• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Этапы психологического консультирования

    Психологическое консультирование обычно состоит из нескольких встреч, отдельных бесед. В целом психологическая консультация как процесс разбивается на четыре этапа: 1. Знакомство с клиентом и начало беседы. 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез . 3. Оказание воздействия . 4. Завершение психологической консультации.

    1. Знакомство с клиентом и начало беседы

    1а. Первый контакт. Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета, демонстрация доброжелательности и заинтересованности в плодотворном сотрудничестве. 1б. Ободрение. Желательно подбадривать клиента словами вроде: "Проходите, пожалуйста", "Усаживайтесь поудобнее" и т.п. 1в. Небольшая пауза. После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45 – 60 секунд, чтобы клиент мог собраться с мыслями и оглядеться. 1г. Собственно знакомство. Можно сказать клиенту: "Давайте познакомимся. Как мне к вам обращаться?" После этого необходимо представиться самому. 1д. Формальности. До начала собственно консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования, его важных особенностях: - основные цели консультирования, - квалификация консультанта, - оплата за консультирование, - приблизительная продолжительность консультирования, - целесообразность консультирования в данной ситуации, - риск временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, - границы конфиденциальности, в т.ч. вопросы аудио- и видеозаписи, присутствие (наблюдение) за процессом третьих лиц. Говорить следует кратко, не выливая на клиента лишнюю информацию. Результатом здесь выступает окончательное решение клиента о вступлении в процесс консультирования. 1е. "Здесь и сейчас". Необходимо договориться с клиентом, настроить его на работу в режиме "здесь и сейчас". Важно дать понять клиенту, что психолога-консультанта нельзя использовать в качестве инструмента в разного рода интригах. 1ж. Первичный расспрос. Пример стандартной фразы: "Что Вас привело ко мне?", "Итак, какие вопросы вы хотели обсудить со мной?". Если клиент не является "профессиональным завсегдатаем" психологических кабинетов, то, скорее всего, уже с первых собственных фраз ему потребуется поддержка. По крайней мере, его будет интересовать вопрос: правильно ли он говорит, о том ли? Поэтому в случае необходимости с первых же минут расспроса надо поддерживать диалог.

    2. Расспрос клиента, формирование гипотез

    2а. Эмпатическое слушание. Оно же - активное слушание (повторение отдельных слов за клиентом, интерпретации). 2б. Принятие модели ситуации клиента в качестве временной. Консультанту пока не стоит вступать в споры с клиентом, тем более обличать его, ловить на противоречиях. Ломать модель ситуации клиента можно только после того, как эта модель изучена детально. 2в. Структурирование беседы. Редкий клиент умеет логично и последовательно описать проблемную ситуацию. Постепенно его надо побуждать к более рациональному изложению, рассуждениям. Самому консультанту надо быть последовательным. Каждая новая его фраза, вопрос должны быть логически связаны с предыдущими. Для структурирования беседы очень полезны периодические резюме. Диалог с клиентом - это не книга, разбитая на главы; поэтому можно взять себе за привычку раз в десять минут (например), следя за настенными или настольными часами, резюмировать сказанное. Если это уместно, то резюмировать можно не только устно, но и письменно, схематически изображая на бумаге модель ситуации. Структурирование беседы побуждает клиента к рациональной работе, к тому, чтобы не "перемалывать" в десятый раз одно и то же, а двигаться дальше; когда клиент перестаёт двигаться дальше в описании ситуации, то это будет верным свидетельством того, что он сказал уже всё существенное. 2г. Осмысление модели ситуации клиента. Психолог-консультант проводит аналитико-критическую работу, формулирует несколько гипотез в отношении этой модели. Если клиент пришёл за помощью к психологу, то это значит, что модель проблемной ситуации у него или а) неверная (извращённая), или б) неполная. В каждой гипотезе поэтому следует чётко формулировать: а) видит ли клиент ситуации в истинном свете? б) если не видит, то в чём ошибается? в) полна ли модель ситуации? г) если не полна, то в чём можно, в чём нужно расширить эту модель? Разумеется, большую часть выводов здесь психолог-консультант должен держать при себе, хотя бы потому, что пока имеются только гипотезы. 2д. Критика гипотез. Консультант задаёт клиенту вопросы, направленные на уточнение, критику гипотез. Вопросы здесь можно, конечно, задавать вразнобой. Но всё же рекомендуется стремиться к хотя бы внешней структурированности беседы, не перескакивая с одного на другое. Результатом здесь должно быть то, что в итоге остаётся только одна рабочая гипотеза (основная). Дело в том, что большую часть интеллектуальной работы психолог вынужден делать в жёстком режиме, когда имеется немного времени. Поэтому плотно надо работать только с основной гипотезой. Если она не подтвердится, то за основную принимается другая гипотеза. 2е. Изложение своей гипотезы клиенту. Поскольку клиент обычно уже "хорошо запутался" в своей проблемной ситуации, то бывает очень редко так, что он сразу принимает гипотезу и соглашается с ней. Поэтому важно подчеркнуть, что соображения консультанта - пока только гипотеза (предположения), что от клиента не требуется соглашаться с ней, требуется взять гипотезу за рабочую и попробовать изучить выводы, которые она порождает. В процессе работы с гипотезой скорее всего всплывут новые подробности, которые уточняют складывающуюся объективную модель ситуации. Вполне вероятно, что гипотеза окажется несостоятельной, в этом нет ничего страшного; в этом случае в качестве рабочей берётся иная гипотеза. 2ж. Критика гипотезы, нахождение истины. Рассматриваются различные ситуации, типичные и не совсем типичные. Перед тем, как приступить к следующему этапу, очень важно найти истину, то есть должна быть сформулирована и принята обеими сторонами объективная непротиворечивая модель проблемной ситуации.

    3. Оказание воздействия

    3а. Дать клиенту пожить с новым знанием. Дальнейшая работа напрямую зависит оттого, насколько истинной получилась модель проблемной ситуации. Важно понимать, что если модель не удалась, то и дальнейшая работа с клиентом (воздействие) находится под угрозой; а если наоборот (модель удалась), то и самому клиенту будет интересно пожить с новым знанием. Поэтому в идеале после выработки рабочей модели следует отпустить клиента до следующей встречи. Вероятно, он получил уже всё, что ему было надо, и поэтому больше не придёт на следующую встречу. Если нет возможности, надобности прервать консультацию, то можно просто сделать небольшую перемену. Для этого подойдёт усадить клиента в кресло минут на пятнадцать, включить ему спокойную музыку и дать возможность обдумать новое знание. 3б. Коррекция установок клиента. Конечно, вполне вероятно, что обретение нового знания может оказаться недостаточным клиенту для управления проблемной ситуацией. Здесь характерны жалобы клиента на то, что "не хватает сил", "не понимаю как" и т.п. Психолог вместе с клиентом критикует ложные установки последнего. Вырабатывает список новых установок. Установки должны быть вербально точными, простыми и эффективными. Большое внимание следует уделить установкам, направленным на обретение спокойствия и уверенности, на коррекцию уровня тонуса (успокоиться или наоборот мобилизоваться) и уровня рациональности-эмоциональности (стать более рациональным или более эмоциональным). Установки можно "принимать" в виде самовнушения. Опять здесь будет полезным дать клиенту возможность пожить с новыми установками. Возможно, что какие-то установки не приживутся. Тогда их, может быть, потребуется изменить или модифицировать. 3в. Коррекция поведения клиента. Помощь клиенту в формулировании возможных альтернатив привычному поведению. Анализ и критика этих альтернатив, оценка их пользы и эффективности. Выбор лучшей альтернативы. Разработка плана внедрения этой альтернативы. Важно понимать, что клиент в будущем может просто забыть применять альтернативное поведение. Поэтому в буквальном смысле его надо натренировать на применение альтернативы. Для этого подходят разные способы, например ролевые игры (в данном случае психолог может взять на себя роль какого-то родственника или знакомого клиента).

    4. Завершение психологической консультации

    4а. Подведение итогов беседы. Краткое обобщение всего происшедшего. "Повторение - мать учения". 4б. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими специалистами. 4в. Прощание. Клиента следует проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько тёплых слов.

    Литература

    Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 172 с.

    Все больше людей в нашей стране проявляют интерес к психологии, осознают ее важность и пользу. И конечно, этот интерес, этот энтузиазм, который появляется по мере овладения знаниями, порождает желание помогать другим людям.

    С чего начать психологическое консультирование? Каждый из вас может внести посильный вклад в это прекрасное дело. Это возможно на трех уровнях: на первом вы что-то улучшаете в своей собственной жизни, решаете какие-то проблемы либо вопросы, что-то для себя разъясняете.

    Второй уровень – это когда ваши близкие смотрят на вас, на то, как улучшается ваша жизнь, и что-то повторяют, привносят в свою жизнь, следуют каким-то вашим рекомендациям, и атмосфера ваших отношений меняется, потому что вы сами улучшаете свою жизнь, и это распространяется автоматически на всю вашу семью, друзей, знакомых.

    И третий уровень – это когда у ваших близких улучшается жизнь, и на них смотрят другие люди, которые, возможно, не знакомы лично с вами. И происходит цепная реакция, друг за другом происходят микроизменения, которые приводят к чему-то большему.

    И по мере того как растет ваше влияние, вы можете помочь всё большему числу людей. Это самое время для того, чтобы начать серьезно заниматься консультированием.

    Консультирование как бизнес

    Итак, вы решили сделать консультирование своей профессией, любимым делом, которое приносит доход. Кто-то занимается психологией уже 10 лет, а кто-то только начал открывать ее для себя – начать может каждый, но важно сделать это правильно, чтобы старт был быстрым и эффективным.

    И самое важное для начала – научиться воспринимать психологию как реальный источник дохода, как средство взаимовыгодного сотрудничества с клиентами. Клиенты – это те, кто с нами сотрудничает. Мы, консультанты, – те, кто хочет давать профессиональные знания.

    И с другой стороны клиенты – это люди, которые хотят взять профессиональный совет и применить его в своей жизни. И за это, как и за любое сотрудничество, не зазорно просить и получать деньги.

    Советский Союз существовал не так давно, еще полвека не прошло, и, к сожалению, так случилось, что у нас профессия психолога ассоциируется с чем угодно, но только не с деньгами. Но если вы хотите строить консультационную практику, консультационный бизнес, важно говорить про деньги, потому что они неразрывно связаны с результатами клиентов.

    Очень часто мы боимся брать деньги, потому что в нас заложен принцип: «Сначала качественные услуги, потом деньги». Это одно из важных ограничений, потому что люди начинают терзаться сомнениями: «А вдруг я ошибусь? А вдруг не получится?»

    Такая честность с собой очень полезна, она является непременным условием работы с другими людьми. Если мы не умеем видеть свои страхи, свои ограничения – мы будем также мяться, стесняться и «замазывать» проблемы клиентов, поэтому очень важно сегодня быть искренними и посмотреть на себя так, как есть, без осуждений, без критики.

    Чтобы расти, важно понять, в какой точке вы сейчас находитесь, осознать это, и только после осознания вы сможете сделать что-то новое, которое даст совсем другие результаты. В этом смысле деньги – это хорошая гарантия качества. Потому что это ответственность, это стремление выложиться на сто процентов.

    Хобби или бизнес

    Вы должны увидеть, что есть бизнес, а есть хобби. И ваша задача – выбрать, будете ли вы реализовывать консультирование как хобби – любимое дело, за которое деньги брать нельзя, либо все-таки будете строить бизнес, который будет реально интересен.

    Начальный опыт – это самое сложное и самое важное, потому что это фундамент, на котором будут основаны ваши дальнейшие достижения. И если его заложить неправильно, дальше строиться будет сложно.

    Мы расскажем вам, как с нуля и без опыта начать консультировать, чтобы вы смогли сделать первые шаги в освоении новой профессии – профессии консультанта.

    Мы поговорим о том, как вести консультацию, что говорить клиенту, как наработать опыт, где брать клиентов и как их находить, о системе продаж, о маркетинге и так далее.

    Также мы поговорим о том, как за один-два месяца стать востребованным и высокооплачиваемым специалистом, потому что это вполне реально.

    Здравствуйте. В школьное время мне пришлось ходить к психологу, потому что меня очень доставала подруга, с которой я больше не хотела общаться. Я не хотела иметь рядом с собой человека, который стремится к тому, что изменить и подавить меня. Она была очень гулящей и доступной, с самого детства смотрела … порнуху (!). После того, как она в 12 лет, позвала меня в гости и показала такой ролик, я не захотела с ней больше общаться. Мне не нравятся такие фильмы и люди, которые это смотрят. Тогда я решила с ней больше не общаться, но она стала говорить, что кроме нее со мной никто дружить не будет и т.д. Я в это время была хорошей девушкой (и сейчас остаюсь такой же), которая всегда хорошо училась и у которой до этого случая списывал весь класс. Она же спала со всем городом и пользовалась бешенной популярностью: она за ночь могла переспать сразу с десятью (!) парнями – многие люди лично все это видели (у нее было очень много друзей и подруг, но они не забывали сплетничать и о ней). И, по всей видимости, она хотела, чтобы я тоже стала такой же как и она…. Так, вот она вместе со своими дружками и подругами стали меня доставать, чтобы я с ней дружила и дальше и чтобы я изменилась. Но мне от этого всего еще меньше хотелось с ней общаться… Это было очень трудно и от пережитого стресса мне даже пришлось ходить к психиатру. Так как мои родители всегда обо мне очень заботились, они решили отвести меня еще и к психологу , но этот психолог не помог, а только навредил… Она давала мне следующие советы: сделать маникюр, улыбаться им и попробовать с ними подружиться… Однажды она довела меня до попытки самоубийства, сказав, что у меня всегда так будет… В ответ на мое недовольство она говорила мне «Да, о чем ты переживаешь, ты же такая красавица, а у многих и этого нет». Я всегда хорошо училась в школе, однако вследствие моей ужасной проблемы (которую психолог еще больше усугубил и с которой я умудрилась справиться самостоятельно), я плохо училась. Представьте себе, ты подвергаешься нападкам со стороны друзей-отморозков своей гулящей подруги, а она тебя постоянно подкарауливает везде, естественно из-за таких стрессов моя успеваемость резко снизилась (хотя и не очень сильно), но мой психолог так и не смогла понять, что это все вследствие огромного стресса, который переживал практически ребенок. Мало того, что она однажды дала мне совет, в результате которого у меня была попытка самоубийства (в ответ на то, как я всех их ненавижу, она сказала «у тебя всегда так будет».) По ее мнению я должна была перед ними извиниться и опять дружить с подругой, которая меня ни во что не ставила и пыталась показать, что без нее я никто.
    В то время я мечтала стать переводчиком, но наш психолог советовала мне поступать только на какую-то фигню. Я не послушала ее и решила поступать на любимый факультет (она же считала меня ужасно неспособной, потомум что в то время, когда я с ней общалась я училась далеко не блестяще, но ей не хватило ума или профессионализма понять, как все было на самом деле). Я поступила, туда куда хотела и успешно там отучилась. Как я уже говорила, я хотела поступать на факультет иностранных языков, у меня всегда были огромные способности к языкам, например, когда я перешла в конце третьего класса в другую школу, весь класс уже учил язык год, я же за месяц смогла быстро догнать одноклассников. Однако ей показалось, что я ничего не знаю и не способная (у меня были четверки в четвертях и пара троек в трех классах – восьмом, девятом и десятом; до этого я была отличницей; в одиннадцатом хорошисткой со многими пятерками; но оценки это неважно, они ничего не значат на самом деле…), решила, что я смогла отучиться за счет того, что спала с богатыми и платила учителям взятки. Она сделала такой вывод, потому что ей в свое время не хватило ума понять, что ребенку трудно хорошо учиться в такой ужасной стрессовой ситуации и что тут не может быть никакой речи о способностях вообще. Они всем городом обо мне трепались. Она не забыла рассказать всему городу о том, что я такая сумасшедшая и что я очень плохой человек (потому что я не хотела делать то, что она мне говорила: она никогда не спрашивала, что бы я хотела делать, а всегда давала директивные советы о том, как я должна поступить, и я в обязательном порядке должна была делать только так, как она мне сказала). Этот психолог считает, что она, владея различными методиками, вроде определения лжи, теперь может выносить категоричные оценки и додумывать ситуации. Она, например, уверена, что владеет методикой определения лжи и что меня раскусила (когда раньше я ходила к ней на прием, она также меня «раскусила», воспользовавшись такой методикой, в общем, она или не владеет этой методикой или нужно знать что-то еще, кроме методик..). Насчет, этого ее мнения о том, что я спала с богатыми, не училась и все время гуляла (на самом деле, все было прямо противоположно), у нее нет никакого реального подтверждения того, что это на самом деле было так (это все чистой воды фантазии, потому что я ни с кем из нашего города не общалась, только с одной девочкой, но ей я ничего не рассказывала никогда). Все их домыслы основаны только на том, что она видела в контакте раз в год (!) фотки с боулинга, в который я ходила вместе с одногруппниками и на основании этого она решила, что я все время гуляла, не училась, спала с богатыми и платила взятки…. (кроме боулинга раз в год я больше никуда и не ходила…) Она очень многое обо мне утверждает, но это все основано только на фантазии и домыслах, тем не менее, я обязана это все признать. Она бесконечно пытается показать мне, что я вообще ничего не знаю (хотя я сейчас уже, наверное, знаю иностранные языки лучше наших школьных учителей), я же, как оказалось, не имею права указывать на ее ошибки (например, на то, как она вела прием в качестве психолога-консультанта, сама она наш школьный психолог). Я, конечно, не психолог , но мне кажется, что все, что она делала, консультируя меня, было одной большой ошибкой. Но самое ужасное, что за все это она требует от меня благодарности! Скажите, обязана ли я быть ей за это благодарной? Может быть, она и правда, делала все правильно и она действительно гениальный психолог?
    Мне, в принципе, на нее пофиг, но сейчас она умудрилась влезть и в мою настоящую жизнь. Например, я сейчас общаюсь на форуме. Там у нас также был парень из нашего города. Теперь жители нашего города, обсуждают меня и с нашими форумчанами, и они почти убедили их, что я тупая проститутка. Теперь меня там никто не воспринимает всерьез, хотя я этого никак не заслуживаю – так как я училась всем моим «одногородникам» и не снилось и я реально намного больший профессионал, чем она и все наши учителя. Но я теперь на нашем форуме не имею права задавать вопросы, касающиеся ее ошибок, потому что она в их глазах, великий профессионал, борющийся с маньяком, а я сумасшедшая проститутка…
    Скажите, пожалуйста, нормально ли, если психолог вешает на человека «ярлыки», если он не разбирается в людях, если он доводит клиента до самоубийства и считает, что тот и сам виноват, если он делает категоричные суждения и судит человека по внешности ? Если он вообще судит человека только по внешнему? Если он требует за все это благодарности и при этом считает себя правым и супер-профессионалом? Как должен был повести себя грамотный психолог и обязаны ли мы слушать такого человека, как она?

    Знакомо ли вам волнение при ожидании нового клиента? Спокойно ли вы рассказываете о своей деятельности и называете стоимость своих услуг? Нет? Тогда эта статья для вас.

    Миф №1. Нет диплома – рано начинать консультировать.

    «Как я могу начать консультировать, если у меня еще нет диплома на руках?» — такой вопрос возник в моей голове, когда я получала свое первое психологическое образование. Я специально выбирала учебное заведение, где можно получить больше опыта, тем не менее, когда пришло время начинать практиковать, наступил ступор.

    Мой первый настоящий клиент нашел меня в интернете. На одном из тематических форумов я оставила комментарий, указав, что являюсь психологом, и вскоре была назначена первая консультация. К намеченному времени я испытала всю гамму чувств и эмоций: непреодолимое волнение, жуткое сопротивление, панику, сомнение, страх. Мне казалось, что проще прыгнуть с парашютом, чем провести часовую консультацию. Я, честно говоря, даже надеялась, что клиент передумает и не придет. Но все получилось иначе.

    Клиент пришел, и моя паника сменилась легкой неуверенностью. При этом, она была заметна только мне. Не буду лукавить и говорить, что на своей первой консультации я смогла перевернуть мир клиента и сразу помочь решить все его проблемы. Я не сделала ничего особенного, просто дала человеку выговориться, внимательно слушала и иногда задавала наводящие вопросы.
    По итогам консультации клиент признался, что получил облегчение, и его проблема уже не кажется такой значимой.

    Многие попадают в ловушку двух противоречивых убеждений. Нельзя работать за деньги с клиентами, пока нет образования. И, также, нельзя получить реальный опыт без практики. Решение может быть простым: сначала отработка методик и практик с сокурсниками и друзьями. Они будут знать, что у вас нет диплома, но навредить вы тоже вряд ли сможете, потому что действовать будете осторожно и всегда сможете спросить помощи преподавателей. В худшем случае – вы не поможете, а в лучшем – приобретете опыт и закрепите знания.

    И своих первых настоящих клиентов лучше искать уже в процессе обучения, пока вы еще находитесь в команде единомышленников и под чутким наблюдением опытных коллег.

    Вывод: начинаем безопасную практику еще во время учебы.

    Миф №2. Пока ты не можешь красиво себя назвать – рано начинать консультировать.

    Закончив обучение, я получила диплом по специальности «Психологическое консультирование». Диплом есть, можно начинать активно себя продвигать, правильно?

    «Как-то это слишком обширно! Психологов много, как же себя продвигать?» — посетила меня очередная умная мысль. Тогда я задумалась, что намного эффективнее быть психологом в определенной нише. Тогда мой потенциальный клиент точно будет знать, по каким вопросам обращаться именно ко мне.

    Согласитесь, намного экспертнее звучит, если ты «перинатальный психолог», «детский психолог», «психолог-регрессолог», «психолог-логопед», «семейный психолог», «психолог-сексолог», «бизнес-психолог» и т.п.

    Итак, я снова отложила практику. И, прежде чем начать себя активно продвигать, занялась поиском ниши.

    Моей дочери было 2 года, а сын только родился, когда я решила, что хочу заниматься перинатальной психологией. Я снова плотно занялась учебой, изучила теорию, даже прошла практику в питерском роддоме и получила два удостоверения. Но когда пришло время начать работать, я поняла, что это совсем не то, чем хотелось бы заниматься всю жизнь. Тогда я продолжила поиски ниши, снова отодвинув начало активной практики.

    В процессе обучения мы наблюдаем за работой профессионалов, которые имеют многолетний опыт. Глядя на то, как легко и интересно получается у них, – хочется так же, причем сразу. На деле получается иначе, и начинает казаться, что где-то в другой нише будет все по-другому, просто надо ее найти.

    Может быть. Но, как быть, если эту самую нишу не получается найти и выбрать сразу?

    Невозможно понять, чем именно хочется заниматься, пока не попробуешь разные направления. К тому же вкусы, предпочтения и интересы с течением времени меняются. Поэтому важно начинать практиковать даже, если вы еще не выбрали основную нишу. Пробуя себя в разном, у вас будет возможность прочувствовать именно на своем опыте, насколько близко вам то или иное направление. И, возможно, это убережет вас от посещения лишних дорогостоящих курсов и семинаров.

    Вывод: начинаем работать в общей практике еще до выбора своего любимого направления. Этот выбор происходит чаще всего в процессе практической работы.

    Миф №3. Ты не самый умный – рано начинать консультировать.

    Когда я только начала изучать психологию, казалось все просто. Есть алгоритм консультирования, мой личный опыт и желание помогать людям – казалось, что этого достаточно. Даже была уверенность, что это все легко, и я запросто могу стать лучшим психологом. Но чем больше я изучала, тем чаще вспоминала Сократа. Если уж он знает, что ничего не знает, что говорить обо мне. Я проходила курсы за курсами, но, чем больше я училась, тем больше казалось, что еще мало знаю.

    Каждый раз алгоритм повторялся. «Вот сейчас я пройду курс по перинатальной психологии (транзактному анализу, КПТ, коучингу, клинической психологии, семейному консультированию, эриксоновскому гипнозу, НЛП, коррекции пищевого поведения…), а сразу после этого начну активно работать, продвигать себя и консультировать. Но каждый раз во время обучения я понимала, что мне еще не хватает опыта, знаний, регалий и квалификации, чтобы быть настоящим психологом.

    И вот мои 3 диплома, стопка сертификатов и удостоверений пылятся на полочке, а мои «коллеги», имеющие сертификат о прохождении двухмесячных курсов «практической психологии» преспокойно работают и консультируют таких же, как я, хранительниц внутреннего саботажника.

    Безусловно, я не призываю равняться на вышеупомянутых, но вот смелости у них поучиться стоит. Ведь знания, которые не находят практического применения, теряются. Можно сколько угодно читать о том, как шить, но научиться это делать можно только с иголкой в руках.

    Единственное место, где можно действительно научиться консультировать – это сами консультации. Ни один семинар, ни один тренинг не научит вас слышать клиента и чувствовать, что именно ему в данный момент поможет. Знания, навыки и тренировка важны, безусловно. Когда человек начинает ходить в тренажерный зал, крайне важно знать, как пользоваться тренажерами, правильно поднимать штангу и приседать, без этих знаний можно навредить своему здоровью. Но вы никогда не сделаете свою фигуру более подтянутой, имея только эти знания и не занимаясь регулярно. Важны и знания, и регулярная практика. А для наилучшего и более быстрого результата можно воспользоваться услугами тренера. В консультативной практике это опытные коллеги, супервизоры, менторы.

    Вывод: принимаем свою неидеальность и начинаем работать. А если чувствуете неуверенность, страх или сомнения – обращайтесь за помощью!

    Миф №4. Если тебе страшно – рано начинать консультировать.

    И вот я, наконец, поняла, что дальше тянуть бессмысленно и пора начать работать. Я привела в порядок соцсети, зарегистрировалась на психологических сайтах, разместила объявления не хуже, чем у других, указала адекватную цену, но очереди из клиентов почему-то не было. Не идут, не звонят, не пишут. Я долго не могла понять, почему. Оказалось, что я сама делаю все, чтобы ко мне не шли. Я случайно забывала отправить ответ потенциальному клиенту, отвечала на вопросы так, чтобы в процессе общения чем-то отпугнуть, в моем голосе звучала неуверенность и как будто призыв: «Лучше найти более опытного психолога, я дилетант, вряд ли смогу вам помочь!»

    Если вам знакомо подобное чувство, знайте, вы далеко не одиноки! Скорее всего, вам, как и многим, мешает страх.

    Подумайте, чего именно вы боитесь?

    Самые распространенные страхи:

    • не смогу помочь клиенту или даже могу навредить;
    • нет должного образования;
    • неудобно брать деньги;
    • клиент останется недоволен и больше не придет;
    • мне уже 30 (40, 50…), поздно начинать;
    • вокруг много более опытных специалистов;
    • сложно найти клиентов;
    • не все знаю, не смогу ответить на какой-то вопрос.

    Чего бы вы не боялись, важно осознать, что страх – это вполне нормально. Даже хорошо. Для специалистов разных профессий, страх – это прекрасное чувство, которое позволяет развиваться, стремиться быть лучше, работать над собой. Многие боятся выступать на публике, общаться со значимыми людьми, делать что-то новое.

    И даже великие люди испытывают чувство страха. Знаете ли вы, что Наполеон Бонапарт однажды, когда вышел к своему войску и хотел обратиться с речью к солдатам, упал в обморок?

    Если и вам знакомо чувство страха, то предлагаю, во-первых, порадоваться. Это значит, что вы адекватный человек. А, во-вторых, если вы действительно уверены, что это та деятельность, которой вы хотите заниматься, то попробуйте переключить акцент с себя на клиентов. Ведь вы хотите именно помогать людям, а не лечить себя за их деньги, правда?

    Если это так, то самое время набираться опыта и становиться лучшим специалистом для своих клиентов.

    Вывод: помним, что бояться – это нормально, и переключаем акцент на клиентов.

    Ни один человек не рождается квалифицированным специалистом, с опытом, регалиями и очередью из клиентов. Каждый когда-то вынужден делать первые шаги, пробовать новую деятельность, учиться, переступать через свои страхи и двигаться вперед. Вокруг много людей, которым нужна квалифицированная помощь и поддержка. И, возможно, именно сейчас, пока вы сидите и боитесь, они ищут своего специалиста, очень похожего на вас.

    Просто начните, делайте, работайте!

    Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
    В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

    Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

    Консультация начинается с личной встречи психолога-консультанта с клиентом. Консультанту или его помощнику рекомендуется встречать клиента, стоя у входа в помещение консультации, где будет проводиться консультирование. Встречающий должен первым представиться клиенту и, если это необходимо, проводить его и усадить на то место, где он должен находиться во время консультирования. Далее, прежде чем начинать разговор с клиентом по существу его дела – по той проблеме, с которой он обратился в психологическую консультацию, – следует, расположившись рядом с клиентом, сделать небольшую паузу в разговоре для того, чтобы клиент смог успокоиться и настроиться на предстоящую беседу. Как только клиент успокоится и психологически будет готов слушать консультанта, можно начинать содержательный разговор о проблеме клиента.

    Беседу с клиентом следует начинать со знакомства с ним как с человеком, уточняя то, что важно для консультирования, но не отмечено в карточке клиента. При необходимости консультант может рассказать клиенту и кое-что о себе.

    После завершения процедуры общего знакомства консультант может предложить клиенту рассказать о том, что его волнует, и внимательно, терпеливо и доброжелательно выслушать его. Время от времени психолог-консультант может задавать клиенту вопросы, уточняя кое-что для себя, но не мешая клиенту в его исповеди. Необходимо следить за тем, чтобы вопросы психолога-консультанта не сбивали клиента с мысли, не вызывали у него раздражения, напряжения, сопротивления, не порождали желание прервать разговор или же просто перевести его на формальные рельсы или на другую тему.

    Консультант во время слушания клиента должен запоминать имена, даты, факты, события и многое другое, что важно для понимания личности клиента, для поиска оптимального решения его проблемы, выработки правильных и эффективных выводов и рекомендаций.

    Лучше всего запоминать информацию, поступающую от клиента, без ее письменной фиксации. Однако если психолог-консультант не вполне уверен в своей памяти, то, попросив на то разрешение клиента, он вполне может делать краткие письменные записи услышанного от клиента, в том числе и во время исповеди.

    Далее разговор продолжает психолог-консультант, а клиент, слушая его, может задавать интересующие его вопросы и, если он этого пожелает, дополнять свою исповедь. Кроме того, в этой части консультации клиент может выражать свое мнение о том, что сам услышит от психолога-консультанта.

    Иногда психологу-консультанту недостаточно того, что о себе и о своей проблеме рассказал в исповеди клиент. Для того, чтобы сделать более правильные выводы и сформулировать обоснованные рекомендации относительно сути и решения проблемы клиента, психологу-консультанту иногда бывает нужна дополнительная информация о нем.

    В этом случае, прежде чем формулировать свои выводы и заключения, психолог-консультант проводит дополнительную беседу с клиентом или другими лицами, имеющими отношение к проблеме, возникшей у клиента, и способными представить полезную для консультирования информацию.

    О том, что психолог-консультант собирается беседовать с другими лицами о проблеме клиента, он должен заранее поставить в известность самого клиента и спросить у него на это разрешение.

    Иногда для принятия решения о проблеме клиента психологу-консультанту может понадобиться провести дополнительное обследование клиента при помощи ряда психологических тестов. В этом случае консультант должен объяснить клиенту необходимость проведения такого обследования, указав, в частности, в чем оно будет состоять, сколько времени на него понадобится, как оно будет проходить и какие результаты оно может дать. Важно также заранее сказать клиенту о том, как, где и кем могут быть или реально будут использованы результаты его психологического обследования.

    Если клиент не дает согласие на проведение психологического тестирования, то психолог-консультант не должен на этом настаивать. Вместе с тем он обязан – если это на самом деле так – предупредить клиента о том, что его отказ участвовать в психологическом тестировании может затруднить осмысление его проблемы и нахождение ее оптимального решения.