• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ

    1.1 МЕСТО И ПРИРОДА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где «расположены» межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений. Природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их .

    Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.

    Отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете стоящих за ними общественных отношений.

    Все это ставит очень остро вопрос о методических средствах такого анализа. Традиционная социальная психология обращала преимущественно свое внимание на межличностные отношения, поэтому относительно их изучения значительно раньше и полнее был разработан арсенал методических средств. Главным из таких средств является широко известный в социальной психологии метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено, для которого она есть приложение к его особой теоретической позиции. Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергнута критике, методика, разработанная в рамках этой теоретической схемы, оказалась весьма популярной .

    Таким образом, мы можем сказать, что межличностные отношения рассматриваются как фактор психологического «климата» группы. Но для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования применяется социометрическая техника, основоположником которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено .

    1.2 СУЩНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    Межличностные отношения - это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

    Межличностные отношения включают:

    1) восприятие и понимание людьми друг друга;

    2) межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);

    3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

    Компоненты межличностных отношений:

    1) когнитивный компонент - включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

    а) адекватность - точность психического отражения воспринимаемой личности;

    б) идентификация - отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

    2) эмоциональный компонент - включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

    а) симпатии или антипатии;

    б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.;

    в) эмпатия - эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

    3) поведенческий компонент - включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений. Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности - неудовлетворенности группы и ее членов.

    Виды межличностных отношений:

    1) производственные отношения - складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

    а) по вертикали - между руководителями и подчиненными;

    б) по горизонтали - отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

    в) по диагонали - отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

    2) бытовые взаимоотношения - складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

    3) формальные (официальные) отношения - нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

    4) неформальные (неофициальные) отношения - взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т.д.

    На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности, как пол, национальность, возраст, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др. Этапы развития межличностных отношений:

    1) этап знакомства - первый этап - возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;

    2) этап приятельских отношений - возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т.д.);

    3) товарищеские отношения - сближение взглядов и оказание поддержки друг другу; характеризуются доверием .


    Общение - контакт между людьми, в процессе которого появляется психологическая связь, проявляющийся в взаимном обмене информацией, взаимовлиянием, взаимопереживанием, взаимопониманием. В последнее время в науке применяется понятие «коммуникация». Коммуникация - соединение, взаимодействие двух или более систем, в процессе которой от системы к системе поступает сигнал, передающий некоторую информацию. Общение - взаимный обмен определенной информацией между людьми. Поэтому, общение - более специализированное понятие в сравнении с понятием коммуникации.

    Внешний облик человека сознательно изменяется и на известном уровне создается им самим, Облик складывается из физиогномической маски, одежды, манеры преподнести себя. Физиогномическая маска - преобладающие выражение лица человека - создается под влиянием часто возникающих у человека мыслей, чувственных переживаний, отношений. Дополняет внешний вид и одежда, которая зачастую является показателем классовой, сословной, профессиональной принадлежности данного человека. В манере держаться усматривается человека, его социальное положение, самооценка, отношение к человеку, с которым он общается.

    Динамическая сторона общения проявляется в жестах и мимике. Мимика - динамическое выражение лица в данный момент общения. Жест - социально отработанное движение, передающее психическое состояние. И мимика, и жесты развиваются как общественные средства коммуникации, хотя некоторые элементы, составляющие их, врожденны.

    К неречевым средствам общения относится обмен предметами, вещами. Передавая предметы друг другу, люди устанавливают контакты, выражают отношения.

    К средствам общения также относится тактильно-мышечная чувствительность. Взаимоприкосновение, мускульное напряжение для движения, направленного на другое лицо, или удержание от него - вот . Конкретными проявлениями его могут служить рукопожатие, нахождение младенца на руках у матери, единоборство спортсменов. Тактильно-мышечная чувствительность - доминантный канал получения информации из внешнего мира и основное средство общения людей, лишенных слуха и зрения и таким образом - возможности естественным путем «пользоваться» речью.

    Межличностные отношения

    Субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний , оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения . М. о. - это система установок , ориентаций, ожиданий , стереотипов и др. диспозиций , через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями , ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе .


    Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

    Смотреть что такое "межличностные отношения" в других словарях:

      Межличностные отношения - отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения на основе личных пристрастий, интересов, склонностей в условиях определенной культуры (и субкультуры). Это социально психологическое явление, которое испытывает на себе и «впитывает» в… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

      МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Отношения, возникающие в группе людей в процессе общения и обучения. Наиболее отчетливо М. о. проявляются в степени психологической совместимости. Умение организовать нужные М. о. в коллективе – один из важнейших… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

      Межличностные Отношения - Межличностные Отношения ♦ Intersubjectivité Совокупность взаимоотношений между субъектами: обмен, взаимные чувства, радости и ссоры, конфликты, соотношение сил и взаимная притягательность… Иначе не могло бы быть субъектов. Каждый из нас… … Философский словарь Спонвиля

      Межличностные отношения - Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

      МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - особый вид общественных отношений; реализация безличностных отношений в деятельности, актах общения и взаимодействия индивидов; фрагменты общественных отношений, воспринимаемые индивидом (как носителем суммы социальных ролей и неповторимой… … Глоссарий по политической психологии

      М. о. формируются в процессе длительного О. и взаимодействия людей. Отношения целостная система индивидуальных избирательных сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая 3 связанных компонента:… … Психология общения. Энциклопедический словарь

      МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - субъективно переживаемые взаимоотношения между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных воздействий, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. М.О. это система установок, ориентаций,… … Социология: Энциклопедия

      МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Диапазон проявления М. о. довольно широк: от… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - явления, возникающие в любой группе людей как результат их психического взаимоотражения в процессе общения … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

      Межличностные отношения - Субъективно переживаемые связи между людьми. М. о. проявляются в характере и способах оказываемых людьми друг на друга взаимных влияний в процессе совместного общения и деятельности. Характер М. о. во многом предопределяется индивидуально… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    Книги

    • Специальная психология и коррекционная педагогика: межличностные отношения младших школьников с нарушением слуха. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета Купить за 517 грн (только Украина)
    • Теоретические основы компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в начальных классах. Межличностные отношения детей с нарушением слуха. Учебное пособие для СПО , Речицкая Е.Г.. Представленные в настоящей книге модель изучения межличностных отношений детей с нарушением слуха и модель комплексной коррекционно-педагогической работы их формирования были разработаны…

    Время на чтение: 2 мин

    Межличностное общение – это взаимодействие индивида с другими индивидами. Межличностное общение отмечается неизбежностью, а также закономерностью возникновения в различных реальных группах. Межличностные субъективные отношения выступают отражением общения между членами одной группы, которые служат предметом изучения для социальной психологии.

    Основной целью исследования межличностного взаимодействия или взаимодействия внутри группы выступает углубленное изучение разнообразных социальных факторов, различных взаимодействий индивидов, входящих в эту группу. Если не будет контакта между людьми, то человеческая общность не сможет осуществлять совместную полноценную деятельность, поскольку не будет между ними достигнуто должного взаимопонимания. Например, чтобы учитель смог обучить учеников, то для начала ему необходимо вступить в общение.

    Межличностные отношения и общение

    Общение выступает многоплановым процессом развития контактов между индивидами, которые порождаются потребностями совместной деятельности. Рассмотрим общение в системе межличностных отношений, а также взаимодействия индивидов. Определим место общения в структуре межличностного взаимодействия, а также взаимодействия индивидов.

    При межличностном взаимодействии рассматриваются три основные задачи: первое, межличностное восприятие; второе, понимание человека; третье, формирование межличностных отношений, а также оказание психологического воздействия. Понятие «восприятие человека человеком» является недостаточным для окончательного познания людей. В дальнейшем к нему добавляется понятие, как «понимание человека», что включает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия напрямую связана со свойством личности (социально-психологической наблюдательностью), которая позволит уловить в поведении индивида малозаметные, однако очень существенные для понимания особенности.

    Особенности межличностного общения отмечаются в восприятии речи и зависят от состояния здоровья, возраста, пола, национальности, установок, опыта общения, личностных и профессиональных особенностей. С возрастом у человека дифференцируются эмоциональные состояния, индивид начинает воспринимать окружающий мир через призму личного национального образа жизни.

    Эффективнее и успешнее определяют разнообразные психические состояния, а также межличностные отношения индивиды с высоким уровнем социального , а объектом познания при этом выступает как социальный, так и физический облик человека.

    Первоначально восприятие человека фиксируется на физическом облике, к которому причисляют функциональные, физиологические, паралингвистические характеристики. К физиологическим характеристикам относят потоотделение, дыхание, кровообращение. К функциональным особенностям относят позу, осанку, походку, невербальные особенности общения (мимика, телодвижения, жесты). Однозначно эмоции просто дифференцировать, а невыраженные и смешанные психические состояния гораздо труднее распознать. Социальный облик включает социальное оформление внешности (одежда человека, обувь, аксессуары), паралингвистические, речевые, проксемические и деятельностные характеристики.

    К проксемическим особенностям относят состояние между общающимися, а также их взаимное расположение. К экстралингвистическим особенностям речи относят своеобразие голоса, высоту, тембр. При восприятии индивида, социальные особенности в сравнении с физическим обликом выступают наиболее информативными. Процесс познания индивида состоит из механизмов, искажающих представления о воспринимаемом человеке. Механизмы, искажающие образ воспринимаемого, ограничивают возможность для объективного познания людей. Значимыми из них являются механизмы первичности или новизны, которые сводятся к тому, что первое впечатление о воспринимаемом, влияет на следующее формирование образа познаваемого объекта.

    При восприятии индивида, а также его понимания, субъект выбирает неосознанно различные механизмы межличностного познания. Основным механизмом является соотнесение (интерпретация) личностного опыта познания людей с восприятием данного индивида.

    Идентификация в межличностном познании предстает отождествлением с другим индивидом. Также субъект применяет механизм каузальной атрибуции, когда происходит приписывание воспринимаемому объекту определенных причин и мотивов, объясняющих его особенности и поступки. Механизм рефлексии другого индивида в межличностном познании отмечается осознанием субъекта, как он воспринимается объектом.

    Межличностное понимание и восприятие объекта осуществляется при достаточно строгом порядке функционирования механизмов межличностного познания, а именно от простых к сложным. В процессе межличностного познания субъект учитывает всю поступающую к нему информацию, которая говорит об изменении состояния партнера при общении. К условиям восприятия индивида относятся время, ситуации, место общения. Уменьшение времени в момент восприятия объекта понижает возможность воспринимающего получить о нем достаточную информацию. При тесном и длительном контакте у оценивающих отмечаются фаворитизм и снисходительность.

    Межличностные отношения выступают составной частью взаимодействия, а также рассматриваются в его контексте.

    Психология межличностных отношений - это переживаемые, осознаваемые в разной степени взаимосвязи между индивидами. В основе их лежат различные эмоциональные состояния взаимодействующих индивидов, а также их психологические особенности. Иногда межличностные связи называют эмоциональными, экспрессивными. Развитие межличностных отношений обусловлено возрастом, полом, национальностью и другими факторами. У женщин значительно меньше круг общения, чем у мужчин. Они нуждаются в межличностном общении для самораскрытия, для передачи другим личностной информации о себе. Также женщины жалуются чаще на одиночество. Для них наиболее значимы особенности, которые отмечаются в межличностных отношениях, а мужчинам важны деловые качества.

    Межличностные отношения в динамике развиваются по такой схеме: они зарождаются, закрепляются, а также достигают определенной зрелости, далее они способны постепенно ослабляться. Динамика развития межличностных отношений состоит из следующих этапов: знакомство, товарищеские, приятельские и дружеские отношения. Механизмом развития в межличностных отношениях выступает , которая является откликом одной личности на переживания другой. По сравнению с сельской местностью, в городских условиях, межличностные контакты наиболее многочисленны, быстро заводятся и быстро прерываются.

    Психология межличностного общения

    Общение выступает одним из центральных в психологической науке и стоит наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения».

    Межличностное общение в психологии - это процесс взаимодействия, направленный на взаимное установление, познание, развитие взаимоотношений, а также предполагающий взаимовлияние на состояния, поведение, взгляды, регуляцию совместной деятельности всех участников процесса. В социальной психологии за последние 25 лет исследование проблемы общения получило одно из центральных направлений изучения в психологической науке.

    Под общением в психологии понимается реальность человеческих отношений, предполагающая разнообразные формы совместной деятельности индивидов. Общение не выступает только предметом психологического исследования, и одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи есть идея единства деятельности и общения. Но характер этой связи по-разному понимается. Иногда общение и деятельность рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других же случаях общение воспринимается как элемент различной деятельности, а деятельность рассматривается как условие общения. Также общение интерпретируется как особый вид деятельности. В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностью, представлениями, чувствами, идеями, развивается и проявляется система отношений «субъект-субъект(ы)».

    Проблемы межличностного общения зачастую отмечаются в мотивационных, а также операциональных затруднениях, которые соотносятся с двумя сторонами общения - интерактивной и коммуникативной. Проблемы проявляются в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах. Для них характерно отсутствие стремления понять собеседника, особенностей его личности, внутреннего состояния, интересов. Проблемы межличностного общения могут отмечаться в следующем: извлечение выгоды от собеседника с применением лести, запугивания, обмана, пускания пыли в глаза, демонстрации заботы и доброты.

    Межличностное общение в молодежной среде

    Подростковый и юношеский возраст - это критический период в процессе межличностной эволюции. С 14 лет идет формирование межличностных отношений, в которых разную роль играют отношение к субъектам действительности: к пожилым людям, к родителям, к одногруппникам, к преподавателям, к друзьям, к собственной личности, к представителям другой религии и национальности, к больным и наркоманам.

    Психологический мир подростка зачастую обращен к внутренней жизни, молодой человек часто задумчив, фантазирует. Этот же период отмечается нетерпимостью, раздражительностью, склонностью к . К 16 годам наступает этап самопознания и самоутверждения, что отмечается в повышенной наблюдательности. Постепенно у молодых людей степень неприемлемого, а также непринимаемого принимает тенденцию к увеличению. Это происходит от того, что молодежь становится очень критичной в отношении реальности.

    Проблемы межличностного общения в молодежной среде проявляются в виде конфликтов среди студентов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе, в группе. Зачастую конфликты, ссоры в молодежной среде происходят из-за неумения или из-за отсутствия сострадания и нежелания уважать окружающих. Нередко протесты происходят из-за отсутствия степени воспитанности, а также нарушения культуры поведения. Зачастую протест носит адресный характер, т.е. направлен против виновника конфликтной ситуации. Как только конфликт разрешается, молодой человек успокаивается.

    Для того чтобы избежать подобных ситуаций, взрослым рекомендуется придерживаться спокойного, вежливого тона в общении. Следует отказаться от категорических суждений в адрес подростка, особенно это касается вопросов моды и музыки.

    Взрослым необходимо стараться идти на компромисс, уступать в споре, избегая синдрома красной тряпки. Особенно болезненно, если скандал будут наблюдать друзья или сверстники молодого человека, поэтому взрослым следует уступать и не язвить, ведь только добрые отношения способствуют налаживанию отношений.

    Культура межличностного общения

    Развитие культуры общения включает развитие умений и способностей правильно воспринимать окружающих, в общем виде уметь определить характер человека, его внутреннее состояние и настроение в конкретной ситуации при взаимодействии. И уже из этого подобрать адекватный стиль, а также тон общения. Поскольку одни и те же слова, жесты, могут быть уместны в разговоре со спокойным и доброжелательным человеком и способны спровоцировать нежелательную реакцию у собеседника возбужденного.

    Культура межличностного общения предполагает развитие культуры общения, которая опирается на развитие речи, психических свойств, специфические социальные установки, особенности мышления. Высока потребность в глубоком эмоциональном, а также содержательном общении. Эта потребность удовлетворяется, когда личности присуща эмпатия, под которой понимается способность эмоционально отзываться на переживания других людей, а также понимать их переживания, чувства, мысли, проникать в их внутренний мир, сопереживать, а также сочувствовать им.

    Культура межличностного общения опирается на открытость, нестандартность плана действий, гибкость. Очень важно владеть большим запасом слов, образностью и правильностью речи, точно воспринимать устные слова, а также точную передачу идей партнеров, уметь корректно ставить вопросы; точно формулировать ответы на вопросы.

    Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

    Г. М. Андреева
    ОБЩЕНИЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 1
    Место и природа межличностных отношений

    Теперь принципиально важно уяснить себе место этих меж­личностных отношений в реальной системе жизнедеятельности людей.

    В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где “расположены” межличностные отношения, прежде всего относительно систе­мы общественных отношений. Иногда их рассматривают в од­ном ряду с общественными отношениями, в основании их, или, напротив, на самом верхнем уровне (Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л., ЛГУ, 1967. С. 146), в других случа­ях - как отражение в сознании общественных отношений (Пла­тонов К, К. О системе психологии. М., 1974. С. 30) и т. д. Нам представляется (и это подтверждается многочисленными иссле­дованиями), что природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с обще­ственными отношениями, а увидеть в них особый ряд отноше­ний, возникающий внутри каждого вида общественных отноше­ний, не вне их (будь то “ниже”, “выше”, “сбоку” или как-либо еще). Схематически это можно представить как сечение особой плоскостью системы общественных отношений: то, что обнару­живается в этом “сечении” экономических, социальных, поли­тических и иных разновидностей общественных отношений, и есть межличностные отношения (рис. 1.1).

    Рис. 1.1. Межличностные отношения и общественные отношения

    При таком понимании становится ясным, почему межличност­ные отношения как бы “опосредствуют” воздействие на лич­ность более широкого социального целого. В конечном счете межличностные отношения обусловлены объективными обще­ственными отношениями, но именно в конечном счете. Прак­тически оба ряда отношений даны вместе, и недооценка второго ряда препятствует подлинно глубокому анализу отношений и первого ряда.

    Существование межличностных отношений внутри различ­ных форм общественных отношений есть как бы реализация без­личных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.

    Вместе с тем в ходе этой реализации отношения между людь­ми (в том числе общественные) вновь воспроизводятся. Иными словами, это означает, что в объективной ткани общественных отношений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь и сталкиваются непосредственно социальное и психологическое. Поэтому для социальной психологии постановка этой проблемы имеет пер­востепенное значение.

    Предложенная структура отношений порождает важнейшее следствие. Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляться единственной реально­стью вообще каких бы то ни было отношений. Хотя в действи­тельности содержанием межличностных отношений в конечном счете является тот или иной вид общественных отношений, т. е. определенная социальная деятельность, но содержание и тем более их сущность остаются в большой мере скрытыми. Несмот­ря на то что в процессе межличностных, а значит, и обществен­ных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои от­ношения, это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили в межличностные отношения.

    Отдельные моменты общественных отношений представля­ются их участникам лишь как их межличностные взаимоотно­шения: кто-то воспринимается как “злой преподаватель”, как “хитрый торговец” и т. д. На уровне обыденного сознания, без специального теоретического анализа дело обстоит именно та­ким образом. Поэтому и мотивы поведения часто объясняются этой, данной на поверхности, картиной отношений, а вовсе не действительными объективными отношениями, стоящими за этой картиной. Все усложняется еще и тем, что межличност­ные отношения есть действительная реальность общественных отношений: вне их нет где-то “чистых” общественных отноше­ний. Поэтому практически во всех групповых действиях участ­ники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Это дает основание ввести понятие “межличностная роль” как фиксацию положения человека не в системе общественных отношений, а в системе лишь групповых связей, при­чем не на основе его объективного места в этой системе, а на основе индивидуальных психологических особенностей лично­сти. Примеры таких межличностных ролей хорошо известны из обыденной жизни : про отдельных людей в группе говорят, что он “рубаха-парень”, “свой в доску”, “козел отпущения” и т. д. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, та­ким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений (Шибутани, 1968).

    Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфи­ческая черта - эмоциональная основа. Поэтому межличност­ные отношения можно рассматривать как фактор психологиче­ского “климата” группы. Эмоциональная основа межличност­ных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по от­ношению друг к другу. В отечественной школе психологии раз­личаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений лич­ности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоцио­нальных проявлений.

    Однако в социальной психологии обычно характеризуется именно третий компонент этой схемы - чувства, причем тер­мин употребляется не в самом строгом смысле. Естественно, что “набор” этих чувств безграничен. Однако все их можно све­сти в две большие группы:

    1) конъюнктивные - сюда относятся разного рода сближа­ющие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к со­трудничеству, к совместным действиям и т.д.;

    2) дизъюнктивные чувства - сюда относятся разъединя­ющие людей чувства, когда другая сторона выступает как не­приемлемая, может быть, даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т. д. Интенсивность того и другого рода чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естествен­но, не может быть безразличным для деятельности групп.

    Вместе с тем анализ лишь этих межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной зада­чей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т. е., в конечном счете, стоящих за ними общественных отношений.


    Общение в системе межличностных

    и общественных отношений

    Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Однако прежде необходимо сказать несколько слов о проблеме общения в целом. Решение этой проблемы является весьма специфичным в рамках отечественной социальной пси­хологии. Сам термин “общение” не имеет точного аналога в тра­диционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому тер­мину “коммуникация”, но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психоло­гической теории, а именно теории деятельности. Конечно, в структуре общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или иссле­дованы в других системах социально-психологического знания. Однако суть проблемы, как она ставится в отечественной соци­альной психологии, принципиально отлична.

    Оба ряда отношений человека - и общественные, и межлич­ностные, - раскрываются, реализуются именно в общении. Та­ким образом, корни общения - в самой материальной жизнеде­ятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей си­стемы отношений человека. “В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру все­гда опосредованы его отношением к людям, к обществу” (Леон-тьев А. А. Общение как объект психологического исследо­вания // Методологические проблемы социальной психологии, 1975. С. 289), т. е. включены в общение. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т. е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т. е. безличные по своей природе отношения. Многообразные отношения чело­века не охватываются только межличностным контактом: поло­жение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе , где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне об­щения просто немыслимо человеческое общество. Общение вы­ступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реаль­ности общественных отношений, и как реальности межличност­ных отношений. По-видимому, это и дало возможность Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как “един­ственной роскоши, которая есть у человека”.

    Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в спе­цифических формах общения. Общение как реализация меж­личностных отношений - процесс, более изученный в социаль­ной психологии, в то время как общение между группами ско­рее исследуется в социологии. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедея­тельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т. е. дано и в случае положительного, и в случае отрицательного от­ношения одного человека к другому. Тип межличностных отно­шений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в специфических формах, даже когда отноше­ния крайне обострены. То же относится и к характеристике об­щения на макроуровне как реализации общественных отноше­ний. И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежно должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антагонистичны. Такое двойственное понимание общения - в широком и узком смысле слова - вытекает из са­мой логики понимания связи межличностных и общественных отношений. В данном случае уместно апеллировать к идее Мар­кса о том, что общение - безусловный спутник человеческой истории (в этом смысле можно говорить о значении общения в “филогенезе” общества) и вместе с тем безусловный спутник в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей (см. А. А. Леонтьев. Психология общения. Тарту, 1973). В пер­вом плане можно проследить историческое изменение форм об­щения, т. е. изменение их по мере развития общества вместе с развитием экономических, социальных и прочих общественных отношений. Здесь решается труднейший методологический воп­рос: каким образом в системе безличных отношений фигуриру­ет процесс, по своей природе требующий участия личностей? Выступая представителем некоторой социальной группы, чело­век общается с другим представителем другой социальной груп­пы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные, и личностные. Крестьянин, продавая товар на рынке, получает за него определенную сумму денег, и деньги здесь выступают важнейшим средством общения в системе общественных отно­шений. Вместе с тем этот же крестьянин торгуется с покупате­лем и тем самым “личностно” общается с ним, причем сред­ством этого общения выступает человеческая речь. На поверх­ности явлений дана форма непосредственного общения - коммуникация, но за ней стоит общение, вынуждаемое самой системой общественных отношений, в данном случае отноше­ниями товарного производства. При социально-психологическом анализе можно абстрагироваться от “второго плана”, но в реальной жизни этот “второй план” общения всегда присутству­ет. Хотя сам по себе он и является предметом исследования главным образом социологии, и в социально-психологическом подходе он также должен быть принят в соображение.

    Единство общения и деятельности

    Однако при любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью . В ряде психологических кон­цепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Так, например, к такой постановке проблемы в ко­нечном счете пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как ди­намическая система действующих групп и индивидов, но как со­вокупность находящихся в статике форм общения. Фактор обще­ния в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам обще­ственный процесс сводился к процессу духовного речевого обще­ния. Это дало основание А. Н. Леонтьеву заметить, что при та­ком подходе индивид предстает скорее “как общающееся, чем практически действующее общественное существо” (Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 271).

    В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логи­чески вытекает из понимания общения как реальности челове­ческих отношений, предполагающего, что любые формы обще­ния включены в специфические формы совместной деятельно­сти: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой дея­тельности, “по поводу” нее. Таким образом, общается всегда де­ятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к дру­гим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется так или иначе всеми исследователями.

    Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни (Ломов Б. ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 130). В других случаях общение понимается как опре­деленная сторона деятельности: оно включено в любую дея­тельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения (А. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 289). Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельно­сти. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидно­сти: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая само­стоятельно на определенном этапе онтогенеза, например, у до­школьников и особенно в подростковом возрасте (Эльконин, 1991). В другой - общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элемен­ты, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (А. А. Леонтьев. Общение как объект психологи­ческого исследования //Методологические проблемы социаль­ной психологии. М., 1975. С. 122).

    Вряд ли очень существенно выяснять достоинства и сравни­тельные недостатки каждой из этих точек зрения: ни одна из них не отрицает самого главного - несомненной связи между деятельностью и общением, все признают недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. Тем более что расхождение позиций гораздо более очевидно на уровне теоретического и общеметодологического анализа. Что касается эксперименталь­ной практики, то в ней у всех исследователей гораздо больше общего, чем различного. Этим общим и являются признание факта единства общения и деятельности и попытки зафиксиро­вать это единство.

    Выделение предмета общения не должно быть понято вуль­гарно: люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны. Ради выделения двух возможных поводов общения в литературе разводятся понятия “ролевого” и “лич­ностного” общения. При некоторых обстоятельствах это личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, де­ловое, “предметно-проблемное” (Хараш А. У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности //Теоретические и методологические проблемы соци­альной психологии. М., 1977. С. 30). Тем самым разведение ро­левого и личностного общения не является абсолютным. В опре­деленных отношениях и ситуациях и то, и другое сопряжено с деятельностью.

    Идея “вплетенности” общения в деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятель­ности может конституировать общение. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством обще­ния деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участни­ка оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфи­ки ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить “со­гласование” или “рассогласование” деятельностей индивиду­альных участников (А. А. Леонтьев. Общение как объект пси­хологического исследованиям //Методологические проблемы со­циальной психологии. М., 1975. С. 116).

    Это согласование деятельностей отдельных участников воз­можно осуществить благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявля­ется “обратное влияние общения на деятельность” (Андрее­ва Г. М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности //Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987). Специфику этой функции мы выясним вместе с рассмотрением различных сторон общения. Сейчас же важно подчеркнуть, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отноше­ния между людьми.

    Структура общения

    Учитывая сложность общения, необходимо каким-то обра­зом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем ха­рактеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Структура общения может быть схематично изображена следующим образом (рис. 1.2).

    Рис. 1.2. Структура общения

    Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между об­щающимися индивидами. Интерактивная сторона заключа­ется в организации взаимодействия между общающимися инди­видами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и дейст­виями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и ус­тановления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее ана­логичном смысле употребляются и другие. Например, в обще­нии выделяются три функции: информационно-коммуника­тивная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-комму­никативная (Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 85). Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспе­риментальном уровне, содержание каждой из этих сторон, или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделе­ние их возможно лишь для анализа, в частности , для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначен­ные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т. е. в условиях непосредственного контакта между людьми. Отдель­но следует рассмотреть вопрос о средствах и механизмах воз­действия людей друг на друга и в условиях их совместных мас­совых действий, что должно быть предметом специального ана­лиза, в частности, при изучении психологии больших групп и массовых движений.


    А. Добрович

    СИСТЕМАТИКА ОБЩЕНИЯ 2

    1) Общая модель

    При построении общей модели коммуникации целесообраз­но воспользоваться схемой Р. Якобсона (1964 г.):

    где А - “адресант”, Б - “адресат” информации.

    Связь может быть непосредственной (в общении людей - речь и жестикуляция в широком смысле слова, включая, напри­мер, “вокальные жесты”; интонации) или опосредованной (те­лефон, телетайп и т. п.).

    Код - правила языка (или “пучка” языков), используемого для передачи сообщения; контекст - заранее заданное “смы­словое поле”, в котором сообщение становится информатив­ным.

    2) Контакт

    Под “контактом” понимается случай коммуникации с обрат­ной связью:

    Именно так, как “взаимную направленность” партнеров, по­нимает “контакт” К. Бюллер (1927 г.). Для него контакт - “про­цесс согласованных соизменений поведения”.

    Адресант не только сообщает информацию, но и получает ответную. Иными словами, адресант, сделав сообщение, стано­вится адресатом; тот, получив сообщение, становится адресан­том. Этот процесс может продолжаться сколь угодно долго.

    С нашей точки зрения, понятие “формального” (или “нефор­мального”) общения применимо именно к контакту, а не к ком­муникации вообще. “Формальным общением” мы будем назы­вать контакт, на который наложены те или иные ограничения. Смысл этого определения будет раскрыт в дальнейшем. Пока же продолжим рассмотрение контакта.

    3) Единица контакта

    А передает Б один “коммуникативный стимул” (или “коммуникат”) и получает один ответный; Б получает один стимул и пе­редает один в ответ; происходит “обмен” коммуникатами. Сле­дуя психотерапевту Э. Берне (1964 г.), назовем такой обмен “трансакцией”.

    Примеры. А смерил Б презрительным взглядом. Тот демон­стративно отвернулся - произошла трансакция. То же самое, но Б попросту смотрел в другую сторону и не заметил знака пре­зрения, - трансакция не состоялась (контакта не было). А со­общил Б некую новость, Б улыбнулся, не сказав ни слова, - трансакция, тем не менее, имела место, так как улыбка - это “жест”, коммуникативный стимул. А в качестве актера произ­нес эффектную реплику, зрительный зал (в качестве адресата) затаил дыхание - трансакция состоялась. То же - если публи­ка возмущенно зашикала, расхохоталась или разразилась апло­дисментами. Человеческие трансакции почти всегда предпола­гают использование нескольких кодов одновременно, т. е. “пуч­ка” языков. Язык слов сочетается с языком пауз, интонаций, поз и мимики.

    4) Содержание коммуникативного стимула

    Как видно из только что приведенных примеров, коммуникат способен нести как элементарную, так и сверхсложную информацию. Пример элементарной - так называемое “погла­живание”: информация о принадлежности к одной общности, о благожелательном отношении к партнеру. Пример сверхслож­ной информации - словесно-музыкально-пантомимическая передача мистического опыта жрецом или шаманом.

    Особо выделим “эмоциональный радикал” коммуникативного стимула. Если элементарный “положительный” стимул мы согласимся, по Берне, называть “поглаживанием”, то элемен­тарный “отрицательный” стимул заслуживает названия “пин­ка”, “укуса” или “укола”. “Укол” предпочтительнее с точки зре­ния стиля.

    5) Партнеры контакта. Маски

    Дальнейшая разработка схемы касается партнеров контак­та. Поскольку речь идет о людях, каждый из них располагает:

    а) набором масок для “безличной” коммуникации;

    6) личностью для “межличностной” коммуникации. Обратимся теперь к контакту масок.

    Маска - это совокупность знаков (речевых, жестовых), по­дача которых обеспечивает “гладкое” и безопасное взаимодей­ствие в человеческой группе. Примеры: маска вежливости. В общественном месте отсутствие такой маски (злобное или рассеянное выражение лица, грубый тон, чересчур громкий смех и т. п.) влечет за собой санкции группы: нарекания, на­смешки, агрессивность. И в то же время появиться в маске веж­ливости среди подвыпивших гуляк - значит вызвать их раздра­жение или обиду; здесь требуется другая маска: доброжелатель­ства или лояльного невмешательства. Маска скорби подходит для похорон, но не для свадьбы и т. д. Люди меняют маски почти автоматически, по обстоятельствам.

    Если в общении партнеров допускается только контакт масок, т. е. накладывается ограничение на участие личностей в беседе, то перед нами первый случай формального общения.

    Указанное ограничение может быть разным по своей природе. Отметим четыре типа ограничений, накладываемых на контакт. а) Конвенциональные ограничения. В данной социальной груп­пе существует “конвенция” - обычай, согласно которому в автобусе не принято задавать вопросы личного характера случайному спутнику (“Вы, должно быть, сегодня плохо спали?”) или сообщать что-либо из своей личной сферы (“Знае­те, я разочаровался в жизни”). Приняты лишь безличные коммуникативные стимулы типа: “Разрешите? - Пожалуй­ста”, “Извините! - Ничего страшного” и т. п. Конвенция, следовательно, вынуждает партнеров к “безличному” кон­такту, к общению масок.

    б) Ситуативные ограничения. Они близки к конвенциональ­ным. Здесь выделяются особые ситуации, в которых участие личностей как партнеров контакта лишь “портит” дело. Примеры: церемониал сдачи смены или развода караула, чай­ная церемония у японцев и т. п.

    в) Эмоциональные ограничения. Партнеры общения эмоцио­нально холодны или враждебны друг к другу и, стремясь пре­дотвратить конфликт, пользуются в контакте исключитель­но масками.

    г) Насильственные ограничения. Один из партнеров, возмож­но, готов к межличностному общению, но другой по тем или иным причинам пресекает эти попытки, надевая маску и вы­нуждая сделать то же самое своего собеседника. Ограниче­ния этого рода, как видим, отличаются от эмоциональных лишь некоторыми нюансами.

    Ограничения контакта, по Д. С. Парыгину (1970), создают “психологические барьеры между людьми”, заменяя подлинное общение “стереотипами”, “стандартными поведенческими ре­акциями”.

    Любой случай контакта масок может быть объяснен пере­численными ограничениями или их сочетанием.

    6) Личность и позиция личности в контакте

    Личность - структура чрезвычайной сложности, и мы бу­дем рассматривать ее лишь в частных аспектах, имеющих наи­большее значение в контакте. Человек как “коммуникант” рас­полагает по крайней мере тремя личностными позициями. Они, по мнению Э. Берне, сосуществуют в рамках одной и той же лич­ности, дополняя друг друга.

    а) Позиция ребенка, “дитяти” (позиция Д). Сохраняется от ран­него возраста. Сосредоточивает в себе сильные и слабые сто­роны детской натуры. К “сильным”, видимо, следует отнести раскованность, творческие порывы, импульсивную жизнерадостность, фантазию, любопытство. К “слабым” - пугли­вость, неуверенность, беспомощность, доверчивость, не­сдержанность.

    б) Позиция родителя (позиция Р). Усваивается в детстве за счет обожания старших и подражания им. Ее сильные сторо­ны: уверенность в правоте моральных требований, способ­ность к авторитетному тону, к покровительству и защите слабого. Менее привлекательные черты: безапелляцион­ность, догматизм, сознание превосходства и права “карать”.

    в) Позиция взрослого (позиция В). Расчет действий, контроль над ними, трезвость в оценках, понимание относительности догм. При этом излишний скептицизм, скованность (недоста­ток спонтанности), бедность фантазии, недооценка эмоцио­нальной стороны жизни.

    Будь человек лишен какой-либо из этих позиций, его поведе­ние стало бы “неадаптивным”: либо слишком жестким, либо слишком рыхлым и безалаберным. Однако в некоторую едини­цу времени (по ходу контакта) ведущей является какая-то одна из позиций; в следующий момент может возобладать другая.

    Из сказанного следует, что в контакте участвуют фактиче­ски не двое, а шестеро партнеров:

    Адресант Адресат


    Д Д

    Это обстоятельство требует более подробной систематики трансакций. Они подразделяются следующим образом:

    7) Взаимодополняющие трансакции

    Коммуникативный стимул посылается адресантом с позиции Х и принимается адресатом в позиции У; ответный стимул по­сылается с позиции У для его приема партнером в позиции X.





    И в а н о в. Что стало с молодыми людьми? Они совсем распу­стились.

    П е т р о в. Да, в их годы мы бы­ли поскромнее.

    В этом примере коммуникативный стимул посылается с по­зиции родителя(слева направо, что обозначено стрелкой). Сти­мул адресован “родительской” же позиции партнера. Партнер отвечает именно с этой позиции (стрелка справа налево).

    II





    П р е п о д а в а т е л ь. Каким образом у вас получилось трехзначное число?

    С т у д е н т. Ах, да: я забыл из­влечь квадратный корень.

    III





    С ч е т о в о д. А не сорваться ли нам в бар, пока нет началь­ства?

    Б у х г а л т е р. Только скорее: умираю - пива хочу.

    Примеры I, II и III можно, как иногда делают в режиссуре, назвать “пристройкой партнеров рядом”.


    IV


    И в а н о в. По-моему, вам сле­довало бы уступить место вон той пожилой даме.

    П е т р о в. Вы правы (уступает место). ,

    Вариант: К сожалению, я болен и едва держусь на ногах. Наде­юсь, дама извинит меня.


    И в а н о в. Как вам не стыдно сидеть, когда рядом стоит по­жилая женщина?

    П е т р о в. Простите, пожа­луйста, я просто не заметил. Задумался, знаете...

    Вариант: Что вы пристали? Кто вы такой, чтобы мне указывать?;



    С и д о р о в а. Проводите меня: у нас в подъезде всегда толкут­ся пьяные.

    И в а н о в. Ну, конечно, провожу.


    VII

    П е т р о в. Вы так опытны - научите, как мне жить дальше.

    И в а н о в. Прежде всего вам надо отдохнуть и успокоиться.

    Вариант: Вечно вы ноете и ждете совета от других!

    Примеры IV и V для партнера слева являются “пристройкой сверху”; примеры VI и VII для партнера слева являются “при­стройкой снизу”.

    Нередко подобные трансакции являются фиксированными. Например, светская беседа малознакомых пенсионеров может ограничиваться трансакциями Р-Р (см. I). Деловая беседа или дипломатический прием требуют фиксированных трансакций В-В (см. II). В ситуации пикника или костюмированного бала фиксируются трансакции Д-Д (см. III), другие же считаются неуместными. Отношения между преподавателем и студентом предписывают трансакции в позициях Р-В (см. IV), а между учительницей и школьниками - Р-Д (см. V). Для женщин ес­тественны (и желательны) трансакции с мужчиной типа В-Р (см. VI) или даже Д-Р (см. VII). Трансакции типа Д-Р посто­янно возникают между пациентом и психотерапевтом, причем смена взаимной позиции в ходе контактов считалась до по­следнего времени запрещенной.

    Если контакт масок мы определили как первый случай фор­мального общения, то при фиксированных трансакциях мы стал­киваемся со вторым случаем; здесь действует ограничение, на­лагаемое на смену позиций. Как и в предыдущем случае, огра­ничение может быть по своей природе конвенциональным, ситуативным, эмоциональным, насильственным или смешанным.

    8) Трансакции без взаимодополнения

    Здесь ответный стимул партнера либо поступает не с той позиции, куда был направлен исходный стимул, либо адресован не к той позиции, с которой этот исходный стимул посылался.



    И в а н о в. Что стало с молоды­ми людьми? Они совсем распу­стились.

    П е т р о в. Вспомните: когда мы были молодыми, наши ро­дители говорили то же самое.






    С ч е т о в о д. А не сорваться ли нам в кино, пока нет началь­ства?

    Б у х г а л т е р. Стыдитесь, вы на работе!

    Случаи типа VIII и IX мы называем трансакциями без взаи­модополнения, но “с учетом адреса”. Действительно: правый партнер в этих примерах отвечает не с той позиции, с какой ожидалось, но адресуется к исходной позиции левого партнера.





    С ч е т о в о д. А не сорваться ли нам в кино, пока нет началь­ства?

    Б у х г а л т е р. Будьте добры, передайте мне ведомость за июль месяц.
    XI




    Случаи типа Х и XI - это трансакции “без учета адреса”. В самом деле: правый партнер не только отвечает с неожидан­ной позиции, но и адресуется не к исходной позиции левого партнера.

    Случай XI изображает так называемую “перекрестную” трансакцию. Вот еще примеры такого же типа.

    М у ж. Тебе не попадались на глаза мои запонки?

    Ж е н а. Вечно ты ко мне при­дираешься? Почему я обязана все помнить?



    С е м е н. Возьми-ка, брат, сум­ку, да сходи за хлебом.

    С т е п а н. Лень от дивана ото­рваться? Возьми да сходи сам!

    Перекрестные трансакции сплошь и рядом означают ссору партнеров. Вообще трансакции без взаимодополнения обычно содержат болезненный “укол” хотя бы для одного из участни­ков контакта.

    Если трансакциями типа VIII - XIII определяется весь ход контакта, т.е. ограничение накладывается на какую бы то ни было взаимодополняемость, перед нами третий случай фор­мального общения. Мы назовем такое общение “конфликт­ным”. Характер ограничения чаще всего эмоциональный или на­сильственный.

    И однако, если ограничение накладывается на какой-либо из двух “эмоциональных радикалов” коммуникативного стимула, то это - четвертый случай формального общения. Речь идет о запрете “уколов” (салонное щебетание, где позволены только взаимные поглаживания) или о запрете поглаживаний (тради­ционная пикировка партнеров, которым предписано выступать только в роли оппонентов друг друга; предельный случай - Монтекки и Капулетти).

    9) Скрытые трансакции

    Коммуникативный стимул может состоять из двух (или трех) сообщений, каждое из которых адресовано разным позициям партнера. То сообщение, которое в наибольшей мере соответ­ствует “конвенциям” и контексту беседы, считается явным; дру­гое же оказывается “скрытым”, косвенным.


    XIV


    И в а н о в. Зайдемте ко мне, я живу один. Выпьем горячего чайку... (Вы мне очень нрави­тесь.)

    П е т р о в а. Да, это было бы кстати - согреться чаем... (Вы мне тоже.)


    XV




    П е т р о в. Сейчас я предостав­лю вам слово. (Я вижу, вы сго­раете от нетерпения покрасо­ваться на трибуне.)

    И в а н о в. Гм! (Могу вообще не выступать, если вы намере­ны сделать из меня посме­шище.)

    XVI






    П е т р о в. Сейчас я предостав­лю вам слово. (Воображаю себе, как вы с ними расправи­тесь!)

    И в а н о в. Отлично! (Можете не беспокоиться, уж я-то за­дам им перцу.)

    П р о д а в е ц. Этот термос по­дошел бы вам больше всех... (Только не знаю, можете ли вы себе позволить такие расхо­ды.)

    П о к у п а т е л ь н и ц а. Я беру его, это как раз то, что мне надо.

    Скрытые трансакции в примерах XV, XVI и XVII носят явно провоцирующий характер. Однако в ряде случаев такая прово­кация не является намеренной. Если вернуться к перекрестным трансакциям примеров XI, XII и XIII, то, строго говоря, это скорее всего случаи непреднамеренных провокаций. Картина здесь, видимо, такова.



    М у ж. Тебе не попадались мои запонки? (Извини, дорогая, что отвлекаю тебя, я так рас­сеян.)

    Ж е н а. Вечно ты все теряешь, не можешь без няньки!
    ХПа







    М у ж. Тебе не попадались на глаза мои запонки?

    Ж е н а. Что ты ко мне приди­раешься? Почему я обязана все помнить?

    Хотя использование скрытых трансакций ведет подчас к пе­рекрестным трансакциям и далее - к нарушенной взаимодопол­няемости либо к разрыву общения (т. е. к ссоре), следует отме­тить особую роль этого “скрытого” взаимодействия в возбужде­нии чувств собеседников. Ограничение, накладываемое на скрытые трансакции, представляет собой пятый случай формального общения. Контакт становится “сухим”, “скучным”, “тягостным” для партнера. Такое ограничение может быть по природе как конвенционально-ситуативным (деловое совеща­ние), так и эмоционально-насильственным (беседа враждебно-настороженных людей).

    Прежде чем двинуться дальше, следует остановиться на на­сильственных ограничениях контакта. Такие ограничения отно­сят к случаям “игр”, имея в виду “проигрыш” того из партнеров, которого ограничили в общении или в достижении своих целей. Мы бы предпочли называть эти случаи “манипуляциями”, Ком­муникативные манипуляции людей чаще всего далеки от невин­ных игр. В отличие от спортивных, карточных, и тому подобных игр, которые могут быть “честными” и “нечестными”, манипу­ляции всегда нечестны. Поговорим о них подробнее.

    10) Манипуляции

    По структуре их можно разделить на “однотактные” и “многотактные”. Примером однотактной манипуляции ЛО­ВУШКА является случай Продавец-Покупательница (см. XVII), хотя такая манипуляция нередко состоит из множества “тактов” - хитроумных “ходов”. Пример XI иногда представ­ляет собой однотактный вариант манипуляции ХЛОПАНЬЕ ДВЕРЬЮ:

    М у ж (дружелюбно). Тебе не попадались на глаза мои запонки?

    Ж е н а. Вечно ты все теряешь, не можешь без няньки!

    (Муж, взорвавшись, выходит из комнаты, сильно хлопнув дверью. По каким-то причинам жена этого и добивалась).

    Еще один пример: однотактный вариант манипуляции ВСЕ ИЗ-ЗА ТЕБЯ. Отец семейства корпит над чертежами, делать которые он не умеет и не любит. Сын стучится и входит с вопро­сом: “Мама зовет обедать - идешь?” Горе-чертежник сажает кляксу на ватман и ожесточенно восклицает: “Что ты наделал, это все из-за тебя!”

    Многотактные манипуляции состоят из целой серии трансакций.

    Пример: многотактная манипуляция ХЛОПАНЬЕ ДВЕРЬЮ: М у ж (дружелюбно). Интересно, куда делся ключ от этого ящи­ка. Тебе не попадался?

    Ж е н а. Ослеп, что ли? Вон, у зеркальца.

    М у ж. При чем тут “ослеп” - вещи должны быть на своих мес­тах.

    Ж е н а. Вы с твоей мамочкой не упустите случая сказать мне гадость.

    Еще пример: манипуляция ТУПИК. Жена чувствует, что муж начал тяготиться ею. Между тем тот приносит билеты в театр на спектакль, давно интересующий обоих. В ходе возбужденно­го переодевания жены он, однако, делает ей резкое замечание: “Всегда ты копаешься!”

    Ничего, на такси успеем.

    На такси? Какая расточительность! Вот для чего я должен трудиться как проклятый!

    Если ему удается спровоцировать жену на ответные “уко­лы”, манипуляция переходит в ХЛОПАНЬЕ ДВЕРЬЮ. Муж от­правляется к своим знакомым, предоставив жене, если ей угод­но, самой мчаться в театр. При этом он, с одной стороны, добил­ся желаемого, с другой - не несет ответственности за скандал. Ведь не кто иной, как он принес билеты! Жена оказывается за­гнанной в “тупик”.

    Иногда между сериями манипулятивных трансакций воз­можны длительные (и запланированные) перерывы. Такова ма­нипуляция ПОПРОБУЙ ОТНИМИ. Петров взял у Иванова ред­кую книгу. Иванов просит вернуть ее. Петров выражает готов­ность сделать это, несколько раз “забывает” о своем обещании, а затем зовет Иванова в гости. Принимая его, он держится так, что тот чувствует себя польщенным. Однако, как бы между про­чим, Петров роняет фразу: “Надеюсь, вы пришли к нам не толь­ко из-за вашей книги?” Это затрудняет для Иванова напомина­ние о книге, и он уходит ни с чем. На следующий день Петров всплескивает руками: “Мы заговорились и забыли о книге!” Иванов вынужден ответить: “Ничего страшного”. Пользуясь этим, Петров тут же добивается разрешения передать книгу сво­ему приятелю Н. - “всего на пару деньков”. Далее, предупреж­дая вопрос Иванова о книге, он снова зовет его в гости и т. д.

    С точки зрения “выгоды” манипулятора, можно подразде­лить манипуляции на житейски выгодные и психологически выгодные (хотя нередко одно сочетается с другим). Житейски выгодны, например, ЛОВУШКА, ТУПИК, ПОПРОБУЙ ОТНИ­МИ. Яркий пример житейски выгодной манипуляции - так на­зываемый БУТЕРБРОД. Муж просит жену не выбрасывать вче­рашние котлеты, а сделать из них бутерброд и завернуть ему на работу (хотя жене известно, что на работе есть буфет, где вкус­но и недорого кормят). Это продолжается изб дня в день и имеет совершенно определенную цель: предотвратить просьбы жены о покупке ей нового пальто. Создается “контекст”, в котором подобная просьба прозвучала бы как неуместная и даже наглая.

    Психологически выгодна манипуляция ВСЕ ИЗ-ЗА ТЕБЯ, описанная ранее. Она представляет собой типичную “очистку совести” за счет козла отпущения. Психологический выигрыш, помимо очистки совести, может также заключаться в получе­нии “поглаживаний”, на которые вы вправе не отвечать, в нане­сении безнаказанных “уколов” или в “пристройке сверху”.

    Примеры. Манипуляция АЛКОГОЛИК. Пьяница обращает­ся к доброжелательному знакомому с покаяниями и просьбами помочь советом. Знакомый искренне сочувствует ему и обсуж­дает с ним его проблемы.

    После длительной беседы алкоголик, однако, показывает, что он остался безутешным. Таким образом, он, во-первых, очи­щает свою совесть, во-вторых, получает “поглаживания”, кото­рых ему давно не дарили; а в-третьих, не подтвердив ценности выслушанных утешений, оставляет партнера без ответных по­глаживаний. Иногда для “пристройки сверху” он еще и прибе­гает в финале к чувствительному “уколу”: “Что вы, трезвенник, можете понимать в душе пьющего?” (фактически это трансак­ция Р-Д: адресация “умудренного” к “наивному ребенку”),

    Манипуляция А НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ? - ДА, НО...

    Д а м а. У меня уже месяц не работает телевизор.

    О д и н и з г о с т е й. А не могли бы вы попросить мужа почи­нить его?

    Д а м а. Да, но мой муж абсолютно беспомощен в этих делах.

    Д р у г о й г о с т ь. Тогда вызовите мастера.

    Д а м а. Да, но мастер скоре всего потребует, чтобы телевизор отвезли в мастерскую.

    Т р е т и й г о с т ь. Почему бы вам это не сделать ?

    Д а м а. Да, но у меня нет времени час висеть на телефоне, зака­зывая такси.

    Ч е т в е р т ы й г о с т ь. Так попросите об этом мужа.

    Д а м а. Что вы, это беспомощный человек...

    Беседа переходит в неловкое молчание. Дама тайно торже­ствует: гости выдали ей целый букет “поглаживаний”, сочув­ствуя или хотя бы изображая сочувствие. При этом она не обя­зана “отдаривать” их поглаживания ответными.

    Манипуляция ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ТЕБЯ. Муж постоянно твердит жене, что “если бы не было тебя”, он давно закончил бы диссертацию. В один прекрасный день жена собирается с деть­ми пожить две недели у своей родни. Муж, однако, не в востор­ге от этой идеи. Он вынужден предпринять новую манипуляцию (например, МНИМЫЙ БОЛЬНОЙ), чтобы задержать жену. В действительности ему было необходимо очистить совесть, а заодно поддержать в жене чувство вины, облегчающее ему “при­стройку сверху”.

    Манипуляция ДОМАШНИЙ МУДРЕЦ. Некто приучает свое окружение к мысли, что он способен бескорыстно давать мудрые советы. Умело поощряя паломничество жаждущих со­вета, он ведет тайный счет своим победам - “пристройкам сверху”. Манипулятивный характер таких действий обнаружи­вается тем обстоятельством, что сам “мудрец” не выносит ничь­их советов. Пристройка “рядом” или “снизу” рассматривается им как проигрыш.

    Еще одна манипуляция. Ее детский вариант представлен в романе Ч. Диккенса “Большие ожидания”. Девочка в чистом накрахмаленном платье выходит на крыльцо и просит мальчи­ка, ее обожателя, слепить ей пирог из песка. Мальчик бросает­ся выполнять эту просьбу, после чего девочка морщится; “Фу, какой ты грязный, противный - весь в песке”. Манипуляция может соответственно носить название ПЕСОЧНЫЙ ПИРОГ. Взрослый ее вариант часто связан с половым негативизмом од­ного из супругов. Женщина может упрекать мужчину в том, что он “животное” и испытывает к ней лишь влечение, но не лю­бовь. Под этим предлогом она провоцирует длительное охлаж­дение в отношениях. Все же, спустя некоторое время, она при­бегает к кокетству, ласкам и т. п., давая мужчине повод быть понастойчивее. Однако в ответ на его более решительные при­тязания, она разражается слезами: “Что я говорила - ты про­сто животное!” Таким образом, ей удается, с одной стороны, из­бегнуть отношений, которые ей неприятны, с другой - сохра­нить видимость брака, удержать мужчину “при себе”.

    Простая модель манипуляции может иметь следующий вид:




    П е т р о в. Сейчас я предостав­лю вам слово. (Воображаю, как вы с ними расправитесь!) Скрытая трансакция Петрова несет в себе “поглаживание”.

    И в а н о в. Отлично. (Уж я-то задам им перцу.)







    П е т р о в. Ну, ступайте на трибуну. (Только не мямлите, ради Бога!)

    Скрытая трансакция Петро­ва - обидный “укол”.

    И в а н о в. Иду-иду.

    Вариант: А?.. (Иванов, не найдясь что ответить, послушно идет к трибуне.)

    В варианте “Иду-иду” Иванов принимает вынужденную при­стройку снизу; в варианте “А?” он не имеет возможности нане­сти ответный “укол” и невольно оказывается “в партере”. Сви­детели этой сценки сдерживают смех.

    Манипуляторы - нередко люди психологически извращен­ные (садистические наклонности). Они опасны для партнера и вынуждают его в дальнейшем быть настороже, т. е. обращаться формально - вплоть до контакта масок. Причем одно из “на­слаждений” манипулятора - вновь любой ценой извлечь парт­нера “из-под маски”, чтобы затем опять нанести ему унизитель­ный “укол”.

    Если контакт в целом представляет собой серию манипуля­ций и ничего более, перед нами несомненно шестой случай формального общения. Здесь один из партнеров насильствен­но ограничивает действия другого.

    Не следует, однако, забывать, что к манипуляциям иногда прибегают из бессознательного лукавства или интуитивно пре­следуя взаимовыгодные цели. Так, ХЛОПАНЬЕ ДВЕРЬЮ иног­да провоцируется любящей женщиной. Вслед за манипуляцией ее общение с мужчиной становится на некоторое время фор­мальным. Но это непривычно для мужчины и крайне тяготит его. Чувство вины, привязанность к женщине или хотя бы скука побуждают его сделать первый шаг к примирению, которое ока­зывается тем более пылким, чем холоднее была формальная по­лоса взаимоотношений. Так подчас “оживляется” потускнев­шее супружество. Формализация контактов обслуживает в этом примере задачу более полного неформального (интимно­го) общения.