• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Алёна Антипина
    Логопедические задания по лексической теме «Цветы»

    1. Что это? Назови одним словом: розы, ромашки, васильки, тюльпаны…

    2. Выучи стихотворение:

    Золотой и молодой за неделю стал седой.

    А денёчка через два облысела голова.

    Спрячу – ка в карманчик

    Бывший одуванчик.

    3. Отгадай загадки:

    Голова на ножке, в голове горошки.

    Солнце жжёт его макушку, хочет сделать погремушку (мак)

    Шёл я лугом по тропинке, видел солнце на травинке.

    Но совсем не горячи солнца белые лучи (ромашки)

    Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдёшь.

    Ярко синий и пушистый, только жаль что не душистый (василёк)

    4. Назови части цветка: (стебель, листья, бутон, корни)

    5. Назовите:

    1-й звук в слове корни

    2-й звук в слове листья

    3-й звук в слове стебель

    4-й звук в слове бутон

    6. Раздели слова на слоги: цветы, васильки, герберы, лилия

    7. «Четвёртый лишний» (объясни почему)

    8. «Развиваем пальчики» (развитие мелкой моторики)

    Вырос высокий цветок на поляне (ладони сжаты перед собой, руки поднимаем вверх).

    Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук).

    Всем лепесткам красоту и питанье (движение пальцами).

    Дружно дают под землёй корешки (упр. «Корни»).

    9. «Один – много» (образование множественного числа существительных)

    Тюльпан – тюльпаны

    Василёк –

    Гербер –

    Ромашка –

    10. «Родственные слова» (подбор однокоренных слов)

    Цвет (цветок, цветочек, цветник, цветы, цветочница)

    Земля (земляной, земляника, земелька)

    11. Для чего нам нужны цветы, какая польза от них? (Для лекарства, дают пищу насекомым, украшают нашу жизнь)

    12. Назови цветы, в названиях которых встречается звук Л, Р, Ш

    13. Составь предложения, используя слова и картинки.

    Бабушка, сорвала, и, вазу, поставила, в, ромашки

    Девочка, маме, букет, подарила, тюльпаны

    14. Составь описательный рассказ о ромашках, розах, или тюльпанах, используя схему.

    15. Составь рассказ – сравнение о цветах: ромашки и герберы (сходство и отличия)

    Публикации по теме:

    Для чего нужны домашние логопедические задания? Одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе является хорошая дошкольная подготовка. Л. С. Выготский писал: «Подготовить.

    Задания по лексической теме «Правила дорожного движения» 1. «Составь предложение правильно» Машина, ехать, дорога. Самолет, небо, летит, высоко. Большой, волны, корабль, плывет. Шоссе, автомобиль,.

    Лексическая тема "Цветы". В марте дети нашей логопедической группы изучали лексическую тему "Цветы". Беседовали с детьми о том, какие.

    Цели: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Расширять и закреплять знания детей о весенних цветах, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «цветы».

    Конспект занятия на закрепление лексической темы «Цветы» Цель: создание условий для развития лексико-грамматического строя речи и связной речи при реализации содержания лексической темы «Цветы».

    Конспект занятия по лексической теме «Транспорт» Лексическая тема: «Транспорт» Цели: Коррекционно – образовательные: - Создать условия для развития речевого общения детей со взрослыми.

    Практические задания к семинару Тема: Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры. Задание№1 Прочитайте текст, и.

    Новая лексика

    Существительные:

    названия полевых цветов (фиалка, колокольчик, мак, ромашка, лютик, кашка, клевер, незабудка, василёк), луг,

    поле, поляна, аромат, стебель, лист, бутон, венок, букет.

    Прилагательные:

    ароматный, красивый, нежный, душистый, свежий, алый, лиловый, белоснежный, голубой, розовый, редкий, хрупкий.

    Глаголы:

    рвать, срезать, собирать, нюхать, плести, уничтожать, оберегать, охранять, опылять.

    Игра «Подскажи словечко»

    Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

    ХОД игры.

    Воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

    Мы несли грибы в корзине

    И еще цветочек синий.

    Этот синенький цветок

    Назывался... (василёк).

    Поле, словно в желтых волнах.

    Здесь растет цветок... (подсолнух).

    Поворачивает ловко

    Он за солнышком головку.

    Мы сплетем веночки летом

    Для Оксаны, Маши, Светы,

    Для Аленки, двух Наташек.

    Все веночки из... (ромашек).

    Вот полянка, вся в цветочках,

    Словно в светло-синих точках.

    Соберу здесь для Анютки

    Голубые... (незабудки).

    Игра «Три цветка»

    Цели: развивать зрительно-пространственные представления, формировать грамматический строй речи (образование

    относительных прилагательных, согласование существительных с предлогом).

    ХОД игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением трёх разных полевых цветков. Ребёнок должен

    их назвать и сказать, как они лежат.

    Например:

    Колокольчик лежит между ромашкой и одуванчиком.

    Или:

    Василёк - справа от колокольчика и слева от незабудки и т. д.

    За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитываетея, кто набрал фишек больше.

    Игра «Цветочная полянка»

    Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных).

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям представить, что они очутились на цветочной полянке.

    Например:

    Полянка, на которой растут ромашки (какая?) ромашковая.

    Полянка, на которой растут васильки (какая?) ...

    Полянка, на которой растут колокольчики (какая?) ...

    Полянка, на которой растут одуванчики (какая?) ...

    Игра «Букет»

    Цели: развивать грамматический строй речи (согласование существительного с числительным), активизировать словарный

    запас по теме, развивать связную речь.

    Ход игры. Воспитатель читает текст, показывая в ходе рассказа картинку с изображением соответствующего цветка,

    дети дополняют рассказ. Затем воспитатель читает дополненный текст второй раз, а дети пересказывают.

    Как-то летом Дашенька пошла гулять с подружками. Девочки набрели на полянку, полную самых разных цветов. Чего здесь

    только не было: и ромашки, и незабудки, и васильки... . Девочки плели из цветов венки, а Даша решила собрать букет для

    бабушки. Букет получился красивым и пышным. В нём были: три... (василька), пять... (ромашек), четыре... (незабудки), два...

    (мака) и семь... (колокольчиков).

    С. Чешева, И. Михеева

    Игра «Поймай и раздели»

    Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов, закреплять в словаре детей слова - названия полевых цветов.

    Ход игры. Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося название полевого цветка. Ребёнок

    ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в нём.

    Например:

    Ко-ло-коль-чик-четыре; о-ду-ван-чик-четыре, ро-маш-ка -

    три; ва-си-лёк - три...

    Стихи для чтения и заучивания наизусть

    РОМАШКА

    На ромашку, как на балерину,

    Издали любуется лесок.

    У неё на лепестки накинут

    Паутинки лёгкий волосок.

    Ветер листья гонит по дорожке,

    Вянут травы -

    Осень настаёт.

    Лишь ромашка на упругой ножке

    Кружится, танцует и - Цветёт!

    Т. Велозёров

    ФИАЛКА

    На солнечной опушке

    Фиалка расцвела -

    Лиловенькие ушки

    Тихонько подняла.

    В траве она хоронится,

    Не любит лезть вперед,

    Но всякий ей поклонится

    И бережно возьмет.

    Е. Серова

    ВАСИЛЁК

    Как чиста в колхозе рожь -

    Василек едва найдешь.

    Всем бы ты, цветок, хорош,

    Но зачем ты портишь рожь?

    Приходи-ка лучше в сад,

    Вот обрадуешь ребят!

    Е. Серова

    Текст для пересказа

    ЛЮБИТЕЛЬ ЦВЕТОВ

    Весной все рады цветам. За долгую зиму стосковались глаза по яркому и цветному.

    Ребята в лесу собирают цветы.

    Спешат на первые цветы бабочки, пчёлы и мухи.

    И рябчик туда же: ива цветёт - он на иве, черника и голубика - он к ним. Зацветут незабудки - не забудет и

    незабудки.

    Ребята складывают из цветов букеты; букеты нежны, красивы, пахучи.

    Бабочки и пчёлы угощаются на цветах. Цветы для них - расписные скатерти-самобранки. Садись и веселись: и мёд, и

    нектар, и сок.

    А рябчик цветы ест! Оказывается, они ещё и вкусны! И очень любит незабудки. Наверное, у них особый, незабываемый вкус.

    Все любят цветы. Только каждый по-своему.

    Н. Сладкое

    Вопросы:

    Почему весной все рады цветам?

    Что делают ребята в лесу?

    Кто спешит на первые цветы?

    Что делают ребята из цветов?

    Чем пчёлы и бабочки угощаются на цветах?

    Какие цветы любит рябчик?

    1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями цветов (ландыш, мать-и-мачеха, астра, одуванчик, колокольчик, ромашка, подснежник, пион, гвоздика, нарцисс, тюльпан, ирис, гладиолус). Закрепить в словаре обобщающее понятие «цветы». Отметить особенности строения цветка: стебель, листья, лепестки.

    2. Соедини цветы (первоцветы, полевые цветы, садовые цветы) с соответствующими букетами разноцветными линиями.

    3. Упражнение «Назови ласково». Стебель — стебелек.

    Подснежник — ...

    Корень — ...

    Василек — ...

    Лист — ...

    Гвоздика — ...

    Лепесток — ...

    Тюльпан — ...

    Цветок — ...

    Ромашка — ...

    4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения словами-действиями.

    На клумбах цветы (что делают?) — растут, цветут, вянут...

    Из садовой лейки цветы (что делают?) — ...

    Удобрениями садовые цветы (что делают?) — ...

    Выращенные цветы ножом (что делают?) — ...

    В букеты цветы (что делают?) — ...

    Цветами люди (что делают?) — ...

    5. Рассказать ребенку, что не все цветы можно рвать. Некоторые цветы (подснежник, ландыш, медуница) занесены в Красную Книгу. Они нуждаются в охране.

    6. Букет цветов — замечательный подарок к любому празднику. Упражнение «Букет для мамы». Ваня и Таня, гуляя по лугу, собрали красивый букет для мамы. Раскрась букет и расскажи, из каких цветов дети его составили.

    7. Послушай рассказ. Вставь в предложения пропущенные названия цветов.

    Принесли птицы на крыльях весну. От теплых солнечных лучей полянки оттаяли от снега, и на проталинках появились первые цветы — первоцветы:...

    Занятие по развитию речи подготовительная группа

    Тема: Рассказ «Золотой луг» М.М.Пришвина

    (лексическая тема: «Цветы»)

    Цель:

    Обучать детей связному пересказу рассказа «Золотой луг» М.М.Пришвина с опорой на графические схемы, отображающих последовательность событий.

    Задачи:

    коррекционно-образовательные:

    Уточнить и активизировать словарь по лексической теме: «Цветы»:

    Учить детей подбирать относительные прилагательные к существительным;

    Учить новую скороговорку;

    Закреплять умение детей образованию новых слов путём сложения слов;

    Учить детей составлять графический план совместно с учениками.

    коррекционно-развивающие:

    Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;

    Развивать речевой слух;

    Учить детей точной координации речи и движения;

    Развивать мелкую моторику рук.

    коррекционно-воспитательные:

    Воспитывать патриотические чувства у детей: воспитывать чувство любви к природе, к родному краю.

    Оборудование:

    Предметные картинки «Цветы», сюжетная картинка «Луг», картинки «Одуванчик» для рефлексии, схема для пересказа, маркеры, магнитная доска.

    Ход занятия:

      Организационный момент: Пальчиковая гимнастика .

    Приготовили ручки, вспоминаем нашу весёлую зарядку для пальчиков:

    Только солнышко взойдёт –

    Наш цветочек расцветёт.

    Бабочка-капустница

    На цветок опустится.

    Поглядишь – а у цветка

    На два больше лепестка.

    ( Поочерёдное соединение подушечек пальцев обеих рук (мизинчик с мизинцем, безымянный с безымянным и т.д.) на каждый ударный слог. Ладони не касаются друг друга)

      Сегодня мы будем говорить о цветах, они растут везде:

    Если они растут в саду, то они называются ….садовые.

    Если на лугу - … луговые .

    Если в лесу - …лесные.

    Если в поле - …полевые.

    Если в комнате - …комнатные.

    Если в воде - … водяные.

    Если в горах - …горные.

    Если цветы нужны для лекарства - …лекарственные.

      Но почему же все они называются все цветы?

    У всех цветов есть:

    Корень, стебелёк, листочки, бутон, лепестки.

      Названия у всех цветов разные названия:

    Подснежник – под снегом растёт;

    Незабудки – не забывают их;

    Чистотел – чистит тело;

    Подорожник – растёт у дороги;

    Ноготки – похож на ногти;

    Тысячелистник – у этого цветочка тысяча листочков;

    Медуница – цветочек несёт мёд;

    Мать-и-мачеха – листочки мягкие с одной стороны, как мама,

    С другой стороны - жесткий листочек, как мачеха.

    Одуванчик – его можно сдуть.

      Сейчас мы выучим чистоговорку:

    На зелёной хрупкой ножке

    Вырос шарик у дорожки.

    О каком же цветочке эта чистоговорка?

    Правильно, про одуванчик. Как вы отгадали? – правильно, шарик.

      Очень интересный цветочек. Этот цветок растёт везде – и в огородах, и садах, на лугах и в полях.

    Сейчас я вам прочитаю интересный и очень любопытный рассказ Михаила Михайловича Пришвина «Золотой луг».

    Как вы думаете, почему луг золотой?

    Золотой луг

    У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.

    «Сережа!» - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

    Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг - золотой».

    Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

    С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

      Беседа по содержанию рассказа:

    А теперь я узнаю, внимательно ли вы слушали рассказ?

    ???

    Кто написал рассказ?

    Как рассказ называется?

    Про какой цветок написал рассказ Михаил Михайлович Пришвин?

    Для какой забавы срывали цветы мальчики?

    Где жили ребята?

    Почему про луг, который был перед окном, говорили: «Луг – золотой!»?

    Что было на лугу?

    А днём луг почему стал золотым?

    Веером луг опять стал каким?

    С чем сравнил лепестки одуванчика писатель?

    Почему после этого случая одуванчик стал самым интересным цветком?

    8. Физ.минутка:

    1) Песенка «Одуванчик» Н.Нищева, Л.Гавришева

    Как воздушный шар на ножке , стоят на носочках, сомкнув руки над головой

    Одуванчик у дорожки . наклоны вправо - влево

    Одуванчик – шарик белый. поднимаются на носочках

    Дунул я – и улетел он . дети дуют, округлив губы, не раздувая щёк

    2) Покажем стихотворение руками:

    Ярко-желтый одуванчик! Руки вверх, как цветочки

    Ты зачем сменил кафтанчик? погрозить

    Был красивым, молодым, руки в боки, «покрасоваться»

    Стал как дедушка, седым ? руки сомкнуть над головой

      Словарная работа.

    Давайте подберём, как можно больше слов про одуванчик.

    ОДУВАНЧИК (какой?) – интересный, красивый, золотой, зелёный, жёлтый, пушистый, воздушный, лесной, любопытный, …

    А если он много лет растёт – многолетний

    Расцветают одуванчики в мае – майские цветы.

    Очень любят пчёлы одуванчик, они от него мёд носят – медонос.

    Мёд из одуванчиков - одуванчиковый мёд – густой и ароматный.

    Пух от одуванчиков – одуванчиковый пух.

    10.Иногда одуванчики сравнивают с часами, называя их «цветочные часы».

    Утром одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а в 2-3 часа дня уже закрывают свои лепесточки, гаснут желтые огоньки. Вот поэтому одуванчики и называют – «цветочные часы».

    11. Повторное чтение и выстраивание графического плана вместе с детьми.

    План:

    1. Забава. (рисунок одуванчики с белой шапочкой)

    2. Дом перед ним «золотой» луг (можно кружок желтого цвета)

    3. Удочка, луг «зелёный». (можно кружок зелёного цвета)

    4. Солнце с лучиками с цифрой 12, луг «золотой» (жёлтый круг)

    5. Желтый одуванчик – пальчики, затем кулак.

    6. Одуванчик – подушка – малыши.

    12. Пересказ по графическому плану.

    Можно пересказать рассказ индивидуально, парами или по цепочке.

    13. Итог занятия:

    1) Назовите, как назывался рассказ Михаила Михайловича Пришвина?

    2) Вам понравился рассказ? Почему?

    3) Рефлексия.

    Я раздаю вам листочки, на которых нарисован одуванчик. Если вам понравилось, как вы работали на занятии, то разукрасьте его зелёным, ну, а если нет – то красным.

    Тема: «Комнатные растения»

    1. Прослушай внимательно, повтори по памяти: КАКТУС, ФИАЛКА, БЕГОНИЯ, ГЕРАНЬ.
    . Назови одним словом, что это. (растения, цветы)
    . Объясни, почему эти растения мы называем комнатными?
    . Перечисли растения, которые растут у тебя дома (2 - 3 растения)
    . Как мы должны ухаживать за растениями? (Поливать, удобрять, рыхлить почву, опрыскивать, пересаживать, протирать пыль с листочков и т.д.)

    2. Расскажи, что есть у всех растений. (корень, стебель, листья, бутоны, цветы). Расскажи для чего растению нужны корень и листья.

    3. Скажи по образцу:
    . 1 лист - 5 ……. (листьев)
    . 1 корень - 2……….
    . 1 стебель - 3 …………
    . 1 цветок - 4 ………..

    4. Назови ласково: СТЕБЕЛЬ - …….., КОРЕНЬ - ……….., ЦВЕТОК - ………., ЛИСТ - ………., БУТОН - ………..

    5. Скажи по образцу:
    . Я поливаю - ты ……поливаешь - он …… поливает
    . Я сажаю - ты …………….. он - …………………..
    . Я вытираю - ты - ……………. он - ………………
    . Я опрыскиваю - ты - ………….. он - ……………..
    . Я пересаживаю - ты - …………. он - ……………..

    

    Тема: «Комнатные растения»

    1. Вспомни и назови, какие комнатные растения ты знаешь. Определи количество слогов в данных словах: Герань, хлорофитум, традесканция, толстянка, камнеломка, кактус, фикус, фиалка, аспарагус, алоэ, розан, бегония.

    2. Назови части растений, объясни, для чего они нужны. (корень, стебель, лист (листья), цветок, (бутоны)). Ответы должны быть полными.

    3. Придумай предложения с предлогами В, НА, ПОД, НАД, ОКОЛО и словами: ГЕРАНЬ, КАМНЕЛОМКА, ФИАЛКА.

    4. Отгадай загадки. Придумай со словами - отгадками предложения.

    Был тугим он кулачком, а разжался - стал цветком (бутон)

    Лист - горбочком, с желобочком,
    Шипы имеет, а ранить не умеет,
    Зато лечит нас в любой день и час
    (Столетник или алоэ)

    Куст оконный и балконный,
    Лист пушистый и душистый.
    А цветы в окне - словно шапка в огне!
    (Герань)