• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Главный герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов, ища правду жизни, много путается, ошибается, страдает, потому что ни в одной из противоборствующих сторон не находит той нрав-ственной правды, к которой он стремится.

    Григорий верен казачьим традициям, внушаемым ему с самого рождения. Но при этом он отдается во власть буйной страсти, способной нарушить общепри-нятые нормы и правила. Ни грозный отец, ни грязные слухи и насмешки не в силах остановить Григория в его страстном порыве.

    Мелехова отличает удивительная способность лю-бить. Невольно при этом он причиняет боль близким людям. Григорий и сам мучается, страдает не меньше, чем Наталья, Аксинья, родители. Герой оказывается словно между двумя полюсами: любовью-долгом и любовью-страстью. Совершая дурные с точки зрения общественной морали поступки и встречаясь с замуж-ней женщиной, Григорий остается до конца честным и искренним. «И жалко тебя,— говорит он Наталье,— кубыть, за эти деньки и сроднились, а нету на сердце ничего... Пусто».

    Бурные исторические события закрутили Григо-рия в своем вихре. Но чем больше он углубляется в во-енные действия, тем больше его тянет к земле, к труду. Ему часто снится степь. Сердцем он всегда с люби-мой, далекой женщиной, с родным хутором, куренем.

    Новый поворот в истории возвращает Мелехова к земле, к любимой, к семье. Григорий встречается с до-мом, с хутором после долгой разлуки. Лоно семьи воз-вращает его в мир пошатнувшихся привычных пред-ставлений о смысле жизни, о казачьем долге.

    Воюя, «крепко берег Григорий казачью честь, ло-вил случай выказать беззаветную храбрость, риско-вал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к авст-рийцам, снимал без крови заставы». Со временем ге-рой меняется. Он чувствует, что «ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело...». Меняется и первоначальный портрет Григория: «... ввалились у него глаза и остро торчат скулы».

    Трагический переворот, расколовший мир казаков на своих и чужих, ставит перед Григорием множест-венные трудные и острые вопросы. Герой стоит перед выбором. Куда идти? С кем? Для чего? Где правда? Мелехов на своем пути поиска сталкивается с разны-ми людьми, у каждого из которых своя точка зрения на происходящее. Так сотник Ефим Изварин не верит во всеобщее равенство, декларируемое большевика-ми, он убежден в особой судьбе и предназначении ка-зачества и выступает за самостоятельную, автоном-ную жизнь Донской области. Он сепаратист. Григо-рий, вникая в суть его речей, пытается с ним спорить, но он малограмотен и проигрывает в споре с хорошо образованным сотником, умеющим последовательно и логично излагать ход своих мыслей. «Изварин лег-ко разбивал его в словесных боях»,— сообщает автор, а потому Григорий попадает под сильное влияние изваринских идей.

    Иные истины внушает Мелехову Подтелков, счи-тающий, что у казаков общие интересы со всеми русскими крестьянами и рабочими, со всем пролетариа-том. Подтелков убежден в необходимости выборной народной власти. Он настолько грамотно, убедитель-но и горячо говорит о своих идеях, что это заставляет Григория прислушаться к нему и даже поверить. По-сле разговора с Подтелковым герой «мучительно ста-рался разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить». В Григории, человеке малограмот-ном и политически неподкованном, несмотря на раз-ные внушения, все же активно пульсирует стремле-ние найти свою правду, свое место в жизни, то, чему действительно стоит служить. Окружающие предла-гают ему разные пути, но Григорий твердо отвечает им: «Сам ищу входа».

    Наступает момент, когда Мелехов всей душой ста-новится на сторону нового строя. Но этот строй своей жестокостью к казакам, несправедливостью вновь толкает Григория на тропу войны. Мелехова шокиру-ет поведение Чернецова и Подтелкова в сцене распра-вы над чернецовцами. Оно горит слепой ненавистью и враждой. Григорий, в отличие от них, пытается защи-тить безоружного врага от беспощадной кровавой рас-правы. Не за неприятеля вступается Григорий — в ка-ждом из врагов он видит прежде всего человека.

    Но на войне как на войне. Усталость и озлобление ведут героя к жестокости. Об этом красноречиво гово-рит эпизод убийства матросов. Однако Григорию не-легко дается такая бесчеловечность. Именно после этой сцены Мелехов испытывает глубокие мучения от осознания страшной истины: он далеко ушел от того, для чего был рожден и за что сражался. «Неправиль-ный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый»,— понимает он.

    Неотступной истиной, непоколебимой ценно-стью всегда остается для героя родное гнездо. В са-мые тяжелые жизненные моменты он обращается к мыслям о доме, о родной природе, о труде. Эти вос-поминания дают Григорию ощущение гармонии и душевного покоя.

    Григорий становится одним из руководителей Вешенского восстания. Это новый виток в его пути. Но постепенно он разочаровывается и понимает, что вос-стание не принесло ожидаемых результатов: от белых казачество страдает так же, как до этого страдало оно от красных. Сытые офицеры — дворяне презрительно и надменно относятся к рядовому казаку и мечтают лишь достичь успеха с его помощью в новых своих по-ходах; казачество — лишь надежное средство в дости-жении их целей. Возмутительно для Григория хам-ское отношение к нему генерала Фицхелаурова, нена-вистны и отвратительны иностранные оккупанты.

    Мучительно перенося все происходящее в стране, Мелехов тем не менее отказывается от эвакуации. «Какая бы ни была мать, а она родней чужой»,— рас-суждает он. И такая позиция заслуживает всяческого уважения.

    Очередным переходным этапом, спасением для Григория снова становится возврат к земле, к Акси-нье, к детям. Он неожиданно проникается необыкно-венным теплом и любовью к детям, осознает, что в них смысл его существования. Привычный уклад жизни, обстановка родного дома порождают в герое стремление уйти от борьбы. Григорий, пройдя долгий и трудный путь, теряет веру и в белых, и в красных. Дом и семья — подлинные ценности, настоящая опо-ра. Насилие, многократно виденное и познанное, вы-зывает в нем отвращение. Не раз совершает он благо-родные поступки под воздействием ненависти к нему. Григорий отпускает из тюрьмы родственников крас-ных казаков, загоняет до смерти лошадь, чтобы ус-петь спасти от гибели Ивана Алексеевича и Мишку Кошевого, уходит с площади, не желая быть свидете-лем казни подтелковцев.

    Скорый на расправу и неоправданно жестокий, Мишка Кошевой толкает Григория на побег из дома. Он вынужден скитаться по хуторам и в результате примыкает к банде Фомина. Любовь к жизни, к детям не дает Григорию сдаться. Он понимает, что в случае бездействия его ждет расстрел. У Мелехова нет выхо-да, и он присоединяется к банде. Начинается новый этап духовных исканий Григория.

    Немногое остается у Григория к концу романа. Дети, родная земля и любовь к Аксинье. Но героя ждут новые потери. Глубоко и тяжко переживает он гибель любимой женщины, однако находит силы ис-кать себя дальше: «Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла ка-кую-то ценность для него и для других».

    Григорий большую часть жизни проводит в плену разрывающей мир ненависти, смерти, ожесточаясь и впадая в отчаяние. Останавливаясь на пути, он с от-вращением обнаруживает, что ненавидя насилие, не-сет смерть. Он глава и опора семьи, но ему некогда быть дома, среди любящих его людей.

    Все попытки героя найти себя — это путь хождения по мукам. Мелехов идет вперед с открытым всему, «разворошенным» сердцем. Он ищет цельности, под-линных и неоспоримых истин, во всем хочет дойти до самой сути. Искания его страстны, душа горит. Его мучит неутоленный нравственный голод. Григорий жаждет самоопределения, он не лишен при этом само-осуждения. Корень ошибок Мелехов ищет в том числе и в себе самом, в своих деяниях. Но о прошедшем че-рез многие тернии герое можно с уверенностью ска-зать, что его душа, вопреки всему, жива, она не загублена тяжелейшими жизненными обстоятельствами. Свидетельство этого — стремление Григория к миру, к покою, к земле, желание вернуться домой. Не дож-давшись амнистии, возвращается Мелехов домой. Им владеет единственное желание — желание покоя. Его цель — растить своего сына, щедрую награду за все жизненные муки. Мишатка — надежда Григория на будущее, в нем возможность продолжения рода Меле-ховых. Эти мысли Григория — подтверждение того, что он надломлен войной, но не сломлен ею.

    Путь Григория Мелехова к правде — это трагиче-ский путь скитаний человека, обретений, ошибок и потерь, свидетельство тесной связи личности и исто-рии. Этот сложный путь был пройден русским наро-дом в XX веке.

    Критик Ю. Лукин писал о романе: «Значение фигу-ры Григория Мелехова... расширяется, выходя за рамки и специфику казачьей среды Дона 1921 года и вырастает до типического образа человека, не нашед-шего своего пути в годы революции».

    Урок 4

    Тема: Трагедия гражданской войны на страницах романа М.А.Шолохова

    «Тихий Дон»

    Цель урока: показать гражданское мужество Шолохова, который одним из первых русских писателей XX века рассказал настоящую правду о гражданской войне как величайшей трагедии, имевшей тяжелые последствия для всего народа; понять глубинный замысел «Тихого Дона»; определить авторскую позицию по ключевым проблемам романа; доказать, что любая гражданская война - величайшая трагедия, имеющая тяжелые последствия как для отдельного человека, так и для всего народа.

    Оборудование: портрет М.Шолохова, иллюстрации, раздаточный материал.

    Методические приемы: рассказ, анализ эпизодов, аналитическая беседа, работа в группах.

    И сказал Господь Каину:

    Где Авель, брат твой?

    Ход урока

    Слово учителя

    Долгое время в советской литературе гражданская война была окутана ореолом великого подвига и революционной романтики. Шолохов одним из первых советских писателей заговорил о гражданской войне, как о величайшей народной трагедии, имевшей тяжкие последствия для страны.

    Почему создание и публикацию романа «Тихий Дон» можно назвать литературным подвигом Шолохова?

    (Роман «Тихий Дон» печатался на протяжении двенадцати лет (с 1928 по 1940 гг.). И все это время Шолохов испытывал огромное давление - от редакторов всех степеней до критиков, так или иначе выражавших позицию властей. Выдержать это давление можно было, только глубоко сроднившись с замыслом вещи, все более и более отличавшейся от других произведений советской литературы и все более угрожавшей благополучию автора, вплоть до ареста и судебного преследования. Довести до конца такой замысел уже само по себе было литературным подвигом…)

    Почему в «Тихом Доне» характеры большевиков менее привлекательны, чем характеры казаков?

    (Шолохов в своем романе шел от правды жизни. Когда он создавал характеры того же Подтелкова или Мишки Кошевого, он рисовал их не как неких «идеальных героев», а как людей, еще только нащупывающих новый жизненный путь. На каждом из них лежит своя доля вины и ответственности перед народом - бо́льшая у Штокмана и Мишки Кошевого, меньшая - у Ивана Алексеевича. За сложностью отношения Шолохова к этим фигурам - сложность его отношения к революции и Гражданской войне, которое изначально не было однозначным).

    Согласитесь ли вы с утверждением Шолохова, что гражданская война не закончилась в 1920 году?

    Гражданская война…помимо всего прочего, тем пакостна, что ни победы, ни победителей в ней не бывает...», - говорил Шолохов.

    Ведь беды Гражданской войны на Дону для Шолохова - не абстракция, но горький личный опыт, который плугом прошел и через их большую семью. Трое двоюродных братьев Шолохова - Иван, Валентин и Владимир Сергины - погибли в Гражданскую войну. Он рос вместе с ними на хуторе Кружилине, куда сестра Александра Михайловича Шолохова, Ольга Михайловна Сергина, после смерти мужа переехала со своими четырьмя детьми и поселилась в одном курене с Шолоховым. Гибель братьев не могла глубоко не затронуть писателя.

    По мысли писателя, Гражданская война, которая принесла людям столько горя и бед, не кончилась и в 1920 году. После «замирения» «прибрели потом к своим разбитым куреням да порушенным семьям все, кто уцелел. И победители, и побежденные». И началась мирная жизнь: «Из ворот в ворота живут, из одного колодца воду пьют, по скольку раз на день глаза друг другу мозолят... Каково? Хватает воображения? Тут, по-моему, и самого небогатого хватит, чтобы мороз по коже продрал». Этот раскол, который принесла война, продолжался долгие годы, питая взаимную ненависть и подозрительность…

    «Когда там по вашим учебникам гражданская война закончилась? В 20-м? Нет, милый мой, она и сейчас еще идет. Средства только иные. И не думай, что скоро кончится»…)

    Вывод: Эта характеристика Шолоховым времени революции и Гражданской войны на самом исходе его жизни помогает лучше Горькие слова Шолохова о разломе в жизни народа, определившем его беды и страдания на многие десятилетия, выявляют самую суть этого великого произведения, призывавшего народ к национальному единству.

    События гражданской войны на Дону, отраженные на страницах романа М.Шолохова «Тихий Дон» (исторический комментарий)

    В конце 1917 - начале 1918 года казачьи «правительства» Дона и Кубани под руководством атаманов А. М. Каледина и А. П. Филимонова заявили о непризнании Советского правительства и начали войну против Советской власти. Тогда Советское правительство для борьбы с ними направило из центральных губерний России красногвардейские отряды и отряды балтийских матросов, объединив их на Дону под общим командованием известного большевика В. А. Антонова-Овсеенко. Боевые действия на этом этапе Гражданской войны велись с обеих сторон главным образом вдоль железных дорог немногочисленными отдельными отрядами (от нескольких сот до нескольких тысяч человек) и получили название «эшелонной войны». Красногвардейские отряды Р. Ф. Сиверса, Ю. В. Саблина и Г. К. Петрова в январе 1918 выбили части генерала Каледина и белогвардейской Добровольческой армии из северной части Донской области. Съезд Донского фронтового казачества в станице Каменской 10-11 (23-24) января 1918 образовал Донревком во главе с Ф. Г. Подтёлковым и М. В. Кривошлыковым и сформировал революционные казачьи отряды, которые через несколько дней разгромили офицерский добровольческий отряд есаула В.М.Чернецова. Чернецов и более 40 офицеров, попавших в плен, по приказу Ф.Г.Подтелкова были казнены без суда и следствия. 24 февраля красногвардейские отряды заняли Ростов, 25 февраля - Новочеркасск. Генерал Каледин застрелился, а остатки его войск бежали в Сальские степи. Добровольческая армия (3-4 тыс. чел.) отступила с боями на территорию Кубани…

    Анализ эпизода «Сцена расправы над чернецовцами» (ч.5, гл.12)

    (Просмотр кинофрагментов х/ф «Тихий Дон» (2-я серия)

    Покручивая вахмистерские, торчмя поднятые усы, Голубов хрипато крикнул:

    Мелехов, молодец! Да ты ранен, никак? Черт возьми! Кость цела? - и,

    не дожидаясь ответа, заулыбался: - Наголову! Наголову разнесли!..

    Офицерский отряд так распылили, что не собрать. Набилось им в хвост!

    Григорий попросил покурить. По всему полю стекались казаки и

    красногвардейцы. От далеко черневшей впереди толпы рысил верховой казак.

    Сорок человек взяли, Голубов!.. - крикнул он издали. - Сорок офицеров

    и самого Чернецова.

    Врешь?! - Голубов испуганно крутнулся в седле и поскакал, нещадно

    рубя плетью высокого белоногого коня.

    Григорий, выждав немного, рысью поехал за ним.

    Густую толпу взятых в плен офицеров сопровождал, кольцом охвативший их,

    конвой в тридцать казаков - 44-го полка и одной из сотен 27-го. Впереди

    всех шел Чернецов. Убегая от преследования, он сбросил полушубок и теперь

    шел в одной легонькой кожаной куртке. Погон на левом плече его был

    оборван. На лице возле левого глаза кровянилась свежая ссадина. Он шел

    быстро, не сбиваясь с ноги. Папаха, надетая набекрень, придавала ему вид

    беспечный и молодецкий. И тени испуга не было на его розовом лице: он,

    видимо, не брился несколько дней - русая поросль золотилась на щеках и

    подбородке. Чернецов сурово и быстро оглядывал подбегавших к нему казаков;

    горькая, ненавидящая складка тенилась между бровей. Он на ходу зажег

    спичку, закурил, стиснув папиросу углом розовых твердых губ.

    В большинстве офицеры были молодые, лишь у нескольких инеем белела

    седина. Один, раненный в ногу, приотставал, его толкал прикладом в спину

    маленький большеголовый и рябой казачок. Почти рядом с Чернецовым шел

    высокий бравый есаул. Двое под руку (один - хорунжий, другой - сотник)

    шли, улыбаясь; за ними, без шапки, курчавый и широкоплечий, шел юнкер. На

    одном была внапашку накинута солдатская шинель с погонами, вшитыми

    насмерть. Еще один шел без шапки, надвинув на черные женски красивые глаза

    красный офицерский башлык; ветер заносил концы башлыка ему на плечи.

    Голубов ехал позади.

    Приотставая, он закричал казакам:

    Слушай сюда!.. За сохранность пленных вы отвечаете по всем строгостям

    военно-революционного времени! Чтобы доставили в штаб в целости!

    Он подозвал одного из конных казаков, набросал, сидя на седле, записку:

    свернув ее, передал казаку:

    Скачи! Отдай это Подтелкову.

    Обращаясь к Григорию, спросил:

    Ты туда поедешь, Мелехов?

    Получив утвердительный ответ, Голубов поравнялся с Григорием, сказал:

    Скажи Подтелкову, что Чернецова я беру на поруки! Понял?.. Ну, так и

    передай. Езжай.

    Григорий, опередив толпу пленных, прискакал в штаб ревкома, стоявший в

    поле неподалеку от какого-то хутора. Возле широкой тавричанской тачанки, с

    обмерзлыми колесами и пулеметом, покрытым зеленым чехлом, ходил Подтелков.

    Тут же, постукивая каблуками, топтались штабные, вестовые, несколько

    офицеров и казаки-ординарцы. Минаев только недавно, как и Подтелков,

    вернулся из цепи. Сидя на козлах, он кусал белый, замерзший хлеб, с

    хрустом жевал.

    Подтелков! - Григорий отъехал в сторону. - Сейчас пригонют пленных.

    Ты читал записку Голубова?

    Подтелков с силой махнул плетью; уронив низко опустившиеся зрачки,

    набрякая кровью, крикнул:

    Плевать мне на Голубова!.. Мало ли ему чего захочется! На поруки ему

    Чернецова, этого разбойника и контрреволюционера?.. Не дам!.. Расстрелять

    их всех - и баста!

    Голубов сказал, что берет его на поруки.

    Не дам!.. Сказано: не дам! Ну, и все! Революционным судом его судить

    и без промедления наказать. Чтоб и другим неповадно было!.. Ты знаешь, -

    уже спокойней проговорил он, остро вглядываясь в приближавшуюся толпу

    пленных, - знаешь, сколько он крови на белый свет выпустил? Море!..

    Сколько он шахтеров перевел?.. - и опять, закипая бешенством, свирепо

    выкатил глаза: - Не дам!..

    Тут орать нечего! - повысил и Григорий голос: у него дрожало все

    внутри, бешенство Подтелкова словно привилось и ему. - Вас тут много

    судей! Ты вот туда пойди! - дрожа ноздрями, указал он назад... - А над

    пленными вас много распорядителей!

    Подтелков отошел, комкая в руках плеть. Издали крикнул:

    Я был там! Не думай, что на тачанке спасался. А ты, Мелехов, помолчи

    возьми-ка!.. Понял?.. Ты с кем гутаришь?.. Так-то!.. Офицерские замашки

    убирай! Ревком судит, а не всякая...

    Григорий тронул к нему коня, прыгнул, забыв про рану, с седла и,

    простреленный болью, упал навзничь... Из раны, обжигая, захлюпала кровь.

    Поднялся он без посторонней помощи, кое-как доковылял до тачанки,

    привалился боком к задней рессоре.

    Подошли пленные. Часть пеших конвойных смешалась с ординарцами и

    казаками, бывшими в охране штаба. Казаки еще не остыли от боя,

    разгоряченно и зло блестели глазами, перекидывались замечаниями о

    подробностях и исходе боя.

    Подтелков, тяжело ступая по проваливающемуся снегу, подошел к пленным.

    Стоявший впереди всех Чернецов глядел на него, презрительно щуря лукавые

    отчаянные глаза; вольно отставив левую ногу, покачивая ею, давил белой

    подковкой верхних зубов прихваченную изнутри розовую губу. Подтелков

    подошел к нему в упор. Он весь дрожал, немигающие глаза его ползали по

    изрытвленному снегу, поднявшись, скрестились с бесстрашным, презирающим

    взглядом Чернецова и обломили его тяжестью ненависти.

    Попался... гад! - клокочущим низким голосом сказал Подтелков и ступил

    шаг назад; щеки его сабельным ударом располосовала кривая улыбка.

    Изменник казачества! Под-лец! Предатель! - сквозь стиснутые зубы

    зазвенел Чернецов.

    Подтелков мотал головой, словно уклоняясь от пощечин, - чернел в

    скулах, раскрытым ртом хлипко всасывал воздух.

    Последующее разыгралось с изумительной быстротой. Оскаленный,

    побледневший Чернецов, прижимая к груди кулаки, весь наклонясь вперед, шел

    на Подтелкова. С губ его, сведенных судорогой, соскакивали невнятные,

    перемешанные с матерной руганью слова. Что он говорил - слышал один

    медленно пятившийся Подтелков.

    Придется тебе... ты знаешь? - резко поднял Чернецов голос.

    Слова эти были услышаны и пленными офицерами, и конвоем, и штабными.

    Но-о-о-о... - как задушенный, захрипел Подтелков, кидая руку на эфес

    шашки.

    Сразу стало тихо. Отчетливо заскрипел снег под сапогами Минаева,

    Кривошлыкова и еще нескольких человек, кинувшихся к Подтелкову. Но он

    опередил их; всем корпусом поворачиваясь вправо, приседая, вырвал из ножен

    шашку и, выпадом рванувшись вперед, со страшной силой рубнул Чернецова по

    голове.

    Григорий видел, как Чернецов, дрогнув, поднял над головой левую руку,

    успел заслониться от удара; видел, как углом сломалась перерубленная кисть

    и шашка беззвучно обрушилась на откинутую голову Чернецова. Сначала

    свалилась папаха, а потом, будто переломленный в стебле колос, медленно

    падал Чернецов, со странно перекосившимся ртом и мучительно зажмуренными,

    сморщенными, как от молнии, глазами.

    Подтелков рубнул его еще раз, отошел постаревшей грузной походкой, на

    ходу вытирая покатые долы шашки, червоневшие кровью.

    Ткнувшись о тачанку, он повернулся к конвойным, закричал выдохшимся,

    Руби-и-и их... такую мать!! Всех!.. Ныне нету пленных... в кровину, в сердце!!

    Лихорадочно застукали выстрелы. Офицеры, сталкиваясь, кинулись

    врассыпную. Поручик с красивейшими женскими глазами, в красном офицерском

    башлыке, побежал, ухватясь руками за голову. Пуля заставила его высоко,

    словно через барьер, прыгнуть. Он упал - и уже не поднялся. Высокого,

    бравого есаула рубили двое. Он хватался за лезвия шашек, с разрезанных

    ладоней его лилась на рукава кровь; он кричал, как ребенок, - упал на

    колени, на спину, перекатывал по снегу голову; на лице виднелись одни

    залитые кровью глаза да черный рот, просверленный сплошным криком. По лицу

    полосовали его взлетающие шашки, по черному рту, а он все еще кричал

    оторванным хлястиком, прикончил его выстрелом. Курчавый юнкер чуть не

    прорвался через цепь - его настиг и ударом в затылок убил какой-то

    атаманец. Этот же атаманец вогнал пулю промеж лопаток сотнику, бежавшему в

    раскрылатившейся от ветра шинели. Сотник присел и до тех пор скреб

    пальцами грудь, пока не умер. Седоватого подъесаула убили на месте;

    расставаясь с жизнью, выбил он ногами в снегу глубокую яму и еще бы бил,

    как добрый конь на привязи, если бы не докончили его сжалившиеся казаки.

    Григорий в первый момент, как только началась расправа, оторвался от

    тачанки - не сводя с Подтелкова налитых мутью глаз, хромая, быстро

    заковылял к нему. Сзади его поперек схватил Минаев, - ломая, выворачивая

    руки, отнял наган и, заглядывая в глаза померкшими глазами, задыхаясь,

    спросил:

    А ты думал - как? Или они нас, или мы их! Серёдки нету!

    1. Чем мотивировано поведение героев?

    2. Как изображены в этой сцене Подтелков и Чернецов?

    3. Почему Шолохов дает подробное описание внешности казнимых белых офицеров?

    4. Что чувствует Григорий после расправы над белыми офицерами?

    Анализ эпизода «Казнь Подтелкова и его отряда» (ч.5, гл.30)

    Анализируемый эпизод является одним из ключевых для понимания идейного содержания романа М.Шолохова «Тихий Дон». С этим эпизодом связана важнейшая проблема – проблема гуманизма, проблема нравственной ответственности человека за свои поступки.

    Григорий Мелехов, протискиваясь сквозь раздерганную толпу, пошел в хутор и лицом к лицу столкнулся с Подтелковым. Тот, отступая, прищурился:

    - И ты тут, Мелехов?

    Синеватая бледность облила щеки Григория, он остановился:

    - Тут. Как видишь…

    - Вижу… - вкось улыбнулся Подтелков, с вспыхнувшей ненавистью глядя на его побелевшее лицо. - Что же, расстреливаешь братов? Обернулся?.. Вон ты какой… - Он, близко придвинувшись к Григорию, шепнул: - И нашим и вашим служишь? Кто больше даст? Эх ты!..

    Григорий поймал его за рукав, спросил, задыхаясь:

    - Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли… По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить! Ты, поганка, казаков жидам продал! Понятно? Ишо сказать?

    Христоня, обнимая, отвел в сторону взбесившегося Григория.

    - Пойдем, стал быть, к коням. Ходу! Нам с тобой тут делать нечего. Господи божа, что делается с людьми!..

    Они пошли, потом остановились, заслышав голос Подтелкова. Облепленный фронтовиками и стариками, он высоким страстным голосом выкрикивал:

    - Темные вы… слепые! Слепцы вы! Заманули вас офицерья, заставили кровных братов убивать! Вы думаете, ежли нас побьете, так этим кончится? Нет! Нынче ваш верх, а завтра уж вас будут расстреливать! Советская власть установится по всей России. Вот попомните мои слова! Зря кровь вы чужую льете! Глупые вы люди!

    1. Как воспринимает Григорий казнь Подтелкова?

    2. Почему Григорий уходит с площади, где казнят Подтелкова?

    3. В чем сходство этой сцены со сценой расправы над чернецовцами?

    4. В чем смысл такого зеркального отражения сцен?

    (В сцене расправы подтелковцев над чернецовцами возле Глубокой балки наглядно показана та сила классовой вражды и ненависти, которая разделила казаков на Дону. Григорий внимательно вглядывается в лица расстреливаемых офицеров (для него они прежде всего не враги, а живые люди). Казнь Подтелкова воспринимает, как справедливую кару Божью за все то зло, которое тот причинил другим. («Помнишь, как офицеров в балке стреляли? По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отыгрывается!») Но уходит с площади потому, что расправа над безоружными людьми отвратительна, противна его природе. Григорий потерян, раздавлен психологически. Везде - у белых ли, у красных ли – обман, дикость, жестокость, которой нет оправдания. Война развращает людей, провоцирует их на такие поступки, которые бы в обычном состоянии человек не совершил бы никогда. От эпизода к эпизоду нарастает внутреннее трагическое несоответствие устремлений Григория и окружающей его жизни. Человек поставлен в неизбежные, страшные обстоятельства и должен сделать для себя выбор, сам решить свою судьбу. Герой романа, совершив, казалось бы, чудовищные убийства и злодеяния, в конечном итоге остается человеком в полном смысле этого слова. Он еще способен совершать добрые, бескорыстные, благородные поступки).

    Вывод: «Когда там по вашим учебникам гражданская война закончилась? В 20-м? Нет, милый мой, она и сейчас еще идет. Средства только иные. И не думай, что скоро кончится»… Эта характеристика Шолоховым времени революции и Гражданской войны на самом исходе его жизни помогает лучше понять глубинный замысел «Тихого Дона». Горькие слова Шолохова о разломе в жизни народа, определившем его беды и страдания на многие десятилетия, выявляют самую суть этого великого произведения, призывавшего народ к национальному единству.

    Звучит песня И.Талькова «Бывший подъесаул»

    Задание: пока звучит песня И.Талькова, напишите сиквейн на тему «Война»

    (Сиквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану:

    1 строка – одно слово. Название стихотворения, обычно существительное.

    2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.

    3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.

    4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

    5 строка – одно слово. Как правило, это ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.)

    Расстрел чекистами пленных казачьих офицеров на Дону

    Им раздали лопаты, могилы им рыть приказали.

    Коченея от холода, рядом топтался конвой.

    Молодым офицерам повязкой глаза завязали.

    Зачитал приговор обреченным чекист молодой.

    С них срывали кресты, с них ножами срезали погоны.

    Пулеметную ленту в минуту сожрал пулемет.

    А стрелки-латыши, добивая, уже не жалели патроны.

    Пролетарский свинец убивал и живот, и в висок.

    И остались лежать на земле золотые погоны,

    Сапогами кресты офицерские втоптаны в грязь.

    И еще не остыли горячие гильзы патронные,

    Но окончена жизнь, между прошлым и будущим связь.

    И осталась в могиле отвага и слава России,

    Иисусовы дети великой, распятой страны,

    Молодые, красивые, смелые, умные, сильные,

    Ослепленные яростью русской гражданской войны.

    А под утро с небес голубых звезды падали яркие,

    А над братской могилой уже пробивалась полынь,

    Псы голодные лаяли, черные вороны каркали.

    Умывалась росою кровавая крымская синь…

    Отрывок из автобиографической повести Р.Б.Гуля «Ледяной поход с Корниловым»

    Глава. Расправа над пленными.

    «Пленные.
    Их обгоняет подполковник Нежинцев, скачет к нам, остановился - под ним танцует мышиного цвета кобыла.
    "Желающие на расправу!" - кричит он.
    "Что такое? - думаю я.- Расстрел? Неужели?" Да, я понял: расстрел, вот этих 50-60 человек, с опущенными головами и руками.
    Я оглянулся на своих офицеров.
    "Вдруг никто не пойдет?" - пронеслось у меня.
    Нет, выходят из рядов. Некоторые смущенно улыбаясь, некоторые с ожесточенными лицами.
    Вышли человек пятнадцать. Идут к стоящим кучкой незнакомым людям и щелкают затворами.
    Прошла минута.
    Долетело: пли! … Сухой треск выстрелов, крики, стоны…
    Люди падали друг на друга, а шагов с десяти, плотно вжавшись в винтовки и расставив ноги, по ним стреляли, торопливо щелкая затворами. Упали все. Смолкли стоны. Смолкли выстрелы. Некоторые расстреливавшие отходили.
    Некоторые, наоборот, подходили и добивали штыками и прикладами еще живых.
    Вот она, подлинная гражданская война…
    Около меня - кадровый штабс-капитан, лицо у него как у побитого. "Ну, если так будем расстреливать, на нас все встанут",- тихо бормочет он.
    Расстреливавшие офицеры подошли.
    Лица у них - бледны. У многих бродят неестественные улыбки, будто спрашивающие: ну, как после этого вы на нас смотрите?
    "А почем я знаю! Может быть, эта сволочь моих близких в Ростове перестреляла!" - говорит, отвечая кому-то, расстреливавший офицер».

    В стихотворении М.Волошина, написанном в 1918 году, есть такие строчки: «Я стою один меж них в ревущем пламени и дыме, И всеми силами моими молюсь за тех и за других». На чьей стороне, по вашему мнению, симпатии автора стихотворения «Расстрел»? Свой ответ аргументируйте.

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Из рецензии поэта Алексея Суркова о романе М.Шолохова «Тихий Дон»:

    «...Тут Саша Бусыгин довольно основательно поставил под сомнение вопрос, пролетарское или непролетарское произведение «Тихий Дон»... Мне кажется, что Шолохов «Тихий Дон» хотел сделать несомненно нашим пролетарским произведением, но объективно, вне зависимости от субъективного желания Шолохова, произведение получилось непролетарским... Бедняцкая казачья часть, представленная Мишкой Кошевым, она настолько бедна внутренне, что сразу чувствуешь, с какой колокольни смотрит на донскую степь автор. Это положение еще более усугубляется тем обстоятельством, что вся зажиточная часть этого самого донского казачества, что большинство белогвардейских героев, большинство офицеров, так или иначе затронутых Шолоховым, - они выглядят, несмотря на то, что они враждебны нам, они выглядят, с точки зрения автора кристально идейными, чистыми людьми... Получается такое положение, что Шолохов в романтическом виде, как это делает Шульгин, старается представить белогвардейскую гвардию... «Тихий Дон» еще не кончился. Но Бунчука, которого Шолохов поставил на высокие романтические ходули, он уже угробил вместе с Подтёлковым. Вся бедняцкая часть станицы выпала из сферы внимания Шолохова… Шолохов не представляет собой ни чаяний середняка донского, ни чаяний маломощного казачества. Это представитель полнокровного хозяина, крепкого, зажиточного казачества».

    Почему поэт А.Сурков убежден, что роман М.Шолохова «Тихий Дон» не является пролетарским произведением?

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Пасха 1918 года пришлась на 11 мая и именно в этот день белые казаки убили 82 станичника, которые поддерживали советскую власть. После расстрела, в котором погибли лидеры красных казаков Подтелков и Спиридонов на Дон, пришла братоубийственная война, а массовые казни, производимые казаками над казаками, перестали кого-либо удивлять. Эпизод «Кровавой пасхи» 1918 года подробно описан в романе «Тихий Дон».

    Полыхающий Дон

    Конец зимы и весна 1918 года стала переломным и трагическим для Дона временем, который и определило будущее места казачества в истории. В феврале 1914 года застрелился атаман Каледин и уже 24 и 25 февраля красные взяли сначала Ростов, а затем и Новочеркасск.

    23 марта декретом Донского областного Военно-революционного комитета (ВРК) провозглашена Донская Советская республика. Через месяц в Ростове открылся съезд Советов рабочих и казачьих депутатов новой республики. Председателем и комиссаром, отвечающим за военные действия, избрали Федора Подтелкова.

    В эти же дни под Екатеринодаром гибнет генерал Лавр Корнилов, и Добровольческая армия поворачивается на Дон. Немцы отказались от соблюдения Брестского мира и ввели свои войска Донскую область, а к маю они оккупировали Ростов.

    Еще 1 мая, для мобилизации в революционную армию казаков с целью борьбы против белоказаков и немцев, на Верхний Дон оправляется из Донсовнаркома отряд в сто сабель. Во главе мобилизационного подразделения назначили Подтелков и Кривошлыков - руководителя Донского революционного комитета.

    Пленение Подтелкова

    10 мая в одном из хуторов отряд Подтелкова и Кривошлыкова был окружен белоказаками. Оказалось, что врагами революции командует старый сослуживец командира красных, казак Спиридонов. После рассвета Подтелков и Спиридонов один на один встретились на старом кургане неподалеку от хутора, а спешившиеся казаки ждали у его подножья. Поговорив, как позднее высказался Спиридонов: «о прошлом» командиры разошлись.

    Днем произошел короткий бой, и деморализованные красные казаки сдались своим землякам, в плен попал и Подтелков. Для суда над отступниками в станицы Краснокутскую и Милютинскую послали за старейшинами, которые и стали судьями.

    Суд над красными казаками

    Суд прошел ночью и без присутствия подсудимых. Из 82 красных казаков 79 следовало расстрелять, а одного отпустить. Подтелкова и Кривошлыкова как руководителей отряда собирались повесить. Жесткий приговор судьи вынесли под впечатлением от сотника Афанасия Попова, который говорил, что подсудимые предали Дон и повернули оружие против своих же братьев.

    Главной виной Федора Подтелкова для казаков стало убийство символа донской контрреволюции полковника Василия Чернецова. По воспоминаниям очевидцев после того, как раненного Чернецова выдали его же одностаничники, Подтелков начал словесно издеваться над ним. После удара плетью по лицу полковник не выдержал и попытался застрелить Подтелкова из маленького пистолета браунинг, который он прятал в полушубке. Оружие дало осечку, и Подтелков зарубил Чернецова, оставив его мертвое тело лежать в степи.

    Казнь

    Казнь пришлась на субботу Светлой седмицы и в дореволюционной России, а особенно на Дону этот праздник особо почитался. По его случаю казни не проводились и император часто даровал амнистию заключенным. Не верили в казнь и сами казаки. По свидетельствам очевидцев станичники из соседних хуторов спешили в Пономарев, боясь что «подтелковцы» и их судья в знак примирения и праздника попьют весь самогон без них.

    Однако решение суда было иным. На глазах собравшихся казаков и стариков произошла казнь, после которой пути назад уже не было. Непосредственный участник тех событий казак Александр Сенин, который руководил в этот день караулом, так описывал поведения Подтелкова: «Из всех погибших наиболее стойко и героически себя держал товарищ Подтелков. Накануне смерти он попросил кое-что сказать. Ему разрешили. Он говорил про революцию, её значение, что она все же, в конце концов, должна победить, и умирал со словами о революции». Уже с накинутой на шею петлей Подтелков крикнул: «Одно только: к старому не возвращайтесь!».


    Скопина Ольга © ИА Красная Весна

    11 мая исполняется 100 лет со дня расправы с комиссией Донской Советской Республики. В конце апреля 1918 года по решению Центрального Исполнительного Комитета республики на север региона была отправлена экспедиция, для мобилизации верхнедонских казаков. Необходимо было сформировать отряды для оказания отпора немцам, которые уже подходили к Ростову. Контрреволюционно настроенные казаки вначале захватили в плен комиссию, возглавляемую членами Военно-Революционного Комитета республики Фёдором Подтёлковым и Михаилом Кривышлоковым. А затем казнили практически всех участников экспедиции.

    Юбилей события, приведшего к резкому обострению между красными и белыми, к сожалению, в регионе остался практически незамеченным. Памятные мероприятия были запланированы только на месте казни членов отряда - в Кашарском районе. Областные же власти фактически проигнорировали столетие одного из ключевых эпизодов Гражданской войны на Дону. Почти забыли о годовщине и казаки. Между тем, эта история стоит того, чтобы о ней помнить.

    Первые постреволюционные месяцы на Дону

    К 1917 году население Дона было весьма неоднородно. Казакам, составлявшим порядка 40% населения региона, принадлежало более 80% земли. Кроме того, казачье сословие пользовалось и другими привилегиями, например, не платило налоги. Всё это приводило к большой напряженности между казаками и «иногородними» (к которым относили всё неказачье население Дона). Само казачество тоже не было монолитом - у бедняков и «середняков» были большие претензии к казачьей верхушке. Этот клубок противоречий во многом и предопределил будущую непростую судьбу региона.

    После Великой Октябрьской революции на Дону началось активное политическое противостояние между ростовским советом и войсковым правительством атамана Каледина, заседавшем в Новочеркасске. Обострение быстро дошло до вялотекущих боевых действий. В конце ноября отряд казаков и юнкеров разгромил помещение ростовского совета, убив несколько красногвардейцев. Начали действовать белые партизанские отряды. Им противостояли отдельные части красногвардейцев. Основная масса казачества, лишь недавно вернувшаяся с фронта, хранила нейтралитет.

    Но 10 (23) января в станице Каменской был собран съезд фронтового казачества. Поначалу съезд не имел определенной политической направленности. Но как только стало известно о телеграмме Донского правительства с приказом разогнать съезд и арестовать собравшихся, настроение делегатов изменилось. Предложение прапорщика Михаила Кривошлыкова объявить съезд органом революционной власти в области поддержали все присутствующие. Делегаты съезда избрали донской казачий Военно-Революционный Комитет (ВРК). Необходимо отметить, что из 15 членов ВРК только трое являлись большевиками. Председателем был выбран Фёдор Подтёлков, секретарем - Михаил Кривошлыков.

    Подтелков и Кривошлыков

    Фёдор Григорьевич Подтёлков родился в хуторе Крутовском Усть-Хоперской станицы Усть-Медведецкого округа в семье бедного казака в 1886 году. С 1909 года служил в лейб-гвардейской артиллерии, входившей в состав охраны императора. Сражался в Первой мировой войне, дослужился до подхорунжего. После Февральской революции начал принимать активное участие в политической жизни полка, проводил агитацию за советскую власть.

    Михаил Васильевич Кривошлыков родился в хуторе Ушакове Еланской станицы Донецкого округа в семье кузнеца в 1894 году. В 1909 году поступил в Донское сельскохозяйственное училище, расположенное неподалеку от Новочеркасска. После выпуска из училища работал агрономом. С началом Первой мировой войны был призван в армию. К 1917 году дослужился до прапорщика и должности командира сотни. После Февральской революции был избран председателем полкового комитета, входил в состав комитета дивизии. В мае 1917 года был отправлен делегатом от станицы Еланской на Войсковой казачий круг, где выступил с резкой критикой кандидата в атаманы генерала Каледина. Был одним из организаторов съезда фронтового казачества в Каменской.

    Действия ВРК

    15 января делегаты комитета выдвинули Донскому правительству ультиматум, в котором предложили признать власть ВРК и сложить полномочия. Правительство Каледина ответило отказом. В области установилась ситуация двоевластия. 20 января состоялся решающий бой: силами революционных казаков под станцией Глубокой было разбито одно из самых боеспособных подразделений атаманцев - отряд полковника Чернецова. Сам Василий Чернецов вместе с частью своего отряда попал в плен.

    Что именно произошло во время конвоирования пленных - неизвестно. По самой распространенной версии (подтвержденной в том числе и спасшимися бойцами его отряда) Чернецов напал на командующего конвоем Подтёлкова. В ответ на атаку председатель ВРК зарубил полковника, пленные кинулись в рассыпную. Часть из них была застрелена при попытке к бегству, другим удалось скрыться. Впоследствии именно это событие послужило одним из главных обвинений против Подтёлкова.

    Красные продолжали наступление. 29 января атаман Каледин созвал экстренное заседание правительства, на котором заявил: «Население не только нас не поддерживает, но и настроено к нам враждебно» . Он признал бессмысленность дальнейшего сопротивления и сложил с себя полномочия атамана и председателя правительства. Вечером того же дня генерал Каледин застрелился. Донское правительство возглавил атаман Назаров, но и он не смог поднять казачество на борьбу против советской власти. 1 апреля Новочеркасск занял казачий отряд Голубова, который разогнал Войсковой круг. Малочисленные отряды белых отступили в Сальские степи.

    Еще 23 марта ВРК объявил о создании «самостоятельной Донской Советской Республики в кровной связи с Российской Советской Республикой» . Необходимо отметить, что центральная советская власть в принципе не возражала против автономии. Ленин еще 28 февраля писал: «Против автономии Донской области ничего не имею... Пусть полномочный съезд городских и сельских советов всей Донской области выработает сам свой аграрный законопроект и представит на утверждение Совнаркома...» .

    Председателем Совета народных комиссаров и военным комиссаром республики стал Фёдор Подтёлков. Михаил Кривошлыков занял должность комиссара по делам управления. С 22 по 27 апреля в Ростове прошел Первый съезд Советов рабочих и казачьих депутатов Донской республики, на котором присутствовало 713 делегатов. Съезд подтвердил полномочия комиссаров, признал Брестский мирный договор и провел выборы в Центральный исполнительный комитет республики.

    Мобилизационная комиссия

    Однако не всё население региона признало советскую власть. Остатки Донского правительства подстрекали казаков на мятежи. Ситуация усугублялась тем, что к региону подходили немецкие войска. Руководство республики отправило делегацию к немцам и пыталось убедить их соблюдать условия мирного договора, по которому немцы не имели права оккупировать донскую область. Однако переговоры успехом не увенчались, и в конце апреля немецкие войска вторглись на территорию республики.

    Воззвание республиканских властей с призывом к населению встать на защиту Дона и революции от захватчиков особого успеха не имело. Красные войска продолжали отступать под напором захватчиков. Было принято решение направить в северные донские округа мобилизационную комиссию для набора добровольцев на борьбу с немцами и укрепления местной власти.

    Главой экспедиции был назначен Подтёлков, комиссаром - Кривошлыков. Комиссию снабдили 10 миллионами царских денег, и 30 апреля отряд из примерно 120 человек выехал из Ростова. Но поставленной цели достичь так и не удалось. По мере продвижения на север области отряд сталкивался со всё большим сопротивлением населения, началось дезертирство. 10 мая экспедиция была окружена превосходящими силами контрреволюционно настроенных казаков. Члены мобилизационной комиссии сдались в плен под обещание личной неприкосновенности и возврата им оружия после транспортировки в станицу Краснокутскую.

    Но вопреки обещаниям пленные были доставлены только до хутора Пономарева, где ночью белоказаки собрали суд, который должен был решить судьбу отряда. Несмотря на то, что экспедиция не совершала никаких насильственных действий, суд, направляемый казачьими офицерами, постановил расстрелять сдавшихся казаков, а лидеров отряда - Подтёлкова и Кривошлыкова повесить. Лишь одного из примерно 80 пленных суд отпустил. Тяжесть приговора поразила не только членов экспедиции, но и многих из их противников. Расправа была назначена уже на следующий день. Ситуация усугублялась еще и тем, что это была предпасхальная суббота, и для многих казаков была крамольна сама мысль о казни в канун святого праздника.

    Казнь

    Тем не менее расстрельная команда была сформирована, и утром 11 мая состоялась казнь. Часть населения хутора (в основном иногородние) не захотела идти смотреть на расправу, но станичное правление отправило по улицам конные разъезды, которые фактически сгоняли жителей на казнь. По свидетельствам очевидцев, кроме пленных, за сочувствие к осужденным казнили и местного жителя Михаила Лукина.

    Лидеров отряда казнили одними из последних, и во время ожидания казни они старались ободрить товарищей. Фёдор Подтёлков несколько раз обращался к толпе зрителей и пытался переубедить собравшихся. Больной лихорадкой Михаил Кривошлыков написал короткое письмо к родным, которое согласился передать один из казаков, наблюдающих за казнью: «Папаша, мама, дедушка, бабуня, Наташа, Ваня и все родные! Я пошел бороться за правду до конца. Беря в плен, нас обманули и убивают обезоруженных. Но вы не горюйте, не плачьте. Я умираю и верю, что правду не убьют, и наши страдания искупятся кровью… Прощайте навсегда! Любящий вас Миша. P.S. Папаша! Когда всё утишится, то напишите письмо моей невесте: село Волки Полтавской губернии, Степаниде Степановне Самойленко. Напишите, что я не мог выполнить обещание встретиться с ней» .

    Во время казни хуторскому учителю удалось сделать фото руководителей отряда. Фотография сохранилась и в настоящее время находится в музее Подтёлкова и Кривошлыкова в хуторе Пономареве.

    По свидетельству очевидцев, Подтёлков сам надел себе петлю на шею и перед тем, как из под его ног выбили табурет, выкрикнул, обращаясь к казакам: «Одно только: к старому не возвертайтесь…» . Кривошлыков же во время казни сильно волновался и несвязно говорил, что дело большевизма живет, и они сами умирают, как первохристианские мученики, с верой в то, что их дело не погибло.

    Последствия расправы

    Казнь участников экспедиции Подтёлкова стала одним из ключевых событий в разжигании Гражданской войны на Дону. Боевые столкновения между красными и белыми происходили и раньше, но подобная массовая расправа без следствия состоялась впервые. Казнь подтелковцев положила начало практике массового политического антисоветского террора на Дону, которая затем была продолжена в период правления атамана Краснова. Такое жестокое и бесправное судилище не могло не вызвать ответную реакцию у сторонников Донской Советской Республики, которые желали отомстить казакам за казненных товарищей.

    К середине мая положение Донской республики стало катастрофическим: Ростов и Таганрог были заняты немцами, Новочеркасск и большая часть территорий региона контролировалась их союзником Красновым. Фактически республика уже к лету перестала существовать, формально она была упразднена 30 сентября.

    В дальнейшем советская власть вернулась на Дон в начале 1919 года, и бывшее руководство ДСР, из которого, во многом, состояло Донское бюро ЦК РКП(б), выступило за проведение крайне жесткой политики в отношении казачества. Есть все основания предполагать, что одним из их мотивов была месть за несправедливо казненных товарищей.

    Память о казненных

    Зимой 1919 года, когда фронт проходил через хутор Пономарев, на братской могиле казненных красноармейцы соорудили обелиск с надписью: «Вы убили личности, мы убьем классы». В конце 20-х годов Михаил Шолохов опубликовал первые два тома своего гениального "Тихого Дона”. Во втором томе был подробно описан эпизод с расправой над экспедицией. Писатель ярко показал, как сильно повлияла эта казнь на сознание казаков и подтолкнула их к братоубийственной войне.

    В настоящее время на территории Ростовской области расположены несколько памятников Подтёлкову и Кривошлыкову. Монумент, находящийся на месте расстрела в хуторе Пономареве, в 2017 году был отреставрирован. Местные жители сами собрали средства для экспертизы памятника, которая показала необходимость ремонта. По просьбе местных жителей и администрации района губернатором были выделены средства из резервного областного фонда. А вот памятник, находящийся в центре бывшей столицы Области Войска Донского - Новочеркасске, не ремонтировался уже много десятилетий и находится в запущенном состоянии.

    Современная оценка событий Гражданской Войны на Дону

    После развала Советского Союза в общественное сознание был внедрен миф на тему участия казачества в Гражданской войне. Его создатели постарались представить сложную и противоречивую ситуацию на Дону так, будто все казаки однозначно поддерживали белых.

    В настоящее время казаками как один из главных героев Гражданской войны превозносится полковник Чернецов. Он возглавлял отряд контрреволюционной молодежи, разбитый под Глубокой в январе 1918 года. В 2008 году на месте гибели полковника, по решению реестрового донского казачества ему был установлен памятный знак. В интервью региональному порталу 161.ru представитель пресс-службы войска заявил, что Чернецову поставили памятник как создателю «первого партизанского отряда на Дону для защиты от наступающих войск, посланных большевистским правительством для захвата власти» .

    В 2009 году в области прошли первые Войсковые чернецовские поминовения, которые стали ежегодными. Организаторы и участники мероприятия всячески прославляют членов отряда Чернецова, как бы забывая, что в битве казаки участвовали с обеих сторон. Так, на мероприятиях, прошедших в столетнюю годовщину сражения, своим мнением о тех события с региональным 33 каналом поделился Александр Палатный, директор Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области. Он заявил: «В тяжелые, переломные для России времена, нашлась группа патриотов, которая состояла из молодежи, и которая выступила на защиту страны» . Получается, по мнению региональной власти, красные казаки, которые сражались на стороне ВРК (который, напомним, в дальнейшем вступил в бой с пришедшими на Дон немцами) - не патриоты и представляли опасность для страны.

    Но судьба мобилизационной комиссии Подтёлкова и Кривошлыкова, когда одни казаки устроили зверскую расправу над другими, свидетельствует, что реальная ситуация, сложившаяся на Дону в 1918 году была намного сложней и глубже, чем это пытаются представить. Подобные истории разбивают миф о едином «белом» казачестве, видимо поэтому предпочитают либо совсем о них умалчивать, либо их извращать. Так, в одном из донских кадетских корпусов учитель истории на уроке рассказывал детям, что Подтёлков и Кривошлыков были белыми, а расправу над ними учинили красногвардейцы! Причем сам учитель действительно верил в эту «версию» и не видел в происшествии ничего особенного.

    Такое искажение истории прежде всего оскорбляет казаков, которые сражались в Гражданской войне, причем как «красных», так и «белых». Хотя бы из уважения к ним казачество должно перестать использовать собственную историю для достижения каких бы то ни было политических целей. Со времени тех событий прошло уже сто лет и пора уже по-настоящему разобраться с полной правдой о Революции и Гражданской войне.

    владимир калашников

    Трагедия Тихого Дона

    Показанный недавно на телеканале «Россия» новый фильм Сергея Урсуляка «Тихий Дон» по мотивам романа Михаила Шолохова возвращает нас к событиям Гражданской войны, напоминая о ее огромной цене и важности беречь гражданский мир и согласие.

    Для России сегодня это актуальная тема. Не случайно она стала центральной в недавнем президентском послании Владимира Путина. Но одними призывами гражданское согласие не обеспечить: об этом и говорят уроки истории России начала ХХ века.

    О фильме и романе

    «Тихий Дон» – самый потрясающий роман о Гражданской войне, и я заранее решил посмотреть, как его представит современному зрителю современный режиссер. Было опасение, что Сергей Урсуляк отдаст дань политической конъюнктуре и возложит вину за братоубийственный конфликт на большевиков, исказив тем самым суть романа.

    Мотив вины большевиков в фильме присутствует, но подан с противовесом. Две фигуры олицетворяют крайности конфликта. С одной стороны, это Мишка Кошевой, который убивает сдавшегося Петра Мелехова, безобидного глубокого старика Коршунова, а затем сжигает дома богатых казаков. Режиссер приковывает внимание зрителя к образу Кошевого с горящим факелом в руке в центре пылающих домов. С другой стороны, это Митька Коршунов, сын первого богача на хуторе Татарском, зверски убивающий семью Кошевого (мать и маленьких детей). Жестокость этих поступков не находит оправдания. Лейтмотив фильма: эмоциональное осуждение Гражданской войны, которая несет горе всем.

    У Шолохова в романе эта мысль является центральной, но она подана в контексте, который в фильме Урсуляка отсутствует.

    Замысел писателя не прост и не однозначен. Он – на стороне красных, но показал трагедию Дона с казачьей стороны, отделив казаков от белых, а казака-труженика – от казачьей верхушки. Роман был написан для своего времени и для своего читателя. Многие читатели участвовали в Гражданской войне и видели в донских казаках тех, кто в своем большинстве был по другую сторону фронта. И это было так. Летом – осенью 1918 г. за красных воевали около 20% донских казаков, остальные – за белых. И на Дону погибли больше всего красных и белых.

    Шолохов хотел не оправдать, но объяснить и вызвать сочувствие к простым казакам, попавшим в эпицентр Гражданской войны.

    А это было сделать трудно. Антиказачьи настроения имели глубокие корни. В России помнили 1905 год, когда казаки выступали в роли опричников: били нагайками бастующих рабочих, пороли и расстреливали крестьян, восставших против помещиков. Помнили и события лета – осени 1917 г., когда почти все казачьи полки использовались для борьбы с крестьянскими «беспорядками» в тылу и «волнениями» солдатских частей на фронте. Крестьяне южных губерний России особенно хорошо помнили грабежи и насилие, которые чинили казаки при каждом наступлении в 1918 и 1919 годах. Зная это, Шолохов хотел показать, что война была страшной и для казаков, что красные на Дону тоже творили насилие. Нередко писатель изображал красных в более неприглядном свете, чем казаков, стремясь уравновесить активную антиказачью пропаганду. Свою роль сыграли и источники, которыми пользовался писатель: донские газеты и журналы того времени, рассказы казаков, дневники и воспоминания донской интеллигенции.

    Замысел Шолохова породил критику в адрес писателя и трудности в издании третьего тома романа. Он был напечатан только после прямого указания Сталина, который посчитал, что в целом роман «работает на нас, на революцию». И для того времени и того массового читателя Сталин был прав.

    Фильм Урсуляка создан в эпоху, когда многие зрители роман Шолохова не читали, о событиях Гражданской войны знают мало, и источники этих знаний могут быть самыми разными. В отличие от романа общий исторический фон в фильме подан скупо, и действия героев фильма вытекают из локальных событий и ими мотивированы.

    В такой ситуации отдельно взятые эпизоды из романа Шолохова, воспроизведенные в фильме, уже не дают эффекта, на который рассчитывал Сталин. Скорее для многих зрителей эффект был обратный. Не случайно многие представители старшего поколения оценили фильм Урсуляка как прямое искажение сути романа, как реализацию социального заказа. С этим можно соглашаться и можно спорить.

    Наша задача другая – показать некоторые важные черты эпохи, на фоне которой разворачивались события романа и фильма. Возможно, это позволит более объективно оценить то, что мы видели на экране.

    О донской земле:
    казаки и крестьяне

    Основной конфликт на Дону пролегал не внутри казачьего сословия, а между казаками и крестьянами. Внутриказачий конфликт был вторичным, менее острым, что и заставляло многих казаков метаться из стороны в сторону, как это показано в образе Григория Мелехова. В фильме крестьяне упоминаются, но мельком, остаются как бы за скобками. Но без показа крестьянской правды казачья правда становится однобокой.

    Она сводится к монологу богача Мирона Коршунова о том, что он всю жизнь работал и не хочет быть уравненным с тем, «какой пальцем не ворохнул, чтоб выйтить из нужды». А как быть с тем, кто работал еще больше, чем Мирон, но из нужды не вышел? Таких ведь на Дону было большинство.

    К 1917 г. казаки составляли примерно 43% населения Донской области (1,5 млн из 4 млн), но на мужскую душу у казаков в среднем приходилось 12,8 десятины пахотных и иных земельных угодий. Донские коренные крестьяне (0,9 млн, бывшие крепостные местных помещиков) имели по 1,25 десятины земли на мужскую душу. Так называемые иногородние крестьяне (1,12 млн чел., прибывших на Дон после отмены крепостного права в 1861 г.) почти не имели земли, арендовали ее или работали батраками (0,06 десятины своей и арендованной земли на мужскую душу). Войско Донское владело 83,5% всех земель области, в то время как коренным и иногородним крестьянам принадлежало лишь 10% земли.

    Среди казачества доминировали середняки – 51,6% хозяйств. Зажиточные составляли 23,8%, бедняцкие – 24,6%.

    После Февральской революции российское крестьянство, включая донское, выступило за уравнительный передел всей земли. Видя эту опасность, казачий съезд Области Войска Донского уже в апреле 1917 г. рассматривал планы наделения коренных крестьян землей за счет помещиков, которые владели на Дону около 1 млн десятин, а также планы передачи крестьянам части земли запаса (2 млн дес.). Эти планы не снимали проблемы иногородних и к тому же оставались на бумаге. Казаки землю отдавать не спешили. С учетом военной силы казачества было ясно, что земельный вопрос на Дону чреват кровавой войной.

    Ленин, понимая это, уже в Декрете о земле предложил компромисс, дописав последнюю строчку к эсеровскому проекту, составленному на основе крестьянских наказов: «земли... рядовых казаков не конфискуются». Это был курс на то, чтобы провести аграрную реформу на Дону только за счет изъятия излишков земли у богатых казаков и тем избежать войны.

    Атаман Каледин

    Однако предложенный компромисс казачьей верхушке не подходил. Вопрос о земле в фильме обсуждается в диалоге Григория и его отца. Сын говорит о том, что коренным крестьянам надо дать землю. Отец – категорически против. Понятно, что не Пантелей Мелехов начал Гражданскую войну. Ее начала казачья верхушка, сделав середняков заложниками своей политики. Позиция казачьих верхов – важный исходный момент трагедии. В фильме эта тема практически не присутствует.

    А дело было так. После Октября донской атаман Каледин сразу заявил об отказе признать власть Советов и объявил Донскую область независимой до образования в России законной власти, приемлемой для казаков. Атаман пытался послать на Москву несколько казачьих полков, но рядовые казаки воевать с советской властью не хотели.

    Видя позицию казаков, в конце ноября рабочие Ростова и шахтерских поселков Восточного Донбасса провозгласили советскую власть. Казаки идти на Ростов отказались. Каледин получил помощь от генерала М. В. Алексеева, бывшего главнокомандующего русской армией, который прибыл на Дон, чтобы собрать армию и повести ее на Москву и Питер. Около 500 офицеров и юнкеров, пришедших на Дон по призыву Алексеева, разгромили рабочих Ростова, расстреляв 62 захваченных рабочих-красногвардейцев. В декабре калединцы расстреляли 73 пленных шахтера Ясиновского рудника, пытавшихся отстоять свой Совет. Это были первые массовые расстрелы на Дону.

    Петроград послал на Дон войска подавить калединскую контрреволюцию. На помощь Каледину вновь пришли алексеевцы, которых теперь возглавил генерал Л. Корнилов. Алексеевская организация выросла до 3 тыс. и стала называться «Добровольческой армией». В боях под Ростовом Корнилов издал приказ: пленных не брать, что привело к дальнейшему нарастанию взаимного ожесточения. Жестокость не помогла, и Корнилов, спасаясь от полного разгрома, в конце января оставил Ростов и увел свой отряд на Кубань, где и погиб при неудачном штурме Екатеринодара. В фильме корниловцы не показаны.

    На защиту власти Каледина встали и отряды казацкой интеллигенции, из которых выделялся отряд есаула В. М. Чернецова, состоящий в основном из донских юнкеров и студентов. 17 января 1918 г. отряд Чернецова напал на станицу Каменскую, где заседал Донревком, созданный съездом фронтового казачества как альтернатива правительству Каледина. Каледин вступил с Донревкомом в переговоры, а сам тайно бросил на Каменскую отряд Чернецова. В эти январские дни отряд Чернецова и присланные в помощь роты офицеров-корниловцев расстреляли более 300 красноармейцев, попавших в плен в ходе боев. Однако 21 января отряд Чернецова был разбит.

    29 января 1918 г. атаман Каледин, обнаружив, что защищать его правительство готовы всего 147 казаков, застрелился.

    Вскоре на Дону установилась советская власть.

    Чернецов и Подтелков

    Вернемся к роману и фильму и посмотрим, как в них отражены события калединского периода. В романе Шолохов рассказал о том, что именно Каледин послал казаков и алексеевцев громить рабочих Ростова и Советы в шахтерских поселках, и затем на этом фоне воспроизвел версию, которую сообщили донские газеты в годовщину гибели отряда Чернецова. Тогда на Дону господствовали белые, и было устроено торжественное перезахоронение Чернецова. Согласно этой версии, председатель Донревкома Ф. Подтелков, как написал потом и Деникин, «после диких надругательств зверски зарубил Чернецова» и приказал зарубить 40 офицеров его отряда. Никаких других деталей не сообщалось. Шолохов всю трагическую сцену, описанную в романе, придумал, стремясь показать жестокость Гражданской войны.

    Урсуляк точно по Шолохову воспроизвел этот эпизод и сделал его центральным в серии, которая приходится на калединский период.

    А в следующей серии казнь Подтелкова и его отряда подается как возмездие за убийство Чернецова и его офицеров. Григорий Мелехов прямо говорит это Подтелкову.

    Однако реальные обстоятельства смерти Чернецова были иными. О них в эмиграции написали чернецовцы, многие из которых, оказывается, остались живыми. Три десятка плененных чернецовцев, отправленные в тыл в сопровождении небольшого конвоя, из-за неожиданного появления бронепоезда смогли бежать от растерявшегося конвоя. 15 человек в ту же ночь добрались до своих, 5 были захвачены конвоем и доставлены в станицу. Судьба остальных неизвестна. Чернецов бежал, но вскоре был выдан и вновь попал в руки Подтелкова. При аресте его не обыскали, и в удобный момент Чернецов выхватил маленький пистолет и в упор выстрелил в Подтелкова. Но произошла осечка или в стволе пистолета не было патрона. Подтелков выхватил шашку и зарубил Чернецова, не дожидаясь второго выстрела. И команды зарубить пленных чернецовцев глава Донревкома не давал.

    На таком фоне казнь Подтелкова не выглядит заслуженным возмездием за расправу над 40 пленными офицерами, которой не было.

    Сделав эпизод с расправой над чернецовцами центральным, режиссер вольно или невольно вину за начало террора возложил не на калединцев, а на красных казаков.

    У Шолохова такого акцента нет, хотя он не снимает ответственности с Подтелкова за расстрелы активных калединцев, которые были проведены в Ростове и Новочеркасске в феврале сразу после их захвата красными. Но эта была месть за расстрелянных пленных красногвардейцев, рабочих и шахтеров.

    * * *

    Борьба с Калединым была самой острой и долгой фазой того гражданского противостояния, которое имело место в России с октября 1917 г. до весны 1918 г. В других регионах власть Советов установилась мирно либо при незначительном сопротивлении ее противников.

    После взятия красными Ростова Ленин считал, что Гражданская война в России закончилась.

    Была надежда и на то, что мир установится и на Дону, хотя там уже пролилась самая большая кровь.

    Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе