• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В своем творчестве Лев Толстой часто обращается к теме семейных ценностей. Взаимоотношения родителей становятся моделью поведения для детей в будущем.

    Образ и характеристика семьи Курагиных в романе «Война и мир» отражает неприемлемые нормы морали аристократического общества России начала XIX века.

    Князь Василий

    Старший Курагин занимал важное место при дворе Александра I. Отцу семейства было за 50 лет уже в начале повествования, он был дальним родственником Пьера Безухова, которого потом благополучно женил на своей дочери. Князь имел некоторое влияние при дворе, но тщательно экономил свои связи, старался подавать прошения в личных целях, часто отказывая просящим родственникам.

    Чувствуя себя значительным человеком в высшем обществе, он всегда выражался изысканно покровительственным тоном. Василий Сергеевич был отличным чтецом, ему приходилось читать самой царице, поэтому везде князь держался уверенно, посещал вечера исключительно знатных особ, где мог встретить нужных ему людей.

    Вельможа носил мундир со звездами и был всегда вымыт до блеска облысевшего лба. Походка была грациозной, движения свободные, даже фамильярные. Василий Сергеевич говорил басом, способным разрешить все проблемы, которые возникали у него на жизненном пути. Монотонная ленивая речь давала собеседнику понять, что князь говорит о том, о чем прекрасно осведомлен.

    Опыт придворной жизни сделал Курагина самоуверенным, равнодушным к чужому горю, насмешливым ко всем, кто ниже его был по чину. Отеческие чувства мало волновали князя, он считал детей обузой жизни, обоих сыновей называл откровенно глупыми.

    Князь Василий тщательно выбирает круг общения, стараясь проводить время в кругах, где много людей, выше его рангом. Как только выгодное знакомство появлялось на горизонте, Васили без промедления вступал в контакт, без подготовки и раздумий, стараясь не упустить представившейся случай. Каждую ситуацию, возникшую случайным образом, где можно было повернуть дела на свою пользу, герой использовал в полную силу.

    Целью его жизни были новые более выгодные места по службе и нагрудные звезды, подчеркивающие статус и государственную важность.

    Младший сын Анатоль

    Парень обладал высоким ростом и красивой внешностью. Большие лучезарные глаза придавали лицу победоносное выражение, добродушное и веселое. Румянцы на щеках подчеркивали отменное здоровье кавалергарда. Черные брови указывали на молодецкую удаль. Копна русых волос соблазнительно спадала на белый, правильный лоб.

    Сын учился за пределами России. Армейская карьера развивалась удачно при поддержке отца. Имея успех у женщин, Анатоль гордиться своей репутацией ловеласа. В женском обществе щеголь ведет себя свободно, может поддержать разговор на любую тему.

    Петербург вскружил голову начинающему офицеру, он не пропускал ни одного кутежа у Долохова, был заводилой всех скандалов и приключений. Алкоголь будоражил кровь молодому человеку, в пьяном виде он был способный на любой поступок.

    Младший Курагин мог позволить себе многое, не экономил на развлечениях, отец гневался на него за расточительство. Когда денег не хватало, Анатоль тот час одалживал большую сумму, полагаясь, что отец отдаст долги. Этого человека не волновало, что чувствуют люди вокруг него.

    Сватаясь к Марье Болконской Курагин, не задумываясь о последствиях, флиртует с мадамузель Бурьен. Высокомерное отношение к женщинам не уменьшает их интерес к нему, как к знатному жениху. Он свел всех девиц с ума, сам был не против жениться с целью обогащения, высматривал партию с приданным.

    В поле зрения попадает юная Наташа Ростова, которая, будучи помолвлена, ждала Андрея Болконского из Турции. Анатоль употребил все свое умение соблазнения девиц, чтобы завоевать расположение девушки. Влюбившись в подлого обманщика, Наташа решается с ним бежать. Побег сорвала Соня, Ростова узнала возмутительные подробности личной жизни несостоявшегося жениха. В результате алчного замысла помолвку с князем Болконским пришлось расторгнуть.

    Оказалось, что два года назад Курагин женился в Польше под натиском родителей обесчещенной девушки. Сбежав от жены, Анатоль заплатил отцу за то, чтобы в России мало кто знал об этой оплошности.

    Дочь Элен

    Черноглазая красавица обладала античными формами и могла покорить любого мужчину. Девушка была модницей, знала толк в драгоценностях, пользовалась шикарным парфюмом. Княжна без труда обворожила молодого Пьера, наследника огромного состояния. Она разожгла в сердце юноши такую страсть, что он болезненно хотел обладать ею. С помощью отца княжна быстро стала графиней Безуховой, чтобы не упустить добычу.

    Светскую львицу Элен знает весь Петербург, у нее огромное количество друзей. Графиню Безухову посещают послы других государств. Поклонники высшей аристократических кругов России прикладываются к ее руке. Но Толстой считает героиню глупой, может быть, потому что она не сумела прилично распорядиться своим положением, принести пользу обществу с высоты своего статуса.

    Чувственная натура, она любит свое тело, ценит в жизни плотские удовольствия, шампанское и балы. Звезда приемов, украшение праздничного вечера, женщина смогла влюбить в себя даже принца. Это повод считать героиню умной, сам Румянцев посетил ее дом.

    Любовникам Элен нет числа, через постель она устраивает карьеру мужа. Страсть заставляет женщину требовать у Пьера развод. Чтобы добиться своей цели, Курагина принимает католическую веру и ждет от Папы Римского разрешение расторгнуть брачные узы с графом Безуховым.

    Внезапная болезнь приводит к скоропостижной кончине несчастной. Официально женщина ушла из жизни по причине воспаления легких, но ходили упорные слухи, что истинный диагноз относился к венерической теме и скрывался родственниками по причине стыда.

    Сын Ипполит

    Во времена Льва Толстого внешний вид старшего из сыновей князя выделялся из аристократической толпы. Парень тщательно следил за собой, придерживался модных тенденций, но носил вычурные вещи. Герой свои панталоны называл цвета испуганной нимфы.

    Ипполит не знал, куда пристроить тонкие длинные конечности, которые, казалось, двигались самостоятельно. Стараясь придать умное выражение лицу, князь выглядел весьма глупо и смешно. Отец говорит о нем, как о спокойном дураке, по сравнению с буйным Анатолем.

    Одно время Андрей Болконский ревновал героя к своей жене Лизе, хотя считал, что тот ведет себя в высшем обществе, как шут. Его речь выделяется французским акцентом, что часто встречалось в те времена в аристократических семьях. Представители знати говорили лучше на французском языке, чем на родном.

    Ипполит хорошо владеет английским языком. Под протекцией отца князь строит карьеру посла.

    Автор не распространяется о княгине матери, упоминая о ней только как о старой толстой женщине. Курагины лишены моральных ценностей, их жизненным приоритетом является личная выгода, обогащение и праздность.

    Анатоль Курагин - сын князя Василия, офицер, дамский угодник. Анатоль всегда попадает в какие - то неприятные истории, из которых его всегда вытаскивает отец. Его любимым занятием считается игра в карты и кутёж со своим другом Долоховым . Анатоль глуп и не разговорчив, но сам всегда уверен в своей уникальности.

    Он очень красив и одевается по моде, поэтому пользуется популярностью у женского пола. Анатоль привык к тому, что нравится женщинам, поэтому относится к ним с презрением, осознавая своё превосходство. Он не умеет испытывать сильные чувства, не знает, что такое любовь. Анатоль наглый и развращённый человек, он очаровывает Наташу Ростову и хочет её увезти и тайно жениться на ней, хотя сам уже состоит в браке с польской девушкой и от всех скрывает это. Долохов предупреждает его, что за двоеженство он может угодить под суд, но его это не пугает, он просто хочет добиться понравившейся ему девушки, хотя в душе не питает к ней сильных чувств, иначе просто мог бы попросить её руки. Похищение срывается и Пьер изгоняет его из города.­ Курагину приходиться скрываться от Андрея Болконского , который хочет вызвать его на дуэль, за то, что Анатоль отбил у него невесту. Их встреча состоялась только в лазарете: Андрей лежал со смертельной раной, а Курагину ампутировали ногу.

    Официальный постер мини-сериала BBC One "Война и мир", 2016 г

    Лев Толстой явно никому не даёт покоя. Оно и понятно – яркий представитель литературной классики, звезда своего времени, мощь, сила, глубокая философия – что, спрашивается, ещё нужно для полного счастья? Именно поэтому зарубежные режиссёры нет-нет да и берутся, засучив рукава, за то или иное произведение в попытках постигнуть широкую русскую душу. Правда, пока выходит то..., что выходит. То красочная лента Кинга Виндора «Война и мир» с Одри Хёпбёрн в роли Наташи Ростовой, которая хоть и считается культурным наследием, в своё время не избежала громкого провала. То «Анна Каренина» Джо Райта, где дела обстоят ещё хуже, потому что вместо роковой красавицы зрителю является худосочная Кира Найтли с сугубо нерусским лицом. Не то чтобы наша публика имела что-то против заграничных черт, но всё-таки Каренину мы привыкли представлять как-то иначе. По крайней мере, в нашем понимании толстовская героиня, как минимум, должна быть одета, а не сверкать направо и налево обнажёнными частями тела.

    Андрей Болконский (Джеймс Нортон)

    Наташа Ростова (Лили Джеймс)

    Как показывает опыт последних лет, британцы вообще тяготеют к эротике... и к русской литературе. Думаете, несовместимые понятия? Вы недооцениваете английских кинематографистов! «Анна Каренина», можно сказать, была только пробным камнем, впереди нас ждало настоящее откровение.

    Подходит к концу трансляция шестисерийного фильма «Война и мир» (War and Peace), снятого режиссером Томом Харпером по сценарию Эндрю Дэвиса для канала BBC One. Мы уже практически у победного финала, а катарсиса так и не случилось, в отличие, скажем, от «Войны и мира» Сергея Бондарчука. Хотя сравнивать английский «шедевр» с нашей киноэпопеей как-то даже неловко. Если в 1967-м Бондарчук задумывался о концепции, которая будет очевидна человеку начитанному, или, по крайней мере, осведомленному, что «Война и мир» - это для начала литературное произведение, а не сразу кино, то англичане пошли по простому пути.

    Пьер Безухов (Пол Дано)

    Княгиня Анна Павловна (Джиллиан Андерсон)

    Толстовский непередаваемый подтекст, рефлексия персонажей (надо заметить, не только центральных) и, в конце концов, какая-то телесность, осязаемость героев, всё это оказалось в английской версии лишним. Англичане создавали свою экранизацию в расчёте на тех, кто, скорее всего, романа не читал, а готов довольствоваться только историей сценариста Эндрю Дэвиса, которая куда больше напоминает краткое перечисление событий монументального труда Льва Толстого. Когда-то Дэвис уже имел честь поработать с текстом романа – первый 20-серийный фильм с Энтони Хопкинсом в роли Пьера Безухова вышел еще в 1972 году и даже принес актеру премию BAFTA.

    К чести создателя нового произведения по мотивам Толстого, стоит отметить, что все события соблюдены в строгом соответствии с первоисточником, правда, слегка приукрашены. И то верно, кому интересно будет смотреть на душевные терзания тюфяка Пьера Безухова (который в английской версии, увы, другого звания никак не заслуживает), лучше будет показать, как его жена Элен (кстати, в телесериале она куда больше напоминает развратную нимфоманку, нежели представительницу высшего общества) совокупляется с любовником и по совместительству родным братом Анатолем Курагиным. Как показывает многолетний опыт, для человека, далёкого от кинодраматургии да и от искусства в целом, обнажённые тела видеть как-то спокойнее, дескать, и у них, у персонажей то есть, всё как у людей.

    Анатоль Курагин (Каллум Тернер)

    Элен Курагина (Таппенс Мидлтон)

    Толстой при написании оригинального текста, вероятно, сцену плотской любви брата и сестры Курагиных просто забыл расписать, зато Дэвис досадную несправедливость исправил. Кстати, опытные литературоведы считают, что Лев Николаевич на инцест всё-таки намекал, но тонко, мол, кто поймёт, тот поймёт. Создатели же фильма намёками предпочли не ограничиваться и показать загадочную русскую душу во всей красе: тут и сцены грязной любви, и батальоны голых мужчин во главе с Болконским, и практически наглядное руководство по принятию родов, и кишки, торчащие из трупов на поле боя, короче говоря, всё, чтобы у зрителей точно не возникло желания читать непосредственно сам роман.

    Режиссёр и сценарист своих намерений не скрывают, мол, фильм для тех и задумывался, кто Толстого не собирается изучать прицельно. Да что там, сами актёры заветных четырех томов не держали в руках – говорят, такой объём мало кому по зубам, и времени, если честно, совсем нет.

    Сцена купания русских солдат, кадр из 5-й серии, на переднем плане - персонаж актера Оскара Пирса

    Так что совсем не удивительно, что, благодаря такому своеобразному продвижению классики в массы, в твиттере очень скоро образовалось сообщество, посвящённое новому хиту, в частности, на обсуждение выдвинуты вопросы: «Кого предпочтёт Наташа – Анатоля или Андрея?» (в финале зрителей ждёт невероятный сюрприз) и «Легально ли демонстрировать на экране мужские половые органы в праймтайм?» Вторая тема, кстати, затмила все иные обсуждения после показа пятой серии (в минувшие выходные). Твиттер взорвался комментариями один другого краше. Сериал тут же предложили переименовать в War and Penis.

    Герои, стоит отметить, в английской версии «Войны и мира» сказочно хороши собой: Наташа (Лили Джеймс) много и звонко смеётся, Пьер (Пол Дано) хоть и тюфяк, но тюфяк симпатичный, Болконский в исполнении Джеймса Нортона и вовсе похож на волшебного принца, так что пережить его безвременную кончину неподготовленному зрителю будет тяжело.

    Судя по всему, в новое произведение кинематографического искусства вложено колоссальное количество сил и средств – костюмы, локации (ради достоверности съёмочная группа даже зафиксировала разные планы Санкт-Петербурга), правда, от Толстого в сериале ничего не осталось кроме, разве что, названия. Так что «Война и мир» Харпера может стать отличным примером того, как снимать не нужно, а по-русски говоря: не умеешь – не берись. Ну или назови эту эротическую фантазию по мотивам русской классики как-нибудь иначе.

    Наташа Ростова и Князь Андрей, кадр из сериала BBC One

    Меню статьи:

    Проблема взаимоотношений в семье – одна из ключевых тем, интересовавших Л.Н. Толстого. Возможно ли достичь счастья в семейной жизни и как это сделать – это становится буквально центральной проблемой многих произведений Толстого. Роман «Война и мир» не стал исключением. Описания аристократических семей дают возможность не только воссоздать картину типичного высшего общества, но и узнать о взаимоотношениях и принципах взаимодействия людей различных темпераментов и жизненных позиций.

    Состав семьи, положение в обществе

    Семья Курагиных – одна из самых влиятельных семей в аристократических кругах. В этом заслуга нескольких аспектов. В первую очередь необходимо отметить, что такое положение семьи создавалось не одним поколением. Значительное влияние было достигнуто благодаря стараниям князя Василия, который имел престижную должность и влиятельные знакомства в правительственной верхушке.

    Следующее поколение мало придавало значения поддержанию статуса семьи – они лишь пользовались достижениями своих предков.

    Предлагаем ознакомиться с Льва Николаевича Толстого.

    На момент повествования семья Курагина состоит из князя Василия Сергеевича, княгини Алины и их троих детей: Ипполита, Анатоля и Елены.

    Василий Сергеевич Курагин и Алина Курагина

    Василий Сергеевич Курагин – глава семейства Курагиных. В начале романа ему больше 50-ти лет. Он достиг значительных высот в своей службе. Князь Василий был важным чиновником, он даже лично знал императрицу. Кроме того, среди его знакомых были и другие чиновники из верхушки правительственного аппарата. Такое знакомство он поддерживает не исходя из общих интересов, а ради корысти – такие значимые связи сослужить отличную службу и помочь решить важные вопросы.


    Князь Василий умеет пользоваться расположением людей, он обладает талантом убеждения. Кроме того, он умеет втираться в доверие. К сожалению, такая тенденция работает только с посторонними людьми.

    По отношению к своим членам семьи его талант дает существенные промашки, а его дети время от времени совсем выходят из-под родительского контроля.

    Князь Василий женат. Княгиня Алина – его жена – практически не описана Толстым. О ней известно, что она толстая и не совсем привлекательная женщина. У них в браке родилось трое детей. Внешность ее дочери Елены становится предметом зависти княгини Алины. Это чувство настолько сильное, что не позволяет женщине полноценно жить.

    Ипполит Васильевич Курагин

    Возраст этого сына княгини Алины и князя Василия не указан. Известно, что он состоит на службе в посольстве в должности секретаря. В отличие от других детей, Ипполит не отличается красотой и привлекательностью. Он обладает спокойным темпераментом. Молодой человек сдержан и учтив.

    Умственные способности Ипполита желают лучшего – он довольно глупый человек, но при этом обладает талантом к изучению иностранных языков – Ипполит хорошо владеет английским и французским.

    Анатоль Васильевич Курагин

    В отличие от спокойного Ипполита, Анатоль в прямом смысле этого слова стал головной болью князя Василия. Младший сын Курагиных – любитель роскошной и вольготной жизни – пьяные дебоши, постоянные гулянья, проигрыши в карты – это все доставляло немало хлопот Василию Сергеевичу.

    Точный возраст Анатоля в романе также точно не указан – единственный его возрастной маркер – «молодой человек». Анатоль не женат. Да, учитывая его поведение и пристрастие к кутежам и дебошам, это не удивительно.

    Анатоль Курагин привык играть чувствами людей. Так, например, он из прихоти расстраивает помолвку Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Чувство вины или неловкости при этом молодой человек не испытывает. Мысль о том, что он не просто создал неприятности своими действиями девушке, но и нанес ей психологическую травму, его даже не посещает.

    Сватовство его к Мари Болконской также не отличается тактичностью. Мари была далеко не красавица, брак с ней был крайне выгодной партией в материальном плане для Курагиных, однако вольготное поведение Анатоля и его заинтересованность прислугой стали причиной отказа.

    Князь Василий пытался дать своим детям хорошее образование. Анатоль учился за границей (скорее всего во Франции), но, все было без толку – научить чему-либо человека, не желающего обучаться, стало непосильной задачей.

    Анатоль прожигал свою жизнь – его не интересовали ни возможность сколотить состояние, ни военная служба, ни гражданская. Единственное, что вызывало у него удовлетворение – пьянки и общество женщин.

    Итог жизненного пути Анатоля крайне не определен. Последние известия о нем мы узнаем в госпитале, куда князь Андрей Болконский попал после ранения. Именно там он встретился со своим заклятым врагом, но положение Анатоля было крайне жалким – после ампутации ноги он никак не мог прийти в себя. Предположительно, что Анатоля постигла смерть.

    Елена Васильевна Курагина

    Не менее колоритным персонажем семьи является дочка князя Василия и княгини Алины – Елена. Красавица Елена обладала восхитительной внешностью. Тонкий стан, правильные черты лица, пропорциональное строение тела всегда привлекало мужчин различных возрастов и вызывало чувство зависти у женщин.


    Умом же, как и все дети Курагиных, Елена не отличалась, а вернее отличалась его отсутствием, но в отличие от своих братьев у девушки прекрасно получалось создать иллюзию его присутствия. Определенная мимика, задумчивый вид, помогали убедить окружающих, что она девушка незаурядного ума.

    Елена очень падка к деньгам – ради богатства она выходит замуж за Пьера Безухова, ломая при этом и свою жизнь, и его. Мнительный Пьер не смог пресечь развратное поведение жены и в итоге стал причиной насмешек и издевок со стороны окружающих. Елена умела поставить себя в отношениях с мужем – он верил ей вопреки всем слухам и даже после анонимного письма о любовных похождения Елены не хотел поверить в ее предательство.

    Многочисленные любовники Елены – не единственное темное пятно в ее биографии. В свое время ходили слухи о влюбленности Елены и Анатоля и, хотя доказательств их любовной связи в романе нет, все же многочисленные намеки дают понять, что, вполне вероятно, одной платонической любовью дело не закончилось.

    Елена всегда ценила в людях только внешнюю привлекательность, поэтому не удивительно, что со временем ее неприязнь к тучному и не отличающемуся красотой Пьеру стала ее тяготить.

    Единственный вариант женщина видит в разводе, но это не позволяет сделать ее религия. Для этой цели Елена становится католичкой, однако осуществить свое намерение она не успела – девушка скоропостижно умирает. Точная причина ее смерти не известна, предположительно, что Елена умерла вследствие кровотечения открывшегося после неудачной попытки избавиться от нежелательной беременности.

    Таким образом, семейство Курагиных не отличается высокоморальностью или благородством. Практически все представители семьи были охвачены жаждой денег, привязанностью к разврату. Курагины не отличались гуманным отношениям к окружающим, а больше всего в людях ценили внешнюю красоту и привлекательность.

    Семья
    князя Василия Курагина.

    Для Толстого мир семьи - основа человеческого
    общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности.
    Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства,
    безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные
    черты этого семейства.
    И сколько разрушений Курагины внесли - князь
    Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!
    Курагины - третье в романе семейное объединение -
    лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она,
    несомненно, есть - инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода
    круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная,
    настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи -
    Ростовы, Болконские - имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне
    безмерное нравственное превосходство;но все же вторжение
    низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.
    Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие
    моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных
    желаний.

    Князь Василий Курагин Главой всего этого семейства является князь Василий
    Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он
    был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со
    светлым выражением плоского лица." Говорил князь "на
    том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали
    наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые
    свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил
    всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы". В глазах светского общества князь
    Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой
    восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно
    посмеивающийся". На словах он был порядочным, отзывчивым человеком,
    но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием
    казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.
    Князь Василий " знал, что влияние в свете - капитал, который надо
    беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за
    всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко
    употреблял это влияние". Но, вместе с тем, он
    иногда испытывал угрызения совести. Так, в деле княгини Друбецкой, он
    почувствовал "что-то вроде укора совести", так как она напомнила ему,
    что "первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу". Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя
    выражаются они скорее в стремлении "пристроить"
    своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны
    Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей.
    "…И зачем
    родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я
    бы не в чем не могла упрекнуть вас". На что князь ответил: "Что
    же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что
    может отец". Князь
    вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер "женить
    блудного сына Анатоля" на княжне Марии Болконской,
    узнав, что княжна богатая наследница, он говорит:
    "она
    хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий
    совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке
    с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно
    непрерывное увеселение.
    Впитали в себя все низменные, порочные черты князя
    Василия и его дети.

    Элен Курагина
    Элен - воплощение внешней красоты и внутренней
    пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся"
    улыбку и "античную красоту тела", она напоминает прекрасную,
    бездушную статую. В салон Шерер Элен входит "шумя своею белою бальною
    робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и
    бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно
    предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень
    открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск
    бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени
    кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и
    слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить
    действия этой красоты".
    Элен олицетворяет безнравственность и порочность.
    Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие никаких моральных норм,
    живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает
    в брак только ради своего собственного обогащения.
    Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает
    животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. "Я
    не такая дура, чтобы иметь детей" - признается она. Еще,
    будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством
    своей личной жизни.
    Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела,
    эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать
    свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу
    ее манер и заученности некоторых фраз и приемов. Бесстыдство проявлялось в ней
    под такими грандиозными великосветскими формами, что возбуждало в других чуть
    ли не уважение.
    Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то
    время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет
    по-своему принимал участие в этой борьбе ("не говорили по-французски и
    ели простую еду"), в кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались
    слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к
    примирению".
    Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы
    стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском
    дворе. Но вот двор возвращается в Петербург.
    "Элен,
    возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в
    затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым
    покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве.
    В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое
    следствие ее собственных интриг. "Графиня Елена Безухова
    скоропостижно умерла от…страшной болезни, которую принято называть грудной
    ангиной, но в интимных кружках рассказывали о том, как лейб - медик королевы
    испанской предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения
    известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф
    подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный
    Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и
    умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь".
    Ипполит Курагин .
    "…Князь Ипполит поражал своим
    необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на
    сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у
    сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою,
    неизменною улыбкой и необычайною, античною красотой тела. У брата, напротив,
    тоже лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную
    брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как
    будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали
    неестественное положение".
    Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности,
    с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.
    На приеме у Шерер он предстает нам "в
    темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в
    чулках и башмаках". И такая нелепость наряда нисколько его
    не смущала.
    Глупость его проявлялась, в том, что он иногда
    говорил, а потом уж понимал, что сказал. Ипполит часто говорил и поступал
    невпопад, высказывал свои суждения тогда, когда они были никому не надобны. Он
    любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся, к сути обсуждаемой
    темы.
    Характер Ипполита может служить живым примером того,
    что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее
    значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому
    необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать
    душевную пустоту.
    Князь Василий называет Ипполита "покойным
    дураком". Толстой в романе - "вялым и ломающимся".
    Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей
    глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата
    Анатоля.

    Анатоль Курагин .
    Анатоль Курагин, по мнению Толстого, "простой
    и с плотскими наклонностями". Это главенствующие черты
    характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение,
    которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. Характеристика Анатоля у автора такова:
    "Он не был
    в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни
    того, что может выйти из такого или такого его поступка".
    Анатоль целиком свободен от соображения
    ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный,
    животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у
    Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать,
    что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни
    других людей, как посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем.
    Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет
    единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на
    людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы
    сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений,
    колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне
    считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.
    Такая полная свобода дана Анатолю его
    бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как
    Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от
    вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом,
    Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и
    весело.
    Женитьба на "богатой уродливой наследнице" -
    Марии Болконской ему представляется очередным увеселением. "А
    отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает" -
    думал Анатоль.