одной из престижнейших компаний с мировым именем вследствие того, что уровень преподавания в японских вузах один из лучших в мире. Правительство и частные компании не жалеют инвестиций на развитие науки и образования. Все университеты и колледжи в Японии оборудованы ультрасовременными лабораториями и имеют в штате высокопрофессиональных преподавателей, благодаря чему обучение предоставляет глубокие теоретические знания и практические навыки. Кроме того, по ходу учёбы студенты приобщаются к таким национальным качествам японцев, как невероятное упорство и дисциплинированность, которые не будут лишними в дальнейшей жизни.