• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В настоящее время Япония и Китай готовы оказывать друг другу посильную помощь в решении многих проблем. Отношения между странами нормализовались около 30 лет назад. По словам представителей Японии, это результат усилий обеих сторон. Для дальнейшего мирного сотрудничества необходимо учитывать общий опыт, уроки истории и ранее подписанные документы.

    Сегодня отношения двух стран регулируют 3 документа: Совместное коммюнике 1979 года, соглашение "о мире и сотрудничестве" 1978 года и Совместная японско-китайская декларация 1998 года.

    Формирование японского империализма, стремительная экономическая и военная экспансия на Дальнем Востоке определили два основных направления японской политики:

    ликвидация неравноправных договоров с западными странами, в геополитике это направление оформилось как азиазизм;

    экспансия во внешние владения Азии, на которые пока не особенно претендовали другие государства.

    В японской геополитике условно выделяют независимое и зависимое от германской геополитики направления. Центром независимых геополитических исследований до Второй мировой войны был Императорский университет в Киото. Глава киотосской школы геополитики - С. Комаки, руководитель первой в стране кафедры географии.

    В мае 2008 года Ху Цзиньтао стал первым китайским президентом, решившим посетить Японию с официальным государственным визитом за последние 10 лет, и призвавшим к усилению сотрудничества двух стран. Совместное соглашение президента Ху и японского премьер-министра Ясуо Фукуды гласит: «Обе страны согласны с тем, что Япония и Китай разделяют большую ответственность за мир во всем мире и развитие в XXI веке».

    Объективно Япония является посредником между США и Китаем, способным повлиять на обе стороны. Именно Япония заинтересована в существовании Чаймерики. Всякий конфликт по принципу «ты за белых или за красных» ей невыгоден. Рвутся налаженные экономические связи, падает производство, банковский капитал оказывается под угрозой избыточного контроля и т.д. Однако, всякое влияние предполагает стратегию и видение идеальной картины. Эту картину мы можем представить, как сохранение японского влияния на США и далее на Европу. То есть, Япония за доминирование США в европейской жизни. В эту картину Китай вписывается довольно легко, поскольку Китай тоже заинтересован в доминировании США в Европе, если США не препятствуют развитию Китая. Зато возникают серьезные противоречия между Китаем и Японией в Юго-Восточной Азии. Однако критическими они могут встать только при условии вытеснения из ЮВА всех остальных игроков - США, Кореи, Европы и Индии. Самый простой способ поддержания равновесия - диверсификация связей. Китай получает рынок в Африке и Латинской Америке, рынок сбыта в Европе, доступ к нефти в Персидском заливе в обмен на сохранение интересов других стран в ЮВА. Эту картину мы сейчас наблюдаем. Вопрос в другом, насколько Япония способна сохранить выгодные для неё правила игры в долгосрочной перспективе. Отношение японцев к китайцам двойственное - смесь презрения с почтением. Япония находится в культурной орбите Китая, но много раз воевала или грабили Китай. Ей по-своему невыгодны слишком сильная Америка, страх перед которой заставил отказаться от рывка и попытки занять первое место в мире, и слишком сильный Китай.

    Япония отлично понимает, что ведущая роль в мире недостижима. Более того, нельзя делать ставку на вечную гегемонию США в мире. Все гегемоны когда-то приходят в упадок. Её успехи куда больше держаться на централизации управления, чем успехи Китая. Перед Японией возникает целый ряд угроз, ликвидировать которые она может только через объединение с Китаем в некий союз, способный покончить с властью США в Тихоокеанском регионе. В случае возникновения этого союза, США уходят навсегда с Дальнего Востока. японцы становятся навсегда независимой от Запада нацией. Вопрос только в том, испытывают ли японцы подобную потребность. Скорее всего, да, испытывают. Вся история Японии с первых моментов проникновения европейцев на Дальний Восток - борьба за независимость. Для Японии развал России объективно является выгодным. Взяв Курилы, Сахалин, а, возможно, Камчатку в придачу, Япония получает максимум, позволяющий уйти потом под покровительство Китая. С этого момента США уже не нужны Японии. Как только Япония объединяется с Китаем, высвобождаются много миллиардные расходы, которые страна несет ради сохранения влияния на США. Возникает на сегодняшний день довольно любопытная ситуация. Чем больше Китай развивается, тем выгоднее для Японии раздел России. И одновременно, чем больше Китай развивается, тем менее выгодна для Японии экспансия Китая на юг политическими и, тем более, военными методами. При оформлении союза Дальневосточных государств Япония объективно заинтересована в сохранении границ в ЮВА. Однако, вывести США из этого региона слишком сложно.

    Введение

    Глава 1. Основные исторические аспекты развития японо-китайских отношений.

    Глава 2. Китайско-японские отношения: возможный альянс или неизбежная конфронтация.

    2.1 Проблема исторического прошлого.

    2.2 Территориальный спор.

    2.3 Проблемы взаимовосприятия.

    2.4 Военное соперничество

    Глава 3. Перспективы развития китайско-японских отношений.

    Заключение

    Список используемой литературы

    Введение.

    Еще в конце XIX в. Дж.Хей - государственный секретарь США утверждал: "Средиземное море - океан прошлого, Атлантический океан - океан настоящего, Тихий океан - океан будущего" . И действительно, как бы подтверждая предсказание Дж.Хея, ныне Азия превратилась в мощную мировую силу. Можно сказать, что этот регион стал самым динамичным в современном мире. Одними из ведущих экономически развитых стран в этой части света является Япония и Китай.

    Китай и Япония оказывали сильнейшее влияние друг на друга на протяжении более двух тысячелетий. Отношения между этими странами не всегда были безоблачными и представляют собой клубок сложных вопросов в межгосударственных отношениях. По уровню сложности их можно сравнить только с англо-французскими отношениями.

    Эти страны, как говорится, - «нации одной расы и одной культуры». Географическая близость двух стран; огромное воздействие, которое было оказано на японское общество в прошлом китайской культурно-исторической традицией; их культурно-расовая общность; «а наряду с этим значительное различие исторических путей их развития за сто лет (стремительное возвышение Японии на фоне отсталого, полуколониального Китая) и, наконец, особая агрессивность японского империализма, жертвой которого в первую очередь стал Китай»; стремление Японии к западной цивилизации и концепция «отрыв от Азии и вход в Европу», возникшая в Японии - все это определило необычную судьбу взаимоотношений Китая и Японии.

    Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в XXI в. Япония и Китай являются самыми мощными экономическими державами Азии, влиятельными игроками мировой и региональной политики. В текущем году по объему валового внутреннего продукта (ВВП) Китай перегнал Японию. От состояния отношений между двумя странами во многом зависит экономическая и политическая стабильность в Восточной Азии, влияют они и на мировую политику.

    Объект исследования: внешняя политика Китая.

    Предмет исследования: китайско-японские отношения.

    Цель данного исследования - обобщить опыт и перспективы оптимизации китайско-японских отношений, выявить факторы, способствующие этому процессу или тормозящие его.

    Задачи исследования:

    Проанализировать основные аспекты истории китайско-японских отношений.

    Проследить тенденции развития отношений «соперничества - сотрудничества» Китая и Японии.

    Проанализировать отдельные достижения и трудности в китайско-японских отношениях по их основным направлениям: политическим, экономическим, научно-культурным, военно-техническим.

    Наметить перспективы развития китайско-японских отношений.

    Глава 1. Основные исторические периоды развития японо-китайских отношений.

    При анализе современных отношений между Китаем и Японией интересно обратиться к прошлому и рассмотреть, какие представления друг о друге складывались у них в процессе длительного взаимодействия. Очевидно, что на формирование этих представлений оказывали влияние многие факторы, прежде всего характер общественных отношений в каждой из стран, характер отношений между странами, наконец, традиции.

    Как известно, китайская культурно-историческая традиция в прошлом оказала огромное воздействие на японское общество. В свою очередь Японии принадлежит особое место в исторических судьбах, прежде всего в новое и новейшее время. Географическая близость двух стран, их культурно-расовая общность, а наряду с этим значительное различие исторических путей их развития за последние сто лет (стремительное возвышение Японии на фоне отсталого, полуколониального Китая), наконец, особая агрессивность японского империализма, жертвой которого в первую очередь стал Китай, предопределили и особое место Японии в китайском общественном сознании.

    В эволюции китайско-японских отношений можно наметить три крупных периода:

    1) период «традиционного общества» (условно от установления межгосударственных контактов до второй половины XIX в.);

    2) период «переходного общества» в Китае, одновременно становления и развития Японии как империалистической державы (вторая половина XIX – первая половина XX вв.). Здесь можно выделить два этапа: от японо-китайской войны 1894-1895 гг. до предъявления Китаю «21 требования» в 1915 г. и от «21 требования» до разгрома Японии во второй мировой войне;

    3) период послевоенного развития Китая и Японии (точнее от образования КНР до настоящего времени). В свою очередь здесь можно было бы наметить несколько этапов: пятидесятые годы; конец пятидесятых – начало семидесятых годов; со второй половины семидесятых до сегодняшнего времени.

    В представленной курсовой работе не будет заостряться внимание на первом периоде, а представится более объемно второй и третий периоды в предложенной периодизации. Рассмотрение китайско-японских отношений в рамках этого временного отрезка позволяет выделить противоречивый образ Японии, выявившийся на стыке XIX-XX веков, который в значительной мере сохраняет свои основные параметры вплоть до сегодняшнего дня, что дает возможность наметить перспективы китайско-японского диалога.

    В истории китайско-японских отношений период «традиционного общества» в Китае и Японии в целом характеризуется преобладающим влиянием Китая, находившегося на более высоком уровне общественного развития к моменту начавшихся на рубеже нашей эры контактов между двумя народами. Это влияние со стороны более высокой (китайской) цивилизации ограничивалось преимущественно сферой культуры.

    Япония с самого начала оказалась частью ареала, в котором, прежде всего распространялось сильное культурное влияние Китая, являвшегося одним из наиболее крупных очагов древней цивилизации. Благодаря китайскому влиянию японское общество имело возможность заимствовать отдельные элементы культуры других стран и народов. Ханьские императоры, например, претендовали на принятие даров от «народа во» (японцев), усматривая в этом выражение зависимости от Китая, но не стоили каких-нибудь планов военной экспансии на Японские острова. В этот период Япония не представляла большого интереса для китайских правителей, поддерживавших (вплоть до установления официальных государственных отношений в VII в.) лишь эпизодические связи с вождями японских племенных союзов. Временем наибольшего культурно-политического воздействия Китая на японский социум за всю историю китайско-японских отношений можно без преувеличения считать эпоху династии Тан.

    В процессе исторической эволюции в этом периоде наметились две противоречивые тенденции, действующие, условно говоря, в направлениях взаимного притягивания и одновременного отталкивания. С одной стороны, мощное влияние китайской цивилизации на Японию создали стереотип общности двух народов, который наряду с факторами и географической близости и принадлежности к одной расе имел достаточно прочную основу благодаря формированию представления об особых отношениях и общей судьбе двух стран. Параллельно со стереотипом общности существовали иные представления. Так, в восприятии китайской феодальной элиты эта общность была иерархической, при которой доминирующая, главенствующая роль принадлежала Китаю. Не трудно понять, что такое отношение было одним из источников зарождения чувства превосходства и высокомерия в отношениях Китая.

    Между Японией и Китаем давно сложились как официальные, так и неофициальные отношения. Следует отметить, что Китай (в лице КНР) и Япония были военными противниками во Второй мировой войне, что, фактически, привело к прекращению отношений между двумя странами в 1950-е – 1960-е годы.

    Когда, как уже отмечалось, в 1960-х гг. Советский союз отозвал из Китая своих экспертов, сложившееся охлаждение в отношениях между КНР и СССР привело Китай к затруднительному экономическому положению. Китай имел несколько альтернатив, одной из которых являлось начало более официальных отношений с Японией. Тацуносукэ Такаси, член Либерально-демократической партии (ЛДП) Японии, член Парламента Японии, а также директор Агентства экономического планирования, посетил Китай с целью подписания меморандума о дальнейших торговых отношениях двух стран. По данному соглашению китайские закупки индустриальных предприятий должны были частично финансироваться через среднесрочные кредиты, выдаваемые Экспортно-импортным банком Японии.

    Договор также разрешал КНР открывать торговые представительства в Токио, а в 1963 году проложил дорогу для утверждения японским правительством постройки на континентальном Китае завода по изготовлению синтетических текстильных материалов, оцененного в 20 млн. долларов США, гарантируемых банком.

    Но последовавший от КНР протест заставил Японию отложить дальнейшее финансирование постройки данного предприятия. КНР отреагировала на такую перемену через снижение торговли с Японией и усилением агрессивной пропаганды против Японии, назвав ее «американской шавкой». Японо-китайские отношения снова сократились в период культурной революции. В дальнейшем разрыв был обострен растущей мощью и независимостью Японии от США в конце 1960-х годах. КНР особенно концентрировала внимание на том, что Япония может ремилитаризироваться снова, чтобы компенсировать уменьшение военного присутствия США в Азии, вызванного правлением президента Ричарда Никсона. Однако, несмотря на то, что суматоха немного прекратилась, японское правительство уже под давлением пропекинской фракции ЛДП и оппозиционных элементов, стремилось занять более передовое положение.

    В результате, фактические дипломатические, внешнеполитические и внешнеэкономические отношения между Японией и КНР во второй половине XX века начали складываться именно в 1970-е годы.

    В начале 1970-х годов представители США шокировали японские власти развитием отношений с Китаем. Япония стала развивать новые тенденции по установлению и улучшению отношений с этим же государством. Данная стратегия, использовавшаяся через короткий промежуток времени после окончания холодной войны, «повлияла на чувство неуверенности и беспокойства среди японцев, относительно дальнейшего китайского курса, учитывая явный размер страны и надежный экономический рост, а также и тот факт, что значительная часть плодов этого роста предназначена для обороны». Вскоре японцы пошли по стопам американского правления и решительно поменяли свою политику в отношении Китая.

    В декабре 1971 года китайские и японские торговые посреднические организации начали обсуждение возможности восстановления дипломатических торговых отношений. Отставка премьера Сато в июле 1972 года и вступление на пост Танаки Какуэя положили начало переменам в японо-китайских отношениях. Визит в Пекин избранного премьер-министра Танаки закончился подписанием совместного соглашения (Совместное соглашение правительства Японии и правительства Китайской народной республики) 29 сентября 1972 года, которое положило конец восьмилетней вражде и трениям между Китаем и Японией, устанавливая дипломатические отношения между государствами.

    Переговоры строились на трех принципах, выдвинутых китайской стороной: «Настоящим подтверждается, что представители Китая, принимающие участие в переговорах и выступающие от лица страны, представили на рассмотрение Японии три принципа, являющиеся основанием для нормализации отношений двух стран: а) правительство КНР является единственным представителем и законным правительством Китая; б) Тайвань является неотъемлемой частью КНР; в) соглашение между Японией и Тайванем является незаконным и недействительным и должно быть аннулировано» .

    В этом соглашении Токио признал, что правительство Пекина (а не правительство Тайбэя) является единственным законным правительством Китая, заявляя в то же время, что он понимает и уважает позицию КНР в отношении того, что Тайвань – это часть Китая. У Японии на данных переговорах было меньше рычагов давления на Китай из-за отношений КНР с ООН и американским президентом Ричардом Никсоном. Но самой важной проблемой Японии было продление своих соглашений с США о безопасности, ожидая, что Китай осудит этот поступок. Китайские власти очень удивили японцев, заняв пассивную позицию в вопросе отношений Японии и США. Компромисс был достигнут 29 сентября 1972 года. Создавалось впечатление, что Япония согласилась с большей частью требований Китая, включая проблему Тайваня. Это привело к взаимодействию двух стран в отношении быстрого роста торговли: 28 японских и 30 китайских экономических и торговых делегаций взаимно посетили страны друг друга. Переговоры относительно договора о японо-китайской дружбе и мирного договора начались в 1974 году, но вскоре натолкнулись на политическую проблему, которой хотела избежать Япония.

    КНР настаивала на включение в договор пунктов антигегемонии, направленных в сторону СССР. Япония, не желавшая быть втянутой в советско-китайскую конфронтацию, возражала, а СССР в свою очередь дал понять, что заключение японо-китайского договора нанесет вред советско-японским отношениям. Усилия Японии найти компромисс с Китаем относительно данного вопроса потерпели фиаско, и переговоры были прекращены в сентябре 1975 года. Положение дел оставалось неизменным до политических перемен в Китае, последовавших за смертью Мао Цзэдуна (в 1976 году, приведших к вынесению на передний план модернизации экономики и заинтересованности в отношениях с Японией, чьи инвестиции имели важное значение. Изменив свое мнение, Япония была готова игнорировать предупреждения и протесты СССР, и приняла идею антигегемонии в качестве международного принципа, помогающего выстроить фундамент для заключения мирного договора.

    В феврале 1978 года долгосрочное частное торговое соглашение привело к договоренности, в соответствии с которой доход от торговли Японии и Китая должен подняться до уровня 20 млрд. долларов США к 1985 году посредством экспорта из Японии предприятий, оборудования, технологий, строительных материалов, запчастей для оборудования взамен на уголь и нефть. Данный долгосрочный план, давший почву для неоправданных ожиданий, доказал лишь чрезмерную амбициозность, и в последующем году был отклонен, так как КНР была вынуждена пересмотреть приоритеты своего развития и уменьшить свои обязательства. Однако, подписание соглашения повлияло на желание обеих стран улучшить отношения.

    В апреле 1978 года вспыхнул диспут в отношении суверенитета островов Сэнкаку, гряды небольших островов к северу от Тайваня и к югу от архипелага Рюкю, который угрожал прекращением развивающейся тенденции возобновления переговоров о заключении мирного договора. Способность к приспособлению обеих сторон привела к решительным действиям. Переговоры по заключению мирного соглашения были продолжены в июле, а согласие было достигнуто в августе на основе компромиссной версии пункта об антигегемонии. Договор о мире и дружбе между Японией и КНР был подписан 12 августа и вступил в силу в 23 октября 1978 года.

    В 1980-х годах отношения Японии и Китая достигли значительного прогресса. В 1982 году имели место серьезные политические дебаты по вопросу пересмотра подачи учебного материала в японских учебниках, касающегося войны имперской Японии против Китая в 1930-х и 1940-х годах. В 1983 году Пекин также выразил обеспокоенность в отношении смещения стратегического акцента США в Азии: он переместился от Китая в сторону Японии, где премьер-министром в то время был Накасонэ Ясухиро, угрожавший возможностью восстановления японского милитаризма.

    К середине 1983 года Пекин решил улучшить свои отношения с администрацией президента Рейгана (США) и укрепить связи с Японией. Генеральный секретарь Коммунистической партии Китая (КПК) Ху Яобан посетил Японию в ноябре 1983 года, а премьер-министр Накасонэ совершил ответный визит в Китай в марте 1984 года. В то время как японский восторг в отношении китайского рынка то возрастал, то падал, геостратегические соображения 1980-х годов стабилизировали политику Токио по отношению к Пекину. По сути, сильное вовлечение Японии в экономическую модернизацию Китая, отчасти, повлияло на ее решимость поддерживать мирное внутреннее развитие в Китае, втянуть Китай в постепенно расширяющиеся связи с Японией и Западом, уменьшить интерес Китая к возвращению к провокационной внешней политике прошлого, воспрепятствовать любым советско-китайским перегруппировкам против Японии.

    Следует констатировать, что в 1980-е годы позиция официального Токио по отношению к СССР совпадала с публично высказываемой китайской обеспокоенностью. Эти переживания включали также размещение в Восточной Азии советских вооруженных сил, разрастание советского Тихоокеанского флота, вторжение СССР в Афганистан и потенциальную угрозу, которую он представлял для путей доставки нефти в Персидском заливе, а также увеличивающееся военное присутствие Советского союза во Вьетнаме. В ответ на это, Япония и Китай стали придерживаться определенной дополнительной внешней политики, разработанной с целью политической изоляции СССР и его союзников и содействия региональной стабильности. В Юго-Восточной Азии обе страны обеспечили крепкую дипломатическую поддержку усилиям Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по выводу вьетнамских сил из Камбоджи. Япония прекратила всякую экономическую поддержку Вьетнама и оказывала стабильную экономическую помощь Таиланду, помогая в переселении индокитайских беженцев. КНР была ключевым источником поддержки таиландских и камбоджийских групп сопротивления.

    В Юго-Западной Азии оба государства осуждали советскую оккупацию Афганистана; они отказались признавать советский режим в Кабуле и искали дипломатические и экономические средства, чтобы поддержать Пакистан. В Северо-Восточной Азии Япония и Китай стремились умерить поведение своих корейских партнеров (Южной и Северной Кореи), чтобы ослабить напряжение. В 1983 году КНР и Япония решительно критиковали предложение СССР по передислокации его вооруженных сил в Азию.

    В течение оставшейся части 1980-х годов Япония сталкивалась с огромным числом разногласии с КНР. В конце 1985 года китайские представители выразили резкое недовольство по поводу посещения премьер-министром Накасонэ храма Ясукуни, который чествует японских военных преступников. Экономические проблемы были сосредоточены на проблеме притока японских товаров в Китай, который привёл к серьёзному дефициту торгового баланса в стране. Накасонэ и другие японские лидеры получили возможность опровергнуть такое официальное мнение во время своего визита в Пекин и в процессе других переговоров с китайскими представителями власти. Они уверили китайцев в крупномасштабном развитии Японии и в ее коммерческой помощи. Однако нелегко оказалось успокоить народные массы Китая: студенты проводили демонстрации против Японии, с одной стороны, помогающие китайскому правительству укрепить свое предубеждение к их японским оппонентам, но с другой стороны, оказалось, очень сложно изменить мнение китайского народа, нежели мнение китайского правительства.

    Тем временем, смещение в 1987 году партийного главы Ху Яобана нанесло ущерб японо-китайским отношениям, так как Ху смог наладить личные отношения с Накасонэ и другими японскими лидерами. Жестокое подавление правительством КНР продемократических демонстраций весной 1989 года заставило японских политических деятелей осознать, что новая ситуация а Китае стала чрезвычайно деликатной и требует осторожного управления во избежание таких действий Японии по отношению к Китаю, которые могут надолго оттолкнуть его от реформ. Возвращаясь к ранее затронутому вопросу, отметим, что по некоторым сообщениям, пекинские лидеры первоначально решили, что промышленно развитые страны относительно быстро смогут возобновить нормальные деловые отношения с КНР через короткий промежуток времени после инцидента на площади Тяньаньмэнь . Но когда это не произошло, представители КНР сделали японскому правительству решительное предложение по прекращению связей с большинством развитых промышленных стран, дабы вести нормальное экономическое общение с КНР, совместимое с долгосрочными интересами Токио в континентальном Китае.

    Японские лидеры, так же как и лидеры Западной Европы и США, вели себя осторожно, чтобы не изолировать Китай и продолжать торговлю, а также другие отношения, обычно согласованные с политикой других индустриальных государств. Но они также следовали американскому руководству в ограничении экономических отношений с КНР.

    Таким образом, 1970-е – 1980-е годы стали поворотным этапом в превращении Китая в важного актора мировой политики и ведущей державы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Внутриполитические и экономические преобразования, которые происходили в КНР, сочетались с реализацией строго детерминированной внешней политики, важным лейтмотивом которой стало существенное сближение с США, а также некоторое налаживание дипломатических связей и внешних сношений с Японией, что, впрочем, не привело к превращению Китая в полноценные геостратегические противники СССР. Четкая и грамотная политика, стабильный курс правительства Китая в международных отношениях, наряду с воздействием субъективных факторов мировой политики (продолжающейся конфронтацией СССР и США) и ростом знгачимости экономических интерсов во взаимоотношениях Китая с ведущими акторами мировой политики позволили существенно усилить роль Китая на международной арене.

    • Арбатов А. Большой стратегический треугольник/ А. Арбатов, В. Дворкин. -М., 2013.- С.22.
    • Eto (Inomata), Naoko. Chinese Foreign Strategy and the Japan-China Peace and Friendship Treaty// International Relations. – 2008. - No152. – P.38-40.
    • Подробнее, см.: Gao, Haikuan The China-Japan Mutually Beneficial Relationship Based on Common Strategic Interests and East Asian Peace and Stability// Asia-Pacific Review. -2008. - Vol. 15 Issue 2. – Р. 36-51.

    История Китая и Японии являет собой разные по характеру, целям, методам периоды сотрудничества, конфликтных этапов, конкурентных обострений. Сотрудничество зачастую переходило в соперничество. Однако усиление взаимозависимости двух государств заставляет и Токио и сегодня учитывать это в политических, экономических, культурных контактах.

    Знакомство стран начинает свой отчет с 57 года. В это время китайцы делают записи в своих исторических текстах о передаче императором династии Поздняя Хань народу Ва (так называли японцев) золотой печати. Прибытие послов страны На с данью в говорит о зависимости пока небольшой страны от китайских правителей.

    Согласно легенде, первый китайский император Цинь Шихуанди снаряжает китайцев в Японию с целью поиска снадобья бессмертия. Посланники поведали о многих традициях родственной, как заявили японцы, нации (ими было объявлено родство с потомками У Тайбо - вана государства У во времена Сражающихся царств). Особые, тесные контакты двух стран происходили при правлении династии Тан. Япония направила для обучения в Китай немалое количество учеников. Китайцы дружелюбно встретили их. Те, в свою очередь, были поражены красотой, величием .

    Тесное сотрудничество вылилось в распространение среди населения Японии , культуры, традиций Поднебесной (китайское исчисление по лунному календарю, и т. д.), копирование архитектурных построек, городского проектирования. Например, столицы Японии и Китая были построены по правилам Фэн-шуя. В обиход японцев входит пользование . стали основой для письменности японцев. Однако модель императорского правления Китая в Японском государстве продолжалась недолго. Уже с X века устанавливается власть кланов, фамильная конкуренция среди японской элиты.

    Первый вооруженный конфликт произошел в 663 году на реке Пэккан. В ней участвовали армия китайского императора Тана и государства Силла с одной стороны и войска государства Ямато (Японии) и корейской страны Пэкче с другой стороны. Силла преследовало определенные цели: захват Пэкче. Разгром трехсот кораблей Ямато приблизило падение Пэкче. Этот исторический факт на некоторое время отделил Японию от Китая, ей пришлось отшлифовывать флотское мастерство, кораблестроение. Острова Рюкю стали перевалочным звеном в торговле между странами.

    Начиная с 1633 года коммерческие сделки с Китаем ограничены сегунатом Токугава, что не особо заботило императорский двор Китая в . Торговые отношения между Японией и Китаем возобновились только в 20 веке.

    В 13 веке Японию разрывало от гражданских войн. В это время начинают свое победное шествие японские пираты. Они стали серьезной проблемой для Кореи и Китая. Хубилай, китайский император из монгольской династии Юань, отправляет послов в Японию с целью остановить набеги пиратов. Но один из посыльных обезглавлен японским правительством. Император не мог стерпеть такого унижения, он вторгается в Японию морским путем. Многовековой опыт мореплавания не принес победу Хубилаю. Нашествие на Японию было неудачным.

    Тоётоми Хидэёси, один из тех, кто объединил Японию, мечтал о завоевании Китая. Но препятствием стала Корея, не разрешившая японским войскам пересечь ее границы. Начался еще один военный конфликт между Японией и Китаем. В 1592 году в Пхеньяне армия китайцев была побеждена. Через год в великом китайском сражении под руководством Ли Жусуна сорокапятитысячная армия вытеснила японцев, захватив Пхеньян. Контрнаступление Японии было безуспешным, они отступили. Четыре года перемирия, титул "Короля Японии" не успокоили Хидэеси, он проводит еще одну кампанию. Итогом ее стали разрушения корейских городов, культуры, истребление населения, опустошение казны Китая. Политика замкнутости до середины 19 века была доминантной в Японии. События последующих веков увеличивали трещину в отношениях двух держав.

    1894 год - первая японо-китайская война. Китай оставляет Маньчжурию, теряя большое количество простого населения, выплачивая огромные компенсации.

    1915 год - знаменитое 21 требование, в котором Япония фактически требовала подчинения от Китая. Китай отдает Японии территорию в Шаньдуне.

    1931 год - Япония, оккупировав Маньчжурию, создает новую страну Мантюкоку. Сопротивление японскому нашествию, дипломатические диалоги, гражданская война внесли свою лепту в бурную эпоху националистического руководства.

    Постыдным фактом в истории Японии стала Нанкинская резня в 1937 году: японские солдаты истребили 500 000 тысяч китайцев. Опыты при создании бактериологического оружия (Отряд 731) над мирными жителями и военнослужащими отличились бесчеловечностью. Знаменитая не уберегла китайцев от японской оккупации.

    Только после полной капитуляции Японии 9 сентября 1945 года войска покидают Китай, который еще несколько лет будоражила гражданская война.

    Смело можно заявить, что события с 1894 по 1945 год во многом оказали влияние на современные и грядущие японо-китайские отношения. Краеугольным камнем стали следующие вопросы:

    1) Япония переписывает учебники по истории, в которых отрицается ее агрессия в Китай.

    2) Вопрос о Тайване. Китай выдвигает протест против действий Японии, которые направлены на создание двух Китаев.

    3) Претензии на острова Дяоюйдао, относящиеся к провинции Тайвань, которая издревле принадлежит Китаю.

    4) Химическое оружие, оставленное японцами после оккупации, является и в наше время угрозой для населения (экологическое бедствие от разложения химического оружия беспокоит население не одно десятилетие).

    С 1979 года отношения Японии и Китая переходят на более качественный, продуктивный уровень. Япония предоставляет КНР низкопроцентные кредиты, передает полуторамиллиардную помощь. Главной инвестицией стали японские технологии, культура производства, техническое содействие в развитии автомобилестроения, коммуникативной сферы.

    Петрунина Жанна Валерьяновна,доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой «История и архивоведение» ФГБОУ ВПО «КомсомольскийнаАмуре государственный технический университет», г. КомсомольскнаАмуре[email protected]

    Китайскояпонские отношения в конце ХХ –началеXXIвв.: от конфронтации к взаимодействию

    Аннотация.В статье рассмотрены основные направления политического и экономического сотрудничества между Японией и КНР на рубеже XX–XXIвв. Выявлены приоритетные направления сотрудничества и проблемы взаимодействия между странами на современном этапе. Ключевые слова: КНР, Япония, политическое сотрудничество, экономическое взаимодействие, Ясукуни, тайваньский вопрос,территориальные споры.

    Современные международные отношения невозможно представить без сложных, многосторонних интеграционных процессов между странами и регионами. Взаимодействие идет во многих сферах общественной жизни –экономической, политической, культурной и других. При этом интересы государств достигают высокого уровня взаимозависимости.Несмотря на существующие противоречия между странами АзиатскоТихоокеанского региона (АТР) и наличия здесь очагов напряженности, в последние десятилетия АТР стал одним из мировых центров экономической, политической и культурной интеграции. Уровень региональной интеграции во многом зависит от стремления ведущих государств АТР взаимодействовать друг с другом, от тех целей, которые они ставят перед собой, включаясь в интеграционные процессы. На рубеже XX–XXIвв. Китай вышел на передовые позиции в международных отношениях. Особое положение Китай занимает в АТР, в котором сосредоточены крупные динамично развивающиеся субъекты международной и экономической политики. Благодаря интеграции во многие азиатскотихоокеанские структуры Китай постепенно превратился в регионального лидера и вносит большой вклад в развитие гармоничного мира. По справедливому замечанию академика РАН М.Л. Титаренко, рост геополитического влияния КНР делает китайский фактор одним из ключевых компонентов долгосрочного политического глобального и регионального прогнозирования. Рост влияния КНР на международной арене проходит параллельнос процессом сосредоточения «центра силы» вАТР, переместившегося из Европы.На рубеже ХХ –XXIвв. власть в Китае последовательно сменили лидеры второго (Дэн Сяопин), третьего (Цзян Цзэминь), четвертого (Ху Цзиньтао)и пятого (Си Цзиньпин) поколений политиков. Каждый из лидеров проводил курс, направленный на обретение Китаем статуса мировой державы. На современном этапе региональных международных отношений важными для КНР остаются ее взаимоотношения с Японией. В 1990е гг. в японокитайских отношениях произошли значительные изменения. Страны подписали ряд межправительственных соглашений, регулирующих различные области сотрудничества. В августе 1997 г. на заседании Общества экономических единомышленников в Токио премьерминистромЯпонии Р.Хасимотобыла предложена новая внешнеполитическая концепциястраны,получившая название «Евразийскаядипломатия». Целью предложенной концепции является расширениеи укреплениесвязейЯпониисКитаем,Россиейи странами СНГ.В отношении КНР японская внешняя политика должна была основываться на «четырехновых принципах»: взаимопонимание, активизация диалога, расширение сотрудничества и совместная деятельность по строительству нового мирового порядка.Стремясь обеспечить мир в Азии,установленный после окончания холодной войны, Япония в тот период стремилась установитьдиалогсо своим соседомпо вопросам безопасности и обороны. Во время государственного визита председателя КНР Цзян Цзэминя в Японию (1998 г.) стороны выразили единодушное мнение о необходимости установления отношений дружеского сотрудничества и партнерства, направленных на укрепление мира и экономического развития. Руководителями обеих странбылапринятаСовместнаядекларацияи Совместное заявление для печати об усилении «японокитайского сотрудничества, устремленного в XXI век». Конец ХХ в. ознаменовался установлением политического диалога между Китаем и Японией. В 1997 –1998 гг. между странами были проведены три саммита. Однако реальных результатов политические переговоры не принесли и в начале XXIв. постепенно свелись на нет. К 2005 г. напряжение в японокитайских отношениях достигло высшей точки. Острые противоречия между странами вызывала проблема токийского храма Ясукуни, которыйдля Китая остается символом японского милитаризма и реваншизма. К сожалению, этот вопрос до настоящего времени не решен. Пекин осуждает и безуспешно добивается от главы японского правительстваи японской политической элиты отказа отежегодныхритуальных посещений храма. Яркой иллюстрацией сохраняющейся конфронтации по этому вопросу является заявление нынешнего лидера КНР Си Цзиньпина о невозможности контактов с лидером Японии Синдзо Абэ во время Олимпийских игр 2014 г., проводившихся в российском Сочи.Осложняет отношения между странами и Тайваньский вопрос. В начале 2005 г. Япония и США выпустили совместную декларацию, названную «мирным решением» тайваньской проблемы. Эта декларация вызвала негативную реакцию руководства КНР, которое опротестовало вмешательство в свои внутренние дела. Китай был охвачен массовыми антияпонскими демонстрациями, сопровождавшимися актами вандализма. Такое положение создавало угрозу и сложившимся двусторонним экономическим связям. Ко второй половине 1990х гг. наметилась тенденция к потере Японией своих лидирующих экономических позиций в Восточной Азии. В условиях экономического роста Китая постепенно усиливалась не только взаимозависимость обеих стран друг от друга, но и увеличивалось соперничество между ними за влияние в странах АТР. В 2000 –2004 гг. японокитайский товарооборот увеличился. Это привело к тому, что Китай стал основным торговым партнером Японии, обогнав США. Однако с 2001 г. экономическая помощь Китаю со стороны Японии начала значительно сокращаться. Япония больше не желаласодействоватьросту военного и экономического могущества своего конкурента. По мнению японских экспертов, предоставление экономической помощи Китаю фактически финансирует его военную мощь, кроме того, Китай сам оказывает поддержку многим развивающимся странам, и поэтому нет необходимости содействовать стране, которая может позволить себе оказывать помощь другим. Обострилось соперничество в энергетической сфере, в вопросах получения доступа к богатым сырьевым ресурсам, от которых зависит как Китай, так и Япония. Возобновление диалога между Японией и Китаем стало возможно в 2006 г., когда в Японии произошла смена руководства. Приход к власти Синдзо Абэ в сентябре 2006 г. ознаменовал улучшение двусторонних отношений. Перваязарубежнаяпоездкапремьерминистра Синдзо Абэбыла совершенаименно в КНР. Катализатором восстановления японокитайских отношений стали финансовые потери ведущих японских компаний, инвестировавших в китайскую экономику. В ходе двух саммитов 2006 –2007 гг. Токио и Пекину удалось достигнутьдоговоренностиоб углублении сотрудничества и намерениивыстраивания стратегическихвзаимовыгодныхотношений. В 2007 г. объемы двусторонней торговли увеличились на 12%, достигнув $ 236,6 млрд. В свою очередь Япония заняла третье место среди государств, ведущих торговые отношения с Китаем. В 2008 г., спустя десять лет, состоялся визит председателя КНР Ху Цзиньтао в Японию. Целью визита стало стремление обеих сторон укрепить взаимодоверие, усилить дружбу, углубить сотрудничество, открыть перспективу на будущее, всесторонне продвинуть китайскояпонские отношения стратегической взаимовыгоды.С начала XXIв. стали отчетливо проявляться тенденции к стремлению ведущих экономик СевероВосточной Азии (СВА) создать единое трехстороннее энергетическое кольцо, образовать трехстороннюю зону свободной торговли, сформировать валютный союз и ввести единую валюту в этом регионе. Несмотря на существующие межгосударственные противоречия и торговоэкономические споры, лидеры КНР, Японии и Республики Кореяпонимают, чтов современных экономических условиях важно способствовать развитию интеграционных процессов, что актуализирует многие вопросы, связанные с совместной экономической деятельностью на региональном уровне. Двигаясь в соответствии с избранным курсом, Китай активно расширяет экономические связи не только с Японией, но и Южной Кореей. В 2013 г. Япония и Южная Корея заняли втрое и третье место после США по объемам экспортируемых китайских товаров ($122,79 млрд. и $ 76,06 млрд. соответственно). За тот же период Республика Корея стала первой среди стран по поставкам товаров в Китай (сумма составила $149,96 млрд.), японский импорт на китайский рынок составил $133,2млрд. Лидеры стран СВА обосновывают подобную политику стремлением добиться стабильности в валютной сфере, попыткой оградить экономики региона от негативных последствий мировых экономических кризисов, уйти от долларовой зависимости, а значит, и составить конкуренцию США на мировых рынках. Китай, Япония и Южная Корея имеют достаточно высокий уровень экономического развития и региональных торговых связей. Специалисты КНР, Японии и Южной Кореи проводят научные исследования по вопросам развития трехсторонней торговли, инвестиционного взаимодействия, развития трехсторонних информационных и коммуникационных технологий. Сотрудничество между странами СВА было оформлено к концу 2008 г., когда начал работу саммит Китай –Япония –Южная Корея. Экономическое сотрудничество государств СВА позволяет повысить конкурентоспособность региона и будет способствовать решению многих политических вопросов между этими государствами. Однако в СВА нет ярко выраженной лидирующей валюты, которая смогла бы заменить доллар, что тормозит решение этого вопроса.При всем томувеличение конкуренции между Пекином и Токио на региональном и глобальном уровне способствует появлению новыхпроблем и обострению старыхпротиворечийв их отношениях, ключевыми из которых являются попытки Японии не допустить усиления военного и экономического влияния КНР в АТР. Не менее сложным для разрешения является спор о принадлежности островов Дяоюйдао (Сэнкаку) и материкового шельфа в ВосточноКитайском море. Японокитайский территориальный спор создает угрозу возникновения полномасштабной торговой войны между сторонами. В противостояние между Китаем и Японией оказались втянуты и США, выступающие на стороне Токио в соответствии с двусторонним договором о безопасности. Конфликт между КНР и Японией сказался и на настроениях инвесторов. Акции крупнейших японских автомобильных компаний (нр., Nissan и Honda) на китайском рынке в ходе торгов стали падать. Достижению компромисса препятствуют выдвигаемые сторонами разные версии прохождения разграничительной линии между эксклюзивными экономическими зонами двухстран. Китай активно занимается разработкой газа в этих водах и отказывается признавать наличие этой линии. По мнению китайкой стороны,сфера контроляКНР простирается до границы континентального шельфа, которая находится неподалеку от южной японской префектурыОкинава. Переплетение многих факторов (политические разногласия, тесное экономическое сотрудничество, рост торговой конкуренции и соперничество за влияние в Восточной Азии) способствует укреплению отношений между Пекиноми Токио. Кроме того, в Китае осознают опасность от сближения Японии с США, вероятность которого усиливается при обострении противоречий между восточноазиатскими соседями.

    Ссылки на источники1.Титаренко М.Л. Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии. –М.: Памятники исторической мысли,2008.–624 с. 2.КНР и Япония: от Абэ до Фукуды–URL: http://www.easttime.ru/analitic/3/8/521.html

    [Дата обращения 03.02.2011]. 3.Внешнеэкономическая деятельность Китая в январеоктябре 2013 года –URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/about_cn/ved_cn/[Дата обращения23.03.2014].

    Ms. Zanna V. PetruninaDoctor of History, Professor, TheHead of the Department "History and archival", KomsomolskonAmur State Technical University, KomsomolskonAmur) [email protected] relations in the end of XX –beginning of XXI centuries.: from confrontation to interactionSummary:This article describes the main areas of political and economic cooperation between Japan and China at the turn of XX XXI centuries. Priority areas of cooperation and problems of interaction are revealed between countries at present. Keywords: China, Japan, political cooperation, economic cooperation, Yasukuni, the Taiwan issue, territorial disputes.