• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Название: Александр Великий
    Автор: Римская копия с работы Лисиппа (предполагается) .
    Названо по имени дипломата и археолога де Азара (по имени которого бюст и называется) который подарил этот бюст Наполеону.
    Высота: 68 см
    Нахождение: Лувр

    Работа представляет собой герму – пиллар, завершенный скульптурной головой, Это – молодой мужчина, его волосы слегка вьются. Черты лица идеализированы, но присутствует определенная индивидуализация– вдохновенный взгляд и грива волос спадает прядями на лоб. Аутентичность античной надписи – которая заявляет о том, что это – Александр, сын Филиппа, Македонянин, все еще является предметом обсуждения, хотя, физиогномика лица не оставляет сомнения.
    Благодаря античной надписи на герме, данное изображение может идентифицироваться как Александр Великий, сын Филиппа II. Античные источники (в том числе и Плутарх) свидетельствуют, что портреты Александра отличала характерная прическа (львиная грива волос, обрамляющая прядями лоб) отличала портреты и изображения Александра.
    Бюст был очень поврежден в течение его пребывания под землей, и был в значительной мере восстановлен. Тем не менее, сразу возникло предположение, что это был портрет Александра, и позже пошли предположения – что работы Лисиппа, греческого скульптора 4века до н.э. Лисипп известен благодаря своим работам в бронзе и тем, что являлся придворным скульптором Александра.
    Надо обратить внимание на характерный взгляд и поворот головы т.н. Александра. Данный жест широко копировался его «наследниками» и подражателями, и стало стандартным изображением модели для царских портретов эллинистической эпохи.
    Бюст был частью галереи портретов знаменитых людей, был обнаружен в 1779 году в результате раскопок в Тиволи (организатор –Жозеф Николас де Азара, посол Испании в Ватикане и позже, во Франции. К тому времени, это был единственный известный предполагаемый портрет Александра, ценность и значение подарка Азара для Наполеона, отсюда, была очевидна. Дата передачи подарка неизвестна, согласно части текстов. Азара намеревался подарить его в течение переговоров относительно Болонского перемирия в 1796 году, как жест доброй воли. Тем не менее, надпись на правой стороне пиллара гласит, что Наполеон получил подарок в период, когда был Первым Консулом, т.е. не ранее 1803 года, и в тот самый год передал его в Лувр (как и гласит надпись). Сама Надпись, вместе с другими имперскими символами Бонапарта, возможно была сделана уже после его падения в 1815 году:Современная латинская надпись на правой стороне Азарской гермы (на левой если стоять к ней лицом), изображающей Александра Великого.
    "Это изображение Александра Великого, обнаруженное в 1779 году на вилле Пизони, была восстановлена благодаря Джозефу Наколасу де Азаре. Пантелийский мрамор, аттическая копия 1-2 век н.э. с греческого оригинала второй половины 4 века до н.э."

    Каким был Александр в детстве? Каким его видели учителя, философы и друзья? Что для него было превыше всего и всех? Подвиги, захват государств или покорение мира – какие цели преследовал Александр Македонский? Он был одним из величайших полководцев и государственных деятелей древности, не зря с античных времён и до сегодняшних дней за ним прочно закрепилось прозвище «Великий».

    Александр III Великий (Македонский) родился 21 июля 356 года до нашей эры в семье македонского царя Филиппа II в Пелле (столица Македонии). Александр Македонский родился в июле 356 года до н. э. от брака македонского царя Филиппа и царицы Олимпиады. В Древней Греции все знатные, в особенности царские, роды претендовали на происхождение от богов или героев. Македонские цари вели свою родословную от Геракла - сына греческого бога Зевса от смертной женщины Алкмены. По материнской линии Александр Македонский мог считаться прямым потомком Ахилла, героя легендарной Троянской войны, воспетого Гомером.

    Александр Великий не проиграл в своей жизни ни одной битвы. Его достижения в области наступательной тактики и осадной войны оказали огромное влияние на развитие военной науки. Первыми, кто серьезно изучал военно-теоретическое наследие полководца, стали императоры Древнего Рима.

    Отец самостоятельно занимался военной подготовкой мальчика. В 343 году он нанял для царевича воспитателем известного философа Аристотеля . Плутарх так описывает его внешность: «Внешность Александра лучше всего передают статуи Лисиппа, и сам он считал, что только этот скульптор достоин ваять его изображения. Этот мастер сумел точно воспроизвести то, чему впоследствии подражали многие из преемников и друзей царя, - лёгкий наклон шеи влево и томность взгляда.

    Апеллес, рисуя Александра в образе громовержца, не передал свойственный царю цвет кожи, а изобразил его темнее, чем он был на самом деле. Как сообщают, Александр был очень светлым, и белизна его кожи переходила местами в красноту, особенно на груди и на лице.» К этому можно добавить лишь то, что богатырским сложением Александр не обладал и к атлетическим состязаниям был равнодушен, предпочитая увеселительные пиры и сражения.

    Его любимой книгой был героический эпос «Илиада» Гомера, хотя под влиянием Аристотеля Александр ценил и уважал философов, интересовался греческой литературой. Он не проявлял интереса к женщинам , зато в 10-летнем возрасте укротил Буцефала, жеребца, от которого по причине строптивости отказался было царь Филипп.

    Часто Александр бросался в гущу схватки. Его раны перечисляет Плутарх: «Под Иссом - мечом в бедро… под Газой он был ранен дротиком в плечо, под Маракандой - стрелой в голень, так что кость выступила из раны; в Гиркании - камнем в затылок; в области ассаканов - индийским копьём в лодыжку…»

    Плутарх о характере Александра Великого: «Филипп видел, что Александр от природы упрям, а когда рассердится, то не уступает никакому насилию, но зато разумным словом его легко можно склонить к принятию правильного решения; поэтому отец старался больше убеждать, чем приказывать».

    Ещё в детские годы Александр отличался от сверстников. Он был равнодушен к телесным радостям, а вот честолюбие Александра было безгранично. В 16-летнем возрасте Александр остался за царя в Македонии , когда Филипп осаждал Византий, и правил жёстко, беспощадно подавив восстание фракийского племени медов. А спустя 2 года в 338 г. до н. э. в битве при Херонее (см. схему) Александр Македонский показал личное мужество и навыки полководца, возглавляя под присмотром опытных военачальников левое крыло македонского войска.

    Склонность к авантюрам Александр продемонстрировал в юности, когда без воли отца хотел жениться на дочери Пиксодара, правителя Карии. Позднее он всерьёз разругался с отцом из-за женитьбы последнего на юной знатной Клеопатре, в результате чего произошёл разрыв отношений между Филиппом и Олимпиадой, которую Александр искренне любил. Примирившись с отцом, Александр вернулся в Македонию к свадьбе родной сестры Клеопатры c эпирским царём Александром Молосским.

    Когда началась подготовка к походу в Азию, молодой македонский царь раздарил все свое наследственное имущество соратникам. Друзья спросили его: «А себе, царь, что же ты оставляешь?» - «Мне будет достаточно Азии», - ответил Александр.

    При вступлении на македонский трон Александр первым делом расправился с предполагаемыми участниками заговора против его отца и, по македонской традиции , с возможными претендентами на трон. Знать и македонский народ он привлек на свою сторону отменой налогов. В самом начале своего правления юный царь совершил поход в 335 году против северо-западных соседних племен иллирийцев, трибаллов, гетов. Он заставил соседей признать владычество Македонии . В том же году города Средней Греции попытались восстать против Македонии , но Александру удалось усмирить мятежников.

    Весной 334 года греко-македонская армия под командованием Александра переправилась в малую Азию и развязала войну с Персией. В мае 334 года на реке Гранине македонцы разбили персидское войско. После этого армия молодого царя быстро заняла малую Азию. В 333 году персидский царь Дарий III совершил попытку разбить греко-македонские войска при Иссе. Однако, несмотря на огромное численное, преимущество персы были разбиты. Александру удалось захватить все порты восточного побережья Средиземного моря.

    В 332-331 годах армия под командованием Александра заняла Египет, где основала город Александрию. Другим особенным событием его египетского «тура» стало рискованное путешествие через пески ливийской пустыни в оазис Сива к жрецам египетского бога Амона-Ра, которого греки уподобляли своему Зевсу .

    Перед походом в Персию Александр решил спросить совета оракула. Пифия не хотела пророчествовать, говоря, что день не подходит для гадания. Тогда он схватил ее и силой потащил к треножнику. «С тобой не справиться, Александр! - воскликнула она. «Только это я и хотел услышать», - ответил царь.

    Арриан представляет дело так: Александра охватило желание отправиться к Амону в Ливию, поскольку говорили, что предсказания Амона сбываются в точности и что именно он давал предсказания Персею и Гераклу . Поскольку Александр стремился подражать этим героям и вдобавок происходил из рода обоих, он возводил свое происхождение к Амону, как возводят мифы происхождения Геракла и Персея к Зевсу .

    Итак, царь «отправился к Амону, рассчитывая, что он в точности узнает о том, что его касается, или по крайней мере сможет сказать, что узнал». Что именно сказало ему божество устами собственных жрецов, точно не известно. Якобы оно подтвердило божественное происхождение македонского царя. Плутарх в своем жизнеописании Александра дает курьезную интерпретацию этого эпизода.

    Согласно Плутарху, египетский жрец, приветствовавший Александра Македонского, желал сказать ему по-гречески «пайдион» («дитя»), но по причине дурного произношения вышло «пай Диос» («сын Зевса »). Вполне этим довольный, македонский царь будто бы немедленно удалился. Вовсе не обязательно принимать этот рассказ за чистую монету. В нем скорее угадывается скепсис, с которым на желание Александра сравняться с богами смотрели греки . В Египте таких сомнений возникнуть не могло. Как новый египетский фараон, Александр считался братом и сыном богов на самом законном основании.

    Полководец Птолемей перевёз забальзамированное тело Александра в усыпальницу в египетской Александрии. В описании похода римского императора Каракаллы в Александрию в 210-х годах упоминается, что он возложил тунику и кольцо на усыпальницу царя. Больше о судьбе мумии ничего не известно.

    1 октября 331 года в Месопотамии около Гавгамел состоялось решающее сражение греко-македонской армии с персидским войскам под командованием Дария III. Персы потерпели очередное поражение, Дарий III бежал и вскоре был убит. Александр Македонский занял Вавилон, Сузы, Персеполь и Экбатану. В 330 году он ещё больше продвинулся на Восток и занял центральную часть Иранского нагорья, а затем и Среднюю Азию. Чтобы укрепить свою власть на завоёванных территориях, Александр строил там крепости с сильными гарнизонами, получившие названия – Александрии.

    Весной 327 году талантливый полководец совершил завоевательный поход в западную Индию (Пенджаб). Однако, в 326 году войско Александра, измученное длительным походом, потребовало возвращения домой. Зимой 323 года Александр Великий остановился в Вавилоне, который он сделал столицей своей огромной империи. Полководец планировал вскоре двинуться в поход против арабских племён Аравийского полуострова. Незадолго до этого похода он неожиданно заболел. После 10 дней жестокой лихорадки 10 июня 323 года до н. э. Александр Великий скончался в Вавилоне в возрасте 32 лет.

    И бесстрашного воина. Но правда ли рост Александра Македонского был маленьким, а сам он имел щуплое телосложение?

    Краткая биография

    Будущий царь родился в 356 году до н. э. в роду Аргеадов. Свои годы жизни Александр Македонский провел в родной Македонии, покинув ее лишь на время учебы. Старинные предания гласят, что начало этой династии положил сам Геракл. Помимо него в семье был еще один ребенок - Филипп, которого признали слабоумным и не допустили до трона. Их матерью была Олимпиада, а отцом прославленный македонский царь Филипп II.

    Детство и учителя

    Свое детство Александр провел под влиянием властной матери. Она как могла настраивала его против отца, поэтому отношения между ним и родителем были неоднозначными: с одной стороны, он восхищался воинственным отцом, с другой - презирал за его поступок. Филипп II развелся с его матерью, чтобы жениться на Клеопатре. На воспитание и образование своего единственного нормального сына и будущего правителя родители бросили все силы. Его учителями были такие личности, как Леонид - он учил мальчика выживанию в суровое время войны. Лисимах преподавал юному наследнику риторику и этику. Но главное влияние, несомненно, оказал Аристотель. Философ вложил свои знания о политике, медицине, литературе, поэтике. Именно его влияние сыграло роль в становлении будущего полководца и завоевателя. Сам Аристотель давал отличную характеристику Александру Македонскому - своему самому знаменитому ученику. Всесторонне развитый молодой правитель получил хорошее образование, что существенно помогло ему в будущих завоеваниях.

    Характеристика Александра Македонского

    Волевой и властный характер будущий царь перенял у своего отца. Рост Александра Македонского был всего 150 см. Это не мешало ему стать великим завоевателем. Судить о личных качествах можно по одному историческому факту. Как-то его отцу привели показать коня. Купить такого статного скакуна можно было за 13 талантов. По тем временам это были огромные деньги. Обуздать этого коня не получилось ни у одного человека - он был просто неуправляем и не подпускал к себе ни одного наездника. Александр легко вскочил на скакуна и умчался на нем как ни в чем не бывало. На тот момент мальчику было всего 10 лет. С тех пор он стал верным спутником юного царя и вошел в историю под именем Буцефал. В честь него великий полководец даже назвал город.

    Буйный нрав Александра не всегда могли вынести его так называемые компаньоны. Так он называл учеников, с которыми вместе постигал науки в молодые годы. Возможно, из-за своего роста Александр Македонский не любил рыцарские турниры, предпочитая проводить свободное время на пирах. Другой причиной могла быть его болезнь - эпилепсия. Регулярные припадки доставляли много хлопот как самому царю, так и его окружению. По отношению к женщинам он был расположен менее сурово, чем его учитель Аристотель. Он не считал прекрасную половину человечества второстепенными после мужчин. И нужно отметить, что, несмотря на свой рост, Александр Македонский пользовался успехом у женщин. В его гареме насчитывалось около 360 наложниц. Также у великого полководца было три официальные жены.

    Личная жизнь

    Первой супругой Александра стала прекрасная Роксана, которой на тот момент было всего 14 лет. Когда армия македонян сокрушила крепость в Бактрии, девушка оказалась в плену у македонского царя. Несмотря на то что она являлась законной добычей и хозяин мог взять ее силой, ее судьба сложилась по-другому. Ослепленный красотой Роксаны, полководец берет ее в законные жены, и вскоре она рожает ему сына Александра. Одна из наложниц также подарила ему наследника - Геракла. Оба не дожили даже до своего совершеннолетия. Спустя три года царь Александр Македонский берет в жены еще двух женщин. Обе они были дочерьми правителей, и эти браки были выгодны с политической точки зрения. Но ревнивая Роксана все-таки не смогла смириться с соперницами и убила одну из них после смерти мужа.

    Неподтвержденные данные

    Мнение о бисексуальности Александра до сих пор не дает покоя историкам. Считается, что он состоял в сексуальных отношениях с Гефестионом, его ближайшим другом. В те времена это было и родственники не переживали по этому поводу. Проблема могла возникнуть, если будущий правитель отказывался жениться и обзаводиться потомством. У Александра в этом плане все сложилось удачно, и его наклонности остаются только догадками.

    Завоевания

    О том, каким был Александр Македонский, можно судить по его делам. Несмотря на то что прошло более двух тысяч лет со дня его смерти, никому не удалось достичь даже части его завоеваний. До сих пор в военных академиях используют его тактические схемы на занятиях. Все историки мира признают за ним право считаться самым великим завоевателем за всю историю человечества.

    Восхождение на трон

    Юный Александр стал правителем гораздо раньше, чем он предполагал. Его отца убили во время свадебного торжества. Молодой царь первым делом раскрыл заговор и казнил всех виновных в смерти его родителя. Когда слухи о смерти Филиппа достигли соседних государств, недруги попытались тут же воспользоваться ситуацией. Они наивно полагали, что юный Александр не сможет управлять военной мощью своего государства так же лихо, как его отец. Новый владыка быстро взял все в свои руки и восстановил порядок в Афинах и Фивах. Он не намерен терять земли, которые с таким трудом добыл для империи его отец. Он собирался приумножить их и сделать свою страну великой и непобедимой державой.

    Победы следовали одна за другой. Первым делом он отправился в Фивы, где уже назревал мятеж, подкрепленный слухами о смерти юного полководца. Греки не поддержали своих соседей, и город был взят штурмом. Дабы избежать участи фиванцев и спастись от плена, они сами сдали Александру политиков, которые открыто выражали недовольство его властью. Установив порядок в Греции и Афинах, царь возвращается домой, где готовится к новому походу.

    Великий завоеватель

    В этот раз его взор обратился на Сирию, Египет и Малую Азию. Эти земли имели стратегическое значение. За два месяца он сумел завоевать Египет. Жители городов приветствовали нового царя с криками радости - им несладко жилось под властью деспотичного Дария. Последний несколько раз пытался умилостивить Александра и предлагал ему мирный договор. Но молодой полководец дважды отклонил предложение.

    Сирия и Малая Азия были завоеваны за год, и следующими в списке значились Персия, Средняя Азия и Индия. Практически все годы жизни Александр Македонский провел на поле боя. Страны, которые он планировал захватить, сдавались под натиском мощи его армии. Его тактику не мог разгадать ни один военачальник того времени. Он умел мастерски обхитрить противника и заманить в ловушку. Никому не удалось превзойти его в военном деле до сих пор.

    Автор Михалис А.Тивериос, профессор классической археологии Университета Аристотеля, Салоники

    Как ни странно это может показаться, но сохранившиеся письменные источники дают нам очень мало информации о
    внешнем виде и облике Александра. Однако следует помнить, что сохранились лишь некоторые фрагменты работ историков-современников Александра Македонского и первая дошедшая до нас биография была написана примерно 400
    лет после его смерти. Таким образом, основным источником наших знаний о внешнем виде Александра являются сохранившиеся иллюстрации в различных художественных произведениях. Но и они, за исключением некоторых, в
    основном монеты, датируются уже после его смерти и большинство уже были изданы через столетия. Александр, по видимому, не был высоким, на что указывают некоторые эпизоды, как например: Когда Александр со своим другом Гефестионом, одетые в одинаковые одежды, вошли в палатку семьи Дария, который был захвачен после битвы при Иссе, Гефестион превосходил друга и ростом и красотой, да так, что мать персидского царя приняла его за Александра и подошла поклониться к нему.

    Также проливает свет на внешний вид Александра информация древних авторов, которые ссылаются на особенности статуй Александра, работы Лисиппа. как известно, Александр поручил великому скульптуру создание своего официального портрета, то есть того своего образа, который он хотел преподнести гражданам. И это "только потому, что только Лисипп воссоздал в меди его дух, глубину его личности и вместе с формой показал добродетель его". Древние авторы сообщают нам, что в этих статуях его голова поднята вверх, шея чуть повернута влево, взгляд мягкий и страстный и во всей совокупности образ мужественный, подобный льву. Последнюю характеристику отноят к его густым волосам, которые были разделены посередине на пробор, чуть выше лба, и ниспадали к вискам, напоминая гриву льва. Еще одной ключевой особенностью потрета Александра было бритое лицо. вероятно он был одним из первых известныз смертных, который был запечатлен в скульптурах греческой античности безбородым, и который ясно продемонстрировал, тем самым, свою физическую красоту и молодость, в то время как до этого, бритое лицо обычно было признаком трусости и изнеженности.
    До нас не дошли статуи Александра работы Лисиппа. Но мы знаем некоторые поздние работы, который в той или иной степени, дают нам сведения о работах Лисиппа. Самая известная из них, которая единственная носит надпись, подтверждающую что на ней изображен действительно потрет Александра, к сожалению до нас дошла не в очень хорошем состоянии. Речь идет о мраморной Герме 2 века, которыя была найдена на окраине Рима и находится в Лувре. Она известна специалистам как колонна Азара, по имени испанского дипломата, в чьей собственности она была. Следует отметить, что статуи Александра, которые лепил Лисипп оказали решающее влияние на поздние официальные изображения и в некоторой степени служили моделью. Много случаев, когда греческие правители, а затем и римские императоры, имитировали особенности этих изображений Александра.
    Тем не менее, вся указанная выше информация о внешнем облике Александра, которая взята из древней литературы, конечно не отражает реальность на 100%. Все эти особенности были идеализированны и целенаправленно приукрашены, в соответствии с политикой, которая реализовывалась во времена Александра, естественно продолжалась и после его смерти с добавлением еще и обожествеления ушедшего героя.
    По политическим причинам правители стремились установить определенный тип своего изображения, который помог бы
    добиться реализации надежд и укрепления своей власти. Таким образом аналогичные иллюстрации появились и в других видах искусства, помимо скульптуры, напрмер в живописи и гравюре. Известно, что в качестве официального художника Александра был назначен Апеллес, который наделял его лицо сверхестественными характеристиками, в то время как изоюражением образа для монет занимался Пирготелис. "Неповторимый" называлась картина Апеллеса, где Александр был изображен "громовержцем". Находилась в храме Артемиды в Эфесе и представляла четкий политический символизм. Напоминала посетителям этого большого храма связь Александра С Зевсом, царем Богов, пропагандируемую государством.

    Портреты Александра

    Греки начали заниматься физиогномикой по крайней мере с того времени, когда Гомер в конце VIII века до н. э. сочинял свои «Илиаду» и «Одиссею»: внешний вид героев, их поведение и даже имя служили объяснением характера. Достаточно перечитать портрет Одиссея, который набрасывают Елена с Антенором, разглядывая его с троянских стен: приземистый, ворчун с опущенным взглядом, скрывающий под деревенским видом непомерные сообразительность, расчетливость и красноречие («Илиада», III, 200–224). Мы делаем то же самое, когда говорим об упрямом лбе, волевом подбородке, чувственных губах, красноречивых жестах.

    Искусство узнавать людей по физиономии было теоретически обосновано Аристотелем и его школой. В конце «Первой аналитики» объясняется, что внешность есть знак, ???????, внутреннего, подобно тому, как форма есть знак материи, а видимость - сущности. Греки, охотники до театральных зрелищ, не преминули поразмышлять о значении и роли маски, той маски, которую мы надеваем с самого рождения и которая нас то защищает, то выдает. Физиогномике были посвящены многие трактаты Антония Полемона (88–145), врача Адамантия (первая половина IV в. н. э.) и его латинского переводчика (вторая половина IV в.) и многие другие анонимные сочинения на греческом, латинском и арабском языках, которые в 1880 году издал Рихард Фёрстер в лейпцигском издательстве Тойбнера (вышли также во Франции в серии Belles Lettres, изд. J. Andr?). «Scripta Physiognomonica» («Физиогномические сочинения») занимают много томов, ими вдохновлялись и такой ритор, как Квинтилиан (посвященный жестикуляции, мимике и особенно выражению глаз раздел «Воспитание оратора», XI, 3, 65–136), и такие биографы, как Плутарх и Светоний. Не будем преувеличивать их значения, тем более когда речь идет о персоне (то есть буквально маске) Александра 52 . Это особенно верно потому, что Полемон (изд. Фёрстера, I, р. 144, 14) и Адамантий (v. II, p. 328; ср. латинского анонима, перевод Andr?, 8, 33, р. 78) заявляют, что блестящие и находившиеся в вечном движении глаза Александра свидетельствуют о его плохом характере, гневливости и гордыне. Кроме того, влажность взгляда (глаза с поволокой) 53 , согласно Адамантию, свидетельствует о безмерном честолюбии.

    А вот еще у Плутарха («Александр», 4, 2–5): «И чему более всего подражали впоследствии многие диадохи и друзья - это легкий наклон шеи в левую сторону и глаза с поволокой, что с большой точностью воспроизвел мастер. Когда же Апеллес изображал Александра в виде громовержца, он не передал цвет его кожи, а изобразил его более темным и закопченным. На деле, как говорят, он был очень белым, причем эта белизна более всего распространяла сияние от груди и лица. От его кожи приятно пахло… Причиной этого была его комплекция, горячая и склонная легко вспыхивать». В двух других трактатах («Как отличить льстеца от друга», 53d; «Пирр», 8, 2) тот же автор упоминает грубость и жесткость голоса Александра.

    И нигде ни слова о голубых глазах и светлых волосах: и лишь в латинской версии «Романа об Александре» (IV в. н. э.) он превратился в пошлого блондина Менелая, у которого один глаз - чисто голубой, а другой - почти черный. Удовлетворимся теми указаниями, которые Плутарх позаимствовал из записок Аристоксена Тарентского, ученика Аристотеля, и, быть может, еще из «Истории» Харета Митиленского, управлявшего царским двором: лицо Александра дышало живостью, готовностью парировать реплику и воспламениться в ответ, а подчас - и жестокостью. На копии с картины Филоксена Эритрейского, которую мы видим в музее Неаполя, у него темные волосы и бакенбарды, а также глубокий и печальный взгляд. Я склонен полагать, что александрийская эпоха, которая наблюдала Александра и восхищалась им в его прозрачном саркофаге, усматривала в нем подлинный образец греческой красоты, и что именно эту идеальную форму имел перед глазами Полемон в эпоху Адриана, когда писал: «Те, кому удалось сохранить эллинскую и ионийскую расу во всей чистоте, - люди довольно высокого роста, скорее широкие в кости, стройные, хорошо скроенные, довольно светлокожие. Волосы у них вовсе не светлые (то есть они чистые брюнеты или шатены), довольно мягкие и слегка волнистые. Лица их вписываются в квадрат, губы тонкие, нос прямой, глаза блестящие и полные огня. В самом деле, глаза греков красивее всех в мире». Всему миру известно, что в своем подавляющем большинстве глаза у греков карие. Таким представляется нам Александр, по крайней мере отчасти, по статуям, камеям и монетам, на которых он изображен в более или менее идеализированном виде.

    Изображениям Александра посвящены целые тома 54 , и после исследования Маргарет Бибер (1964) года не проходит, чтобы из тьмы времен не был извлечен какой-либо забытый или неопознанный памятник. Наиболее древней и подлинной, хотя и достаточно заурядной, является маленькая (высота 2 см) головка из слоновой кости, которую в 1977 году нашел Манолис Андроникос возле погребального одра Филиппа II в его гробнице в Палатице. Здесь мы видим огорченное или обеспокоенное лицо молодого (пожалуй, около 20 лет) царя, с изборожденным морщинами лбом, поднятыми вверх бровями и обращенным к небу взглядом, удлиненным носом, круглым и довольно сильным подбородком. Многие из этих черт вновь встречаются в акцентированном виде на повторениях статуй, которые приписываются Лисиппу, штатному портретисту Александра. Наиболее знаменитой из этих работ была, судя по всему, статуя «Александр с копьем».

    Вообще-то мы располагаем двумя рядами изображений этого типа: один представляет Александра обнаженным, между тем как на другом его плечи покрыты военным плащом: бронзовая скульптура из Лувра, герма или столбовидный бюст Азары и голова из Женевы позволяют составить слабую идею об оригинале, атлете в минуту отдыха, который устремил взгляд в небо и держит в правой руке короткое копье. Оригинал статуи находился в Александрии, и многие склонны датировать ее зимой 332/31 года. Статуя послужила поводом к написанию немалого числа эпиграмм. Вот одна, принадлежащая Посидиппу из Пеллы, который, судя по всему, видел статую во дворце Птолемея Филадельфа («Греческая антология», XVI, 119):

    Руки отважны твои, Лисипп, сикионский ваятель,

    Мастер весьма искушенный: огонь излучает та медь,

    Что в Александра влита! Не будем же строгими к персам:

    Бык, побежавший от льва, может быть нами прощен.

    Что впечатлило здесь поэта - это сверкание глаз, возникшее из соединения стекла, известняка и бронзы; но также и мощь мускулатуры, контрастирующая с небольшого размера головой: таковы Геракл Эпитрапедзий, предок Александра, и бог войны Apec, оба созданные тем же литейщиком, который после битвы при Гранике получил заказ на создание 24 героев, товарищей Александра.

    Считается, что с этих пор лицо царя, прежде затуманенное и женственное, приняло мужественный и полный живости вид, который напоминает профиль Геракла, покрытого шкурой льва, этого символа монархии. Полубога Геракла мы и видим на монетах, которые чеканились в Амфиполе после 335 года. О каком бы изображении мы ни говорили, о голове ли Дресселя, Шварценберга, голове из музея Баррако в Риме или же об Александре Ктисте из музея в Кабуле, характерные черты этого вечно безбородого и слегка наклоненного лица таковы: разделенная надвое прядь волнистых волос, спадающих подобно гриве с середины лба (это то, что принято называть????????, «отбрасывание назад»), глубокие глазницы, поднятые вверх глаза, нос с горбинкой, раздувающиеся ноздри, небольшой рот, четких очертаний подбородок. Монеты с профилем Александра, которые чеканили его преемники Птолемей и Лисимах начиная с 322–321 годов, подчеркивают, кроме того, большие мешки под глазами и горбинку довольно крупного носа на полноватом лице. Несомненно, здесь перед нами маска государя в последние месяцы его правления или то, какой выглядела его мумия в Александрии. На всех официальных портретах Александра нашим глазам открывается вовсе не умиротворенность, благость или сила. Даже в идеализированных, в них есть нечто глубоко двусмысленное: «львиность» и женственность в одно и то же время. Они выражают непостижимый вопрос, сдержанный порыв, а также некую горечь. Страдающая, романтическая, и как бы то ни было - душа со своей внутренней жизнью.

    ПОРТРЕТЫ Чижик Встретил Володю Чижика лет через двадцать после его отъезда «туда». Такой же стройный, красивый.Только с усами и новыми зубами, а так – все то же.Теперь объясняй: кто такой Володя Чижик? Почему он может быть вам интересен?А потому, что второго такого трубача

    Часть I Портреты

    Мои портреты Это я – лет десять тому назад. Сейчас всё значительно хуже. Юбилей – 70 лет. Делаю вид, что мне

    Портреты Из журнала «Пчела» (начало XX века): a) «Делай сказанное и не говори о сделанном». b) «Безмолвное дело лучше бесполезного слова». (Из древнерусского сборника афоризмов.) Цицерон Марк Туллий (106–43 до н. э.), римский политический деятель, оратор и писатель: c) «Где дело

    Портреты Портрет претенциозный (автор действительно что-то хотел выразить и в этом преуспел), но сама Анна - изумительно хороша. Это какая-то невиданная породистость». (B. C. Бабаджан. По: Р. Тименчик. Анна Ахматова в 1960-е годы. Стр. 445.)* * *Ахматова в синем трикотиновом платье

    Портреты Александра Греки начали заниматься физиогномикой по крайней мере с того времени, когда Гомер в конце VIII века до н. э. сочинял свои «Илиаду» и «Одиссею»: внешний вид героев, их поведение и даже имя служили объяснением характера. Достаточно перечитать портрет

    XV Коллекция акварелей. Бенуа. Общество поощрения художеств. Музей Александра III. Портреты Серова и Соколова Моя акварельная коллекция из года в год росла и богатела, и пользоваться ею становилось все затруднительней. Часть акварелей была развешана по стенам, но нельзя же

    Портреты Если все созданное Серебряковой в эти последние несколько лет пребывания в России, с начала 1921-го до отъезда во Францию в августе 1924 года, разделить хотя бы по жанрам - вернее, по темам, - то на первый план выступает великолепная серия портретов, в том числе

    Приезд шуры. Портреты, портреты… Несколько приободрило совсем было павшую духом Зинаиду Евгеньевну почти полуторамесячное пребывание весной 1925 года в Англии у ее двоюродной сестры Надежды Леонтьевны Устиновой - художницы, выставлявшей позднее свои работы под именем

    X. ПОРТРЕТЫ Из «хрустально-чистого родника» народного искусства Суриков черпал уверенность в своей правоте и тогда, когда, закончив «Взятие снежного городка», начал работать над портретом «Сибирской красавицы» и другими женскими портретами, написанными им во время

    Портреты Вспоминая своих товарищей по взводу, людей, с которыми я провел бок о бок шесть долгих месяцев, отмечу сначала поразившее меня, а потом ставшее привычной нормой общее положение: если в меняющемся составе взвода преобладали украинцы, они подавляли русское

    Портреты, портреты, портреты… Первая крупная работа Крамского: автопортрет, написанный в 1867 году. Затем появились «Майская ночь» и «Лунная ночь». Но «ночи» особенного впечатления на публику не произвели. Более впечатляли картины художника Шишкина.Программной работой

    I. ПОРТРЕТЫ М. Добужинский. Двор Дома Искусств (1921).

    Портреты На стенах столовой в Глинищевском переулке, рядом с портретами прадедушки и прабабушки в старинных красивых рамах, висели большие застекленные фотографии. Этих людей называли в доме не по фамилиям, а по именам и отчествам: Владимир Иванович, Константин