• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Министерство образования и науки

    Российской Федерации

    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Лекции для индивидуальной пропагандистской деятельности, отдельные образцы пропагандистских материалов

    Ростов-на-Дону 2010

    Лекция «Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде»

    Лекция «Роль творчества для формирования антиэкстремистских поликонфессиональных и культурных ценностей»

    Образец пропагандистского материала «Проектирование психологически безопасной, толерантной образовательной среды в поли-этноконфессиональных регионах»

    Лекция «Молодежные субкультуры и антиэкстремистское сознание»

    Лекция «Психологическая практика формирования антитеррористических ценностей в семье»

    Образец пропагандистского материала «План-разработка урока по ОБЖ (11 класс)»-1

    Образец пропагандистского материала «План-разработка урока по ОБЖ (11 класс)»-2

    Раздел 1. Лекция «Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде»

    Целевая группа: руководители среднего и низшего звена региональных органов власти, органов местного самоуправления и аппарата АТК

      Экстремизм и терроризм: основные понятия и определения.

      Экстремизм и терроризм как формы деструктивного поведения молодежи. Виды экстремизма.

      Способы борьбы и предупреждения экстремизма и терроризма в молодежной среде.

      Особенности психологической помощи молодежи группы риска.

      Вопросы и задания для самостоятельной работы

    Подростки и молодежь как самая социально незащищенная группа населения, являются наиболее активными участниками конфликтов и различного рода деструктивных организаций, в том числе экстремистского толка. Склонность к экстремизму современного молодого поколения России реальна и потому требует пристального внимания и изучения. Современная молодежь стоит перед лицом больших перемен, большой неопределенности и неизвестности, что в свою очередь повышает ее тревогу за свое будущее и рождает у нее желание снять эту тревогу, к сожалению не всегда конструктивными способами.

    Деструктивным называют поведение , которое не соответствует нормам и ролям и направленное на радикальное неприятие альтернативных точек зрения. При этом одни ученые предпочитают в качестве точки отсчета («нормы») использовать экспектаци (ожидания) соответствующего поведения, а другие – аттитюды (эталоны, образцы) поведения. Некоторые полагают, что деструктивными могут быть не только действия, но и идеи (взгляды).

    К формам деструктивного поведения относятся экстремизм, терроризм и другие отклонения от нормативного поведения.

    По мнению ученых, экстремизм и терроризм являются звеньями цепочки взаимосвязанных понятий: радикализм экстремизм фанатизм терроризм.

    Радикализм (от лат. radix - корень)обозначает стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни на каких компромиссах.

    Экстремизм (от лат. ехtremus - крайний) переводится как приверженность к крайним взглядам и радикальным мерам.

    Фанатизм (от лат. fanum - жертвенник) - твердая и не признающая никаких аргументов безальтернативная приверженность личности определенным представлениям и убеждениям, что в решающей степени определяет практически любую ее активность и оценочное отношение к окружающему миру.

    Терроризм рассматривается как использование насилия или угрозы его применения в отношении отдельных лиц, группы лиц или различных объектов с целью достижения политических, экономических, идеологических и иных выгодных террористам результатов.

    Терроризм – это крайняя форма проявления экстремизма.

    По мнению ряда ученых, проявления экстремизма в молодежной среде в настоящее время стали носить более опасный для общества характер, чем за все прошлые периоды существования государства. Экстремизм в молодежной среде стал в нашей стране массовым явлением.

    Вопрос к аудитории: Как вы считаете, с чем это связано? Каковы причины распространения молодежного экстремизма и терроризма?

    Именно молодежь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям. В силу своего возраста, молодые люди характеризуются такими психологическими особенностями, как максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядность и непримиримость, склонность к групповщине, мировоззренческая неустойчивость и неудачи в поиске самоидентичности, которые при определенных жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступить пусковым механизмом их антисоциальной активности.

    Сложность ситуации, в которой оказалась современная молодежь России, определяется тем, что в обществе социально-экономической нестабильности, высокой рискогенности проблема социального самоопределения, выбора той или иной идентификационной стратегии в процессе социальной интеграции представителей молодежи происходит в условиях кризиса социокультурной идентичности.

    «Экстремизм и терроризм, - отмечают Л. Дробижева и Э. Паин, - нельзя сравнить с вирусом, который человечество откуда-то подхватило. Это его внутренний недуг, порождаемый главным образом дисгармоничным развитием в социальной, политической и культурной областях». Исследователи выделяют пять основных источников терроризма и экстремизма:

    Во-первых, терроризм и экстремизм проявляются в обществах, вступивших на путь трансформаций, резких социальных изменений или в современных обществах постмодерна с выраженной поляризацией населения по этносоциальным признакам. Участниками террористических действий становятся маргинальные и иммобильные группы населения.

    Во-вторых , социальные контрасты, резкое расслоение общества на бедных и богатых, а не просто бедность или низкий уровень социально-экономического статуса провоцируют агрессию и создают почву для терроризма.

    В-третьих , проявления экстремизма нарастают в начальные периоды социальных модернизаций. На завершающих этапах успешных перемен проявления экстремизма и терроризма резко идут на спад.

    В-четвертых, незавершенная урбанизация, специфические формы индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества, особенно нерегулируемая миграция, порождают экстремизм и интолерантность в обществе.

    В-пятых, важную роль в распространении этнического и религиозного экстремизма и терроризма в исламском мире играет преобладание авторитарных политических режимов. Они провоцируют насилие как форму разрешения политических противоречий и придают ему характер культурной нормы.

    Вопрос к аудитории: Как изменяется современный терроризм, каковы тенденции этих изменений?

    Экстремизм и одна из его самых опасных форм – терроризм – быстро изменяется, мутирует, осваивает все более разрушительные методы. Субъекты экстремисткой деятельности уже преодолели те нравственные рамки, которые сдерживали раньше размах и масштабы экстремизма и превратились по существу в бизнесменов-прагматиков. Если раньше речь шла о так называемом «жертвенном» терроризме (без криминальных примесей), то в настоящее время все больше говорят об экономической основе экстремизма и терроризма. Подтверждение тому – видеосъемки самих террористических актов и их последствий, которые по сути своей представляют не что иное, как отчет перед заказчиком за предоставленные денежные средства.

    На территории современной России осуществляют противоправную деятельность до 80 международных экстремистских групп, пропагандирующих крайне радикальную исламскую идеологию. Воинствующий радикальный ислам проникает в Россию главным образом через лиц, прошедших обучение в отдельных арабских странах, где ваххабизм и другие ортодоксальные течения в религии получили и получают государственную поддержку. Наиболее остро эти проблемы проявились на Северном Кавказе, самом сложном в этническом и конфессиональном отношении регионе Российской Федерации. Ощутимую и очевидную угрозу национальной безопасности создают и политические процессы, к числу которых следует отнести тенденцию к размыванию единого правового пространства страны местным нормотворчеством, поощряемым определенной частью региональных элит, что стимулирует сепаратистские настроения, неуважение к федеральному законодательству, правам и свободам человека, отдельным нациям.

    Идентификация этнической, кланово-родовой группы требует создания общих иррациональных мифов, за счет чего происходит эмоциональное объединение членов группы.

    Сегодня молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

    Тенденция втягивания молодежи в экстремистскую деятельность во многом обусловлена недостаточно эффективной реализацией государственной молодежной политики. В результате часть молодежи попадает под влияние чуждых нам идеологических установок, что приводит в ряде случаев к восприятию государственных органов как врага, а не партнера.

    Вопрос к аудитории: Какие виды экстремизма вы знаете?

    Политический экстремизм – идеология и практика применения крайних нелегитимных, нередко насильственных методов и средств политической борьбы. В основе экстремистской идеологии лежат воззрения об исключительной миссии той или иной социальной общности (класса, нации, расы, конфессии и пр.) в судьбах страны и человечества в целом, обоснование и оправдание допустимости использования любых средств для реализации ее интересов

    В последние годы особую опасность для целостности России представляет национальный экстремизм – приверженность к крайним взглядам и методам в теории и практике межнациональных отношений. Его сторонники, выступая с позиций защиты интересов и прав одной нации, открыто и вызывающе попирают права других народов. Их идеология – воинствующий национализм и шовинизм, их политика – этническое насилие в той или иной форме. Не случайно в Концепции национальной безопасности России противодействие экстремизму отнесено к ее национальным интересам. В целях реализации указанной Концепции за последние годы предпринят целый ряд конкретных мер правового и криминологического характера. Среди них: Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»» от 25 августа 2001 г., федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»» от 25 июля 2002 г., а также «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. и ряд других.

    Национальный (этнический) экстремизм – один из самых распространенных видов экстремизма в ХХI в., что вполне объяснимо ‒ этнический национализм обладает огромной властью и непредсказуемостью, а этнические конфликты превратились в реальную проблему для многих стран и регионов. В их основе – противоречие между признанием естественного права народов определять свою судьбу и принципом национального единства и территориальной целостности государства. С чисто доктринальной точки зрения этнонационализм отрицает приоритет общечеловеческих ценностей и считает свою этнонацию высшей ценностью. Цель этнического экстремизма – выковать этническую самоидентификацию, отстоять и расширить права этноса в политической сфере. Когда экстремисты, насилием утверждая этничность, вызывают на себя огонь государственных структур, это привлекает к группе внимание и позволяет им предстать в роли жертвы, что еще больше усиливает общественный интерес и в ряде случаев обеспечивает финансы и поддержку. Насилие – смысл существования таких групп. Пока оно осуществляется, идея жива, а идентичность и наличие этнических различий нельзя отрицать. Конечной целью националистов является создание самостоятельного независимого государственного образования, в котором они претендуют на политическую власть.

    Отметим, что религиозный экстремизм стал теснить политический и этнический в последние два десятилетия ХХ века. «Экстремизм религиозный, получивший распространение в ряде регионов и стран, проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий или жестоком противоборстве в рамках одной конфессии (например, мусульманских и христианских общин в Ливане и Судане, мусульманский фундаментализм). Нередко религиозный экстремизм используется в политических целях в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение представителей власти одной из конфессий (движение «братьев-мусульман» в Египте и других странах Ближнего Востока)».

    Вопрос к аудитории: Какие способы борьбы и предупреждения экстремизма и терроризма, применяемые в современной России вы знаете?

    Как видим, экстремизм многолик и многообразен. Рассмотрим основные этапы его зарождения, проявления и законодательного противодействия в России.

    Оживление экстремизма и терроризма в России произошло в начале 1990-х годов. Причиной этому явились кризисные явления в экономической, социальной и политической сферах государств бывшего СССР. Социальная дезорганизация граждан и большое имущественное расслоение населения привели к тому, что социум перестал функционировать как единый организм, объединенный едиными целями, идеями, общими ценностями. Нарастала социальная напряженность, и появились группы, стремящиеся изменить сложившиеся порядки, в том числе и насильственными методами. Страну Россию, образовавшуюся после распада СССР, с Веймарской Германией не сравнивал только ленивый. Положение немцев, живших в отторгнутых областях, вряд ли было лучше того, в котором оказалось «русскоязычное» население бывших национальных окраин СССР. В России появились группы монархистов, казаков.

    14 июля 2006 года Советом Федерации был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Основные новации этого закона связаны с определением новых общественно опасных деяний в качестве признаков экстремистской деятельности. Но, как показала правоприменительная практика, указанных изменений оказалось недостаточно для эффективного противодействия экстремизму, поэтому 24 июля 2007 г. был принят Федеральный закон № 211 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму».

    Необходимо констатировать, что решение проблем экстремизма исключительно силами правоохранительных органов невозможно. Эта задача требует целого комплекса организационных, правовых, профилактических, воспитательных мероприятий, совершенствования взаимодействия государственных органов и общественных организаций, к которым, на наш взгляд, следует отнести следующие:

    1. Приоритетом в борьбе с экстремизмом должно стать устранение причин и условий , способствующих девиантному поведению. По данным проведенного нами опроса, в качестве основных причин экстремизма в обществе были названы следующие: социально-экономические проблемы постсоветского периода (74%), неправильная политика государства в сфере религиозных процессов (3,4%), деформация традиционных духовных ценностей общества (6,3%), межнациональная рознь (1,2%), противоречия между христианством и исламом (1,2%).

    Важное значение в обуздании молодежного экстремизма имеет реализация положений Федерального закона от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. От 1 декабря 2004 г.). Этим законом регламентирована деятельность таких органов исполнительной власти, как комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений, органов опеки и попечительства, служб занятости, органов внутренних дел. Однако их работа не координируется, что оказывает крайне негативное влияние на конечные результаты их противодействия антиобщественным установкам подрастающего поколения, в том числе их экстремистской составляющей. Поэтому имеется настоятельная необходимость определить, какой государственный орган исполнительной власти и какими средствами будет осуществлять координацию профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних всех организаций, связанных с этой сферой деятельности, и внести необходимые изменения в рассматриваемый федеральный закон. Недостаточно эффективными на данный момент остаются принимаемые меры по работе с несовершеннолетними, освобожденными от уголовной ответственности, осужденными условно и отбывающими наказание в колониях для несовершеннолетних. Многие из этих детей без помощи государственных органов не в состоянии найти свое место в обществе. Направление на учебу, работу и предоставление жилья – вот минимум того, что должно сделать государство для своих несовершеннолетних граждан.

    2. Важным аспектом в предупреждении молодежного экстремизма является формирование на федеральном уровне стратегии государственной молодежной политики. У государства в нашей сложной социально-экономической ситуации много проблем и государство пытается освободить себя от ряда обязательств или обязанностей. Но проведение государственной молодежной политики – это одна из тех обязанностей, от которых освобождаться никак нельзя. Эффективная государственная молодежная политика – это, на наш взгляд, один из важнейших инструментов формирования у молодого поколения активной гражданской позиции, воспитания социальной инициативности, чувства патриотизма и гордости за свою страну.

    В настоящее время определенная работа в указанном направлении, конечно, ведется. Так, приняты постановление Правительства РФ от 12.07.1999 №795 (ред. от 26.06.2000) «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по молодежной политике», постановление Правительства РФ от 03.04.1996 № 387 (ред. от 03.08.1996) «О дополнительных мерах поддержки молодёжи в Российской Федерации»; постановление ВС РФ от 03.06.1993 № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в РФ»; разработаны федеральные законы «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» (от 28.06.1995 № 98-ФЗ, ред. от 21.03.2002, № 31- ФЗ); действуют различные программы по патриотическому воспитанию молодёжи, Федеральные целевые программы: «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)», постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 года №629); «Молодёжь России (2001-2005годы) (постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 года № 10015); «Дети переселенцев» (постановление Правительства РФ от 25 августа 2000 года № 625); при содействии Правительства РФ, Совета Федерации, ЮНЕСКО, ФСБ РФ функционирует программа Всемирного Благотворительного Фонда «Дети и молодёжь против терроризма и экстремизма». Недостаток всех вышеперечисленных актов – их абстрактность, игнорирование этнокультурной и цивилизационной специфики России и ее регионов. В отечественной практике не выработана оптимальная целостная государственная молодёжная политика, отсутствует комплексная программа развития молодого поколения, её интеграции в социальную жизнь российского общества, не систематизированы технологии профилактики негативных явлений средствами социально-культурной деятельности.
    Возникновение всё новых субкультурных молодёжных организаций асоциальной направленности является безусловным рецидивом, вызванным отсутствием адаптированной к современным социально-культурным и экономическим условиям программы по превенции экстремистских настроений среди подрастающего поколения. Анализ существующих программ по противодействию проявлениям экстремизма позволяет нам констатировать односторонность освещения проблемы, недостаточную разработанность программы превентивных мер, учитывающей психологические и социально-культурные особенности асоциальных молодёжных группировок экстремистской направленности. В современной России нет четкой идеологии по работе с молодежью. А это, безусловно, сказывается на воспитании и развитии подрастающего поколения. Мы боимся слова «идеология», а ведь идеология России очень простая: мы - многонациональное государство и содружество наций. Вот это и есть национальная идея. Чрезвычайно важным, на наш взгляд, является развитие идеологии межнационального согласия, дружбы и сотрудничества народов этноса, поиска национальной идеи, консолидирующей российское общество, объединяющей все народы многонационального Российского государства, бережного и уважительного отношения к культуре каждого народа.

    Вопрос к аудитории: Какие способы профилактики экстремизма и терроризма существуют в современной социально-политической и психолого-педагогической практиках?

    Сегодня мир находится на новом витке цивилизации и поэтому миропонимание изменяется очень жестоко к миллионам людей целых стран и народов, которым нет места в новом изменяющемся мире. Поэтому терроризм сегодня надо рассматривать, как порождение глобализации, как ее естественное отражение. Теоретики глобализации говорят, что это серия эмпирически фиксируемых изменений, разнородных, но объединяемых логикой превращения мира в единое целое по формуле: «глобальная взаимозависимость плюс глобальное сознание». Сегодня каждый действительно уже попал в зависимость от каждого, но модификация глобального сознания ограничилась только восприятием глобальных изменений информационного общества, антропокосмизма, опытов по биотической регуляции, по созданию искусственных микробиосфер, материализации электронно-кибернетической цивилизации, влиянию биополитики, опытов по автотрофикации, киборгизации, экогеизма, коэволюции и др. Теоретики глобализации упустили более глубокий слой сознания, относительно которого и началась война, один из участников которой, мировой терроризм, не признается воюющей стороной.

    Изменение сознания под давлением глобальных изменений в мире это: восприятие невозможного - возможным, невероятного - вероятным, недопустимого - допустимым, нереального - реальным. Глобализация производит целую систему изменений во внутреннем мире человека. Она изменяет Картину Мира человека, его Мировоззрение, его Жизненную позицию и его Образ жизни. Это означает, что оно изменяет самого человека - его сознание.

    Картина мира, Мировоззрение, Жизненная позиция, Образ жизни, - это константы психологической системы защиты человека от опасностей жизни, которые, как скафандр защищает водолаза при спуске под воду. «Прорыв» этих констант сознания опасен, как прорыв скафандра водолаза, и человек об этом интуитивно догадывается. Вокруг именно этих изменений, естественно, завязалась борьба, одним из проявлений которой является терроризм. Иначе говоря, борьба идет не за территорию, не за ресурсы, не за экономические позиции, а за содержание сознания. Пока же картина мира, мировоззрение, образ жизни, жизненная позиция террористических и антитеррористических сил несовместимы, потому что это сложная системная работа и легче применять оружие для принуждения, чем интеллект для доказательства.

    профилактики идеологии терроризма и экстремизма ...

  • Социальный проект «информационно-психологическое противодействие терроризму»

    Документ

    Понятий «экстремизм» и «терроризм» . 17. Факторы, способствующие возникновению и росту экстремизма и терроризма в молодежной среде . 18. Направления социальной профилактики терроризма в молодежной среде . 19 ...

  • Мероприятия по реализации комплексной муниципальной целевой программы «Безопасный Пятигорск 2012 - 2015 годы»

    Программа

    4.11 Разработка методических рекомендаций по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде МУ «Управление общественной безопасности администрации... на широкий круг молодежи и подростков: лекции , семинары, круглые столы, беседы и т.д. ...

  • Международное правозащитное движение «мир без нацизма» мониторинг мониторинг социальной основы возрождения нацистских настроений ксенофобии и экстремизма (5)

    Документ

    Проблемы противодействия экстремизму и терроризму в молодежной среде , формирование... профилактике терроризма и экстремизма» . На конференции было отмечено, что в целом ситуация в плане противодействия экстремизму и терроризму ... прошла лекция «Степан...

  • Профилактика экстремизма в молодежной среде - это одна из первоочередных задач образовательной сферы и общества в целом. Это сложная социально-психологическая проблема, которая в современных условиях стала актуальной для всех государств мира.

    Что такое экстремизм

    Такому понятию, как экстремизм, дано множество определений (как научных, так и юридических). Несмотря на то что данная проблема у всех на устах, единый термин так и не был сформулирован. Так, например, большим толковым словарем экстремизм трактуется, как склонность к крайним мерам и взглядам. Тем не менее ученые сходятся на том, что такое определение является весьма размытым. Упор должен быть сделан именно на совершение противоправных действий.

    На вопрос о том, что такое экстремизм, доктор Колеман и доктор Бартоли отвечают несколько иначе. Они считают, что это деятельность человека, далекая от общепринятых норм, приверженность жестким формам разрешения конфликта. Тем не менее и здесь есть некоторые загвоздки. Основная трудность состоит в определении общепринятых норм, ведь для каждого государства и общества они могут существенно отличаться.

    Что относится к экстремистским действиям

    К сожалению, в международной практике нет не только единого определения самого термина "экстремизм". Нет также унифицированного описания деятельности, которая попадает под это описание. Но для того, чтобы профилактика экстремизма в молодежной среде была эффективной, стоит четко понимать, с чем предстоит бороться. Чтобы определиться с понятием и его проявлениями, стоит обратиться к нормативно-правовым документам. Закон "О трактует данное понятие следующим образом:

    • насильственная смена положений Конституции, а также попытка нарушения целостности государства;
    • публичное оправдание ;
    • пропаганда социальной, расовой и религиозной нетерпимости;
    • распространение идей превосходства человека по расовому, религиозному или какому-либо другому признаку;
    • нарушение прав и свобод человека по расовому, религиозному или национальному признаку;
    • препятствие законной деятельности государственных служб или религиозных организаций путем угроз или силового воздействия;
    • воспрепятствование участию граждан в избирательном процессе путем угроз или силовыми методами;
    • пропаганда нацистской идеологии, а также публичная демонстрация ее символов и атрибутов;
    • массовое изготовление, хранение и распространение экстремистских материалов; публичные призывы к участию в экстремистской деятельности;
    • публичное ложное обвинение лиц, занимающих государственные должности;
    • финансирование, организация и подготовка действий, указанных выше, подстрекательство.

    Факторы молодежного экстремизма

    Борьба с международным экстремизмом подразумевает в первую очередь работу с молодежью как с наиболее уязвимой категорией граждан. Для того чтобы деятельность была эффективной, нужно понимать, откуда у юных людей берутся подобные идеи. Так, среди факторов молодежного экстремизма стоит особенно отметить:

    • влияние родителей, которые отличаются радикальными убеждениями;
    • влияние группы сверстников, которые являются приверженцами экстремистских взглядов;
    • влияние авторитетных лиц, находящихся в кругу общения подростка (преподавателей, руководителей спортивных или творческих секций, лидеров молодежных организаций и т. д.);
    • стресс, повлекший за собой дезинтеграцию в обществе;
    • собственные представления и моральные установки;
    • личностные психологические особенности (агрессивность, внушаемость);
    • психическое напряжение.

    Основные направления работы

    На данный момент отмечается растущая угроза вербовки юношей и девушек террористическими организациями. В связи с этим профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться по следующим направлениям:

    • тесное взаимодействие образовательных учреждений с родителями;
    • повышение квалификации педагогического персонала по данному вопросу;
    • включение в образовательную программу отдельных предметов или тем, касающихся профилактики экстремизма;
    • внедрение воспитательных программ, касающихся нравственного воспитания детей и молодежи (профилактика правонарушений, насилия и беспризорности);
    • непрерывный мониторинг уровня толерантности в обществе, а особенно среди молодежи;
    • анализ процессов, происходящих в молодежной среде, а также их философский и социокультурный аспекты;
    • обеспечение доступности культурных благ для молодежи;
    • реализация потребности в самореализации и самовыражении;
    • организация досуга учащихся (волонтерских проектов, социальных программ).

    Деятельность с разными группами молодежи

    Профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться с учетом ее неоднородности. Можно выделить два основных направления работы:

    • С группами, у которых еще не сформировались экстремистские наклонности. Такие молодые люди, обычно, добровольно включаются в социальную работу, так как не имеют каких-либо агрессивных или незаконных настроений. Задача профилактики состоит лишь в закреплении толерантных мировоззрений.
    • С группами, у которых уже сформированы экстремистские мировоззрения и убеждения. Такая работа в большинстве случаев проводится в принудительном порядке, а потому молодые люди могут быть агрессивно настроены. Здесь важно найти индивидуальный, нестандартный подход, который поможет установить доверительные отношения. Результатом должно стать переубеждение подростка, отказ от экстремистских взглядов и активное включение в общественную жизнь.

    Группа риска

    Несмотря на то что профилактическая деятельность должна проводиться среди всей молодежи, есть некоторые категории, которые наиболее подвержены подобным влияниям. Изучив перечень экстремистов, можно выделить такие группы риска:

    • дети из неблагополучных семей с низким уровнем дохода и социальным статусом, недостаточной степенью образованностью, а также склонностью к различного рода девиациям (алкоголизм, насилие, употребление наркотиков);
    • так называемая золотая молодежь, представители которой, в силу определенных условий, чувствуют вседозволенность и безнаказанность, а также воспринимают экстремизм, как развлечение или нормальное времяпрепровождение;
    • подростки, для которых характерны психологические проблемы, определяющие склонность к агрессии и неадекватную реакцию на те или иные события;
    • представители молодежных субкультур, неформальных групп и уличных компаний, характеризующихся агрессивным поведением и девиантными убеждениями;
    • члены политических движений и религиозных объединений, которые под воздействием определенных идей и убеждений, могут проводить опасную для общества деятельность.

    Ключевые задачи

    Профилактика экстремизма не должна быть хаотичной или спонтанной. Важно тщательно продумать каждый этап и его детали. План по профилактике экстремизма должен быть направлен на решение следующих существенных задач:

    • применение к подросткам и молодым людям установок о необходимости соблюдения и защиты прав любого гражданина, а также неукоснительного соблюдения законодательных норм;
    • формирование у подростков представления о нормах поведения, принятых в гражданском обществе;
    • донесение до родителей важности формирования толерантных настроений в семье;
    • создание в учебных учреждениях ячеек самоуправления, которые будут осуществлять просветительскую деятельность;
    • формирование в сознании молодежи уверенности в за экстремистскую деятельность в любых ее проявлениях;
    • выработка у молодежи навыков безопасного поведения и самообороны при угрозе террористического акта.

    Основные мероприятия

    • Установление взаимосвязей и координация работы с комиссией по делам несовершеннолетних. Ее сотрудники должны привлекаться к непосредственной работе с учениками, а также участию в родительских собраниях.
    • Организация курсов для педагогического персонала по поводу профилактики экстремизма. Для студентов средних и высших учебных учреждений могут проводиться круглые столы или дискуссии по данной тематике. При этом обязательно участие в них представителей правоохранительных органов.
    • Проводить классный час "Профилактика экстремизма и терроризма" в школе. В ходе данных мероприятий должны быть рассмотрены правовые нормы и ответственность за их нарушение. Также должно уделяться внимание воспитанию у учеников чувства уважения и толерантности к другим культурам, национальностям, религиям, убеждениям.
    • Регулярное проведение родительских собраний, на которых будут рассматриваться не только организационные моменты, но также вопросы воспитания законопослушных граждан.
    • Выработка системы, в соответствии с которой учащиеся или их родители могут обратиться по поводу защиты своих законных прав и интересов, в том случае, если они ущемляются.

    Работа с родителями

    Не секрет, что основные убеждения и личные качества формируются именно под влиянием семьи. Следовательно, работа по профилактике экстремизма в школе должна подразумевать тесный контакт с родителями. До них должна быть донесена следующая информация:

    • специфика молодежных субкультур и неформальных организаций, а также их потенциальная опасность;
    • степень ответственности родителей за детей;
    • формы агрессии, а также профилактика их проявления у подростков;
    • механизмы вовлечения детей в экстремистскую деятельность;
    • определение возраста уголовной ответственности за правонарушения, а также описание возможных мер наказания;
    • сущность таких понятий, как "терроризм" и "экстремизм";
    • специфика формирования жизненной позиции и убеждений у подростков;
    • необходимость занятости подростков (кружки, секции и прочие формы) во внеурочное время.

    Ответственность

    Лицо, достигшее определенного возраста, установленного законом, может быть привлечено как к административной, так и к уголовной деятельности за экстремизм. Статья 282 УК РФ предусматривает ответственность за следующие деяния:

    • унижение человеческой чести и достоинства;
    • возбуждение ненависти или враждебных чувств к отдельным лицам или их группе;
    • организация сообществ экстремистского характера;
    • организация, координация и обеспечение деятельности подобных сообществ.

    Основная проблема работы с детьми и подростками состоит в том, что многие чувствуют свою безнаказанность. Тем не менее в определенных законом случаях, даже несовершеннолетние лица привлекают к ответственности за экстремизм. Статья 282 УК РФ подразумевает осуждение лиц, не достигших 18 лет, за размещение в глобальной сети видеороликов, а также любой другой документации пропагандистского характера со сценами насилия или призывами к нему. подразумевают ответственность несовершеннолетних за уничтожение исторических и культурных памятников, а также надругательство над местами захоронения и телами умерших. Наказание может выражаться в крупном денежном штрафе, исправительных работах или лишении свободы.

    Противодействие и самооборона

    Безусловно, теоретическая основа важна. Тем не менее важно донести до молодежи, как на практике проявляется экстремистская деятельность в России. Примеры подобных ситуаций, а также действия по предотвращению и самообороне приведены в таблице:

    Экстремистская деятельность Действия
    Угроза подрыва бомбы в помещении
    • в ходе телефонного или иного контакта со злоумышленником попытаться выяснить подробности о месте и предполагаемом времени взрыва;
    • по возможности записать разговор на цифровой носитель или же сделать пометки на бумаге;
    • не прикасаться ни к каким подозрительным предметам, а вызвать правоохранительные органы в случае их обнаружения;
    • покинуть здание, не пользуясь лифтом и находясь подальше от оконных проемов;
    • если предыдущее действие невозможно, нужно найти хотя бы какое-то укрытие от обломков (например, под столом).
    Поджог здания
    • вызовите службу спасения;
    • подойти к двери и проверить ее температуру - если она горячая, открывать нельзя, а потому стоит искать другие пути эвакуации;
    • обезопасить дыхательные пути от проникновения угарного газа (влажная повязка или маска);
    • если выбраться из помещения невозможно, заделайте щели в двери влажными тряпками;
    • немного приоткройте окно и подайте сигнал бедствия.
    Теракт в самолете
    • сообщайте сотрудникам или спецслужбам о лицах, которые ведут себя подозрительно;
    • не пытайтесь в одиночку бороться с экстремистом.
    Телефонная угроза
    • если ваш телефон не оснащен звукозаписывающим механизмом, постарайтесь дословно отобразить разговор на бумаге;
    • обратите внимание на голос экстремиста и попытайтесь составить его приблизительный портрет;
    • внимательно отнеситесь к звуковому фону, может оказаться полезным при определении его местонахождения;
    • передайте информацию в правоохранительные органы.
    Письменная угроза
    • как можно меньше контактируйте с документом, стараясь сохранить его в первоначальном виде;
    • передайте документ, а также конверт и любые другие приложения в правоохранительные органы.

    Подобные практические примеры или даже реконструкции ситуаций просто необходимы. Профилактика экстремизма в школе должна быть направлена не только на недопущение формирования подобных настроений у молодежи. Важно также донести до молодых людей информацию, которая поможет им сохранить жизнь в экстремальной ситуации.

    Подходы к профилактической работе

    Экстремизм, как угроза национальной безопасности, вынуждает вести профилактическую работу не только со взрослым населением, но также с детьми и молодежью. Данная работа может проводиться в соответствии с такими подходами:

    • Распространение информации об опасности экстремизма и организациях, его исповедующих. Этот подход используется наиболее часто. Он подразумевает собой программы по просвещению молодежи путем проведения гражданских акций или распространения полиграфических материалов. Учитывая, что данный подход является не самым эффективным, его можно рассматривать лишь в качестве дополнительного.
    • Аффективное обучение направлено на устранение проблем с выражением чувств и эмоций. Это важно как в плане формирования жизненного опыта, так и высвобождения негативной и положительной энергии. Получая эмоциональную разрядку, подросток становится менее агрессивным, что снижает риск формирования радикальных наклонностей.
    • Влияние социальных факторов может не только воспрепятствовать зарождению у подростка экстремистских идей, но также и поспособствовать этому. В связи с этим один из подходов базируется на проведении тренингов, в ходе которых проводится обучение устойчивости к общественному давлению.
    • Формирование жизненных навыков - это подход, основанный на методиках поведенческой модификации. Основной подростковой проблемой обозначается стремление к самоутверждению и взрослому образу жизни. таким образом, появляется необходимость в проведении для молодых людей курсов и тренингов, которые позволят им сформировать необходимые жизненные убеждения и навыки, которые позволят защититься влияния негативных тенденций, развивающихся в обществе.
    • Вовлечение подростков в деятельность, альтернативную экстремистской. Этот подход был разработан А. Кроминым. Он предлагает организовывать походы с преодолением препятствий, направление активности подростков в спортивную или творческую деятельность, создание групп для отстаивания активной гражданской позиции.

    Заключение

    Программа по профилактике экстремизма в первую очередь должна затрагивать детей, подростков и молодежь. Именно этот слой общества наиболее подвержен влиянию подобных радикальных идей, что связано с неокрепшей психикой и отсутствием твердой жизненной позиции. Безусловно, работа в школах и прочих учебных заведениях важна, но не стоит забывать и о роли семьи в данном процессе. В связи с этим педагоги и сотрудники правоохранительных органов должны проводить регулярные профилактические беседы с родителями.

    Тема урока: Профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи.

    Цели урока:

    Познавательные:

    Активизировать мыслительную деятельность учащихся в усвоении роли экстремизма и терроризма в современной жизни общества и определить меру опасности данных явлений для жизни человека;

    Расширить представление детей о молодежной субкультуре;

    Развивающие:

    Способствовать развитию логического мышления, внимания и самостоятельности;

    Способствовать развитию критического отношения к восприятию разного рода информации;

    Воспитательные:

    Способствовать формированию непримиримого отношения к проявлениям экстремизма и терроризма;

    Формировать критическое отношение к модным молодежным течениям, имеющим экстремистскую направленность;

    Способствовать формированию социокультурной и гражданской идентичности обучающихся.

    Задачи урока:



    • определить причины и цели экстремизма и терроризма;




    • воспитывать чувство ответственности учащихся за судьбу человечества.
    Оборудование урока:

    • рабочие тетради учащихся;


    • текст ФЗ РФ «О противодействии терроризму», текст Уголовного кодекса РФ;

    Основные понятия и термины:

    • глобальные проблемы современности, террор, терроризм, экстремизм, молодежная субкультура.
    Форма урока:

    План урока


    1. Организационный момент.




    2. Изучение новой темы урока.


    3. Групповая работа с текстом документов.


    4. Подведение итогов.
    План-конспект урока

    Мини-лекция учителя:

    О террористических актах нам рассказывают средства массовой информации. Терроризм давно из абстрактного понятия превратился в реальный кошмар, перед угрозой которого стоит все человечество. Сегодня терроризм является фактором глобального значения, с которым приходится считаться любому правительству как в своей внутренней, так и внешней политике. Терроризм как социально-политическое явление далеко не молод. Его история насчитывает минимум полтора века.

    В последние десятилетия все российское общество оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма. Особую опасность представляет тот факт, что экстремистская идеология активно использует самые доступные для молодежи каналы донесения информации и легко проникает в молодёжную субкультуру, предлагая достаточно простые и «радикальные» решения в достижении целей путем крайних мер уничтожения или нейтрализации всего «чужого». К сожалению, все чаще отмечаются факты преступлений, совершаемыми молодыми людьми, которые квалифицируются как экстремистские.

    Постараемся разобраться в причинах и истоках экстремизма и попытаемся осуществить поиск решения этой глобальной проблемы человечества.

    Мозговой штурм:

    Как вы думаете, почему сегодня активно развиваются экстремистские настроения среди молодых людей?

    1 этап. В тетрадях фиксируются причины по которым, по мнению учащихся, активно развиваются экстремистские настроения среди молодежи? На выполнение данного задания дается 5 мин.

    2 этап работы заключается в том, что все причины, которые выделили учащиеся, записываются на доске (без повторений и критики, см. «Правила проведения мозгового штурма»).

    3 этап работы выстраивается иерархия причин от наиболее важных, к наименее по мнению учащихся (Приложение 1.).

    Подведение итога учителем о важности профилактики экстремистских настроений именно в молодежной среде. Именно молодежь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям. В силу своего возраста, молодые люди, характеризуются такими психологическими особенностями как: максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядность и непримиримость, склонность к групповщине, мировоззренческая неустойчивость и неудачи в поиске самоидентичности, которые при определенных жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступить пусковым механизмом их антисоциальной активности.

    Формирование основных понятий .

    Всем учащимся накануне урока дается опережающее задание найти в справочной литературе определение понятий «экстремизм», «терроризм», «террор». На уроке эти определения необходимо заслушать и сравнить их, выделить существенные признаки. Целесообразно осуществить запись некоторых понятий в тетрадях. На основе анализа выбрать несколько рабочих понятий для дальнейшего изучения проблемы.

    Экстремизм (от лат. ехtremus - крайний) переводится как приверженность к крайним взглядам и радикальным мерам.

    Экстремистские настроения молодых – это отражение необходимости совершать рискованные поступки, бороться за справедливость в их понимании, а также за «чистоту» своей нации.

    Терроризм рассматривается как использование насилия или угрозы его применения в отношении отдельных лиц, группы лиц или различных объектов с целью достижения политических, экономических, идеологических и иных выгодных террористам результатов.

    Терроризм – это крайняя форма проявления экстремизма.

    Терроризм это насилие, осуществляемое со стороны оппозиционных группировок.

    Террор ( от лат. “ terror” - страх, ужас) – это политика репрессий со стороны государства, опирающегося на мощь своих силовых институтов.

    Терроризм есть мотивированное насилие с политическими целями (Б. Крозье, директор лондонского института по изучению конфликтов).

    Терроризм это применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить положение и даже свергнуть должностных лиц и вызвать политические изменения в обществе” (Уолтер Лакер, зарубежный эксперт).

    Терроризм это тактика политической борьбы, характеризующаяся систематическим применением насилия, выражающегося в убийствах, диверсиях, саботаже, похищениях и других действиях, представляющих угрозу жизни и безопасности людей” (Е.П. Кожушко).

    Учащиеся делают выводы о том, что экстремизм как социально-культурное явление сложное и неоднородное, определяется как приверженность к крайним мерам и взглядам, отвергающим существующие социальные нормы или нацеленность на их радикальные преобразования, что оружием террора являются репрессии, оружием терроризма – террористический акт. Во имя достижения определенных политических, религиозных, социально-экономических целей террористы используют насильственные методы.

    Дискуссия: Молодежная субкультура – это плацдарм для развития экстремизма.

    Для проведения дискуссии учащимся предлагается занять одну из следующих позиций.

    Да, согласен

    Согласен, но с оговорками

    Не согласен

    Не знаю, не определился

    После того как участники определили свою позицию, предлагается каждой группе защитить свой тезис используя разные факты и аргументы в защиту своего тезиса.

    При подведении итога дискуссии использовать подходы к определению молодежной субкультуры (Приложение 2.).


    Групповая работа с текстом документов

    На данном этапе урока организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона «О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 года) и Уголовного кодекса РФ. Тексты документов подготовлены заранее для участников каждой рабочей группы. Работая с текстом, ученики делают необходимые записи в тетрадях. Учащимся могут быть предложены следующие задания:

    Задание для первой группы. Работая с текстом Федерального Закона определите понятия, правовую основу и основные принципы противодействия терроризму в РФ. Опираясь на статьи Уголовного кодекса РФ назовите преступления террористического характера.

    Задание для второй группы. Определите организационные основы противодействия терроризму, цели, субъекты, осуществляющие эту деятельность, их компетенцию и функции.

    Задание для третьей группы. Покажите, как осуществляется проведение контртеррористической операции, кто осуществляет ее управление, какие силы и средства привлекаются для этого, как осуществляется правовой режим в зоне проведения операции, ведение переговоров с террористами.

    Задание для четвертой группы. Определите, как осуществляется возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта, социальная реабилитация пострадавших, их правовая и социальная защита, ответственность организаций за причастность терроризму.

    По завершению обсуждения группам предлагаются ватманы и маркеры для графической презентации результатов работы.

    По окончании работы участники оглашают результаты, обмениваются полученной информацией, делают выводы.

    Разработка и защита проектов

    На заключительном этапе второго урока каждой группе предлагается разработка проектов «Роль и возможности молодежных субкультур в формировании антиэкстремистской идеологии молодых людей».

    Группа «Теоретики» представляет исследовательский проект, конечным продуктом которого могут являться справочники «Основные молодежные субкультуры южного региона» и др.

    Группа «Пресс-центр» представляет творческий проект в форме специального выпуска школьной компьютерной газ еты, посвященной проблеме профилактики экстремизма и терроризма в современном мире.

    Группа «Политики» осуществляет презентацию прикладных проектов в форме правил поведения для школьников, Программы молодежной организации «Молодежь против терроризма».

    Группа «Психологи» осуществляет презентацию прикладных проектов в форме программы психолого-педагогического сопровождения молодежи, защита основных направлений сопровождения.

    Материалы для разработки проектов : интернет ресурсы, приложения 1- 3.

    Данный этап урока посвящен презентации групповых проектов учащихся. Заранее (за 1-2 недели) сформированные группы выбирают тему и тип проектов, продумывают источники сбора информации, варианты оформления работы, форму презентации проекта.

    После защиты проектов учитель завершает занятие и дает домашнее задание.

    Приложение 1.

    Причины развития эктремизма среди молодежи


    1. Возрастные особенности молодых людей и особенности условий их развития. Неопределенность социального статуса, маргинальность социальных позиций, психофизиологические изменения, которые сопровождают взросление молодого человека, процессы становления личности делают молодых людей уязвимыми по отношению к разным формам дискриминации. В первую очередь речь идет о дискриминации по возрасту, когда юноши и девушки ощущают ограничения своих прав в различных сферах.

    2. Неустойчивость желаний, нечеткость целей, нетерпимость к инакомыслию и свойственная молодым людям импульсивность составляют специфику юношеского возраста. Такие особенности отдаляют молодого человека от родителей и от других взрослых людей, заставляют предпринимать шаги в направлении поиска себе подобных. Молодые люди объединяются в группы однородные по возрасту и социальной принадлежности, в которых удовлетворяются их типичные потребности в досуге, общении, группировании.

    3. В объединениях молодых людей закономерно складываются собственные культурные нормы и установки, культивируются своеобразные ценности, действуют генерационные факторы, которые могут стать основанием психологического противопоставления «мы» и «они ».
    Исследователи выделяют четыре основных источника терроризма и экстремизм:

    Во-первых, терроризм и экстремизм проявляются в обществах, вступивших на путь трансформаций, резких социальных изменений или в современных обществах постмодерна с выраженной поляризацией населения по этносоциальным признакам. Участниками террористических действий становятся маргинальные и иммобильные группы населения.

    Во-вторых , социальные контрасты, резкое расслоение общества на бедных и богатых, а не просто бедность или низкий уровень социально-экономического статуса провоцируют агрессию и создают почву для терроризма.
    В-третьих , проявления экстремизма нарастают в начальные периоды социальных модернизаций. На завершающих этапах успешных перемен проявления экстремизма и терроризма резко идут на спад.
    В-четвертых, незавершенная урбанизация, специфические формы индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества, особенно нерегулируемая миграция, порождают экстремизм и интолерантность в обществе.

    В-пятых, важную роль в распространении этнического и религиозного экстремизма и терроризма в исламском мире играет преобладание авторитарных политических режимов. Они провоцируют насилие как форму разрешения политических противоречий и придают ему характер культурной нормы.

    Приложение 2.

    Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте.

    Под субкультурой понимаются малые культурные миры - система ценностей, установок, способов поведения и стиля жизни, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. При этом субкультурные атрибуты, ценности, ритуалы и другие устойчивые модели поведения, как правило, отличаются от ценностей и образцов поведения в господствующей культуре, хотя и тесно связаны с ними.

    С одной стороны, молодежная субкультура – это активное желание молодых людей к самореализации, самоутверждению, с другой стороны – это своеобразный стихийный протест против доминирующих в обществе ценностей и стереотипов поведения, а также стиля жизни, с третьей стороны – для большинства молодых людей субкультура становится психологической защитой от многочисленных проблем, непонятных для них преобразований. Самым объемным и наиболее подходящим можно считать определение молодежной субкультуры, данное С.И. Левиковой .

    Приложение 3.

    Важнейшие жизненные планы молодых людей связаны со смысложизненными ориентациями. Смысложизненные ориентации испытывают влияние той системы ценностей, которая доминирует в ближайшем окружении. А ближайшее окружение молодого человека – это те молодые люди, которые являются носителями особой культуры, субкультуры современной молодежи. От того, насколько изученными будут вопросы социальных и экзистенциальных смыслов молодежной субкультуры, особенности структуры ценностно-смысловой сферы молодежи, а также возможные деформации смысложизненных ориентаций, зависит успешность построения психолого-педагогического воздействия и психолого-педагогической поддержки молодых людей.

    Молодые люди в условиях российской модернизации вынуждены «примеривать» на себя существующие стандарты поведения, провозглашаемые духовные ценности. Формирование смысложизненных ориентаций и нравственных предпочтений происходит достаточно сложно, оно не может ограничиваться декларациями и волевыми решениями, этот процесс происходит на фоне существующих традиций и на фоне инноваций.

    Современная молодежь имеет разные ценностные ориентации и можно говорить об их подвижности, зависимости динамики ценностных ориентаций юношей и девушек от уровня их социализации, от целого ряда внешних факторов. В такой неоднозначности реализуются разноплановые жизненные позиции. Некоторым молодым людям удается успешно адаптироваться, кому-то очень трудно дается самоопределение и выбор своего пути.

    Необходимость оказания психолого-педагогического воздействия и психолого-педагогической поддержки молодых людей актуальна по целому ряду обстоятельств. Прежде всего, следует сказать о том, что молодежь - важнейшая демографическая группа, от которой зависит будущее российского общества. А развитие личности молодого человека происходит на фоне все более усложняющихся социальных, экономических, политических условий, которые не могут не откладывать отпечаток на систему ценностей, на моральные нормы. Важнейшие жизненные планы молодых людей связаны с их смысложизненными ориентациями.

    Репрезентация в сознании молодого человека необходимости расходования энергии и способностей молодых людей в нужные обществу сферы деятельности и последующие за этим изменения стиля поведения тем реальнее, чем больше продуманы условия оказания психолого-педагогического воздействия и психолого-педагогической поддержки.

    В частности, на наш взгляд, создание формальных (официальных) молодежных объединений будет способствовать адекватному психолого-педагогическому воспитанию молодежи, что будет выражаться в формировании адекватной ценностно-смысловой сферы и направлению потенциала молодежи в нужное русло для общества.

    К сожалению, необходимо отметить, что сегодня почти не существует или имеются, но в очень малом количестве, организации, которые бы были в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачи духовно-нравственного воспитания молодых людей. В обществе все ярче появляется идеал успеха и процветания, не укладывающиеся в стереотипы способы поведения молодых людей, особенности их молодежной культуры раздражают взрослое поколение. Но если вместо раздражения, негодования психологи, педагоги, родители и все те представители старшего поколения, которые непосредственно оказывают осознанное или неосознанное влияние на молодежь, станут проявлять терпение, любовь, объединят свои усилия, то возможна организация комплексной психолого-педагогической работы с юношами и девушками. Необходимо создание модели педагогического взаимодействия педагогов и родителей еще на стадии обучения в школе с целью взаимного влияния образовательного учреждения и семьи друг на друга.

    В основу всей работы по психолого-педагогическому сопровождению, несомненно, должен быть положен системный подход, в логике которого процесс сопровождения молодых людей, может быть осуществлен на различных уровнях взаимодействия государства, общества и конкретных организаций и учреждений.

    Психолого-педагогическое воздействие следовало бы направить на: формирование у молодежи такой системы ценностей, которая позволяла бы выработать перспективные жизненные позиции, стратегию в своей профессиональной, познавательной, социальной деятельности;

    формирование культуры мышления – духовного образования, характеризующего меру социального развития и чувства ответственности;

    интегративность ценностных установок, проникновение которых сформирует тот образ жизни, который обеспечит гарантированную надежность в различных сферах деятельности и принесет пользу обществу, членом которого является молодой человек.

    Можно было бы выделить ряд направлений по психолого-педагогическому воздействию и психолого-педагогическому сопровождению молодежи:

    социально-педагогическое направление, предполагающее реализацию системы просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным слоям современной молодежи;

    программно-структурное направление, включающее организацию совместной деятельности молодых людей;

    экономическое направление, которое включало бы определение объектов и источников материального стимулирования и финансирования молодежных организаций, спортивных клубов и др.;

    инновационное направление, которое вместо привычного педагогического воспитания в назидательной форме переходит к модели развития активного нравственного сознания, формирования ценностных и смысложизненных ориентаций.


    1. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М., 2000.

    2. Концепция противодействия терроризма в Российской Федерации.

    3. Левикова С.И. Место в системе ценностей молодежной культуры // Общественные науки и современность. 2001. № 4.

    4. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования. 1998. № 11.

    5. Федеральный Закон РФ «О противодействии терроризму»

    6. Хриенко Т.В. Динамика духовных ценностей современной молодежи // Социал.-гуманитар. знания. 2005. № 1.

    7. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2001.

    Раздел 7. Образец пропагандистского материала «План-разработка урока по ОБЖ (11 класс)»-2

    Тема урока: Роль СМИ в формировании антиэкстремистских установок у старшеклассников.

    Цели урока:

    Показать возможности и роль СМИ в противодействии идеологии экстремизма и терроризма.

    Задачи урока:


    • углубить знания учащихся о глобальных проблемах современности;

    • определить роль СМИ в жизни современного человека;

    • определить возможности и опасности СМИ в формировании установок и мировоззрения молодежи;

    • осуществить поиск путей решения данной проблемы;

    • способствовать развитию критического отношения к восприятию разного рода информации;

    • совершенствовать навыки работы со справочной, политической, юридической литературой, развивать критическое мышление учащихся;

    • продолжить формирование умений работать в группах, представлять и отстаивать собственную позицию, осуществлять презентацию проекта;

    • воспитывать чувство ответственности учащихся за свое будущее.
    Оборудование урока:

    • рабочие тетради учащихся;

    • компьютер и мультимедийный проектор для демонстрации проектов-презентаций учащихся;

    • тексты с характеристикой форм деятельности СМИ;

    • специально оформленная классная доска.
    Основные понятия и термины:

    • СМИ, идеология экстремизма и терроризма, антиэкстремистские установки, критическое мышление.
    Форма урока: групповая работа учащихся, защита проектов.

    План урока


    1. Организационный момент.

    2. Мотивация учащихся на учебную деятельность. Целеполагание.

    3. Актуализация представлений учащихся о проблеме.

    4. Обобщение и систематизация опорных знаний.

    5. Изучение новой темы урока

    6. Формирование основных понятий.

    7. Групповая работа с текстами.

    8. Презентация проектов учащихся.

    9. Подведение итогов.

    Комитетом по молодежной политике 18 ноября 2013 года в зале управления образования была проведена лекция для учащихся районных школ по профилактике экстремизма и терроризма. На данное мероприятие были приглашены начальник МРО по Зеленчукскому и Урупскому районам УФСКН России по КЧР Чагаров Казбек Аскербиевич, заместитель муфтия Карачаево-Черкесской Республики Лайпанов Муратбий хаджи и председатель молодежной комиссии Южной Карачаево-Черкесской Благочинии отец Сергий.

    Школьников собрали для того, чтобы в очередной раз затронуть злободневную тему терроризма и призвать к бдительности и внимательности к посторонним людям и предметам. Начала лекцию специалист комитета, которая раскрыла сущность понятий терроризма и экстремизма, представила присутствующим наглядный материал: «Терроризм», «террористы», «экстремизм» – слова, которые практически ежедневно появляются в средствах массовой информации, порождая беспокойство и страх наших граждан за свое настоящее и будущее, за свои права и свободы, которые, гарантированны нам Конституцией Российской Федерации. Экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие.

    Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этно-конфессиональных конфликтах, прямые угрозы их реализация и т.д. Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации – это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне.

    За последнее десятилетие крупными террористическими актами в нашей стране стали взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, взрыв во время парада в Каспийске, 9 мая, захват театра на Дубровке, во время представления “Норд-Ост”. Сентябрь 2004 года. В течение двух суток в спортзале школы №1 города Беслана (Республика Северная Осетия) удерживались преподаватели, ученики, и их родители – всего более 1200 человек. В результате взрыва погиб 331 человек, в том числе 172 ребенка. 559 человек получили ранения. Это поистине страшные страницы нашей истории…

    Не малозначительной проблемой сегодня является и экстремизм, который затягивает все больше и больше молодых людей, а особенно в возрасте от 14 до 18 лет. Экстремисты радикально отрицают существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами. Это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Нередко разрешенные массовые демонстрации протеста, перерастают в хулиганские действия и беспорядки, нападения на граждан и сопровождаются призывами к насилию - это уже противоправные действия, которые по степени общественной опасности могут быть квалифицированы как криминальные, преступные…»

    Затем лекцию продолжил заместитель муфтия КЧР Муратбий хаджи, затронув не менее актуальную тему ваххабизма, который из особого течения веры ислама сегодня превратился в средство насилия и убийств. В наше время ваххабизм - это течение политического экстремизма, прикры-вающееся исламом и склонное к вооруженной борьбе против всех, кто препятствует распространению ваххабитского учения и установлению его монопольного господства. Муратбий хаджи призвал присутствующих быть внимательными и не путать веру со злом, которое сегодня через религиозные догматы пропагандируют террористы для достижения своих личных целей.

    Председатель молодежной комиссии Южной Карачаево-Черкесской Благочинии отец Сергий, также пояснил присутствующим, что последнее время большинство терактов происходит именно под лозунгами «смерть ради спасения». Сегодня религию используют для зла, для уничтожения, для достижения хаоса в мире. Человечество забыло о принципах гуманизма, справедливости, доброты, забыло о сути веры.

    Завершал лекцию начальник МРО по Зеленчукскому и Урупскому районам Чагаров Казбек Аскербиевич, который рассказал о том, насколько тесно связан терроризм с наркобизнесом, как террористы при помощи наркотиков воздействуют на обычных людей, принуждая их совершать террористические акты, жертвуя в первую очередь собой и многими невинными людьми.

    Час общения: «Экстремизм – угроза обществу»

    Час общения, посвящен теме экстремизма, терроризма. Об актуальности,

    которых говорят участившиеся столкновения на расовой и национальной

    почве. При этом объектами агрессии становятся представители практически

    всех социальных групп, а также молодежных субкультур.

    По признанию руководителей МВД, экстремизм, угрожает национальной

    безопасности России и никакие антиэкстремистские, так же как и

    антитеррористические, меры не могут быть излишними или избыточными. В

    ходе общения учащиеся получают информацию по данной теме, учатся

    критически оценивать сказанное в ходе обсуждения.

    Цели : Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и

    понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;

    формировать негативную оценку таких явлений, как экстремизм, терроризм;

    воспитывать чувства национального достоинства, уважения к представителям

    других национальностей; побуждать к самопознанию, саморазвитию,

    самореализации, к проявлению активной жизненной позиции.

    Задачи:

    Образовательные: выяснить причины возникновения экстремизма и

    терроризма и кто за этим стоит.

    Развивающие: развивать умение ораторского искусства через выступления,

    подготовленные учащимися; прививать навыки самостоятельной работы;

    учить анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и

    аргументировано доказать свою точку зрения.

    Воспитательные: формировать патриотизм; воспитывать чувство неприятия к

    насилию, терроризму и экстремизму.

    Подготовительная работа:

    Распределить участников в 2 группы;

    Предложить участникам мероприятия подготовить компьютерную

    презентацию об экстремизме, терроризме.

    Провести анкетирование среди учащихся старших классов по теме

    «Толерантность».

    Оборудование: компьютер (для демонстрации презентаций, видео).

    Оформление: на доске написать тему мероприятия «Все в наших руках».

    План мероприятия

    I. Вступительная беседа с просмотром видео.

    II. Работа в группах с понятиями «экстремизм», «терроризм».

    III. Дискуссия по теме «Мода или глупость?»

    IV. Тренинг – игра «Все мы чем-то похожи...».

    V. Просмотр видео

    VI. Рефлексия.

    VII. Подведение итогов (рефлексия).

    Ход классного часа

    1. Организационный этап

    2. Мотивационный этап (Просмотр видеоклипа «Россия - Родина моя»)

    Под музыку клипа учитель читает стихи:

    Милая Россия!

    Родная наша мать!

    Каким высоким словом

    Мне подвиг твой назвать?

    Какой великой славой

    Венчать твои дела?

    Какой измерить мерой,

    Что ты пережила?

    Ты всё перетерпела,

    Познала всё сполна,

    Поднять такую тяжесть

    Могла лишь ты одна!

    Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

    Мы живём в России, в Российской Федерации. Россия – великая страна. Эта

    страна победившая фашизм. 70 лет назад отгремели бои Великой

    Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и

    свято верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит

    удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но

    всеобщий мир так и не наступил. За последние пять тысяч лет зафиксировано

    около 15000 больших и малых войн, в которых погибло несколько

    миллиардов человек.

    Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с

    религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу,

    казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается в наш лексикон

    плотно вошли такие страшные слова как «терроризм» и «экстремизм».

    Так что же скрывается за «экстремизмом» и каковы причины его

    возникновения.

    Выступление 1 группы. Экстремизм – это сложная и неоднородная форма

    выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма:

    · политический

    · национальный

    · религиозный

    Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего

    народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в

    ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же

    территории.

    Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к

    инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние

    годы обострилась проблема исламского экстремизма.

    Политический экстремизм – это движения или течения против

    существующего конституционного строя.

    К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:

    Это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что

    общество перестает функционировать как целостный организм,

    объединенный общими целями, идеями, ценностями.

    Это нарастание социальной напряженности.

    Это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе,

    что привело к утрате нравственных ценностей.

    Это бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и

    перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и

    ответственности за судьбу родины.)

    Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие

    адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная

    критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой

    информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее

    подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских

    групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят не

    формальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об

    идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология,

    внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя

    членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно

    творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает

    молодежь.)

    От того, кто выиграет «битву за умы и сердца» подрастающего поколения, во

    многом зависит будущее страны. Только усилия всего общества могут создать

    надежный заслон распространению экстремизма.

    Учитель: На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой

    национальной безопасности Российской Федерации. Наблюдается

    увеличение неформальных молодежных движений экстремистской

    направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных

    организаций (группировок) экстремистско-националистиче ской

    направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко -

    несовершеннолетние лица 14 – 18 лет.

    Одним из наиболее впечатляющих мифов, которыми одержимо массовое

    сознание - «Терроризм». Я повторюсь, скажу, что терроризм это сознательное

    использование нелегитимного насилия (чаще всего с заведомой ориентацией

    на зрелищный, драматический эффект) со стороны какой – то группы,

    стремящейся тем самым достичь определенных целей заведомо

    недостижимых легитимным способом. Попробуем разобраться, что же такое

    терроризм и определить кто же за этим стоит!

    Выступление 2 группы . Терроризм (от латинского TERROR - страх, ужас) –

    насильственные действия преступных лиц с целью подрыва существующей

    власти, осложнения международных отношений, политических и

    экономических вымогательств у государств и корпораций. Терроризм – это

    крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием,

    угрожающее жизни и здоровью граждан.

    Идеологический терроризм . Наличие двух лагерей (власть и недовольные

    ей революционеры - террористы). Например: русские народники,

    французские анархисты, германские консерваторы, большевики, фашисты,

    теракты неофашистов в Италии в конце 70-х, Красные Бригады и Красная

    Армия в ФРГ и т.д.

    Этниче ский терроризм. Этнические меньшинства рассматривают

    терроризм, как единственный путь заявить о своих требованиях в условиях,

    когда полноправное политическое участие в определении своей судьбы иным

    способом невозможно. Этнотерроризм может иметь расовый характер. Самые

    яркие примеры: сицилийские сепаратисты, ирландцы, курды, карабахские

    армяне и чеченцы.

    Религиозный терроризм . Выступают религиозные меньшинства или

    активный авангард, познавший враждебное влияние властей. Основа

    принижения «неверных», представителей иной религии. Самые крайние

    формулировки «избранные», «спасенные», «проклятые». Классические

    образцы такого терроризма – сионистский терроризм в Палестине и

    современный исламский терроризм.

    Криминальный терроризм. Чаще всего такой терроризм сопровождается

    требованием полуполитического характера. Например: предоставление

    средств передвижения для того, чтобы покинуть определенную зону,

    освобождение заключенных и так далее. Примеры: большевистские и

    анархические налетчики, и грабители, этнические мафии США (еврейская,

    сицилийская и китайская), взятие банков экстремистами и т.д.

    Индивидуальный террор. Это не одиночка – революционер, не одиночка –

    националист, не одиночка – религиозный фанатик, не одиночка – преступник,

    а человек в независимости его идеологической ориентации, наносящий вред

    обществу.

    Терроризм превратился в одну из наиболее опасных по своим масштабам,

    непредсказуемости и последствиям общественно - политических проблем.

    Сегодня терроризм - это не только диверсанты-одиночки, угонщики

    самолетов и шахиды-камикадзе. Современный терроризм – это мощные

    разветвленные и хорошо организованные структуры. В настоящее время в

    мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций.

    Учитель: Таким образом, можно сделать вывод, что терроризм в России

    обусловлен общественными противоречиями. Они оказывают негативное

    влияние на все стороны общественной жизни страны. Важнейшей

    предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами

    правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан

    противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасности.

    IV. Дискуссия по теме «Мода или глупость?»

    Классный руководитель. 80% российских экстремистов - старшеклассники,

    учащиеся ПТУ и безработные. Как вы думаете, что же их привело к этому?

    Примерные ответы:

    Желание быть крутым, погоня за модой.

    Экономический кризис, безработица, отсутствие перспективы.

    Стадный инстинкт - желание быть в стаде, в команде.

    Психологические проблемы, комплексы, неуверенность в себе, чувство

    одиночества.

    Засилье инородцев в России.

    Демонстративное унижение коренных жителей инородцами.

    Разрушение системы воспитания молодежи (пионеры, комсомол, кружки,

    секции, стадионы, спортплощадки и т. п.).

    Учитель: Действительно, специалисты приходят к выводу, что главные

    причины популярности экстремизма среди молодежи - экономический кризис

    и развал системы образования. Но где истоки той ненависти, которая является

    основной движущей силой? Вот мнение одного исследователя:

    В России сложилось двухуровневое общество. На первом уровне

    небольшой и благополучный слой власти и бизнеса, на втором уровне

    остальное население, лишенное перспектив. В сознание большинства

    населения внедряются ложные и алчные цели, иллюзии легкого достижения

    личного успеха, однако реальность такова, что большинству придется до

    конца своих дней влачить жалкое существование. Здесь и лежат корни той

    ненависти, которая все больше охватывает общество. Именно эта молодежь,

    перед которой закрыта дорога в достойное будущее, становится выразителем

    этой ненависти...

    Согласны ли вы с такой точкой зрения и какие методы борьбы с

    экстремизмом, на ваш взгляд были бы эффективными?

    (учащиеся работают в группах и отвечают) (Примерные ответы: нужно повышать

    уровень жизни людей, интеллектуальный уровень, улучшать качество образования,

    наладить воспитательную работу и т. п.)

    Классный руководитель. Известная американская исследовательница

    высказала мысль, что молодежь - это социальный бульдозер, расчищающий

    путь для происходящих в обществе изменений. Согласны ли вы с этим?

    (Высказывания учащихся)

    Классный руководитель. Желание блага России - вот что движет

    патриотами. Но благо это можно понимать по-разному, они друзья или враги

    России? Озвучьте свою точку зрения.

    (Высказывания учащихся)

    Тренинг-игра «Все мы чем-то похожи...»

    своеобразие каждого человека, так и общие черты, объединяющие с другими

    членами группы. Пусть каждая группа составит список того, что объединяет

    всех членов. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас

    есть бабушка или …», «Любимое блюдо каждого из нас», «У каждого из нас

    есть …», «Мы все очень любим подвижные игры или футбол», «В каникулы

    любим отдыхать ….» и так далее. У вас есть 7-8 минут. Победит та группа,

    которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

    Анализ упражнения:

    - Узнали ли Вы что-нибудь интересное о ком-нибудь из других участников

    занятия?

    - Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех Вас в группе?

    - Есть ли что-нибудь такое, что отличает Вас от всех в группе?

    - Как Вы работали в своей команде?

    - Нравится ли Вам быть похожими на других или Вы предпочитаете от всех

    отличаться?

    - Какими должны быть Ваши друзья - похожими на Вас или совсем

    другими?

    V. Просмотр видеоролика «Жертвы Беслана!» .

    Стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный ХХI век. Его

    можно смело назвать монстром с железным сердцем, он не хочет слышать

    стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице

    человека. Полны экстремизма события в Беслане в 2004году. Ненависть,

    злоба, жестокость, крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. Это

    все те слова, которые характеризуют эти события. Посмотрите и попробуйте

    проанализировать, и высказать свое мнение о том, что увидите на экране!

    (просмотр видео)

    Ребята, сегодня мы с вами вспомнили историю бесланской трагедии. Какие

    эмоции она у вас вызвала?

    Я предлагаю вам закончить следующий тезис: “Трагедия Беслана – это…”

    Если у кого-то есть вопросы – спрашивайте. Если хотите что-то сказать –

    говорите.

    Этот видеофильм не может оставить нас равнодушными. Но может пора

    остановиться и прекратить эти безобразия! Все в ваших руках, руках

    молодого поколения!

    Рефлексия.

    Группам учащихся выдаются карточки.

    Закончи предложения, текст” Например:

    Карточка №1 “При террористических актах может…”

    Возникла стрельба, ты оказался на улице, твои действия ……………

    Карточка №2 “Если ты оказался в заложниках…”

    Помни:……………..

    Карточка №3 “Если вам поступили угрозы по телефону”

    Вы должны:…………………………………..

    Карточка №4 “Вы обнаружили подозрительный предмет”

    Ваши действия: …………………………..

    Карточка №5 “Если вы услышали выстрелы, находясь дома”

    Вам необходимо:

    Учитель. Какой вывод можно сделать из состоявшейся беседы? Как вы

    относитесь к терроризму и экстремизму?

    (Ответы учащихся)

    - Какие формы и методы борьбы с терроризмом вы можете предложить.

    VI. Заключение.

    Мы еще раз убедились в том, что экстремизм, терроризм – это действительно

    жестокость, основанная на ненависти и злобе, а порой и глупости,

    подчиненной слепой вере.

    И в заключение прочитаю стихотворение Зинаиды Юрчиковой "Пройдя

    сквозь ад, останься человеком". Пусть оно будет добрым напутствием для

    каждого из вас.

    Пройдя сквозь ад, останься человеком

    И не утрать душевной доброты.

    Не прикрывайся временем да веком

    И светлые не загуби мечты.

    Все вытерпи потери и разлуки,

    Утраченную веру обрети,

    Преодолей боль тела, сердца муки.

    Идти по жизни надо не ползти!

    Когда вдруг слёзы душу омывают,

    Ты слабости минутной не стыдись.

    На свете судьбы разные бывают:

    Твоя из трудных. Побеждай! Борись!

    Неси ты гордо имя человека!

    Не разучись надеяться, любить.

    Живи мечтою будущего века

    И верь, тогда ты сможешь победить!

    Я желаю вам добра и мира. Спасибо за работу!

    Источники.

    1. Материалы сайтов:

    http://stihidl.ru/poem/1077/

    http://vginekolog.ru/debate/zhestokie-podrostki

    http://tipslife.ru/40290-podrostkovaya-zhestokost.html

    2 . Видео с You Tube:

    1. http://www.youtube.com/watch?v=TFKOFhzM27Q

    2. http://www.youtube.com/watch?v=a0skw2nf7b8

    3. Нормативные документы

    Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской

    деятельности" __