• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Для того, чтобы почувствовать на себе проблемы коммуникационных взаимодействий, можно провести игру «Испорченный телефон». Условия ее проведения следующие:

      Группа до 15 человек.

      Задание: передать по принципу детской игры «Испорченный телефон» несколько фраз, а затем сравнить то, что услышал первый от ведущего с тем, что услышал последний человек в цепочке передачи сообщения.

      Желательно выбрать различные типы текста: а) длинное предложение со сложными деепричастными оборотами, б) известное четверостишие, в) пословицу.

    Например:

      Осенью, когда то и дело идут дожди, а на улицах холод и слякоть, учащиеся часто не только опаздывают, но приходят промокшие и не готовые к занятиям, что очень мешает преподавателям.

      Мы все учились понемногу

    Чему-нибудь и как-нибудь;

    Так воспитаньем слава богу,

    У нас не мудрено блеснуть.

      На дворе – трава,

    На траве – дрова.

      После игры необходимо провести обсуждение:

      почему получился именно такой результат?

      какие нужно выбирать фразы, чтобы все могли их правильно понять и передать без искажения?

      предложить рассказать собственные примеры, которые привели к каким результатам (смешные, печальные);

    Возможный вывод: легче понимается, воспроизводится текст, состоящий из коротких односложных по смыслу предложений, простых или знакомых предложений.

      В заключении следует предложить ребятам сформулировать советы «другим», как избежать искажений.

    Конкурентная и кооперативная коммуникация

    Упражнение выявляет важные приемы общения между людьми в группе. В каждой группе должно быть пять человек, которые располагаются вокруг стола.

    Рис. Квадраты, размеченные для разрезания их на фрагменты и размещения их в разные конверты

      Каждая группа получает пакет с пятью конвертами, содержащими материалы, изображенные на рисунке (см. рис).

      Каждая группа должна собрать пять квадратов одного размера из полученных в конвертах материалов.

      Разрешается собирать квадраты любым способом, выполняя следующие правила:

      нельзя разговаривать или пользоваться жестами;

      участники могут передавать фрагменты друг другу, но не могут брать их самовольно;

      нельзя собрать все содержимое конвертов в общую кучу, и затем разбить их или делать вклады в этот общий «банк»;

      нельзя складывать или перекрывать кусочки;

      все кусочки должны быть использованы (каждый квадрат состоит из трех кусочков);

      за один раз можно передать только один кусочек;

      все материалы передаются только от одного конкретного лица – другому.

    При обсуждении этого упражнения задаются вопросы: как точно выполнялись правила? Какое было нарушено? Почему? Ребята конкурировали или сотрудничали друг с другом? До какой степени? Были ли изменения по мере выполнения работы? Когда один из участников собирал свой квадрат, выходил ли он из игры, хотя другие продолжали работать? В какой группе квадраты собрали быстрее и почему? Какие параллели усматриваются между этим упражнением и жизнью?

    Подготовка раздаточных материалов к упражнению

    Для создания набора берутся картонные квадраты со стороной 15 см. Их размечают соответственно рисунку и наносят номера карандашом. Одинаковые геометрические фигуры с одинаковыми размерами маркируются одинаковыми номерами, что позволяет заменять одни кусочки другими. Для каждой группы нужно подготовить пять конвертов, обозначенных буквами: А, Б, В, Г, Д. Кусочки картона раскладывают по конвертам таким образом: А (9,8,5); Б (1,1,1,3); В (1,10); Г (4,6); Д (7,2,6,3).

    Затем с фрагментов стирают цифры и надписывают буквы, соответствующие каждому из конвертов (так их удобно потом собрать для подготовки следующего упражнения).

    Играть в эту игру лучше компанией от 5 человек.

    Другие названия игры

    Игра может называться: Испорченный телефон, глухой телефон, глухие телефоны

    Чем больше человек в цепочке - тем веселее и непредсказуемее получается результат. Если играете дома, подойдет любой диван. Это игра, развивающая внимательность, слух и чувство юмора:-)

    Правила игры Испорченный телефон

    Ведущий загадывает слово и шепчет его первому игроку так, чтобы не услышали остальные. Первый шепчет на ухо второму игроку то, что удалось услышать. Второй передает слово шепотом третьему и так далее по цепочке. Последний игрок громко вслух называет то, что услышал. Обычно это сильно отличается от слова, загаданного ведущим и вызывает всеобщее веселье.
    Ведущим становится последний игрок, а все остальные «сдвигаются» по скамейке. Бывший ведущий садится на место первого игрока.

    • Для того, чтобы результат получился смешнее, игроки стараются говорить очень быстро и очень тихо.
    • Для усложнения игры можно говорить не слово, а целую фразу.

    При очень большой компании можно разделиться на две команды и устроить соревнование. В этом случае ведущий шепчет одинаковое слово каждой команде. Побеждает та команда, у которой результат получился наиболее похожим на заданное слово.

    Как сомбреро превратилось в ограбление банка

    Сначала надо нарисовать слово. Например, «Сомбреро». Вы рисуете человека в шляпе. Потом второй игрок пробует угадать, что вы нарисовали — и пишет, например, «Ковбой». Передаёт слово дальше — и третий игрок должен нарисовать это слово. Он рисует человека с двумя пистолетами и передаёт рисунок. Четвёртый игрок видит ограбление и считает это изначальным словом. Вуаля!

    Нарисуй -> угадай слово -> нарисуй его снова!

    Принцип игры очень прост: вы берёте карточку со словами, рисуете одно из них, передаёте рисунок следующему игроку. Он пробует угадать слово по рисунку и пишет его. И так весь круг: слово — рисунок — слово — рисунок. В конце можно посмотреть на совершенно безумную цепочку догадок.

    Круто! А на чём рисовать?

    Самое важное в игре — блокноты. Внутри коробки их 8 штук. Они необычные: страниц всего несколько (по количеству раундов), но они сделаны из пластика. Рисовать на них нужно специальными стирающимися маркерами, а в конце партии - стирать нарисованное замшевой тряпочкой (их тоже 8 штук). Так что рисовать получается быстро, просто и очень удобно.

    А как подбираются слова?

    Одна из очень важных черт игры — такие слова, которые нельзя сразу и однозначно нарисовать. Например, представьте, сколько ассоциаций может вызвать рисунок по словам «Моряк», «Побег», «Улыбка», «Зарплата», «Корица», «Рыбак» и так далее. Нужно очень хорошо понимать других игроков, чтобы слово было угадано правильно в конце цепочки.

    Что за прочерки на карточках?

    Иногда попадаются не точные задания, а категории, например, «Персонаж книги» — тогда нужно выбрать кого-нибудь самому и нарисовать. А ещё бывают просто прочерки: в этом случае можно загадать своё собственное слово.

    Для кого эта игра?

    «Сломанный телефон» — это замечательная игра для любой компании. Кстати, у неё куча разных международных наград, то есть это уже более чем известный семейный хит в Европе. Там в неё играют:

    • С друзьями, когда они приходят в гости: получается очень спокойно и при этом — позитивно.
    • В семье друг с другом и детьми: это способствует лучшему пониманию и просто приятному общению.
    • На вечеринках: ведь рисовать странные штуки дико приятно, особенно, когда никто не умеет толком рисовать!
    • В дорогу: передавать блокноты можно даже в автобусе и самолёте.
    • И просто дарят эту игру в подарок.

    Стоит взять?

    Да, определённо. Несмотря на простоту механики, игра очень увлекает и приносит массу хорошего настроения. Когда она впервые попала к нам, мы играли несколько дней — что случается редко, потому что в день через наши руки проходят по 2-3 новых игры.

    Что в коробке?

    • 142 карточки со словами, на каждой — по 12 слов на «той стороне» и «этой стороне», итого — больше 1700 слов.
    • 8 специальных стирающихся блокнотов для записи и рисунков. На каждой странице подсказка, что сейчас делать.
    • 8 стирающихся маркеров для рисования и 8 тряпочек.
    • Песочные часы на 60 секунд, отмеряющие время раунда.
    • Шестигранный кубик, с помощью которого определяется номер слова на карточке.
    • Коробка-холдер для карт.
    • на русском языке с иллюстрациями и примерами.

    Анна

    « Отличная игра подходит практически для любого возраста =) играли в компании от 9 до 77 лет! =) всем очень понравилась! Смеялись до слёз =) »

    • Скандинавия — Användbart Litet Företag
    • Австралия — Crown & Andrews Ltd.
    • Нидерланды — Goliath B.V.
    • США — USAopoly
    • Япония — テンデイズゲームズ

    Заключение психолога

    «Игра «Испорченный телефон» помогает развить логическое и ассоциативное мышление, умения быстро действовать и принимать решения в ситуации ограничения времени. Игра способствует развитию фантазии, воображения, спонтанности и креативности. «Испорченные телефон» помогает преодолеть сомнение в своих способностях и страх ошибки. Благодаря алгоритмичности, четкой последовательности действий игра способствует развитию и самоконтроля. Кроме того, в процессе игры игроки могут расширить словарный запас. Игра учит детей бережному отношению к вещам, аккуратности. «Испорченный телефон» способствует развитию умения понимать друг друга, уважительному отношению к другим людям, их особенностям и умениям. Все это способствует развитию сплоченности, поэтому игра может быть рекомендована для совместного досуга детского коллектива или совместного времяпрепровождения семьи.

    Правила игры понятны, но требуют внимательности и не всегда могут быть усвоены с первого раза. «Испорченный телефон» оставляет простор для изменений и варьирования игры, поэтому подойдет детям даже более младшего возраста, чем заявлено производителем. При необходимости взрослый может помогать юным игрокам, быть включенным в игру в качестве ведущего. Кроме того, первое время игроки могут пользоваться краткими правилами, чтобы не запутаться в ходе игры.

    Игра изготовлена очень качественно, что делает процесс игры очень приятным.»

    Ирина Пермякова педагог-психолог ГБОУ СОШ №863, г. Москва

    Выписка из результатов использования настольных игр «Испорченный телефон» и «Шакал» в работе по развитию коммуникативных качеств детей среднего и старшего школьного возраста

    Промежуточный период исследования: сентябрь - декабрь 2014 г. (I и II четверти 2014-2015 учебного года).

    Возрастнаягруппа и количество учащихся, принимавших участие в работе: 7 классы (13 лет) - 20 человек; 9 классы (15 лет) - 20 человек; родители учащихся - 21 человек. Всего: учащихся 7-9 классов (13, 15 лет) - 40 человек, родителей 21 человек.

    В работе принимали участие подростки, состоящие на профилактическом учете, учащиеся с нарушением поведения, проявляющиеся в виде негативизма, очень высокой тревожности. Ребята приглашались (по подгруппам по 8 человек) 1 раз в неделю в течение 8 недель на игровые занятия. Занятия с девятиклассниками проводились с использованием обеих игр «Испорченный телефон» и «Шакал». В занятиях с семиклассниками использовалась только игра «Испорченный телефон». На начало и окончание занятий с подростками была проведена диагностика развития эмпатии, самомотивации, навыков взаимодействия , уровня самооценки , уровня тревожности .

    По итогам проведенной работы с учащимися можно констатировать повышение самооценки у 90%участников занятий. У 85% учащихся повысился уровень эмпатии, Такой важный компонент для продуктивной работы, как самомотивация вырос у 75 % учащихся, посещавших занятия. У абсолютного большинства (100 %) снизился уровень тревожности и улучшились навыки взаимодействия.

    Игра «Испорченный телефон» использовалась на занятиях с родителями. Всего занятий с использованием игры было проведено 5. Родители отмечали, что после периодических игровых занятий у них появились положительные сдвиги во взаимоотношениях с детьми (у некоторых и с супругами или с коллегами), они стали больше прислушиваться к собеседнику. Появилось понимание необходимости увеличения свободного времени посвященного детям, в том числе и играм с ними. Некоторые из родителей отметили повышение самооценки, появилась уверенность в себе, желание общаться с окружающими в непринужденной обстановке за настольной игрой.

    Многие дети и родителей открыли для себя новый вид досуга - настольные игры.

    После новогодних праздников дети делились, что в подарок получили настольные игры («Тик-так - бум», «Активити», «Алиас», «Угадай кто?» и др.)

    Вывод: Играя в настольные игры «Шакал», «Испорченный телефон» подростки стали более коммуникабельны, более терпимы к друг другу, научились договариваться и избегать острых ситуаций, разрешать конфликтные моменты конструктивно. У них повысились: способность ощущать эмоции другого, ставить себя на место другого человека, способность к сопереживанию, сочувствию. Школьники научились длительное время обходиться без внешних стимулов и контроля, в том числе в сложных и ответственных ситуациях. Стали лучше ориентироваться в ситуации дефицита времени. Появилась уверенность в себе, в своих сила. Игры стимулировали кроме личностных изменений, так же изменения в мыслительных процессах. Повысилась концентрация внимания, увеличилась скорость мышления, развивались навыки логического и стратегического мышления.

    Использование игры «Испорченный телефон» в занятиях с родителями стимулировало родителей на улучшение детско - родительских отношений, на формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу.

    После регулярных игр в «Teletranslations» у детей, как отмечают окружающие, фантазии и ассоциации становятся более яркими и разнообразными, улучшается умение действовать быстро, отношения в коллективе становятся более теплыми.

    Ирина Пермякова, педагог-психолог ГБОУ Школа № 17 (структурное подразделение № 2), г. Москва

    Предлагаем вам перечень подвижных игр для ребенка 6, 7 лет. Игры для отдыха.

    Все подвижные игры для дружной детской компании требуют довольно большого пространства. Это должна быть просторная комната или детская площадка.

    Море волнуется раз

    ◈ Выбирается водящий. Он произносит вслух:

    Море волнуется раз,

    Море волнуется два,

    Море волнуется три...

    ◈ В это время играющие делают разные затейливые движения (или раскачиваются, имитируя волны).

    Морская фигура, замри!

    ◈ После этих слов играющие замирают на месте и никто не шевелится. Водящий ходит между замерших фигур и выбирает самую оригинальную. Теперь водящим становится игрок, изобразивший самую интересную фигуру. Игра продолжается.

    ◈ Делать фигуры может как один игрок, так и несколько объединившихся в группу. Тогда, в случае их выигрыша, они все становятся водящими и выбирают следующую фигуру коллективно.

    Глухой телефон

    ◈ Участники рассаживаются кругом. Первый участник говорит что-либо шепотом на ухо ближайшему соседу. Тот — также шепотом — передает фразу своему соседу. По правилам игры дважды повторять фразу нельзя. Сообщение передается по кругу и должно возвратиться к первому участнику, который громко повторяет услышанное и то, что было в начале. Затем фразу придумывает следующий участник.

    ◈ Увлекателен как процесс, так и результат игры.

    ◈ Садиться можно не по кругу, а в линию. В этом случае последний участник повторяет вслух то, что он услышал, а первый участник — первоначальную фразу.

    Ручеек

    ◈ Число участников нечетное.

    ◈ Разбившись на пары, игроки встают друг за другом, берутся за руки и поднимают их над головой. Образуется своеобразный коридор. Тот, кто остался без пары, направляется к «истоку» ручейка и затем, пробираясь под сцепленными руками, выбирает себе пару. Новая пара идет в конец ручейка, а игрок, оставшийся в одиночестве, — в начало. И все повторяется.

    ◈ Играть в эту игру лучше под музыку.

    Совушка

    Необходимый инвентарь: мел, скамейка.

    ◈ В углу площадки чертят круг — «гнездо совушки». Около круга ставится скамейка. Нужно выбрать руководителя и водящего — «сову». Остальные — «полевые мышки». Совушка становится в своем гнезде, а мышки — вдоль стен, в своих «норках».

    ◈ Руководитель говорит: «День!». Все мышки выбегают в центр игровой площадки, бегают, веселятся, а совушка в это время спит в своем гнезде.

    ◈ Когда руководитель говорит: «Ночь!» — все мышки замирают на месте, а совушка просыпается, вылетает на охоту и смотрит, не шевелится ли кто из игроков. Пошевелившуюся мышку совушка забирает к себе в гнездо. Так она ловит мышек, пока руководитель не скажет: «День!». По этому сигналу совушка улетает к себе в гнездо, а мышки снова могут бегать и резвиться. Когда в гнезде у совушки окажется 3-5 мышат, выбирают новую сову и начинают игру с начала.

    ◈ Хотя мышкам и не разрешается шевелиться, когда сова выходит на площадку, за спиной совы они могут менять позы, но так, чтобы она этого не заметила. Пойманные мышки сидят на скамейке — в гнезде у совы — и не участвуют в игре до смены водящего.

    ◈ По команде «День!» совушка должна обязательно улетать к себе в гнездо.

    Гонка мячей

    Необходимый инвентарь: два мяча.

    ◈ Игра существует в нескольких вариантах. Все играющие делятся на две команды, которые выстраиваются шеренгами. Первые игроки в каждой шеренге держат по мячу.

    Вариант 1

    ◈ По команде «Мяч!» мяч передается над головой, затем игроки поворачиваются на 180°, широко расставляют ноги и обратно мяч прокатывают под ногами. На протяжении всей игры все остаются на своих местах. Команда, сумевшая раньше передать мяч в одну сторону над головой и обратно под ногами, выигрывает. Если у какого-то игрока мяч упал или укатился из-под ног, то следующий за ним игрок должен поймать мяч, вернуться на свое место и продолжить игру.

    Вариант 2

    ◈ По команде мяч передается над головой от начала шеренги до конца. Замыкающие игроки, получив мяч, бегут и становятся первыми в шеренге, после чего снова начинают передавать мяч. Когда игрок, начинавший игру, окажется последним, то он должен, получив мяч, пробежать вперед, стать первым в своей шеренге и поднять мяч над головой. Побеждает та команда, которая закончит первой.

    Вариант 3

    ◈ Игра проходит так же, как в варианте 2, но мяч не передают над головой, а перекатывают под широко расставленными ногами. Расстояние между игроками должно быть не менее 40-60 см.

    Попрыгунчики-воробушки

    ◈ На земле или на полу чертится круг диаметром 4-6 метров. Выбирается водящий — кошка, которая сидит или стоит в середине круга. Остальные играющие — воробьи — становятся вне круга.

    ◈ По сигналу воробьи впрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Кошка старается поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманный воробей остается у кошки в центре круга. Когда кошка поймает 3-4 воробья, выбирается новая кошка из числа не пойманных птичек. Игра начинается с начала.

    ◈ Кошка может ловить только в пределах круга. Поймать воробушка — значит коснуться его рукой.

    ◈ Воробьи прыгают на одной или двух ногах (по договоренности).

    Два Мороза

    ◈ На противоположных сторонах площадки на расстоянии 15 метров линиями отмечают дома. Выбирают двух водящих — Морозов. Остальные ребята выстраиваются в одну шеренгу за линией дома, а посередине площадки — на улице — стоят два Мороза.

    Морозы обращаются к ребятам со словами:

    Мы — два брата молодые,

    Два Мороза удалые.

    Я — Мороз, красный нос.

    Я — Мороз, синий нос.

    Кто из вас решится

    В путь-дороженьку пуститься?

    ◈ Ребята отвечают:

    Не боимся мы угроз

    И не страшен нам мороз!

    ◈ После этих слов ребята бегут из одного дома в другой (за черту на другом конце площадки). Морозы ловят и «замораживают» пробегающих. Осаленные сейчас же останавливаются и стоят неподвижно на том месте, где их заморозил Мороз. Затем Морозы опять обращаются с теми же словами к ребятам, а те, ответив, перебегают обратно, по дороге выручая «замороженных» ребят: дотрагиваясь до них рукой и тем самым позволяя им опять войти в игру.

    Прятки

    ◈ Выбирают водящего с помощью считалки или по жребию. Можно выбирать и так: все участники становятся в круг, и один начинает считать с себя до десяти (если играющих мало, то до пяти). Каждый, на кого выпадет число десять, выходит из круга. Водящим становится тот, кто останется последним.

    ◈ Водящий становится лицом к стене и медленно считает до определенного числа (если играют в квартире, то достаточно до 10). Остальные в это время прячутся.

    ◈ Со словами «Я иду искать, кто не спрятался, я не виноват» водящий отправляется на поиски.

    ◈ Игра продолжается до тех пор, пока не найдут всех игроков. Тот, кого нашли первым, становится водящим.

    Поймай и угадай

    ◈ Выбирают водящего. Завязывают ему глаза. Его задача — поймать кого-нибудь из игроков и угадать, кого он поймал. Если водящий ошибся, то он должен отпустить игрока и ловить заново. Если угадал, то пойманный игрок становится водящим и игра продолжается.

    ◈ Так как глаза у водящего завязаны, то он ориентируется на звуки. Остальные игроки должны хлопать в ладоши, привлекая его внимание.

    Штандер

    Необходимый инвентарь: мяч.

    ◈ Эта игра интересна, когда в ней участвуют от пяти человек и больше.

    ◈ Выбирают водящего. Затем все становятся в круг, и водящий, подбросив мяч вверх, выкрикивает имя одного из участников. Последний, поймав мяч, пытается попасть им в кого-нибудь из убегающих.

    ◈ Если названный водящим участник ловит мяч на лету, то у него две возможности: подбросить мяч вверх и выкрикнуть имя следующего игрока или крикнуть: «Штандер!» — после чего все замрут и можно будет спокойно запятнать какого-либо участника.

    ◈ Правила таковы, что тому, в кого целятся, нельзя сходить с места, однако он вправе по-другому уклоняться от мяча: приседать, подпрыгивать вверх и т. д. Если игрок, которого пытались запятнать, ловит мяч, то может запятнать другого играющего. Тогда этот игрок становится водящим.

    Гуси-лебеди

    ◈ Выбирают вожака и волка. Остальные дети играют роль гусей. Волк прячется в сторонке: за горой. Гуси уходят в один конец: отправляются в поле. Вожак прохаживается на другом конце, возле дома, да поглядывает. Завидев волка, он зовет гусей:

    — Гуси-лебеди, домой!

    — Волк под горой.

    — А чего ему надо?

    — Серых гусей пощипать да косточки глодать.

    ◈ Гуси бегут, гогоча: «Га-га-га», — а волк их ловит. Кого поймает, того отводит за гору, и игра возобновляется.

    Цвета

    ◈ Выбирается водящий. Остальные игроки становятся в ряд на одной стороне площадки или комнаты.

    ◈ Водящий отворачивается и загадывает какой-либо цвет. Например, красный. Он поворачивается и внимательно смотрит.

    ◈ Игроки, у которых в одежде присутствует названный цвет, могут спокойно перейти на другую сторону площадки.

    ◈ Остальные должны тоже перебраться на другую сторону, но водящий может любого из них поймать. Тогда пойманный игрок становится водящим и игра продолжается.

    Снежный бой-2

    Необходимый инвентарь: бумага.

    ◈ Активная игра для большой компании шумных детей. Нужна просторная комната. Поделите комнату пополам (можно длинной елочной мишурой) и разделитесь на две команды. Дайте каждой команде одинаковое количество листов бумаги для снежков.

    ◈ По команде начинайте перебрасываться снежками. Как только прозвучит команда «Стоп!» каждая команда начинает считать снежки на своей половине комнаты. Выигрывает та команда, у которой снежков меньше.

    Перепрыгни

    Необходимый инвентарь: скакалка.

    ◈ Выбирают водящего. Игроки встают вокруг водящего. Он приседает на корточки и начинает крутить вокруг себя скакалку чуть выше пола. Игроки должны перепрыгивать через нее.

    ◈ Есть два варианта ведения игры:

    ♦ Игрок, который не успел перепрыгнуть и скакалка задела его по ногам, становится водящим.

    ♦ Игрок, которого задело скакалкой, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока на поле не останется один игрок. Он и считается выигравшим. После этого выбирают нового водящего.

    Цель: демонстрация участникам тренинга приемов слушания.

    Задание: передать услышанную информацию своему партнеру по общению.

    Инструкция: давайте вспомним детскую игру «Испорченный те­лефон». Поиграем в нее... А теперь еще один вариант для взрос­лых: все участники группы выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в комнату по одному. Каждому входящему дает­ся инструкция: «Представьте себе, что вы получили письмо, ин­формацию к размышлению, телефонограмму, содержание которых должны передать следующему участнику группы. Текст вам сейчас зачитают, его можно не передавать дословно, главное - как мож­но точнее выразить содержание». Затем ведущий зачитывает текст первому участнику группы, который должен передавать его следу­ющему вошедшему, тот - следующему и т. д.

    Вариант письма:

    «Дорогой Джо! Мы живем здесь вот уже две недели, погода в общем хорошая. Морской воздух действует неплохо, но печень моя пошаливает, и я с удовольствием вернусь в Лондон. О Джун ничего хорошего сказать не могу, здоровье и состояние духа у нее скверные, и я не знаю, чем все это кончится».

    Вариант информации к размышлению:

    «В толпе у двери - хорошо одетой толпе, состоявшей из се­лей докторов и адвокатов, биржевых дельцов и представителей всех исчисленных профессий, достойных крупной буржуазии, - Форсайтов было не больше 20 процентов, но тете Энн все казались Форсайтами, - да и разница между теми и другими была невелика - она всюду видела свою собственную плоть и кровь».

    Для телефонограммы текст составляется таким образом:

    Должно быть три-четыре сложносочиненных и сложноподчиненных предложения;

    Должны быть цифры, имена собственные, указания на вре­мя, значимые и незначимые детали.

    Примечание: если текст при передаче от одного участника к дру­гому сократился до такой степени, что выполнение упражнения становится бессмысленным, так как передача его становится слиш­ком легкой задачей, то очередному участнику ведущий зачитыва­ет весь текст заново.

    Анализ упражнений 1 и 2:

    1. В чем отличие умения слышать от умения слушать?

    2. От чего зависит активность слушания?

    3. Какие условия надо соблюсти, чтобы услышать или быть ус­лышанным?

    Упражнение 3. «Уровни слушания*

    Цель: соотнесение уровня слушания с типом поведения собе­седника, определение влияния уровня слушания на эффективность восприятия.

    Задание: проиграв ситуацию, определить, на каком уровне слу­шания осуществлялось общение и как выражалось поведение парт­неров по общению.

    Инструкция: работа будет строиться следующим образом: двое участников, «артисты», проигрывают ситуацию, остальные, «зрите­ли», анализируют, на каком из уровней слушания осуществлялось общение. «Артисты» выбираются по желанию.

    Ситуация для обыгрывания:

    Вспомним типичный разговор двух старушек у подъезда:

    А знаешь, мой внук заработал в армии еще одну лычку! Те­перь он у меня сержант!

    А у меня, ты знаешь, в последнее время печень совсем раз­болелась, сил нет.

    Вот и я говорю, может, теперь ему отпуск дадут.

    Да, отпуск - это хорошо! Видимо, придется теперь в боль­ницу идти.

    Анализ упражнения:

    1. По каким признакам был определен уровень слушания?

    2. Как это выразилось в поведении собеседников?

    3. Что наиболее характерно для вашей манеры слушать?

    Упражнение 4. «Упражняемся в активном слушании»

    Цель: определение характерных признаков типов реакций и при­емов в момент активного слушания собеседника.

    Задание 1. Обсудить коммуникативные качества, необходимые профессионалу.

    Инструкция: организуется работа в тройках по специальному алгоритму. Вся группа разделяется на подгруппы по три человека, и каждой тройке предлагается обсудить коммуникативные качества, необходимые профессионалу (преподавателю колледжа). Нужно вы­брать три самых важных качества и выработать общее мнение в тройке. Предлагается строго выдерживать алгоритм обсуждения: двое беседуют, третий контролирует использование частных при­емов слушания. Затем участники меняются функциями. Обсужде­ние ведут представители триад.

    Анализ задания:

    1. Какие качества были выделены как основные?

    2. Какими приемами активного слушания пользовались сами участники обсуждения?

    3. Выделите непродуктивные техники слушания в момент об­суждения качеств профессионала.

    Задание 2. Решив ситуацию, соотнести реакцию собеседника с имеющимися типами реакций: сопереживанием, потоком рекомен­даций, критикой, просьбой о дополнительной информации. Запи­сать результаты в предложенной схеме.

    Ситуация 1

    - Неужели эту женщину из нашего отдела повысили в долж­ности только из-за того, что она умеет подлизываться к начальст­ву?! Ведь повысить должны были меня! У меня выше квалифика­ция, и этой женщине не нужны деньги так, как мне. Что происходит?

    Тип реакции Реакция

    А) Мне кажется, что ты справляешься со своей работой отнюдь не так хорошо, как тебе кажется, иначе повысили бы тебя.

    Б) Всегда неприятно, когда должность, на которую метишь ты, занимает кто-то дру­гой, особенно если ты чувствуешь, что твоя квалификация выше.

    В) А случалось ли что-то подобное с то­бой раньше?

    Г) Будь я на твоем месте, я бы рассказал начальнику, какая злость тебя обуре­вает.

    Ситуация 2

    Не знаю, что и делать! Начальник постоянно просит меня задержаться на работе подольше, чтобы подготовить письма на за­втра, а я не могу ему ничего возразить - ведь он мой начальник. Я с удовольствием кое-что бы ему сказала, но просто не могу ри­сковать.

    Тип реакции Реакция

    А) Мне кажется, у тебя такое ощущение, что тобой просто пользуются, и ты хочешь найти способ сказать начальнику о его по­ведении.

    Б) Будь я на твоем месте, я бы это с ним обсудила. Нужно сказать ему, что ты чув­ствуешь.

    В) Если бы ты не позволяла вытирать о себя ноги, то сейчас ты бы могла говорить с ним на равных.

    Г) И что, твой начальник всегда вел себя с тобой так?

    Сравните свои ответы с приведенными ниже:

    Ситуация I Ситуация 2

    A) Критика A) Сопереживание

    B) Вопрос B) Критика

    Г) Совет Г) Просьба о дополнительной информации

    Задание 3

    Инструкция: разыграйте ситуации в парах, показав разные ти­пы реакций (сопереживание, поток рекомендаций, просьбу о до­полнительной информации, критику), а затем сравните свою ин­терпретацию с заданным образцом.

    Ситуация 1

    - Если б у меня были деньги, я не преминул бы воспользо­ваться этой возможностью; уверен, что смог бы развернуться в этом бизнесе. Человеку всего-то и нужно, что немного общих пред­ставлений, здравого смысла и смелости, и у меня все это есть. Нет только денег. Такова жизнь!

    Ситуация 2

    Все дело в том, что я занимаюсь не тем. Я все тянул и не уходил, потому что четыре года учился в колледже, готовя себя к такой работе. Теперь же я считаю, что для меня лучше было бы бросить ее и заняться чем-то другим - пусть мне даже придется начать с самого начала.

    Образец высказываний на обыгрываемые ситуации:

    Ситуация 1

    1. Сопережива­ние: Всегда противно чувствовать, что у те­бя нет денег, чтобы заняться бизнесом, в котором можешь добиться успеха.

    2.Поток реко­мендаций: Что тебе нужно, так это обсудить все с менеджером банка.

    3. Просьба о до­полнительной О каком виде бизнеса идет речь?

    ин­формации:

    4. Критика: А ты уверен, что сможешь развернуть­ся в этом бизнесе?

    Ситуация 2

    1. Сопережива- Сменить сферу деятельности после че­тырех лет обуче-

    ние: ния в колледже - решение непростое. Понимаю, что тебе нелегко на это решиться.

    2. Поток реко­мендаций: Лучше бы тебе остаться на старом ме­сте, ведь ты понятия не имеешь, что тебя ждет на новой работе.

    3. Просьба о дополнительной А что тебя привлекает на новой рабо­те?

    ин­формации:

    4. Критика: И ты полагаешь, что можно отправить эти четыре года псу под хвост?!

    Задание 4. «Выслушивание». Показать роль техник активного слу­шания в процессе общения.

    Инструкция: работа организуется в парах: один - рассказчик, другой - слушатель. Партнерами выбирается тема для беседы, за­тем один из них начинает рассказ, а другой просто слушает, ни­чего не делая и никак не реагируя на партнера. (Важное замеча­ние! Собеседники не должны перейти на беседу, иначе задание теряет смысл.) Затем партнеры меняются ролями и содержание за­дания изменяется: теперь, наоборот, следует помогать партнеру в его рассказе, используя разные техники активного слушания.

    Примерные темы беседы: «Мои увлечения», «Профессиональные перспективы», «Планы на будущее*, «Вещи или люди, которые мне нравятся», «Мир поэзии (музыки)».

    Анализ задания:

    1. Слушание мешает или, наоборот, помогает рассказчику?

    2. Что вам хотелось сделать, чтобы увидеть или услышать ре­акцию партнера?

    3. Какими техниками пользовался слушатель, чтобы помочь рас­сказчику?

    Анализ упражнения:

    1. Система реагирования на услышанное - это интуитивная ре­акция или система приемов, используемых человеком намеренно?

    2. Что ждет от партнера по общению говорящий?

    3. Каким образом в реальной жизни вы реагируете на слова со­беседника? От чего это зависит?

    Рефлексия занятия. Упражнение «Оценка собственной манеры слушать»

    Цель; осознание собственной манеры слушать для улучшения общения и отношений с другими людьми.

    Задание: определить уровень собственных «слушательных при­вычек».

    Инструкция: заполните «Опросник на эффективность общения». В соответствующей колонке поставьте крестик.

    Опросник на эффективность общения

    (бланк самооценки)

    № п/п Характеристика процесса общения В боль­шинстве случаев Часто Иногда Почти никогда
    «Отключаетесь» ли вы, слушая тех людей, с которыми вы не со­гласны или которых слушать не хотите? Сосредоточиваетесь ли вы на сказанном даже тогда, когда вам неинтересно? Прекращаете ли вы слушать говорящего, если знаете, что он со­бирается сказать? Повторяете ли вы услышанное своими слова-ми? Выслушиваете ли точ­ку зрении другого че­ловека, если она рас­ходится с вашей? Берете ли вы что-либо от каждого собеседника, пусть да­же самое не-значитель­ное? Выясняете ли вы, что значат услышанные вами незнакомые сло­ва? Готовите ли вы мыс­ленно воз-ражения, пока собеседник го-во­рит? Делаете ли вы вид, что слушаете, хотя на са­мом деле не слуша­ете? Витаете ли вы мысля­ми где-то далеко, ког­да с вами кто-то го­ворит? Воспринимаете ли вы сообщение целиком, включая его словесное и не-словесное выра­жение? Признаете ли вы, что одни и те же слова для разных людей значат разное? Прислушиваетесь ли вы только к тому, что хотите услышать, не замечая остального? Смотрите ли вы на го­ворящего? Концентрируетесь ли вы больше на сути ска­занного или на внеш­нем виде говорящего? Известно ли вам, на какие слова и выра­жения вы сильнее все­го реагируете эмоции-онально? Думаете ли вы зара­нее, какой цели собира-етесь достичь в дан­ном акте об-щения? Планируете ли вы вре­мя, когда лучше выска-зать свою мысль? Думаете ли вы о том, как другой человек проре-агирует на ска­занное вами? Учитываете ли вы то, каким образом лучше осуществить акт об­щения (в письменной форме, устно, по те­лефону, с помощью доски объявлений, за­писки и т. п.)? Учитываете ли вы, с каким че-ловеком гово-рите (чем-то обес­покоенным, враждеб­но на-строенным, не-заинтересованным, спешащим, застенчи­вым, упрямым, не-тер­пеливым и т.п.)? Перебиваете ли вы го­ворящего? Думаете ли вы иногда: «А я-то предполагал, что он должен это знать* ? Позволяете ли вы го­ворящему выражать его отрицательное к вам отношение, не за­нимая при этом оборони-тельной пози­ции? Занимаетесь ли вы регулярны-ми упражнени-ями для совер-шен­ствования своего умения слушать? Делаете ли вы записи на па-мять (памятки)? Не отвлекают ли вас посто-ронние звуки и шум? Слушаете ли вы гово­рящего, не критикуя его и не осуждая?

    Вычисление результата: сверьтесь с нижеприведенной таблицей и проставьте вместо своих крестиков соответствующее данной стро­ке число. Пример: если вы в первой строке в колонке «Часто» по­ставили крестик, то его нужно заменить числом 2. Затем сложите числа в каждой из колонок и выпишите под каждой из них полу­чившуюся сумму.

    Номера В большинстве Часто Иногда Почти
    вопросов случаев никогда
    i

    Продолжение

    Теперь подсчитайте сумму цифр во всех колонках:

    Сумма баллов: 110-120 - отлично; 99-109 - выше среднего; 88-98 - нормально; 77-87 - посредственно.

    Задание для самостоятельной работы

    «Составить программу развития своих слушательских навыков»

    План действий по результатам опросника:

    1. Какие действия вам бы хотелось изменить?

    2. Выберите, над чем вам нужно поработать, чтобы стать ак­тивным слушателем в повседневном общении с другими людьми, в личной жизни, в профессиональной деятельности.

    Домашнее задание Составить список слов, обозначающих чувства

    Анализ занятия. «Интервью»

    Цель: развитие навыков интервьюирования и структурного ана­лиза деятельности.

    Инструкция по проведению: проводить интервью предлагается по выбору участников.

    Ключевые вопросы интервью:

    1. Как опыт человека влияет на его активное слушание?

    2. Нашли ли применение в упражнениях качества, которые сти­мулируют активное слушание участников?

    3. Выделить наиболее эффективные моменты данного занятия, определив линию развития интереса участников к выполнению за­даний.

    4. Как устранить возникшие недостатки на следующем за­нятии?