• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Что собой представляют фундаментальные и прикладные науки? Ответ на этот вопрос можно найти, рассмотрев структуру современного научного знания. Оно разнообразно, многосложно и охватывает тысячи различных дисциплин, каждая из которых являет собой отдельную науку.

    Наука и её понимание в современном мире

    Вся история человечества - свидетельство постоянного поиска. Этот непрекращающийся процесс подталкивал человека к разработке различных форм и способов познания мира, одним из которых является наука. Именно она, выступая составляющей культуры, позволяет человеку «познакомиться» с окружающим его миром, познать законы развития и способы существования.

    Обретая научное знание, человек открывает для себя бесконечные возможности, позволяющие ему преобразовывать окружающую его реальность.

    Определение науки как особенной сферы человеческой деятельности приводит к пониманию её основной задачи. Суть последней состоит в систематизации существующих и так называемом производстве новых знаний о реальности, окружающей человека, о различных сторонах этой действительности. Такое понятие науки позволяет представить её как некую систему, включающую множество элементов, связанных общей методологией или мировоззрением. В качестве составляющих здесь выступают различные научные дисциплины: социально-гуманитарные, технические, естественные и другие. Сегодня их больше десяти тысяч.

    Подходы к классификации наук

    Многообразие и сложность всей системы науки детерминирует рассмотрение её особенностей с двух сторон, таких, как:

    • практическая применимость;
    • предметная общность.

    В первом случае все множество научных дисциплин можно условно разделить на две большие группы: фундаментальные и прикладные науки. Если последние имеют непосредственное отношение к практике и направлены на решение каких-либо конкретных задач, то первые, выступая своеобразной основой, являются ориентирами в формировании общего представления о мире.

    Во втором, обращаясь к содержательной стороне, характеризующей дисциплины исходя из трёх предметных сфер (человек, общество и природа), выделяют три:

    • естественные, или, как ещё говорят, естествознание, которое изучает различные стороны природы, это физика, химия, биология, математика, астрономия и т. д.;
    • общественные или социальные, изучающие различные стороны общественной жизни (социология, политология и т. д.);
    • гуманитарные - здесь в качестве объекта выступает человек и все, что с ним связано: его культура, язык, интересы, права и т. д.

    Суть отличий между науками

    Рассмотрим то, что лежит в основе разделения на прикладные науки и фундаментальные.

    Первые можно представить в качестве некоторой системы знаний, имеющих вполне определённую практическую направленность. Они направлены на решение каких-либо конкретных задач: повышение урожайности культур, снижение заболеваемости и т. д.
    Иными словами, прикладными науками являются те, результаты исследований которых преследуют чёткую и, как правило, практическую цель.

    Фундаментальные науки, являясь более абстрактными, служат более высоким целям. Собственно, их название говорит само за себя. Система этих знаний формирует фундамент всего здания науки, даёт представление о научной картине мира. Именно здесь создаются понятия, законы, принципы, теории и концепции, составляющие основу прикладных наук.

    Проблема амбивалентности науки

    Прикладные науки, выступая решением конкретных задач, зачастую не лишены некоторой двойственности своих конечных результатов. С одной стороны, новые знания являются стимулом к дальнейшему прогрессу, они существенно расширяют возможности человека. С другой — они же создают новые, подчас трудноразрешимые проблемы, оказывая отрицательное влияние на человека и окружающий мир.

    Служа чьим-то частным интересам, получению сверхприбылей, прикладные науки в руках человека нарушают созданную Творцом гармонию: негативно влияют на здоровье, угнетают или стимулируют естественные процессы, заменяют природные элементы синтетическими и т. д.

    Эта часть науки вызывает весьма противоречивое отношение к себе, поскольку такое служение потребностям человека в ущерб природе несёт в себе значительную угрозу существованию планеты в целом.

    Соотношение прикладного и фундаментального в науке

    Возможность чёткого разделения наук на вышеуказанные группы оспаривается некоторыми исследователями. Они обосновывают свои возражения тем, что любая сфера научного знания, начиная свой путь с целей, весьма далёких от практики, в конечном счёте может трансформироваться в преимущественно прикладную область.

    Развитие любой отрасли науки проходит в два этапа. Суть первого заключается в аккумуляции знаний до определённого уровня. Преодоление его и переход на следующий маркируются возможностью осуществлять на основе полученных сведений какой-либо вид практической деятельности. Второй этап состоит в дальнейшем развитии полученных знаний и применение их в какой-либо конкретной отрасли.

    Принятая многими точка зрения, относящая результаты фундаментальной науки к новым знаниям, а прикладной - к их практическому применению, является не совсем верной. Проблема в том, что здесь происходит подмена результата и цели. Ведь часто новые знания возможны благодаря прикладным исследованиям, а открытие неизвестных доселе технологий может явиться итогом фундаментальных.

    Принципиальными различиями этих составляющих науки являются свойства полученных результатов. В случае прикладного исследования они прогнозируемы и ожидаемы, а в фундаментальном - непредсказуемы и могут «опрокинуть» уже устоявшиеся теории, что рождает гораздо более ценное знание.

    Соотношение гуманитарных и социальных наук

    Эта предметная сфера научного знания уделяет внимание проблемам человека, изучая его в качестве объекта с самых различных сторон. Однако единства по поводу того, какие науки относить к гуманитарным, пока нет. Причиной этих разногласий можно считать социальные дисциплины, которые также имеют отношение к человеку, но только уже с позиций рассмотрения его в социуме. По мнению ряда наук, человек без общества не может сформироваться в полном смысле этого слова. Примером тому служат дети, оказавшиеся и выросшие в стае животных. Пропустив важный этап своей социализации, они так и не смогли стать полноценными людьми.

    Выходом из сложившейся ситуации стало объединённое название: социально-гуманитарное знание. Оно характеризует человека не только как индивидуального субъекта, но и как участника социальных отношений.

    Социально-гуманитарное знание в прикладном аспекте

    Количество научных дисциплин, формирующих эту предметную сферу, значительно: история, социология, политология, психология, философия, экономика, филология, теология, археология, культурология, юриспруденция и т. д. Все это гуманитарные науки. Прикладные аспекты многих из них появлялись по мере развития. Наиболее ярко проявились в подобном качестве такие дисциплины, как социология, психология, политические и юридические науки. Они являлись фундаментальными и стали основой для практических. В социально-гуманитарной сфере к прикладным наукам относятся: прикладная психология, политические технологии, юридическая психология, криминалистика, социальная инженерия, психология управления и т. д.

    Юридические науки и их роль в развитии прикладного знания

    Эта отрасль научного знания также содержит фундаментальные и прикладные науки. Здесь раздел между ними прослеживается просто. Есть фундаментальная дисциплина - теория государства и права. Она содержит главные понятия, категории, методологию, принципы и является основой для развития всей юриспруденции в целом.

    На основе теории государства и права развиваются все остальные дисциплины, и в том числе прикладные юридические науки. Их появление основано на использовании так называемых неюридических знаний из различных сфер: статистики, медицины, социологии, психологии и т. д. Такое сочетание открыло в своё время новые возможности человеку в обеспечении законности.

    Перечень юридических дисциплин, которые формируют прикладные науки, достаточно большой. Он включает криминологию, криминалистику, юридическую психологию, судебную медицину, судебную статистику, правовую информатику, судебную психологию и другие. Как видим, здесь к прикладным наукам относятся не только сугубо юридические дисциплины, а преимущественно те, которые не относятся к юриспруденции.

    Задачи прикладной науки

    Говоря об этой сфере научного знания, следует отметить, что она, как и фундаментальная, призвана служить человеку и решать его проблемы. Собственно, этим и занимаются прикладные науки. В широком аспекте их задачи должны формироваться как социальный заказ общества, позволяющий решить насущные проблемы. Однако на практике, учитывая конкретный характер прикладных задач, все видится иначе.

    Как уже отмечалось, развитие прикладных наук может быть построено на основе фундаментальных. Существующая тесная, почти генетическая связь между ними не позволяет проводить здесь чёткую границу. И поэтому задачи прикладных наук обусловлены совершенствованием фундаментальных исследований, которые состоят в следующем:

    • возможности открытия неизвестных фактов;
    • систематизации полученных теоретических знаний;
    • формулировке новых законов и открытий;
    • формировании теорий на основе введения в науку новых понятий, концепций и представлений.

    В свою очередь, прикладные науки используют полученные знания для следующих целей:

    • разработки и внедрения новых технологий;
    • проектирования различных устройств и приспособлений;
    • исследование влияния химических, физических и других процессов на вещества и предметы.

    Список будет продолжаться до тех пор, пока существуют человек и наука как особая форма познания реальности. Но главной задачей прикладной науки видится её служение человечеству и его потребностям.

    Прикладные задачи гуманитарной науки

    Эти дисциплины концентрируются вокруг человека и общества. Они здесь выполняют свои специфические задачи, обусловленные их предметом.

    Развитие прикладных наук возможно как с приоритетом практической составляющей, так и с теоретической. Первое направление широко распространено и охватывает различные отрасли научного знания, о которых уже было сказано.

    Относительно второго направления следует отметить, что прикладные теоретические науки строятся на совершенно иных основаниях. Здесь в качестве фундамента выступают:

    • гипотезы;
    • закономерности;
    • абстракции;
    • обобщения и т. д.

    Сложность такого вида знания состоит в том, что предполагается наличие особого вида конструктов - абстрактных объектов, которые связываются воедино теоретическими законами и направлены на исследование сущности явлений и процессов. Как правило, к таким способам познания реальности прибегают философия, экономика, социология, политическая и юридическая науки. Кроме теоретических оснований они могут использовать и эмпирические данные, а также аппарат математических дисциплин.

    Человек, являясь частью природы и имея некоторые черты сходства с животными, особенно с приматами, однако же обладает совершенно уникальным свойством. Его головной мозг может выполнять действия, называемые в психологии когнитивными, - познавательные. Способность человека к абстрактному мышлению, связанная с развитием коры головного мозга, привела его к целенаправленному постижению закономерностей, лежащих в основе эволюции природы и общества. В результате возник такой феномен познания, как фундаментальная наука.

    В этой статье мы рассмотрим пути развития ее различных отраслей, также выясним, чем теоретические исследования отличаются от практических форм когнитивных процессов.

    Общее знание - что это такое?

    Часть познавательной деятельности, исследующая базовые принципы строения и механизмов мироздания, а также затрагивающая причинно-следственные связи, возникающие вследствие взаимодействий объектов материального мира, - это и есть фундаментальная наука.

    Она призвана изучать теоретические аспекты как естественно-математических, так и гуманитарных дисциплин. Специальная структура Организации Объединенных Наций, занимающаяся вопросами науки, образования и культуры, - ЮНЕСКО - относит к фундаментальным изысканиям именно те, которые приводят к открытию новых законов мироздания, а также к установлению связей между явлениями природы и предметами физической материи.

    Почему нужно поддерживать теоретические исследования

    Одним из отличительных признаков, присущих высокоразвитым государствам, является высокий уровень развития общего знания и щедрое финансирование научных школ, занимающихся глобальными проектами. Как правило, они не дают быстрой материальной выгоды и часто являются трудоемкими и дорогостоящими. Однако именно фундаментальная наука является той основой, на которой базируются дальнейшие практические опыты и внедрение полученных результатов в промышленное производство, сельское хозяйство, медицину и другие отрасли человеческой деятельности.

    Наука фундаментальная и прикладная - движущая сила прогресса

    Итак, глобальное познание сущности бытия во всех формах его проявления является продуктом аналитико-синтетических функций человеческого мозга. Эмпирические предположения древних философов о дискретности материи привели к появлению гипотезы о существовании мельчайших частиц - атомов, озвученной, например, в поэме Лукреция Кара «О природе вещей». Гениальные исследования М. В. Ломоносова и Д. Дальтона привели к созданию выдающегося атомно-молекулярного учения.

    Постулаты, которые предоставила фундаментальная наука, послужили основанием для последующих прикладных исследований, проведенных учеными-практиками.

    От теории к практике

    Путь от кабинета ученого-теоретика к научно-исследовательской лаборатории может занимать многие годы, а может быть стремительным и насыщенным новыми открытиями. Например, российские ученые Д. Д. Иваненко и Е. М. Гапон в 1932 году в лабораторных условиях открыли состав атомных ядер, а вскоре профессор А. П. Жданов доказал существование внутри ядра чрезвычайно больших сил, связывающих протоны и нейтроны в единое целое. Они были названы ядерными, а прикладная дисциплина - ядерная физика - нашла им применение в циклофазотронах (один из первых создан в 1960 году в г. Дубне), в реакторах АЭС (в 1964 году в г. Обнинске), в военной промышленности. Все выше риведенные нами примеры наглядно показывают, как взаимосвязана между собой фундаментальная и прикладная наука.

    Роль теоретических исследований в понимании эволюции материального мира

    Неслучайно начало становления общечеловеческого знания связывают с развитием, прежде всего, системы естественных дисциплин. Наше общество изначально пыталось не только познать законы материальной действительности, но и получить над ними тотальную власть. Достаточно вспомнить известный афоризм И. В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача». Для иллюстрации давайте рассмотрим, как развивалась физическая фундаментальная наука. Примеры, подтверждающие человеческий гений, можно найти в открытиях, приведших к формулировке

    Где используют знание закона гравитации

    Все началось с опытов Галилео Галилея, доказавшего, что вес тела не влияет на скорость, с которой он падает на землю. Затем в 1666 году Исаак Ньютон сформулировал постулат вселенского значения - закон всемирного тяготения.

    Теоретические знания, которые получила физика - фундаментальная человечество с успехом применяет в современных методах геологоразведки, в составлении прогнозов океанских приливов. используют в проведении расчетов движения искусственных спутников Земли и межгалактических станций.

    Биология - фундаментальная наука

    Пожалуй, ни в какой другой отрасли человеческого знания нет такого изобилия фактов, служащих ярким примером уникального развития когнитивных процессов у биологического вида Человек разумный. Постулаты естествознания, сформулированные Чарльзом Дарвином, Грегором Менделем, Томасом Морганом, И. П. Павловым, И. И. Мечниковым и другими учеными, коренным образом повлияли на развитие современной эволюционной теории, медицины, селекции, генетики и сельского хозяйства. Далее мы приведем примеры, подтверждающие тот факт, что в области биологии фундаментальная и прикладная наука тесно взаимосвязаны между собой.

    От скромных опытов на грядках - к генной инженерии

    В середине XIX столетия в небольшом городке на юге Чехии Г. Мендель проводил эксперименты по скрещиванию между собой нескольких сортов гороха, которые различались окраской, а также формой семян. У полученных гибридных растений Мендель собирал плоды и подсчитывал семена с различными признаками. Благодаря своей чрезвычайной скрупулезности и педантичности, экспериментатор провел несколько тысяч опытов, результаты которых представил в отчете.

    Коллеги-ученые, вежливо выслушав, оставили его без внимания. А напрасно. Прошло почти сто лет, и сразу несколько ученых - Де Фриз, Чермак и Корренс - объявили об открытии законов наследственности и о создании новой биологической дисциплины - генетики. Но лавры первенства достались не им.

    Фактор времени в осмыслении теоретического знания

    Как оказалось впоследствии, они продублировали опыты Г. Менделя, взяв лишь другие объекты для своих исследований. К середине XX века новые открытия в области генетики посыпались как из Де Фриз создает свою мутационную теорию, Т. Морган - хромосомную теорию наследственности, Уотсон и Крик расшифровывают структуру ДНК.

    Однако три главных постулата, сформулированные Г. Менделем, до сих пор остаются краеугольным камнем, на котором стоит биология. Фундаментальная наука в очередной раз доказала, что ее результаты никогда не пропадают даром. Они просто ждут нужное время, когда человечество будет готовым понять и оценить новые знания по заслугам.

    Роль дисциплин гуманитарного цикла в развитии глобальных познаний о мироустройстве

    История - одна из самых первых отраслей человеческого знания, зародившаяся еще в античные времена. Ее основателем считают Геродота, а первым теоретическим трудом - трактат «История», написанный им же. До настоящего времени эта наука продолжает изучать события прошлого, а также выявляет возможные причинно-следственные связи между ними в масштабе как общечеловеческой эволюции, так и в развитии отдельных государств.

    Выдающиеся исследования О. Конта, М. Вебера, Г. Спенсера послужили весомым доказательством в пользу утверждения о том, что история - фундаментальная наука, призванная устанавливать законы развития человеческого общества на различных этапах его развития.

    Ее прикладные отрасли - экономическая история, археология, история государства и права - углубляют наши представления о принципах организации и эволюции социума в контексте развития цивилизаций.

    Юриспруденция и ее место в системе теоретических наук

    Как функционирует государство, какие закономерности можно выявить в процессе его развития, каковы принципы взаимодействия государства и права - на эти вопросы отвечает фундаментальная Она содержит в себе наиболее общие для всех прикладных отраслей правоведения категории и понятия. Их затем успешно применяют в своей работе криминалистика, судебная медицина, юридическая психология.

    Юриспруденция обеспечивает соблюдение правовых норм и законов, что является важнейшим условием сохранения и процветания государства.

    Роль информатики в процессах глобализации

    Чтобы представить себе, насколько востребована эта наука в современном мире, приведем следующие цифры: более 60% всех рабочих мест в мире оснащены компьютерной техникой, а в наукоемких производствах показатель возрастает до 95 %. Стирание информационных барьеров между государствами и их населением, создание глобальных мировых торговых и экономических монополий, образование интернациональных коммуникативных сетей невозможно без IT-технологий.

    Информатика как фундаментальная наука создает комплекс принципов и методов, обеспечивающих компьютеризацию механизмов управления любыми объектами и процессами, происходящими в социуме. Ее наиболее перспективные прикладные отрасли - это разработка сетей, экономическая информатика, а также компьютерное управление производства.

    Экономика и ее место в мировом научном потенциале

    Экономическая фундаментальная наука является базой для современного межгосударственного промышленного производства. Она выявляет причинно-следственные связи между всеми субъектами хозяйственной деятельности общества, а также развивает методологию единого экономического пространства в масштабах современной человеческой цивилизации.

    Зародившись в трудах А. Смита и Д. Рикардо, впитав идеи о монетаризме, современная экономическая наука широко использует концепции неоклассики и мейнстрима. На их основе сформировались прикладные отрасли: региональная и постиндустриальная экономика. Они изучают как принципы рационального размещения производства, так и последствия научно-технической революции.

    В данной статье мы выяснили, какую роль играет в развитии общества фундаментальная наука. Примеры, приведенные выше, подтверждают ее первостепенное значение в познании законов и принципов функционирования материального мира.

      Фундаментальные исследования исследования, проводимые с целью лучше понять фундаментальные принципы. Зачастую конечные результаты таких исследований не несут прямой коммерческой выгоды: фундаментальные исследования начинаются с потребности… … Википедия

      ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ типы исследований, различающиеся по своим социально культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно по характерным для каждого типа формам взаимодействия… … Философская энциклопедия

      Знания новые - знания, не получившие широкого распространения в знаковой форме в силу небольшого времени, прошедшего с момента их получения или публичного представления. Секретность по отношению к полученным знаниям делает их недоступными для широкого круга,… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

      ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - типы исследований, различающиеся по своим социально культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно, по характерным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений. Все различия, однако,… … Философия науки: Словарь основных терминов

      Фундаментальные науки - в чистом виде не встречаются, но в каждой науке есть фундаментальная, естественная и прикладная составляющие. Фундаментальная составляющая это работа на границе между нашим знанием и незнанием в задуманном направлении. Естественная составляющая… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

      КОНЦЕПЦИИ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ - концепции, посвященные осмыслению соц. зависимостей, механизмов и функций человеческого знания, исследуемых с применением социологич. методов. Социология знания имеет большую предысторию. Однако лишь с осознанием специфики собственного социологич … Российская социологическая энциклопедия

      - (ЕАОИ) Оригинальное название Eurasian Open Institute Основан … Википедия

      Экспертные системы Социологический справочник

      Культурология (греч. λόγος слово, учение, наука) область знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность. Культурология наука, изучающая сущность, функционирование и… … Википедия

      - (лат. cultura возделывание, земледелие, воспитание; др. греч. λόγος мысль как причина) совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития. В задачи культурологии входит… … Википедия

      Системы экспертные - компьютерные системы, аккумулирующие знания экспертов, а также некоторые фундаментальные знания в той или иной проблемной области, обладающие способностью к логическим выводам и выступающие в качестве электронного консультанта для лиц,… … Экология человека

    Книги

    • Фундаментальные основы Аюрведы , Амритананда Чопра. Вы когда-либо задумывались, почему фрукты и овощи такого разного цвета и по разному пахнут, и вкусы у них такие разные? Вы задумывались, как цвет, запах и вкус пищи могут влиять на наше…

    Продолжаем. О смысле и функциях образования и науки.

    В ученом сообществе сейчас часто обсуждается проблема сущности фундаментальной науки, ее взаимодействие с прикладными исследованиями, ее необходимость и т.д. Вот и в газете "Троицкий вариант" (одном из рупоров движения в защиту науки), в №19 (63) за 2010 год была опубликована замечательная статья З. Сигаладзе и К. Филипчук «Зачем нужна фундаментальная наука?» . Авторы - вполне резонно в данном контексте - используют для своих «апологетических» целей, в частности, «аргумент к авторитету», а именно ссылаются на слова Р.Р. Вильсона, первого директора национальной лаборатории ускорителей им. Ферми (США). Речь идет о том, что каждый из фундаментальных проектов «имеет отношение…к уважению, с которым мы относимся друг к другу, к достоинству человека, к нашей любви к культуре… Он [касается всего того, что делает] страну достойной защиты». Чуть ниже цитируются слова К.Шеннона «Мне было просто интересно, как эти вещи [в мире] устроены». Авторы статьи, соглашаясь с этими аксиологическими и гносеологическими интенциями, справедливо обобщают: «Наличие фундаментальной науки гораздо сильнее влияет на жизнь общества, чем это можно предположить из чисто технологических соображений… Фундаментальная наука - это важная часть общей культуры общества. Ее наличие указывает на высокоразвитое общество, на совсем другой уровень образования, мотиваций и жизненных установок членов этого общества [жаль, авторы не вспомнили здесь про знаменитую пирамиду потребностей Маслоу; выделение мое - З.Г.]. Иначе эту самую фундаментальную науку нельзя привить и культивировать… Лживое коррумпированное общество не может поддерживать фундаментальную науку… От того, каким содержанием наполняется коллективное бессознательное общества, зависит вся жизнь этого общества. Если из этого коллективного бессознательного изгнана фундаментальная наука, не будет и других проявлений культуры (выделено мной - З.Г.)… Фундаментальная наука нужна для того, чтобы в один прекрасный день мы, проснувшись, не обнаружили, что нами правит “Повелитель всех зверей на земле и рыб в море” [речь идет о приснопамятном опыте Уганды и ее диктатора Иди Амина - К.М.]. Но это, в сущности, тот же ответ, что дал Р.Р. Вильсон американскому Конгрессу».
    Насчет повелителя рыб и «одного прекрасного дня» - мы уже близки к этому, если учесть,что в одном из филиалов Волжского государственного университета УЖЕ читается спецкурс «Конструктивные особенности летающих тарелок».
    Смотрим:

    Но мне кажется явно неполным список «авторитетов», на идеи которых ссылаются авторы "Троицкого варианта", подчеркиваю, превосходной самой по себе статьи. Мне представляется, что привлечение философского инструментария совершенно необходимо при анализе данного вопроса (о функциях и предназначении фундаментальной науки). И я полагаюм, что ключ к решению многих проблем в этой области, включая проблемы образования (через которое фундаментальная наука только и может полноценно и адекватно «социализоваться»), следует искать в методологии великого греческого философа-гуманиста Аристотеля.

    Традиционно принято считать, что методологически-концептуальное различение фундаментальных и прикладных исследований и первое принципиальное обоснование смысла фундаментальной науки как таковой принадлежит основоположнику экспериментальной науки (т.е. науки в ее современном виде) Фрэнсису Бэкону. Речь, конечно же, идет о его знаменитом учении о светоносных и плодоносных опытах. ("Надежду же на дальнейшее движение наук вперёд только тогда можно хорошо обосновать, когда естественная история получит и соберёт многочисленные опыты, которые сами по себе не приносят пользы, но содействуют открытию причин и аксиом. Эти опыты мы обычно называем светоносными в отличие от плодоносных "). Однако, мы считаем, что такая точка зрения (относительно приоритета Бэкона) неверна , а злоупотребление ею может привести к печальным последствиям для саморефлексии науки и, в конечном счете (как мы уже видим), к практической неспособности научного сообщества адекватно противостоять тенденциям средневекового мракобесия. Ученым реально не хватает методически выверенных аргументов , чтобы противостоять софистике «а-ля Фейерабенд» в устах апологетов «общества фашиствующего безмыслия » (данный термин восходит к Фромму). И именно модель науки Аристотеля (кстати, впервые осмыслившего науку как таковую - как форму и способ духовного освоения мира) здесь, на наш взгляд, может и должна служить нашим мощным оружием против опасных провокаций в стиле «либерализации науки».

    Но прежде чем излагать нужные нам фрагменты учения Аристотеля о науке, необходимо произвести краткий исторический экскурс. С легкой руки Карла Ясперса в историософии принято именовать VII -VI вв. до н.э. «осевым временем» , ибо именно в этот период в различных культурах происходят парадигмальные сдвиги в способе освоения мира, сдвиги, определившие характер дальнейшего культурного развития человечества. Наиболее ярко выразились эти сдвиги в греческой цивилизации, подарившей нам теоретическую философию как общую методологию и рациональную картину мира в целом (и теоретическую науку как таковую тоже). Вот как характеризует сущность этого концептуального «сдвига мышления» великий философи логик века ХХ Эдмунд Гуссерль.

    В VII -VI вв. до н.э. в Древней Греции (в общественном сознании, в среде «деятелей умственного труда», ученых, «мудрецов») возникает особая духовная установка - установка на незаинтересованный, «чистый» поиск истины, истины ради нее самой. У человека рождается внутренняя, «экзистенциальная» потребность ПОНЯТЬ и ПОСТИЧЬ мир в его собственной, объективной логике существования и изменения. Причем это постижение направлено не только на фрагменты мира (наука), но и на мир в целом (философия). Обретение подобного знания ничего не принесет человеку в материальном смысле (даже, скорее, наоборот - как скажет старик Екклесиаст, «многие знания - многие печали»). В большинстве случаев прежний душевный «покой» будет безвозвратно утерян - человек поймет всю ограниченность себя прежнего, несовершенство себя нынешнего, неопределенность себя будущего, заглянет в бездну бытия, испытает «метафизический ужас» (как скажет потом М. Хайдеггер ), оказавшись один на один с Абсолютом и Пределом Всего. Но человек - поскольку он ЧЕЛОВЕК (именно так объяснит потом этот феномен сам Аристотель, начавший свой главный трактат тезисом «Все люди от природы стремятся к знанию ») уже не может остановиться в этом поиске. Объективная истина становится главным ориентиром человеческого познания, становится самоценностью. Человек совершает «волевое epoche » (Гуссерль) - сознательное «воздержание» от всякого утилитарно-практического отношения к познанию и его последствиям. Рождается новый тип человека культурного .

    А теперь вернемся к Аристотелю и нашей позиции, согласно которой именно он первым осознал специфику «чистого научного знания», к которому стремятся «ради него самого, ради своей человеческой культуры».

    Речь, конечно же, идет о знаменитой аристотелевской классификации наук - о делении их на теоретические, практические и творческие. Самый важный класс наук, конечно же, теоретические. Это: 1) математика; 2) теоретическое естествознание - рациональное исследование основополагающих элементов и структур эмпирического мира и 3)философия - теоретическое моделирование структур бытия как такового. Критериальным свойством теоретических наук является то, что знание в них существует и достигается «ради самого знания », ради удовлетворения специфически человеческой потребности к познанию и осмыслению окружающего мира, ради реализации «природы человека».

    Иными словами (уже переводя разговор в педагогическую и социально-антропологическую плоскость), Аристотель доказывает, что изучение математики, естествознания, философии (развивающими, соответственно, три основные компоненты рационального мышления - как содержательные, так и методические) является необходимым для полноценной ориентации человека в мире , для обретения им гармонии с самим собой (= со своей сущностью культурного существа), для осмысленного существования в мире, «который мы застаем при собственном рождении» (Хайдеггер) , для адекватного формирования СВЯЗНОЙ, ЦЕЛОСТНОЙ картины мира, для релевантной социализации в качестве человека разумного.

    Есть ли у кого-то теперь недоумения по поводу того, почему именно математика (кстати, именно о ней особо пишут и авторы обсуждаемой статьи в «Троицком варианте» в связи с печально известным фурсенковским «Математика убивает креативность»), естествознание (с его квинтэссенцией - астрономией) и философия подвергаются нынче максимальным нападкам со стороны «строителей Дивного Нового Мира»? По поводу того, почему астрономию исключают из школьных программ , в Москве четверть века не работает Планетарий , в ТНУ им. Вернадского в Симферополе - близ двух обсерваторий, не считая РТ в Голубом Заливе! - закрывают кафедру астрономии , а на астрономическое отделение физфака МГУ в 2010 г. - не забудем про то, что 2009 был годом астрономии! - записываются… 6 человек? Почему в ООН уже всерьез обеспокоены процедурой выбора ответственного за встречу инопланетян , а масса молодежи их уже ждет, ознакомившись с этой публикацией ? Почему в государственном ВУЗе при наличии ГОСа по курсу «Концепции современного естествознания» проводятся видеосеминары на тему «Злые и добрые духи», проводятся практические занятия по измерению половой чакры куском проволоки и читаются лекции про конструктивные особенности летающих тарелок? Почему даже лучшие студенты не знают о Копернике, никогда не слышали про угловые секунды и искренне спрашивают: "Что такого может дать астрономия (выгодного или опасного), чтобы её специально зажимать?". Она дает понимание своего места в мире, заставляет думать , формирует картину мира.

    Вывод, по-моему, очевиден. Мы имеем дело с целенаправленной стратегией и тактикой уничтожения рационального мышления как феномена и психически здоровых граждан как его носителей, с разрушением образовательного пространства как такового , с вредительством в особо крупных масштабах по отношению к будущему страны и нации.

    Сознание, в которое органическим образом не ассимилированы знания этих трёх основных дисциплин (математики, естествознания, философии) - сознание a priori раздвоенное, мечущееся, страдающее . Вынужденное вытеснять получающиеся внутренние конфликты в нижние слои психики - как говорится, читайте дядюшку Фрейда. Но не будем забывать, что никакое свято место пусто не бывает. На оставленные теоретическими (= фундаментальными) науками позиции стремительно врываются иные формы и способы миропостижения , задача которых - перестроить психику таким образом, чтобы нивелировать разрушительные последствия указанного конфликта в сознании. Но формы-то эти, как мы теперь понимаем, не адекватные, а «превращено-извращенные», если не бояться пользоваться марксистской терминологией. Вот и получаем мы мракобесие всех мастей . Все закономерно.

    Один из блогеров в комментариях к этому посту Фрица Моргена написал: " Не придем ли мы к обществу, где обожествляется всё непонятное, всё, в чем не уверен и природу чего человек не понимает? Не укатимся ли в архаику?"

    Отвечаю. Укатимся. Уже укатываемся. Видео же только что посмотрели. А вообще по этому поводу очень много дельных вещей сказал Огюст Конт в своей теории трех стадий развития интеллекта. И хотя сам по себе позитивизм - тупиковая методология, сама теория трех стадий великолепна!

    Весьма неоднозначная фигура, крупный методолог науки ХХ века знаменитый Пол Фейерабенд предсказал (точнее, провозгласил) этот процесс еще несколько десятилетий назад. Он предложил вообще отказаться от идеи приоритета науки и научного познания в освоении мира. Чем больше будет таких способов - магия, религия, обыденное сознание, наука и т.д. - тем богаче будет духовная жизнь индивида, тем полнее, с большего количества позиций и точек зрения он будет познавать мир. В собственно науке же вообще нужно отказаться от «приоритетных» направлений . Чем больше будет самых разных теорий, тем лучше (известный тезис о «пролиферации », т.е. «размножении» научных теорий). Весьма показательно название основной работы Фейерабенда - «Против методологического принуждения ». Ученые (точнее, теперь «исследователи») должны взять на вооружение принцип «Все дозволено» , ибо следование какому-либо предписанному методу несовместимо с творческим мышлением (а вы еще спрашиваете, откуда в ВУЗе курс по изучению летающих тарелочек). Неудивительно, что в своем воинствующем релятивизме стирающая всякие демаркационные линии между рациональностью, нерациональностью и иррациональностью, теория Фейерабенда получила наименование «методологический анархизм ». Несмотря на некоторые здравые выводы (такие, как, например, тезис о «зашоренности» взгляда ученого, не признающего иных типов интерпретации опыта, чем его собственный, и потому попадающего в порочный круг), концепция эта отдает дурной эпатажностью и как минимум не очень хорошо, на наш взгляд, согласуется с реальной практикой научного поиска. Увы, но 21-й век, похоже, взял у Фейерабенда самое деструктивное, что было в его модели… Это очень страшно! Увы, даже многие реально обеспокоенные наступлением Эры Тотального Невежества ученые весьма слабо представляют себе масштаб воцарившегося в «стране победившего сюрреализма» абсурда. Очень многие считают, что игнорирование подобных явлений само собой покончит с ними. А это опасная иллюзия. Враг, задумавший искоренить рациональную культуру, уже у наших ворот! Не будем уподобляться Бидерманну из сатирической пьесы Макса Фриша «Бидерманн и поджигатели» .

    Проиллюстрируем наши рассуждения о «раздвоенном сознании» несколькими цитатами из замечательной статьи «выдающегося научного журналиста и писателя, устанавливающим… высокие стандарты… для популяризации науки» Тимоти Ферриса «Несколько слов о популяризации науки» [в предыдущем посте мы уже приводили эти цитаты]. Итак, «большинство граждан остаются отчужденными от науки. Каждый год мы читаем в газетах истории о так называемой «научной безграмотности»… Все это весьма прискорбно, но еще более серьезную озабоченность вызывает тот факт, что весьма немногие понимают, что представляет собой наука как процесс… Проблема состоит в том, что выпускники так и не научились исследовать подобные [принципиальные, типа «Почему сменяются времена года?», по Феррису - прим. З.Г.] вопросы. В конце концов, что вы думаете, менее важно, чем как вы думаете… Популяризация науки должна… дать возможность людям лучше жить в целостном, а не в раздвоенном мире, который не находится в ладах с самим собой… (выделено мной - прим. З.Г.). Наука - процесс, способ подхода к миру… Наука до сих пор не стала частью культурного поля [выделено мной - прим. З.Г.]… Задачи, поставленные перед работающими учеными, не знакомы широкой публике [а это одна из причин «недоверия» к науке и, в конечном счете, падения ее авторитета, а вместе с ним и культуры рационального мышления вообще, о котором (падении) Феррис много говорит в своей статье - прим. З.Г.]».

    «Думайте сами, решайте сами - пущать или не пущать»…

    Обусловленных ими; - затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, - служит расширению теоретических, концептуальных представлений, в частности - детерминации идео- и формообразующей сущности предмета их изучения, - мироздания как такового во всех его проявлениях, в том числе и охватывающих сферы интеллектуальные, духовные и социальные. С точки зрения гносеологии (теории познания) фундаментальная наука доказывает познаваемость мира, обосновывает практическую целесообразность во взаимодействии наук, различных научных методов исследования естественых и гуманитарных наук.

    Задачи и функции

    В задачи фундаментальной науки не входит скорая и непременная практическая реализация (тем не менее, перспективно - эпистомологически целесообразные), в чём и состоит коренное отличие её от утилитарной теоретической или прикладной науки, являющихся таковыми и по отношению к ней. Однако результаты фундаментальных изысканий находят и актуальное применение, постоянно корректируют развитие любой дисциплины, что вообще немыслимо без развития фундаментальных её разделов - любые открытия и технологии непременно опираются на положения фундаментальной науки по определению , а в случае противоречия с конвенциональными представлениями , не только стимулируют модификации таковых, - нуждающихся в фундаментальных исследованиях для полноценного понимания процессов и механизмов, лежащих в основе того или иного феномена , - дальнейшего совершенствования метода или принципа . Традиционно фундаментальные исследования соотносимы были с естествознанием, в то же время все формы научного познания опираются на системы обобщений, являющихся их основой; таким образом и все гуманитарные науки обладают или стремятся обладать аппаратом, способным охватить и сформулировать общие фундаментальные принципы исследований и методы их истолкования.

    Государство, обладающее достаточным научным потенциалом, и стремящееся к его развитию, непременно способствует поддержке и развитию фундаментальных исследований, несмотря на то, что они зачастую не являются рентабельными .

    Так вторая статья федерального закона России от 23 августа 1996 года за № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» даёт такое определение фундаментальным исследованиям:

    Экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.

    История и эволюция

    Самым ярким примером, иллюстрирующим характерные особенности фундаментальной науки, конечно, может служить история исследований, связанных со строением материи, в частности - строения атома , практическую реализацию которые нашли, без преувеличения, только через сотни лет после зарождения начальных представлений атомизма , и через десятки - после оформления теории строения атома.

    В каждой области знаний наблюдается подобный процесс, когда от первичного эмпирического субстрата, через гипотезу , эксперимент и теоретическое его осмысление, при соответствующем их развитии и расширении, совершенствовании методологии , наука приходит к определённым постулатам , способствующим, например, поиску и формированию количественно выраженных положений, являющихся теоретической основой и для дальнейших теоретических же исследований, и для формирования задач прикладной науки.

    Совершенствование инструментальной базы, как теоретической, так и экспериментальной, - практической, служит (в корректных условиях реализации), совершенствованию метода. То есть любая фундаментальная дисциплина и любое прикладное направление способны, в определённой степени, взаимно участвовать в развитии понимания и решения их самостоятельных, но и общих задач: прикладная наука расширяет возможности исследовательского инструментария, как практического, так и теоретического, фундаментальной науки, которая, в свою очередь, результатами своих исследований, предоставляет теоретический инструмент и основу для развития прикладной по соответствующей тематике. В этом кроется одна из основных причин необходимости поддержки фундаментальной науки, которая как правило не обладает возможностями самофинансирования.

    _________________________________

    Роль, но и сложность формирования фундаментальных понятий и представлений, то бишь ― тех, на которые опираются в дальнейшем теоретические и практические исследования всех наук; а также ― необходимость взаимодействия их, можно наблюдать на примере истории развития термодинамики (науки «завершённой»), законы которой давно неотъемлемы для многих направлений естествознания.

    Но одно из ключевых понятий термодинамики, каковым является энтропия , соприкасается с теорией информации , являющейся общенаучным средством исследования. Однако, если другие физические величины (давление, температура, скорость) достаточно просты для непосредственного восприятия, то величина энтропии (или, по Людвигу Больцману ― «меры беспорядка в системе») определяется только математически. И если энтропию и информацию нельзя свести к прямой аналогии, то математический расчёт их позволяет в некотором смысле отождествлять эти абстрактные величины. Для наглядности эволюции представлений можно вспомнить, что некогда человеку не было известно понятие скорость ...

    Но дальнейшие попытки «универсализации» энтропии, когда философия пытается применить закономерности, связанные с её вычислением, к другим областям деятельности человека, ― интеллектуальной, творческой, наконец, ― к истолкованию её, философии, собственных проблем (различных феноменологических моделей и т. д.), не выразились позитивными результатами .

    Всё сводится к метафизическим выводам, не более, в том числе ― к объяснению науке того, чем и почему она должна заниматься, то есть ― к начальной фазе эпистемологии (иначе формулы будут километровыми, но приводить они будут также к метафизике...; и как тут не вспомнить «здравомыслие физика», о котором говорит Джозайя Гиббс). Такой путь представляется непродуктивным. Но даже этот, на первый взгляд отрицательный результат говорит о том, что следует искать другие пути для синтеза.

    Целесообразность и первостепенная ценность фундаментальных исследований доказана многовековым (и бесконечным!) опытом науки, как и потребность подготовки тех, кто с наибольшим успехом, пусть и циклически, будет двигаться по пути познания природы и своего существа, ― самосовершенствования...; ― развития и расширения возможностей применения этого опыта.

    Поль Шамбадаль, на чьё мнение частично опирается вышесказанное, перефразируя тезис Сади Карно , предлагает «говорить мало о том, что нам кажется известным, и совсем не говорить о том, что нам с определённостью неизвестно».

    Ошибки толкования

    Об опасностях, которыми чревато неправильное понимание, и тем более - публичное освещение вопросов, имеющих отношение к достаточно сложным научным проблемам, предостерегал ещё М. В. Ломоносов в своём «Рассуждении об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенном для поддержания свободы философии» (1754); не теряют своей актуальности эти опасения и по сей день . Справедливы они и в отношении случающегося ныне толкования роли и значения фундаментальных наук, - отнесения к их компетенции исследований иной «жанровой» принадлежности .

    Характерна ситуация, когда наблюдается непонимание самих терминов фундаментальная наука и фундаментальные исследования , - неправильное их употребление, и когда за фундаментальностью в контексте такого использования стоит обстоятельность какого-либо научного проекта. Такие исследования, в большинстве случаев, имеют отношение к масштабным изысканиям в пределах прикладных наук, к большим работам, подчинённым интересам тех или иных отраслей промышленности и т. п. Здесь за фундаментальностью стоит только атрибут значительности , притом никоим образом их нельзя отнести к фундаментальным - в том значении, о котором сказано выше. Именно такое неправильное понимание порождает деформацию представлений об истинном смысле действительно фундаментальной науки (в терминах современного науковедения), которая начинает расценивается исключительно как «чистая наука» в самом превратном толковании, то есть как наука оторванная от реальных практических потребностей, как обслуживающая, например, корпоративные проблемы яйцеголовых .

    Достаточно быстрое развитие техники и системных методов (в отношении реализации полученного и давно «предсказанного» фундаментальной наукой) создаёт условия для иного рода неправильной классификации научных исследований, когда новое их направление, принадлежащее к области - междисциплинарных , расценивается как успех освоения технологической базы или наоборот, представляется только в виде линии развития - фундаментальных. В то время как последним эти научные исследования, действительно, обязаны своим происхождением, но имеют в большей степени отношение - к прикладным, и лишь косвенно служат развитию фундаментальной науки .

    Примером тому могут служить нанотехнологии , основа которых сравнительно недавно, по срокам развития науки, была заложена, в числе многих других направлений фундаментальных исследований, - коллоидной химией , изучением дисперсных систем и поверхностных явлений . Однако это не значит, что лежащие в основе той или иной новой технологии фундаментальные исследования должны быть полностью подчинены ей, поглотив обеспечение других направлений; когда возникает опасность перепрофилирования в отраслевые научно-исследовательские учреждения, призванных заниматься фундаментальными исследованиями достаточно широкого диапазона. И, что самое главное и печальное, это может привести к тому, что придётся «покупать технологии» и специалистов, но, как известно, - не всё продаётся и покупается... .

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Наука / Алексеев И. С. // Моршин - Никиш. - М. : Советская энциклопедия, 1974. - (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969-1978, т. 17).
    • Алексеев И. С. Наука // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . - М. : Советская энциклопедия , 1983. - С. 403-406. - 840 с. - 150 000 экз.
    • Луи де Бройль . По тропам науки. - М.: Издательство иностранной литературы , 1962
    • Волкова В. Н. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. - СПб.: Издательство СПбГТУ , 2006
    • Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Общая редакция и вступительная статья Б. Н. Бессонова. - М.: