• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

    Составитель педагог-психолог Финашин С.А.

    Введение

    Обучение, которое приносит пользу должно быть трудным, но посильным. Эта истина неоспорима как дважды два - четыре. Проходили века, менялись педагогические теории, а эта идея не подвергалась ни малейшему сомнению. Однако эта справедливая истина таит один нерешенный вопрос: а как воплощать ее в жизнь? Как сделать обучение посильным для малыша? От чего зависит трудность учебной работы школьника?

    С одной стороны трудность зависит от особенностей учебного материала, с другой - от возможностей самого школьника, от индивидуальных и возрастных особенностей его памяти, внимания, мышления и, конечно - от мастерства учителя. В этом пособии пойдет речь о некоторых особенностях мышления школьника, о тех, которые в условиях школьного обучения могут выступать как отрицательные силы, тормозящие обучение и умственное развитие, о тех особенностях из-за которых дети "не могут", "не понимают", "не справляются". Причем закономерности мышления, которые мы будем рассматривать, присущи не только детям, но и взрослым: взрослые тоже, (и нередко) "не могут", "не понимают", и "не справляются".

    Чем лучше мы будем знать и учитывать эти закономерности, как те, которые могут быть добрыми союзниками учителя (но иногда остаются неиспользованными), так и те которые оказывают тормозящее воздействие на учебную работу, тем успешнее мы будем помогать детям освобождаться от всего, что сковывает их умственный труд, тем эффективнее мы будем содействовать интеллектуальному развитию детей.

    Какая же особенность мышления является наиболее важной? Если попы-таться ответить на этот вопрос коротко, то это умение выделять немногие, наиболее общие свойства предметов и явлений, самые сильные и устойчивые связи между ними. С развития этих умений у ребенка начинается становление понятийного мышления. С развитием ребенка понятийное мышление начинает включать в себя более сложные интеллектуальные операции. Важно заметить - понятийное мышление не появляется само собой с взрослением ребенка. Оно должно целенаправленно развиваться школьным обучением. Если усилий педагогов недостаточно, то необходимо подключаться и родителям.

    В следующих разделах мы поговорим более подробно о том, как отсутствие понятийного мышления и его отдельных компонентов влияет на успеваемость школьника и о том как это мышление развивать.

    Понятийное мышление и усвоение знаний

    Специфика мышления школьника состоит в том, что у ребенка недоста-точно развиты способности к определенным формам мышления. Свойство детского ума воспринимать все конкретно, буквально, неумение подняться над ситуацией и понять ее общий, абстрактный или переносный смысл - одна из основных трудностей детского мышления, ярко проявляющаяся при изучении таких абстрактных школьных дисциплин, как математика или грамматика.

    Если мышление в понятиях недостаточно развито, то ребенок испыты-вает трудности в абстрагировании, обобщении, в выделении существен-ного и отбрасывании несущественного. Причем трудности эти, проявляются на всех этапах обучения и на различных предметах! Приведем наблюдения психологов:

    Ребенок дошкольного возраста затрудняется выделить на рисунке фигуру, если эта фигура замаскирована пересекающими ее линиями или имеет общие границы с другими фигурами. Среди младших школьников немало таких, которым трудно оперировать отвлеченными числами: им необходимо представить себе конкретные предметы.

    Пятиклассников затрудняет задание показать на карте бассейн реки, если притоки этой реки перемежаются реками из другого бассейна. Шестиклассники затрудняются выделить треугольник в рисунке, изображающем дом. Они не осознают углы, образуемые двускатной крышей и поперечной балкой, как углы треугольника, так как не могут отвлечься от деталей рисунка.

    Среди шестиклассников много таких, которым трудно отвлечься от конкретных чисел при переходе к алгебраическим буквенным выражениям.

    Неумение выделить главное, существенное - еще одно следствие недостаточно развитого понятийного мышления. Беспомощность в выделении главного приводит к неумению разделить учебный текст на смысловые части, отделить суть от деталей, кратко пересказать его.

    Неспособность различать общее и частное, главное и второстепенное нередко приводит к ошибочным выводам, связанным с тем, что дети судят о предметах на основе второстепенных, несущественных признаков. Приведем несколько типичных примеров.

    Учащиеся начальных классов после введения темы "Подлежащее" называли подлежащим в предложении "Прибежали в избу дети." слово "прибежали", считая, что подлежащее - это слово, которое стоит в предложении на первом месте (именно так были построены предложения в их первых упражнениях).

    Учащиеся пятых классов считали водоразделом только небольшую возвышенность (схема в учебнике географии изображала водораздел в виде небольшой возвышенности) и поэтому не считали Главный Кавказ ский хребет водоразделом.

    Шестиклассники считали прямоугольным треугольником только такой, у которого прямой угол расположен внизу, у основания треугольника (такой чертеж был дан в учебнике), но треугольник, у которого прямой угол находился вверху, они прямоугольным не считали.

    Выделение существенного - одна сторона процесса абстракции (позитивная). Отвлечение от несущественного другая ее сторона. Попробуйте задать своим знакомым школьникам старинную шуточную задачу: "Фунт муки стоит двадцать копеек. Сколько стоят две пятикопеечные булочки?" Понаблюдайте, как они будут ее решать: будут ли они делить, умножать или делать что-нибудь иное, в большинстве они будут начинать со стоимости фунта муки (лишней информации). Умение отбрасывать лишнее - одна из наиболее трудных для школьника операций.

    Приведем несколько примеров.

    Один из наиболее серьезных "участков" проявления этой трудностиграмматические правила с исключениями. Когда детям бывает трудно выделить что-то и рассмотреть отдельно от общего правила, они либо запоминают только правило, забывая исключения, либо помнят только исключения, совершенно не соотнося их с правилом.

    Например, правило о том, что не с глаголами пишется раздельно, за исключением глаголов, которые без не не употребляются, некоторые дети запоминают только наполовину: пишут все глаголы раздельно с не.

    Встречается и обратное явление: зная назубок три слова - "стеклянный, оловянный, деревянный", - некоторые школьники совершенно не помнят содержания правила.

    Характерная черта большей части сочинений старшеклассников - неумение отбросить те стороны литературного материала, которые не соответствуют заданной теме. Юные авторы, как правило, стремятся выплеснуть на страницы тетрадок не только и даже не столько то, чего требует от них тема, а все, что они знают об этом авторе или об этом произведении вообще. Отказаться от ненужного не умеют частенько и взрослые. Неумение отбросить несущественное, второстепенное особенно ярко проступает в наших повседневных, обыденных, житейских разговорах. Поэтому если мы не хотим, чтобы школьники писали сочинения "не по делу", а собеседники доводили нас до такого состояния, до которого когда-то телевизионная пани Моника доводила пана профессора, необходимо настойчиво учить детей не только выделять главное, но и отказываться от ненужного или несущест-венного. Таковы некоторые негативные проявления недостатков развития понятийного мышления в учебной деятельности школьника.

    Чтобы избежать в средних и старших классах трудностей описанных выше, надо начинать формирование понятийного мышления уже в дошколь-ном детстве. Так например в 5 - 7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами понятийного мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. Рассмотрим более подробно эти приемы.

    Прием сравнения

    Как научить ребенка сравнивать? Сравнение - это прием направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. К 5 - 6 годам ребенок обычно уже умеет сравнивать различные предметы между собой, но делает это, как правило, на основе всего нескольких признаков (например, цвета, формы, величины и некоторых других). Кроме того, как уже говорилось выше, выделение этих признаков часто носит случайный характер и не опирается на разносторонний анализ объекта. В ходе обучения приему сравнения (задания 1, 2, 3) ребенок должен овладеть следующими умениями:

    1.Выделять признаки (свойства) объекта на основании сопоставления его с другим объектом Дети до 6 лет обычно выделяют в предмете всего 2 - 3 свойства, в то время как их бесконечное множество. Чтобы ребенок смог увидеть это множество свойств, он должен научиться анализировать предмет с разных сторон, сопоставлять этот предмет с другим предметом обладающим иными свойствами. Заранее подбирая предметы для сравнения можно постепенно научить ребенка видеть в них такие свойства, которые ранее были от него скрыты. Вместе с тем хорошо овладеть этим умением - значит научиться не только выделять свойства предмета, но и называть их.

    2.Определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов. Когда ребенок научится выделять свойства, сравнивая один предмет с другим, следует начать формирование умения определять общие и отличительные признаки предметов. В первую очередь нужно обучить умению проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия. Затем следует перейти к общим свойствам. При этом сначала важно научить ребенка видеть общие свойства у двух предметов, а потом у нескольких.

    3.Отличать существенные и несущественные признаки (свойства) объекта, когда существенные свойства заданы или легко находимы.

    После того как ребенок научится выделять в предметах общие и отличитель- ные свойства, можно сделать следующий шаг: научить его отличать существенные, важные свойства от несущественных, второстепенных.

    Дошкольникам еще довольно трудно самостоятельно находить существенные признаки объекта, поэтому сначала акцент в обучении нужно сделать на демонстрации отличия существенного признака от несущественного. Для этого лучше использовать задания с наглядным материалом, в которых существенный признак заранее задан или находится как бы " поверхности", чтобы его было легко обнаружить. Например, два разных цветка могут быть похожи 0друг на друга или отличаться очень многими свойствами: цветом, формой, величиной, количеством лепестков. Но у всех цветов остается неизменным одно свойство: давать плод, что и позволяет называть их цветами. Если взять другую часть растения, не имеющую этого свойства (листья, веточки), то ее уже нельзя назвать цветком. Таким образом, если менять "несущественные" свойства, предмет будет относиться по-прежнему к тому же понятию, а если изменить "существенное" свойство, предмет становится другим. Затем можно попробовать показать на простых примерах, как соотносятся между собой понятия "общий" признак и "существенный" признак. Важно обратить внимание ребенка на то, что "общий" признак не всегда является "существенным", но "существенный" - всегда "общим". Например, покажите ребенку два предмета, где "общим", но "несущественным" признаком у них является цвет, а "общим" и "существенным" - форма. Умение находить существенные признаки объектов является одной из важных предпосылок овладения приемом обобщения.

    Приемы обобщения и классификации

    Овладеть приемами обобщения и классификации (задания 4 - 9) в полном объеме дошкольник пока не в состоянии. Ему трудно в этом возрасте освоить необходимые для этого элементы формальной логики. Однако некоторым умениям, необходимым для овладения этими приемами, научить его можно. Например, у него можно сформировать следующие умения:

    "Относить конкретный объект к заданному взрослым классу и, наоборот, конкретизировать заданное взрослым общее понятие через единичные (действие отнесения)."

    Примечание: Чтобы уметь относить конкретный объект к заданному взрослым классу (например, тарелку - к классу "посуда") или конкретизировать заданное взрослым общее понятие через единичные (например, "игрушки" - это пирамидка, машинка, кукла), дети должны знать обобщающие слова, только при этом условии возможно осуществление обобщения и и последующей классификации. С такими словами они знакомятся обычно в процессе общения со взрослыми - в беседах, при чтении детской литературы, при выполнении разнообразных поручений, а также непосредственно в игровой деятельности. Вместе с тем более эффективными являются специально организованные занятия, в которых детям даются обобщенные названия, соответсвующие их уровню знаний и жизненных представлений. Обратите внимание, что наиболее трудными для дошкольников являются следующие обобщающие слова:

    насекомые

    инструменты

    транспорт

    Поскольку пассивный словарь ребенка шире его активного словаря, ребенок может понимать эти слова, но не употреблять в своей речи.

    "Группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (это действия обобщения и значения)".

    Развитие этого умения обычно проходит несколько этапов.

    Этап 1. Сначала ребенок объединяет предметы в одну группу, но

    назвать образованную группу не может, т.к. недостаточно хорошо осознает общие признаки этих предметов.

    Этап 2. Затем ребенок уже делает попытки обозначить сгруппированные предметы, но вместо родового слова использует название одного из предметов группы (черешня, вишня, клубника - "черешни") или указывает на действие, которое может производить предмет или можно производить с предметом (кровать, стул, кресло - сидеть).

    Основная проблема данного этапа - неумение выделять общие признаки и обозначать их обобщающим словом.

    Этап 3. Теперь ребенок уже употребляет обобщенное название для обозначения группы как целого. Однако, как и на предыдущем этапе, называние группы обобщающим словом следует только после реально выполненной группировки предметов.

    Этап 4. Этот этап является заключительным и наиболее важным. На этом этапе ребенок еще до осуществления группировки предметов

    может обозначить их родовым понятием. Овладение опережающим словесным обобщением способствует развитию умения осуществлять группировку в уме.

    Прием "Смысловое соотнесение"

    Когда ребенок научается сравнивать, соотносить предметы по их внешним признакам, например, по форме, цвету, величине, можно переходить к обучению и более сложному интеллектуальному действию соотнесению предметов по смыслу.

    Соотнести предметы по смыслу - значит найти какие-то связи между ними. Лучше, если эти связи основываются на существенных признаках, свойствах предметов и явлений. Однако важно уметь опираться и на второстепенные, менее значимые

    свойства и признаки. Чтобы находить эти связи, нужно сравнивать предметы между собой, обращая внимание на их функции, назначение, другие внутреннии свойства или признаки.

    Сравниваемые предметы могут иметь связи, основанные на разных типах отношений. Например, это могут быть связи, основанныена отношениях типа "часть - целое": колесо - машина, дом -крыша

    1. на сходстве или противоположности функций предметов:

    ручка - карандаш, карандаш - резинка.

    2. на принадлежности к одному роду или виду:

    ложка - вилка, яблоко - груша.

    Возможны другие типы отношений.

    Обучение "смысловому соотнесению" - это обучение умению быстро схватывать (находить) такие отношения.

    Последовательность обучения на этом этапе должна быть следующей:

    1. Смысловое соотнесение двух наглядно представленных предметов

    ("картинка - картинка"). Сначала малыш должен научиться соотносить по смыслу предметы, которые он непосредственно воспринимает. Так ему легче будет анализировать их особенности, определять их назначение и функции. Для этого ребенку предлагаются либо сами предметы, либо их изображения на картинках.

    2. Соотнесение наглядно представленного предмета с предметом, обозначенным словом (картинка - слово).

    Заметьте, что сопоставление предмета, изображенного на картинке, с предметом, представленным в виде слова, является для малыша задачей уже более сложной. Ведь здесь, чтобы справиться с заданием, ребенок должен ясно представить себе предмет, который задан в словесной форме. Этот этап обучения является как бы переходным к развитию умения находить смысловые связи между предметами и явлениями, представленными словесно.

    3. Смысловое соотнесение предметов и явлений, представленных в виде слов (слово - слово).

    Слово может обозначать какой - нибудь предмет, его отдельное свойство, явление природы и многое другое. Сначала следует предлагать задания, в которых ребенку по двум заданным словам нужно найти смысловую связь между конкретными предметами. Затем для сопоставления могут предлагаться все более абстрактные понятия, обозначающие свойства предметов, природные явления и т.п. При этом важно, чтобы понятия эти были знакомы ребенку.

    Таковы некоторые теоретические представления о развитии понятийного мышления. В предлагаемом пособии собраны упражнения для развития понятийного аппарата у дошкольников и учащихся первых классов. Каждое упражнение выполняется по частям, по мере усвоения.

    Игры и упражнения для развития понятийного мышления

    Упражнение 1.

    "АССОЦИАЦИИ "(связи)

    В этом упражнении ребенок должен назвать все знакомые ему слова, связанные с приведенными понятиями.

    (Родителям, по возможности, нужно постараться посетить все названные места вместе с детьми. Это упражнение - своеобразная программа действий.)

    ДОМ

    ДЕТСКИЙ САД

    БОЛЬНИЦА

    БИБЛИОТЕКА

    СТОЛОВАЯ

    ПАРИКМАХЕРСКАЯ

    ХИМЧИСТКА

    ПРАЧЕЧНАЯ

    МЕЛЬНИЦА

    ТЕЛЕГРАФ

    ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

    АЭРОПОРТ

    ТИПОГРАФИЯ

    КЛАДБИЩЕ

    КИНОТЕАТР

    ВЫСТАВКА

    ФИЛАРМОНИЯ

    МАСТЕРСКАЯ

    ГОСТИНИЦА

    ЭЛЕВАТОР

    ТЕХНИКУМ

    ИНСТИТУТ

    ФОТОГРАФИЯ

    Упражнение 2.

    "ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"

    Это одна из самых простых игр на сравнение. Вы с ребенком - "исследователи". Выберите какой-нибудь предмет и начните его изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-нибудь свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Для образца можно использовать следующую схему обследования предмета:

    1.Назовите предмет.

    2.Охарактеризуйте его признаки: форму,

    какой он на ощупь,

    какой он на вкус,

    из чего он сделан,

    похож "на",

    отличается "от"(каких-нибудь других

    предметов)

    3.Для чего нам нужен этот предмет?

    4.Что случится, если уронить его на пол с высоты 1 метр?

    Бросить его в огонь?

    Бросить его в воду?

    Ударить по нему молотком?

    Оставить на улице без присмотра?

    Облить водой?

    Поставить в темное место?

    Оставить греться на солнышке?

    5.Добавляйте другие вопросы по своему усмотрению.

    Упражнение 3.

    "СРАВНЕНИЯ"

    Эта игра направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

    I Найдите сходство

    1.На что по цвету похожи огурец;

    одуванчик?

    2.Что по форме похоже на круг;

    прямоугольник;

    треугольник?

    3.На что по величине похожи карандаш;

    4.На что по материалу похожи тетрадь;

    цветочный горшок,

    II.Найдите отличия (необходимо указать как можно больше признаков или

    свойств отличия).

    1.Чем отличаются морковь и огурец?

    2.Чем отличаются пчела и слон?

    3.Чем отличаются книга и тетрадь?

    4.Чем отличаются вода и молоко?

    5.Чем отличается старый человек от молодого?

    III.Ответьте на вопросы.

    1.На кого больше похожа утка: на гуся или на поросенка? Почему?

    2.На кого больше похожа килька: на щуку или на воробья? Почему?

    3.На кого больше похожа кошка: на собаку или на утку? Почему?

    4.На что больше похожа тетрадь: на книгу или на пенал? Почему?

    5.На что больше похожа ручка: на карандаш или на ранец? Почему?

    IV.Найдите общее (необходимо указать как можно больше признаков или свойств сходства).

    1.Яблоко и груша.

    2.Ворона и воробей.

    3.Диван и кресло.

    4.Кефир и творог.

    5.Куртка и пальто.

    6.Береза и клен.

    7.Ромашка и колокольчик.

    8.Девочка и мальчик.

    9.Гармонь и баян.

    10.Стрекоза и бабочка.

    Упражнение 4

    "ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ"

    Даны четыре слова. Три из них чем-то похожи, у них есть что-то общее, их можно назвать одним словом, а четвертое - от них отличается оно лишнее.

    Угадайте

    какое слово лишнее? Почему?

    Шкаф, кресло, кастрюля, тумбочка.

    Волк, медведь, корова, белка.

    Лошадь, заяц, кошка, собака.

    Бабочка, стрекоза, муха. воробей.

    Клен, дуб, ромашка, береза.

    Апельсин, мандарин, капуста, груша.

    Утро, лето, зима, осень.

    Январь, среда, март, июнь.

    Вторник, зима, среда, пятница.

    Красный, мизинец, зеленый, голубой.

    Петров, Гена, Смирнов, Белов.

    Кукла, мяч, волчок, шашки.

    Прямоугольник, линейка, квадрат, овал.

    А, Б, один, В.

    Рубанок, балалайка, гитара, гармонь.

    Россия, Япония, Москва, Италия.

    Земля, Марс, Петербург, Венера.

    Волга, Дон, Нева, Волгоград.

    Дождь, ветер, снег, град.

    Золото, серебро, железо, кирпич.

    Колбаса, творог, сыр, молоко.

    Батон, булочка, баранка, пирожное.

    Перец, гвоздика, корица, банан.

    Холодильник, пистолет, пылесос, мясорубка.

    Прыжки, бег, плавание, вязание.

    Халва, булочка, камень, яблоко.

    Упражнение 5

    "ПРОДОЛЖИТЕ!" (Вид - вид)

    Красный, ... (желтый, зеленый).

    Сапоги, ... (тапочки, ботинки).

    Диван, ... Тарелка, ...

    Кепка, ... Волга, ...

    Москва, .. . Кошка, ...

    Грач, ... Тюльпан, ...

    Зима, ... Вторник, ...

    "Колобок", ... Пистолет, ...

    Футбол, ... Мизинец, ...

    Тигр, ... Береза, ...

    Малина, … Пенал, ...

    Январь, ... Автобус, …

    "Жигули", … Квадрат, …

    Упражнение 6.

    "ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?" (Род - вид)

    Упражнение развивает способность к конкретизации понятий. Ниже даны родовые понятия. Ребенку необходимо назвать как можно больше видовых понятий (для детей пяти лет - 3, для шести-семи лет - не менее 5). Если ребенок затрудняется, ему нужно помочь усвоить неизвестное понятие. Он лучше поймет и запомнит слово, если увидит предмет, потрогает его, ощутит его запах, услышит его звучание (конечно, если это возможно).

    Существует вариант этой игры, который дает возможность развивать не только способность к конкретизации понятий, но и координацию движений. Ведущий задает малышу (если занятие проводится в группе детей, то по очереди каждому ребенку) общее название, понятие, для которого надо назвать слова более частные, к нему относящиеся. Например, попросите ребенка назвать 5 названий растений.

    Проговаривая каждое название, он должен одной рукой бить мяч об землю:"Я знаю пять названий растений: ромашка - раз, одуванчик - два, роза - три, гвоздика - четыре, тюльпан - пять". Количество таких слов можно и не ограничивать, тогда ребенок должен назвать их как можно больше.

    Задания выполняются постепенно, это программа работы с ребенком на длительное время. домашние животные (коза, корова, кошка...).

    дикие животные,

    насекомые,

    кустарники,

    время суток,

    головные уборы,

    украшения,

    пальцы (назвать все),

    времена года,

    дни недели,

    инструменты

    музыкальные инструменты,

    транспорт,

    государства,

    виды спорта,

    школьные принадлежности,

    геометрические фигуры,

    лекарства.

    продукты питания,

    молочные продукты,

    мясные продукты,

    хлебо-булочные изделия,

    кондитерские изделия,

    пряности,

    строительные материалы,

    бытовые приборы,

    сельскохозяйственные машины,

    породы собак,

    военная техника,

    марки автомобилей

    Упражнение 7.

    "НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ" (вид-род)

    Вы называете три слова, относящиеся к одной группе, а ребенок должен назвать их одним обобщающим понятием (правильный ответ указан в скобках).Совсем необязательно, чтобы обобщающим было только одно слово. Очень часто обобщающие понятия состоят из двух слов, и чем точнее ребенок подберет обобщающее понятие, тем лучше. Эту игру можно проводить и в группе детей. Для этого достаточно ввести только одно правило: обобщающее слово нужно назвать как можно быстрее; выигрывает тот, кто сделает это первым.

    Назовите одним словом (в некоторых случаях необходимо использовать два слова).

    Волк, заяц, лиса……………… (дикие животные).

    Корова, овца, собака...

    Воробей, ворона, синица...

    Муха, бабочка, жук...

    Дуб, береза, сосна...

    Ромашка, колокольчик, астра...

    Помидор, огурец, морковь...

    Яблоко, груша, апельсин...

    Клубника, земляника, малина...

    Орешник, сирень, смородина...

    Опята, лисички, подберезовики...

    Лето, зима, осень...

    Январь, февраль, март...

    Понедельник, вторник, среда...

    Утро, день, вечер...

    Ложка, тарелка, сковорода...

    Платье, брюки, куртка...

    Бусы, серьги, брошь...

    Автобус, троллейбус, самолет...

    Круг, квадрат, треугольник...

    Кепка, шляпа, шапка...

    Дождь, град, роса...

    Тетрадь, линейка, ранец...

    Железо, медь, серебро...

    Пшено, рис, гречка...

    Сметана, творог, кефир...

    Мясорубка, пылесос, кофемолка...

    Пианино, баян, гитара...

    Автомат, винтовка, пистолет...

    Россия. Китай, Германия...

    Вафля, печенье, конфеты...

    Петрушка, перец, лавровый лист...

    Шелк. ситец, шерсть...

    Шашки, шахматы, домино...

    Песок, цемент, щебень...

    Йод, аспирин, горчичник...

    Бульдог, пудель, болонка...

    Танк, бронетранспортер, военный самолет...

    Комбайн, трактор, сенокосилка...

    Упражнение 8.

    "ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ"

    1.Назовите по порядку:

    а) числа от 1 до 10 (20);

    б) буквы алфавита:

    в) времена года;

    г) части суток;

    д) дни недели;

    е) названия месяцев;

    ж) порядковые числительные (первый,...);

    з) падежи;

    и) цвета радуги.

    2.Что пропущено?

    б) а, б, г, д, е;

    в) лето, осень, весна;

    г) день, ночь, утро;

    д) январь, февраль, апрель;

    е) понедельник, вторник, четверг;

    ж) первый, второй, третий, пятый;

    з) именительный, дательный, винительный, творительный,

    предложный;

    и) красный, оранжевый, желтый, голубой, синий, фиолетовый.

    3.Что находится между:

    б) "г" и "е";

    в) летом и зимой;

    г) вечером и утром;

    д) октябрем и декабрем;

    е) субботой и понедельником;

    ж) пятым и седьмым;

    з) дательным и творительным?

    4.Что находится (следует):

    перед цифрой "5", после цифры "5";

    перед буквой "г", после буквы "г";

    перед весной, после весны;

    перед маем, после мая;

    перед четвергом, после четверга;

    перед утром, после утра;

    в радуге перед зеленым цветом, после зеленого?

    Упражнение 9

    "ПРОДОЛЖИТЕ!" (Часть - целое)

    Окно, крыша, стена, дверь - это части дома.

    Лапы, усики, ...

    Перья, клюв, ... Жабры, плавник, …

    Ствол, корень, ... Рукава, карманы, …

    Голова, руки, ... Крылья, кабина, …

    Педали, руль, ... Мотор, колеса, ...

    Упражнение 10.

    (часть-целое)

    Необходимо назвать части, которые составляют целое.

    Например: Стул состоит из спинки, сиденья, ножек.

    Ботинок...

    Телевизор...

    Человек...

    Упражнение 11.

    Необходимо назвать целое, частью которого являются...

    Например: страница это часть книги.

    страница -...?

    шляпка- это часть …?

    нос- это часть …?

    сердце- это часть …?

    колесо- это часть …?

    рукав- это часть …?

    пуговица- это часть …?

    дверца- это часть …?

    крышка-это часть …?

    ножка- это часть …?

    лапа- это часть …?

    усы- это часть …?

    рога- это часть …?

    ручка-это часть …?

    крыло- это часть …?

    перо- это часть …?

    хвост- это часть …?

    чешуя- это часть …?

    лепесток- это часть …?

    ветка- это часть …?

    стержень- это часть …?

    каблук- это часть …?

    пояс- это часть …?

    подошва- это часть …?

    перила- это часть …?

    шнурок- это часть …?

    спинка- это часть …?

    Упражнение 12.

    ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

    1.Днем - светло, ночью -...

    Сахар - сладкий, соль -...

    Перец - горький, конфета - ...

    Зимой - холодно, летом -...

    Дом - большой, избушка -...

    Медведь - сильный, заяц -...

    Перышко - легкое, камень -...

    Ребенок - низкий, взрослый -...

    Внук - молодой, бабушка - ...

    Заяц - дикий, кошка -...

    Лиса -двигается быстро, черепаха -...

    Баба Яга - безобразная, Дюймовочка -...

    Есть овощи - полезно, есть снег -....

    2.Назовите противоположные по значению слова (антонимы).

    сходство

    трусливый

    ласковый

    говорить

    молодеть

    разрушать

    Упражнение 13.

    АНАЛОГИИ

    Два первых слова в задании находятся в определенной связи. Назовите четвертое слово, которое относится к третьему так же, как второе - к первому.

    I. 1. Ложка: есть, нож: ... (резать).

    2.Пила: пилить, топор: ...

    3.Грабли: сгребать, лопата: ...

    4.Тетрадь: писать, книга: ...

    5.Линейка: измерять, ластик: ...

    6. Червяк: ползать, муха: ...

    7.Игла: шить, ножницы: ...

    8.Песня: петь, танец: ...

    9.Собака: лаять, кошка: ...

    10.Лошадь: ржать, корова: ...

    11.Оса: жужжать, шея: ...

    12.Воробей: чирикать, ворона: ...

    13.Человек: идти, машина: ...

    14.Кровать: спать, стул: ...

    1.5.Глаз: видеть, ухо: ...

    16.Пироги: печь, суп: ...

    17.Рубанок: строгать, молоток: ...

    18.Змея: ползать, птица: ...

    19.Лицо: умывать, зубы: ...

    20.Пылесос: чистить, утюг: ...

    21.Цвет: видеть, звук: ...

    22.Врач: лечить, учитель: ...

    24.Воздух: дышать, вода: ...

    25.Балерина: танцевать, певица: …

    II. 1. Магазин: продукты, аптека: ...

    2. Больница: врач, школа: ...

    3. Холодильник: металл, книга: …

    4. Платье: шелк, окно: ...

    5. Соловей: сад, щука: ...

    6. Лес: охотник, река: ...

    7. Апельсин: фрукт, огурец: ...

    8. Рыба: чешуя, птица: ...

    9. Сирень: кустарник, береза: ...

    10. Человек: рот, птица: ...

    11. Север: юг, утро: ...

    12. Огурец: огород, яблоко: ...

    13. Стол: дерево, игла: ...

    14. Кошка: дом, заяц: ...

    15. Грибы: лес, пшеница: ...

    16. Человек: дом, птица: ...

    17. Перчатка; рука, ботинок: ...

    18. Часы: время, градусник: ...

    19. Учитель: ученик, врач: ...

    20. Пол: ковер, стол: ...

    21. Лошадь: жеребенок, собака: ...

    22. Корова: теленок, овца: ...

    23. Утка: утенок, курица: ...

    24. Муха: паутина, рыба: ...

    25. Мальчик: мужчина, девочка: …

    26. футбол: футболист, хоккей: ...

    28. Посуда: кастрюля, мебель: ...

    29. Дом: комнаты, улей: ...

    30. Хлеб. пекарь, дом: ...

    31.Пальто: пуговица, ботинок: ...

    32.Вода: жажда, пища: ...

    33.Паровоз: вагоны, конь: ...

    34.Teaтp: зритель, библиотека: ...

    35.Корова: молоко, курица: ...

    36.Ячмень: перловка, просо: ...

    37.Стакан: чай, тарелка: ...

    38.Самолет: воздух, пароход: ...

    39.Палец: кольцо, ухо: ...

    40.Нога: туфель, голова: ...

    41.Шифоньер: одежда, сервант: ...

    42.Лето: панама, зима: ...

    43.Толпа; люди, стадо: ...

    44.Человек: нога. кошка: ...

    45.Собака: косточка, кошка: ...

    46.Медведь: мед, заяц: ...

    47.Козел коза. кот: ...

    48.Хлеб: мука, мороженое: ...

    49.Птица: клюв, волк: ...

    Упражнение 14.

    ПОДБЕРИ ПОНЯТИЕ ПОД ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    1.Крупное домашнее животное, которое даст нам молоко.

    2.Дерево, на котором растут сливы.

    3.Учреждение, где готовят и хранят лекарства.

    4.Первый месяц года.

    5.Второй день недели.

    6.Время года, когда поспевают ягоды.

    7.Время суток, когда восходит солнце.

    8.Планета, на которой мы живем.

    9.Инструмент, с помощью которого откру­чивают и закручивают шурупы.

    10.Инструмент, с помощью которого забивают гвозди.

    11.Спальная принадлежность, которую мы кладем под голову.

    12.Электрический прибор для освещения помещения.

    13.Приспособление для защиты от дождя.

    14.Приборы для измерения времени.

    15.Пальто, изготовленное из меха.

    16.Старик с большой белой бородой и мешком с подарками, приходящий к

    нам на Новый год.

    17.Сказочный герой, очень худой и костлявый.

    18.Посуда для переноски воды.

    20.Приспособление, которое люди носят на лице для улучшения зрения.

    21.Предмет, которым мы пишем.

    22.Участок земли, где растут овощи.

    23.Человек, который шьет сапоги.

    24.Человек, который чистит трубы.

    25.Сильная электрическая вспышка во время грозы.

    26.Осадки, которые выпадают зимой.

    27.Осадки в виде замерзших горошин.

    29.Игра на клеточном поле с 32 фигурами.

    30.Устройство для приема телевизионных передач.

    Упражнение 15.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

    Дать определение понятию - сложная умственная работа. И все же давайте попытаемся... Вначале дается родовое понятие, а затем определяются видовые отличия. Например, кукла - это игрушка (родовое понятие), похожая на человека (видовое отличие).

    Велосипед - вид транспорта (родовое понятие), колеса которого приводятся в действие ногами с помощью педалей (видовое отличие). Ранец - ученическая сумка, которую носят на спине. Шорты - короткие брюки.

    I.Корова - ... II. Герой- ... III. Мир- ...

    Курица - ... Трус -... Дружба -...

    Утка -... Ябеда - ... Честность - ...

    Собака -.. . Лентяй -... Злоба -...

    Кошка -... Жадина -... Доброта - ...

    Яблоня -... Лгун -... Н ежность -...

    Вишня -... Хвастун -... Красота - ...

    Береза -... Нытик -... Любовь -...

    Лопата -... Тихоня -...

    Пила - ... Копуша -...

    Топор -... Зевака - ...

    Зима -... Зазнайка - ...

    Понедельник - ... Умница -...

    Декабрь -...

    Серьги -...

    Кепка - ...

    Тапочки - ...

    Сапоги - ...

    Кошелек - ...

    При составлении учебно-методического пособия использовалась литература;

    1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.- М., 1998.

    2. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя.- Харьков, 1997.

    3. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье.- М., 1989.

    • Назад
    • Вперёд
    Обновлено: 02.03.2019 15:45

    You have no rights to post comments

    Здравствуйте! По сведениям психолога Людмилы Ясюковой, менее 20% взрослых людей, проживающих на территории нашей страны, не обладают сформированным понятийным мышлением. Это не просто российская статистика: в других развитых странах цифра останется примерно такой же. Подобные данные пугают и настораживают, заставляя задуматься: «Что такое понятийное мышление? Есть ли оно у меня?».

    Конкретно и медленно

    Данный вид мышления ввел Л.С. Выготский, известный советский психолог. Если обобщить его рассуждения, то получится, что этот образ мыслей обладает тремя важнейшими характеристиками:

    • способность видеть суть явления,
    • навык найти причину событий и представить последствия,
    • возможность обращаться с информацией, систематизировать ее, выстраивать полную картину случившегося.

    Лишь те, кто умеет оперировать понятиями, способны адекватно воспринимать реальность, делать грамотные выводы. Остальные могут быть лишь иллюзорно считать себя правыми, однако, увы, их планы и прогнозы не реализуются. Тогда они сваливают вину на обстоятельства и помехи, но не признают, что сами ошиблись, интерпретируя ситуацию.

    К сожалению, таких людей сейчас очень много. Когда сталкиваешься с их упрямством, убежденностью в своей правоте, хочется лишь развести руками, вспомнив про горбатого и могилу.

    Хотите проверить себя? Попробуйте ответить на следующие вопросы

    1. Представим следующий ряд: ласточка, голубь, птица, снегирь, пингвин. Кто из них лишний?
    2. Один фунт муки стоит тридцать рублей. Сколько будут стоить две десятикопеечные булочки?
    3. У нас есть два булыжника, четыре ведра воды, пять кошек и четыре кобылы. Чего больше: животных или физических тел?

    Не бывает врожденного понятийного мышления. Ни один человек с ним не рождается. Оно развивается позже на основе наглядно-действенного и наглядно-образного, представляет собой более сложную форму мыслительной деятельности. Достичь глубины, сути явления, правильно проанализировать его – на все это требуется время. Люди с развитым понятийным аппаратом не умеют быстро решать проблему в стрессовой ситуации. Им необходимо разобраться. В этом есть преимущество, но одновременно недостаток данного типа мышления.

    Шанс для понятийного мышления

    Оно начинает формироваться к шести-семи годам, при этом развивается, пока ребенок обучается в школе. Если за это время он не сможет совладать с понятиями, то знания не смогут перейти в личный опыт, так и останутся абстрактными. В таком случае мы получим взрослого с допонятийным мышлением, который плохо умеет обобщать, не отличает причину от следствия. Хотя с этим можно жить. И жить неплохо. Но придется признать, что уровень интеллектуального развития не будет на высоте.

    Невозможно представить себе ученого, математика, философа, не обладающего хорошим понятийным аппаратом. Все научные изыскания тогда сведутся к нулю эффективности или к общему популярному знанию.

    Движущей силой формирования понятийного мышления является практическая деятельность. Поскольку само мышление остается теоретическим (все операции происходят без привлечения органов чувств ), то ему необходимо проверить себя в реальной жизни. Лучшим способом для этого становится контролируемый эксперимент. Для чего нужен контроль? Цель мышления – выяснить суть взаимоотношений между предметами, поэтому для чистоты исследования необходимо менять факторы, влияющие на явление, замечать произведенные изменения.

    Самым доступным видом эксперимента для ребенка является игра. Именно она развивает мышление, открывая связь между целью и средством. Необходимо учитывать, что готовое теоретическое знание ребенок не сможет глубоко усвоить. Важно, чтобы он сам пришел к нужному решению самостоятельно, методом проб и ошибок. Он будет трансформировать объекты, пытаться их группировать. Например, только сам переливая воду из двух одинаковых стаканов в два разных по объему, он сможет понять, что количество воды, несмотря на видимость, не изменяется.

    Отличное упражнение, которое можно выполнять совместно с ребенком – это «Маленький исследователь ». Нужно выбрать любой предмет для изучения. Для начала назовите его. Далее определите основные характеристики: «Какая у него форма? А размер? Сколько он весит? Какого он цвета? Есть ли у него вкус? А запах? Какой он на ощупь? Какие предметы похожи на него? А какие совсем не похожи?».

    После того, как собрали эту информацию, необходимо назвать его цель: «Для чего он нужен?»

    Затем самое интересное: непосредственно экспериментальное. Выясните опытным путем, что случится с объектом исследования, если его:

    • сбросить с высоты (хотя бы 1 метра)?
    • окунуть в воду?
    • обжечь огнем?
    • подвергнуть удару тяжелым предметом?
    • забыть на улице?
    • положить в холодильник?
    • оставить на солнце? и др.

    Пункты можно добавлять до бесконечности, зависимо от того, насколько вы увлеклись познанием.

    Это упражнение не только развивает способности ребенка к понятийному мышлению, но является также отличным совместным развлечением, которое сближает.

    Общаемся «по понятиям»

    Начиная с более простого мышления образами человек переходит к более совершенному: оперированию понятиями, всегда выраженными словами. Почему слово более универсально, чем образ? Представления у всех людей разные, на их основе невозможно прийти к хорошему уровню взаимопонимания. Поэтому нам так сложно общаться с маленькими детьми: мы стоим на разных ступенях развития.

    Для взрослых людей понятия являются своеобразными мостиками для общения, которые облегчают понимание. Они выделяют существенные связи объектов, получают возможность преодолеть частную систему ориентаций с помощью логических операций: движение от общего к частному с применением анализа и синтеза, методов индукции и дедукции, обобщая или систематизируя, сравнивая либо противопоставляя.

    Именно благодаря понятийному мышлению мы имеем возможность строить логичные высказывания по типу: тезис – его доказательство – заключение вывода.

    Таким образом, мы можем убедиться в том, что способность мыслить с помощью понятий необходима не только людям науки, но всем, кому важно донести свое мнение до других. Для любой успешной работы пригодится умение фильтровать информацию, вычленяя главные мысли, отбрасывая ненужные, строить причинно-следственные цепочки не по принципу: «Дождь идет, потому что деревья мокрые».

    Желаю вам хороших занятий наукой. Именно они помогут развить умение правильно пользоваться понятиями, строить грамотные суждения.

    Ответы на вопросы в статье:

    1. Лишней будет птица, поскольку это обобщающее понятие. Многие называют почему-то пингвина, мотивируя тем, что он большой.
    2. Не обращайте внимание на фунт муки – это ненужная информация. Две булочки стоят 10 копеек.
    3. Конечно, физических тел, ведь животные к ним тоже относятся.

    С уважением, Александр Фадеев.

    Добавь в закладки: https://сайт

    Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

    Понятийное мышление использует понятия и логические конструкции. В своем развитии мышление человека проходит несколько стадий, и понятийное является самой поздней из них. Перед ним у человека появляется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В эволюции человечества в целом понятийное мышление тоже возникло последним. Его развитию способствует накопление практического наглядно-чувственного опыта.

    До начала развития понятийного мышления для ребенка характерен эгоцентризм, он не может взглянуть на события глазами других людей, встать на их место. Постепенно в сознание ребенка прочно входят четкие понятия, и тогда мышление начинает работать по-другому. Эти понятия вводятся в основном в ходе школьного обучения. Весь мир ребенка уже не сфокусирован вокруг него, активно развивается логическое мышление. Таким образом, происходит переход от образов к понятиям, обозначенным словом.

    Развитое понятийное мышление не заслоняет наглядно-действенное и наглядно-образное. Оно способствует их усовершенствованию и развитию. Способность мыслить логически и отвлеченно не отменяет практические навыки. Более того, некоторые профессии делают упор именно на более ранних, практических видах мышления. Это относится к техническим профессиям. А у писателей, например, лучше всего развито наглядно-образное мышление.

    Есть люди, которые практически не пользуются понятийным мышлением, опираясь на житейский опыт. Для научной сферы же оно обязательно должно быть развитым. От него немало зависит уровень интеллекта, в житейской психологии понятийное мышление нередко приравнивают к уму.

    Операции понятийного мышления

    Понятийное мышление пользуется многими операциями. Вот основные из них. Анализ – расчленение общего на части и признаки. Синтез – обобщение частей в целое. Сравнение – сопоставление предметов или явлений. Абстрагирование – выделение важных признаков и отвлечение от несущественных. Способность к абстрагированию появляется в старшем школьном возрасте.

    Обобщение – объединение понятий в одну категорию. Систематизация – отнесение категорий к одной системе. Конкретизация – переход от обобщенного знания к конкретному случаю. Суждение – способность понять связь между предметами и явлениями. Умозаключение – на основе нескольких суждений делается вывод. Также формируется способность выводить причинно-следственную связь, иметь представление о целях и средствах.

    Допонятийное мышление характеризуется эгоцентризмом, неспособностью ребенка посмотреть на происходящее и себя с точки зрения других людей, что наглядно иллюстрирует эксперимент Пиаже с макетом из трех гор . Понятийное мышление не просто вплетает в сознание ребенка твердые понятия с четкими границами, понятийное мышление начинает работать уже по другим, более сложным и качественным стандартам. А именно, оно уже способно к децентрации, может пользоваться обратимыми операциями, чувствительно к противоречию, правильно формирует логические классы, не впадая в синкретизм (тенденция свя-зывать все со всем) и трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), согласовывая объем и содержание , имея представление о сохранении количества , в целом о тождественности изменяющегося объекта.

    Развиваясь, понятийное мышление не отменяет наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а дополняет и развивает их. Если человек стал отлично разбираться "в высоких материях", это вовсе не значит, что он стал будет хуже разбираться в вопросах практического плана. Чаще у человека развивается тот тип мышления, который связан с его жизнью и деятельностью: у техников, инженеров и конструкторов лучше развито наглядно-действенное мышление, у писателей - наглядно-образное и сценарийное мышление, и т.д.

    Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, Н.А Менчинская, Р,Г. Натадзе, Д.Б, Эльконин и др.). В их исследованиях детально прослеживается, какие именно признаки понятий, в какой последовательности, при каких условиях усваиваются учащимися. В конце школьного обучения у детей формируется, в той или иной степени, система понятий. Ученики начинают успешно оперировать не только отдельными понятиями (например, "удельный вес", "млекопитающие", "сюрреализм"), но и целыми классами или системами понятий (например, система математических понятий).

    Всем ли, и насколько нужно людям понятийное мышление? Есть много успешных по жизни людей, которые не очень владеют понятийным мышлением и не часто к нему обращаются, им хватает более простых форм мышления и просто житейской сообразительности. Однако, если человек планирует хоть как-то идти в науку, понятийное мышление становится обязательным. С другой стороны, освоение новых понятий и логических конструкций прекрасно тренирует мозги и полезно школьникам и студентам для общего интеллектуального развития. От этого просто умнеют.

    Понятийное мышление использует богатый арсенал мыслительных операций, среди которых только для начала можно выделить следующие:

    Анализ - расчленение общего на составные части и отдельные признаки. Например. куб состоит из граней. Каждая грань - это квадрат. Каждый квадрат - это четыре одинаковые по длине линии, каждая из которых заканчивается в начале следующей и соединяются под прямым углом. Каждая линия - это совокупность точек, каждая точка…

    Синтез - обобщение отдельных частей в общее целое. Точки объединяются - получается линия. Линии соединили - вышел квадрат, соединили квадраты - получился куб...

    Сравнение - сопоставление нескольких предметов или событий между собой. Круг не похож на квадрат, у него нет углов. Три волоса на голове - мало, три волоса в супе - ужасно.

    Абстрагирование - выделение одних признаков и отвлечение от несущественных понятий. Если мы бежим на отходящий поезд, вполне можно абстрагироваться от ветра и дождя. Нам не до этого.

    Обобщение - это объединение разных понятий в одну категорию. Машина и паровоз - средства передвижения. Книги и тетради - канцтовары.

    Систематизация - объединение категорий в одну систему. В биологии все делится на царства, внутри царств выделяются типы, внутри типов - классы, внутри классов - отряды, внутри отрядов - семейства.

    Другие важные мыслительные операции, обязательные для понятийного мышление, это представление "причина - следствие", "цели - средства", "тезис - обоснование - вывод". Чем более развито у вас мышление , в первую очередь понятийное мышление, тем в большей степени вы являетесь человеком разумным, тем легче вас понимают люди и тем успешнее вы справляетесь с жизненными задачами.