• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Лабораторные работы по биологии.

    Лабораторная работа №1.

    Тема: «Состав семян».

    Посмотрите на таблицу на доске. Назовите части семени. Сделайте вывод, почему, изучая состав семян, мы можем судить о химическом составе растения.

    1. Соблюдая правила техники безопасности , зажгите спиртовку и прогрейте пробирку с семенами. Поднесите к отверстию пробирки предметное стекло. Что вы наблюдаете?

    2. Продолжая нагревание, посмотрите, какие изменения происходят с семенами (цвет, запах). Сделайте вывод.

    3. Используя личный опыт, предположите, что произойдет дальше. Прекратите нагревание, закройте спиртовку, поставьте пробирку в штатив. Самостоятельно или пользуясь текстом учебника (с. 10), составьте в тетради схему «Химический состав клетки». Проведите взаимопроверку тетрадей и сравните с таблицей на доске.

    Лабораторная работа №2.

    Тема: «Определение физических свойств белков жиров и углеводов (крахмал, сахар).

    1. Добавьте к небольшому количеству пшеничной муки воды и сделайте комочек теста. Как изменилось тесто?

    2. Заверните в марлю комочек теста, опустите в стакан с водой и промойте его. Как изменилась вода в стакане?

    3. Капните1-2 капли раствора йода в стакан с чистой водой. Как изменился цвет воды?

    4. Капните 1-2 йода в стакан с водой, в который опускали тесто. Как изменился цвет содержимого стакана? Какой можно сделать вывод?

    5. Положите семя подсолнечника между двумя листами белой бумаги; сильно подавите на семя тупым концом карандаша. Что произошло с бумагой? Какой можно сделать вывод?


    6. Обсудите, какие физические свойства органических веществ можно исследовать и каким способом. Занесите полученные данные в таблицу.

    Лабораторная работа №3.

    Тема: «Строение клетки».

    1. Прочитайте первые два абзаца на с. 16 учебника и составьте в тетради схему форм жизни. Дайте краткую характеристику каждой группы и приведите примеры представителей.

    2. Настройте микроскоп и приготовьте препарат кожицы лука. Сделайте рисунок в тетради. Назовите хорошо видимые части клетки.

    3. Зная функции нуклеиновых кислот, подумайте, какую роль может играть в клетке ядро?

    4. Подумайте, почему в половых клетках одинарный набор хромосом, а в клетках тела двойной? Что будет, если изменится набор хромосом?

    Лабораторная работа №4.

    Тема: «Ткани растений».

    1. Подумайте, все ли клетки в многоклеточном организме одинаковы по строению. Ответ обоснуйте.

    2. Найдите в учебнике на с. 30 определение ткани, выпишите в тетрадь виды тканей растений.

    3. Рассмотрите готовые микропрепараты тканей, сделайте необходимые зарисовки, сформулируйте вывод о связи строения клеток с выполняемой функцией.

    4. Ответьте на вопрос: одинаковы ли по строению все клетки в многоклеточном организме растений?

    Лабораторная работа №5.

    Тема: «Ткани животных».

    1. Пользуясь учебником, с. 32-34, выпишите виды тканей животных.

    2. Рассмотрите микропрепараты этих тканей.

    3. Сделайте вывод о связи строения и функции клеток.

    4. Отличаются ли ткани животных от тканей растений? Почему?

    Лабораторная работа №6.

    Тема: «Строение корневых систем».

    1. Рассмотрите корневые системы ржи и фасоли.

    2. Найдите в корневой системе ржи придаточные и боковые корни. Можно ли найти в ней главный корень?

    3. Как называется корневая система ржи? Зарисуйте и надпишите ее части.

    4. Найдите главный корень в корневой системе фасоли.

    5. Зарисуйте корневую систему фасоли. Надпишите ее части. Как называется такой тип корневой системы?

    Лабораторная работа №7.

    Тема: «Микроскопическое строение корня».

    1. Рассмотрите в микроскоп препарат «Клеточное строение кончика корня», сравните с рисунком на с. 42 учебника, выделите зоны корня, назовите их функции.

    2. Используя свой практический опыт, назовите функции корня. Запишите в тетрадь.

    Лабораторная работа №8.

    Тема: «Строение и расположение почек».

    1. Рассмотрите предложенные вам гербарии, растения. Какие вы видите почки? Как они располагаются? Сделайте рисунок.

    2. Найдите на побеге мелкие вытянутые и округлые почки. Сделайте рисунок.

    3. Препаровальным ножом сделайте продольный разрез округлой почки. С помощью лупы и препаровальных игл рассмотрите ее внутреннее строение. Как называется эта почка? Сделайте рисунок.

    4. С помощью препаровального ножа разрежьте вдоль более мелкую вытянутую почку. Пользуясь лупой и препаровальными иглами, рассмотрите ее строение. Как называется эта почка? Сделайте рисунок.


    5. Почему почку называют зачаточным побегом?

    Лабораторная работа №9.

    Тема: «Простые и сложные листья».

    1. Рассмотрите внимательно предложенные вам листья, разделите их на группы и объясните, по какому принципу вы их классифицировали. Ответ обоснуйте.

    2. Зарисуйте в тетради черешковый, сидячий, сложный лист. Подпишите рисунки.

    3. Рассмотрите на растении или гербарном экземпляре расположение листьев. Сравните с расположением почек. Сделайте вывод.

    арисуйте в тетради черешковый, сидячий. ам листья, разделите их на группы и объясните, по какому принципу вы их классифицировал

    Лабораторная работа №10.

    Тема: «Строение цветка».

    1. Рассмотрите цветок, держа его за цветоножку. Обратите внимание на его размеры, окраску, запах, количество частей, подумайте о его значении для жизни растения.

    2. Аккуратно на листе бумаги отделите околоцветник.

    3. Выделите главные части цветка: тычинки, пестик. Рассмотрите, как они устроены.

    4. Надпишите на листке названия частей цветка и разложите их соответственно названиям (можно пользоваться текстом учебника на с. 40).

    5. Зарисуйте в тетрадь схему строения цветка и подпишите ее. Сделайте вывод о роли цветка в жизни растения.

    Лабораторная работа №11.

    Тема: «Сухие и сочные плоды»

    1. Используя личный опыт и текст учебника (с. 40, второй абзац снизу), расскажите о способах опыления растений. Что происходит после опыления с цветком? Как образуется плод?

    3. Заполните таблицу, приведите примеры плодов и растений, у которых они встречаются, сделайте вывод о значении плодов в жизни растений.

    Разнообразие плодов.

    Лабораторная работа №12.

    Тема: «Строение семян двудольного и однодольного растения».

    1. Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли. Сделайте рисунок.

    2. С помощью препаровального ножа снимите семенную кожуру. Какова ее роль для семени?

    3. Рассмотрите строение зародыша. Сделайте рисунок, подпишите его основные части.

    4. Рассмотрите и опишите внешний вид зерновки пшеницы. Сделайте рисунок.

    5. Препаровальной иглой попытайтесь снять покров зерновки.

    6. Пользуясь рисунком учебника и готовым препаратом «Зерновка пшеницы. Продольный разрез», который вы можете рассмотреть в препаровальную лупу, сделайте рисунок «Строение зерновки пшеницы»; надпишите его основные части.

    7. Сравните строение семени фасоли и зерновки пшеницы. Найдите черты сходства и различия.

    8. Заполните схему:

    Лабораторная работа №14.

    Тема: «Передвижение растворов по стеблю»

    1. Сравните передвижение веществ по стволу дерева с передвижением их по стеблю картофеля (учебник, с. 74 и 75). Сделайте схему передвижения в тетради.

    2. Рассмотрите микропрепарат «Сосудисто-волокнистый пучок ствола липы», сравните с рисунками учебника на с. 74 и 75, срезом клубня картофеля. Зарисуйте сосудисто-волокнистые пучки в тетрадь и подпишите рисунок.

    Лабораторная работа №15.

    Тема: «Строение клеток крови лягушки и человека».

    1. Посмотрите микропрепараты крови человека и лягушки, сравните их размеры и сделайте рисунок в тетради. Сравните с рисунком в учебнике.

    2. Сделайте выводы об увиденном.

    Лабораторная работа №16.

    Тема: «Строение костей».

    1. Рассмотрите предложенные кости животных. Определите, чьи это кости, как называются. Разделите их на группы по размерам, строению.

    2. Пользуясь рисунком учебника, назовите части кости, сделайте в тетради рисунок «Строение кости», подпишите его.

    Лабораторная работа №17.

    Тема: «Движение инфузории-туфельки и дождевого червя».

    1. На предметное стекло капните пипеткой каплю готовой культуры туфельки.

    2. Накройте каплю покровным стеклом. Лишнюю воду отберите с помощью фильтровальной бумаги.

    3. Рассмотрите препарат под микроскопом (объектив 20, окуляр 15).

    4. Пронаблюдайте биение ресничек.

    5. Зарисуйте внешний вид инфузории.

    6. Зарисуйте и опишите этапы движения дождевого червя.

    Тетрадь по биологии - это тетрадь в клеточку, толщиной не менее 48 листов с полями. В рабочих тетрадях по биологии оформляются все письменные работы, предусмотренные на уроке, а также отчеты по выполнению лабораторных работ (опытов). В конспект урока входят все определения новых понятий, терминов, изучаемых на уроке, схемы, рисунки, таблицы, которые учитель предлагает или просит записать.

    Наряду с обычными тетрадями могут использоваться специальные Рабочие тетради на печатной основе, которые изданы как сопровождение к соответствующей линии учебников.

    Все записи в тетрадях должны быть аккуратными, выполняются ручкой с синей пастой.

    Схемы, рисунки, таблицы оформляются карандашом.

    Качество ведения тетрадей проверяется по требованию учителя.

    Проверка тетрадей осуществляется по мере необходимости и в соответствии с Требованиями по проверке письменных работ по биологии.

    • Оформление отчетов по выполнению лабораторных работ осуществляется в рабочей тетради по биологии .
    • От предыдущей работы отступают 3-4 клетки и записывают дату проведения. Посередине следующей строки записывают номер лабораторной работы. Далее, каждый раз с новой строки записывают тему и цель работы, перечисляют используемое оборудование. После строки «ход работы» коротко поэтапно описывается выполнение работы.
    • Если в ходе работы задается вопрос, то записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
    • Рисунки должны иметь размер не меньше, чем 6×6 см. не обязательно рисовать все, что видно в микроскоп, достаточно зарисовать небольшой фрагмент. Все рисунки должны иметь обозначения составных частей. В противном случае снижается оценка.
    • Рисунки должны располагаться на левой стороне тетрадного листа, подписи к рисункам - внизу.
    • Таблицы заполняются четко и аккуратно. Таблица должна занимать всю ширину тетрадной страницы.
    • Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности, детали.
    • Ответы на вопросы должны быть аргументированы и изложены своими словами; ответы типа «да» или «нет» не принимаются.

    В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели работы ).

    Лабораторная работа без вывода может не быть оценена.

    Практические и лабораторные работы проводятся по биологии согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по биологии.

    Учитель заранее информирует учащихся о графике выполнения этих работ.

    Оценка за лабораторную работу выставляется каждому ученику, присутствовавшему на уроке, когда проводилась данная работа.

    Практические и лабораторные работы могут проводиться как индивидуально, так и для пары или группы учащихся.

    При оценке результативности выполнения практической и лабораторной работы учитель использует следующие критерии:

    • умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы;
    • умение пользоваться приборами, инструментами, самостоятельность при выполнении задания;
    • темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания;
    • достижение необходимых результатов;
    • формулирование вывода о результатах исследования и оформление результатов работы.

    Как правило, при проведении практических и лабораторных работ не проводится дифференциация заданий по уровням, поэтому оценивание результатов выполненного задания осуществляется учителем на основе предлагаемых критериев.

    Составители: Миловзорова А.М., Кулягина Г.П. - методисты ГМЦ ДОгМ.

    Практические и лабораторные работы проводятся по биологии согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по биологии.

    Учитель заранее информирует учащихся о графике выполнения этих работ.

    Оценка за лабораторную работу выставляется каждому ученику, присутствовавшему на уроке, когда проводилась данная работа.

    Практические и лабораторные работы могут проводиться как индивидуально, так и для пары или группы учащихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Торбеевская средняя общеобразовательная школа № 1»

    Выступление:

    «Обмен опытом при оценке лабораторных работ учащихся по биологии»

    Подготовила: учитель биологии Мишина Е.А.

    рп Торбеево 2014 г.

    Практические и лабораторные работы проводятся по биологии согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по биологии.

    Учитель заранее информирует учащихся о графике выполнения этих работ.

    Оценка за лабораторную работу выставляется каждому ученику, присутствовавшему на уроке, когда проводилась данная работа.

    Практические и лабораторные работы могут проводиться как индивидуально, так и для пары или группы учащихся.

    • Оформление отчетов по выполнению лабораторных работ осуществляется в рабочей тетради по биологии.
    • От предыдущей работы отступают 3-4 клетки и записывают дату проведения. Посередине следующей строки записывают номер лабораторной работы. Далее, каждый раз с новой строки записывают тему и цель работы, перечисляют используемое оборудование. После строки «ход работы» коротко поэтапно описывается выполнение работы.
    • Если в ходе работы задается вопрос, то записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
    • Рисунки должны иметь размер не меньше, чем 6×6 см. не обязательно рисовать все, что видно в микроскоп, достаточно зарисовать небольшой фрагмент. Все рисунки должны иметь обозначения составных частей. В противном случае снижается оценка.
    • Рисунки должны располагаться на левой стороне тетрадного листа, подписи к рисункам - внизу.
    • Таблицы заполняются четко и аккуратно. Таблица должна занимать всю ширину тетрадной страницы.
    • Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности, детали.
    • Ответы на вопросы должны быть аргументированы и изложены своими словами; ответы типа «да» или «нет» не принимаются.

    В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели работы ).

    Лабораторная работа без вывода может не быть оценена.

    При оценке результативности выполнения практической и лабораторной работы учитель использует следующие критерии:

    • умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы;
    • умение пользоваться приборами, инструментами, самостоятельность при выполнении задания;
    • темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания;
    • достижение необходимых результатов;
    • формулирование вывода о результатах исследования и оформление результатов работы.

    1) правильно определил цель опыта;

    2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

    3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

    4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

    5) правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

    6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

    7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

    Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

    1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

    2. или было допущено два-три недочета;

    3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

    4. или эксперимент проведен не полностью;

    5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

    1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

    2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

    3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);

    4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

    1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

    2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

    3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

    4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

    1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

    Оценка умений проводить наблюдения.

    Оценка "5" ставится, если ученик:

    2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

    3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

    Оценка "4" ставится, если ученик:

    1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

    2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;

    3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

    Оценка "3" ставится, если ученик:

    1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

    2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

    3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

    Оценка "2" ставится, если ученик:

    1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

    2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);

    3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

    Оценка "1" ставится, если ученик:

    Не владеет умением проводить наблюдение.

    Как правило, при проведении практических и лабораторных работ не проводится дифференциация заданий по уровням, поэтому оценивание результатов выполненного задания осуществляется учителем на основе предлагаемых критериев.


    Лабораторная работа № 1

    Разнообразие отделов растений.

    Цель: изучить разнообразие отделов растений.

    Задачи урока:
    познакомить учащихся с систематикой - наукой о многообразии и классификации организмов;
    раскрыть задачи и значение систематики.
    Ход урока:
    I. Актуализация знаний
    Заполнение схемы «Царства живой природы».

    II. Изучение нового материала
    1. Расширить знания учащихся о разнообразии организмов, населяющих Землю (рассказ учителя с элементами беседы).
    2. Познакомить учащихся с понятием «систематика». Вид - исходная единица в систематике (рассказ учителя).
    3. К. Линней - основоположник систематики. Двойные латинские названия видов (рассказ учителя с демонстрацией видов растений и животных на живых объектах, гербарных материалах, коллекциях).
    4. Современная система органического мира. Основные систематические единицы (категории): вид, род, семейство, порядок (отряд), класс, отдел (тип), царство.
    5. Значение систематики.

    Лабораторная работа № 2

    Экологические группы наземных растений по отношению к воде

    План работы:

    1. Прочитайте описание экологических групп растений.

    2. Определите, к какой экологической группе относится данное вам растение.

    3. Назовите признаки приспособленности к среде обитания у данного растения.

    4. Приведите примеры растений, встречающихся в Республике Адыгея, которые относятся к данной экологической группе.

    Экологические группы растений.

    Гидатофиты - это водные растения, целиком или почти цели­ком погруженные в воду (элодея, рдесты, водяные лютики, ряска). Вынутые из воды, они быстро погибают.

    Листья у гидатофитов тонкие, часто рассеченные; часто выражена разнолистность (гетерофиллия). Корневая система сильно редуци­рована или отсутствует совсем. Поглощение воды и минеральных солей происходит всей поверхностью тела. Опыление совершается над водой (реже в воде), а созревание плодов - под водой, так как цветоносные побеги выносят цветки над водой и после опыления снова погружаются.

    Гигрофиты - наземные растения, произрастающие в условиях повышенной влажности воздуха и часто на влажных почвах.

    Теневые гигрофиты - это растения нижних ярусов сырых лесов (недотрога, бодяк огородный, многие тропичес­кие травы). Листья у них чаще всего тонкие, теневые. Высокая об­водненность тканей этих растений (80 % и более). Гибнут они даже при непродолжительной и несильной засухе.

    Световые гигрофиты - это растения открытых местообитаний, растущие на постоянно влажных почвах и во влажном воздухе (папирус, рис, сердечники, подмаренник болотный, росянка).

    Мезофиты - могут переносить непродолжительную и не очень сильную засуху. Произрастают при среднем увлажнении, умеренно теплом режиме и хорошей обеспеченности минеральным питанием. Это самая обширная и неоднородная группа по своему составу. Сюда входят деревья, кустарники и травы различных зон, многие сорные и большинство культурных растений.

    Ксерофиты - растут в местах с недостаточным увлажнением. Способны регулировать водный обмен, поэтому сохраняют активность и во время непродолжительной засухи. Это растения пустынь, степей, песчаных дюн и сухих сильно нагреваемых склонов.

    Ксерофиты подразделяются на два основных типа: суккуленты и склерофиты.

    Суккуленты - сочные растения с сильно развитой водозапасающей паренхимой в разных органах: стеблевые (кактусы, кактусовидные молочаи); листовые (алоэ, агавы); корневые (кислица).

    Склерофиты - внешне сухие, часто с узкими и мелкими листьями, иногда свернутыми в трубочку. Склерофиты можно разделить на две группы: эуксерофиты и стипаксерофиты.

    Эуксерофиты - это многие степные растения с розеточными полурозеточными, сильно опушенными побегами (полукустарники, некоторые злаки, полынь холодная, эдельвейс эдельвейсовидный).

    Стипаксерофиты - это узколистные дерновинные злаки (ковыли, тонконоги, типчак), свернутые в трубочку листья которых имеют внутри влажную камеру.

    Лабораторная работа № 3

    Устройство увеличительных приборов.

    Цель работы: научиться правильному обращению с оптическими приборами (лупа световой микроскоп); методике приготовления препарата.

    Оборудование и материалы: микроскоп, лупа.

    Ход работы:

      Рассмотреть ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их значение?

      Изучите устройство микроскопа. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты.

      Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом.

    2. Регулировочные винты

    4. Объектив

    5. Предметный столик

    7. Зеркальце

    Лабораторная работа № 4

    Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

    Цель: изучить строение растительной клетки.

    Оборудование: лупа ручная, микроскоп, пипетка, предметное стекло, бинт; часть луковицы
    ХОД РАБОТЫ.

    1. Приготовьте препарат кожицы лука. Для этого с нижней поверхности чешуи лука пинцетом отделите, и снимите прозрачную кожицу.
    2. Поместите препарат на предметное стекло. Рассмотрите под микроскопом.
    3. Рассмотрите клетку при большом увеличении.

    4. Зарисуйте в тетради строение клетки и подпишите ее части.

    5. Сделайте вывод.

    Вывод: Клетка – целостная биологическая система. Клетка является основной структурной единицей живого организма.

    Лабораторная работа № 5

    Состав клеток растений

    Цель: изучить состав клеток растений.

    Оборудование: луковица, микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, учебник

    Ход работы:

      Подготовьте предметное стекло, протрите его марлей.

      Нанесите 1-2 капли воды на стекло.

      Препаровальной иглой снимите кожицу с внутренней поверхности чешуи лука.

      Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

      Накройте кожицу покровным стеклом.

      Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом.

      Зарисуйте в тетрадь и обозначьте: клетку, клеточную стенку, цитоплазму, ядро.

      Зарисуйте схему строения растительной клетки и обозначьте: ядро, клеточную стенку, цитоплазму, хлоропласты, вакуоль.

      Вывод: Клетка – простейшая единица строения живого организма. Зеленый цвет растению придает хлорофилл в составе хлоропластов.

    Лабораторная работа № 6

    Строение клетки листа элодеи

    Цель: изучить строение клетки листа элодеи.

    Оборудование: лист элодеи, микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, учебник.

    Ход работы:

    Приготовьте микропрепарат листа элодеи.

    ■ В каплю воды на предметном стекле положите лист элодеи, расправьте его препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.

    ■ Рассмотрите препарат под микроскопом. Обратите внима­ние на форму и цвет клеток. Ядра в живых клетках элодеи есть, но обычно их не удается рассмотреть.

    Вывод. в клетках хорошо видны ядра и хлорофильные зёрна (при большем увеличении). Резко виден нижний слой более мелких клеток, видны межклетники и очертания клеток верхнего слоя.

    Лабораторная работа № 7

    Строение животной клетки.

    Цель: сравнить строение растительной и животной клетки, и узнать о чем свидетельствует их сходство.

    Клетка – это основной структурный, функциональный и воспроизводящий элемент живого организма, его элементарная биологическая система. В зависимости от строения и набору органоидов клетки все организмы разделены на царства – прокариоты и эукариоты. Клетки растений и животных отнесены к царству эукариот. Они имеют ряд сходств и различий.

    Общие признаки:

    1) мембранное строение органоидов;
    2) наличие сформированного ядра, содержащего хромосомный набор;
    3) похожий набор органоидов, характерный для всех эукариотов;
    4) сходстве химического состава клеток;
    5) сходство процессов непрямого деления клетки (митоз) ;
    6) сходство функциональных свойств (биосинтез белка) , использование преобразования энергии;
    7) участие в процессе размножения.

    Вывод: сходство в структурно-функциональной организации растительной и животной клетки свидетельствует об их общем происхождении и принадлежности их к эукариотам. Их различия связаны с разным способом питания: растения – автотрофы, а животные – гетеротрофы.

    Лабораторная работа № 8

    Строение покровной и синтезирующей ткани растений

    Цель: познакомиться с видами тканей растительного организма, особенностями их строения в связи с выполняемой функцией.

    Оборудование: микропрепараты «Продольный срез стебля кукурузы», «Поперечный срез корня тыквы», «Строение корня»; микроскопы; таблицы «Клеточное строение корня», «Корень и его зоны», «Внутреннее строение листа».

    Инструктивная карточка

    1. Рассмотрите микропрепарат «Строение корня» (рис. 1). Найдите образовательную ткань. На с. 30 учебника прочитайте о местонахождении образовательной ткани, особенностях ее строения в связи с выполняемой функцией. Данные внесите в таблицу.

    Рис. 1. Внутреннее строение корня: 1 – корневой чехлик (покровная ткань) защищает зону делящихся клеток; 2 – зона делящихся клеток (образовательная ткань) осуществляет рост корня в длину

    2. Рассмотрите корневой чехлик. Определите вид ткани, его образующей. На с. 30 учебника прочитайте об этом виде ткани. Данные внесите в таблицу.

    Таблица. Ткани растительного организма

    Вид ткани

    Место нахождения

    Особенности строения

    Функции

    Образовательная

    Покровная

    Механическая

    Проводящая

    Основная

    3. На микропрепарате «Продольный срез стебля кукурузы» рассмотрите механическую ткань стебля. Обратите внимание на то, что клетки этой ткани имеют утолщенные одревесневшие оболочки, а живое содержимое отсутствует. Прочитайте об этой ткани на с. 30 учебника. Данные внесите в таблицу.

    4. Рассмотрите рисунок проводящей ткани в учебнике на с. 31. Сравните его с увиденным под микроскопом (рис. 2), прочитайте информацию об этой ткани. Данные внесите в таблицу.

    Рис. 2. Проводящие ткани стебля: 1 – ситовидные трубки луба (проведение органических веществ от листьев ко всем органам); 2 – сосуды древесины (проведение минеральных веществ, расворенных в воде, от корня ко всем органам)

    5. Для изучения основной ткани листа рассмотрите микропрепараты, приготовленные учителем (рис. 3, 4). Это тонкий поперечный срез листа традесканции. Обратите внимание на особенность строения этой ткани – наличие хлоропластов, которые содержат пигмент хлорофилл. Он придает растениям зеленый цвет. О функции этой ткани прочитайте на с. 31 учебника. Данные внесите в таблицу.

    Рис. 3. Внутреннее строение листа: 1 – кожица листа (защита листа, покровная); 2 – основная ткань (фотосинтез, клетки содержат хлоропласты); 3 – проводящий пучок (проведение веществ, укрепление жилок, механическая ткань); 4 – устьице (испарение воды, газообмен)

    Рис. 4. Кожица листа. 1 – кожица листа (покровная ткань): клетки плотно прилегают друг к другу, защищая лист от повреждений

    6. Сделайте вывод о наличии тканей, их разном строении и ответьте на вопросы:

    – Как связано строение ткани с выполняемой функцией?
    – Почему клетки покровной ткани близко прилегают друг к другу?
    – Как отличить основную ткань от покровной?

    Лабораторная работа № 9

    Строение соединительных тканей животных.

    Цель:

    Оборудование: микропрепараты «Эпителиальная ткань», «Рыхлая соединительная ткань», микроскопы, таблица «Схема строения животной клетки».

    Ход работы:

    Рис. 1. Виды тканей животного организма:
    А – эпителиальная ткань; И – рыхлая соединительная ткань

    1. Рассмотрите микропрепарат «Эпителиальная ткань» (рис. 1, А ). Найдите клетки эпителия, обратите внимание на особенности их строения (клетки плотно прилегают к друг другу, отсутствует межклеточное вещество). Зарисуйте препарат. Рассмотрите рисунок, прочитайте нужную информацию. Данные внесите в таблицу.

    2. Рассмотрите микропрепарат «Рыхлая соединительная ткань» (рис. 1, И ). Обратите внимание на особенности строения ткани (наличие большого количества межклеточного вещества). Зарисуйте препарат.

    3. Заполните таблицу.

    Название ткани

    Место расположения

    Особенности строения

    Выполняемые функции

    Соединительная

    А) костная

    Б) хрящевая

    Плотное межклеточное вещество

    рыхлое межклеточное вещество

    1. Опорная

    2. Опорная и защитная

    В) жировая

    Жировые прослойки

    3. Защитная

    Кровеносные сосуды

    жидкое межклеточное вещество.

    Общее:

    Клетки удалены друг от друга; межклеточного вещества много .

    4. Транспортная

    Вывод: Соединительная ткань состоит из основного вещества - клеток и межклеточного вещества - коллагеновых, эластических и ретику­лярных волокон. Она выполняет опорную, защитную и питательную (трофическую) функции.

    Лабораторная работа № 10

    Строение мышечных и нервной тканей животных.

    Цель: познакомиться с тканями животного организма, особенностями их строения в зависимости от выполняемой функции.

    Оборудование: «Гладкая мышечная ткань», «Нервная ткань», микроскопы, таблица «Схема строения животной клетки».

    Ход работы:

    1. Рассмотрите микропрепарат «Мышечная ткань» (рис.В). Обратите внимание на особенности строения мышечных клеток (это одноядерные клетки веретенообразной формы). Зарисуйте препарат. Рассмотрите рисунок, прочитайте информацию о видах, свойствах мышечной ткани и ее функции. Данные внесите в таблицу.

    2. Рассмотрите микропрепарат «Нервная ткань» (рис. Г). Обратите внимание на особенности строения нервных клеток (состоят из тела и многочисленных отростков двух видов). Зарисуйте препарат. Рассмотрите рисунок, прочитайте информацию о свойствах нервной ткани и ее функции. Данные внесите в таблицу.

    Название ткани

    Строение

    Функции

    Примеры

    Мышечная

    Гладкая мышечная ткань , состоит из вытянутых клеток с палочковидными ядрами. Поперечно-полосатая мышечная ткань состоит из длинных, многоядерных волокон, имеющих хорошо заметную поперечную исчерченность.

    придаёт форму телу, поддерживает, защищает внутренние органы.

    Передвижение животных, способность реагировать на раздражение (амёба).

    Клетки (нейроны) имеют звездчатую форму с длинными и короткими отростками

    воспринимает раздражение и передает возбуждение к мышцам, коже, другим тканям, органам; обеспечивают согласованную работу организма.

    образует нервную систему, входит в состав нервных узлов, спинного и головного мозга.

    Вывод: Нервная - к летки (нейроны) имеют звездчатую форму с длинными и короткими отростками. Функция передает возбуждение к мышцам, коже, другим тканям. Мышечная придаёт форму телу, поддерживает, защищает внутренние органы.

    Практическая работа № 1

    Влияние света на рост и развитие растений.

    Задачи:

      Пронаблюдать за ходом прорастания семян и развитием растений в разных условиях.

      Применить полученные результаты на уроках биологии и в жизни.

    Рост и питание проростка. Клетки корешка, стебелька и почечки зародыша, питаясь, делятся, растут, и зародыш превращается в проросток. При прорастании семени сначала появляется корешок. Развиваясь, он опережает другие органы зародыша, быстро укрепляется в почве и начинает поглощать из неё воду с минеральными веществами.

    Пока проросток не достиг поверхности почвы для его роста и развития используются органические вещества, запасенные в семени. Но если они закончатся прежде, чем начнется процесс фотосинтеза, проросток может погибнуть. Поэтому для повышения урожайности возделываемых растений большое значение имеет строгое соблюдение сроков и правил проведения посевных работ.

    «Влияние света на развитие растений».

    Проросткам редиса создали разные условия. Одни выращивались на свету, другие в темном месте. На фото видно, что, растения, помещенные в темное место, стали отставать в развитии, стали слабыми, пожелтели, а потом и вовсе погибли. На снимке до эксперимента и после.


    Из проведенного опыта я сделала вывод, что растения хорошо развиваются только на свету.

    Вывод: Для прорастания семян необходимы условия: тепло, воздух и вода. А для нормального роста и развития растений после прорастания необходим еще и свет.

    Практическая работа № 2

    Сходство и различие клеток растений, животных и грибов.

    Цель: изучить сходство и различие клеток растений, животных и грибов.

    Все три основные группы организмов –

      животные,

      растения

    Они являются эукариотами. Однако строение их клеток неодинаково. Эти различия наряду с особенностями питания легли в основу деления надцарства эукариот на три царства.

    Животная клетка не имеет плотной клеточной стенки. В ней отсутствуют вакуоли, характерные для растений и некоторых грибов. В качестве резервного энергетического вещества обычно накапливается полисахарид гликоген.

    Большинство клеток растений и грибов, подобно клеткам прокариот, окружено твердой клеточной оболочкой, или стенкой. Однако химический их состав различен. В то время как основой стенки растительной клетки является полисахарид целлюлоза, грибная клетка окружена стенкой, в значительной части состоящей из азотсодержащего полимера хитина.

    Клетки растений всегда содержат пластиды, в то время как у животных и грибов пластид нет. Резервным веществом у большинства растений служит полисахарид крахмал, а у основной массы грибов , как и у животных, - гликоген.

    Раздаточный материал