• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Окружающий мир

    Солнце, растения

    и мы с вами

    3 класс

    (УМК «Школа России»)

    Учитель начальных классов МКОУ «СОШ №11» г.о.Нальчик

    Казанцева Е.И.


    • 1. Почва – это… о) верхний плодородный слой земли; в) полезное ископаемое; м) песок и глина. 2. Главное свойство почвы, отличающее ее от горной породы: б) сыпучесть; к) темный цвет; т) плодородие; у) водонепроницаемость. 3. Почва состоит: ф) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве; ж) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве; л) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей. 4. Ботаника – это… е) наука о животных; и) наука о растениях ; ю) наука о грибах. 5. Из почвы растения получают: т) остатки растений и животных; р) перегной, песок, глину; ч) воздух, воду, соли. 6. Ученые выделяют… групп растений: к) 4; ц) 6; н) 5. 7. К растениям не относятся: и) кустарники; е) деревья о) воздух; я) травы.


    • Почему растения называют зелёной одеждой Земли?
    • Перечислите группы растений и дайте им краткую характеристику.


    роза, лиственница, морская капуста, папоротник,

    клён, кедр, одуванчик, мох сфагнум.





    Солнце, растения

    и мы с вами


    Охранять растения – значит

    заботиться обо всём живом.


    Перед нами стоят цели:

    1) ознакомиться со способом дыхания растений:

    2) ознакомиться со способом питания растений;

    3) показать взаимосвязь солнечной энергии, зелёных растений и живых организмов Земли


    Дыхание растений

    Углекислый газ

    Кислород

    Углекислый газ

    Кислород



    Питание растений

    Сахар

    Крахмал

    Углекислый газ

    Кислород

    Вода


    Используя энергию Солнца растения путем сложных химических превращений из простых неорганических веществ образуют необходимые им органические вещества. Этот процесс называется

    фотосинтезом .



    Самостоятельная работа

    Выполните в рабочей тетради задания № 1 - 3, (стр. 43 - 44).


    Проверь себя!

    Углекислый газ

    Кислород

    Кислород

    Углекислый газ


    Проверь себя!

    Углекислый газ

    Сахар

    Крахмал

    Кислород

    Растворённые соли

    Вода


    Используя схемы в учебнике, впиши названия газов.

    При дыхании растение поглощает

    кислород,

    а выделяет

    углекислый газ.

    При питании растение поглощает

    углекислый газ,

    кислород.

    а выделяет


    Укажи стрелками:

    Процесс, при котором растение поглощает кислород, а выделяет углекислый газ.

    Процесс, при котором растение поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.


    В листьях растений на свету из воды и углекислого газа образуются питательные вещества, необходимые растениям. Эти питательные вещества используют также животные и люди. Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. Вот почему охранять растения - это значит заботиться обо всём живом.


    • 1. За один теплый солнечный день 1 гектар леса поглощает 220–280 кг углекислого газа и выделяет 180–200 кг кислорода. При каком процессе жизнедеятельности растений это происходит? 2. Что необходимо растению для производства кислорода из углекислого газа и воды?
    • 3. Какой газ выделяют растения при дыхании?
    • 4. Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ?
    • 5. Какой газ необходим для дыхания растений?

    Цветок на лугу я сорвал на бегу.

    Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

    В стакане он день простоял и завял,

    А сколько бы он на лугу простоял!


    Домашнее задание : стр. 74-77, учить, выполнять задания в Р.Т. стр. 44 – написать от имени своей семьи благодарственное письмо растениям за вклад в поддержание жизни на Земле.

  • Источники информации
  • Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. - 8-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 159 с. : ил. - (Школа России).

    Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2014. - 384 с. -(В помощь школьному учителю).

    Тихомирова, Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 3 класс: к учебному комплекту А. А. Плешакова «Мир вокруг нас: 3 класс» / Е.М. Тихомирова.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Эк­замен», 2007. - 398, с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

    http://krasottka.ru/wp-content/uploads/2012/02/%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8B-%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B5.gif - солнце

    http://scwaz.com/wp-content/uploads/2011/02/tree.gif - дерево

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 1

    ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

    В рамках районного семинара «Инновационный поиск и развитие методических традиций в условиях модернизации образования»

    Предмет: окружающий мир

    Тема: «Солнце, растения и мы с вами»

    Учитель начальных классов

    Сажнева Д.А.

    Цель: познакомить с дыханием и питанием растений.

    Планируемые результаты:

    Учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между неживой и живой природой, растениями и человеком;

    Учащиеся научатся моделировать эти взаимосвязи и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к растениям;

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде схемы;

    Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

    Оборудование:

    Карточки у учащихся и учителя для моделирования процессов питания и дыхания растений, таблицы, компьютер, экран.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    Проверяем готовность к уроку.

    II. Актуализация знаний

    1.Проверка знаний по вопросам (фронтальный опрос):

    Почему растения называют «Зеленой одеждой планеты»?

    Перечислите, какие вы знаете группы растений?

    Приведите примеры различных видов растений, которые записали в рабочей тетради.

    Перечислите основные части растений?

    2.Игра «Кто знает?» (Работа в парах по таблице):

    У вас на столе лежат таблицы. Их надо дополнить. Работаете в парах, а затем будем проверять.

    III. Самоопределение к деятельности.

    Мы перечислили основные части растений. А теперь подумаем, без чего не могут обходиться растения? (солнце, свет, почва, вода )

    Тема нашего урока «Солнце, растения и мы с вами». Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (Слайд 1)

    Ребята, а как слова «солнце», «растение», «человек» распределить в две группы? (объекты живой и неживой природы ) (Слайд 2)

    Какие признаки живой природы мы знаем? (дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются и умирают ) (Слайд 3)

    Все это относится и к растениям. И сегодня мы поговорим о том, как растения дышат и питаются.

    Цель нашего урока: познакомится с питанием и дыханием растений (Слайд 4)

    Какие задачи мы перед собой поставим, исходя из темы урока и нашей цели?

    • Узнать о том, как растения дышат
    • Узнать о том, как растения питаются
    • Обнаружить взаимосвязь между неживой природой, растениями и человеком.
    • Смоделировать взаимосвязи между растениями и неживой природой. (Слайд 5)

    IV. Работа по теме урока

    1.Беседа и рассказ учителя

    Дыхание растений (слайд 6)

    Мы говорили, что все объекты живой природы дышат. Как же это происходит у растений? В почве как мы знаем есть воздух. Нам это показали проведенные ранее опыты. И растения этот воздух из почвы берут. Причем дышат растения тем же газом, что и мы с вами. Кислородом. А выдыхают углекислый газ.

    В воздухе тоже содержится кислород и растения его пусть и в малом количестве поглощают, когда дышат. А выделяют обратно углекислый газ.

    Питание растений (слайд 7)

    Откуда растения получают питательные вещества и воду? (почва )

    А что содержится в почве, необходимое для жизни растений? (вода, воздух, перегной, минеральные соли )

    Ребята, а как вы думаете, есть ли в почве сахар или крахмал? (нет )

    Но ведь когда мы едим яблоко, мы чувствуем что оно сладкое. Сахар добывается из свеклы или тростника. А в картофеле много крахмала. Откуда же они берутся?

    Вот на этот вопрос мы с вами сегодня и ответим.

    Итак, основные питательные вещества растения получают из почвы. Это минеральные соли и вода. Но мы знаем, что растения не могут жить без света солнышка. Зачем же нужно оно? Оказывается, солнце дает растениям необходимую энергию. А необходима эта энергия для того, чтобы заработала «кухня» растений – их листья. Это уникальный процесс, когда под действием солнечного света вода и углекислый газ из воздуха превращается в сахар и крахмал. Необходимы и сахар, и вода для роста клеток листьев.

    А еще при питании растение выделяет большое количество кислорода.

    V. Закрепление изученного материала

    Работа с моделями (Дети работают у себя в тетрадях, учитель на доске).

    Попробуем эти процессы смоделировать. Первое. Как растения дышат?

    Учитель, опираясь на ответы детей, составляет модель дыхания растений.

    Теперь питание растений. Смоделируем этот процесс.

    Учитель, опираясь на ответы детей, составляет модель питания растений.

    Кто из вас уже понял, как взаимосвязаны объекты живой природы – растения и солнце – объект неживой природы?

    Осталось решить последнюю задачу. Как связаны растения и мы с вами? (растения при питании выделяют кислород, в растениях содержатся питательные вещества )

    VI. Рефлексия

    В своих тетрадях дома наклейте карточки правильно, чтобы смоделировать процессы питания и дыхания растений.

    А внизу с. 42 поставьте флажок нужного цвета. Зеленый если на уроке все понимали и получалось. Желтый – если что-то осталось непонятным или не получалось. Красным – если не поняли ничего и ничего не получилось.

    VII. Итог урока

    Какова была цель нашего урока? (слайд 8)

    Сумели ли мы решить поставленные задачи? (Слайд 9)

    Что интересного узнали на уроке?

    Спасибо за внимание! (Слайд 10)

    Резерв: написать благодарственное письмо растениям.





    Отгадайте названия частей растений… 1.Часть растения, в котором образуются семена. ПЛОД 2.Часть растения, по которому проходят питательные вещества. СТЕБЕЛЬ 3.Часть растения, которая находится под землёй. КОРЕНЬ 4.Части растения, с помощью которых оно дышит. ЛИСТЬЯ 5.Части растения, которые помогают растению размножается. СЕМЕНА 6.Часть растения, из которого развиваются плоды. ЦВЕТОК


    Найдите в тексте ошибки… У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны, лиственницы они всю зиму зелёные. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды – шишки. В них находятся семена. В тексте 4 ошибки: У хвойных растений есть листья, это – хвоинки. У лиственницы листья опадают на зиму. Хвойные растения не цветут. У хвойных растений нет плодов.









    Спасибо за урок! Домашнее задание: В учебнике- стр, В тетради – стр Вывод: растения дышат кислородом, но и образуют его при питании. Причём при питании растения выделяют значительно больше кислорода, Чем поглощают при питании.

    Солнце, растения и мы с вами

    Растения - живые существа, значит, они дышат и питаются. Дышат растения так : из воздуха они поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ. А как растения питаются?
    Вы знаете, что своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Но как же растения получают главные питательные вещества - сахар, крахмал? Ведь их нет в почве, а в растениях они есть.
    Оказывается, листья растений из частиц воды и углекислого газа получают сахар, крахмал . Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха. Весь процесс возможен только на свету .
    Почему же для его работы требуется свет? Солнечный свет снабжает растение энергией. Энергия нужна для работы любой машины и жизни любого существа.
    Животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить питательные вещества. Это делают только растения . А животные и люди едят растения и получают для жизни энергию.
    Вместе с питательными веществами, в процессе питания растения, образуется еще и кислород ! Растения выделяют его в воздух. Если бы на Земле не росли растения, в воздухе не было бы кислорода. Животные и люди не смогли бы тогда жить на Земле!
    Поэтому охранять растения - значит заботиться обо всём живом.

    Нарисуй схему "Дыхание растений"

    Нарисуй схему "Питание растений"

    Листья растений из частиц воды и углекислого газа "готовят" пищу - крахмал и сахар . Этот процесс называется фотосинтезом .

    МБОУ - Займищенская СОШ

    им. Ф.Г. Светика

    г. Клинцы Брянской области

    Открытый урок

    по окружающему миру

    в 3 классе

    УМК «Школа России»

    Бондаренко Татьяна Михайловна,

    учитель начальных классов

    I квалификационная категория

    2014год

    Урок 15. Солнце, растения и мы с вами

    Цели деятельности учителя :

    о бучающие: создать условия для ознакомления учащихся со способом дыхания и питания растений; установления взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли.

    р азвивающие: способствовать развитию наблюдательности, логического мышления на основе отработки логических операций: анализа и обобщения, определения понятий.

    в оспитательные: содействовать воспитанию доброго отношения к природе, показать роль растений в поддержании жизни на Земле.

    Оборудование : тесты; динамические схемы: «Дыхание растений», «Питание растений» (демонстрационные и индивидуальные); Рабочие тетради; учебник; смайлики для рефлексии учащихся.

    Сценарий урока

    Охранять растения – значит
    заботиться обо всем живом.

    I. Организация начала урока.

    Мы сегодня снова будем наблюдать,

    Делать выводы и рассуждать,

    А чтобы урок пошел каждому впрок,

    Активно в работу включайся, дружок!

    II. Повторение изученного материала: тестовый контроль.

    о тветьте на вопросы и выпишите буквы правильных ответов.

    1-й уровень сложности

    1. Почва – это…

    о) верхний плодородный слой земли;

    в) полезное ископаемое;

    м) песок и глина.

    2-й уровень сложности

    1. Верхний, рыхлый, плодородный слой земли, на котором растут растения, называется…

    н) перегной;

    м) почва;

    ж) полезное ископаемое.

    2. Главное свойство почвы, отличающее ее от горной породы:

    б) сыпучесть;

    к) темный цвет;

    т) плодородие;

    у) водонепроницаемость.

    2. Найди основное свойство почвы:

    х) цвет;

    г) сыпучесть;

    о) плодородие;

    я) непрозрачность.

    3. Почва состоит:

    ф) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве;

    ж) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

    л) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей .

    3. Состав почвы:

    х) микробы, корни растений, различные животные, обитающие в почве;

    л) воздух, вода, перегной, песок, глина, соли;

    н) воздух, вода, перегной, песок, глина, соли; а также микробы, корни растений и различных животных, обитающих в почве.

    4. Ботаника – это…

    е) наука о животных;

    и) наука о растениях;

    ю) наука о грибах.

    4. Наука о растениях называется…

    а) астрономия;

    е) зоология;

    о) ботаника.

    т) остатки растений и животных;

    р) перегной, песок, глину;

    ч) воздух, воду, соли.

    5. Из почвы растения получают:

    т) перегной, песок, глину;

    д) воздух, воду, соли;

    б) остатки растений и животных.

    6. Ученые выделяют… групп растений:

    к) 4;

    ц) 6;

    н) 5.

    6. Ученые выделяют следующие группы растений:

    у) мхи, папоротники, водоросли, травянистые растения;

    е) водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения;

    и) травянистые растения, цветковые растения, водоросли.

    7. К растениям не относятся:

    и) кустарники;

    е) деревья;

    о) воздух;

    я) травы.

    7. Листья хвойных растений называются...

    щ) пластинки;

    ш) иголки;

    ц) хвоинки;

    ч) лепестки.

    Самопроверка.

    У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получиться слово «отлично» или «молодец».

    2. Зачитываю "Письмо зелёному другу"

    Ответы детей. Творческое задание, выполненное уч-ся дома.

    У доски 4 ученика.

    Обобщение ответов ребят.

    Мы с вами постоянно совершаем экскурсии в школьный сад и вокруг школы, наблюдаем, какие изменения происходят с растениями, беседуем с ними, выберем дерево и будем за ним ухаживать. Мы с вами подкармливаем птиц зимой, заботимся о чистоте вокруг, участвуя в субботниках, а теперь ещё больше будем бережно относиться к природе, ухаживая за маленькими деревцами.

    III. Сообщение темы и цели урока.

    Актуализация знаний, полученных на прошлых уроках.

    Отгадывание загадок:

      Не огонь, а больно жжёт

    Не фонарь, а ярко светит

    И не пекарь, а печёт.

      Вокруг нас растут, цветут,

    Кислород всем нам дают.

    3. Может сеять и пахать,

    И машиной управлять,

    Ну, а если захотите

    Может в облака слетать,

    Ключевые слова - отгадки: солнце, растения, человек. Слайд 1.

    Прочитайте, эпиграф к уроку. (Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.) Слайд 2 .

    Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)

    Представьте, что человек действительно остался один на нашей планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что произошло бы тогда? (Человек бы умер…)

    В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.

    п рочитайте тему урока. («Солнце, растения и мы с вами».)

    Я попыталась отобразить тему нашего урока в следующей схеме:

    Солнце Растения Человек

    Подумайте, что я этим хотела сказать? Посмотрите внимательно на записанную тему и схему.

    Какую часть природы будем изучать? (Живую (растения, человек) и неживую (Солнце).)

    Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение.)

    Прогнозирование целей урока учащимися Слайд 3.

    - Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?.

    Ответы детей.

      Что было на завтрак у вас сегодня?

      А что ели ваши питомцы: кошки, собачки?

      Чем «позавтракали» сегодня комнатные растения?

    Ответы детей.

    Какие вопросы у вас возникли? Что хотите у меня спросить? (Как растения дышат? Почему растениям необходимо питание? Каким образом растения получают питание?)

    – Давайте послушаем ваши версии. (Растения дышат корнем и листьями… Питание необходимо, чтобы расти и развиваться… Питание растения получают из земли с помощью корня…)

    Выступление учащихся с сообщениями.

    Ученые-ботаники всего мира долго пытались определить, какими «продуктами» питаются растения. Их интересовали такие вопросы:

    Посажено одно зерно пшеницы, а созрело несколько десятков. За счет чего произошло увеличение числа зерен?

    В почву попало семя березы, вес которого незначительный, а выросло громадное дерево. За счет чего происходит рост растений?

    Чтобы ответить на этот вопрос, несколько сотен лет назад голландский ученый Ван Гальмонт в течение 5 лет выращивал ветку ивы в горшочке с почвой, учтя вес ветки и почвы перед опытом. Через 5 лет вес ветки значительно увеличился, в то время как вес почвы уменьшился незначительно. Откуда же в растение поступали те вещества, которые пошли на рост ветки?

    Точного ответа на тот вопрос ученый не нашел. Но примерно через 150 лет английский ученый Пристли, используя научные данные Гальмонта, опытным путем доказал, что зеленое растение исправляет «испорченный дыханием и горением воздух».

    Выступление ученика по итогам проведения опыта с растениями:

    - Мы взяли два растения и провели с ними следующие опыты:

    1. Одно росло на подоконник, мы его поливали.

    2. А другое поставили в тёмный шкаф, поливая его.

    Вывод: Что же мы увидели через некоторое время? Показ растений

    Первое - живое и продолжает расти на окне. А второе - у него листочки изменили окраску. Стали бледно - зелёного цвета и сам цветок выглядит вялым. Что же повлияло на его рост? Почему оно изменилось? Чем дышит и чем питается? Это я бы хотел сегодня узнать на уроке?

    Ребята, вы вправе можете называться учеными-ботаниками, так как умеете выдвигать различные гипотезы, отстаивать свою точку зрения. Ученые всего мира очень долго пытались определить, какими «продуктами» питаются растения, как происходит процесс дыхания.

    IV. Изучение нового материала.

    1. Дыхание растений.

    Объяснение учителя.

    п ри объяснении материала учитель моделирует на экране

    схему по вопросам и ответам уч-ся. Слайд 6.

    Дыхание растений

    Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода. При этом растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений также дышат воздухом, который содержится в почве, и, следовательно, тоже выделяют углекислый газ.

    Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (Дыхание.)

    2. Питание растений.

    Беседа:

    Вы теперь знаете, как дышат растения.

    О чем сейчас нам нужно поговорить? (О питании растений.)

    Видеофильм - просмотр .

    Какие у вас версии: как питаются растения? (Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)

    Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал? (Учащиеся могут ответить: из почвы.)

    Какой вопрос у вас возникает? (Почему же для работы требуется свет?)

    Дело в том, что солнечный свет несет энергию , без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа, для работы любой машины. Слайд 7.

    3. Почему люди и животные не могут жить без растений?

    Работа с учебником. Слайд 17.

    Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Как вы думаете: почему? (Человек и животные не умеют из углекислого газа и воды получать сахар и другие питательные вещества.)

    Откройте учебник (с. 74). Найдите и прочитайте подтверждение или опровержение этого мнения, то есть найдите ответ на вопрос : почему люди и животные не смогли бы жить без растений?

    Рассказ ученика:

    Да, только растения из воды и углекислого газа могут получить сахар и другие питательные вещества. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества, а вместе с ними получают необходимую для жизни энергию. Происходит вот что: растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.

    Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и… кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям. Теперь я получил ответ на свой вопрос.

    с кажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений? (Дыхание и питание.)

    Работа в парах. Чтение в учебнике «Рассказа ученого- биолога» стр. 74.

    Слайд 9.

    Физкультминутка Слайд 12.

    Мы немного отдохнем.

    Встанем, глубоко вздохнем.

    Дети по лесу гуляли,

    За природой наблюдали.

    Вверх на солнце посмотрели,

    И их всех лучики согрели.

    Чудеса у нас на свете –

    Стали карликами дети.

    А потом все дружно встали,

    Великанами мы стали.

    Дружно хлопаем,

    Ножками топаем!

    Хорошо мы погуляли

    И немножечко устали!

    Самостоятельная работа уч-ся. Слайд 13.

    Работа со схемами в Рабочей тетради.

    Как же связаны между собой Солнце, растения и люди? (Питаются – днем; дышат – постоянно.) Проверь себя. Слайд 15-16.

    V. Закрепление изученного материала.

    Закрепление. 1. Дополните названия газов в таблицы. Слайд 18.

    2. Указать стрелками правильный ответ. Слайд 19.

    1.* Процесс, при котором растение

    поглощает кислород, а выделяет углекислый газ.----- Дыхание.

    2. * Процесс, при котором растение

    поглощает углекислый газ, а выделяет кислород. --------- Питание. Слайд 19.

    Вывод – чтение с доски. Слайд 20.

    Творческая работа в группах.

    1 ряд – рисование плакатов «Берегите природу!»

    2 ряд – рисование запрещающих знаков в помощь лесным обитателям

    3 ряд – составление лозунгов об охране природы

    Проверка работы у доски – показ выполненной работы.

    Учитель: Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?

    Ученик : Необходимо бережно относиться ко всем растениям.

    Все в природе взаимосвязано.

    Учитель: Как приятно, когда ребята знают и берегут природу.

    Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – маленькая рана, нанесённая природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

    Давайте, ребята, будем настоящими друзьями природы!

    VI. и тог урока.

    Обратимся к эпиграфу урока. Как теперь можете истолковать слова «Охранять растения – значит заботиться обо всем живом»? ( о тветы учащихся.)

    Мне невольно вспоминаются следующие слова: Слайд 21.

    Цветок на лугу я сорвал на бегу.

    Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

    В стакане он день простоял – и завял,

    А сколько бы он на лугу простоял? (В. Викторов.)

    Я надеюсь, вы сделаете выводы из всего, о чем мы говорили на уроке, и будете бережно относиться к природе.

    Домашнее задание: учебник, с. 74–77; по желанию: придумать фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли все растения; выполнить рисунок на заданную тему.

    Рефлексия. Покажите смайликом настроение, которое соответствует атмосфере на сегодняшнем уроке. Слайд 22.

    Заключение.

    Я благодарю вас за работу на уроке.

    Выставление отметок с комментированием.

    На память я хочу подарить вам изображение солнышка.

    Пусть оно согревает и сопутствует вам всегда.

    Урок окончен. Спасибо всем за работу.

    Дополнительно:

    Разгадаем кроссворд (слово «растения» прописано).

    1. За один теплый солнечный день 1 гектар леса поглощает 220–280 кг углекислого газа и выделяет 180–200 кг кислорода. При каком процессе жизнедеятельности растений это происходит? ( п итание.)

    2. Что необходимо растению для производства кислорода из углекислого газа и воды? ( с вет.)

    3. Какой газ выделяют растения при дыхании? ( у глекислый.)

    4. Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? ( д ыхание.)

    5. Какой газ необходим для дыхания растений? ( к ислород.)