• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    У р о к 17 СОЛНЦЕ, РАСТЕНИЯ И МЫ С ВАМИ

    25.08.2014 4813 0

    Цели: показать взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли; познакомить с ролью растений в поддержании жизни на Земле.

    Ход урока

    I. Проверка домашнего задания.

    1. Ф р о н т а л ь н ы й о п р о с.

    – Перечислить группы растений и дать им краткую характеристику.

    – Привести примеры различных видов растений.

    2. Ч т е н и е т е к с т а.

    У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны или лиственницы они всю зиму зеленые. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды – шишки. В них находятся семена.

    О т в е т: 4 ошибки. У хвойных есть листья – это хвоинки. У лиственницы листья опадают осенью. Хвойные растения не цветут. У хвойных растений нет плодов.

    II. Сообщение темы и цели урока.

    – Как слова «солнце», «растение», «человек» распределить на две группы?

    – Назовите признаки живой природы.

    – А теперь давайте рассмотрим, как растения дышат и питаются.

    III. Объяснение нового материала.

    1. Р а с с к а з с э л е м е н т а м и б е с е д ы.

    – Подумайте: чем «позавтракали» комнатные растения?

    – Почему растениям необходимо питание?

    – Каким образом растения получают питание?

    Ученые-ботаники всего мира долго пытались определить, какими «продуктами» питаются растения. Их интересовали такие в о п р о с ы:

    – Посажено одно зерно пшеницы, а созрело несколько десятков. За счет чего произошло увеличение числа зерен?

    – В почву попало семя березы, вес которого незначительный, а выросло громадное дерево. За счет чего происходит рост растений?

    Чтобы ответить на этот вопрос, несколько сотен лет назад голландский ученый Ван Гальмонт в течение 5 лет выращивал ветку ивы в горшочке с почвой, учтя вес ветки и почвы перед опытом. Через 5 лет вес ветки значительно увеличился, в то время как вес почвы уменьшился незначительно. Откуда же в растение поступали те вещества, которые пошли на рост ветки?

    Точного ответа на тот вопрос ученый не нашел. Но примерно через 150 лет английский ученый Пристли, используя научные данные Гальмонта, опытным путем доказал, что зеленое растение исправляет «испорченный дыханием и горением воздух». Тогда еще не были известны науке слова «кислород», углекислый газ».

    И только в начале XIX века ученые наконец установили, что зеленое растение, помимо воды и минеральных солей, поступающих из почвы, поглощает углекислый газ из воздуха, за счет чего и строит свое тело, растет, дает урожай.

    Листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа готовят пищу – сахар, крахмал. Но работает такая кухня только на свету.

    Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Животные и человек едят эти растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества.

    Ученые сделали и другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения всего земного шара выделяют за год примерно 45 млн тонн кислорода! Вот почему надо бережно относиться к растениям.

    2. Р а б о т а с у ч е б н и к о м.

    1) Р а с с м о т р е т ь с х е м у (с. 77).

    – Расскажите, что происходит.

    2) П р о ч и т а т ь т е к с т (с. 78).

    – Какой вывод о значении растений вы можете сделать?

    3) З а п о л н и т ь с х е м у в рабочей тетради: задание 1 (с. 32).

    IV. Итог урока.

    – Почему растения не могут жить без солнечного света?

    & Домашнее задание: прочитать статью (с. 76–79); выполнить задания 1–3 (с. 79).

    На нашей планете живая и неживая природа связана самым тесным образом. Особую роль во всех жизненно важных процессах на Земле играют растения и солнце. Рассмотрим более подробно тему “Солнце, растения и мы с вами” по окружающему миру.

    Особенности питания растений

    Все растения, населяющие земной шар - это живые существа, которые могут дышать и питаться.

    Ни для кого не секрет, что растения впитывают из грунта воду, в которой растворены различные соли. Но как растения добывают самые ценные питательные вещества - крахмал и сахар? В почве этих компонентов нет, но они присутствуют в составе самих растений. Эта загадка долгое время не давала покоя самым выдающимся ученым, пока, наконец, на нее не был найден ответ.

    Как выяснилось в ходе исследований, листья растений - это настоящие маленькие волшебники, которые могут «приготовить» пищу из углекислого газа и воды. Воду они получают благодаря корням, а те, в свою очередь, впитывают ее из земли. Углекислый газ листва поглощает из воздуха. Но, чтобы эта волшебная «кухня» заработала, нужен солнечный свет.

    Рис. 1. Фотосинтез происходит в листьях.

    Процесс создания питательных веществ из углекислого газа и воды под воздействием солнечного света называется фотосинтезом. В этом процессе принимают участие все части растения:

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    • корень втягивает из грунта солевые растворы;
    • стебель проводит вверх эти растворы;
    • в листьях происходит их превращение в сахар и крахмал.

    Почему для получения питательных веществ нужен свет? Все дело в том, что солнечные лучи несут с собой мощный поток энергии, которая запускает многие процессы. Без энергии ни одно существо не могло бы жить, и ни один механизм не смог бы работать.

    Рис. 2. Солнечный свет - источник энергии.

    Это открытие оказалось очень важным, ведь стало понятно, что существование животных и людей на планете невозможно без растений. Природа распорядилась так, что только одни существа на Земле - растения - способны вырабатывать питательные компоненты из углекислого газа и воды. Животные и люди, питаясь растениями, обеспечивают себя жизненно важной энергией.

    Дыхание растений

    Во время тщательного исследования растений ученые пришли к еще одному интересному выводу. Оказывается, во время «приготовления» растениями питательных веществ, дополнительно образуется еще и кислород - ценный газ, который нужен всем живым существам для дыхания.

    Если не будет растений, в воздухе останется такое малое количество кислорода, что его будет недостаточно для обеспечения жизни на Земле. Интересно, что все растения в процессе питания выделяют гораздо больше кислорода, чем поглощают.

    Растения - это легкие нашей планеты. Ежегодно они выделяют примерно 45 миллионов тонн чистого кислорода! Чем больше деревьев, кустарников и трав на земном шаре, тем чище и полезнее воздух. Именно поэтому так важно бережно относиться к нашим зеленым друзьям.

    Рис. 3. Лесные массивы - это «легкие» нашей планеты.

    Рассмотрим сходства и отличия процессов дыхания и питания растений:

    • дыхание заряжает растения ценной энергией, а благодаря фотосинтезу все живые существа на планете получают пищу и кислород;
    • дыхание происходит постоянно, независимо от внешних факторов, а фотосинтез может быть только под воздействием солнечных лучей;
    • в процессе дыхания участвуют абсолютно все клетки растения, а в фотосинтезе - только зеленого цвета;
    • во время дыхания растения поглощают кислород из воздуха, а во время фотосинтеза - выделяют его;
    • при дыхании в растениях происходит расщепление веществ, а при фотосинтезе они, напротив, образуются.

    Какова связь между растениями, людьми и солнцем

    Без тепла и света, которыми обеспечивает нашу планету солнце, растения не могут существовать, потому что процессы питания и дыхания не могут осуществляться без солнечной энергии.

    Если на Земле не будет растений или их будет очень мало, перед человеком встанут две серьезные проблемы:

    Без растений человеку попросту нечем будет дышать, а без дыхания невозможна и сама жизнь.

    Что мы узнали?

    При изучении темы “Солнце, растения и мы с вами” (3 класс) мы узнали, как у растений происходят два самых важных процесса: питание и дыхание. Мы выяснили, какое влияние на эти процессы оказывает солнечный свет, и какие продукты при этом вырабатываются. Без кислорода, который выделяют растения, жизнь на планете была бы невозможна.

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 327.

    ГКОУ РО «Новочеркасская специальная школа- интернат №1»

    «Солнце, растения

    и мы с вами»

    Подготовила

    Левченко М.В.

    г. Новочеркасск

    Цель занятия : сформировать у детей представление о связи солнца, растений и человека.

    Задачи:

    Обучающие: показ связи солнца, растений и людей, и их роль в поддержании жизни на земле;

    Развивающие: развитие памяти, логического мышления, воображения; наблюдательности; расширение кругозора учащихся;

    Воспитательные: воспитание доброго отношения к природе.

    Планируемые результаты: учащиеся научаться обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, моделировать их и использовать для необходимости бережного отношения к растениям..

    Ход занятия:

    I . Организационный момент

    1. Психологический настрой.

    Доброе утро, ребята и уважаемые гости! Я очень рада встрече с вами.

    Ребята, поздоровайтесь с гостями.

    Надеюсь, что наш урок принесет нам радость общения друг с другом.

    Пожалуйста, садитесь.

    Начинается урок.

    Он пойдёт вам, дети, впрок,

    Постарайтесь всё понять,

    Учитесь тайны открывать,

    Ответы полные давать,

    Чтоб за работу получать

    Только лишь оценку «пять»!

    Мы начинаем урок окружающего мира.

    II . Актуализация знаний

    1.Минутка синоптика

    2.Проверка знаний по вопросам (фронтальный опрос):

    Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

    Как называется наука о растениях?

    Почему растения называют «Зеленой одеждой планеты»?

    Перечислите, какие вы знаете группы растений?

    3.Игра «Классификация растений»

    У каждого из вас на парте карточка с названием растения. Определить к какой группе растений оно относится.

    Назовите основные признаки отличия каждой группы.

    Представителей группы каких растений у нас получилось больше всего? Почему?

    4.Игра « Найди лишнее название»

    ЯБЛОНЯ ПОДСОЛНЕЧНИК МОРСКАЯ КАПУСТА АСТРА

    СОСНА ЕЛЬ ЛИПА КЕДР

    ОДУВАНЧИК ПОДОРОЖНИК КЛЕВЕР ПАПОРОТНИК

    - Молодцы! Хорошо справились с работой!

    III. Сообщение темы и цели занятия.

    1. Подготовка к активной познавательной деятельности.

    – Прочитайте, эпиграф к уроку.

    (Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.)

    – Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)

    – В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.

    2.Мотивация учебной деятельности

    Мы с вами на уроках окружающего мира говорили, что в природе всё друг с другом взаимосвязано. В природе не бывает ничего лишнего.

    Скажите с чем или с кем связаны растения? (дети перечисляют)

    Но самое главное - растение связано с солнцем и человеком.

    СОЛНЦЕ РАСТЕНИЕ ЧЕЛОВЕК

    – У нас получилась тема урока, прочитайте. («Солнце, растения и мы с вами».)

    Как слова «солнце», «растения», «человек» распределить на две группы?( Солнце – неживая природа; растения и человек – живая природа.)

    ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

    растение солнце

    Назовите признаки живой природы.(Движение, питание, дыхание, рост, развитие, размножение.)

    Как связаны между собой солнце, растения и человек?

    Растения – источник питательных веществ и кислорода для других живых существ, в том числе и для человека

    3.Деятельностный подход

    Сегодня на уроке мы узнаем о тайне растений, которую очень долго не удавалось разгадать учёным и поймем, почему без растений не смогли бы жить на Земле ни люди, ни животные…

    А ещё нам нужно разгадать новый секрет, как солнце, растения и человек взаимосвязаны и что эта связь дает нам?

    IV. Работа по теме.

    1.Беседа и рассказ воспитателя.

    Мы будем говорить о взаимосвязи растений и человек на примере двух признаков - дыхания и питания.

    а) Дыхание растений.

    -Рассмотрим схему. Как она называется? «Дыхание растений».

    Мы говорили, что все объекты живой природы дышат. Как же это происходит у растений? В почве как мы знаем есть воздух. Нам это показали проведенные ранее опыты. И растения этот воздух из почвы берут. Причем дышат растения тем же газом, что и мы с вами. Кислородом. А выдыхают углекислый газ.

    В воздухе тоже содержится кислород и растения его пусть и в малом количестве поглощают, когда дышат. А выделяют обратно углекислый газ.

    Посмотрите на экран и расскажите, как дышат растения?

    Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ?(процесс называется дыханием.)

    б) Питание растений

    -Откуда растения получают питательные вещества и воду? (почва)

    -А что содержится в почве, необходимое для жизни растений? (вода, воздух, перегной, минеральные соли)

    Как же растения питаются?

    Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.

    Но как же растения получают главные питательные вещества - сахар, крахмал? Ведь их же нет в почве, а в растениях они есть.

    Но ведь когда мы едим яблоко, мы чувствуем что оно сладкое. Сахар добывается из свеклы или тростника. А в картофеле много крахмала. Откуда же они берутся?

    Вот на этот вопрос мы с вами сегодня и ответим.

    Рассмотрим схему. Как она называется? «Питание растений».

    Итак, основные питательные вещества растения получают из почвы. Но этого для растений мало. Для полноценного развития им нужны еще сахар и крахмал.

    Но мы знаем, что растения не могут жить без света солнышка. Зачем же нужно оно? Оказывается, солнце дает растениям необходимую энергию. А необходима эта энергия для того, чтобы заработала «кухня» растений – их листья. Это уникальный процесс, когда под действием солнечного света вода и углекислый газ из воздуха превращается в сахар и крахмал. Необходимы и сахар, и крахмал, и вода для роста клеток листьев.

    А еще при питании растение выделяет большое количество кислорода.

    Но запомните : работает эта чудесная «кухня» только при одном условии. Кто догадался, что это за условие?

    Какой вопрос у вас возникает? (Почему же для работы «кухни» требуется свет?)

    Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа.

    Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Почему?

    Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст на с. 76

    2. Работа с книгой на с. 76. Чтение вслух.

    Воспитатель(после чтения) : так ответим на вопросы:

    Какую тайну разгадали ученые?

    Почему люди и животные не смогли бы жить без растений?

    (Ни одно животное, ни один человек не могут из воды и из углекислого газа получить питательные вещества.)

    Правильно, ребята, растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.

    А какое еще одно открытие сделали ученые?

    (Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух.)

    Поэтому растения – это наши поставщики кислорода, берегите их!

    Ребята, что бы случилось, если бы не было растений?

    Если бы не было растений, то в воздухе не было бы кислорода?

    Процесс, при котором растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, называется фотосинтез и он протекает одновременно с дыханием. Давайте вместе произнесем это трудное слово.

    Давайте ещё раз повторим.

    С какими процессами жизнедеятельности для растений мы ознакомились? (Питание и дыхание)

    Ребята, а как вы думаете, когда происходит питание? (только днем)

    Правильно, и параллельно с дыханием.

    А дыхание?

    А дыхание постоянно.

    3. Физкультминутка.

    Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)

    Даже ветер не шумит.

    Рано утром солнце встало,

    Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)

    Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)

    Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)

    Дождь по крышам застучал.

    Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)

    Солнце клонится всё ниже.

    Вот и спряталось за тучи,

    Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).

    4.Работа с моделями (Дети работают на доске).

    Попробуем эти процессы смоделировать.

    Первое. Как растения дышат?

    Теперь питание растений. Смоделируем этот процесс.

    Сравним две схемы: «Дыхание растений» и «Питание растений»

    Чем они отличаются?

    При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

    При питании растения поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.

    5.Страничка для любознательных

    Ребята, а кто знает, где больше всего выделяется кислорода? (В лесу)

    Хотите узнать, сколько кг кислорода выделяет 1 га леса за 1 теплый солнечный день?

    Тогда войдем в интернет и ответим на этот вопрос.

    (За один теплый солнечный день 1 гектар леса выделяет 180-200 кг кислорода и поглощает 220-280 кг углекислого газа.)

    Вывод:

    - Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?

    Леса приносят огромную пользу человечеству!

    V . Закрепление изученного материала.

    1.Проверка полученных знаний. (Цифровой диктант в тетрадях)

    А теперь давайте закрепим наши знания.

    1.Что растения поглощают из воздуха при дыхании?
    а) кислород;

    б) углекислый газ;

    2.Что растение выделяет при дыхании?
    а) кислород;

    б) углекислый газ;

    3.Что несёт энергию необходимую для развития растения?
    а) вода;

    б) солнечный свет;

    4. Какое вещество не участвует в образовании сахара и крахмала?
    а) вода;

    б) углекислый газ;

    в) кислород.

    5. Какое вещество выделяется при образовании сахара и крахмала?
    а) вода;

    б) кислород;

    в) углекислый газ.

    ПРОВЕРКА

    VI . Подведение итогов.

    Вы сегодня молодцы, хорошо работали.

    А теперь послушайте сказку, её покажут наши девочки. Слушать внимательно, задам несколько вопросов.

    1.СКАЗКА (слушаем)

    О чём рассказали зелёные листики девочке Марине?

    Что берут из воздуха клетки листа? (Углекислый газ)

    Как называются те вещества, которые вырабатывают клетки? (Крахмал и сахар)

    Для чего они нужны клеткам?(для роста растений)

    Что даёт энергию зелёным листьям? (Солнце)

    2.Вывод

    - Давайте вспомним, какую задачу мы с вами поставили?

    Мы ее разгадали?

    Сахара и крахмала нет в почве, а в растениях они есть. Как растения получают эти питательные вещества? (Они образуются на свету из углекислого газа и воды при питании растений)

    Как растения дышат?

    Как растение питается?

    Кто из вас уже понял, как взаимосвязаны объекты живой природы – растения и солнце – объект неживой природы?

    Осталось решить последнюю задачу. Как связаны растения и мы с вами? (растения при питании выделяют кислород, в растениях содержатся питательные вещества)

    VII . Рефлексия.

    Ребята, с каким настроением вы уходите с урока?

    VIII . Заключение.

    Я благодарю вас за работу на занятии.

    Выставление отметок с комментированием.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Маринка (ходит по лесу и удивляется)

    Как удивительно поёт птица. И почему у неё не такие песни, как у других?

    Ой, белка скачет, интересно мне знать, куда и зачем она скачет?

    (села девочка отдохнуть под старым дубом)

    Что- то я устала, сяду и немного отдохну.

    Интересно, почему это листья такие зелёные и о чём они все время перешептываются?

    Девочка, что глядишь-шь-шь? Разве ты нас поймешь-шь-шь?

    НУ, если не спишь-шь-шь, тогда слушай. Мы потому ш-ше-лестим, ш-шепчемся, что солнышку радуемся.

    А зелёные мы от того, что в каждом листе полным-полно чудесных зелёных хлорофиловых зёрен. Зерна так малы, что не разглядеть. И тем не менее каждое такое зернышко как бы крохотный заводик. Спрятанные у нас, листьев, под кожицей, эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву.

    А вот и нет. Я знаю - дерево кормят корни.

    Несмыш-ш-шлёныш-ш-ш! Корни само собой. Без корней тоже не прожить: они из земли воду высасывают, выкачивают. В той воде растворено много необходимых растениям веществ, и всё-таки из того, что добывают под землёй корни, не то что ствол или сук -даже малой веточки не построить. Вот потому-то и работает в листьях бессчётное множество хлорофилловых зерен. Они берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и растворённых в ней веществ, добытых корнями, чудесные зернышки-заводики и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков и конечно, для самого ствола. Как не подняться новому дому без бетона и кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят зелёные зёрнышки-заводики.

    Ну да, вы уж скажете. Заводам, пускай даже самым маленьким, нужно электричество. Или жаркий огонь.

    Верно говоришь-шь-шь. Заводам для работы обязательно нужна энергия: либо электричество, либо тепло, либо то и другое. Ну, а нашим зелёным заводикам энергию даёт солнце. Для каждого листа, для каждой травинки солнечный свет - самое главное! Крохотные хлорофилловые зёрна с утра до вечера ловят свет. С его- то помощью они соединяют различные вещества в одно чудесное- живое.

    Благодаря нам, листьям, а вернее, спрятанным в нас хлорофилловым зёрнам из маленького, слабенького ростка вырастает высоченная сосна или капуста, или яблоня, гнущаяся под тяжестью сочных плодов, или золотая пшеница, или такой могучий дуб, как наш...

    Послушайте! Выходит, если я ем яблоко и картошку, значит, я ем то, что приготовили за лето зелёные заводики? Значит, во мне тоже пойманное ими солнышко?

    Солныш-шко, солныш-шко, солныш-шко

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №1»

    Методическая разработка урока

    на конкурс профессионального мастерства педагогов

    «Мой лучший урок»

    учитель начальных классов,

    Кашира, 2015

    Окружающий мир,3класс, урок новых знаний

    Тема . Солнце, растения и мы с вами

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Цель : формировать представление о взаимосвязи между растениями и Солнцем.

    Задачи:

    1) Ознакомить учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений,

    показать взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений

    и живых организмов Земли.

    2) Развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышление

    учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

    3) Воспитывать доброе и бережное отношение к природе, позитивное эмоционально – ценностное отношения к окружающему миру.

    Планируемые результаты обучения:

    Личностные

    Учащиеся получат возможность для формирования: интереса к чтению информации о данной теме, к ведению диалога с учителем; к развитию речи, логическое мышление учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

    У учащихся будут сформированы элементы сознательного отношение к природе, воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру.

    Метапредметные:

    Познавательные УУД :

    Учащиеся:

    Научатся формировать поставленную проблему, осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

    Получат возможность ознакомления со способом дыхания и способом питания между живой и неживой природой.

    Умения самостоятельно формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

    Коммуникативные УУД :

    Учащиеся:

    Научатся формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

    Научатся формировать умение договариваться,

    Находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.

    Регулятивные УУД:

    Учащиеся:

    Научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

    Получат возможность научиться: адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

    Предметные результаты:

    Учащиеся:

    Освоят умение создавать выводы на доступные детям изучаемые темы;

    Приобретут навыки нахождения взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений

    и живых организмов Земли.

    Оборудование:

    Компьютер, проектор, интерактивная доска;

    учебник «Окружающий мир» для 3 класса, А. А. Плешаков;

    тетрадь по окружающему миру для 3 класса, А. А. Плешаков;

    тестовые задания на интерактивной доске;

    схемы, раздаточный материал, открытки для учащихся, карточки;

    презентация к уроку.

    Сценарий урока

    Эпиграф: Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.

    I. Организационный момент.

    (Приветствие детей, настрой на учебную работу стихотворением)

    Учитель:

    Добрый день, ребята. Очень рада вас видеть. Хочу поприветствовать вас стихотворением

    Мы сегодня снова будем наблюдать,

    Делать выводы и рассуждать,

    А чтобы урок пошел каждому впрок,

    Активно в работу включайся, дружок!

    Учитель:

    Прошу присесть тех, кто любит думать и рассуждать на уроке. Ум - хорошо, а два - ещё лучше. Надеюсь на вашу помощь на уроке.

    Учитель:

    А теперь присядьте те, кто готов к уроку и настроен на активную работу. Молодцы. Дорогу осилит идущий.

    II. Проверка домашнего задания.

    Учитель:

    На прошлом уроке мы изучили с вами тему «Разнообразие растений»

    1.Угадайте группы растений:

    *Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. (Водоросли )

    * Они растут во влажных местах . Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. (Мхи )

    *Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. (Папоротники )

    * У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. (Хвойные растения ) Слайд№2

    2. На доске тест. Здесь 4 ошибки. Попробуйте найти их. Слайд №3

    * У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки.

    * У лиственницы листья всю зиму зеленые.

    * Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения

    * У сосны и ели созревают плоды - шишки. В них находятся семена.

    Учитель:

    Проверим ваши ответы . Слайд №4

    1. У хвойных растений нет листьев, а есть листья - хвоинки.

    2. У лиственницы листья опадают осенью.

    3. Хвойные растения не цветут.

    4. У хвойных растений нет плодов.

    III. Мотивация учебной деятельности

    Учитель:

    Вы хорошо поработали. И за это я загадаю вам загадки. Их отгадки нам будут нужны на уроке.

    Отгадывание загадок:

    1. Не огонь, а больно жжёт

    Не фонарь, а ярко светит

    И не пекарь, а печёт.

    2. Вокруг нас растут, цветут,

    Кислород всем нам дают.

    3. Может сеять и пахать,

    И машиной управлять,

    Ну, а если захотите

    Может в облака слетать.

    Учитель:

    Какие слова у вас получились?

    Ключевые слова - отгадки: солнце, растения, человек. Слайд №5

    Учитель:

    Прочитайте, эпиграф к уроку. ( Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.) Слайд 6 .

    Учитель:

    Как вы понимаете эти слова? ( Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)

    Представьте, что человек действительно остался один на нашей планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что произошло бы тогда? ( Человек бы умер…)

    В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.

    - п рочитайте тему урока. Слайд 7 («Солнце, растения и мы с вами».)

    Я попыталась отобразить тему нашего урока исходя из ваших отгадок в следующей схеме: Слайд 8

    Солнце  Растения  Человек

    Учитель:

    Подумайте, что я этим хотела сказать? Посмотрите внимательно на записанную тему и схему.

    На какие две группы можно разделить эти слова? (Живая и неживая природа)

    Какие из этих слов относятся к живой природе? К неживой? (Живую (растения, человек) и неживую (Солнце).)

    Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение.)

    Прогнозирование целей урока учащимися

    Учитель :

    Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

    Ответы детей.

    Учитель:

    Какие вопросы у вас возникли? Что хотите у меня спросить? ( Как растения дышат? Почему растениям необходимо питание? Каким образом растения получают питание?)

    Давайте послушаем ваши версии. (Растения дышат корнем и листьями… Питание необходимо, чтобы расти и развиваться… Питание растения получают из земли с помощью корня…)

    Учитель:

    А как же питаются растения?

    Ученые-ботаники всего мира долго пытались определить, как дышат и какими «продуктами» питаются растения. Давайте и мы попробуем с вами сегодня стать исследователями.

    Учитель:

    Какие цели поставим перед собой? (Как дышат растения? Как они питаются? Какое значение имеет солнце в жизни живых организмов?)

    Слайд 9.

    IV. Изучение нового материала.

    1. Дыхание растений.

    Беседа :

    Учитель:

    Как дышим мы с вами?

    А как растения?

    п ри объяснении материала учитель моделирует на экране схему по вопросам и ответам уч-ся. Слайд 10.

    Дыхание растений

    Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода. При этом растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений также дышат воздухом, который содержится в почве, и, следовательно, тоже выделяют углекислый газ.

    Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (Дыхание.)

    2. Питание растений.

    Объяснение учителя .

    Учитель:

    Вы теперь знаете, как дышат растения.

    О чем сейчас нам нужно поговорить? ( О питании растений.)

    Какие у вас версии: как питаются растения? ( Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)

    - Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал ?

    Ведь их в природе нет, а в растениях есть?

    Когда мы едим морковку, мы говорим: «Она сладкая» Почему?

    Какой вопрос у вас возникает? Какое значение имеет солнце? ( Почему же для работы требуется свет?)

    Учитель:

    В чем тайна? Выяснилось, что листья растений - это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал.

    Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету.

    Дело в том, что солнечный свет несет энергию , без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа, для работы любой машины. Слайд 11

    3. Почему люди и животные не могут жить без растений?

    Работа с учебником. Работа в парах. Чтение в учебнике «Рассказа ученого - биолога» стр. 74. Слайд 12.

    Учитель:

    с кажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений? (Дыхание и питание.)

    Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Как вы думаете: почему? ( Человек и животные не умеют из углекислого газа и воды получать сахар и другие питательные вещества.)

    Откройте учебник (с. 76, 1 абзац). Найдите и прочитайте подтверждение или опровержение этого мнения, то есть найдите ответ на вопрос : почему люди и животные не смогли бы жить без растений?

    Рассказы учеников:

    Да, только растения из воды и углекислого газа могут получить сахар и другие питательные вещества. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества, а вместе с ними получают необходимую для жизни энергию. Питание растений происходит днём.

    Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и… кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям. Теперь я получил ответ на свой вопрос.

    V. Физкультминутка Слайд 13.

    Мы немного отдохнем.

    Встанем, глубоко вздохнем.

    Дети по лесу гуляли,

    За природой наблюдали.

    Вверх на солнце посмотрели,

    И их всех лучики согрели.

    Чудеса у нас на свете –

    Стали карликами дети.

    А потом все дружно встали,

    Великанами мы стали.

    Дружно хлопаем,

    Ножками топаем!

    Хорошо мы погуляли

    И немножечко устали!

    Учитель:

    Продолжим наши исследования.

    Самостоятельная работа учащихся.

    Работа со схемами в рабочей тетради. (стр.42 №1)

    Как же связаны между собой Солнце, растения и люди? ( Питаются – днем; дышат – постоянно.)

    Заполните самостоятельно схемы дыхания и питания растений.

    Проверь себя. Рабочая тетрадь с.42 №1 Слайд 14-15

    VI. Закрепление изученного материала.

    1. Задание. Дополните названия газов в таблицы . ( раб тет. С. 43 №2)

    Проверка : Слайд 16 .

    2 . Задание . Указать стрелками правильный ответ .

    поглощает кислород, а выделяет углекислый газ.----- Дыхание.

    * Процесс, при котором растение

    поглощает углекислый газ, а выделяет кислород. --------- Питание.

    Проверка: Слайд 17.

    Учитель:

    Какой вывод мы получили?

    Вывод – чтение с доски . Слайд18 .

    3.Творческая работа в группах.

    1 ряд – рисование плакатов «Берегите природу!»

    2 ряд – рисование запрещающих знаков в помощь лесным обитателям

    3 ряд – составление лозунгов об охране природы ( из отдельных слов )(« Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок », «В природе нет ничего бесполезного»,»Берегите природу - источник жизни, бодрости, здоровья»)

    Проверка работы у доски – показ выполненной работы.

    Учитель: Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?

    Ученик : Необходимо бережно относиться ко всем растениям. Все в природе взаимосвязано.

    Учитель: Как приятно, когда ребята знают и берегут природу.

    Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – маленькая рана, нанесённая природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

    Давайте, ребята, будем настоящими друзьями природы!

    VII. и тог урока.

    Учитель:

    - Обратимся к эпиграфу урока. Как теперь можете истолковать слова «Охранять растения – значит заботиться обо всем живом»? ( о тветы учащихся .) Слайд 19.

    Мне невольно вспоминаются следующие слова: Слайд 20.

    Цветок на лугу я сорвал на бегу.

    Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

    В стакане он день простоял – и завял,

    А сколько бы он на лугу простоял? (В. Викторов.)

    Я надеюсь, вы сделаете выводы из всего, о чем мы говорили на уроке, и будете бережно относиться к природе.

    VIII. Домашнее задание: Слайд 21

    Учитель: учебник, с. 74–77, рабочая тетрадь с.44;

    -составить схему на тему: «Что дают растения животным и человеку» (раб. т. с.44 №4)

    -написать от имени семьи благодарственное письмо растениям за их вклад в поддержание жизни на Земле. (раб.т. с.44 №5)

    *по желанию:- придумать фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли все растения;

    IΧ. Рефлексия. Слайд 22

    Учитель:

    У вас есть 2 солнышка . Если вам было интересно, понятно, вы узнали новое - покажите «весёлое солнышко», если на уроке узнали новое, было понятно, но вам не интересно - «солнышко грустное».

    Слайд 23

    Учитель:

    Я благодарю вас за работу на уроке.

    Выставление отметок с комментированием.

    Урок окончен. Спасибо всем за работу.

    1. С помощью схем в учебнике дострой модель-аппликацию. Для этого вырежи таблички из Приложения и расположи их в соответствующих окошках (не наклеивай!).

    А теперь попробуй без помощи учебника построить модель (перемешай таблички и заново их разложи).
    Устрой мини-экзамен соседу по парте. Расположи таблички так, чтобы были 2-3 ошибки. Пусть сосед найдёт их и исправит (положит таблички правильно).
    Попроси соседа по парте устроить такой же экзамен для тебя.
    Когда вы будете уверены в своих знаниях, наклейте таблички в тетрадь.

    2. Обобщи полученные сведения о дыхании и питании растений. Впиши в текст названия газов.

    При дыхании растение поглощает кислород , а выделяет углекислый газ .

    При питании растение поглощает углекислый газ, растворённые соли и воду , а выделяет кислород .

    3. Наш Попугай - любитель тайн и загадок - предлагает тебе задание. Соедини листья так, чтобы получились названия веществ, которые образуются в зелёной «кухне» растения.

    Сахар, крахмал

    4. Составь схему по заданию учебника (с. 77).

    Объясни свою схему. Сравни её со схемами, которые составили другие ребята. Обсудите вашу работу и оцените её.

    5. А здесь напиши от имени своей семьи благодарственное письмо растениям за их вклад в поддержание жизни на Земле.

    Я и моя семья очень благодарны растениям, которые поддерживают нашу жизнь! Растения дают нам кислород, еду и многое другое. Без растений наша планета превратилась бы в пустыню с голыми скалами и не было бы на планете ни животных, ни нас людей.