• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Меня часто спрашивают, почему один из тренингов нашей компании называется «Профессия руководитель» и почему я считаю руководителя отдельной профессией в современном бизнес мире. Давайте обратимся к понятиям. Что такое «профессия»?

    Профессия (англ. Profession) - устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков, и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием.

    То есть профессия определяется: знаниями, навыками, опытом и функциями.

    Если взять руководителя любого уровня и проанализировать его деятельность на наличие соответствующих критериев, которые определяют профессию, можем отметить, что:

    • руководитель имеет определенный функционал, отличный от других специалистов (он должен планировать, распределять задачи, координировать работу подчиненных, контролировать выполнение, обучать, мотивировать, давать обратную связь и т. п.)
    • руководитель обязан обладать определенными знаниями (общими знаниями менеджмента, психологии трудового поведения человека, деловых норм поведения, теории лидерства и пр.)
    • руководителю необходимо владеть специальными навыками (определения целей, каскадирование целей в задачи, постановки задач, оценки исполнения, обучения взрослых людей и пр.)
    • и кроме всего прочего, руководитель должен обладать управленческим опытом или стремлением получить его.

    То есть, если маркетолога назначили директором по маркетингу или руководителем отдела маркетинга, с этого момента он является обладателем двух профессий: маркетолог и руководитель.

    И, как любой другой профессии, быть руководителем необходимо учится.

    Профессии руководитель не обучают в ВУЗах, при этом именно эта профессия обеспечивает прибыльность и управляемость бизнеса!

    Знаете, здесь хочется привести некую метафору. Очень странной была бы ситуация, если бы мы остановили в больнице лучшего санитара и сказали: «С этой минуты - вы Врач! Идите, практикуйтесь, набирайтесь опыта, пробуйте…»

    Так почему же так часто в компаниях назначают на позицию руководителя лучшего продавца (оператора колл-центра, маркетолога, клиент-менеджера, бухгалтера…) и не обеспечивают молодому руководителю возможности получить комплексное обучение по профессии Руководитель? Почему во многих компаниях работают руководители, стаж управления которых 3-5-7 лет, но которые не имеют базовых понятий менеджмента и управляют исключительно с помощью интуиции или подражая вышестоящим управленцам?

    Очень интересное наблюдение. В европейском менеджменте, в Японии и США, когда человек готов стать руководителем, его активно обучает компания, сотрудник проходит базовые профессиональные программы, а когда он становится руководителем, сам сотрудник продолжает с удвоенными усилиями развиваться как управленец, совершенствуясь в профессии Руководитель, зачастую вкладывая свои средства в обучение и развитие, посещает клубы и тематические мероприятия.

    В нашей стране действует немного другой сценарий развития событий. Сотрудник, решивший стать руководителем, начинает активно развиваться по своей специальности, совершенствуясь как эксперт, стремясь стать лучшим специалистом, чтобы его заметили и сделали руководителем. И вот настает долгожданный момент повышения, специалист становится руководителем - и куда-то пропадает жажда знаний и тяга к обучению. Освоение профессии переходит в режим проб и ошибок, личного опыта, подражания вышестоящему боссу.

    И получается как в стихотворении Самуила Маршака, что руководитель, важнейший компонент бизнеса, который влияет на прибыльность, имидж, стратегию, пропадает:

    Не было гвоздя - подкова пропала.
    Не было подковы - лошадь захромала.
    Лошадь захромала - командир убит.
    Конница разбита - армия бежит.
    Враг вступает в город, пленных не щадя,
    Оттого, что в кузнице не было гвоздя

    Мы за то, чтобы прежде чем стать функционально руководителем, люди качественно изучали теорию и практику менеджмента, четко понимали свой план развития в профессии руководитель, имели возможность пройти «стажировку» в профессии руководитель в формате наставничества или замещения.

    Мы за то, чтобы действующие руководители постоянно углубляли свои знания и оттачивали навыки управления, своевременно отслеживали тенденции современного менеджмента и рынка труда, гибко и быстро реагировали на изменения.

    Именно поэтому мы первые на тренинговом рынке Украины выбрали своей специализацией комплексное обучение и развитие руководителей, и по-прежнему остаемся компанией с узко специализированной направленностью.

    Именно через работу с руководителем проще и быстрее всего повысить прибыльность компании, и нам радостно видеть, как с каждым днем отечественные компании вкладывают все больше и больше времени, финансов и усилий в обучение управленцев. Пока немного отстают от крупных компаний представители малого и среднего бизнеса, но мы верим, что это всего лишь вопрос времени.

    В моей более чем восьмилетней практике обучения были совершенно разные участники - и по возрасту, и по статусу, и по профессиональной принадлежности. Обучать руководителей - это очень особенный процесс, требующий колоссальных усилий, высочайшего качества и результативности.

    Если говорить об особенностях обучения управленцев, можно выделить такие составляющие:

    • высокий уровень ответственности и осознанности;
    • требовательность к практичности и полезности для работы и бизнеса;
    • проблемный подход к обучению;
    • ограниченность временных ресурсов;
    • обучение через постоянную интерактивность и вовлеченность;
    • потребность в командной работе и проектных задачах;
    • высокие требования к тренеру, к его профессионализму, практическому опыту и авторитету.

    В первую очередь надо помнить, что руководитель - это человек с высоким уровнем ответственности и осознанности , по крайней мере, наши участники именно такие. А значит - он каждый раз оценивает обучение на предмет полезности для бизнеса, для своей ежедневной работы, и любое обучение руководителя должно состоять только из полезных и применимых инструментов. Никакой «воды»!

    Именно поэтому мы строим свои тренинговые блоки и индивидуальные уроки в соответствии с запросом наших участников, даже если речь идет об открытых программах. Бывали случаи, когда приходилось практически полностью «перекраивать» тренинг уже во время проведения, чтобы участники получили максимум пользы от обучения.

    Очень важно понимать, что чаще всего обучение выбирается исходя из управленческой проблемы или задачи , и следовательно, руководитель, который обучается, надеется и планирует решить эту задачу уже во время обучения или после пройденного обучения.

    Чтобы реализовать эту цель обучения управленца, мы тщательно диагностируем вместе с нашими клиентами те проблемы и задачи, которые встречаются в их работе, создаем аудиторные и онлайн продукты для решения этих задач.

    Например, в последнее время важнейшей задачей управленцев стало создание и поддержание качественной и продуктивной корпоративной культуры, развитие бренда работодателя, управление деловой репутацией. Именно под этот запрос у нас разработан ряд программ, которые ведет Оксана Немерюк: бесплатный вебинар «Корпоративная культура в компании»; двухдневный тренинг «Коммуникация в работе руководителя как инструмент развития корпоративной культуры»; однодневный практикум «Сложная коммуникация в управлении: обратная связь и интервью при увольнении» и т. д.

    Особенностью нашего обучения есть использование кейсов самих участников. Уже во время обучения руководитель решает ряд своих управленческих задач. Кстати, очень приятно одна из фраз, которая чаще всего звучит в отзывах участников: «во время тренинга я решил…»

    Еще одной экстра важной особенностью обучения управленца есть ограниченность временных ресурсов. Многие руководители работают очень интенсивно, часто по 12–18 часов в сутки, берут работу домой, часто задействуют свои выходные под решение рабочих задач. По статистике 74% руководителей регулярно задерживаются на работе, 85% руководителей используют свое свободное время для обдумывания и решения рабочих вопросов.

    Наша цель - снабдить руководителя такими управленческими инструментами, чтобы он мог работать не более 8 часов в сутки, уделял качественно время семье, отдыху, здоровью и развитию. Даже время на обучение мы оптимизируем любым доступным образом. Для этого мы часть программ делаем в формате онлайн курсов, вебинаров, модульного обучения. Чтобы управленец мог пройти их в удобное для него время.

    Например, вся теоретическая часть практикума «Мотивационный менеджмент: инструменты мотивации в работе руководителя» сделана в формате видео-урока по теории мотивации, а тренинг «Технологии креативности в управлении» продолжается для участника еще несколько недель в тренировочном онлайн-режиме через портал.

    Для руководителей, у которых есть необходимость изучать торию менеджмента, но нет возможности делать это в аудиторном формате, мы приготовили бесплатный онлайн курс из 12 уроков «Личная эффективность руководителя».

    И, конечно же, руководитель просто обязан постоянно тренироваться в командном взаимодействии. Выполнение проектных задач, работа в малых группах, командные задания имеют громадный вес как в тренинговом режиме, так и в режиме поддержки. С февраля у нас начал работать Клуб успешных руководителей страны «КУРС», где встречаются единомышленники, можно сказать, управленческая элита страны. А с марта стартует Кейс-клуб для управленцев - место, где каждый руководитель может попрактиковаться в решении сложных кейсов или вынести на рассмотрение свой.

    Если говорить глобально, то основной задачей в работе нашей компании – это поднять уровень качества управленцев нашей страны, тем самым активно влиять на экономическое состояние Украины. Ведь профессиональный руководитель - это основа бизнеса, а стабильный и процветающий бизнес - залог благополучия страны.

    Скажу больше, если первый трудовой опыт человек получил под управлением грамотного руководителя, то желание работать и любовь к труду останется у него на всю жизнь. В противном же случае, если первым руководителем станет самодур, неуч, без призвания быть руководителем, человек разочаруется в работе, сформирует стойкую установку «работа - это бремя, лишь бы пережить с понедельника до пятницы…», останется «трутнем», который старается всячески избежать работы и ответственности.

    Я и моя команда - люди счастливые, первый трудовой опыт получили с руководителями-профессионалами. Мы любим трудиться, делаем свою работу с удовольствием, на высочайшем уровне, вкладывая душу в свое дело. Чего и желаем нашим участникам и их подчиненным!

    Устраиваясь на работу практически каждый амбициозный молодой специалист мечтает "пробиться" на самый верх карьерной лестницы и возглавить компанию, в которой он работает. Другими словами, пределом мечтаний многих вчерашних школьников является профессия директора, одна из самых противоречивых профессий в мире: с одной стороны стать директором не хочет только ленивый, с другой стороны, только ленивый не ругает действующего директора.

    Устраиваясь на работу практически каждый амбициозный молодой специалист мечтает "пробиться" на самый верх карьерной лестницы и возглавить компанию, в которой он работает. Другими словами, пределом мечтаний многих вчерашних школьников является профессия директора , одна из самых противоречивых профессий в мире: с одной стороны стать директором не хочет только ленивый, с другой стороны, только ленивый не ругает действующего директора.

    Но стремясь занять наивысшую руководящую должность в компании многие забывают, что директор - это не только власть, достаток и удовлетворение собственных амбиций, но и огромнейшая ответственность (как материальная, так и криминально-административная). К большому сожалению, мало кто задумывается о том, что за возможность гордо заявить "Я директор компании!" иногда приходится платить непомерно высокую плату, жертвуя своим личным счастьем, а порой и свободой (ведь в случае непредвиденных ситуаций именно директор становится "козлом отпущения" и несет все бремя ответственности за действия своих подчиненных).

    Поэтому мы предлагаем Вам внимательно ознакомиться со всеми особенностями этой профессии, и еще раз хорошо подумать, готовы ли Вы взвалить на плечи ответственность не только за собственные действия, но и за все, происходящее в компании.

    Кто такой директор?


    Высшая руководящая должность компании, предприятия или учебного заведения, наделенная практически неограниченными возможностями для осуществления хозяйственно-финансовой деятельности: от разработки стратегии развития, распоряжениями финансами и осуществления кадровых перестановок до закупки канцелярских принадлежностей и организации корпоративных мероприятий. Необходимо четко понимать, что в отличие от собственника предприятия, директор это назначаемая должность. Поэтому с одной стороны он как бы является главным на предприятии, а с другой стороны все равно остается подчиненным.

    Исторически сложилась так, что наш мир устроен иерархично: кто-то всегда командует, а кто-то подчиняется. Исходя из этого можно смело утверждать, что своими корнями профессия директора уходит в далекое прошлое, когда впервые появились коллективы и группы людей, объединенные одним делом. Название профессии произошло от латинского directum (направлять, управлять), что прямо указывает на основные обязанности директора.

    Отметим, что в современном обществе должность директора принято выделять по направлению его деятельности: генеральный, финансовый, коммерческий, технический, операционный директор и т.д. Достаточно часто должность директора является чисто формальной (номинальный директор), когда обязанности специалиста ограничиваются исключительно подписанием документов.

    Естественно, должностные обязанности не формального директора напрямую зависят от направления его деятельности. Например, операционный директор отвечает за повседневные операции и подчиняется генеральному директору, в свою очередь генеральный директор осуществляет общее руководство компанией и подчиняется непосредственно собственнику предприятия. Тем не менее, существуют и общие должностные обязанности: управление деятельностью компании или подразделения, эффективное использование имеющихся ресурсов, повышение эффективности работы компании или подразделения, организация производственно-хозяйственной деятельности, соблюдение трудовых и производственных дисциплин и т.д.

    Каким личностными качествами должен обладать директор?


    Работа директора предполагает наличие у руководителя, прежде всего, таких личностных качеств, как ответственность и организаторские способности. Кроме того, директор не сможет эффективно выполнять свои обязанности, если не будет обладать:

    • высокоразвитой интуицией;
    • обостренным чувством справедливости;
    • задатками лидера;
    • аналитическим складом мышления;
    • стрессоустойчивостью;
    • коммуникабельностью;
    • способностью находить компромиссные решения;
    • целеустремленностью;
    • стремлением к самосовершенствованию.

    Если же говорить о профессиональных качествах директора, то здесь необходимо выделить необходимость глубоких познаний в:

    • основополагающих правовых актах, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность предприятий;
    • принципах составления бизнес-планов;
    • современных методах управления;
    • основах управления финансовыми активами предприятия;
    • способах организации труда и производства;
    • структурных особенностях предприятий;
    • области экономики и менеджмента.

    Преимущества профессии директор

    Поскольку профессия директора является одной из самых высокооплачиваемых, основным ее преимуществом, конечно же, считается возможность добиться материального благополучия (в России зарплата директора колеблется в пределах 60-200 тысяч рублей).

    Еще одним преимуществом профессии директора можно назвать высокий спрос на таких специалистов (но это касается только тех, кто сумел зарекомендовать себя как эффективный руководитель).

    Ну и самое главное, быть директором - это престижно и респектабельно. Должность директора свидетельствует о том, что человек сумел кое-чего добиться в жизни, а его профессиональные качества были оценены по достоинству. Поэтому и окружающие относятся к нему с уважением и определенным благоговением.

    Недостатки профессии директора


    Самым главным недостатком профессии директора является то, что невозможно получить эту должность сразу же после окончания ВУЗа. Чтобы стать директором необходимо приложить немало стараний и приобрести богатый опыт работы (иногда этот путь занимает несколько десятков лет, и включает в себя преодоление карьерной лестницы от простого рабочего до топ-менеджера).

    Помимо этого в профессии директора можно выделить такие недостатки, как:

    • высокий уровень ответственности;
    • ненормированный рабочий график;
    • напряженная рабочая атмосфера;
    • наличие большого количества рисков.

    Где можно получить профессию директора?

    Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

    Так как по большому счету директор - это не столько профессия, сколько руководящая должность, получить специальность именно с таким названием в ВУЗе невозможно. Основные профессиональные навыки можно получить только в процессе работы. При этом одним из основных должностных требований к директору является наличие, как минимум, одного высшего образования (желательно профильного). Дополнительным преимуществом может стать диплом о дополнительном образовании, полученном в бизнес-школе или в одном из ВУЗов, которые считаются лидерами по выпуску наибольшего количества ведущих топ-менеджеров , которые успешно работают в крупнейших российских компаниях.

    1. Как называется ваша профессия (должность)?

    Должность, которую я занимаю – начальник производственно – технического отдела.

    2. В чем заключается Ваша работа и какие у Вас обязанности?

    Моя работа заключается в подготовке необходимых материалов для участия в тендерах на оказание услуг, также я контролирую заключение договоров на оказание услуг по основным видам деятельности организации, а также их сопровождение в течение срока действия.

    Обеспечению ритмичность выполнения планов производства, предупреждению и устранению ошибок сотрудников и все, то что мешает работать. Разрабатываю и оформляю производственные планы на период, перспективные планы развития предприятия. Анализирую производственную деятельность структурных подразделений.

    3. Какое образование необходимо, чтобы получить Вашу должность?

    Высшее образование, в идеале – экономический, технический.

    4. Опишите свой рабочий день.

    Рабочий день как и у начальника отдела ненормированный. Утром – планерка, обсуждение задач на день и прогнозы результатов. Обед с 12 до 13 часов, но так у нас разница с городами (от 1 до 3 часов), то получается перекусывать между делом, прямо за рабочим столом. Из – этого и после окончания рабочего дня никто не разбегается, все работают и сдают работу в соответствии с рабочим днем Заказчика.

    5. Насколько комфортны условия Вашего труда (целый день на улице, или в офисе с чашечкой кофе)?

    Мы работаем в большом кабинете, где очень много отделов, что довольно удобно. Есть все необходимые условия для работы: кулер для горячей и холодной воды, комната отдыха, где мы можем пообедать.

    6. Что Вам больше всего нравится в своем деле?

    Мне моя работа нравится, тем, что работая очень напряженно и плотно, незаметно проходит день. Не приходится чахнуть от безделья.

    7. Что Вам больше всего не нравится в своем деле?

    Не нравится то, что бывает можно остаться на работе от 2 до 4-х часов и это не всегда дает возможность, что-то спланировать заранее.

    8. Если не секрет, Ваш уровень зарплаты (достаточно написать устраивает или нет)?

    Из-за того, что приходится совмещать свою работу или делать сразу несколько дел сразу, то хотелось бы реально больше.

    9. Опишите Ваш коллектив, какие люди работают вместе с Вами?

    Работают у нас в основном мужчины, так как они как обязаны выезжать на месторождение, т.е работать на «поле»….поэтому женщин мало, что вполне меня устраивает). В основном это инженеры, специалисты-обследователи.

    10. Какие человеческие качества по Вашему мнению наиболее важны в вашем деле?

    Стрессоустойчивость, находчивость так как при таком темпе работы это просто необходимо.

    11. Работа дает мне дополнительные возможности (тут все что дает вам работа кроме денег, от самовыражения и общения с интересными людьми до возможности побывать в различных странах).

    Самоутверждение и согласие с собой. Меня моя работа научила общаться и чувствовать себя важной и нужной! Я не просто сижу и смотрю на мониторы, я приношу пользу людям.

    12. У Вас есть возможность оценить по пятибалльной шкале свою работу, какую оценку Вы бы поставили?

    Оцениваю на пять.

    13. Почему Вы выбрали такую работу?

    Я особо не выбирала. Мне дали возможность расти от менеджера до начальника. В чем себя я просто усовершенствовала.

    14. Какие существуют возможности для вашего карьерного роста?

    Да есть еще несколько ступенек роста, это может заместитель директора по производству или директор по развитию.

    О рекомендациях, например вопрос, что бы посоветовали людям, которые хотят выбрать эту должность. Я например, советую любить свою профессию. Тогда все получится. Эта должность заставила меня многим пожертвовать, так как она требует много сил и нервов, поэтому встречи с друзьями, отпуск и другие радости были ограничены.

    16. Ваша страничка в соц сетях.

    Есть славные профессии - строитель, юрист, врач, архитектор и тысячи других. Им учат в техникумах и вузах. Но на сегодняшний день есть одна, востребованная больше других. Эта профессия стоит в стороне от системы образования. Однако именно она обеспечивает КПД всех остальных. Имя ей - руководитель.

    Чего ждут от руководителя подразделения

    Для понимания сути работы руководителя важно учесть, что он является одновременно начальником (для сотрудников) и подчиненным (для вышестоящего лица). Иными словами, находится «между молотом и наковальней».
    Чего ожидают от руководителя подразделения сверху (генеральный директор, владелец бизнеса):
    - порядка во вверенном подразделении в широком смысле, а именно: когда сотрудники адекватны и лояльны к компании;
    - качества труда - среднего по компании: не хуже и не лучше;
    - отсутствия системных ошибок (когда хронически не получается что-то одно). При наличии таковых владельцы сначала меняют руководителя, а потом штат подразделения.
    Чего ждут от руководителя сотрудники:
    - исполнения роли профсоюзного лидера, то есть отстаивания интересов сотрудников;
    - внимания к успехам, снисходительности к ляпам и нарушениям трудовой дисциплины;
    - создания комфортной зоны определенности в завтрашнем дне;
    - прорисовки очередной ступеньки профессионального роста (для активных сотрудников);
    справедливой зарплаты.
    Как эти интересы увязать друг с другом? Есть замечательная иллюстрация к этой ситуации.
    Однажды одного из лучших дворецких Англии спросили:
    - Скажите, Джон, как вы поведете себя в такой ситуации: вы со своим хозяином идете выбирать костюм и галстук на деловой прием в правительстве. Хозяину очень понравился один галстук к костюму. Но вы видите, что он не в тон и будет нелепо смотреться на деловом приеме. Ваши действия?
    - Никаких проблем, - говорит Джон, - я объясню хозяину, что этот галстук не подходит.
    - Но, Джон, - не унимается репортер, - а если хозяин будет настаивать на своем выборе?
    - Да нет никаких проблем, - снова отвечает Джон. - Я просто вспомню, кто мне платит деньги.
    Работа руководителя строится на презумпции правоты владельца бизнеса или топ-менеджера. С горки виднее. Наша русская тяга к правдоборству любой ценой заслуживает уважения, но к управлению не относится.
    Если вы заметили какие-то ошибки, то нужно убедить высший менеджмент в принятии другого, оптимального, на ваш взгляд, решения. Разумнее это делать с цифрами в руках. Если собственник или главный акционер говорит:
    «Я все равно хочу так», то, по большому счету, деньги - его, и риски, которые он берет, - тоже его. Иначе получится, что руководитель подразделения взял на себя функ-ции собственника, которых на него никто не возлагал, и влезает в роль профсоюзного лидера, которая ему тоже не вручалась.

    Ключевые контрольные точки

    Ключевые функции руководителя: планирование, организация, мотивация, контроль. Но функции не ценны сами по себе. Они имеют смысловое наполнение, только если выполняются для какого-либо конкретного результата. В этом контексте важно понимать типовые контрольные точки, влияющие на достижение (недостижение) сотрудником или коллективом результата.
    Допустим, что R - это тот результат, к которому мы хотим прийти (повышение качества обслуживания, увеличение объема продаж, лояльность клиентов). То есть результат той работы, которую выполняют сотрудники вместе или каждый отдельно взятый.
    На достижение результата влияют два фактора:
    - правильное выполнение сотрудником своей работы (без частых и существенных ошибок);
    - заинтересованное выполнение работы сотрудником.
    Обратите внимание, что к нужному нам результату мы придем при наличии именно этих двух позиций. При условии строго правильного выполнения, но в отсутствие заинтересованности дело не сдвинется. А если у нас очень инициативный неопытный сотрудник, возникает другая серьезная опасность («хуже дурака - только дурак с инициативой»).
    Задача руководителя - соблюдение баланса, когда подотчетные сотрудники умеют выполнять работу правильно и им интересно это делать. Сочетание правильного и заинтересованного выполнения дает нам нужный КПД.
    А это влияет на те самые пять контрольных точек.
    1. Правильное выполнение - когда сотрудники владеют навыками в необходимом объеме. Если сотрудник не умеет что-то делать, задача руководителя - организовать обучение.
    2. Знают ли ваши сотрудники стандарты работы? Есть навыки конкретного сотрудника, а есть опыт и стандарты компании, опыт других людей и компаний. Если мы мало внимания уделяем стандартизации, то сотруднику приходится самому разбираться в работе, периодически делая ошибки. Если руководитель не стандартизирует работу сотрудника, то он обречен на вечное недовольство им, а сотрудник - на недоумение, что же не нравится руководителю.
    Хорошая, сплоченная команда - это коллектив, который формируется двумя одновременными процессами: сплачивание костяка тех, кто понимает задачи, и вымывание тех, кто не понимает (даже если они приносят много денег).
    Владение стандартом работы прямо влияет на правильное выполнение работы. Если сотрудники часто делают ошибки, автоматическая реакция руководителя такова: обратить внимание на то, что случилось, и разобраться, почему пошли ошибки. Единичный ли это случай или ошибки делают несколько человек? Психологический вопрос или проблема на внешне благополучном фоне? Если личностный фактор исключается, то это, скорее, недоработка руководителя.
    3. Зарплата. Имеется в виду не наличие зарплаты как факт и не ее размеры, а прозрачность и понятность начисления. Логика проста: если сотрудник может предварительно рассчитать себе зарплату, это говорит о прозрачности принципа начисления. Если персонал удивляется каждый раз, когда заглядывает в расчетную ведомость, это значит, что зарплата не мотивирует.
    Для сотрудников понятность и прозрачность начисления зарплаты важнее, чем ее размер. Речь не идет о разнице 100$ и 1000$. Но если разница в пределах 10-15%, то мотивирующим является именно фактор прозрачности. Если сотрудник «непрозрачно» получит больше, то воспримет это со стыдливой радостью («а вдруг отберут?»). Причины разночтений при начислении зарплаты необходимо выискивать всегда.
    4. Мотивация. Когда, как часто и в каких случаях мы поддерживаем подчиненных и отмечаем их успех?
    Есть очень простая и эффективная закономерность: если сотрудник что-то делает не так, мы его непременно наказываем, и сотрудник понимает, что он делает что-то не так. Но понимает ли он в этот момент, как правильно? Для этого надо научить сотрудников:
    - вас слышать;
    - отличать оправдания от обоснований;
    - «продавать» свои выговоры подчиненным (донести так, чтобы убедил).
    Становясь руководителями подразделений, вы обязаны знать, что будет результатом управленческого действия. Важно не просто дать распоряжение, а сделать так, чтобы его адекватно услышали. Общение должно идти не однонаправленно. Суть мотивации - ловить людей на «хорошем», за-креплять правильное поведение. Помните: поведение, которое поощряется, - всегда закрепляется.
    5. Контроль. Проверяете ли вы регулярно, как работают сотрудники, есть ли у них блеск в глазах? Рассмотрим ситуацию: персонал не выполняет дистрибьютор-ские обязательства. Что мы делаем в этой ситуации? Наблюдаем (по схеме) за сотрудниками, прислушиваемся к мнению супервайзера, учитываем личный опыт, выясняя степень заинтересованности и правильность выполнения персоналом должностных обязанностей.
    Если сотрудники недостаточно приветливы с клиентами, не предлагают им новинки, неправильно выкладывают товар, то в графе «правильное выполнение» ставим «минус». При заинтересованном выполнении: сотрудники инициативны, в глазах блеск - ставим «плюс». Затем определяем шаги для устранения недостатков в работе. В данном случае потребуется вложить больше средств в обучение, чтобы сотрудники овладели навыками мерчандайзинга, умением аргументированно убеждать руководителя торговой точки. Ведь нередко торговый представитель, приходя в магазин, не умеет правильно предложить товар, рассказать о новинках.
    Если в конкретной ситуации итоговый результат (R) падает, то, прежде чем начать что-то менять, руководитель должен «пробежаться» по пяти ключевым контрольным точкам. Выяснить, как поставлены контроль, стандарты, навыки, зарплаты и мотивация.
    А уж потом...

    Я не люблю формат «Нцать причин», но посты про 13 причин не быть руководителем и про 5 причин в пользу быть стали реальным мотиватором этого поста. В нем я расскажу о том, в чем состоит профессия «руководитель», немного коснусь инструментов управления. Ну, и развенчаю пару мифов, вроде «управлять может только тот, кто очень хорошо разбирается в предметной области».

    Уровни управления

    Начнем с того, что поделим руководителей на уровни в соответствии с тем, какие задачи они должны решать.

    Любая оргструктура спокойно накладывается на эти уровни управления - я специально показал крайние организационные модели по PMBook и антипода «работы на дядю». Руководитель каждого уровня должен обладать своим набором знаний и умений.

    Руководитель - это административно выделенная должность

    Руководитель обладает формальными полномочиями. В любом коллективе есть «неформальные лидеры» или «лучшие среди равных» - они не являются руководителями, несмотря на то, что оказывают существенное влияние на конечный результат

    Несмотря на разность целей каждого уровня субъектом управления является человек

    Даже time management это не «управление временем», а «управление приоритетами конкретного человека - в том числе себя - для максимизации количества выполненных задач в заданный промежуток время». Именно поэтому сравнение руководителя с «водителем машины» некорректно - замена человека в компании ни разу не равно замене колеса (да, да, я знаю, что в теории четко прописанный бизнес-процесс снижает риски при смене сотрудника и повышает скорость его входа в активную фазу, но жизнь еще не приблизилась к идеалу). Лучшей аналогией для задач руководителя являются задачи родителей, которые воспитывают детей. Заметьте, воспитывают, а не дрессируют.

    Если руководителя не будет, результат все равно будет получен

    Чем лучше построена система управления, тем дольше сохраняется «движение по инерции». Или наоборот - люди самоорганизовываются для достижения определенной цели без какой бы то ни было формальной систему управления. Два верхних уровня управления из трех нужны для того, чтобы обеспечить стабильность в будущем (долгосрочной и среднесрочной перспективе), а операционный уровень управления позволяет снижать стоимость и риски при развитии. Для того, чтобы делать одну и ту же привычную работу руководитель не нужен. К сожалению, чем ниже уровень управления, тем болезненней воспринимается данный факт руководителями, вплоть до полного нигилизма. И тогда псевдоруководитель начинает замыкать на себя значимые контакты, технологии, знания, чтобы именно он становился незаменимым. Иначе, чем ему еще заниматься-то?

    Задачей любого руководителя является создание условий для эффективной работы собственных подчиненных

    Под эффективностью в каждом случае должен выбираться конкретный показатель: для одной компании в данный момент времени важно сохранить команду, но при этом не успеть в сроки, а для другой компании в тот же самый исторический момент важно сделать проект точно в срок и плевать, что будет дальше. Если руководитель выполняет работу за своего подчиненного, то это должно быть форс-мажорной ситуацией, которая не должна повторяться в будущем. Даже на оперативном уровне управления, где чаще всего руководителями становятся люди, которые вырастают «снизу» (руководитель отдела бизнес-анализа должен быть бывшим бизнес-аналитиком, решившим сменить профессию), если руководитель берется решать «самые сложные задачи, потому что он все знает лучше всех», то это дорога в один конец. Самые сложные задачи должен решать тот самый неформальный лидер, который формально руководителем не является.

    Инструменты управления должны выбираться не только в зависимости от уровня, но и от конкретной ситуации в компании

    Серьезным заблуждением является мнение, что инструментарий руководителя не устаревает и является универсальным. Это примерно так же «корректно», как утверждение, что «для того, чтобы написать большинство прикладных программ нужно разработать схему хранения данных (типа базы данных), написать бизнес-правила и сделать пользовательский интерфейс». С формальной стороны придраться трудно, а на деле полная чушь. Так же и в профессии руководителя. Нельзя управлять ротой солдат с помощью agile-методик. Нельзя освоить только один инструмент и потом пользоваться только им (классический пример - человек, который умеет пользоваться только молотком, во всем видит гвозди). Например, в предыдущей компании необходимо было хороших специалистов объединить в команду, дать почувствовать значимость собственного результата. В этой ситуации запуск корпоративной газеты, публикация интервью с интересными специалистами, организация «кружка аналитиков» и «кружка архитекторов» позволили достичь заданных целей. В текущей компании наоборот - в команде достаточно много лидеров и необходимо аккуратно делить сферы влияния, чтобы не было соперничества и конкуренции (у нас нет большого количества однотипных специалистов, чтобы внутренняя конкуренция могла «выносить» лучших «наверх»).

    Делегировали, делегировали, да не выделегировали

    Делегирование – это передача полномочий для реализации задачи с ответственностью за результат непосредственно перед тем, кто делегировал ответственность. В данном определении важны все заложенные в него принципы:
    • Делегирование это передача ответственности именно за результат, а не за выполнение «процесса достижения результата» (обязанности исполнять определенные процессы определяются должностной инструкцией и не могут изменяться делегированием)
    • Делегируемые полномочия должны соответствовать уровню делегируемой задачи
    • Ответственность за реализацию задачи не снимается с того, кто ее делегировал – ситуация, когда Петя говорит своему начальнику: «Я делегировал эту задачу Васе, а он не справился, значит, виноват Вася, а не я» при делегировании невозможна.
    Перекладывание ответственности - это не делегирование. Возвращайте ответственность или требуйте полномочий для ее реализации. Для определения того, какие полномочия у меня есть, я пользуюсь собственным методом с названием «А вот возьму, и сделаю!». Он очень прост: реальная ответственность определяется по тем действиям, которые сотрудник может осуществить без утверждения «сверху». Например, чтобы понять, управляю ли я бюджетом проекта, я задаю вопрос: «Могу ли я без согласования потратить какую-то сумму из бюджета проекта по своему усмотрению: выдать в виде премии сотруднику, который, по моему мнению, отличился, купить более удобные средства труда, организовать тренинг на командное взаимодействие, если считаю, что есть проблемы?». Если на этот вопрос ответ «нет», значит, ответственности за бюджет я не несу. И можете обделегироваться.

    «Давай с тобой поговорим, прости не знаю, как зовут» (с)

    Если основным инструментом программиста является клавиатура, аналитика - ручка и бумага, то основным инструментом руководителя является стол для переговоров. Мы управляем людьми, помните? Причем, руководитель не указывает, что нужно делать подчиненным, а создает условия, чтобы они сами говорил: «О, я знаю, что нужно делать» и выскакивали из-за стола с горящими глазами. Ситуация, когда начальник не знает, как зовут собственного подчиненного, говорит о том, что превышено оптимальное количество точек управления. «Точка управления» не равно «количество человек в подчинении». Можно вполне эффективно управлять и более 7 людьми, если среди них можно выделить не более 7 точек управления. Или центров влияния. Например, на предыдущей работе у меня в отделе было более 20 человек - аналитики, архитекторы, программисты и специалисты 2-й линии поддержки. Я знал каждого по имени. Но если мне нужно было провести рабочее совещание, то мне достаточно было вызвать одного-двух аналитиков, одного-двух архитекторов, одного-двух программиста и я точно знал, что принятые решения через них дойдут до всех остальных. В итоге, я обосновал необходимость в собственном заместителе не для того, чтобы разделить функциональные обязанности, а для того, чтобы перейти на тактический уровень управления, оставив операционный на нем.

    Свой среди чужих, чужой среди своих

    Да, отчуждение от подчиненных не просто есть, оно обязано быть. Это не значит, что совместные неформальные мероприятия - табу. Ни в коем случае! Абсолютно нормально на корпоративе выпить с подчиненными и обсудить нового бухгалтера, но уходить с вечеринки руководитель должен первым, не допуская приватных танцев. Вполне естественно интересоваться здоровьем супруги подчиненного и сделать небольшой подарок на рождение у него ребенка, но принимать приглашение на смотрины вряд ли стоит. Курилка с подчиненными - не место руководителя. Его место - курилка с другими руководителями.

    Руководитель всегда не прав. Если руководитель прав - смотри пункт первый

    Единственный путь развития руководителя - все время отвечать на вопрос «Что я сделал не так?» по результатам постанализа. Этот анализ должен происходить как на регулярной основе (раз в период посмотреть, достигнуты ли цели этого периода, если достигнуты, то какой ценой и поставить цели на следующий период), так и после какого-то форс-мажора. Это серьезное испытание для психики, самомотивации и ощущения собственного «Я» у руководителей, не многие с ним справляются. Очень часто псевдоруководители стараются оправдать себя даже перед самим собой, пытаются найти одну ситуацию из десятка возможных, в которой их действия были бы правильными, и пытаются всех уверить, что «он прав, действия правильные, это ситуация во всем виновата». Но если сжать зубы и заниматься поиском ответа на этот вопрос, то практика показывает, что сначала лавина «ну я дурак» превращается в поток, потом в ручеек, а потом просто не выходит за границы рисковых погрешностей. Это называется «правленческим опытом» - руководитель зная, к чему могут привести те или иные его действия «интуитивно» выбирает нужный сценарий развития событий (помните про то, что руководители нужны именно для стабильного развития?).

    Кто я? Кто эти люди? Куда они меня несут?

    Вы хотите стать руководителем? Есть два пути - сверху и снизу. Можно подняться от исполнителя через операционный уровень к тактическому, можно спуститься со стратегического уровня на тактический. Путь «снизу до самого верха» или «сверху до самого низа» тоже возможен, но это, больше исключение, чем практика. Большинство проблем у руководителей связано с тем, что они перепрыгивают через уровни (ну, или их «перепрыгивают» нерадивые управленцы более верхнего уровня). Был парень хорошим программистом, строил отличные архитектурные решения, все за ним тянулись - на тебе, дружок, отдел (это тактический уровень), давай, ты вона какой молодЕц! А мОлодец-то зачах под составлением отчетов, разработки системы показателей эффективности, контроля посещаемости. Или руководитель отдела отлично справляется с отделом - люди у него довольны, проекты идут. Давай-ка в замы, парень! И через три года оказывается, что в компании не осталось эффективных программистов, а те, что остались, программируют на устаревших технологиях.

    Управлять может только тот, кто очень хорошо разбирается в предметной области - пока чувак не поработает уборщицей, дворником, бухгалтером, юристом, программистом, тестировщиком, менеджером проекта, он не должен занимать должность генерального директора компании!

    Надеюсь, теперь мне не нужно как-то специально развенчивать этот устойчивый миф? Чем выше по уровню управления, тем все больше в объекты управления попадают не конкретные задачи, а риски. Топ-менеджер - это, по сути, лучший рисковый менеджер в компании, так как несет ответственность не только за внутренние риски (на них можно влиять), но и за внешние. В отличии от операционного, который должен обладать знаниями, чтобы самому выполнить конкретную задачу, если его подчиненный заболел и некем больше заменить.

    Предлагаю соревнование

    Пишите в комментариях, какие у вас проблемы с управлением, а я по симптомам попробую определить причину и дать рекомендации по выправлению ситуации. Возможно, тогда профессия руководителя получит свою долю уважения, а руководителей перестанут называть руководятлами?