• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Лабораторная работа Тема: «Строение цветка». Цель: закрепить знания о строении цветка, как органа размножения растений. Оборудование: муляжи цветов растений.

    Слайд 27 из презентации «Строение цветка» к урокам биологии на тему «Цветок»

    Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке биологии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Строение цветка.ppt» можно в zip-архиве размером 3517 КБ.

    Скачать презентацию

    Цветок

    «Побег биология» - в Мех. часть Тубус И ш К Р Окуляр Столик пред. Р. верх встав. раст Бот… жив эукар. ЦИТОЛОГИЯ клетка наука. С т р о е н и е. К Объектив Препарат. Орган размножения. Ч. Сосуды - мин. Луб. С т е б е л ь. ФУНКЦИИ передвиж. в-в выносит раст. на свет запас. Ксилема. Прям. Кл. сок. Назад. В. Сады, парки. Кож.

    «Строение стебля» - Функции стебля. Подорожник. Удлиненные укороченные. Одуванчик. Выводы: Внешнее строение стебля. Тема: Стебель. Подорожник одуванчик маргаритки примулы. Внутреннее строение стебля. Внешнее и внутреннее строение стебля. Проводящая Опорная Запасающая. Подсолнечник кукуруза астра гладиолус. Укороченные стебли.

    «Строение листа» - Листья кактусов превратились в колючки. Густое опушение на листьях. Листья - иголки. Листья - ловушки. Сочные листья очитка и молодила. Почему осенью листья изменяют окраску? Листья и фактор влажности. Восковый налет, мелкие листья. Теневой лист. Листья растений влажных мест обитания - гидрофитов. У алоэ, агавы, толстянок, листья сочные и мягкие.

    «Семя плод» - Таким образом, можно разделить плоды на односемянные многосемянные. Количество семян зависит от количества семязачатков внутри завязи. МОУ «Спасская основная общеобразовательная школа». Сочные и сухие плоды. Но у многих растений в завязи много семязачатков. Односемянные и многосемянные плоды. Виды плодов.

    Строение и многообразие цветка.

    Цветок -это видоизмененный укороченный побег, приспособленный для размножения покрытосеменных (цветковых) растений. Исключительная роль цветка связана с тем, что в нем совмещены все процессы бесполого и полового размножения, в то время как у низших и многих высших растений они разобщены. В обоеполом цветке осуществляются микро- и мегаспорогенез, микро- и мегагаметогенез, опыление, оплодотворение, образование семян и плодов. Особенности строения цветка позволяют осуществлять перечисленные функции с минимальными затратами пластических веществ и энергии.

    Строение цветка

    Цветок состоит из стеблевой части (цветоножка и цветоложе), листовой части (чашелистики, лепестки) и генеративной части (тычинки, пестик или пестики). Цветок занимает апикальное положение, но при этом он может располагаться как на верхушке главного побега, так и бокового. Он прикрепляется к стеблю посредством цветоножки. Если цветоножка сильно укорочена или отсутствует, цветок называется сидячим(подорожник, вербена, клевер). На цветоножке располагаются также два (у двудольных) и один (у однодольных) маленьких предлиста - прицветника, которые часто могут отсутствовать. Верхняя расширенная часть цветоножки называетс цветоложем, на котором располагаются все органы цветка. Цветоложе может иметь различные размеры и форму -плоскую (пион), выпуклую(земляника, малина), вогнутую (миндаль), удлинённую (магнолия). У некоторых растений в результате срастания цветоложа, нижних частей покрова и андроцея образуется особая

    структура - гипантий. Форма гипантия может быть разнообразной и иногда участвовать в образовании плода (цинарродий - плод шиповника, яблоко). Гипантий характерен для представителей семействрозовых, крыжовниковых, камнеломковых, бобовых.

    Части цветка делят на фертильные, или репродуктивные (тычинки, пестик или пестики), и стерильные (околоцветник). Околоцветник Околоцветник - стерильная часть цветка, защищающая более нежные тычинки и пестики.Элементы околоцветника называются листочками околоцветника, или сегментами околоцветника.У простого околоцветника все листочки одинаковы;у двойного - дифференцированны. Зелёные листочки двойного околоцветника образуют чашечку и называются чашелистиками, окрашенные листочки двойного околоцветника образуют венчики называются лепестками. У подавляющего большинства растений околоцветник двойной (вишня, колокольчик, гвоздика). Простой околоцветник может быть чашечковидным (щавель, свёкла) либо (что бывает чаще) венчиковидным (гусиный лук). У небольшого числа видов цветок вообще лишён околоцветника и поэтому называетсябеспокровным, или голым(белокрыльник, ива).Цветок одного из лютиковых - живокости, с пятью голубыми чашелистиками и белым глазком, образованным лепестками-нектарниками и лепестками-стаминодиями.

    Чашечка состоит из чашелистиков и образует наружный круг околоцветника. Основной функцией чашелистиков является защита развивающихся частей цветка до его распускания. Иногда венчик полностью отсутствует, или сильно редуцирован, а чашелистики принимают лепестковидную форму и ярко окрашены (например, у некоторых лютиковых). Чашелистики могут быть обособлены друг от друга или срастаться между собой.

    Запрос «Венчик» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

    Венчик образован различным количеством лепестков и образует следующий за чашечкой круг в цветке. Происхождение лепестков может быть связано с вегетативными листьями, но у большинства видов они представляют собой утолщённые и разросшиеся стерильные тычинки. Вблизи основания лепестков иногда образуются дополнительные структуры, которые в совокупности называют привенчиком. Как и чашелистики, лепестки венчика могут срастаться с собой краями (сростнолепестнойвенчик) или оставаться свободными (свободнолепестной венчик). Особый специализированный тип венчика - венчик мотылькового типа - наблюдается у растений из подсемейства Мотыльковые и семейства Бобовые.

    Венчик, как правило, самая заметная часть цветка, отличается от чашечки более крупными размерами, разнообразием окраски и формы. Обычно именно венчик создаёт облик цветка. Окраску лепестков венчика определяют различные пигменты: антоциан(розовая, красная, синяя, фиолетовая), каротиноиды (жёлтая, оранжевая, красная), антохлор (лимонно-жёлтая), антофеин(коричневая). Белая окраска связана с отсутствием каких-либо пигментов и отражением световых лучей. Чёрного пигмента тоже не бывает, а очень тёмная окраска цветов представляет собой очень сгущённые тёмно-фиолетовые и тёмно-красные цвета.

    Аромат цветков создают летучие вещества, главным образом эфирные масла, которые образуются в клетках эпидермы лепестков и листков околоцветника, а у некоторых растений- в смофорах (особых различной формы желёзках, имеющих секреторную ткань). Выделяющиеся эфирные масла обычно сразу испаряются.

    Роль венчика заключается в привлечении насекомых-опылителей. Кроме того, венчик, отражая часть спектра солнечных лучей, днём предохраняет тычинки и пестики от перегрева, а закрываясь на ночь, создают камеру, препятствующую их охлаждению или повреждению холодной росой.

    Тычинки (андроцей)

    Тычинка - мужской репродуктивный орган цветка покрытосеменных растений. Совокупность тычинок называется андроцеем.

    Большинство ботаников считают, что тычинки являются видоизменёнными микроспорофиллами неких вымерших голосеменныхрастений.

    Количество тычинок в одном цветке у разных покрытосеменных широко варьируется от одной (орхидные) до нескольких сотен (мимозовые). Как правило, число тычинок постоянно для определённого вида. Нередко расположенные в одном цветке тычинки имеют разное строение (по форме или длине тычиночных нитей).

    Тычинки могут быть свободными или сросшимися. По числу групп сросшихся тычинок различают разные типы андроцея: однобратственный, если тычинки срастаются в одну группу (люпин, камелия); двубратственный, если тычинки срастаются в две группы; многобратственный, если многочисленные тычинки срастаются в несколько групп; братственный - тычинки остаются несросшимися.

    Тычинка состоит из тычиночной нити, посредством которой она нижним концом прикреплена к цветоложу, и пыльника на её верхнем конце. Пыльник имеет две половинки (теки), соединенныне связником, являющимся продолжением тычиночной нити. Каждая половинка разделена на два гнезда- два микроспорангия. Гнёзда пыльников иногда называют пыльцевыми мешками. Снаружи пыльник покрыт эпидермой с кутикулой и устьицами, затем располагается слой эндотеция, за счёт которого при подсыхании пыльника вскрываются гнёзда. Глубже в молодом пыльнике проходит средний слой. Содержимое клеток самого внутреннего слоя-тапетума- служит питанием для развивающихся материнских клеток микроспор (микроспороцитов). В зрелом пыльнике перегородки между гнёздами чаще всего отсутствуют, исчезает тапетум и средний слой.

    В пыльнике происходит два важнейших процесса: микроспорогенез и микрогаметогенез. У некоторых растений (лён, аистник) часть тычинок становится стерильной. Такие бесплодные тычинки называются стаминодиями. Часто тычинки функционируют как нектарники(черника, голубика, гвоздичные).

    Плодолистики (гинецей)

    Внутреннюю часть цветка занимают плодолистики, или карпеллы. Совокупность плодолистиков одного цветка, образующих один или несколько пестиков называют гинецеем. Пестик - наиболее существенная часть цветка, из которой формируется плод.

    Полагают, что плодолистики - это структуры, у которых прослеживается листовая природа происхождения. Однако функционально и морфологически они соответствуют не вегетативным листьям, а листьям, несущим мегаспорангии, то есть мегаспорофиллам. Большинство морфологов считают, что в ходе эволюции из плоских и открытых возникли вдоль сложенные (кондупликатно) плодолистики, которые затем срослись краями и образовали пестик. Пестик занимает центральную часть цветка. Он состоит иззавязи, столбика и рыльца.

    Разработка урока биологии для 7 класса. Урок направлен на формирование знаний учащихся о генеративных органах растения,приспособлений к опылению и размножению растений;типами соцветий; ознакомить с половым размножением; показать его значение для растений в природе и использование человеком для выведения новых сортов культурных растений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Строение и разнообразие цветков. Типы соцветий.

    Лабораторная работа № 9 "Строение и разнообразие цветков".

    Цель:

    Образовательная. Продолжить формировать знания учащихся о генеративных органах растения, приспособлений к опылению и размножению растений; типами соцветий;ознакомить с половым размножением; показать его значение для растений в природе и использование человеком для выведения новых сортов культурных растений.

    Развивающая. Развивать умение сравнивать биологические явления и делать соответствующие выводы и обобщения; умение логически мыслить; развивать внимание, наблюдательность, воображение.

    Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде и растений родного края; воспитывать гордость за достижения украинских селекционеров.

    Тип урока. Усвоение новых знаний.

    Форма урока. Синтетическая.

    Место урока в учебной теме . Текущий.

    Методы и методические приемы:

    1. Информационно рецептивный:

    а) словесный: рассказ-объяснение, описание, беседа, сообщения учащихся, работа с учебником, м \ м доской.

    б) наглядный: иллюстрация, демонстрация, ТСО;

    в) практический: выполнение лабораторной работы.

    Приемы обучения: изложение информации, объяснения, получения из текста и иллюстраций новых знаний, работа с раздаточным материалом.

    2. Репродуктивный.

    Приемы обучения: представление материала в готовом виде, конкретизация и закрепление уже приобретенных знаний.

    3 Проблемно - поисковый: постановка проблемного вопроса.

    Приемы обучения: постановка взаимосвязанных проблемных вопросов, активизация внимания и мышления.

    4. Визуальный: составление схем.

    5. Суггестивная : применение различных видов искусства.

    6 .Релаксопедичний: психологическая разгрузка

    Материалы и оборудование : схемы, рисунки, таблицы, м \ м доска.

    Основные понятия и термины : половое размножение, пестик, тычинка, завязь, спермии, пыльца, семенной зачаток, соцветия.

    Ход урока

    I. Актуализация опорных знаний и чувственного опыта учащихся.

    Проверить знания учащихся о вегетативных органах, видоизмененных побегах, листьях растения.

    Вспомнить о репродуктивных органах и что к ним относится.

    II. Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся.

    Задача: создание эмоционального настроя

    (поэтому важно правильно выбрать индуктор)

    Звучит “Вальс цветов” из балета П.И. Чайковского, на экране изображение различных цветов (см. слайд № 3)

    Учитель биологии: Вслушайтесь в музыку великого русского композитора. Постарайтесь представить тот радостный танец цветов, который вы создадите силой своего воображения.

    Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий, красоты.

    Вы проходите мимо цветка! Нагнитесь, посмотрите на чудо, которое вы раньше видеть не могли. Он умеет такое, что никто на земле не умеет!

    Это проблемный вопрос, что же умеют цветы на планете?

    III. Восприятие и усвоение учениками нового материала.

    Цветок - видоизменённый укороченный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, пестик , а в то же время, цветок - орган семенного размножения растений. Он состоит из цветоножки, цветоложа, околоцветника, тычинок и пестиков. Генеративный орган, орган полового размножения (размножения семенами). Развивается из генеративной (цветковой) почки.

    цветок

    околоцветник главные части

    простой двойной

    (венчик) (венчик +чашечка)

    пестик ♂ тычинка

    (рыльце, столбик, завязь) (пыльник, тычиночная нить)

    Функции околоцветника :

    1.защита пестика и тычинок от неблагоприятных условий окружающей среды;

    2.привлечение опылителей

    Рассмотрим главные части цветка – пестик и тычинки.

    Тычинки – мужской орган размножения растений, состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором созревает пыльца, содержащая мужские половые клетки - спермии.

    Пестик – женский орган размножения, он состоит из рыльца, столбика и завязи. Завязь содержит в себе семязачатки. Один семязачаток – односемянный плод (слива), много семязачатков (малина) – многосемянный плод .(Запись в тетрадь). Дальше следует введение и отработка понятий: “простой и двойной околоцветник”, “обоеполые и раздельнополые цветки”, “правильные и неправильные цветки”, “формула цветка”.

    1) Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называется двойным .

    2) Околоцветник, у которого отсутствует чашечка и чашелистики называется простым.

    3) Цветки, у которых есть и пестики и тычинки, называются обоеполыми.

    4) Цветки, у которых есть только пестики или только тычинки, называются пестичными или тычиночными , или раздельнополыми.

    5) Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении, то эти растения однодомные.

    6) Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на разных растениях, то эти растения двудомные.

    7) Цветки, через которые можно провести несколько плоскостей симметрии, называются правильными.

    8) Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называются неправильными .

    9) Цветки через которые нельзя провести ни одной оси симетрии – ассиметричными.

    \ Схема зарисовывается в тетрадь.

    цветки

    Обоеполые однополые

    Тычинки и пестики в одном цветке пестичные тычиночные

    Однодомное растение (огурец, кукуруза)

    Двудомное растение двудомное растение

    Особенности строения цветка можно отметить сокращенно в виде формулы.

    При ее составлении используют следующие сокращения:

    Ч – чашелистики; ∞ - множество;

    Л – лепестки; * - правильный цветок

    Т – тычинки; - неправильный

    Р – простой околоцветник.

    Цветы редко расположены поодиночке (тюльпан, роза). У большинства растений цветки собраны в соцветия. Соцветия – это группа цветков на специализированном побеге. Биологическая эволюция шла в направлении увеличения числа цветков, уменьшение размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий – служит для привлечение насекомых – опылителей. Соцветия различаются большим разнообразием. Если цветы расположены на главной оси, такие соцветия называются простыми. Простые соцветия более разнообразны:

    Кисть (ландыш) - головка (клевер) - початок (кукуруза) - колос (подорожник)

    Зонтик (примула)

    Соцветия будут сложными , когда цветки располагаются на разветвлениях то есть на осях второго и третьего порядка:

    Метелка (сирень) - зонтик (укроп) - колос (пшеница)

    Цветки, которые размещены гуппами, образуют соцветия.

    Соцветие - Это один побег или система побегов, имеющих цветки. В соцветиях есть разное количество цветков: от нескольких штук до нескольких тысяч. Соцветия делятся на простые и сложные . В простых соцветиях цветки располагаются на главной оси соцветия, а в сложных – на боковых осях соцветия, которые располагаются на главной оси.

    В насекомоопыляемых растениях цветки собраны в соцветия, которые хорошо заметны на расстоянии (например, подсолнечник). У ветроопыляемых растений наличие соцветий повышает попадание пыльцы на пестик (пшеница). В соцветиях образуется большее количество плодов, чем в отдельных цветах, а это способствует росту численности вида и его распространение.

    IV. Осмысление объективных связей и взаимозависимостей в изученном материале.

    Выполнение лабораторной работы № 7 "Строение и разнообразие цветков".

    V. Обобщение и систематизация знаний.

    Цветок - укороченный, видоизмененный и ограниченный в росте побег, который приспособлен для полового размножения растений. Основными функциями цветка образования спор, гамет, опыление, оплодотворение, формирование семян и плодов . Соцветие - это совокупность цветков, расположенных в определенном порядке, имеющих общую ось.

    1. Какие части цветка находятся в его центре и каково их строение? (пестик: рыльце, столбик, завязь с семязачатками; тычинка: тычиночная нить, пыльник с пыльцой).
    2. Чем простой околоцветник отличается от двойного? (Двойной состоит из венчика и чашечки, а простой – только из венчика).
    3. Чем обоеполые цветки отличаются от однополых? (В обоеполых цветках находятся и пестик и тычинки, а в однополых – либо пестик, либо тычинки ).
    4. Растения с однополыми цветками могут быть двудомными и однодомными. Какие растения называются однодомными? Приведите примеры. (это растения, с однополыми цветками, располагающимися на одном растении. Береза, огурец, кукуруза: пестичные и тычиночные цветки находятся на одном растении .)
    5. Какие растения называются двудомными? (Это растения с однополыми цветками, располагающимися на разных растениях: тычиночные на одном, а пестичные – на другом. Крапива двудомная, облепиха, ива, тополь).
    6. Охарактеризуйте по формулам цветки растений: лютика – Ч 5 Л 5 Т ∞ П ∞ ; сурепки – Ч 2+2 Л 4 Т 2+4 П 1 ; гороха – Ч (5) Л 3(2) Т (5+4)1 П 1 .
    7. Используя таблицу «Строение цветка», составьте его формулу. (Ч 5 Л 5 Т 5 П 1 )
    8. Решите биологическую задачу. В цветках вишни развит околоцветник, образованный чашечкой и венчиком. Чем образован околоцветник тюльпана? (Лепестками венчика ).
    9. Решите биологическую задачу. Цветки вишни и цветки томата имеют по одному пестику. Однако в образующихся плодах вишни развивается по одному семени, а в плодах томата по несколько десятков. С чем это связано? (Это связано с количеством семязачатков в завязи пестика. В завязи вишни 1 семязачаток – 1 семя, а в томате несколько десятков семязачатков и столько же семян ).
    10. Биологическая задача. В начале цветения огурцов распускаются цветки, так называемые «пустоцветы», а затем появляются цветки с «огурчиками». Можно ли получить урожай огурцов при отсутствии пустоцветов? Ответ поясните .(Нет, урожай огурцов при отсутствии пустоцветов получить нельзя. Пустоцветы – тычиночные цветки, с огурчиками – пестичные. Без пустоцветов не произойдет опыления и огурчиков не будет.)

    VI. Подведение итогов урока.

    VII. Предоставление и объяснения домашнего задания.

    Подумать, почему цветы отличаются между собой? Каково их значение?


    Лабораторная работа

    Тема. Строение и разнообразие цветков.

    Цель: выучить строение цветков, научиться определять части цветка;

    познакомитьсяс разнообразием цветков.

    Оборудование: цветки комнатных растений,

    Инструктаж по технике безопасности и правилам пользования

    лабораторным оборудованием и раздаточным материалом.

    Ход работы:

      Рассмотри предложенный цветок, определи его части и обозначь их в тетради.

    Рис 1.

      Рассмотри предложенные модели цветков на рис 2. Определи и запиши номера (нумерация может повторяться): а) у каких из них двойной околоцветник ; б) у каких - простой ; в) у каких цветков венчик раздельнолепестной ; г) у каких - сростнолепестной.


    Рис 2.

      Среди предложенных цветков на рисунке 3 определите, какие

    цветки однополые , а какие обоеполые


    Рис 3.

      Вывод: Вставь пропущенные слова

    1. Цветок – ……………орган покрытосеменных растений. Он обычно распологается на ………… , которая заканчивается ……………… . К цветоложу пркрепляются………….. , …………. и ………… .

    2. Чашелистики образуют ……………. , а лепестки – ………………..

    Если в цветке есть чашечка и венчик, околоцветник называют ……… .

    Если в цветке есть тычинки и пестики, он называется …………….

    Если же есть только …………… или только ………….. – однополым.

    Лабораторная работа по биологии 7 класс №6 - Строение цветка

    Рассмотрите предложенные вам цветки. Найдите все основные элементы цветка цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестики.

    Заполните таблицу.

    Зарисуйте цветок и подпишите его основные части.

    Разрежьте завязь поперек и рассмотрите ее подлупой. (Можно воспользоваться рисунком или таблицей.) Найдите семязачатки. Что формируется из семязачатка и завязи пестика?

    Семязачаток: семена

    Завязь пестика: плоды

    Сделайте вывод.

    Каковы особенности строения цветка?

    Строение цветка связано с выполняемыми функциями: есть органы образования половых клеток, привлечения опылителей, защиты.

    Какими бывают цветки? Почему их так называют?

    Бывают обоеполыми - поскольку имеют на одном цветке пестик и тычинки; раздельнополыми - поскольку пестики и тычинки образуются на разных цветках.

    Какую роль играют цветки в жизни растения?

    Цветки - органы размножения цветковых растений.

    Чем отличается двудомное растение от однодомного?

    В двудомных растениях тычиночные и пестичные цветки развиваются на разных растениях.

    Окраска цветков у сухопутных и водных растений весьма разнообразна. Натуралисты давно заметили, что растения, цветущие вечером или ночью, чаще всего имеют венчик цветка белого цвета. Как вы можете объяснить это явление?
    Венчик белого цвета лучше виден в темноте для насекомых-опылителей.