• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Церкви так похожи на ракеты.
    Упираясь куполами в небосвод,
    Будто во Вселенной бродят где-то,
    Вместе с твердью
    совершая оборот.
    Наполняясь на Земле
    теплом и светом,
    Храмы, как на старте, напряглись,
    Чтобы вмиг сорваться
    к тем планетам,
    На которых все мы родились.

    Строительство храмов всегда было связано с наличием многих факторов, причем не только религиозного или политического характера. Важную роль играло состояние общества: уровень благосостояния граждан, организованность, моральные и нравственные устои, взаимосвязи, необходимость в «добром слове» или участии…
    Первые памятники церковных сооружений. Ремесла и художества в древнейшие времена. Плотничество. Первые деревянные церкви в России 945 и 882 годов. Летописи. Сооружение деревянных церквей XV, XVII века. Оклады и устройство церквей.Первыми памятниками церковных сооружений были деревянные храмы на Руси; впоследствии времени на место их уже воздвигались каменные, равно как и ныне мы постоянно встречаем этот же самый с глубокой древности обычай; вообще деревянные церковные сооружения были и есть временные. О деревянных сооружениях и постройках объясняют так: Когда ремесла и художества в древнейшие времена находились еще на самой низкой степени развития, тогда не существовало специальных мастеров для каждой отдельной отрасли искусств. Каждый ловкий работник старался сам исполнять все, что только мог сделать. Он строил дом, выдалбливал дерево на лодку, украшал седалища резьбою, или ваял какие-нибудь истуканы. Такое младенческое состояние ремесел и художеств на Руси не есть бездоказательный вывод из простых соображений, а вполне подтверждается отсутствием в самом языке особых наименований для отдельных отраслей искусств. Под словом плотничество понимались самые разнообразные работы. Так из летописи видно, что слово "плотничество" означало не только ремесло простого плотника или строителя судов, но также обнимало и архитектуру, резьбу и даже ваяние. Все, что делалось при помощи дерева, называлось плотничеством, а люди, занимавшиеся такими работами, именовались, без различия, плотниками или древоделателями.Многочисленные леса, покрывавшие древнюю Русь, отстраняли всякую потребность отыскивать в недрах земли другой более удобный материал для построек. Леса находились везде, и иногда в таком количестве, что необходимо было их срубать, чтобы очистить просторные места для поселений. Первые обитатели Руси должны были употреблять исключительно только одно дерево на всякое дело и в особенности на постройки.
    На первоначальные по летописям две деревянные церкви в России, построенные до крещения Владимира, указывают свидетельства: первое относящееся к 945 году, что в то время в Киеве уже была своя особая церковь св. Илии: "А хрестеяную русь водиша роте в церкви святаго Ильи, яже есть над ручаем, конец Пасынче беседе и Козаре: се бо бе сборная церкви, мнози бо беша Варязи хрестеяни". Второе известие о христианской церкви в Киеве занесено в летопись под 882 годом: "и убиша Аскольда и Дира, несоша на гору и погребоша и на горе, еже ся ныне зовет Угорьское кде ныне Олъмин двор; на той могиле поставил Олъма церковь святаго Николу, а Дирова могила за святою Ориною". Слово поставил относится к деревянным сооружениям; летописец постоянно употребляет два различные глагола, чтобы означить сделаны ли постройки из камня или из дерева; для деревянных построек или церквей он всегда употребляет слово постави, тогда как для каменных зданий он употребляет глаголы: созда или заложи.О сооружении деревянных храмов мы находим указание: хотя со введением христианской веры в России вошло греческое церковное зодчество, которое сооружало каменные храмы, однако в строении деревянных церквей и часовен удерживалось коренное русское зодчество. Приспособленное к богослужению, религиозному характеру народа и местности, оно выражало жизнь и движение мысли в разнообразных формах.По этому же предмету упоминается: переход от строения жилой избы к сооружению церкви был уподоблен и легок; ибо основою для последней служил сруб избы, к коему прорубался алтарь и крыльце; над островерхим кровом приделывали шейку с главою, увенчанною крестом. По обещанию, во время какого-нибудь общественного бедствия, такие церкви строились тою или другой улицей города или селением, и освященные в один день назывались обыденными.
    Деревянных церковных сооружений, храмов и часовен до нашего времени сохранилось весьма немного. Они всюду заменяются каменными, а небольшие часовни и совсем прекращают свое существование, а местонахождения их заравнивается землею; об этом было замечено: "не много осталось у нас на руси старых деревянных церквей, везде перестроены они на каменные или деревянные новой архитектуры; но многие из нас помнят еще эти маленькие, темные деревенские храмы из круглыша чернолесья или дуба, с неотделанными, мрачными стенами и закоптелыми образами внутри, обшиты снаружи полусгнившим тесом, с крошечными, неправильно расположенными, окнами, низкой, и иногда покривившейся от времени, колокольней. Скоро первобытная архитектура их сохранится разве только в рисунках какого-нибудь любителя древности".
    Переходя к архитектуре деревянных церквей позднейшего времени должно сказать, что стиль зодчества храмов этого периода имеет характер церквей древних, что замечается на единоверческой церкви в слободе Мстере устроенной в первой половине нынешнего столетия, при которой уже выстроен другой каменный храм, и как выше было упомянуто что деревянные строения храмов были и есть временные, что постоянно и подтверждается, после деревянного первоначального сооружения следует более прочное каменное храмовое здание. И вообще должно заметить, что впрочем говорилось неоднократно и не без полного и глубокого сожаления, что деревянные памятники сооружений более или менее отдаленного времени, всюду уничтожаются, также весьма мало сохранилось по сельским местечкам старинных рукописей, открывавших иногда драгоценные материалы для исследователей о том или другом происхождении или событии.

    Основные типы русского деревянного храма
    (на правах энциклопедии)

    Эта работа выполнена в несколько непривычном для меня плане, здесь представлены в основном только цитаты.
    Получилось своего рода «энциклопедическое» исследование, где подобраны выдержки из трудов русских и советских исследователей, историков и архитекторов. Трудов по истории Русского деревянного зодчества.

    Дерево, издавна бывшее у славянских народов наиболее распространенным строительным материалом, широко применялось в русской архитектуре. Деревянные здания возводились быстрее, могли строиться летом и в холодное время года и были суше и теплее каменных. Однако вследствие недолговечности дерева как строительного материала и отсутствия сохранившихся памятников мы не можем достаточно точно восстановить облик исчезнувших деревянных зданий древнейших периодов русского зодчества.
    Только начиная с XV - XVI вв., мы имеем возможность дополнить историю развития русской каменной архитектуры характеристикой современного ей деревянного зодчества. Эта характеристика в основных чертах соответствует и деревянной архитектуре более ранних периодов, так как в деревянных постройках XVI в. мы встречаемся с пережитками очень отдаленного времени.
    Деревянная архитектура была самой распространенной на Руси: из дерева строились храмы, крепости, княжеские и боярские хоромы, дома горожан, крестьянские избы, хозяйственные постройки. В деревянной архитектуре вырабатывались приемы композиции зданий, отвечавшие быту и художественным вкусам русского народа, нередко затем переносившиеся и в каменную архитектуру .
    (История русской архитектуры: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, М., 1956)

    Наши плотники, сооружая деревянные церкви, приспосабливали для них те конструктивные и художественные приемы, которые им были уже хорошо знакомы, а те немногие, которых не хватало в их запасе, им пришлось изобретать самим. Заимствовать было неоткуда потому, что в области плотничьего искусства русские, конечно, стояли впереди византийцев, строивших почти исключительно из камня и кирпича.

    Главные типы великорусского деревянного храма:
    1 - Клетские храмы,
    2 - Шатровые храмы,
    3 - "Кубоватые" храмы,
    4 - Ярусные храмы,
    5 - Многоглавые храмы.
    (Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

    Примеры основных типов русского деревянного храма

    А теперь более подробно об этих пяти типах зданий, с рассказом о них и фотографиями.

    1. Клетская церковь
    Деревянный храм с прямоугольным срубом в основе композиции и простейшим вариантом покрытия.
    (Плужников В. И. Термины Российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. М., 1995)

    Храмы, рубленые "клетски", разбросаны по всей Великороссии, но чаще всего они встречаются в центральных губерниях, не обильных, подобно Северу, лесом. По своему плановому приему и сходству с избой, храмы эти невелики размером и не требуют больших денежных затрат на свое сооружение. Простейший и, вероятно, древнейший вид храма состоял из одной центральной большой клети с двумя меньшими прирубами с востока и запада, стоявшими прямо на земле, или, по-народному, "на пошве". Перекрытая кровлями на два ската, по подъему совершенно сходными с обычным подъемом кровель жилищ, и осененная крестом, эта постройка вполне удовлетворяла своему назначению со стороны чисто литургической, но слишком мало отличалась своей внешностью от обыкновенного жилья.



    Церковь воскрешения Лазаря, музей-заповедник Кижи. Фото: А.Липилин

    Клетские церкви наиболее близки к жилым домам или даже амбарам - клеть с двускатной кровлей, главка с крестом и небольшая трапезная. Все предельно просто и незатейливо. И в этом их главное очарование. В плане это клеть размером 3х3 метра с двумя прирубами, алтарным с восточной стороны и трапезной с запада. Фундамент из небольших валунов. Сооружение очень напоминает простую избу .

    2. Деревянный шатровый храм
    Шатровый храм значительно отличается от клетских и своей высотой, и своим сильно подчеркнутым стремлением вверх. Изумительно, как красива, до чего проста и рациональна и как обдуманна эта глубоко национальная форма храма. Сохраняя традиционные три части - алтарь, главное помещение и трапезу, планы шатровых храмов имеют одно существенное отличие - главная часть храма образует восьмиугольник. Преимущество такой формы перед четырехгранником заключается, прежде всего, в возможности значительно увеличить вместимость храма при употреблении бревен даже гораздо меньшей длины, нежели те, которые нужны для четырехгранника.
    Но самое важное преимущество шатровых церквей заключается в их центральном приеме, позволяющем придавать храму крестообразный вид, непринужденно окружать его приделами, трапезными, галереями, и придавать бочками и кокошниками всему этому необыкновенно живописный и грандиозный вид.

    (Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

    Несмотря на то, что высота шатровых храмов была обыкновенно очень велика, иногда прямо-таки колоссальна, их внутренняя высота была всегда очень незначительна. Делалось это с целью удержания в церкви тепла, так как при открытых изнутри шатрах теплый воздух поднимался бы к их вершинам, а нагреть всю массу было бы очень затруднительно.
    (Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916)


    Георгиевская церковь, музей Малые Карелы. Фото: А.Липилин.
    Шатровые церкви очень эффектны. Уже из названия видно, что главной отличительной чертой в них является высокая башня с шатровым завершением. Шатровых церквей сохранилось много, и в них можно найти самые разнообразные приемы объемно-планировочного решения.

    3. Деревянный кубоватый храм
    Трудно сказать, что вызвало появление того особого покрытия четырехгранного храма, которому присвоено название "куба". "Кубоватые" храмы встречаются, главным образом, в Онежском крае и древнейшие из них не восходят дальше половины XVII века. Одной из причин, повлиявших на возникновение этой формы, было отчасти и известное запрещение строить шатровые храмы. Отказаться окончательно и навсегда от шатра, слишком заветного и дорогого для северянина, строители были не в силах, и с половины XVII века заметно лихорадочное искание новых форм, так или иначе напоминающих и заменяющих шатер. Уже и бочечно-шатровые формы были заметной уступкой упорному давлению, шедшему из Москвы, но все же шатер был до известной степени спасен ценою пятиглавия. И народ полюбил этот новый храмовый тип, так как и шатер был цел, и бочки давно уже были ему близки и дороги.
    Установка на кубе пяти глав не представляет никаких затруднений и притом легко исполнима согласно установившемуся порядку, т.е. по углам храма. Удобство применения к кубу пятиглавия способствовало дальнейшему развитию этого приема.

    (Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

    Куб - кубоватый, или кубастый, верх; четырехгранное покрытие четвериков, напоминающее по форме массивную луковичную главу
    (Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества. М., 1981)


    Петропавловская церковь в поморском селе Вирма . Фото: Н.Телегин


    Церковь Вознесения в музее Малые Карелы. Фото: А. Липилин

    4. Деревянный ярусный храм
    Название "четверик на четверике", присвоенное храмам, рубленным в несколько ярусов, совсем не означает, что ярусы все четырехугольны. В старинных актах тот же плотничий термин применяется и в тех случаях, когда на четверике стоит один или несколько восьмериков, или даже совсем нет четвериков, а одни лишь восьмерики. Под ним скрывается понятие о двух или нескольких клетях, поставленных одна на другую, причем каждая верхняя несколько меньше по ширине, нежели находящаяся под нею.
    (Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)


    Музей деревянного зодчества Костромская слобода
    Церковь Илии Пророка из села Верхний Берёзовец под Солигаличем, датированная рубежом XVII-XVIII вв. Фото: Кирилл Моисеев


    Преображенская церковь, построенная в 1756 году и привезенная сюда из с. Козлятьево Кольчугинского района Владимирской области.
    Музей деревянного зодчества в Суздале. Фото: Владимир-Дар

    5. Деревянный многоглавый храм
    Уже пятиглавие являлось известным подходом к многоглавию.
    На первый взгляд, в Кижском храме поражает необычайность, почти фантастичность этого многоглавия, дающего какую-то хаотическую группу глав и бочек, перемежающихся и чередующихся друг с другом. Затем останавливает затейливость прячущихся в бочках глав. Только ритмичность последних наталкивает на мысль, что здесь есть система и план и притом план исключительный и небывалый.
    При кажущейся хаотичности - все ясно, здраво и логично. Зодчий, создавший это подлинно "дивное диво", может быть назван глубоким знатоком своего искусства и вместе сыном своего времени, не чуждавшимся и новых для него форм "четверика на четверике" .
    Смело и бодро слиты в нем в одно непринужденное художественное целое и новшество современной ему эпохи, и богатое наследие созданных народом форм

    (Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

    Но самое удивительное - в другом. Сложность композиции многоглавых церквей лишь кажущаяся. На основе немногих плановых типов (прямоугольный сруб с прирубами, восьмерик с двумя или четырьмя прирубами и изредка крещатый сруб, усложняя и дополняя их приделами, галереями и трапезными, поднимая здания на высокие подклеты и видоизменяя формы покрытий, русские зодчие достигли исключительного разнообразия в объеме и силуэте деревянных церквей.
    (Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986)


    Ансамбль в Кижах. Преображенская церковь (летняя) и Покровская церковь (зимняя). Фото: А. Липилин


    Преображенская церковь в Кижах. Апофеоз русского деревянного зодчества, поражающий своим великолепием. Фото: А. Липилин
    Двадцатидвухглавая Преображенская церковь в Кижах - самый известный и самый популярный памятник деревянного зодчества, ставший его символом. Это своего рода олицетворение всех красот древнерусского деревянного храма.
    ........................................ ........................................ .............................

    Это своего рода «энциклопедическое» исследование, где подобраны выдержки из трудов русских и советских архитекторов по истории русского деревянного зодчества.
    Работа состоит из цитат, привлеченных из известнейших научных трудов наших исследователей. Начиная от И.Э.Грабаря и до нашего современника А.В.Ополовникова. То есть от начала ХХ века и до его конца. Точнее - до конца советского периода нашей истории, когда фактически закончились планомерные и масштабные работы по исследованию и реставрации деревянной архитектуры. Конечно - работы продолжаются и в наши дни, но уже совсем в других, более скромных масштабах.
    Типы храмов создавались на протяжении многих веков, от самых простых - клетского типа, до сложных многоглавых сооружений. И выработанные годами приемы плотницкого искусства создали неповторимые и уникальные здания.

    Все фотографии привлечены только из статей, опубликованных в Журнале «Архитектурный стиль».

    Литература:
    1. Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910
    2. Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916
    3. История русской архитектуры: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, М., 1956
    4. Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества. М., 1981
    5. Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986

    …………………………………………………………………………...... .....
    P. S. Статья подготовлена специально для Журнала «Архитектурный стиль».
    Если в нашем журнале появятся новые фотографии по данной теме - просьба информировать об этом и присылать ссылки. Дополнительные фотографии будут включены в это исследование.

    Дыхание истории, рукотворное свидетельство о великих мастерах древности – все это деревянные церкви и храмы России.

    Памятники древнего зодчества манят своим величием и одновременной простотой, деревянные церкви и храмы России – это уникальные строения, способные воплотить величие обители Бога в крестьянской избе.

    В современном мире также не отказались от строительства храмов из дерева. Многие из них находятся в столице России и других славных ее городах.

    Деревянные храмы Руси

    Большинство древних храмовых построек сохранились на севере страны, но находятся в плачевном состоянии. Памятники архитектуры охраняются ЮНЕСКО, как историческое наследие. В настоящее время речь идет о вероятности полной утраты этих уникальных строений.

    Самая старая деревянная церковь в России

    Церковь Воскрешения Лазаря в Карелии – самый древний памятник архитектуры. Небольшое, потемневшее от времени строение напоминает больше деревянную избу древних селян, только купол с крестом указывают на то, что это церковь. Строение возведено по всем канонам древнего русского зодчества.

    Храм находится на территории исторического заповедника «Кижи», в нем сохранились иконы на липовых досках, датированные XVI тысячелетием. Церковные службы в храме не проходят, постройка используется как туристический объект.

    Деревянные церкви в Москве

    Столица России богата как старинными, так и современными деревянными церквями.

    Церковь Георгия Победоносца . Год основания – 1685. Это величественное деревянное трехъярусное строение.

    Является главным архитектурным памятником заповедника Коломенское.

    Храм Сергия Радонежского, расположенный в Зеленограде основан в 1998 году. Простое одноэтажное здание, увенчанное большим и малым куполами.

    Церковь действующая.

    В Раево в 1997 году был возведен деревянный храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

    Строение создано в соответствии с архитектурными канонами XV века.

    Деревянный храм без единого гвоздя

    Гордость Карелии – храм Преображения Господня. Его уникальность — постройка без использования гвоздей.

    Имена великих мастеров древности история не сохранила. Храм был воздвигнут в 1714 году.

    Храм высотой 37 метров насчитывает 22 купола различной величины. Все тело храма как бы стремится ввысь, в небеса.

    В настоящее время здание находится на реставрации. Открыть его для прихожан и туристов планируют в 2020 году.

    Деревянный суздальский храм

    Никольский храм в Суздале был перевезен из Владимирской области и восстановлен архитектором М. М. Шароновым. Изначально храм был основан в 18 веке в селе Глотово, а в 1960 году властями было решено перевезти его на новое место и реставрировать.

    Церковь возвели в западной части Суздальского кремля. Строение в деревенском стиле гармонирует с пейзажами сельской местности. Основа здания – клеть из тесаных бревен, аналогичная простым русским избам. Венчает храм небольшой купол с крестом.

    Деревянные храмы в Ленинградской области

    В селе Родионово Ленинградской области с 1493 года существует храм Георгия Победоносца. В 1993 году была проведена реставрация, вид строения был полностью сохранен.

    В наше время это все еще действующая церковь, в которой проходят богослужения.

    В окрестностях Петербурга расположены и другие деревянные церкви:


    Всего насчитываю более полусотни действующих деревянных церквей в Ленинградской области.

    Современные деревянные церкви

    В XXI веке верующие и меценаты не отказываются от возведения церквей из дерева. Храм Рождества Иоанна Предтечи в поселке Глебычево – прекрасный пример современной архитектуры.

    Год основания – 2007. Создатели полностью сохранили стиль дореволюционных храмов.

    Первая деревянная церковная новостройка, воздвигнутая в 1995 году – храм в честь Державной иконы Божьей Матери в Москве.

    У этого храмового сооружения есть одна особенность: для колоколов не оборудована отдельная звонница, они подвешены под куполом нового храма.

    Онежский остров с церквями из дерева

    Уникальная природа острова Кижи и Онежского озера привлекают туристов. Но не только этим славен остров. Самые древние деревянные церкви России построены именно в этом месте.

    Храмы и часовни острова Кижи:


    Комплекс церквей острова Кижи включен в Фонд Всемирного Наследия. Эти храмы относят к особо ценным архитектурным памятникам России.

    Клетские церкви

    О том как выглядели первые русские храмы не дошедшие до нас, мы можем судить по их изображениям и постройкам боле позднего времени. Так, как многие церкви строили «по подобию» уже существующих храмов.

    Вполне естественно, что с накоплением опыта возникали новые формы, приемы, композиционные решения, которые соседствовали с более древними.

    Формы первых каменных храмов на Руси были заимствованы в Византии. Деревянные храмы не могли в точности скопировать устоявшиеся формы каменного зодчества, поэтому перед строителями возникла задача отыскать новые формы. Использовать готовые приемы сооружения капищ, контынов, оставшиеся от язычества, не разрешили бы церковные иерархи.

    Реконструкция контыны. По К. Мокловскому

    Большую помощь в создании деревянных храмов оказал уже сложившийся состав храма: алтарь, помещение для молящихся и притвор.

    Формы для новых деревянных храмов были взяты из гражданского строительства, основой всех построек была «клеть» или «сруб». В целом храм представлял собой комбинацию из нескольких срубов, минимум трех, при чем алтарю старались придать скругленную форму. Срубы всех частей чаще всего были разновысотными и крыты самостоятельными кровлями.

    Массивные главы, используемые в каменном зодчестве, в деревянных церквях были заменены на небольшие барабаны с маковками крытыми своеобразной деревянной черепицей «лемехом». Ставили их обычно на конек крыши или небольшой постамент четырех или восьмиугольной формы.

    Так сложился самый простой тип деревянных церквей- «клетские», от слова «клеть» которые составляли их основу.

    Древнейшей из сохранившихся русских деревянных церквей является Лазаревская церковь Муромского монастыря, который располагался на юго-восточном берегу Онежского озера. Посвящена она воскрешению евангельского Лазаря, возведение ее связано с именем основателя Муромского монастыря реального Лазаря, которому приписывают ее строительство не задолго до его кончины в возрасте ста пяти лет в 1391 г.

    Церковь Лазаря. Муромский монастырь. Карелия. Конец XIV в.

    На древность постройки указывают некоторые строительные приемы которые в XV в. уже не использовались: выборка продольного паза не в верхнем, а в нижнем бревне, различная конструкция замка у косяка снаружи и внутри, отсутствие потолков в притворе и алтаре и др.

    Лазаревская церковь относится к самому простому типу клетских церквей. Она состоит из трех небольших прямоугольных срубов без подклета, крытыми невысокими двухскатными кровлями. Основной объем храма увенчан небольшой главкой.

    Приемы композиции планов клетских церквей имеют следующий вид:

    1. Алтарь - помещение для молящихся - крыльцо. Крыльцо могло превращаться в сени (паперть) или в зародыш трапзной, а алтарный прируб мог иметь пятигранную форму (Лазареская церковь Муромского монастыря).

    2. Алтарь - помещения для молящихся, которое обхватывает с трех, двух или одной стороны галерея на которую вело крыльцо, марш лестницы которого был параллелен или перпендикулярен обычно западной стороны галереи. Если церковь ставили на высокий подклет, то галереи делали висячими, на бревнах кронштейнах или столбах стойках.

    3. Алтарь - помещение для молящихся - трапезная. Трапезная обычно имела большие размеры, получила свое название от общих праздничных трапез («братчин», «канонов»), которые устраивались после службы по большим праздникам (Богородицкая церковь села Тохтарево).

    Богородицкая церковь. Село Тохтарево. Пермская область. 1694 г.

    4. Алтарь - помещение для молящихся - трапезная - галерея - крыльцо. Галерея обхватывала трапезную чаще всего с трех сторон. Галереи были двух видов. Первый вид это галереи стоящие на земле (церковь Ризположения из села Бородавы, Успенская церковь из села Никулино).

    Успенская церковь из села Никулино. Новгородская область.1599 г.

    И второй вид - висячие, на выпущенных бревнах консолях (Никольская церковь из села Голотово). Галереи могли быть открытыми, украшенные резными столбами или забранными в косяк досками с закрывающимися окнами.

    Никольская церковь из села Голотово. Владимирская область. 1766 г.

    5. Более сложный тип церкви, отличается от предыдущих наличием между трапезной и крыльцом паперти (Никольская церковь села Ковда, Васильевская церковь села Чухчерьма).

    Никольская церковь. Село Ковда. 1613 г.

    6. Встречаются клетские церкви с прирубленными приделами (Рождественская церковь из села Талицы, Знаменская церковь села Пылево).

    Знаменская церковь из села Пылево. 1742 г.

    Покрытия срубов клетских храмов

    Покрытия срубов клетских храмов можно разделить на несколько типов:

    1. Двухскатная с небольшим подъемом крыша (Троицкая церковь Реконской Пустыни, Ильинская церковь села Поля).

    Троицкая церковь. Реконской Пустыни. Новгородская область. 1672-1676 гг.

    2. Двухскатная с высоким, крутым подъемом - «клинчатая» крыша (Спасо-Преображенская церковь села Спас-Вежи, Успенская церковь города Иваново).

    Спасо-Преображенская церковь. Село Спас-Вежи. Костромская область. 1628 г.

    3. Двухскатные с «полицами», переломами в нижней части крыши, цель которых отвести подальше от стен край крыши (Церковь Ризположения из села Бородавы, Богородицкая церковь села Тохтарево).

    Церковь Ризположения. Село Бородавы. Вологодская область. XV в.

    Разновидностью таких клинчатых крыш являются крыши со ступенчатыми скатами (Георгиевская церковь села Юксово, Никольская церковь села Тухоля).

    Георгиевская церковь. Село Юкосово. Ленинградская область. 1493 г.

    4. Четырехскатная крыша. Такие крыши не нашли широкого применения в покрытиях клетских церквей, так как такое покрытие могло быть только на квадратном в плане срубе, вместительность которых была не велика. Подобные церкви начали строить с конца XVII века, их можно отнести к простейшему типу ярусных храмов распространенных на территории Московской области (Никольская церковь в селе Васильево, Богоявленская церковь села Семеновское).

    Богоявленская церковь. Село Семеновское

    5. Восьмискатная крыша. Крыши на восемь скатов были более выразительные и привлекательней четырехскатных, поэтому строили их гораздо чаще. Местом их возникновения считается Новгородская область (церковь Святителя Николая в селе Оскочихе, церковь в селе Неклюдове, церковь Св. Николая в селе Уйма).

    Церковь Св. Николая Чудотворца. Село Уйма. Архангельская область. 1705 г.

    По В. Суслову

    6. Бочечное покрытие. Бочка располагалась чаще всего вдоль оси здания (Троицкая церковь Елгомского погоста, Благовещенская церковь деревни Пустынька).

    Троицкая церковь. Елгомский погост. Карелия. 1714 г. По Д. Милееву

    Встречались церкви с расположением бочки поперек оси (Успенская церковь в селе Черевкове).

    Успенская церковь. Село Черевково (Сольвычегодский уезд). Вологодская область. Конец XVII в. По в. Суслову

    Основной объем церкви завершался главкой крытой лемехом, барабан которой ставился непосредственно на кровлю или основание в виде квадрата, восьмиугольника, бочки или крещатой бочки.

    Над западным притвором некоторые церквей возвышались шатровые звонницы (Спасская церковь из села Фоминское).

    Спасская церковь. Село Фоминское. Костромская область. 1721 г.

    Алтарь клетских церквей имел четырехгранную, пятигранную или шестигранную форму (Рождественская церковь из села Талицы), завершался он двухскатной, пятискатной кровлей или бочкообразным покрытием, на которое иногда ставили главку.

    Литература:

    1. Красовский М.В. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. САТИСЪ. Санкт-Петербург 2002.

    2. Малков Я.В. Древнерусское деревянное зодчество. М.: ИД Муравей. 1998. 208 с.

    3. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера. - Л., 1981. 128 с., ил.

    4. Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989.

    Искусство русских деревянных храмов

    Церковь Ризоположения из села Бородава — древнейший на территории России сохранившийся деревянный памятник с точной датировкой.Фотография мая 2009 года. Согласно последним исследованиям, главки у церкви Ризоположения отсутствовали

    Наряду с каменным храмостроительством, на Руси с глубокой древности возводились и деревянные храмы. Благодаря доступности материала, деревянные храмы строились повсеместно. Строительство каменных храмов требовало особых условий, огромных финансовых ресурсов, привлечения опытных мастеров каменного дела.

    Деревянная церковь св. Василия Великого в селе Имоченицы Лодейнопольского района Ленинградской области. Храм построен художниками Грецкими.

    Вместе с тем, потребность в храмах была огромной, и деревянное храмостроительство, благодаря умению славянских мастеров, восполнило ее. Архитектурные формы и технические решения деревянных храмов отличались такой законченностью и совершенством, что это вскоре стало оказывать значительное влияние на каменное зодчество.
    Древнерусские деревянные храмы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).

    Церковь прав. Лазаря (конец XIV в.)

    Древнейшие летописные источники упоминают о том, что задолго до Крещения Руси в ней уже строили деревянные храмы. В договоре князя Игоря с греками упоминается о церкви св. пророка Ильи (945). В том же источнике упоминаются еще две церкви: «божница свт. Николая» на Аскольдовой могиле и церковь «св. Орины». Обе они были деревянными, так как упоминаются как «срубленные» и говорится, что все они сгорели. Деревянная церковь Преображения Господня упоминается и в летописях Новгорода. О древних каменных храмах в языческой среде источники не упоминают.

    Церковь Лазаря Муромского, конец 14 в.
    // Древнерусское градостроительство X-XV веков. - М., 1993. - С. 226.

    Для строительства деревянных церквей были все необходимые условия, ибо в наших землях, преимущественно лесных, умели строить из дерева, и мастера хорошо владели строительным ремеслом. О том, какова была древняя деревянная церковная архитектура, источники сохранили немного сообщений. Одна из летописей упоминает о деревянном храме св. Софии в Новгороде. Его сооружение относится к 989 г., и построен он был по благословению первого новгородского епископа. Храм был рублен из дубового леса и имел тринадцать верхов. Можно с уверенностью предположить, что это было сложное архитектурное сооружение, требовавшее большого опыта мастеров и умения возводить храмы. Летописец упоминает, что храм сгорел в 1045 г. Письменные источники часто упоминают о строительстве «обетных» церквей. Строились они быстро и всегда возводились из дерева.

    Георгиевская церковь Поцкого погоста. 1700 г. Тарногский район
    // Мастера Русского Севера. Вологодская земля: Фотоальбом / Фот.Н.Алексеева и др. - М., 1987. - С. 41.

    Насколько просто и скромно выглядели деревянные храмы внутри, строго соблюдая принятые традиции, настолько причудливо и богато были украшены они снаружи. Готовых форм в дереве не было, и мастерам приходилось брать их с храмов каменных. Безусловно, повторить их в дереве было во многом невозможно, но переосмысление этих канонов практиковалось широко и успешно. В 1290 г. в Великом Устюге была возведена церковь Успения «о двадцати стенах». По-видимому, она включала в себя центральный восьмигранный столп и четыре прируба притворов и алтаря

    Вознесенская церковь в селе Кушерека. 17 в. // Древнерусское градостроительство X-XV веков. - М., 1993. - С. 227.

    Основным материалом для строительства, в преимущественном 507 большинстве, были бревна (осляди или слаги), длиною от 8 до 18 м и диаметром около полуметра и более. Из бревен тесали брусья (бревно отесанное на четыре канта). Для устройства полов применялись бревна, расколотые на две части (пластины). Из бревен с помощью клиньев (расколотых в длину) получали доски (тес). Для устройства кровельного покрытия использовали изготовленный из осинового теса лемех (гонт).

    Покровская церковь в Вытегре, 1708 г.
    // Древнерусское градостроительство X-XV веков. - М., 1993. - С. 227

    При строительстве традиционно использовали два способа крепления бревен: «в обло» — при помощи вырубания в концах бревен соответствующих углублений, и «в лапу» («в шаг») — этом случае выпускных концов нет, а сами концы вырубались так, что схватывались друг с другом зубцами, или «лапами». Ряды собранных венцов назывались срубами, или стопами.

    Церковь села Нелазское-Борисоглебское Вологодской области. 1694 г.

    Крыши храмов и шатры покрывались тесом, а главы лемехом. Подгонялись они с большой точностью и только в верхней части крепились к основе особыми деревянными «костылями». Во всем храме от основания до креста не применялись металлические детали. Связанно это, в первую очередь, не с нехваткой металлических деталей, а с умением мастеров обходиться без них.

    Успенский собор в г. Кемь. Карелия. 1711-1717 гг.
    // Русское деревянное зодчество. - М.,1966.

    Для строительства храмов широко использовались те породы древесины, которые в изобилии произрастали на данной территории; на севере чаще строили из дуба, сосны, ели, лиственницы, на юге — из дуба и граба. Для изготовления лемеха применяли осину. Подобные крыши из осинового лемеха практичны и привлекательны, они не только издали, но даже с близкого расстояния производят впечатление посеребренной кровли.

    Общий вид Егорьевской церкви Минецкого погоста. Реконструкция
    // Мильчик М. И., Ушаков Ю. С. Деревянная архитектура Русского Севера: страницы истории. - Ленинград, 1981. - С. 61.

    Важной особенностью древнего зодчества являлся тот факт, что в немногочисленном плотницком инструменте отсутствовали пилы (продольные и поперечные), которые, казалось бы, были столь необходимыми. Вплоть до петровской эпохи плотники не знали слова «строить»; они не строили свои избы, хоромы, церкви и города, а «рубили», почему и плотников именовали иногда «рубленниками».

    Деревянная церковь Троицы Живоначальной из Реконьской пустыни Любытинского района 1672 - 1676 годов постройки.

    На Севере Руси пилы в строительном деле широко вошли в употребление лишь в середине XIX в., поэтому все брусья, доски, косяки были вытесаны старыми мастерами одним топором. Церкви рубили в прямом смысле этого слова.На Севере, в отличие от южнорусских областей, храмы в древности почти всегда ставились прямо на землю («пошву») без фундамента. Талант и мастерство зодчих позволяли строить храмы высотой даже до 60 м, а высота в 40 м была обычной.Суровая школа жизни отразилась на внешнем убранстве церквей, постепенно приведя к созданию произведений, поражавших своей простотой и вместе с этим неповторимой торжественностью и гармонией.

    Часовни, колокольни

    Прежде чем приступить к описанию главных типов деревянного храмостроительства, необходимо упомянуть о более простых формах деревянного церковного зодчества. К таким сооружениям относятся часовни и колокольни.

    Село Цывозеро Архангельская область Колокольня
    // Ополовников А. В. Сокровища Русского Севера. - М., 1989

    Часовни, поклонные кресты, либо иконы в киотах были непременными спутниками русских людей в древности. Они в великом множестве возводились по всей земле русской. Ставили деревянные часовни на местах обретения икон, сгоревших или упраздненных и разобранных храмов, на местах сражений, на местах внезапной смерти христиан от молнии или болезни, у въезда на мост, на перекрестках дорог, там, где считали почему-либо необходимым осенить себя крестным знамением.

    Село Кулига Дракованова. Колокольня
    // Ополовников А. В. Сокровища Русского Севера. - М., 1989.

    Самыми простыми из часовен были обычные невысокие столбы, на которые под небольшой крышей устанавливались иконы. К более сложным относились крошечные постройки (клетского типа) с низкими дверными проемами, в которые нельзя было войти не согнувшись. Наиболее распространенными в древности были часовни в виде изб с маленькой главой или просто крестом, в летописях подобные часовни упоминаются как «клетские». Наиболее привлекательна из сохранившихся часовня Успения Богородицы в деревне Васильево (XVII-XVIII вв.), с небольшой трапезной и четырехскатной крышей. Позднее к ней пристроили сени и шатровую колокольню. Часовня Трех Святителей из деревни Кавгора (XVIII-XIX вв.) сложнее по формам, такие постройки встречаются значительно реже. Все часовни всегда содержались в должном порядке, своевременно ремонтировались и украшались к праздникам жителями ближайших деревень

    Вежа, алтарный прируб, глава,кокошник,луковица

    Появление колоколен в деревянной архитектуре, как самостоятельных сооружений, можно отнести ко времени широкого их распространения в каменной архитектуре. Вероятно, самыми древними были звонницы, наподобие тех, что сохранились в каменной архитектуре Пскова. В летописях еще упоминаются деревянные «козлы», на которые подвешивались небольшие колокола. Самыми древними известными нам колокольнями являлись квадратные в плане сооружения, состоящие из четырех столбов с небольшим уклоном внутрь; вверху устраивалась крыша с главкой и подвешивались колокола. Появление таких колоколен можно отнести к XVI-XVII вв. Более сложная конструкция стояла обычно на пяти столбах, однако основу составляли четыре столба, на которые укреплялась четырехскатная крыша и глава. Известны колокольни и «о девяти столбах».

    Подтесок, полица,фронтонный пояс,шатер

    К более сложному типу можно отнести колокольни, которые состояли из срубов различной формы (четырехгранные и восьмигранные). Они рубились достаточно высокими и чаще заканчивались шатром, который венчала небольшая глава. На Севере Руси чаще рубили колокольни «с остатком», в центральной Руси предпочитали рубить «в лапу».

    Трапезная, портал, четверик,шейка,ярус,верх, куб

    Самым распространенным типом на Севере были комбинированные постройки. Низ колокольни для большей устойчивости рубили квадратом, на который ставили восьмигранный сруб, увенчанный шатром. Так сложился самый распространенный на Севере тип. В колокольнях были различия лишь в отношении пропорций и отделки. Основным отличием была различная высота (например, колокольня начала XVII в. в селе Кулига Дракованова).

    Хутынский Спасов монастырь
    // Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. - СПб., 1906. - С. 24

    На юго-западе России колокольни (звеници или дзвоници) имели несколько иной вид и окончательно, как архитектурные формы, сформировались к концу XVII в. Наиболее распространены колокольни с квадратным планом, состоящие из двух ярусов. Нижняя часть их срублена из брусьев с углами «в лапу». Внизу устраивались дощатые отливы, а вверху брусья-консоли, поддерживавшие кровлю, переходили в ограждения верхнего яруса колокольни (т.е. ее звона). Сама звонница представляла собой открытое пространство с колоколами под невысокой четырехскатной крышей. В постройках сложного типа как верхний, так и нижний ярус имели в плане форму восьмиугольника. Часто строили колокольни с тремя ярусами.

    Русские женщины оплакивают своих покойников
    // Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. - СПб., 1906. - С. 8.

    На Юге России строили колокольни преимущественно по тем же принципам. Характерной чертой является то, что их не рубили, а складывали из бревен одно на другое, концы которых укреплялись в вертикальных столбах.

    Клетский храм

    Музей народного деревянного зодчества Витославлицы Клетская церковь Троицы (1672—1676)

    Церковь Преображения (1707 г.) в АЭМ «Хохловка»

    Церковь св. Василия XVI ст., Ивано-Франковская обл, Рогатинский р-он, с.Черче

    Клетский храм — один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями. Наиболее древние из них, к которым, в частности, относится церковь Ризоположения из села Бородава(самый верхний снимок), имели безгвоздевую конструкцию скатов крыш и не имели главок. «Безглавые храмы» на Руси существовали вплоть до XVII века..

    До XX века были наиболее распространёнными. Их архитектура имела много общего с жилыми строениями. Составлялись из нескольких прирубленных друг к другу клетей: алтаря, моленного зала, трапезной, приделов, притворов, папертей и колокольни. Число срубов по оси Восток-Запад могло быть большим. Тогда храмы назывались рублеными «стаей» (церковь в селе Скородум). Основные объёмы храмов рубились в обло с остатком, алтари — в лапу.

    ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕШЕНИЯ ЛАЗАРЯ - МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА "КИЖИ"

    Ранее считалось, что самый древний сохранившийся деревянный памятник на территории России — церковь Воскрешения Лазаря Муромского, ныне находящаяся в Кижах, которая датировалась концом XIV века, однако исчерпывающие доказательства её возраста отсутствуют и современные специалисты датируют её XVI веком.

    Самый древний сохранившийся деревянный памятник на территории России с точной датировкой — Церковь Ризоположения из села Бородава (1485 год), перенесённая в город Кириллов на территорию Кирилло-Белозерского монастыря.

    Один из наиболее древних из сохранившихся храмов — церковь Св. Георгия в селе Юксовичи (дер. Родионово), датированная 1493 годом.

    Все три храма имеют клетский тип.

    Церковь села Спас-Вёжи (1628), перевезена в 1930-х годах в Костромской музей деревянного зодчества (сгорела в 2002 году).

    Церковь Преображения, 1707 г. из с. Янидор Чердынского района Пермского края — входит в архитектурно-этнографический музей «Хохловка»

    Церковь Василия Блаженного в селе Чухчерьма, 1824 г. Архангельская область, Холмогорский район

    Шатровый храм

    Внутренний вид храмового шатра XVI века

    Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

    Церковь Троицы в Южно-Курильске. 1999 год.

    В русском деревянном зодчестве шатёр является распространённой, хотя далеко не единственной, формой завершения деревянных церквей. Так как с древнейших времен деревянное строительство на Руси было преобладающим, то большинство христианских храмов так же строилось из дерева. Типология церковной архитектуры перенималась Древней Русью из Византии. Однако в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола — необходимого элемента храма византийского типа. Вероятно, именно техническими трудностями вызвана замена в деревянных храмах куполов шатровыми завершениями.

    Сретенско-Михайловская церковь. Красная Ляга. 1655 год.

    Конструкция деревянного шатра проста, её устройство не вызывает серьёзных затруднений. Хотя самые ранние известные деревянные шатровые храмы относятся к XVI веку, есть основания думать, что и раньше в деревянном зодчестве была распространена форма шатра.

    Успенская церковь в Кондопоге. Карелия. 1774 год.

    Имеется изображение несохранившейся церкви в селе Упе Архангельской области, клировые записи которой относят строительство храма к 1501 году. Это уже позволяет утверждать, что шатёр появился в деревянном зодчестве раньше, чем в каменном.

    Воскресенская церковь из села Потакино (Музей деревянного зодчества в Суздале). 1776 год.

    Исследователи на основании анализа древнерусских документов полагали, что шатровыми были несохранившиеся деревянные храмы в Вышгороде (1020—1026 годы), Устюге (конец XIII века), Ледском погосте (1456 год) и Вологде (конец XV века). Имеются так же ранние изображения шатровых храмов, например, на иконе «Введение Богородицы в храм» начала XIV века из села Кривое на Северной Двине (ГРМ).

    «Введение во храм Пресвятой Богородицы» Новгород XIV в. Из Троицкой церкви села Кривое на Северной Двине

    Важным аргументом в пользу раннего происхождения шатрового типа деревянного храма является постоянство типологии деревянного зодчества. На протяжении столетий деревянное строительство, тесно связанное с народной средой, велось по старым, хорошо знакомым образцам.

    Богоявленская церковь. Погост (Ошевенское). 1787 год.

    Строители придерживались нескольких сложившихся типов, поэтому более поздние постройки в целом должны были повторять предшествовавшие им. Часто плотников обязывали строить новый храм по образцу старого, пришедшего в негодность. Консервативность деревянного зодчества, замедленность его развития позволяют думать, что основные его формы не претерпели существенного изменения со времени своего возникновения.

    Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице. 1914 год. Архитекторы: М. В. Красовский и В. П. Апышков

    Шатровые храмы во многом определяли облик не только древнерусских сел, но и городов. Каменные церкви были редки, большая же часть храмов и в городах строилась из дерева. Вытянутые силуэты шатров хорошо выделялись из массы основной застройки. Имеется летописное сообщение о высоких «стоянах» в Москве, под которыми предполагали деревянные столпообразные церкви, увенченные шатрами. Позднее, в XVIII—XIX вв, когда деревянные церкви ушли из городского строительства, их во множестве продолжали строить на русском севере. Среди храмов Карелии и Архангельской области немало примеров шатровых построек.

    Церковь Успения из села Курицко (музей Витославлицы) 1595 год

    Во второй половине XIX — начале XX века в постройках «русского стиля» и модерна проявился интерес к древнерусской архитектуре. Возрождению традиций православной архитектуры сопутствовал и интерес к деревянной народной архитектуре. Появились новые профессиональные проекты деревянных церквей. При этом форма шатра воспринималась как характерный элемент именно русского храма. Деревянные храмы продолжают строиться и в современной России, причём шатровая форма завершения пользуется широкой популярностью.


    Никольская церковь в селе Панилове Архангельской области. 1600 г. Вид с юго-запада.

    Конструкция шатра обыкновенно очень проста. Несколько (чаще всего восемь) бревен сводятся в верхней точке, образуя ребра шатра. Снаружи шатёр обшивают досками и иногда покрывают лемехом. Сверху на него ставится небольшая главка с крестом. Интересен факт, что в деревянных храмах шатёр делался глухим, отделяясь от интерьера храма потолком.

    Западный фасад Успенской церкви в селе Варзуга Терского района Мурманской области.

    Это вызвано необходимостью защитить интерьер храма от атмосферных осадков, при сильном ветре проникающих через покрытие шатра. При этом пространство шатра и храма эффективно вентилируются отдельно друг от друга.

    В качестве основания для шатра чаще всего служит восьмигранный верхний ярус храма — восьмерик (аналог барабана для купола). Отсюда происходит конструкция «восьмерик на четверике», позволяющая лучше сделать переход от квадратного в плане основания храма к восьмигранному шатру. Но встречаются храмы и без восьмерика. Встречаются храмы, не имеющие четверика, они с уровня земли имеют восьмигранную форму. Редко встречаются храмы с большим числом граней. Бывают и многошатровые храмы. Помимо центрального шатра, венчающего сруб, малые декоративные шатры ставились и на примыкающие к срубу притворы.

    Церковь Рождества Богородицы (1695) в селе Гимрека в Подпорожском районе Ленинградской области
    Варианты шатрового храма:

    шатровый восьмерик с прирубами («восьмерик от земли»), создающий образ храма-башни,
    восьмерик на крестообразном в плане основании,
    восьмерик на четверике, когда прямоугольное в плане здание выше переходит в восьмиугольный сруб-восьмерик, перекрытый шатром,
    шатёр венчает не восьмерик, а сруб, имеющий шесть, реже — десять сторон.

    Церковь в селе Согинцы (1696) Ленинградской области,


    церковь в селе Пучуга (1698?) Архангельской области,


    церковь в селе Саунино (1665) Архангельской области,

    Церковь в селе Большая Шалга (1745) Архангельской области,

    церковь в селе Красная Ляга (1655) Архангельской области,

    церковь в деревне Погост (1787) Архангельской области,

    Часовня в деревне Низ (XIX) Архангельской области.

    Многошатровый храм
    Многошатровый храм представляет собой сочетание столпов — восьмигранного и нескольких восьмериков на четверике.

    Примеры: Троицкая церковь в погосте Ненокса (1727) Архангельской области

    Ярусный храм

    Музей народного деревянного зодчества Витославлицы Ярусная церковь Николы 1757 года из д. Высокий Остров Окуловского района Новгородской области

    Ярусный храм — нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков.

    церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1653) (она же Старо-Вознесенская церковь) в Торжке Тверской области,

    церковь Рождества Иоанна Предтечи (1697) Ши́ркова погоста Тверской области, где высота здания, равная почти 45 метрам, подчёркнута сокращением четвериков и остротой клинчатых восьмискатных кровель,

    церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1731) из села Старые Ключищи Кстовского района, в 1970-х перевезена в Нижний Новгород, в музей деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе,

    церковь Ильи Пророка на Цыпинском погосте (1755) Вологодской области,

    Петропавловская церковь (Ратонаволок) (1722). Архангельская область, Холмогорский район.

    Многоглавый храм

    Комбинация из множества глав.

    Ансамбль церкви и колокольни в Чухчерьме.Ильинская церковь в Чухчерьме (1657 год) Архангельской области (сгорела в 1930-м).

    Преображенская церковь в Кижах (1714 год) — 22-главый храм,

    Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Вытегорский погост), Вологодская область, воссоздана в Невском лесопарке, Ленинградская область (1708 год, сгорела в 1963 году, воссоздана в 2008 году) — 25-главый храм.

    Заканчивая предпасхальную неделю этим постом,хочу поздравить всех с наступающим праздником светлого Воскресения Христова!

    Пусть эти первые церквушки будут символом православной веры,памятью нашим далеким предкам,мастерам,символом веры в светлое будущее!

    История русского искусства: в 3 т.: Т. 1: Искусство X — первой половины XIX века. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изобраз. искусство, 1991.