• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Нередко мы пытаемся понять причины действий других. При этом оценка поведения может быть связанной как с обстоятельствами, так и с личными характеристиками конкретного человека. Такое оценивание называют «каузальная атрибуция». Что такое теория каузальной атрибуции - вопрос, требующий детального рассмотрения.

    Что такое каузальная атрибуция?

    Специалисты в области психиатрии говорят, что каузальная атрибуция – это отдельный феномен межличностного восприятия, заключающийся в интерпретации, приписывании причин действий другого человека при дефиците информации о настоящих причинах его поведения. Этот термин сформировался в западной социальной психологии и общее представление смог получить в разработанной исследователями теории атрибуции.

    Каузальная атрибуция - виды и ошибки

    Каузальная атрибуция в психологии показывает различные закономерности, приводящие к ошибкам восприятия. Собственные неудачи и успешность других люди могут объяснять, применяя ситуативную атрибуцию. Зачастую все мы стараемся относиться к себе лояльнее и мягче, нежели к окружающим нас людям. Чтобы проанализировать свои успехи и неудачи других применяется личностная атрибуция. Интересным можно назвать тот факт, что причину успеха нередко связывают со своими заслугами, а в неудачах могут обвинять обстоятельства. В этом и состоит особенность психики человека.

    Виды каузальной атрибуции

    Говоря, что подразумевает каузальная атрибуция, важно помнить про ее виды. Психологи называют три вида каузальной атрибуции:

    1. Объектная каузальная атрибуция – причинно-следственную связь приписывают тому объекту, на который обращается действие.
    2. Личностная – приписывают совершившему поступок человеку.
    3. Обстоятельственная – приписывается обстоятельствам

    Ошибки каузальной атрибуции

    Выделяют типичные ошибки каузальной атрибуции:

    1. Тенденция к переоценке роли личностных факторов и способности недооценивать влияние ситуации, обстоятельств. Данная ошибка является характерной для тех, кого можно назвать наблюдателями. Ставя оценку поведению другого человека, нередко можно увидеть определенную закономерность. Так, при неудачах говорят, что кто-то не очень постарался, либо, что у людей не хватает способностей. Когда же результат деятельности успешный, мы можем утверждать, что им повезло. Если речь идет про самоатрибуцию, то можно наблюдать обратную тенденцию, поскольку ее основной целью является сохранить положительную .
    2. Ошибка ложного согласия – человеку свойственно интерпретировать собственное поведение как типичное, являющееся свойственным многим людям.
    3. Ошибка разных возможностей ролевого поведения – разные социальные роли могут предполагать неодинаковое поведение. По этой причине во время атрибуции воспринимающий интерпретирует поведение других согласно с их социальными ролями.
    4. Игнорирование информационного значения того, что не случилось – тенденция брать во внимание исключительно очевидные факты.

    Каузальная атрибуция и межличностная аттракция

    Под межличностной аттракцией в психологии понимают симпатию, привязанность и . Каждый из нас не только воспринимает окружающих, но и формирует свое к ним отношение. При этом к каждому оно будет индивидуальным. Такая аттракция влияет на сам феномен каузальной атрибуции. Другими словами, когда отношение к человеку положительное, то и объяснение причины поступков, и поведение может быть мягче и лояльнее. Когда человек откровенно несимпатичен, причины действий человека могут беспощадно раскритикованы.


    Каузальная атрибуция в общении

    Чтобы понять, что означает понятие каузальная атрибуция, важно знать, когда же она возникает. Появляется она при возникновении неожиданных преград на пути совместной деятельности – при возникновении сложностей и конфликтов, столкновении интересов и взглядов. В тот момент, когда все это происходит, люди применяют каузальную атрибуцию. Другими словами мы приписываем причины поведения другим людям и чем больше сложностей при взаимодействии, тем серьезнее подходим к поиску причины.

    Примером каузальной атрибуции может быть опоздание на встречу с друзьями. Кто-то из ожидающих уверен, что это может быть связано с погодой, другой полагает, что опаздывает друг по причине легкомыслия, а третий и вовсе сомневается, сообщили ли опаздывающему про место встречи. Так у всех друзей разные представления про причины опоздания: обстоятельства, особенности и , причина в себе.

    Нередко бывает, что люди пытаются объяснить странное или вызывающее поведение другого человека, опираясь на собственное восприятие всей ситуации. Когда это происходит, человек просто интерпретирует поступок и его мотивы таким образом, как будто он сам его и совершил.

    Психологическая подмена

    Такая психологическая подмена действующих лиц имеет сложное название в психологии - казуальная означает, что кто-то обладает недостаточным количеством информации о ситуации или о самой личности, которая в этой ситуации фигурирует, и поэтому старается объяснить все с собственной точки зрения. Казуальная атрибуция подразумевает, что человек «ставит себя на место другого» за неимением других способов объяснить сложившееся положение. Конечно, такая интерпретация мотивов поведения нередко бывает ошибочной, потому что каждый человек мыслит по-своему, а «примерить» свой образ мышления на другого человека практически невозможно.

    Возникновение теории атрибуции в психологии

    Понятие «казуальная атрибуция» в психологии появилось не так давно - всего лишь в середине 20-го века. Ввели его американские психологи-социологи Гарольд Келли, Фриц Хайдер и Ли Росс. Это понятие не только стало широко употребляться, но еще и обзавелось собственной теорией. Исследователи полагали, что казуальная атрибуция поможет им объяснить механизмы трактовки среднестатистическим человеком некоторых причинно-следственных связей или даже собственного поведения. Когда человек совершает какой-то который приводит к определенным действиям, он всегда ведет диалог с собой. Теория атрибуции пытается объяснить, как этот диалог проходит, каковы его стадии и результат, в зависимости от психологических особенностей человека. При этом человек, анализируя свое поведение, не отождествляет его с поведением посторонних людей. Объяснить это просто: чужая душа - потемки, а самого себя человек знает гораздо лучше.

    Классификация атрибуции

    Как правило, каждая теория предполагает наличие определенных показателей, обязательных для ее функционирования. Казуальная атрибуция, таким образом, предполагает присутствие сразу двух показателей. Первый показатель - это фактор соответствия рассматриваемого действия так называемым социально-ролевым ожиданиям. Например, если у человека очень мало или совсем нет информации об определенном человеке, тем больше он будет придумывать и приписывать, и тем сильнее будет убежден в собственной правоте.

    Второй показатель - это соответствие поведения рассматриваемой личности общепринятым культурным и этическим нормам. Чем больше норм нарушает другой человек, тем активнее будет приписывание. Сам же феномен «приписывания» бывает в теории атрибуции трех видов:

    • личностное (причинно-следственная связь проецируется на сам субъект, который совершает действие);
    • объектное (связь проецируется объекту, на которое это действие направлено);
    • обстоятельственное (связь приписывается обстоятельствам).

    Механизмы казуальной атрибуции

    Неудивительно, что человек, который рассуждает о ситуации «со стороны», не участвуя в ней напрямую, объясняет поступки других участников ситуации с личностной точки зрения. Если же он напрямую принимает участие в ситуации, то учитывает обстоятельственную атрибуцию, то есть сначала рассматривает обстоятельства, а уже потом приписывает кому-то определенные личностные мотивы.

    Будучи активными участниками социума, люди стараются не делать выводов друг о друге, основываясь только на внешних наблюдениях. Как известно, внешность нередко бывает обманчивой. Именно поэтому казуальная атрибуция помогает людям сформулировать какие-то выводы, опираясь на анализ поступков окружающих, «пропущенный» через фильтр собственного восприятия. Конечно, такие выводы тоже не всегда бывают соответствующими действительности, ведь невозможно судить человека по одной конкретно взятой ситуации. Человек - слишком сложное существо, чтобы так легко о нем рассуждать.

    Почему казуальная атрибуция - это не всегда хорошо

    Существует множество примеров в литературе и кинематографе, когда ошибки казуальной атрибуции приводили к разрушению человеческих жизней. Очень хороший пример - это фильм «Искупление», где маленькая главная героиня делает вывод о другом персонаже, только опираясь на особенности собственного детского восприятия ситуации. Как следствие, жизни многих людей рушатся только потому, что она что-то недопоняла. Вероятные причины, которые мы предполагаем, очень нередко бывают ошибочными, поэтому рассуждать о них как об истине в последней инстанции никогда нельзя, даже если кажется, что никаких сомнений быть не может. Если мы не можем разобраться даже в собственном внутреннем мире, что уж говорить о внутреннем мире другого человека? Нужно стремиться к анализу бесспорных фактов, а не собственных домыслов и сомнений.

    Введение

    Заключение

    Библиография

    Введение

    Данная работа посвящена каузальной атрибуции как социально-психологическому феномену.

    Актуальность данной темы объясняется тем, что каузальная атрибуция определяет социальное поведение, включена в структуру многих социально-психологических процессов, и поэтому ее исследование приобретает существенное теоретическое и практическое значение. Теоретический аспект состоит в том, что сейчас в социальной психологии назрела потребность в создании единой научной теории, объясняющей особенности и механизмы социального восприятия, а один из механизмов социального восприятия - это каузальная атрибуция. Помимо этого, изучение каузальной атрибуции имеет и практическое значение, так как для оптимизации совместной деятельности и межличностных отношений необходимо, помимо прочего, принимать во внимание каузальную атрибуцию как один из основных механизмов социальной перцепции.

    Цель работы заключается в рассмотрении каузальной атрибуции как социально-психологического феномена.

    Объект исследования: процесс социального познания.

    Предмет исследования: каузальная атрибуция как социально-психологический феномен.

    казуальная атрибуция социальный психологический

    1. Каузальная атрибуция как социально-психологический феномен

    Каузальная атрибуция (от лат. causa - причина + attribuo - придаю, наделяю) - это феномен социального восприятия, интерпретация человеком причин поведения другого человека, а также своего собственного.

    Явление каузальной атрибуции имеет место быть тогда, когда люди интерпретируют причины поведения другого человека в условиях недостаточности информации об этих причинах, то есть осуществляется своеобразное достраивание информации. При этом "сфера приписывания становится значительно более широкой - причины приписываются не только поведению отдельного человека, но вообще различным социальным явлениям" и значение явления каузальной атрибуции сводится к тому, что "придать смысл окружающему" .

    2. Теории каузальной атрибуции Ф. Хайдера и Г. Келли

    2.1 Теория каузальной атрибуции Ф. Хайдера

    Ф. Хайдер является основоположником исследований атрибутивных процессов. В предложенной им концепции человек стремится к формированию непротиворечивой и связной картины мира, и в процессе этого стремления у него "вырабатывается "житейская психология" как результат попыток объяснить для себя причины поведения другого человека и прежде всего вызвавшие его мотивы" . При этом важно, "объясняем ли мы то или иное явление факторами, локализованными внутри человека или вне его" (например, объяснить ошибку человека можно его низкими способностями, что будет представлять внутреннюю причину, либо трудностью задачи, что будет являться внешней причиной). Причем характер объяснения "в каждом отдельном случае определяется не только уровнем развития субъекта, его собственными побуждениями, но также необходимостью сохранить когнитивный баланс" . Примером может служить то, что при несовпадении ожидаемых действий и реакций, исходящих от знакомого человека нарушается когнитивное равновесие, и у познающего вступают в действие психологические силы, стремящиеся его восстановить.

    Многие положения концепции Ф. Хайдера были проверены и подтверждены экспериментально, сам же он ссылается на эксперимент М. Циллига, проведенный еще в 1928 году. "В этом эксперименте две группы детей - популярных и непопулярных - выступали перед своими одноклассниками с гимнастическими упражнениями. Хотя "популярные" специально делали ошибки, а "непопулярные" выступали безошибочно, зрители впоследствии говорили об обратном. .

    2.2 Теория каузальной атрибуции Г. Келли

    Теория атрибутивного процесса, предложенная Г. Келли, достаточно развернуто отвечает на вопрос о том, откуда берутся причины, приписываемые объекту восприятия. В данной теории разбираются два случая:

    Когда воспринимающий черпает информацию из многих источников и имеет возможность различным образом комбинировать поведение объекта и его причины, выбрав одну из них, при этом есть неоднократные наблюдения.

    Когда воспринимающий имеет одно-единственное наблюдение и тем не менее должен как-то объяснить причину события,

    которых может быть несколько.

    Для каждого из этих двух случаев предназначен специальный раздел теории Г. Келли: первый случай рассматривается в "модели анализа вариаций" (ANOVA), второй - в теории каузальных схем .

    Модель анализа вариаций включает в себя такие структурные элементы атрибутивного процесса, как: Личность, Стимул (объект), Обстоятельства. "Соответственно называются три вида причин (а не два, как у Хайдера): личностные, стимульные (или объектные) и обстоятельственные" , при этом "три вида элементов и три вида причин составляют "каузальное пространство", которое изображается при помощи куба, где стороны обозначают виды атрибуции" , а сущность процесса приписывания причин заключается в том, чтобы "находить адекватные варианты сочетания причин и следствий в каждой конкретной ситуации" . В данном случае, "когда воспринимающий имеет возможность пользоваться данными многих, а не одного наблюдения, он "подбирает" причину к тем факторам, с которыми, как ему кажется, будет ковариировать результат" . Важно отметить то, что данную схему нельзя рассматривать как абсолютную, так как в ряде случаев "индивид может демонстрировать выбор и сложных причин, например "личностно-объектную"" .

    Суть принципа конфигурации заключается в том, что "если в реальных ситуациях человек не располагает никакой информацией о реакциях субъекта на аналогичные стимулы или о реакциях других людей на тот же самый стимул (т.е. не может использовать критерии подобия, различия и соответствия), то он должен обрисовать для себя всю конфигурацию возможных причин и выбрать одну из них" , и для облегчения этого процесса предлагается учитывать следующие возможные характеристики причин: а) обесценивания (субъект отбрасывает те причины, которым есть альтернатива по причине их "обесценивания"), б) усиления (чаще приписывается причина, которая чем-нибудь усиливается: например, она кажется более вероятной, потому что встречает препятствие), в) систематического искажения информации (ошибки атрибуции), образующих в совокупности "принципы конфигурации" .

    3. Ошибки каузальной атрибуции

    3.1 Фундаментальные ошибки каузальной атрибуции

    В целом фундаментальные ошибки представляют собой "склонность людей игнорировать ситуационные причины действий и их результатов в пользу диспозиционных" , то есть их характер представляет собой переоценку личностных и недооценку обстоятельственных причин.Л. Росс, назвавший это явление "сверхатрибуцией", обрисовывает условия возникновения подобных ошибок:

    "Ложное согласие" выражается в том, что воспринимающий принимает свою точку зрения как "нормальную" и потому полагает, что другим должна быть свойственна такая же точка зрения, иначе вина ложится на "личность" воспринимаемого.

    "Неравные возможности" отмечаются в ролевом поведении: в определенных ролях легче проявляются собственные позитивные качества, и апелляция совершается именно к ним, то есть так же к личности человека, но в данном случае обладающего такой ролью, которая позволяет ему в большей мере выразить себя, что приводит к переоценке личностных причин поведения без принятия в расчет ролевой позиции действующего лица.

    "Большее доверие вообще к фактам, чем к суждениям", проявляется в том, что первый взгляд всегда обращен к личности.

    "Легкость построения ложных корреляций" состоит в том, что наивный наблюдатель произвольно соединяет какие-либо две личностные черты как обязательно сопутствующие друг другу, тем самым автоматически приписывая причину поведения наблюдаемой личности посредством произвольной "связки" черт и причин.

    3.2 Мотивационные ошибки каузальной атрибуции

    Мотивационные ошибки "представлены различными "защитами", пристрастиями, которые субъект атрибутивного процесса включает в свои действия" . Первоначально эти ошибки были выявлены в ситуациях, когда испытуемые стремились сохранить свою самооценку в ходе приписывания причин поведения другого человека. Величина самооценки зависела в большой степени от того, приписываются ли себе или другому успехи или неудачи. . Значительная разработка этой проблемы принадлежит Б. Вайнеру, предложившему рассматривать три измерения в каждой причине:

    внутреннее - внешнее;

    стабильное - нестабильное;

    контролируемое - неконтролируемое.

    Так различные сочетания этих измерений дают восемь моделей - возможных наборов причин. Вайнер предположил, что выбор каждого сочетания обусловлен различной мотивацией .

    При рассмотрении всех экспериментов, касающиеся использования первых двух пар причин (наиболее изученных), то "результат везде однозначен: в случае успеха себе приписываются внутренние причины, в случае неуспеха - внешние (обстоятельства); напротив, при объяснении причин поведения другого возникают разные варианты" , описанные Б. Вайнером.

    Заключение

    В ходе данной работы был рассмотрен социально-психологический феномен каузальной атрибуции, для чего было составлено представление о происхождении и сущности такого понятия, как каузальная атрибуция в социальной психологии, рассмотрены наиболее значимые теории каузальной атрибуции, а также выявлены виды и суть ошибок каузальной атрибуции. Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

    Атрибутивный процесс представляет собой феномен социального восприятия, который мотивирован желанием индивида понять причины и следствия поступков других людей, то есть смысл человеческих отношений, а также потребностью предсказать дальнейший ход этих отношений, что являются важнейшим условием ориентации человека в окружающем его социальном мире.

    Наиболее значимые теории по данной теме включают в себя теорию каузальной атрибуции Ф. Хайдера, теорию корреспондентского выведения Э. Джонса и К. Дэвиса, а также теорию каузальной атрибуции Г. Келли. Но все эти теории, несмотря на интересные находки в описании атрибутивных процессов, рассматривают их вне социального контекста, что приводит к многочисленным разногласиям. Данное упущение пытается преодолеть теория социальной атрибуции, где атрибуция рассматривается с учетом принадлежности познающего и познаваемого индивидов к определенной социальной группе.

    Ошибки каузальной атрибуции включают в себя фундаментальные (переоценка личностных и недооценка обстоятельственных причин) и мотивационные (представлены различными "защитами", пристрастиями, которые субъект атрибутивного процесса включает в свои действия) и являются скорее не "ошибками", а искажением воспринимаемого.

    Библиография

    1.Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - Изд. 2-ое, перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 288 с. [Электронный ресурс]. URL: #"justify">2.Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. - СПб: Питер, 2010. - 672 с. [Электронный ресурс]. URL: #"justify">.Семечкин Н.И. Социальная психология на рубеже веков: истории, теория, исследования: Часть 1. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2001. - 152 с. [Электронный ресурс]. URL: #"justify">.Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред.Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 256 с. [Электронный ресурс]. URL: #"justify">.Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Изд-во "Эксмо", 2005. - 672 с.

    .Юревич А.В. К анализу исследований каузальной атрибуции в зарубежной социальной психологии / А.В. Юревич // Вопросы психологии. - 1986. - № 5. - С. 168-175.

    Понятие атрибуции состоит в том, чтобы понимать и правильно воспринимать собственное поведение. Также в него входит то, как проявляют себя другие люди. Характеризуемые этим понятием качества личности не выделяются явным образом. В поле восприятия их нет. То есть атрибуция - это черты, которые приписываются людям на основании логических умозаключений и интуиции. Понятие указывает и на результат, который вполне может не соответствовать действительности. Также всегда имеется вероятность того, что анализ будет неправильным.

    Что такое атрибуция

    Всё началось со стремления людей объяснять мотивы собственного поведения и поведения других людей. Очень скоро термин был расширен, в результате чего удалось выйти за начальные рамки.

    Атрибуция - это приписывание разных психологических свойств человеку на основании наблюдения за ним. Здесь могут иметь место даже неосознанные умозаключения о ком-либо, а также рассматриваться причины поведения.

    Сейчас атрибуция - это не только определение особенностей чьего-либо поведения. Она представляет собой ряд психологических характеристик, которые могут быть направлены на прочие объекты. В любом случае атрибуция является основным механизмом социального восприятия.

    Каузальная атрибуция

    Каузальная атрибуция - это в психологии понятие, которое возникло от попыток объяснения мотивов собственного и чужого поведения. Но в скором времени термин был расширен. Современная психология направлена на выявление причин поведения, которому сопутствует приписывание разного рода особенностей.

    Каузальная атрибуция - это в психологии понятие, введенное психологом Ф. Хайдером. Бывает нужно спрогнозировать чьё-либо поведение, но для этого не хватает данных. Поэтому мотивы и качества личности часто додумываются. Также характеристики разного рода (не представленные в поле восприятия) могут приписываться социальной общности и группе.

    Кроме того, каузальная атрибуция - это в психологии пример объяснения поступков, мыслей, чувств другого человека. Таким образом, происходит поиск причин, объясняющих поведение индивидуума. Как показали исследования, каждый человек предпочитает ряд схем причинности. То есть он объясняет чужое поведение, руководствуясь привычными схемами. Кроме того, у каждого человека имеется собственный ряд систем и вариантов. Также действуют определённые личные методики причинности, объясняющие чужое поведение.

    Необходимость атрибуции

    Информация, которую можно получить посредством наблюдения, является недостаточной. Её не хватает для полноценного взаимодействия человека с происходящим. Поэтому подобные сведения нужно «достраивать».

    Всё происходит для прогнозирования действий интересующего индивидуума в будущем. Для осуществления атрибуции может использоваться коллектив или отдельный человек.

    Бывает сложно понять чьё-либо поведение. Для этого не хватает чувствительности, знаний в психологии или просто информации. В результате чужое поведение подвергается домысливанию.

    Виды атрибуции

    Люди, у которых развита личностная атрибуция, ориентированы на нахождение виновника того, что произошло. Если приписывать причину ситуации определённому человеку, то проявляется личностная атрибуция в психологии. Примеры не являются сложными: «Мы не успели приехать вовремя, потому что ты опоздал на поезд».

    Если у человека развита обстоятельная атрибуция, то он часто обвиняет внешние факторы. Поиски конкретного лица его не интересуют.

    Стимульная атрибуция состоит в обвинении предмета. Стакан упал и разбился, так как находился на краю стола. Также причина может состоять в том, что сам пострадавший виноват.

    Ошибки восприятия

    Изучение каузальной атрибуции привело к выявлению разных закономерностей, которые приводят к ошибкам восприятия. Примечательно, что успешность посторонних и личные неудачи люди объясняют, используя ситуативную атрибуцию. Обычно мы стараемся к себе относиться мягче и лояльнее, чем к посторонним. А вот для анализа собственных успехов и неудач других используется личностная атрибуция в психологии. В этом состоит особенность человеческой психики.

    Также интересен факт того, что причина успеха обычно связывается с собственными заслугами. А вот в неудачах обвиняют обстоятельства. Человек полагает, что он успешен, потому что является трудолюбивым и умным. А неудача у него произошла исключительно по вине внешних факторов.

    Но вот если речь заходит о другом человеке, то атрибуция в психологии общения проявляется противоположно. Пример: ему повезло, он проныра и подхалим, у этого человека отношения с руководителем не являются формальными. Или же его неудачи связаны с ленью, недостаточным количеством ума.

    Атрибуция при оценивании подчинённых

    В любой организации типичными являются конфликтующие предубеждения в отношении атрибуции. Это в основном касается разных ситуаций, а именно действующих предубеждений.

    Если руководителей попросить рассказать о причинах неэффективности работы подчинённых, то они в основном приводят в качестве причин внутренние факторы. Они состоят в недостатке усилий и способностей. При этом внешние факторы, такие как недостаточная поддержка, ими указываются гораздо реже. Таким образом, происходит переоценка влияния индивидуальных факторов в поведении других людей. Эти результаты свидетельствуют о склонности к недооцениванию влияния ситуационных и преувеличению воздействия индивидуальных факторов.

    Атрибуция для руководителей

    Если к руководителям обратиться с просьбой определения их неэффективности, то большинство выбирает недостаток поддержки, то есть внешний ситуационный фактор. Это связано со склонностью начальников разного уровня отрицать свою ответственность в ситуации. Подобный подход также примечателен принятием ответственности за успех. Атрибуция в психологии - это характеристика, которая проявляется в оценивании собственной деятельности менеджерами.

    Было отмечено увеличение эффективности их труда при улучшении уровня поддержки. Они не считали, что их способности, а также желание трудиться усердно являются значимыми факторами. Но в отношении подчинённых настаивали на значимости этих аспектов.

    А вот люди с развитым чувством эмпатии быстро понимают ощущения других. Кроме того, им свойственно рассматривать подобное поведение, как своё.

    То есть атрибуция - это домысливание чьего-либо поведения при отсутствии дополнительной информации. Все мы стараемся получить как можно большее представление о собеседнике или коллективе на основании каких-то данных. Но вот при их недостаточном количестве возникает атрибуция, которая может соответствовать реальности или ей противоречить. Подобные моменты следует учитывать.

    Каузальная атрибуция - это уникальный феномен в психологии, который характеризует восприятие человеком эмоций, причин и мотивов определенного поведения другого человека. Если вы не владеете достаточным количеством информации о человеке или о ситуации, в которой он находится, то возникает неверное толкование происходящего. Такой феномен восприятия, как правило, основан на приписывании некоторых несуществующих характеристик, особенностей и так далее.

    Теория атрибуции

    Каузальная атрибуция впервые была исследована в середине 20-го века социальными психологами Ли Россом и Фрицем Хайдером. В дальнейшем этот феномен отношений между людьми был отражен в теории атрибуции. Исследователи пытались объяснить рядовым гражданам логику развития некоторых событий и их собственного поведения. Каузальная атрибуция в психологии объясняет, как люди истолковывают для себя поведение других людей, и что из этого следует. В точном переводе это понятие звучит так: "causa" - «причина», "atributio" - «наделение», «придание».

    Способности к каузальной атрибуции

    Очень важно понимать, что различные индивиды могут вести себя аналогично, но при этом их действия могут направляться совершенно разными мотивами. А иногда одни и те же мотивы индивиды реализуют совершено по-разному. Это обусловлено не только различием условий, но и различным внутренним потенциалом. Поэтому, анализируя тот или иной поступок индивида, необходимо учитывать специфику его потребностей, особенности характера, темперамента и так далее. Также имеют значение внешние ситуационные причины. Разумеется, в первую очередь нужно сопоставлять активное и реактивное начала в поведении других людей. Ведь наши отношения с другими людьми основаны на наших ожиданиях, и наоборот, отношения сформированы на том, что мы ожидаем. Чтобы не возникало мнение об изначальной враждебности индивида, нужно стараться вникнуть в его внутренний мир и понимать, что, в принципе, он такой же, как и мы, и вряд ли он умышлено стремится навредить нам.

    Суть каузальной атрибуции

    Психическая проекция - это придание важности любым проявлениям активности другого индивида. В основном такая каузальная атрибуция основывается на сочетании внешнего вида человека и образа поведения, наложенного нами на него.

    Критерии оценки поведения индивида

    Каузальная атрибуция нуждается в критериях, что изначально придает ей характер категоризации и идентификации. Ведь нам известны черты поведения многих людей в самых разнообразных ситуациях и в сочетании с информацией об их индивидуально личностных особенностях. В целом каузальная атрибуция оценивает поведение индивида путем построения модели его внутреннего мира и основываясь на особенности его характера. При этом многократно соотносится то, что видимо, с тем, что представляется нам мысленно.

    Объективность оценки поведения

    Чтобы не допустить ошибки каузальной атрибуции, необходимо быть предельно объективным, то есть очень значимо соотносить себя на месте другого в нравственном плане. Но в некоторых случаях это может мешать определить истинные мотивы его поведения. Например, то, что мы сделали умышленно, другой человек может сделать случайно или по незнанию. Следовательно, один человек может совершать зло в силу своей враждебности, а другой - под влиянием эмоций. Каузальная атрибуция в теории изначально изучалась в рамках социальной психологии. Сейчас ее применяют во многих сферах психологии: педагогической, возрастной, спортивной и пр.