• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Вот уже четверть века минуло с августовских дней 1991 года, решивших судьбу Советского Союза. Как и положено всякому историческому событию подобного масштаба, Путч успел обзавестись множеством мифов. Центральный из них связан со срывом подписания нового Союзного Договора, намеченного на 20 августа. И правые, и левые сходятся во мнении, что новый договор сохранил бы СССР от распада. Разница состоит лишь в оценке дальнейшего существования страны. Разделял эту точку зрения и автор, покуда не ознакомился с текстом Союзного Договора. Забегая вперёд, России крупно повезло, что сей документ так и остался на бумаге. Однако, обо всём по порядку.

    Необходимое авторское пояснение. Дабы избежать опасности использовать недостоверные сведения, автор воспользовался официальными публикациями Горбачёв-Фонда. В первую очередь это сборник документов «Союз можно было сохранить. Белая книга о политике М.С. Горбачёва...», размещённая на сайте http://www.gorby.ru/cccp/ , который создан сотрудниками фонда.

    Советую включить песню Цоя. Как нельзя лучше выражает дух того времени

    Советский Союз был образован 30 декабря 1922 г. на основе договора, заключённого РСФСР, УССР, БССР и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республикой, объединявшей Азербайджан, Армению и Грузию. Несмотря на краткость – всего-то 26 пунктов, занявших несколько машинописных страниц – договор заложил основы государственного устройства СССР, сохранявшихся в неизменном виде вплоть до конца 1980-х, пока над страной не задули ветры перемен. И загудели, заиграли провода.

    Автор не хочет уподобляться и красным и белым бандерлогам, что кидаются гнилыми бананами в собственное прошлое. Но он никак не может отделаться от впечатления, что люди, стоявшие у кормила власти – в первую очередь, высшее партийное руководство – совершенно не осознавали мощь и колоссальный размах вызовов, с которыми столкнулся СССР. Примером тому является обращение Горбачёва к трудящимся Азербайджана и Армении, опубликованное 26 февраля 1989 г. после начала столкновений в Нагорном Карабахе, когда пролилась кровь и родные места навсегда покинули десятки тысяч беженцев. Оно под спойлером, но я советую прочитать его целиком.


    «Обращаюсь к вам в связи с событиями в Нагорном Карабахе и вокруг него.

    Поднят вопрос о переходе этой автономной области из Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР. Этому придана острота и драматичность, которые привели к напряженности и даже к действиям, выходящим за рамки закона. Скажу откровенно: ЦК КПСС обеспокоен таким развитием событий, оно чревато самыми серьезными последствиями.

    Мы не за то, чтобы уклоняться от откровенного обсуждения различных идей и предложений. Но делать это надо спокойно, в рамках демократического процесса и законности, не допуская ни малейшего ущерба интернационалистской сплоченности наших народов. Нельзя отдавать серьезнейшие вопросы народной судьбы во власть стихии и эмоций.

    Мы живем в многонациональной стране, более того – все республики, многие области, даже города и поселки у нас – многонациональны. И смысл ленинской национальной политики состоит в том, чтобы каждый человек, каждая нация могли свободно развиваться, чтобы каждый народ мог удовлетворять свои потребности во всех сферах общественно-политической жизни, в родном языке и культуре, в обычаях и верованиях.

    Хорошо сказал великий армянский поэт Е.Чаренц, обращаясь к Советскому Азербайджану: “Во имя прошлого безмерного страданья, во имя жизни, нам представшей средь побед, во имя дружного союза, созиданья, – народу братскому мы шлем привет, привет”. И как перекликаются с этим слова великого сына азербайджанского народа С.Вургуна: “Мы живем не по соседству, а друг в друге. Народы издавна брали друг у друга огонь для очага и хлеб насущный”.

    Сейчас самое главное – сосредоточиться на преодолении сложившейся ситуации, на решении конкретных экономических, социальных, экологических и других проблем, накопившихся в Азербайджане и Армении, в духе политики перестройки и обновления, осуществляемой во всей нашей стране.

    Я призываю вас проявить гражданскую зрелость и выдержку, вернуться к нормальной жизни и работе, соблюдать общественный порядок. Наступил час разума и трезвых решений».

    Тем не менее, осознание того, что правовые основы страны требуют серьезного обновления, постепенно проникало и на верхние этажи политической надстройки. Однако сделано было слишком мало и слишком поздно. Впервые вопрос о новом Союзном договоре был поднят в 1989 году при подготовке Пленума ЦК КПСС по национальным вопросам. Разработка же договора началась лишь на следующий год в соответствии с решением очередного Пленума ЦК КПСС, прошедшего 5-7 февраля 1990 г.

    Работы велись широким фронтом. При разработке концепции нового Союзного Договора были использованы: семь проектов Союзного Договора, подготовленных Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, Азербайджаном, Киргизией, Туркменией, Таджикистаном; два проекта, подготовленные Институтом государства и права Академии наук СССР; три проекта, отмеченные премией жюри межрегиональной депутатской группы, и один проект, подготовленный представителями группы политических партий. Концепция документа была одобрена Съездом народных депутатов в конце 1990 года, а с начала следующего рабочая группа специалистов начала окончательную подготовку договора к подписанию.

    Нужно отметить, что Горбачев заранее позаботился о сохранении своей власти. 15 марта 1990 г. Съезд народных депутатов избрал его на пост Президента СССР. Хоть конституция и предусматривала всенародное голосование, однако в данном случае было сделано исключение. Платой депутатам стала новая редакция пресловутой статьи 6 Конституции СССР, в первоначальном виде провозглашавшей КПСС «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций» и что партия «партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма».

    Договор создавался на фоне прогрессирующего развала потребительского рынка и вызванного им парада суверенитетов. Соответствующие декларации принимали даже автономные края. С осени 1990 года в Москве стало невозможно достать в магазинах масло по талонам. Только на рынке и по другим ценам. На следующий год начались перебои с хлебом, автор выстаивал не один час в ожидании батонов с серым крошащимся мякишем. При этом, для уборки урожая начали призыв резервистов. Еще одним штрихом стали новые деньги, появившиеся в 1991 году: с банкнот исчезло обозначение номинала на языках Союзных республик, а с монет государственный герб. Его сменили Спасская башня и купол Большого Кремлевского дворца.

    17 марта 1991 г. прошел референдум о сохранении СССР, правда в Грузии, Армении, Молдавии и Прибалтике он проводился лишь на отдельных предприятиях. Подавляющее большинство высказалось за сохранение Союза. В апреле начался так называемый Ново-Огаревский процесс – серия переговоров Горбачева с руководством крупнейших республик относительно облика обновленного СССР. Итогом стало совместное заявление от 24 апреля, в котором участники переговоров высказались за новый договор, провозглашавший создание Союза Советских Суверенных Республик. 23 июля делегации республик наконец договорились относительно окончательной редакции договора, церемонию подписания которого наметили на 20 августа. Текст документа, опубликованного в «Правде» 15 августа, приведен в вышеуказанной Белой книге, а в посте автор остановится на наиболее любопытных моментах.

    Раздел I провозглашал, что каждая республика – участник договора – является суверенным государством. При этом и сам Союз Советских Суверенных Республик (СССР) являлся суверенным федеративным демократическим государством. Новоявленный Союз Советских Суверенных Республик выступал в международных отношениях в качестве суверенного государства, субъекта международного права – преемника Союза Советских Социалистических Республик. Однако, и государства, образующие Союз, являлись полноправными членами международного сообщества. Они были вправе устанавливать непосредственные дипломатические, консульские связи и торговые отношения с иностранными государствами, обмениваться с ними полномочными представительствами, заключать международные договоры и участвовать в деятельности международных организаций.

    В итоге, СССР после нового союзного договора не имел ничего общего со своим тезкой. Это было рыхлое образование, нечто среднее между Священной Римской империей и Речью Посполитой времен расцвета шляхетских вольностей. При этом в договоре не было ни слова о социалистическом пути развития, он вообще обходил всякую конкретику в области политических вопросов. Особенно тягостным становилось решение вопросов кредитно-денежной политики. При провозглашенной общей валюте требовалось общее согласие, как союзных властей, так и государств-членов, этакое либерум вето. Причем, каждая республика могла проводить автономную эмиссию общей валюты, не считаясь с другими республиками и Союзом.

    Но главную опасность Союзный договор нес для России. Статья 1 указывала, что государства, образующие Союз, входят в него непосредственно либо в составе других государств. Союзные республики имели унитарное государственное устройство, а вот РСФСР была федерацией. Это позволяло многочисленным автономным республикам, округам и областям, провозгласившим к тому времени свой государственный суверенитет, войти в СССР на общих основаниях. При этом, ничто не мешало дальнейшему размежеванию России, общим фундаментальным признаком подписанты провозглашали «демократию, основанную на народном представительстве и прямом волеизъявлении народов, стремятся к созданию правового государства, которое служило бы гарантом против любых тенденций к тоталитаризму и произволу». Излишне говорить, во что это вылилось бы на практике.

    К тому времени массы были беременны идеями регионального сепаратизма. Дальше всех продвинулись сторонники Уральской Республики, по заказу которых Пермская фабрика Гознака изготовила в 1991 году крупную партию расчетных чеков товарищества «Уральский рынок». Они получили название уральских франков и выполнялись на высшем техническом уровне, не хуже находившихся в обороте рублей. Правда, сейчас пережившие бурные 1990-е создатели франков сводят все чуть ли к шутке. В наши дни принято ругать Ельцина за второпях брошенную фразу «Берите суверенитета столько, сколько хотите». Но это было нелегким решением дать самостоятельность, покуда ее не взяли силой.

    Августовские танки, выведенные ГКЧП на московские улицы, сорвали подписание Союзного договора и образование СССР, который не имел бы ничего общего со своим однофамильцем. Интересный момент, ГКЧП создавался членами правительства и верхушкой армии и КГБ, а вот высшее партийное руководство было последовательным сторонником договора и не собиралось сдаваться без боя. Уже 19 сентября «Правда» опубликовала новый вариант Союзного договора, провозглашавшего создание Союза Суверенных Государств. Итоговая редакция, согласованная 14 ноября на заседании глав государств и правительств в Ново-Огарево провозглашала уже создание конфедеративного демократического государства. Однако время было непоправимо упущено. Две недели спустя 1 декабря Украина провела референдум о независимости, а 8 декабря было образовано Содружество независимых государств.

    Считается, что именно Беловежские соглашения подвели черту под земным путем СССР. Однако свое существование СССР, образованный союзным договором 1922 года, прекратил 18 октября 1991 г., когда в Кремле Президент СССР и руководители 8 республик (без Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали Договор об экономическом сообществе суверенных государств.

    Преамбула договора недвусмысленно говорила, что его заключают «Независимые государства, являющиеся и бывшие субъектами Союза Советских Социалистических Республик, безотносительно к их нынешнему статусу, выражая волю своих народов к политическому и экономическому суверенитету, закрепленную в актах, принятых высшими законодательными органами государств …». При этом, в статье 9 говорилось, что подписанты признают «основой подъема экономики являются частная собственность, свобода предпринимательства и конкуренция. Они создают условия, способствующие деловой активности, и законодательно ограничивают вмешательство государства в хозяйственную деятельность предприятий».

    Есть еще один любопытный момент в части оценки правомочности заключения Беловежских соглашений Россией, Украиной и Белоруссией. Они ведь стояли у истоков создания СССР в 1922 году (ЗСФСР правопреемника не имела), вдобавок Белоруссия и Украина были членами ООН, т.е. субъектами международного права. Вдобавок, право Союзной республики на беспрепятственный выход из состава СССР сохранялось во всех конституциях страны. А отсутствие внятно сформулированного механизма вполне оставляло простор для творчества.

    Однако, решение о создании СНГ еще можно было переиграть, для его вступление в силу требовалась ратификация соглашений Верховными советами стран-участников. Кроме того, оставался и силовой вариант, которым, в конце концов, и решил воспользоваться Горбачев. 10 декабря в Москве собрались командующие военными округами, на совещание с которыми выехал Президент СССР. Но армия не простила Горбачеву его многочисленные попытки свалить ответственность на военных за промахи ЦК КПСС в межнациональных конфликтах и прокатила верховного на вороных. Военные сообщили, что уже перешли под объединенное командование трех руководителей, а спецсвязь явочным порядком ушла под юрисдикцию России.

    В завершении поста автор хочет отметить, что спасением Советского Союза следовало заняться не зимой 1991 года, а – самое малое – на двадцать лет раньше. Его распад стал следствием принципиальных ошибок, допущенных руководством страны, а не следствием заговора рептилоидов или иллюминатов. Иной истории и другого глобуса у нас нет, и нам не стоит плевать в собственное, пусть и не столь далекое, прошлое. Наше настоящие не настолько плохо и лучшим по отношению к памяти погибших или умерших в 1990-е годы, будет не повторять совершенных ошибок.

    Иннокентий Адясов, член экспертно-аналитического Совета при Комитете по делам СНГ Государственной Думы - специально для РИА Новости.

    Первое заседание по подготовке договора состоялось 24 мая 1991 в подмосковной резиденции президента СССР Ново-Огарево (отсюда и название процесса). В нем приняли участие представители девяти республик - РСФСР, УССР, БССР, Азербайджана и пяти центральноазиатских.

    После долгих и моментами весьма напряженных дискуссий в июне удалось прийти к компромиссу: СССР должен трансформироваться в мягкую федерацию. За союзным центром оставались вопросы обороны, безопасности, внешней политики, единой финансовой политики (эмиссия союзной валюты), общей инфраструктуры. В ведение союзных республик передавалось большинство экономических вопросов, вопросы социальной и культурной политики, вводилось гражданство союзных республик.

    Предполагалось, что новым главой союзного правительства станет президент Казахстана . Подготовленный Союзный договор считался открытым к подписанию всеми республиками с 20 августа 1991 года.

    Позиция России

    К августу 1991 года в окружении не было единого мнения о новом Союзном договоре. Вообще, позиция российского руководства по заключению договора была крайне двойственной. С одной стороны, Борис Ельцин выступал за создание обновленного Союза, с другой - уже с зимы 1991 года велись переговоры о создании некой конфедерации России-Украины-Белоруссии-Казахстана "по горизонтали" без участия Союзного центра.

    Мало кто знает, что первая попытка заключения "Беловежских соглашений" была предпринята еще в феврале 1991-го. Эту идею активно поддерживали Борис Ельцин и Леонид Кравчук, тогда глава Верховного Совета Украины. Однако белорусский премьер-министр Вячеслав Кебич и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев выступили против.

    Последовательным сторонником Союзного договора был исполняющий обязанности председателя Верховного Совета РСФСР Руслан Хасбулатов, хотя и высказывал определенные претензии к его тексту. В интервью "Радио Свобода" в августе 2001 года Руслан Хасбулатов вспоминал: "Мы с Ельциным много спорили — идти нам на совещание 20 августа? И, наконец, я убедил Ельцина, сказав, что, если мы даже не пойдем туда, не составим делегацию, это воспримут, как наше стремление развалить Союз".

    За позицией российского руководства крайне внимательно следили в других союзных республиках, прежде всего, на Украине.

    Позиция Украины

    Антисоюзные настроения летом 1991 года были сильны только на Западе Украины и частично в Киеве. Центр Украины и Левобережье активно выступали за подписание договора и сохранение Союза - на референдуме более 70 процентов граждан Украины голосовали за него.

    Украинское правительство же больше всего было озабочено защитой потребительского рынка республики. В ноябре 1990 года на Украине были введены карточки. С того времени украинцы вместе с заработной платой в советских рублях стали получать и разноцветные "простыни купонов", без которых было сложно купить что-то в системе госторговли.

    Некоторые украинские эксперты задним числом стали заявлять, что уже тогда Украина стала вводить собственную валюту. Мягко говоря, они лукавят. Жители российских мегаполисов помнят такие же талоны практически на все потребительские товары - от сигарет до сахара.
    Кризис потребительского рынка был общим для всех. Между тем на фоне общесоюзного кризиса появилось много горе-экономистов, упорно доказывающих, что "Украина кормит весь Союз" и что через несколько лет независимая Украина обязательно станет "второй Францией".

    Объективности ради надо сказать, что подобные разговоры были тогда весьма популярны и в России. "Союзные республики висят на нашей экономике тяжким бременем" - звучало настойчивым рефреном.

    Вопреки расхожему штампу, Запад не был летом 1991 года заинтересован в распаде СССР. Уже вползала в гражданскую войну еще одна социалистическая федерация - Югославия, и получить новый очаг напряженности с ядерным оружием было бы слишком.

    Во время визита в Киев в начале августа 1991 года тогдашний президент США довел до украинского руководства, что Соединенные Штаты не заинтересованы в появлении независимой Украины.

    Почему Союз не состоялся?

    Спустя 20 лет вновь встает вопрос: был ли у нового Союза шанс?

    По мнению непосредственного и активного участника тех событий, бывшего президента Татарстана Ментимера Шаймиева, "как бы там ни было, но Союз имел реальные шансы на сохранение с предоставлением широких полномочий союзным республикам".

    Необходимо сказать, что огромную роль в срыве процесса создания нового Союза сыграл личный фактор. В неприятии конфедерации самым удивительным образом объединились, казалось бы, противостоящие друг другу силы. С одной стороны их составляли "охранители" прежнего СССР из консервативного крыла партийно-государственного руководства (действия путчистов были направлены, прежде всего, на срыв подписания нового Союзного договора). А с другой - активно формирующиеся в то время псевдодемократические элиты, представленные выходцами из республиканского руководства КПСС, которые хотели всей полноты власти на своих территориях - бывших союзных республиках. Не стала исключением в этом смысле и Россия во главе с ее лидером Ельциным.

    После провала ГКЧП Михаил Горбачев еще пытался реанимировать новоогаревский процесс и создать хоть какое-то образование на обломках СССР.

    На 9 декабря 1991 года семью республиками (без Украины и Азербайджана) было намечено подписание договора о создании конфедеративного Союза со столицей в Минске.

    Однако 8 декабря лидеры России, Украины и Белоруссии объявили в Беловежской пуще о роспуске СССР и .

    Большинство населения трех славянских республик посчитало, что Содружество станет новым форматом Союза, однако эти надежды не оправдались.

    Двадцать лет спустя

    Ни одна из бывших союзных республик, включая прибалтийских пионеров выхода из СССР, нефтяной Азербайджан и собственно Россию, не выиграла от распада единого государства, точнее, от разрушения общего экономического пространства.

    Советская экономика имела очень высокий уровень кооперации, до 80 процентов продукции создавалось совместно, а затем распределялось по республикам. Развал общесоюзного рынка привел к обвальному падению производства, галопирующей инфляции, исчезновению наукоемких отраслей производства.

    Наиболее показательны в этом плане проблемы Украины после обретения независимости. Украинская авиакосмическая промышленность из-за разрыва кооперационных связей с Россией и недостатка финансирования в разы снизила объемы производства, были законсервированы многие крайне перспективные проекты, находящиеся в высокой степени готовности.

    Спустя 20 лет многие идеи, заложенные в проекте Союзного договора, вновь становятся актуальными в ходе создания уже Евразийского Союза. и ЕЭП ЕврАзЭС - фактически первые этапы создания нового Союза, прежде всего, экономической направленности.

    Надо надеяться, нынешним политическим элитам постсоветских государств хватит мудрости не повторить ошибки 20-летней давности.

    Проект нового Союзного договора

    Руководство СССР во главе с Михаилом Горбачёвым переходит к следующим действиям:


    • Проведение общесоюзного референдума, на котором большинство избиратетелей высказались за сохранение СССР;

    • Учреждение поста Президента СССР в связи с перспективой утраты КПСС власти;

    • Проект создания нового Союзного договора, в котором права республик существенно расширялись.

    Идея союзного договора выдвигалась народными фронтами прибалтийских республик еще в 1988 г. Центр воспринял идею договора позднее, когда центробежные тенденции набирали силу и налицо был «парад суверенитетов». Вопрос о суверенитете России был поставлен в июне 1990 г. на Первом съезде народных депутатов Российской Федерации. Была принята Декларация о государственном суверенитете РФ. Это означало, что Советский Союз как государственное образование теряет свою основную опору.

    Декларация формально разграничивала полномочия центра и республики, что не противоречило Конституции. На практике же она устанавливала двоевластие в стране.

    Пример России усилил сепаратистские тенденции в союзных республиках.

    Однако нерешительные и непоследовательные действия центрального руководства страны не привели к успеху. В апреле 1991 г. союзный Центр и девять республик (за исключением Прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламентами СССР и России, превратившейся в войну законов.

    В начале апреля 1990 г. был принят Закон «Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР», которым устанавливалась уголовная ответственность за публичные призывы к насильственному свержению или изменению советского общественного и государственного строя.

    Но почти одновременно с этим принят Закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», регламентировавший порядок и процедуру выхода из состава СССР посредством референдума. Был открыт легальный путь выхода из Союза.

    Попыткам Михаила Горбачёва сохранить СССР был нанесён серьёзный удар с избранием Бориса Ельцина 29 мая 1990 года Председателем Верховного Совета РСФСР. Это избрание прошло в упорной борьбе, с третьей попытки и с перевесом в три голоса над кандидатом от консервативной части Верховного Совета Иваном Полозковым.

    Россия также входила в СССР как одна из союзных республик, представлявшая подавляющее большинство населения СССР, его территории, экономического и военного потенциала. Центральные органы РСФСР также находились в Москве, как и общесоюзные, однако традиционно воспринимались как второстепенные по сравнению с органами власти СССР.

    С избранием Бориса Ельцина главой этих органов власти, РСФСР постепенно взяла курс на провозглашение собственной независимости, и на признание независимости остальных союзных республик, что создавало возможность сместить Михаила Горбачёва, распустив все общесоюзные учреждения, которые он мог бы возглавить.

    12 июня 1990 года Верховный Совет РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете, установив приоритет российских законов над союзными. С этого момента общесоюзные органы власти начали терять контроль над страной; «парад суверенитетов» усилился.

    12 января 1991 года Ельцин подписывает с Эстонией договор об основах межгосударственных отношений, в котором РСФСР и Эстония признают друг друга суверенными государствами.

    На посту Председателя Верховного Совета Ельцин смог добиться учреждения поста Президента РСФСР, и 12 июня 1991 года выиграл всенародные выборы на эту должность.

    ГКЧП и его последствия

    Ряд государственных и партийных деятелей, под лозунгами сохранения единства страны и для восстановления партийно-государственного контроля над всеми сферами жизни, предприняли попытку государственного переворота (ГКЧП, известную также как «августовский путч» 19 августа 1991 года). Однако то, как он проводился, напоминает скорее манёвр для ускорения передачи власти.

    Поражение путча фактически привело к краху центральной власти СССР, переподчинению властных структур республиканским лидерам и ускорению распада Союза. В течение месяца после путча объявили о независимости одна за другой власти почти всех союзные республики. Некоторые из них для придания легитимности этим решениям провели референдумы о независимости.

    С выхода в сентябре 1991 года из состава СССР прибалтийских республик, он состоял из 12 республик.

    28 октября 1991 года на пост Председателя Верховного Совета РСФСР избран Р. И. Хасбулатов.

    6 ноября 1991 года указом Президента РСФСР Б. Ельцина деятельность КПСС и Коммунистической партии РСФСР на территории РСФСР была прекращена.

    Референдум на Украине, проведённый 1 декабря 1991 года, на котором сторонники независимости победили даже в таком традиционно пророссийски настроенном регионе как Крым, сделал (по мнению некоторых политиков, в частности, Б. Н. Ельцина) сохранение СССР в каком бы то ни было виде окончательно невозможным.

    14 ноября 1991 года семью республиками из двенадцати (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) было принято решение по заключению договора о создании Союза Суверенных Государств (ССГ) как конфедерации со столицей в Минске. Подписание было намечено на 9 декабря 1991 года.

    Провозглашение независимости республиками СССР

    Ни одна из республик не выполнила при этом всех процедур, предписываемых законом СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР». Государственный Совет СССР (созданный 5 сентября 1991 орган, состоящий из глав союзных республик под председательством Президента СССР) формально признал независимость лишь трёх балтийских республик (6 сентября 1991, постановления Госсовета СССР № ГС-1, ГС-2, ГС-3). 4 ноября В. И. Илюхин возбудил уголовное дело против Горбачёва по статье 64 УК РСФСР (измена Родине) в связи с данными постановлениями Госсовета. По мнению Илюхина, Горбачёв, подписав их, нарушил присягу и Конституцию СССР и нанёс ущерб территориальной неприкосновенности и государственной безопасности СССР. После этого Илюхин был уволен из прокуратуры СССР.

    Подписание Беловежских соглашений и создание СНГ

    В декабре 1991 года главы трех республик, основателей СССР, — Белоруссии, России и Украины собрались в Беловежской пуще (село Вискули, Белоруссия) для подписания договора о создании ССГ. Однако, ранние договоренности были отвергнуты Украиной.

    8 декабря 1991 года они констатировали, что СССР прекращает своё существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Подписание соглашений вызвало негативную реакцию Горбачёва, однако после августовского путча реальной властью он уже не обладал. Как подчёркивал впоследствии Б.Н. Ельцин, Беловежские соглашения не распускали СССР, а лишь констатировали его фактический к тому моменту распад. Примечательным фактом является также и то, что на данный момент оригинал Беловежских соглашений исчез.

    11 декабря Комитет конституционного надзора СССР выступил с заявлением, осуждавшим Беловежское соглашение. Практических последствий это заявление не имело.

    12 декабря Верховный Совет РСФСР под председательством Р. И. Хасбулатова ратифицировал Беловежские соглашения и принял решение о денонсации РСФСР союзного договора 1922 года (ряд юристов считает, что денонсация этого договора была бессмысленной, так как он утратил силу в 1936 году с принятием конституции СССР) и об отзыве российских депутатов из Верховного совета СССР (без созыва Съезда, что расценивалось некоторыми как нарушение действовавшей на тот момент Конституции РСФСР). Вследствие отзыва депутатов, Совет Союза лишился кворума. Следует отметить, что формально Россия и Белоруссия не провозглашали независимость от СССР, а лишь констатировали факт прекращения его существования.

    17 декабря председатель Совета Союза К. Д. Лубенченко констатировал отсутствие кворума на заседании. Совет Союза, переименовавшись в Совещание депутатов, обратился в Верховный Совет России с просьбой хотя бы временно отменить решение об отзыве российских депутатов, чтобы Совет Союза мог сам сложить с себя полномочия. Это обращение было проигнорировано.

    21 декабря 1991 года на встрече президентов в Алма-Ате (Казахстан) к СНГ присоединилось ещё 8 республик: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, было подписано так называемое Алмаатинское соглашение, ставшее основой СНГ.

    СНГ было основано не в качестве конфедерации, а как международная (межгосударственная) организация, которая характеризуется слабой интеграцией и отсутствием реальной власти у координирующих наднациональных органов. Членство в этой организации было отвергнуто прибалтийскими республиками, а также Грузией (она присоединилась к СНГ только в октябре 1993 г. и заявила о выходе из СНГ после войны в Южной Осетии летом 2008 года).

    Завершение распада и ликвидация властных структур СССР

    Органы власти СССР как субъект международного права прекратили существование 25—26 декабря 1991 года. Россия объявила себя продолжателем членства СССР (а не правопреемником, как это часто ошибочно указывается) в международных институтах, взяла на себя долги и активы СССР и объявила себя собственником всего имущества СССР за границей.

    По предоставленным РФ данным, на конец 1991 года пассивы бывшего Союза оценивались в 93,7 млрд $, а активы — в 110,1 млрд $. Депозиты Внешэкономбанка составляли около 700 миллионов долларов. Так называемый «нулевой вариант», по которому Российская Федерация стала правопреемницей бывшего Советского Союза по внешнему долгу и активам, включая и зарубежную собственность, не был ратифицирован Верховной Радой Украины, которая претендовала на право распоряжаться имуществом СССР.

    25 декабря 1991 года Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям», подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного главнокомандующего Советских Вооружённых Сил и передал управление стратегическим ядерным оружием Президенту России Б.Ельцину.

    26 декабря 1991 года сессия верхней палаты Верховного Совета СССР, сохранившей кворум — Совета Республик (образованной Законом СССР от 05.09.1991 N 2392-1), — из которой на тот момент не были отозваны только представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, приняла под председательством А. Алимжанова декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР, а также ряд других документов (постановление об освобождении от должности судей Верховного и Высшего арбитражного судов СССР и коллегии Прокуратуры СССР (№ 143-Н), постановления об освобождении от должности председателя Госбанка В. В. Геращенко (№ 144-Н) и его первого заместителя В. Н. Куликова (№ 145-Н)).

    26 декабря 1991 года и считается днём прекращения существования СССР, хотя некоторые учреждения и организации СССР (например, Госстандарт СССР, Госкомитет по народному образованию, Комитет по охране государственной границы) ещё продолжали функционировать в течение 1992 года, а Комитет конституционного надзора СССР вообще не был официально распущен.

    После распада СССР Россия и «ближнее зарубежье» составляют т. н. «постсоветское пространство».

    Последствия в краткосрочной перспективе

    Преобразования в России

    Распад СССР привёл к практически немедленному началу Ельциным и его сторонниками широкой программы преобразований. Самыми радикальными первыми шагами были:


    • в экономической области — либерализация цен 2 января 1992 года, послужившая началом «шоковой терапии»;

    • в политической области — запрет КПСС (ноябрь 1991 г.); ликвидация системы Советов в целом (21 сентября — 4 октября 1993 года).

    В июле 1991 года Президентом России был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях.

    Межнациональные конфликты

    В последние годы существования СССР на его территории был активно использован потенциал межнациональных конфликтов. После его распада большинство из них немедленно перешли в фазу вооружённых столкновений:


    • Карабахский конфликт — война армян Нагорного Карабаха за независимость от Азербайджана;

    • Грузино-абхазский конфликт — конфликт между Грузией и Абхазией;

    • Грузино-южноосетинский конфликт — конфликт между Грузией и Южной Осетией;

    • Осетино-ингушский конфликт — столкновения между осетинами и ингушами в Пригородном районе;

    • Гражданская война в Таджикистане — межклановая гражданская война в Таджикистане;

    • Первая чеченская война — борьба российских федеральных сил с сепаратистами в Чечне;

    • Конфликт в Приднестровье — борьба молдавских властей с сепаратистами в Приднестровье.

    По данным Владимира Мукомеля, число погибших в межнациональных конфликтах в 1988—96 годах составляет около 100 тыс. человек. Число беженцев в результате этих конфликтов составило не менее 5 млн.человек.

    Раздел Черноморского флота

    Статус бывшего Черноморского флота СССР был урегулирован только в 1997 г. с разделом между Россией и Украиной. Несколько лет он сохранял неопределённый статус, и служил источником трений между двумя государствами.

    Примечательна судьба единственного советского полноценного авианосца Адмирал Флота Кузнецов: он был достроен к 1989 г. В декабре 1991 г. ввиду своего неопределённого статуса прибыл из Чёрного моря и присоединился к российскому Северному флоту, в составе которого остаётся по сей день. При этом все самолёты и лётчики остались на Украине, повторное укомплектование произошло только в 1998 г.

    Безъядерный статус Украины, Белоруссии и Казахстана

    В результате распада СССР число ядерных держав увеличилось, так как на момент подписания Беловежских соглашений советское ядерное оружие дислоцировалось на территории четырёх союзных республик: России, Украины, Белоруссии и Казахстана.

    Совместные дипломатические усилия России и Соединённых Штатов Америки привели к тому, что Украина, Белоруссия и Казахстан отказались от статуса ядерных держав, и передали России весь военный атомный потенциал, оказавшийся на их территории.

    24 октября 1991 года принято постановление Верховной Рады о безъядерном статусе Украины. 14 января 1992 г. подписано трёхстороннее соглашение России, Соединённых Штатов и Украины. Все атомные заряды демонтируются и вывозятся в Россию, стратегические бомбардировщики и шахты для запуска ракет уничтожаются на деньги США. Взамен Соединённые Штаты и Россия дают гарантии независимости и территориальной целостности Украины.

    5 Декабря 1994 года в Будапеште был подписан Меморандум, которым Россия, США и Великобритания обязались воздержаться от использования силы, экономического принуждения и созвать совет безопасности ООН для принятия необходимых мер в случае если возникает угроза агрессии по отношению к Украине.

    В Белоруссии безъядерный статус закреплён в Декларации о независимости и в Конституции. Соединённые Штаты и Россия дают гарантии независимости и территориальной целостности.

    Казахстан в течение 1992—1994 г. передаёт России до 1150 единиц стратегических ядерных вооружений.

    Статус космодрома Байконур

    Крупнейший советский космодром Байконур с распадом СССР оказывается в критическом положении — финансирование обрушилось, а сам космодром оказался на территории Республики Казахстан. Его статус урегулирован в 1994 г. с заключением с казахстанской стороной договора о долгосрочной аренде.

    Распад СССР с точки зрения права

    Законодательство СССР

    До декабря 1993 года Конституция СССР действовала на территории России согласно статье 4 Конституции Российской Федерации — России (РСФСР), несмотря на многочисленные внесенные в неё поправки, исключающие упоминание СССР.

    Статья 72 Конституции СССР 1977 года определяла:

    За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР.

    Порядок реализации этого права, закреплённый законом, соблюдён не был (см. выше), однако был как бы «легитимизирован», главным образом, внутренним законодательством государств, вышедших из СССР, а также последующими событиями, например их международно-правовым признанием со стороны мирового сообщества — все 15 бывших союзных республик признаются мировым сообществом как независимые государства и представлены в ООН.

    А это означает, что чисто юридически в силу несоблюдения республиками процедуры выхода и исчезновения оригинала соглашения, где констатируется распад, СССР существует и поныне, но об этом не принято говорить. Однако страх перед неожиданным «вспоминанием» этого факта у Запада есть и выражается в их культуре:

    Международное право

    Россия объявила себя продолжателем СССР, что было признано почти всеми остальными государствами. Остальные постсоветские государства (за исключением прибалтийских) стали правопреемниками СССР (в частности, обязательств СССР по международным договорам) и соответствующих союзных республик.

    Латвия, Литва и Эстония объявили себя продолжателями соответствующих государств, существовавших в 1918—1940 гг. Грузия объявила себя продолжателем Республики Грузия 1918—1921 гг.

    Молдова не является продолжателем МССР, поскольку был принят закон, в котором указ о создании МССР назван незаконным, что воспринимается многими как юридическое обоснование претензий ПМР на независимость.

    Азербайджан объявил себя продолжателем АДР, при этом сохраняя некоторые соглашения и договоры, принятые Азербайджанской ССР. В рамках ООН все 15 государств считаются продолжателями соответствующих союзных республик, в связи с чем не признаются территориальные претензии этих стран друг к другу (в том числе, существовавшие ранее претензии Латвии и Эстонии к России) и не признаётся независимость государственных образований, которые не были в числе союзных республик (в том числе Абхазии, которая имела такой статус, но утратила его).

    Оценки

    Оценки распада СССР неоднозначны. США — противники СССР в холодной войне восприняли коллапс СССР как свою победу. И даже учредили медаль «За победу в Холодной войне».

    В связи с этим, в США, например, можно часто услышать разочарование в победе: проигравшие войну «русские» по-прежнему являются ядерной державой, защищают национальные интересы, вмешиваются во внешнеполитические споры и так далее.

    Проигравший не проиграл… проигравший не считает, что проиграл… и не ведёт себя так, как потерпевший поражение с самого 1991 года,

    — сказал бывший командующий стратегическими ядерными силами США генерал Юджин Хабигер в интервью, показанном в телепередаче «Репетиция конца света» канала CNN. Или недавняя нашумевшая истерика представителя США в ООН Саманты Пауэр, говорившую Виталию Чуркину о том, что Россия проиграла холодную войну и не имеет право так себя вести, после того как Россия в лице Чуркина наложила вето на резолюцию по Украине.

    25 апреля 2005 года Президент России В. Путин в послании Федеральному Собранию Российской Федерации заявил:

    Прежде всего, следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада к тому же перекинулась на саму Россию.

    Аналогичное мнение в 2008 году высказал президент Белоруссии А. Г. Лукашенко:

    Развал Советского Союза был величайшей геополитической катастрофой 20 века, в первую очередь, из-за разрушения существовавшей системы биполярного мира. Многие надеялись, что окончание «холодной войны» станет избавлением от больших военных расходов, а высвободившиеся ресурсы будут направлены на решение глобальных задач — продовольственных, энергетических, экологических и других. Но эти ожидания не оправдались. На смену «холодной войне» пришла еще более ожесточенная борьба за энергоресурсы. По сути, начался новый передел мира. В ход идут любые средства, вплоть до оккупации независимых государств.

    В октябре 2009 года в интервью с главным редактором Радио «Свобода» Людмилой Телень первый и единственный президент СССР М. С. Горбачёв признал свою ответственность за развал СССР:

    Людмила Телень:

    Вас до сих пор упрекают в том, что вы развалили Советский Союз?

    Михаил Горбачёв:

    Заключение

    Согласно данным шестой волны регулярных международных опросов населения в рамках программы «Евразийский монитор», о распаде Советского Союза сожалеют 52% опрошенных жителей Белоруссии, 68% — России и 59% — Украины; не сожалеют, соответственно, 36%, 24% и 30% респондентов; 12%, 8% и 11% затруднились ответить на этот вопрос.

    Неудавшийся «путч» ГКЧП и завершение перестройки означали не только конец социалистического реформаторства в СССР, но и победу тех политических сил, которые видели в смене модели общественного развития единственный выход страны из затяжного кризиса. Это был осознанный выбор не только власти, но и большинства общества.

    «Революция сверху» в России в 90-х гг. привела к формированию безудержного «свободного» рынка, подчинённого транснациональным корпорациям и ростовщической олигархии. Эти перемены были лишь началом переходного периода экономики.

    В ходе политических преобразований была демонтирована советская система организации власти. Вместо неё началось формирование политической системы, основанной на разделении властей. С введение 13 статьи в Конституцию 1993 года у государства была отобрана возможность назначать цели развития (идеологию), а значит страна стала криптоколонией.

    Из-за передела властных полномочий между ослабленным федеральным Центром и набирающими силу регионы (в первую очередь национальными) усилились центробежные тенденции. В этой ситуации сохранение государственного единства страны явилось важнейшей задачей, которая для СССР не была решена, а вот Россия в начале 2000-ых во многом благодаря В.В. Путину справилась с этой задачей, хотя тенденции вели в сторону разрушения и России, как государства (опять таки в полном соответствии с Директивой 20/1 СНБ США от 18 августа 1948 года).

    Распад СССР радикально изменил геостратегическое положение России. Была разрушена единая система безопасности и обороны страны. НАТО вплотную придвинулось к границам России. В то же время сама Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, оказалась, как никогда прежде, интегрированной во многие международные структуры.

    К началу XXI века Россия утратила статус великой мировой державы. До минимума упал жизненный уровень населения. Необходимо было принять срочные меры для исправления положения.

    Новый стратегический курс был предложен В.В. Путиным, сделавшим ставку на укрепление государственности, опору на народ и достижение через это возрождения и расцвета страны, с учётом всего положительного опыта, накопленного на всех этапах отечественной истории прошлых веков.

    Новый интеграционный проект Евразийского Союза, который официально оформляется 1 января 2015 года, в перспективе объединит много больше стран, чем СССР, потому что Россия вышла из периода неурядиц с новым проектом глобализации по-русски, который выражается в простой идее, которая опирается на философию Русской цивилизации:

    Люди — давайте станем Человеками!

    В долине, где Руслан лежал
    В крови, безгласный, без движенья;
    И стал над рыцарем старик,
    И вспрыснул мертвою водою,
    И раны засияли вмиг,
    И труп чудесной красотою
    Процвёл; тогда водой живою
    Героя старец окропил,
    И бодрый, полный новых сил,
    Трепеща жизнью молодою,
    Встаёт Руслан, на ясный день
    Очами жадными взирает,
    Как безобразный сон, как тень,
    Перед ним минувшее мелькает.

    А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

    Образованный в 1922 г. Союз Советских Социалистических Республик создавался руководством Российской коммунистической партии (большевиков) как база будущей мировой революции. В декларации об его образовании говорилось, что Союз станет "решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику".

    Для привлечения в состав СССР как можно большего числа социалистических республик в первой (и всех последующих) советских конституциях за каждой из них было закреплено право свободного выхода из Советского Союза. В частности, в последнем Основном законе СССР - Конституции 1977 г. - эта норма была закреплена в статье 72. Начиная с 1956 г., в состав советского государства входили 15 союзных республик.

    Причины распада СССР

    С правовой точки зрения СССР был ассиметричной федерацией (его субъекты имели различный статус) с элементами конфедерации. При этом союзные республики находились в неравноправном положении. В частности, у РСФСР не было собственной компартии, академии наук, республика также являлась для остальных членов Союза основным донором финансовых, материальных и людских ресурсов.

    Единство советской государственной системы обеспечивалось Коммунистической партией Советского Союза (КПСС). Она была построена по жесткому иерархическому принципу и дублировала все государственные органы Союза. В ст. 6 Основного закона СССР 1977 г. за компартией был закреплен статус "руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций".

    К 1980 гг. СССР оказался в состоянии системного кризиса. Значительная часть населения разуверилась в догмах официально декларируемой коммунистической идеологии. Проявилось экономическое и технологическое отставание СССР от западных государств. В результате национальной политики советской власти в союзных и автономных республиках СССР сформировались самостоятельные национальные элиты.

    Попытка реформирования политической системы в годы перестройки 1985-1991 гг. привела к обострению всех имевшихся противоречий. В 1988-1990 гг. по инициативе генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева была значительно ослаблена роль КПСС. В 1988 г. началось сокращение партаппарата, проведена реформа избирательной системы. В 1990 г. - изменена Конституция, ликвидирована ст. 6, в результате чего КПСС была полностью отделена от государства. При этом межреспубликанские отношения не подвергались пересмотру, что привело, на фоне ослабления партийных структур, к резкому росту сепаратизма союзных республик.

    По мнению ряда исследователей, одним из ключевых решений в этот период стал отказ Михаила Горбачева от уравнения статуса РСФСР с другими республиками. Как вспоминал помощник генсека Анатолий Черняев, Горбачев "железно" стоял против создания компартии РСФСР и предоставления полноправного статуса российской республике". Такая мера, по мнению ряда историков, могла способствовать объединению российских и союзных структур и сохранить в итоге единое государство.

    Межнациональные столкновения

    В годы перестройки в СССР резко обострились межнациональные отношения. В 1986 г. в Якутске и в Алма-Ате (Казахская ССР, ныне - Казахстан) произошли крупные межнациональные столкновения. В 1988 гг. начался Нагорно- Карабахский конфликт, в ходе которого населенная армянами Нагорно-Карабахская автономная область объявила о выходе из состава Азербайджанской ССР. Вслед за этим последовал армяно-азербайджанский вооруженный конфликт. В 1989 г. столкновения начались в Казахстане, Узбекистане, Молдавии, Южной Осетии и др. К середине 1990 г. более 600 тыс. граждан СССР стали беженцами или вынужденными переселенцами.

    "Парад суверенитетов"

    В 1988 г. развернулось движение за независимость в Прибалтике. Его возглавили "народные фронты" - массовые движения, созданные с разрешения союзных властей в поддержку перестройки.

    16 ноября 1988 г. Верховный совет (ВС) Эстонской ССР принял декларацию о государственном суверенитете республики и внес изменения в республиканскую конституцию, которые позволяли приостанавливать действие союзных законов на территории ЭстССР. 26 мая и 28 июля 1989 г. аналогичные акты приняли ВС Литовской и Латвийской ССР. 11 и 30 марта 1990 г. ВС Литвы и Эстонии приняли законы о восстановлении собственных независимых государств, 4 мая такой же акт утвердил парламент Латвии.

    23 сентября 1989 г. ВС Азербайджанской ССР принял конституционный закон о государственном суверенитете республики. В течение 1990 г. подобные акты приняли все остальные союзные республики.

    Закон о выходе союзных республик из СССР

    3 апреля 1990 г. ВС СССР принял закон "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". Согласно документу, такое решение должно было приниматься путем референдума, назначаемого местным законодательным органом. При этом в союзной республике, имевшей в своем составе автономные республики, области и округа, плебисцит должен был проводиться отдельно по каждой автономии.

    Правомочным считалось решение о выходе, которое поддержали не менее двух третей избирателей. Вопросы статуса союзных военных объектов, предприятий, финансово- кредитные отношения республики с центром подлежали урегулированию в течение переходного периода сроком в пять лет. На практике положения данного закона не были реализованы.

    Провозглашение суверенитета РСФСР

    Декларация о государственном суверенитете РСФСР была принята 12 июня 1990 г. I съездом народных депутатов республики. Во второй половине 1990 г. руководство РСФСР во главе с председателем ВС Борисом Ельциным значительно расширило полномочия правительства, министерств и ведомств РСФСР. Собственностью республики были объявлены находящиеся на ее территории предприятия, отделения союзных банков и др.

    24 декабря 1990 г. Верховный совет РСФСР принял закон, согласно которому российские органы власти могли приостанавливать действие союзных актов, "если они нарушают суверенитет РСФСР". Предусматривалось также, что все решения органов власти СССР вступают в силу на территории российской республики только после их ратификации ее Верховным советом. На референдуме 17 марта 1991 г. в РСФСР был введен пост президента республики (12 июня 1991 г. им был избран Борис Ельцин). В мае 1991 г. была создана собственная спецслужба - Комитет государственной безопасности (КГБ) РСФСР.

    Новый Союзный договор

    На последнем XXVIII съезде КПСС 2-13 июля 1990 г. президент СССР Михаил Горбачев заявил о необходимости подписания нового Союзного договора. 3 декабря 1990 г. ВС СССР поддержал предложенный Горбачевым проект. Документ предусматривал новую концепцию Союза ССР: каждая республика, входящая в его состав, получала статус суверенного государства. За союзными органами власти сохранялся узкий объем полномочий: организация обороны и обеспечение государственной безопасности, выработка и осуществление внешней политики, стратегии экономического развития и т.д.

    17 декабря 1990 г. на IV съезде народных депутатов СССР Михаил Горбачев предложил "провести по всей стране референдум, чтобы каждый гражданин высказался "за" или "против" Союза Суверенных Государств на федеративной основе". В голосовании 17 марта 1991 г. приняли участие девять из 15 союзных республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Узбекская, Азербайджанская, Казахская, Киргизская, Таджикская и Туркменская ССР. Власти Армении, Грузии, Латвии, Литвы, Молдавии и Эстонии отказались от проведения голосования. В референдуме приняли участие 80% граждан, имевших на это право. За сохранение Союза высказались 76,4% избирателей, против - 21,7%.

    По итогам плебисцита был разработан новый проект Союзного договора. На его основе с 23 апреля по 23 июля 1991 г. в резиденции президента СССР в Ново-Огарево велись переговоры между Михаилом Горбачевым и президентами девяти из 15 союзных республик (РСФСР, Украинской, Белорусской, Казахской, Узбекской, Азербайджанской, Таджикской, Киргизской и Туркменская ССР) о создании Союза Суверенных Государств. Они получили название "новогаревского процесса". Согласно договору, аббревиатура "СССР" в названии новой федерации должна была сохраниться, но расшифровываться как: "Союз Советских Суверенных Республик". В июле 1991 г. участники переговоров одобрили проект договора в целом и назначили его подписание на время проведения Съезда народных депутатов СССР в сентябре- октябре 1991 г.

    29-30 июля Михаил Горбачев провел закрытые встречи с лидерами РСФСР и КазССР Борисом Ельциным и Нурсултаном Назарбаевым, в ходе которых договорился о переносе подписания документа на 20 августа. Решение было вызвано опасениями, что народные депутаты СССР проголосуют против договора, который предполагал создание де-факто конфедеративного государства, в котором большинство полномочий передавалось республикам. Также Горбачев согласился уволить ряд высших руководителей СССР, негативно относившихся к "новоогаревскому процессу", в частности, вице-президента СССР Геннадия Янаева, премьер-министра Валентина Павлова и др.

    2 августа Горбачев выступил по Центральному телевидению, где заявил, что 20 августа новый Союзный договор подпишут РСФСР, Казахстан и Узбекистан, а остальные республики сделают это "через определенные промежутки времени". Текст договора для всенародного обсуждения был опубликован только 16 августа 1991 г.

    "Августовский путч"

    В ночь с 18 на 19 августа группа высших руководителей СССР из восьми человек (Геннадий Янаев, Валентин Павлов, Дмитрий Язов, Владимир Крючков и др.) сформировала Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).

    С целью не допустить подписания Союзного договора, который, по их мнению, привел бы к распаду СССР, члены ГКЧП попытались отстранить президента СССР Михаила Горбачева от власти и ввели в стране чрезвычайное положение. Однако руководители ГКЧП не решились на применение силы. 21 августа вице-президент СССР Янаев подписал указ о роспуске ГКЧП и недействительности всех его решений. В тот же день акт об отмене распоряжений ГКЧП издал президент РСФСР Борис Ельцин, а прокурор республики Валентин Степанков вынес постановление об аресте его членов.

    Демонтаж государственных структур СССР

    После августовских событий 1991 г. союзные республики, лидеры которых участвовали в переговорах в Ново-Огарево, заявили о своей независимости (24 августа - Украина, 30 - Азербайджан, 31 - Узбекистан и Киргизия, остальные - в сентябре-декабре 1991 г.). 23 августа 1991 г. президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ "О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР", все имущество КПСС и КП РСФСР на территории России национализировалось. 24 августа 1991 г. Михаил Горбачев распустил Центральный Комитет КПСС и Совет министров СССР.

    2 сентября 1991 г. в газете "Известия" было опубликовано заявление президента СССР и высших руководителей десяти союзных республик. В нем говорилось о необходимости "подготовить и подписать всеми желающими республиками Договор о союзе суверенных государств", на "переходный период" создать союзные координационные органы управления.

    2-5 сентября 1991 г. в Москве состоялся V Съезд народных депутатов СССР (высший орган власти в стране). В последний день заседаний был принят закон "Об органах государственной власти и управлении СССР в переходный период", в соответствии с которым съезд самораспустился, вся полнота государственной власти перешла Верховному совету СССР.

    В качестве временного органа высшего союзного управления, "для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики", был учрежден Государственный совет СССР в составе президента СССР и глав РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Армении, Таджикистана, Азербайджана. На заседаниях Госсовета продолжалось обсуждение нового Союзного договора, который в итоге так и не был подписан.

    Законом также ликвидировался Кабинет министров СССР, упразднялась должность вице-президента Советского Союза. Эквивалентом союзного правительства становился Межреспубликанский экономический комитет (МЭК) СССР, который возглавил бывший председатель правительства РСФСР Иван Силаев. Деятельность МЭК на территории РСФСР была прекращена 19 декабря 1991 г., его структуры окончательно ликвидированы с 2 января 1992 г.

    6 сентября 1991 г., в противоречии с действовавшими Конституцией СССР и законом о выходе союзных республик из Союза, Госсовет признал независимость прибалтийских республик.

    18 октября 1991 г. Михаил Горбачев и руководители восьми союзных республик (без Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали Договор об экономическом сообществе суверенных государств. Документ признавал что "независимые государства" являются "бывшими субъектами СССР"; предполагал раздел общесоюзного золотого запаса, Алмазного и валютного фонда; сохранение рубля в качестве общей валюты, при возможности введения национальных валют; ликвидации Госбанка СССР и др.

    22 октября 1991 г. вышло постановление Государственного совета СССР об упразднении союзного КГБ. На его базе было предписано создать Центральную службу разведки (ЦСР) СССР (внешняя разведка, на базе Первого главного управления), Межреспубликанскую службу безопасности (внутренняя безопасность) и Комитет по охране государственной границы. КГБ союзных республик переводились "в исключительную юрисдикцию суверенных государств". Окончательно общесоюзная спецслужба была ликвидирована 3 декабря 1991 г.

    14 ноября 1991 г. Госсовет принял постановление о ликвидации всех министерств и других центральных органов государственного управления СССР с 1 декабря 1991 г. В тот же день главы семи союзных республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, РСФСР, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) и президент СССР Михаил Горбачев договорились подписать 9 декабря новый Союзный договор, согласно которому Союз суверенных государств будет образован, как "конфедеративное демократическое государство". Азербайджан и Украина в него войти отказались.

    Ликвидация СССР и создание СНГ

    1 декабря на Украине состоялся референдум о независимости (90,32% принявших участие в голосовании высказались "за"). 3 декабря президент РСФСР Борис Ельцин заявил о признании этого решения.

    8 декабря 1991 г. лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич в правительственной резиденции Вискули (Беловежская пуща, Белоруссия) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и роспуске СССР. 10 декабря документ ратифицировали Верховные советы Украины и Белоруссии. 12 декабря аналогичный акт принял российский парламент. Согласно документу, к сфере совместной деятельности членов СНГ относились координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; сотрудничество в области охраны окружающей среды; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью.

    21 декабря 1991 г. в Алма-Ате (Казахстан) 11 руководителей бывших союзных республик подписали декларацию о целях и принципах СНГ, его основах. Декларация подтвердила "Беловежское соглашение", указав, что с образованием СНГ СССР прекращает свое существование.

    25 декабря 1991 г. в 19:00 по московскому времени Михаил Горбачев выступил в прямом эфире Центрального телевидения и объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР. В тот же день с флагштока Московского Кремля был спущен государственный флаг СССР и поднят государственный флаг Российской Федерации.

    26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного совета СССР принял декларацию, в которой говорилось, что в связи "с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование".

    Намеченное на 20 августа 1991 г. подписание нового Союзного договора подтолкнуло консерваторов на решительные действия, так как соглашение лишало верхушку КПСС реальной власти, постов и привилегий. Согласно секретной договоренности М. Горбачева с Б. Ельциным и Президентом Казахстана Н. Назарбаевым, о которой стало известно председателю КГБ В. Крючкову, после подписания договора предполагалось з

    аменить премьер-министра СССР В. Павлова Н. Назарбаевым. Такая же судьба ожидала министра обороны, самого Крючкова, и ряд других высокопоставленных лиц.

    Другим непосредственным поводом развития событий стал указ российского Президента от 20 июля 1991 г. о департизации в РСФСР госучреждений, нанесший по монополии КПСС сильный удар. На местах началось вытеснение партноменклатуры из областных структур и замена ее новым.

    Накануне подписание нового союзного договора в отсутствие Президента СССР М.С. Горбачева, находившегося в это время на отдыхе в Форосе, утром 19 августа телевидение и радио объявили о создании Государственного Комитета по Чрезвычайному Положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Янаев, премьер-министр Павлов, председатель КГБ Крючков, ряд других ответственных работников. ГКЧП заявил о своем намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал Союза. В стране вводилось чрезвычайное положение, закрывались демократические газеты, ужесточалась цензура.

    Введением чрезвычайного положения «гэкачеписты» рассчитывали вернуть страну назад: ликвидировать гласность, многопартийность, коммерческие структуры. В обращении «К советскому народу» ГКЧП объявлял себя истинным защитником демократии и реформ, щедро обещал в кратчайший срок облагодетельствовать все слои советского общества – от пенсионеров до предпринимателей. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

    Главные события этих дней развернулись в Москве. 19 августа в столицу были введены танки и бронетранспортеры, которые перекрыли основные магистрали города. Был объявлен комендантский час. Однако эти действия вызвали обратную реакцию. Путчисты просчитались в главном – за годы перестройки советское общество сильно изменилось. Свобода стала для людей высшей ценностью, окончательно исчез страх. Большая часть населения страны отказалась поддержать неконституционные методы выхода из кризиса. К вечеру 19 августа десятки тысяч москвичей устремились к Дому Советов РСФСР горожанам обещалось предоставить земельные участки.

    Сопротивление мерам ГКЧП возглавил Б.Н. Ельцин и руководство России. Они организовали своих сторонников на митинги протеста, строительство баррикад у здания парламента. Войска, введенные в Москву, отказались стрелять в народ. В условиях фактического бездействия ГКЧП сторонникам Ельцина удалось довольно быстро переломить ситуацию в свою пользу. 22 августачлены ГКЧП были арестованы.

    Анализ событий 19–21 августа 1991 г. показывает, что на их исход повлияли не столько силовые факторы или правовая обоснованность позиций сторон, сколько чувство политической ситуации, умение собрать в нужный момент и в нужном месте своих сторонников и поставить противника в такие условия, в которых даже численное или силовое превосходство не принесет ему победу.

    Одна из главных целей ГКЧП состояла в том, чтобы «надавить» на российское руководство, заставить сесть за стол переговоров и сформулировать приемлемые для сохранения СССР и вывода страны из кризиса условия будущего Союзного договора. При этом его лидеры не без оснований рассчитывали на неприятие большинством населения М.С. Горбачева и отсутствие массовой устойчивой политической базы у Ельцина, а также на подвластные им, союзным руководителям, КГБ, МВД и СА СССР. Однако они недооценили информационно-политическую и организационную «отмобилизованность», бескомпромиссность позиции, готовность оппонентов идти «до конца», а также неприятие населением военного вмешательства.

    Тбилисский, бакинский и вильнюсский «синдромы», когда армия использовалась против экстремистов, но была подвергнута хуле за то, что было поднято оружие против «мирного населения», затрудняли и даже делали практически невозможным ее привлечение длч активных действий в Москве. Но в тех случаях применению Вооруженных сил все же предшествовали крупные провокации, в столице же все приобретало вид «верхушечной разборки». В ГКЧП победила позиция тех, кто предлагал привлечь армию для оказания психологического давления. Как позже говорил маршал Д.Т. Язов, он согласился войти в Комитет с твердой оговоркой, что армии будет отведена роль пассивной давящей силы. Нежелание силовых структур (армии, КГБ, МВД) участвовать в политических «разборках», активное неприятие ГКЧП рядом высокопоставленных военных во многом предрешили исход начавшегося 19 августа противостояния.

    В ночь с 20 на 21 августа произошел инцидент, которому было суждено оказать значительное влияние на развитие политической си туации. При странных обстоятельствах погибли три молодых человека из числа «защитников» Белого дома.

    Последовавшее позже расследование этих событий показало, что случившееся было, скорее, даже», – не несчастным случаем, а результатом заранее продуманной провокации. Тем не менее факт пролития крови «мирных» жителей находящимися в подчинении ГКЧП военными стал последней каплей, которая предрешила конец колебаний и без того неустойчивых сторонники Комитета, позволив российскому руководству начать развернутое политическое наступление на своих противников и одержать полную и безоговорочную победу.

    Утром 21 августа Коллегия Министерства обороны СССР высказалась за вывод войск из Москвы и отмену повышенной готовности.

    Августовские события и победа российского руководства способствовали резкому ускорению развития политических процессов и изменению расстановки сил в стране. Коммунистическая партия, скомпрометировавшая себя участием членов ее высших органов в перевороте, была запрещена. Президент СССР Горбачев по сути стал выполнять декоративную роль. Большинство республик после попытки переворота отказалось от подписания Союзного договора. В повестку дня стал вопрос о дальнейшем существовании СССР.

    В попытках избавиться от дискредитированного центра в декабре 1991 г. в Минске встретились лидеры России, Украины и Белоруссии и заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и государств Прибалтики.

    2. Распад СССР и «парад суверенитетов»

    распад политический парад суверенитет

    После августовского кризиса сложилась ситуация, когда принимаемые лидерами решения определялись не Конституцией и законами СССР, а реальным соотношением сил и по-разному понимаемой «политический целесообразностью». Республиканские органы власти действовали уже без оглядки на союзный Центр. Выступление ГКЧП стало удобным поводом для отказа от серьезных интеграционных предложений. С" конца августа начался набиравший все большие темпы демонтаж союзных политических и государственных структур. На этом основании некоторые историки полагают, что в действительности Советский Союз «умер» сразу после августа, продолжая формально существовать до конца года.