• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно


    3.Рассказать ребенку, что не все цветы мож­но рвать. Некоторые цветы (подснежник, ландыш, медуница) занесены в Красную Книгу. Они нуждаются в охране.

    4.Упражнение «Букет для мамы».Ваня и Таня, гуляя по лугу, со­брали красивый букет для мамы. Раскрась букет и расскажи, из каких цветов дети его составили.




    ТЕМА «ВЕСНА. ПРИМЕТЫ ВЕСНЫ.»

    1. Внимательно рассмотри картинку. Какое это время года? Назови признаки весны. Каких птиц ты узнал? Как их можно назвать одним словом. Почему? Раскрась картинку.

    2. Внимательно рассмотри рисунки. Что перепутал художник?

    3. Назови цветы. Какой цветок лишний? Почему? Раскрась все цветы, кроме лишнего.

    4. Назови этих птиц.

    Какая картинка липшая? Объясни, почему.

    Раскрась всех птиц, кроме лишней.

    5. Назови одежду.

    Какая картинка лишняя? Объясни, почему.

    Раскрась все картинки, кроме лишней.

    6. Весной Саша пускал кораблики по ручью.

    Догадайся, куда надо поместить еще один кораблик. Покажи стрелкой.

    Расположи клеточки-схемы в том же порядке, в каком плывут кораблики.

    7.Игра «Подбери признак». Ответь на вопросы:

    Подснежник какой? - Белый.

    Мать-и-мачеха какая?

    Мимоза какая? Незабудки какие?

    8.Прослушай рассказ и перескажи его по вопросам.

    Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На де­ревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда.

    Какое время года наступает?

    Как светит солнышко?

    Кто скоро прилетит из теплых стран?

    Что будут делать птицы?


    Животные холодных стран.





    Занятие 1

    Задачи: расширение и активизация словаря по теме; развитие длительного ротового выдоха, умения контролировать силу воздушной струи; развитие зрительного внимания; развитие мелкой моторики; развитие фонематического восприятия.

    Оборудование: картинка «Волшебная полянка», предметные картинки с изображением цветов, счетные палочки, султанчики, колокольчик, бубен.

    Ход занятия

    1.Организационный момент.

    Дыхательное упражнение «Тихий ветерок»

    Логопед дает образец длительного ротового выдоха, предваряя показ двустишием:

    Тише дуй, ветерок,
    Тише дуй на мой цветок.

    Используются султанчики.

    2.Уточнение лексики по теме

    Выставляется картинка с изображением полянки с цветами (маком, одуванчиком, васильком, ландышем, ромашкой, тюльпаном, колокольчиком).
    На столе у логопеда картинки с изображением отдельных цветов. Дети рассматривают картину, затем по одному подходят к столу, выбирают цветок и находят такой же на картине. Логопед дает название цветка.

    3.Конструирование модели «Цветок» (из счетных палочек)

    Дети показывают называемые логопедом отдельные части цветка:
    Стебель, лепестки, листок
    -Распустился наш цветок.

    4.Дидактическая игра «Соберем цветы»

    Логопед раскладывает на полу картинки с изображением цветов и объясняет: когда, звенит колокольчик - дети гуляют по «полянке», а когда зазвенит бубен, то каждый ребенок должен «сорвать» цветок и назвать его (самостоятельно или при помощи логопеда).

    Занятие 2

    Задачи: активизация предметного и глагольного словаря по теме; развитие фразовой речи; развитие длительного ротового выдоха; развитие мелкой и общей моторики.

    Оборудование: сюжетные картинки («Девочка сажает цветы», «Мальчик поливает цвет! «Дети собирают цветы»); бумажные или искусственные цветы.

    Ход занятия

    1. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика «Цветки»

    Наши алые цветки Локти на столе, кисти рук перпендикулярны крышке стол
    Распускают лепестки. Ладони разводятся.
    Ветерок чуть дышит, Подуть на ладони.
    Лепестки колышет. Руки покачиваются из стороны в сторону.
    Наши алые цветки Ладони соединяются,
    Закрывают лепестки. покачивание ладонями
    Тихо засыпают, вперед и назад.
    Головками качают.

    2. Составление предложений по сюжетным картинкам (по образцу, данному логопедов

    Девочка сажает цветы. Мальчик поливает цветы. Дети собирают цветы.
    Самостоятельное составление (видоизменение путем замены подлежащего и/или дош нения) предложений по картинкам. Например: Катя сажает цветы. Ваня поливает тюльпаны. Девочки и мальчики собирают ромашки.

    3. Игра «Понюхаем цветы»
    Вдох носом, на выдохе длительно произносить «А-а-а-х!».

    4. Игра на координацию речи с движением

    Дети имитируют движения в соответствии с текстом:
    Мы лопатки взяли, клумбы раскопали -
    Раз - два, раз - два. Клумбы раскопали.
    Грабли в руки взяли, клумбы причесали -
    Раз - два, раз - два. Клумбы причесали.
    Семена рядами в землю мы бросали -
    Раз - два, раз - два. Семена бросали.
    Клумбы поливали,
    Цветочки вырастали.
    Дети приседают и медленно встают.

    Занятие 3

    Задачи: развитие фразовой речи, закрепление предметного словаря по теме; практическое усвоение использования существительных в дательном падеже; согласование прилагательного с существительным в роде; закрепление основных цветов; развитие мелкой моторики, координации движений с речью.

    Оборудование: предметные картинки с изображением цветов (мака, одуванчика, ромашки, розы, василька, колокольчика), мозаика (по количеству детей).

    Ход занятия

    1.Организационный момент.

    Дидактическая игра «Назови цветок»
    Логопед выставляет картинки с изображением цветов, дети называют цветок и его цвет, например:
    -Это красный мак.
    -Это желтый одуванчик.
    -Это белая ромашка.

    2.Дидактическая игра «Угадай, про какой цветок я говорю»

    Красный... (мак).
    Белая... (ромашка).
    Красная... (роза).
    Синий... (василек, колокольчик).

    3.Дидактическая игра «Собери и подари цветок»

    Каждый ребенок выбирает себе картинку с изображением цветка, выкладывает его из
    мозаики и повторяет за логопедом:
    -Я цветочек смастерю, После маме подарю!
    Дети проговаривают:
    -Я буду делать красный мак (синий василек и т.п.). Предварительно обсуждается, кому можно подарить цветок.
    -Я подарю красный мак маме (папе, бабушке, дедушке, тете, дяде...).

    4. Подвижная игра "Цветы "

    На клумбе под окошком Дети сидят на корточках лицом в круг,
    Поднялись цветочки, медленно встают.
    К солнцу потянулись, Тянутся на носочках, руки вверх,
    Солнцу улыбнулись. широко в стороны.
    К солнышку листочки Ладошки развернуть вверх,
    Повернут цветочки.
    Развернут бутоны, руки соединить над головой.
    В солнышке утонут. Медленно развести руки в стороны.

    Занятие 4

    Задачи: закрепление временных понятий; развитие словесно-логического мышления; обучение пересказу по зрительным опорам; закрепление названий основных цветов; «развитие общей моторики и ориентации в пространстве.

    Оборудование: картинки с изображением времен года, картинки для фланелеграфа (мак, машка, желтый одуванчик, черная полоска земли, бабочки - красная, белая, желтая, черная), бабочки (по числу детей), крупные цветы из листов картона.

    Ход занятия

    1.Организационный момент

    У детей картинки с изображением разных времен года. Логопед последовательно напоминает детям приметы определенного времени года и спрашивает, у кого такая картинка
    Например:
    - Летом листья на деревьях зеленые, цветут цветы, жарко и люди купаются... У кого на картинке «лето»?
    При помощи логопеда ребенок описывает приметы лета по своей картинке.

    2.Прослушивание рассказа «Четыре бабочки»

    Логопед по ходу рассказа выставляет картинки на фланелеграфе (мак, ромашка, бель одуванчик; черная полоска земли; красная, белая, желтая и черная бабочки).
    - Летали четыре бабочки - красная, белая, желтая и черная. Вдруг они увидели, что летит большая птица. Красная бабочка села на мак, белая бабочка села на ромашку, желтая бабочка села на одуванчик, черная бабочка села на землю. Птица не заметила бабочек улетела.

    Затем логопед беседует с детьми по содержанию рассказа.

    3.Игра «Бабочки»

    На полу разложены цветы (из цветного картона). У детей бабочки (из цветного картона). После произнесенного логопедом текста дети сажают своих бабочек на цветы соответствующего им цвета:
    Бабочки летают, бабочки порхают,
    На какой цветок им сесть - не знают.
    Птица большая летит сюда, .
    Бабочкам прятаться пора!

    4.Пересказ рассказа «Четыре бабочки»

    С помощью опорных картинок, выставляемых логопедом на фланелеграфе, дети пересказывают прослушанный рассказ.

    Надежда Баранова
    Картотека игр по теме «Цветы»

    Предлагаю вашему вниманию картотеку игр (подвижных, дидактических, пальчиковых, речевых) по теме "Цветы". Игры взяла на заметку в различных источниках, оформила на карточки. В нужную минуту они всегда под рукой. Игры помогут детям запомнить названия цветов, места их произрастания, научат составлению описательных рассказов, научат любить и беречь природу.

    СОБЕРИ БУКЕТ (подвижная)

    Выбирается «садовник». Остальные дети садятся в круг и закладывают руки за спину. В центр ставится ваза или цветочный горшочек. Выходит «садовник». У него в руках карточки с цветами. Он произносит слова: «Я цветы свои люблю, я цветы свои полью». Изображает, как он поливает цветы, и дает карточки некоторым детям в руки. «Садовник» называет эти карточки: «мак, ромашка, василек…» Затем дети произносят слова: «раз, два, три, букет собери!» Игроки, получившие карточки, должны встать, выйти за круг, оббежать круг до своего места, забежать в круг и положить свой цветок в вазу. Игрок, положивший цветок первым, становится «садовником». Он достает цветы из вазы, и игра повторяется.

    НЕЗАБУДКА (подвижная)

    Выбирается «незабудка» и водящий. Остальные дети – цветы, им раздаются по одной карточке с изображением какого-либо цветка. «Цветы» разбегаются по всей комнате. Водящий выбирает три цветка, ставит детей в одну линию и произносит: «Всем цветам всегда я рад. Посажу цветочки в ряд. Мак, ромашка, василек (или другие три цветка)». Водящий ставит цветы в определенной последовательности. Далее три выбранных «цветка» «теряются» среди других. «Незабудка» должна найти их, поставить в нужном порядке и назвать.

    ЦВЕТЫ-МЕДОНОСЫ (дидактическая)

    Выбираются «пчелы», им раздаются игрушечные ведерки. Остальным детям раздаются карточки с изображением цветов-медоносов (одуванчик, иван-чай, василек, клевер) и простых цветов (ромашка, колокольчик, ландыш).

    Ведущий (взрослый) еще раз проговаривает названия всех цветов, обращает внимание детей на то, какие из них являются медоносами, Затем ведущий произносит: «Пчелы, пчелы, на лужок! Собирайте свой медок!» «Пчелы берут у детей карточки цветов-медоносов, называют их и кладут в ведерки. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

    КУЗНЕЧИКИ. ТРАВЫ, БАБОЧКИ, ЦВЕТЫ (подвижная)

    Дети делятся на кузнечиков, бабочек, цветы, травы и репетируют роли: кузнечики- прыгают, травы- приседают, бабочки- машут руками, цветы складывают ладони, как чашечки цветов. Ведущий (взрослый) произносит слова: «Начинается игра, просыпаться всем пора». Дети превращаются в обитателей луга и выполняют свои движения. Затем ведущий говорит: «Солнце скрылось до утра, на лугу всем спать пора». Дети приседают и «засыпают». Затем дети выбирают себе другие роли, и игра повторяется

    ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЦВЕТОВ

    Дети становятся цветами. Сначала они делают гимнастику для «корешков»: Топают ножками, приседают, поднимают ножки вперед. Затем гимнастику для «стебельков»: вытягивают руки к небу, раскачиваются на ветерке, наклоняются, приветствуя добрых путников. Дальше «цветочки»делают гимнастику для «листиков»: опускают и поднимают руки, наклоняют руки вправо-влево, хлопают в ладоши. И, наконец, делают гимнастику для «цветочков»:раскрывают и закрывают ладошки, делают «фонарики» сжимают и разжимают пальцы.

    КТО БЫСТРЕЕ ВЫЛОЖИТ ЦВЕТОК. (подвижная)

    Дети делятся на 2 равные команды. На полу выкладываются 2 ромашки из лепестков. (лепестков должно быть столько, сколько детей в команде). Командам предлагается перенести цветы на определенное расстояние (5-7 метров) и выложить лепестки вокруг приготовленных серединок. Команды стоят за линией. Каждый участник может взять только один лепесток Игрок начинает движение после того, как предыдущий игрок хлопнет его по руке. Выигрывает та команда, которая раньше соберет цветок.

    КОЛОКОЛЬЧИК (музыкально-дидактическая)

    Водящий выходит из комнаты. Остальные дети прячут цветок колокольчик (картинку с изображением цветка) в группе, берут звоночки-колокольчики, приглашают водящего и начинают звонить в колокольчики. Водящий ищет цветок. Чем ближе к цветку подходит водящий, тем громче начинают звонить дети- так они подсказывают водящему, где нужно искать колокольчик.

    ЖИВАЯ КЛУМБА. (малой подвижности)

    Дети становятся цветами: иван- чаем, зверобоем, клевером. Обратите внимание детей, что иван- чай среди этих цветов самый высокий. Дети, изображающие иван- чай, встают в центр круга и поднимают руки вверх. Зверобой- средний по высоте цветок. Дети, изображающие зверобой, встают во круг высоких цветов и идут по кругу, взявшись за руки. Клевер низкий- дети образуют второй круг: окружают «иван- чай» и приседают. На слова ведущего: раз, два, три, клумба, замри!»- дети замирают.

    «НАЙДИ ПАРУ» (дидактическая)

    Карточки с изображением разных цветов разрезаются пополам, детям раздаются по одной половинке цветка. Дети ищут свою половинку. Выигрывает та пара, которая первая составит цветок из 2 половинок.

    ЦВЕТЫ (пальчиковая)

    Наши алые цветки распускают лепестки.

    (раскрываются пальчики, кисти рук поворачиваются вправо- влево)

    Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

    (потихоньку пошевелить пальчиками)

    Наши алые цветки, закрывают лепестки,

    (сомкнуть пальцы вместе в бутон)

    Тихо засыпают, головками качают.

    (кисти рук опустить вниз, круговые движения кистями рук).

    ДОГОНИ ЦВЕТОК

    Каждый играющий выбирает себе название какого- нибудь цветка. Одно и то же название не может быть у нескольких детей. По жребию выбранный цветок, например, «Роза» начинает игру: вызывает какой-нибудь цветок, например, «Мак». «Мак» бежит, а «Роза» его догоняет. Когда ему грозит опасность быть пойманным, он произносит название какого-нибудь другого цветка, убегает следующий цветок. Пойманный меняет свое название и снова включается в игру. Нельзя придумывать повторно одно и то же название цветка.

    РАЗМИНКА

    Чтобы нам цветов нарвать

    Нужно дружно приседать.

    Маки, васильки срываем и букеты составляем.

    НА ЛУЖАЙКЕ (подвижная)

    На лужайке по ромашкам (можно менять название цветов)

    Жук летал в цветной рубашке.

    Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу,

    Тихо по ветру качаюсь, низко- низко наклоняюсь (действия выполняются по тексту).

    1-2-3- ВЫРОСЛИ ЦВЕТЫ (разминка)

    (дети присели, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов).

    1-2-3- выросли цветы!

    (дети поднимаются медленно, вытягивают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальчиками – бутоны раскрылись).

    К солнцу потянулись высоко (на носочки)

    Стало им приятно и тепло!

    Ветерок пролетал, стебельки покачал (ребенок «ветер» пробегает среди детей)

    Влево качнулись- низко пригнулись,

    Вправо качнулись- низко пригнулись (движения по тексту)

    Ветерок, убегай!

    Ты цветочки не сломай!

    Пусть они цветут, растут, детям радость принесут! («ветерок» убегает)

    ЦВЕТОК (пальчиковая)

    Утром рано он закрыт

    Но к полудню ближе

    Раскрывает лепестки - красоту их вижу!

    К вечеру цветок опять закрывает венчик.

    И теперь он будет спать до утра, как птенчик.

    (действия можно обсудить с детьми и выполнять по их желанию)

    ПЧЕЛКИ И ЖУКИ (пальчиковая)

    Я – веселый майский жук,

    Знаю все сады вокруг. (вариант: цветы вокруг)

    Над лужайками кружу, а зовут меня Жу-Жу (вариант: и с цветочками дружу)

    (сжимают кулачки, указательный палец и мизинец разводят в стороны и шевелят ими «усы»).

    Пчелка села на цветок, пьет она душистый сок.

    (вытягивают указательный палец правой руки и вращают им, затем то же самое – пальцем левой руки).

    «ПОДУЙ НА ОДУВАНЧИК» (дыхательная)

    В яркий солнечный денек

    Золотой расцвел цветок.

    Дует легкий ветерок- закачался наш цветок.

    Сильный ветер дует- лепестки волнует.

    (дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков)

    Белым шариком пушистым

    Красовался в поле чистом, на него подуй слегка,

    Был цветок - и нет цветка.

    (затем дуют на ватку - «одуванчик» не раздувая щек).

    ОДУВАНЧИК (разминка)

    Одуванчик, одуванчик! (приседают, медленно поднимаются)

    Стебель тоненький, как пальчик.

    Если ветер быстрый-быстрый (разбегаются)

    На поляну налетит,

    Все вокруг зашелестит. (проговаривают ш-ш-ш)

    Одуванчика тычинки разлетятся хороводом (берутся за руки и идут по кругу)

    И сольются с небосводом).

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТЮД «ЦВЕТОК»

    Дети-«семена» занимают места на коврике, сидя на коленях, спрятав голову.

    Ведущий (взрослый) ходит между ними, задевая каждого, произносит: «Сажу

    бархатцы (или другой цветок, предложенный детьми) .Присыпаю семена землей, поливаю водой (выполняет соответствующие действия, рыхлю (гладит детей по спинкам).

    Растите, бархатцы, мне на радость, соседям на зависть (можно поговорку о труде).

    После «полива», «рыхления», дети изображают как прорастает корешок, появляются листочки, вырастает стебелек. Дети выпрямляются, показывают, как ветерок качает цветы, наклоняет, как они поворачиваются к солнышку.

    СОБЕРИ БУКЕТ (дидактическая)

    Обращается внимание детей на отдельные элементы цветов, сообщается, что ветер сорвал все лепестки с цветов. Цветы нужно собрать и оживить (по основным цветам спектра).

    КАКОЙ ЦВЕТОК ЛИШНИЙ (речевая)

    Ведущий называет цветы, растущие на клумбе и среди их один луговой.

    Ребенок должен назвать, какой цветок лишний по месту произрастания.

    Также – среди луговых цветов найти садовый.

    Я ЗНАЮ 5 НАЗВАНИЙ САДОВЫХ (ЛУГОВЫХ) ЦВЕТОВ).

    Ребенок перечисляет цветы:

    колокольчик-раз, василек- два, незабудка-три и др.

    ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН (по мнемотаблицам)

    Ребенок приходит в «магазин», называет характерные особенности цветка, дает описание внешнего вида, называет место произрастания цветка.

    ПОСЧИТАЕМ ЦВЕТЫ (речевая)

    Один тюльпан, два тюльпана, три тюльпана и далее.

    НАЗОВИ КАКОЕ? (речевая)

    Поле, где растут васильки –васильковое

    Поле, где растут ромашки – ромашковое

    Глаза цвета фиалок - фиалковые

    Глаза цвета незабудок - незабудковые

    Мед из клевера – клеверный

    Аромат ландыша – ландышевый и др.

    ПОСАДИ ЦВЕТОК (дидактическая)

    На листе изображена клумба, поле (посередине). По краям листа различные цветы (в зависимости от знаний детей).

    Детям предлагается соединительной линией указать место произрастания.

    СОБЕРИ ЦВЕТОК (дидактическая).

    Разрезать открытку с изображением цветка и предложить ребенку собрать ее, дать название цветку, указать, где он растет.

    РАСПУСКАЮТСЯ ЦВЕТЫ НЕБЫВАЛОЙ КРАСОТЫ (познавательно-исследовательская)

    Дети по шаблону вырезают себе цветок (или получают готовый, закручивают у него лепесточки, опускают в воду, наблюдают, как цветок «распускается»

    ЖЕЛТЫЙ, БЕЛЫЙ, СИНИЙ (речевая)

    Детям предлагается перечислить цветы определенного цвета:

    Красные-прекрасные,

    Белые - нежные,

    Желтые – солнечные,

    Синие - небесные (или варианты детей).

    РАЗ, ДВА, ТРИ – К ЦВЕТОЧКУ БЕГИ (подвижная)

    При знакомстве малышей с полевыми цветами предлагается:

    Дети, вы - пчелки, вам нужно лететь к названному цветочку:

    1, 2, 3, к ромашке лети, 1,2,3, к колокольчику лети …

    Детям можно предложить изготовленных из киндеров пчелок или надеть шапочки.

    Цветы – карточки или искусственные раскладываются на «полянке».

    Также роль цветов могут выполнять дети в изготовленных родителями шапочках – цветах.

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Цветы»

    Цель: развитие общих речевых навыков.

    Задачи:

    Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе.

    Развивающие: Развивать зрительное восприятие, логическое мышление. Развивать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

    Обучающие: Расширить представления детей о цветах (об их внешнем виде, где произрастают). Обогащать лексический запас за счет новых существительных и прилагательных. Совершенствовать навык звукослогового анализа слов. Упражнять детей в образовании множественного числа слов.

    Ход занятия

      Оргмомент. Эмоциональный настрой на занятие

    Ребята, посмотрите на меня. Я постараюсь по вашим лицам определить, какое у вас сегодня настроение. Вижу, что у большинства оно хорошее, веселое. У меня сегодня тоже веселое настроение. Давайте же передадим наше веселое настроение друг другу. Посмотрите на того, кто стоит рядом с вами, улыбнитесь ему и мысленно пожелайте что-нибудь хорошее.

    2. Развитие слухового внимания

    Я хочу вам сегодня рассказать одну очень интересную историю, которую я случайно подслушала. Но сначала скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.)

    (Рассказ о споре времен года «Чьи цветы лучше» Б. Вовк с использование слайд-шоу)

    Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…

    Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.

    Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!

    Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…

    Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблёкли.

    Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

    А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поля, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…

    Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима.

    Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.

    А вы, ребята, как думаете, какие цветы самые красивые? (Все цветы самые красивые)

    ВЫВОД: Ребята, во все времена года каждый цветок красив по-своему: летом – летние цветы, весной – весенние, осенью – осенние, зимой – комнатные на подоконнике.

    3. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний по теме

    Так кто же догадался, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О цветах)

    Правильно, сегодня мы будем говорить о цветах.

    Для чего нужны цветы? (Для красоты, любоваться, чтобы сделать подарок)

    И что же было главным из подарков для наших мам, бабушек? (Цветы)

    А какие цветы вы дарили своим мамам, бабушкам?

    А как мы назовем эти цветы одним словом? (Садовые)

    Где растут садовые цветы? (В саду, на клумбах, в теплицах, оранжереях.)

    Назовите, какие еще садовые цветы вы знаете. (Роза, тюльпан, мак, гвоздика и т.д.)

    Кто ухаживает за цветами в саду? (Садовник)

    А есть еще полевые, луговые цветы. Как вы думаете где они растут полевые, лесные цветы? (В поле, в лесу.)

    Назовите полевые, лесные цветы. (Колокольчик, ромашка, василёк и т.д.)

    Какую пользу приносят цветы? (Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.)

    Ребята, вы знаете, что некоторые цветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, что это за книга? (Книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле.)

    Правильно. А у нас в группе растут садовые или полевые цветы? (В группе растут комнатные цветы.)

    Почему они так называются? (Эти цветы растут в помещении.)

    Как мы ухаживаем за цветами? (Поливаем, рыхлим землю, стираем пыль с листочков, обрываем засохшие листья.)

    4. Развитие зрительного восприятия

    Каждый цветок, как и все предметы, состоит из частей.

    Игра «Назови части цветка»

    Мне сейчас нужен будет помощник. И это будет…

    (Ребенок выходит к доске и собирает цветок по частям)

    Назовите самую главную часть цветка? (Корень).

    Что идет после корня? (Стебель)

    А что такое бутон? (Нераскрывшийся цветок)

    И остались?... (Лепестки)

    Какой цветок у нас получился? (Мак)

    5. Развитие звуко-слогового анализа (индивидуальная работа)

    Сколько звуков в слове «мак»? (3)

    Назови первый звук в слове «мак». (Звук [М])

    Какой второй звук в слове «мак»? (Звук [А])

    Какой звук мы слышим в конце слова «мак»? (Звук [К])

    А сколько слогов в слове «мак»?

    А как мы изменим слово «мак», чтобы у нас получилось два слога? (Маки)

    6. Развитие логического мышления

    Игра «Сложи цветок»

    Для того, чтобы продолжить знакомство с цветами, мы должны разбиться на группы. У каждой группы будет свой конверт.

    Достаньте содержимое конверта и постарайтесь сложить части так, чтобы получилась картинка.

    Как называются цветы, которые у вас получились? (Роза, астра, колокольчик, тюльпан)

    Какой цветок лишний? (Колокольчик) Почему? (Все цветы садовые, а колокольчик - луговой)

    7. Развитие атрибутивного словаря, пальчиковой моторики

    Цветы, как и люди, очень любят, когда им говорят комплименты.

    Игра «Какие цветы? (игра с прищепками)

    Давайте скажем, какие цветы у нас? На каждый комплимент прицепляем прищепку.

    Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие.

    На какой цветок похоже? (На ромашку)

    8. Развитие слухового внимания

    Игра «Доскажи словечко»

    Много цветов мы сегодня уже назвали. Но есть и такие, которые мы знаем, но еще сегодня не вспоминали. Я предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко». Готовы?

    Логопед читает загадки, дети хором добавляют последнее слово. На доске вывешиваются картинки-отгадки.

    Как зовут меня, скажи.

    Часто прячусь я во ржи,

    Скромный полевой цветок,

    Синеглазый … (василек)

    Золотой и молодой,

    За неделю стал седой.

    А денёчка через два

    Облысела голова.

    Спрячу-ка в карманчик

    Бывший … (одуванчик)

    Цветики - корзинкой

    С желтой серединкой,

    Белая рубашка.

    Хороша... (ромашка)

    Желтые, пушистые

    Шарики душистые.

    Их укроет от мороза

    В тонких веточках... (мимоза)

    В лепестки, как в плащ атласный,

    Спрятался цветок прекрасный.

    Не раскроется никак

    В огороде красный... (мак)

    Весной от снега очищаются
    И хвоя, и валежник.

    И первым появляется
    В проталине...(подснежник)

    9. Развитие общей моторики

    А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Повторяйте за мной.

    Раз –два-три выросли цветы

    К солнцу потянулись высоко:

    Стало им приятно и тепло!
    Ветерок пролетал, стебелечки качал

    Влево качнулись- низко прогнулись.
    Вправо качнулись – низко пригнулись.

    Ветерок убегай!

    Ты цветочки не сломай!

    Пусть они растут, растут,
    Детям радость принесут!

    сидели на корточках, встаем
    тянутся на носочках
    смотрят вверх

    раскачивают руками влево - вправо над головой

    наклоняются влево

    наклоняются вправо

    грозят пальчиком

    приседают

    медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики

    10. Развитие зрительного внимания

    Игра «Что изменилось?»

    Посмотрите на картинки и запомните их. Закрываем глазки, считаем хором до пяти и открываем. Что изменилось?

    11. Развитие словарного запаса

    Ребята, посмотрите еще раз на наши цветы. И скажите, какие из них мы можем уже скоро увидеть. (Одуванчик, мимозу, подснежник)

    Правильно. Это первые весенние цветы. А еще их называют первоцветами.

    12. Развитие математических способностей, слухового внимания

    Про цветы написано много песен, рассказов, стихов. А я хочу с вами порешать задачки о цветах.

    1. Три ромашки – желтоглазки

    Два веселых василька

    Подарили маме дети

    Сколько же цветов в букете? (пять)

    2. У этого цветка

    Четыре лепестка

    А сколько лепестков

    У двух таких цветков? (восемь)

    3. Пять цветочков у Наташи

    И еще два дал ей Саша,

    Сколько будет два и пять? (семь)

    13. Развитие грамматического строя речи

    Игра «Один - много»

    Вы же знаете, что цветы не растут по одному. Предлагаю вам поиграть в игру «Один - много». Я называю цветок, а вы должны сказать, как мы скажем, когда их много.

    Ромашка – ромашки

    Василек – васильки

    Мак – маки

    Лилия – лилии

    Одуванчик – одуванчики

    Роза – розы

    Подснежник – подснежники

    Ландыш – ландыши

    Нарцисс - нарциссы

    14. Итог занятия

    Ребята, как вы думаете, сорванный цветок - это хорошо или плохо? (И хорошо, и плохо)

    В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Наполняет его приятным ароматом. Дарит радость)

    В чем - плохое? (Сорванные цветы, особенно полевые, быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов - пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы)

    Чего же больше в том, что мы срываем цветы: хорошего или плохого? (Плохого)

    Какими цветами лучше любоваться? (Теми, что растут в живой природе: на лугу, в поле, в лесу, на городской клумбе)

    Дополнительный материал

      Развитие общих речевых навыков

    Вырастут у Розы, в огороде розы.

    Розовые, красные, все цветочки разные!

      Развитие графомоторных навыков

    Игра «Соедини по точкам»

    Занимаемся по теме: "Садовые и полевые цветы"

    Дети должны знать:

    · название садовых и полевых цветов, уметь их классифицировать (полевые - василёк, одуванчик, ландыш и т.д.; садовые – роза, тюльпан и т.д.);

    · из каких частей состоят цветы?

    · как ухаживают за садовыми цветами?

    · чем отличаются полевые цветы от садовых?

    · лекарственные свойства некоторых цветов.

    Лексика

    Словарь ребёнка должен включать:

    Существительные: первоцвет, подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, нарцисс, тюльпан, колокольчик, василёк, ландыш, роза, пион, лилия, гвоздика, календула, астра, ромашка, лютик, незабудка, фиалка, бутон, лепесток, стебель, листья, шипы, природа, охрана и т.д.

    Прилагательные: красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий, хрупкий, пушистый, гладкий, вьющийся, комнатный, луговой, садовый, лекарственные, резной, ароматный, ярко-желтый, полевой, светолюбивые, теплолюбивые.

    Глаголы: растут, цветут, выращивают, высаживают, садят, поливают, ухаживают, рыхлят, пересаживают, полют, сеют, пахнут, срезают, любоваться, рвать, вянут, собирают, уничтожать, нюхать, рисовать, расцветать, распускаться и т.д.

    Грамматический строй речи

    1. Игровое упражнение «Посчитай» (согласование числительных с существительными с числами 1,2,5).

    Один красивый цветок, два красивых цветка, пять красивых цветков
    Одна лесная фиалка, две лесных фиалки, пять лесных фиалок

    (розовый пион, колючая роза, белая ромашка, душистый ландыш, цветущая астра, голубой колокольчик, нежный лепесток)

    2. Игра «Какой? Какая? Какие?» (согласование существительных с

    прилагательными)

    Подснежник (какой?) – первый, белый, нежный…
    Фиалка (какая?)– маленькая, фиолетовая, душистая, лесная…
    Листья (какие?) - зелёные, нежные, овальные, резные….

    (ромашка, одуванчики, пион, клумба, лилии, василёк)

    3. Игровое упражнение «Цветочная полянка» (образование относительных прилагательных)
    Полянка, на которой растут ромашки (какая?) – ромашковая.

    Полянка, на которой растут васильки (какая?) – васильковая.

    Полянка, на которой растут цветы (какая?) – цветочная.

    Полянка, на которой растут одуванчики (какая?) – одуванчиковая.

    4. Игровое упражнение «Подбирай, называй, запоминай» (подбор глаголов к существительным)

    На клумбах цветы (что делают?) – растут, цветут, вянут, распускаются….

    Из садовой лейки цветы (что делают?) - ……

    Удобрениями садовые цветы (что делают?) – ……..

    Выращенные цветы ножом (что делают?) -…….

    В букеты цветы (что делают?) …..

    Цветами люди (что делают?) - …….

    Связная речь

    1. Упражнение «Расскажи-ка»: Составить рассказ о цветах по предложенному наглядному плану.

    Развитие внимания, памяти, мышления

    Упражнение «Помоги Незнайке» (упражнять детей в использование в речи предлогов)

    · Пёстрая бабочка кружится …. желтым одуванчиком.

    · Трудолюбивые пчелы собирают нектар … цветов.

    · Букет цветов стоит …. красивой вазе.

    · …. листом одуванчика спрятался муравей.

    · Бабочка подлетела … колокольчику, потом села … клевер, собрала пыльцу …. ромашки.

    · Аромат ландышей привлекает … себе насекомых.

    · Весной … снега появляются первые цветы.