• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В лесу росла маленькая хорошенькая ёлочка, над ней пели птицы, ярко светило солнышко, вокруг росли большие деревья. Но ёлочка была недовольна, что она такая маленькая, и даже зайцы перепрыгивают через неё. Так её хотелось вырасти, она не замечала ничего вокруг, и ничему не радовалась.

    Но вот прошло время, ёлка стала большой и высокой. Каждый год дровосеки срубали большие стройные деревья, обрубали с них ветви, и куда-то увозили. Теперь ёлочке очень хотелось узнать дальнейшую судьбу срубленных деревьев, она спрашивала об этом у птиц. Аист рассказал, что из стволов деревьев делают мачты для кораблей, и они, высоко подняв головы, плавают по морям. Пушистой красавице тоже захотелось стать мачтой и увидеть море. Солнце советовало ёлке радоваться жизни, но она ничего не хотела видеть.

    Под Новый год в лес опять приходили дровосеки, вновь рубили прекрасные деревья, и увозили их прямо с ветками. Опять ёлка трепетала, так ей хотелось узнать, куда увозят этих пушистых красавиц. Воробьи рассказали, что красивые ели ставят посреди тёплых комнат, красиво наряжают, и стоят эти красавицы в сиянии свечей и блеске мишуры. Как же захотелось ёлке попасть в это великолепие!

    В этот год красавицу срубили первой. Её внесли в комнату, поставили в бочку и нарядили. Она была счастлива, но закончился вечер, догорели свечи, дети сорвали с ёлки все подарки, а утром ёлку отнесли в холодный угол чердака, где водились только мыши. Ёлка рассказала им сказку, мыши её послушали и разбежались.

    Красавица ёлочка ждала новой жизни, но пришла весна, высохшее и пожелтевшее дерево сняли с чердака и сожгли.

    Жизнь слишком коротка, чтобы не замечать её, жить надо здесь и сейчас.

    Картинка или рисунок Ёлка

    Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

    • Краткое содержание Мученики сцены Искандера

      Евгений Дмитриевич работал артистом в драматическом театре и однажды он отправился в школу, чтобы заинтересовать и предложить детям учиться актерскому мастерству. Когда актер вошёл в класс и объяснил цель своего визита

    • Краткое содержание Шукшин Земляки

      Старик Анисим Квасов шел на свою делянку накосить для коровы травы. Направлялся он к предгорью, оставляя деревню позади. Здесь с давних пор были покосы. В пути он размышлял о жизни и смерти, вспоминал голодные годы и своего любимого коня

    • Краткое содержание Приключения Кроша Рыбакова

      В книге рассказывается о летней стажировке 9 класса на автобазе. Крош не обладал никаким техническим образованием, но хотел поводить автомашину при прохождении практики. Вместо этого Крош вместе с Петром Шмаковым работал в гараже

    • Краткое содержание Толстой После бала

      Л.Н. Толстой написал рассказ «После бала» в 1903 году. Сюжет произведения основан на реальных событиях, которые произошли с его братом.

    • Краткое содержание Мои университеты Горький

      В повести «Мои университеты» А. М. Горький описывает эпизоды своей жизни, как он собирался поступить в университет. Гимназист Николай Евреинов видел увлеченность знаниями у Алексея Пешкова, и он предложил товарищу отправиться в Казань

    Ну вот и нашлась разгадка, откуда пошла песня «В лесу родилась ёлочка». Упрощенно говоря, песня является пересказом этой сказки Андерсена. Вплоть до трусишки зайки серенького Только грустный финал, когда ёлку выбрасывают, в песню, по понятным причинам, не вошел.

    Сказка типично Ганс-Христиановская: с одушевлением неодушевленных предметов и пересказом происходящего с их - предполагаемой - точки зрения. Помнится, профессор Толкин о таких сказках отзывался неодобрительно: мол, сказочного в них - только подмена людей животными или предметами. обычно эта подмена у Андерсена удавалась блестяще, но и на старуху бывает проруха. Увлекшись одушевлением, Ганс-Христиан с разбегу забыл, что Ель - живое существо, а не предмет. И мечтать «Ах, скорее бы меня срубили, чтобы стать мачтой и повидать мир!» она может только в суицидальном порыве. С тем же успехом человек может мечтать стать скелетом в кабинете биологии, чтобы посмотреть на детишек.

    «Это же сказка!» - возопят романтики. «Это же для детей!» Уверяю вас, дорогие мои романтики, именно дети такие тонкости видят лучше всего, они не приучены списывать авторские промахи на метафоры. Это взрослые простят эмо-ель-суицидницу, а дети - никогда. Для детей надо писать как для взрослых - только лучше. В лучших работах Андерсена это было, но не все, что вышло из под его пера - шедевр.

    Оценка: 5

    А я бы не сказала, что Андерсен - для детей. Не отрицаю, те замечательно иллюстрированные книги (например, «Сказки» Пермского книжного издательства) содержат подборку сказок именно для детей. Однако прочитав собрание сочинений Андерсена, с уверенностью скажу: это настоящее взрослое чтение!

    «Ель», на мой взгляд, - одно из лучших произведений Андерсена. Притчевое начало в какой-то степени сближает данную сказку с «Тремя пальмами» М. Ю. Лермонтова. Живущая мечтой вырасти ель в чем-то напоминает обычного ребенка, который хочет поскорее вырасти и стать взрослым. А украшенная, но при этом испытывающая боль от «огней»? Красота требует жертв. Но и боль ель переживает в ожидании «завтрашнего дня», который будет лучше, когда случится наконец то, отчего все деревья будут восхищаться елью.

    Но сочельник, который оказался «счастливейшим днем», ель провела так же в ожидании чуда. Да и прожитая в лесу жизнь оказалась не такой уж плохой, и с мышами было веселее, чем одной. Вот так в ожидании чуда и яркой счастливой жизни ель состарилась, и радоваться в сорной траве уже было нечему...

    Это аллегория человека, который живет в муках ожидания прекрасного, не замечая каждого мгновения, не видя, что жизнь прекрасна сама по себе - в кладовой ли, в лесу, потому как она конечна. «...елке пришел конец, - пришел конец и нашей сказке (= отзыву). Конец, конец! Всему на свете приходит конец!»

    Оценка: 10

    «Счастье - как здоровье. Пока оно есть, его не замечаешь», - сказано у Михаила Булгакова. На мой взгляд, похожие мысли волновали и Ганса Христиана Андерсена, когда он писал сказку «Ель». Великий датчанин хотел напомнить нам о быстротечности жизни, о том, что счастье в ней - лишь краткие мгновения. Да, всему на свете приходит конец! Но как важно уметь радоваться самым простым вещам: что солнышко светит, что рядом близкие люди, что ты кому-то нужен...

    Почему в качестве метафоры выбрана именно елочка, по сюжету так глупо растратившая свою жизнь? У этого дерева особенно короткий век. Промелькнут новогодние и рождественские праздники - и лесной красавице прямая дорога на помойку. Образ яркий и главное - доходчивый. Повод задуматься, что в жизни не бывает черновиков. И жить надо ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, а не в ожидании Светлого Завтра. По-моему, для России это особенно актуальный сюжет.

    Оценка: 9

    сказка о том, как не ценится то, что есть. по-сути, Ёлка жила одними лишь мечтами о будущем, чего-то хотела, мечтала, забывая радоваться каждому мгновению, которое единственное и неповторимое.

    Андерсен далеко не во всех сказках «выводит» такой милый сердцам читателей счастливый конец. Порою, как и в этой сказке, конец уж очень реалистичен и поучителен. «Сказка - ложь, да в ней - намёк» - это об этой истории

      • Русские народные сказкиРусские народные сказки Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки? Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень. На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть - “народная”. Возникли сказки в глубокой древности. Они представляли собой рассказы охотников, звероловов и рыбаков. В сказках - звери, деревья и травы разговаривают как люди. А в волшебной сказке возможно всё. Хочешь стать молодым - поешь молодильных яблок. Надо оживить царевну - спрысни её сначала мёртвой, а потом живой водой… Сказка учит нас отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Сказка учит, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе…
      • Сказки Аксакова Сергея ТимофеевичаСказки Аксакова С.Т. Сергей Аксаков написал совсем мало сказок, но именно этот автор написал замечательную сказку «Аленький цветочек» и мы сразу понимаем, какой талант был у этого человека. Сам Аксаков рассказывал, как в детстве он заболел и к нему пригласили ключницу Пелагею, которая сочиняла разные истории и сказки. Мальчик был настолько понравилась история про Аленький цветочек, что когда он вырос, записал по памяти историю ключницы и как только она была издана, сказка стала любимой у многих мальчиков и девочек. Впервые эта сказка была напечатана в 1858 году, а потом по мотивам этой сказки снято множество мультфильмов.
      • Сказки братьев ГриммСказки братьев Гримм Якоб и Вильгельм Гримм - величайшие немецкие сказочники. Первый сборник сказок братья выпустили в 1812 году на немецком языке. В этот сборник вошло 49 сказок. Регулярно записывать сказки братья Гримм начали с 1807 года. Сказки сразу же приобрели огромную популярность у населения. Замечательные сказки братьев Гримм, очевидно, читал каждый из нас. Их интересные и познавательные истории будят воображение, а простой язык повествования понятен даже малышам. Сказки предназначены для читателей разных возрастов. В сборнике братьев Гримм есть истории понятные для малышей, а есть и для более старшего возраста. Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских И семейных сказок» (1812, 1815, 1822). Среди них «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Белоснежка и семь гномов», «Гензель и Гретель», «Боб, Соломинка и уголек», «Госпожа Метелица», - всего около 200 сказок.
      • Сказки Валентина КатаеваСказки Валентина Катаева Писатель Валентин Катаев прожил большую и красивую жизнь. Он оставил книги, читая которые мы можем научиться жить со вкусом, не пропуская того интересного, что нас окружает каждый день и каждый час. Был в жизни Катаева период, примерно 10 лет, когда он написал прекрасные сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что - то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень рано остался без матери. Валентин Катаев автор сказок: «Дудочка и кувшинчик» (1940), «Цветик - семицветик» (1940), «Жемчужина» (1945), «Пень» (1945), «Голубок» (1949).
      • Сказки Вильгельма ГауфаСказки Вильгельма Гауфа Гауф Вильгельм (29.11.1802 – 18.11.1827) – немецкий писатель, наиболее известен как автор сказок для детей. Считается представителем художественного литературного стиля бидермейер. Вильгельм Гауф не столь известный и популярный мировой сказочник, но сказки Гауфа обязательно нужно читать детям. В свои произведения автор, с тонкостью и ненавязчивостью настоящего психолога, вкладывал глубокий смысл, который наталкивает на размышления. Гауф написал для детей барона Хегеля свои Märchen - волшебные сказки, впервые их опубликовали в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». Там имелись такие произведения Гауфа как «Калиф-Аист», «Маленький Мук», некоторые другие, которые сразу же приобрели популярность в немецко-говорящих странах. Ориентируясь поначалу на восточный фольклор, позже он начинает использовать в сказках европейские предания.
      • Сказки Владимира ОдоевскогоСказки Владимира Одоевского В историю русской культуры Владимир Одоевский вошёл как литературный и музыкальный критик, прозаик, музейный и библиотечный работник. Много сделал он для русской детской литературы. При жизни он издал несколько книг для детского чтения: «Городок в табакерке» (1834-1847), «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1838-1840), «Сборник детских песен дедушки Иринея» (1847), «Детская книжка для воскресных дней» (1849). Создавая сказки для детей, В. Ф. Одоевский часто обращался к фольклорным сюжетам. И не только к русским. Наиболее популярны две сказки В. Ф. Одоевского - «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке».
      • Сказки Всеволода ГаршинаСказки Всеволода Гаршина Гаршин В.М. - русский писатель, поэт, критик. Известность приобрел после публикации своего первого произведения «4 дня». Количество сказок написанных Гаршиным совсем не велико - всего пять. И практически все они входят в школьную программу. Сказки «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», «То, чего не было» знает каждый ребенок. Все сказки Гаршина проникнуты глубоким смыслом, обозначением фактов без излишних метафор и всепоглощающая грусть, проходящая через каждую его сказку, каждый рассказ.
      • Сказки Ганса Христиана АндерсенаСказки Ганса Христиана Андерсена Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) - датский писатель, сказочник, поэт, драматург, эссеист, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых. Читать сказки Андерсена увлекательно в любом возрасте, и детям и взрослым они дают свободу для полета мечты и фантазии. В каждой сказке Ганса Христиана есть глубокие мысли о смысле жизни, человеческой морали, грехе и добродетелях, нередко не заметные на первый взгляд. Самые популярные сказки Андерсена: Русалочка, Дюймовочка, Соловей, Свинопас, Ромашка, Огниво, Дикие лебеди, Оловянный солдатик, Принцесса на горошине, Гадкий утенок.
      • Сказки Михаила ПляцковскогоСказки Михаила Пляцковского Михаил Спартакович Пляцковский - советский поэт-песенник, драматург. Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии. Первая профессиональная песня «Марш космонавтов» была написана в 1961 г. с С.Заславским. Вряд ли найдётся такой человек, который ни разу не слышал таких строк: «напевать лучше хором», «дружба начинается с улыбки». Крошка енот из советского мультфильма и кот Леопольд поют песни на стихи популярного поэта-песенника Михаила Спартаковича Пляцковского. Сказки Пляцковского учат детей правилам и нормам поведения, моделируют знакомые ситуации и знакомят с миром. Некоторые истории не просто учат доброте, но и высмеивают плохие черты характера, свойственные детям.
      • Сказки Самуила МаршакаСказки Самуила Маршака Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964) - русский советский поэт, переводчик, драматург, литературный критик. Известен как автор сказок для детей, сатирических произведений, а также «взрослой», серьезной лирики. Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Кошкин дом» Стихи и сказки Маршака читать начинают с самых первых дней в садиках, затем их ставят на утренниках, в младших классах учат наизусть.
      • Сказки Геннадия Михайловича ЦыфероваСказки Геннадия Михайловича Цыферова Геннадий Михайлович Цыферов - советский писатель-сказочник,сценарист, драматург. Самый большой успех Геннадию Михайловичу принесла мультипликация. За время сотрудничества со студией «Союзмультфильм» в соавторстве с Генрихом Сапгиром было выпущено более двадцати пяти мультфильмов, среди которых «Паровозик из Ромашкова», «Мой зеленый крокодил», «Как лягушонок искал папу», «Лошарик», «Как стать большим». Милые и добрые истории Цыферова знакомы каждому из нас. Герои, которые живут в книгах этого замечательного детского писателя, всегда придут на помощь друг другу. Известные его сказки: «Жил на свете слонёнок», «Про цыпленка, солнце и медвежонка», «Про чудака лягушонка», «Про пароходик», «История про поросенка» и др. Сборники сказок: «Как лягушонок искал папу», «Разноцветный жираф», «Паровозик из Ромашково», «Как стать большим и другие истории», «Дневник медвежонка».
      • Сказки Сергея МихалковаСказки Сергея Михалкова Михалков Сергей Владимирович (1913 - 2009) - литератор, писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент во время Великой Отечественной войны, автор текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации. Стихи Михалкова читать начинают в садике, выбирая «Дядю Стёпу» или не менее известный стишок “А что у вас?”. Автор возвращает нас в советское прошлое, но с годами его произведения не устаревают, а только приобретают шарм. Детские стихи Михалкова уже давно стали классикой.
      • Сказки Сутеева Владимира ГригорьевичаСказки Сутеева Владимира Григорьевича Сутеев - русский советский детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-аниматор. Один из зачинателей советской мультипликации. Родился в семье врача. Отец был одаренным человеком, его увлечение искусством передалось и сыну. С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда». Учился в МВТУ им. Баумана. С 1923 – художник-иллюстратор книг для детей. Сутеев иллюстрировал книги К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, Д. Родари, а также собственные произведения. Сказки, которые В. Г. Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: все, что не сказано, будет нарисовано. Художник работает как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий, запоминающийся образ.
      • Сказки Толстого Алексея НиколаевичаСказки Толстого Алексея Николаевича Толстой А.Н. - русский писатель, чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т. д.), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования. Жанры в творчестве: проза, рассказ, повесть, пьеса, либретто, сатира, очерк, публицистика, исторический роман, научная фантастика, сказка, стихотворение. Популярная сказка Толстого А. Н.: «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая является удачной переделкой сказки итальянского писателя XIX века. Коллоди «Пиноккио», вошла в золотой фонд мировой детской литературы.
      • Сказки Толстого Льва НиколаевичаСказки Толстого Льва Николаевича Толстой Лев Николаевич (1828 - 1910) - один из самых величайших русских писателей и мыслителей. Благодаря ему появились не только произведения, входящие в сокровищницу мировой литературы, но и целое религиозно-нравственное течение - толстовство. Лев Николаевич Толстой написал немало поучительных, живых и интересных сказок, басен, стихов и рассказов. Его перу принадлежит и множество небольших, но прекрасных сказок для детей: Три медведя, Как дядя Семён рассказывал про то, что с ним в лесу было, Лев и собачка, Сказка об Иване-дураке и его двух братьях, Два брата, Работник Емельян и пустой барабан и многие другие. Толстой очень серьезно относился к написанию маленьких сказок для детей, много трудился над ними. Сказки и рассказы Льва Николаевича и по сей день находятся в книгах для чтения в начальной школе.
      • Сказки Шарля ПерроСказки Шарля Перро Шарль Перро (1628-1703) – французский писатель-сказочник, критик и поэт, был членом Французской академии. Нельзя, наверное, отыскать человека, который бы не знал сказу про Красную шапочку и серого волка, про мальчика с пальчика или других не менее запоминающихся персонажей, колоритных и таких близких не только ребенку, но и взрослому. Но все они своим появлением обязаны замечательному писателю Шарлю Перро. Каждая его сказочная история – это народная былина, ее писатель обработал и развил сюжет, получив такие восхитительные произведения, читаемые и сегодня с большим восхищением.
      • Украинские народные сказкиУкраинские народные сказки Украинские народные сказки во многом перекликаются по своему стилю и содержанию с Русскими народными сказками. В украинской сказке уделяется много внимания бытовым реалиям. Украинский фольклор очень ярко описывает народная сказка. Все традиции, праздники и обычаи можно увидеть в сюжетах народных повествований. Чем жили украинцы, что у них было и чего не было, о чём они мечтали и как шли к своим целям так же чётко заложено в смысл сказочных историй. Самые популярные украинские народные сказки: Рукавичка, Коза-дереза, Покатигорошек, Серко, сказка про Ивасика, Колосок и другие.
      • Загадки для детей с ответамиЗагадки для детей с ответами. Большая подборка загадок с ответами для проведения весёлых и интеллектуальных занятий с детьми. Загадка - всего лишь четверостишие или одно предложение в котором заключен вопрос. В загадках смешаны мудрость и желание знать больше, распознавать, стремиться к чему-то новому. Поэтому с ними мы часто сталкиваемся в сказках и легендах. Загадки можно разгадывать по дороге в школу, детский садик, использовать в разных конкурсах и викторинах. Загадки помогают развитию вашего ребёнка.
        • Загадки про животных с ответамиЗагадки про животных очень любят дети разных возрастов. Животный мир разнообразен, поэтому существует много загадок про домашних и диких животных. Загадки про животных - это отличный способ познакомить детей с разными зверушками, птичками и насекомыми. Благодаря этим загадкам дети запомнят, например, что у слона есть хобот, у зайчика большие ушки, а у ёжика колючие иголки. В этом разделе представлены самые популярные детские загадки про животных с ответами.
        • Загадки о природе с ответамиЗагадки для детей о природе с ответами В этом разделе Вы найдете загадки про времена года, про цветы, про деревья и даже про солнышко. При поступлении в школу, ребенок должен знать времена года и названия месяцев. И с этим помогут загадки про времена года. Загадки про цветы очень красивые, веселые и позволят детям выучить названия цветов и комнатных и садовых. Загадки про деревья очень занимательны, дети узнают какие деревья весной цветут, какие деревья приносят сладкие плоды и как они выглядят. Также дети узнают многое о солнышке и планетах.
        • Загадки про еду с ответамиВкусные загадки для детей с ответами. Для того, чтобы детки кушали ту или иную еду, многие родители придумывают всевозможные игры. Мы Вам предлагаем забавные загадки о еде, которые помогут Вашему ребенку отнестись к питанию с положительной стороны. У нас Вы найдете загадки про овощи и фрукты, про грибы и ягоды, про сладости.
        • Загадки про окружающий мир с ответамиЗагадки про окружающий мир с ответами В этой категории загадок, есть практически всё, что касается человека и окружающего мира. Загадки про профессии очень полезны для детей, ведь в юном возрасте проявляются первые способности и таланты ребенка. И он в первые задумается, кем хочет стать. Также в эту категорию входят весёлые загадки про одежду, про транспорт и машины, про самые разнообразные предметы, которые нас окружают.
        • Загадки для малышей с ответамиЗагадки для самых маленьких с ответами. В этой рубрике Ваши малыши познакомятся с каждой буквой. С помощью таких загадок дети быстро запомнят азбуку, научатся правильно складывать слоги и читать слова. Также в этой рубрике есть загадки про семью, про ноты и музыку, про цифры и школу. Веселые загадки отвлекут малыша от плохого настроения. Загадки для самых маленьких отличаются простотой, юмором. Дети с удовольствием их разгадывают, запоминают и развиваются в процессе игры.
        • Интересные загадки с ответамиИнтересные загадки для детей с ответами. В этой рубрике вы узнаете своих любимых сказочных героев. Загадки про сказки с ответами помогают волшебным образом превращать веселые моменты в настоящее шоу сказочных знатоков. А смешные загадки отлично подойдут на 1 апреля, Масленицу и другие праздники. Загадки обманки оценят не только дети, но и родители. Концовка загадки может быть неожиданной и нелепой. Загадки обманки повышают настроение и расширяют кругозор детей. Также в этой рубрике есть загадки для детских праздников. Ваши гости точно не будут скучать!
      • Стихи Агнии БартоСтихи Агнии Барто Детские стихи Агнии Барто известны и горячо любимы нами с самого глубокого детства. Писательница удивительна и многогранна, она не повторяется, хотя стиль ее можно узнать из тысячи авторов. Стихи Агнии Барто для детей – это всегда новая свежая идея, и писательница несет ее детям как самое драгоценное, что у нее есть, искренне, с любовью. Читать стихи и сказки Агния Барто одно удовольствие. Лёгкий и непринуждённый стиль очень нравится деткам. Чаще всего короткие четверостишия легко запоминаются, помогая развивать память и речь детишек.

    Сказка Ель

    Ганс Христиан Андерсен

    Сказка Ель читать:

    Стояла в лесу этакая славненькая елочка; место у нее было хорошее: и солнышко ее пригревало, и воздуха было вдосталь, а вокруг росли товарищи постарше, ель да сосна. Только не терпелось елочке самой стать взрослой: не думала она ни о теплом солнышке, ни о свежем воздухе; не замечала и говорливых деревенских детишек, когда они приходили в лес собирать землянику или малину. Наберут полную кружку, а то нанижут ягоды на соломины, подсядут к елочке и скажут:

    Какая славная елочка!

    А ей хоть бы и вовсе не слушать таких речей.

    Через год подросла елочка на один побег, через год вытянулась еще немножко; так, по числу побегов, всегда можно узнать, сколько лет росла елка.

    Ах, быть бы мне такой же большой, как другие! - вздыхала елка. - Уж как бы широко раскинулась я ветвями да выглянула макушкой на вольный свет! Птицы вили бы гнезда у меня в ветвях, а как подует ветер, я кивала бы с достоинством, не хуже других!

    И не были ей в радость ни солнце, ни птицы, ни алые облака, утром и вечером проплывавшие над нею.

    Когда стояла зима и снег лежал вокруг искрящейся белой пеленой, частенько являлся вприпрыжку заяц и перескакивал прямо через елочку - такая обида! Но прошло две зимы, и на третью елка так подросла, что зайцу уже приходилось обегать ее кругом.

    «Ах! Вырасти, вырасти, стать большой и старой - лучше этого нет ничего на свете!» - думала елка.

    По осени в лес приходили дровосеки и валили сколько-то самых больших деревьев. Так случалось каждый год, и елка, теперь уже совсем взрослая, всякий раз трепетала, - с таким стоном и звоном падали наземь большие прекрасные деревья. С них срубали ветви, и они были такие голые, длинные, узкие - просто не узнать. Но потом их укладывали на повозки, и лошади увозили их прочь из лесу. Куда? Что их ждало?

    Весной, когда прилетели ласточки и аисты, елка спросила у них:

    Вы не знаете, куда их увезли? Они вам не попадались?

    Ласточки не знали, но аист призадумался, кивнул головой и сказал:

    Пожалуй, что знаю. Когда я летел из Египта, мне встретилось много новых кораблей с великолепными мачтами. Помоему, это они и были, от них пахло елью. Я с ними много раз здоровался, и голову они держали высоко, очень высоко.

    Ах, если б и я была взрослой и могла поплыть через море! А какое оно из себя, это море? На что оно похоже?

    Ну, это долго рассказывать, - ответил аист и улетел.

    Радуйся своей молодости! - говорили солнечные лучи. - Радуйся своему здоровому росту, юной жизни, которая играет в тебе!

    И ветер ласкал елку, и роса проливала над ней слезы, но она этого не понимала.

    Как подходило рождество, рубили в лесу совсем юные елки, иные из них были даже моложе и ниже ростом, чем наша, которая не знала покоя и все рвалась из лесу. Эти деревца, а они, кстати сказать, были самые красивые, всегда сохраняли свои ветки, их сразу укладывали на повозки, и лошади увозили их из лесу.

    Куда они? - спрашивала елка. - Они ведь не больше меня, а одна так и вовсе меньше. Почему они сохранили все свои ветки? Куда они едут?

    Мы знаем! Мы знаем! - чирикали воробьи. - Мы бывали в городе и заглядывали в окна! Мы знаем, куда они едут! Их ждет такой блеск и слава, что и не придумаешь! Мы заглядывали в окна, мы видели! Их сажают посреди теплой комнаты и украшают замечательными вещами - золочеными яблоками, медовыми пряниками, игрушками и сотнями свечей!

    А потом? - спрашивала елка, трепеща ветвями. - А потом? Потом что?

    Больше мы ничего не видали! Это было бесподобно!

    А может, и мне суждено пойти этим сияющим путем! - ликовала елка. - Это еще лучше, чем плавать по морю. Ах, как я томлюсь! Хоть бы поскорей опять рождество! Теперь и я такая же большая и рослая, как те, которых увезли в прошлом году. Ах, только бы мне попасть на повозку! Только бы попасть в теплую комнату со всей этой славой и великолепием! А потом?.. Ну, а потом будет что-то еще лучше, еще прекраснее, а то к чему же еще так наряжать меня? Уж конечно, потом будет что-то еще более величественное, еще более великолепное! Но что? Ах, как я тоскую, как томлюсь! Сама не знаю, что со мной делается!

    Радуйся мне! - говорили воздух и солнечный свет. - Радуйся своей юной свежести здесь, на приволье!

    Но она ни капельки не радовалась; она росла и росла, зиму и лето стояла она зеленая; темно-зеленая стояла она, и все, кто ни видел ее, говорили: «Какая славная елка!» - и под рождество срубили ее первую. Глубоко, в самое нутро ее вошел топор, елка со вздохом пала наземь, и было ей больно, было дурно, и не могла она думать ни о каком счастье, и тоска была разлучаться с родиной, с клочком земли, на котором она выросла: знала она, что никогда больше не видать ей своих милых старых товарищей, кустиков и цветов, росших вокруг, а может, даже и птиц. Отъезд был совсем невеселым.

    Очнулась она, лишь когда ее сгрузили во дворе вместе с остальными и чей-то голос сказал:

    Вот эта просто великолепна! Только эту!

    Пришли двое слуг при полном параде и внесли елку в большую красивую залу. Повсюду на стенах висели портреты, на большой изразцовой печи стояли китайские вазы со львами на крышках; были тут кресла-качалки, шелковые диваны и большие столы, а на столах книжки с картинками и игрушки, на которые потратили, наверное, сто раз по сто риксдалеров, - во всяком случае, дети говорили так. Елку поставили в большую бочку с песком, но никто бы и не подумал, что это бочка, потому что она была обернута зеленой материей, а стояла на большом пестром ковре. Ах, как трепетала елка! Что-то будет теперь? Девушки и слуги стали наряжать ее.

    На ветвях повисли маленькие сумочки, вырезанные из цветной бумаги, и каждая была наполнена сластями; золоченые яблоки и грецкие орехи словно сами выросли на елке, и больше ста маленьких свечей, красных, белых и голубых, воткнули ей в ветки, а на ветках среди зелени закачались куколки, совсем как живые человечки - елка еще ни разу не видела таких, - закачались среди зелени, а вверху, на самую макушку ей посадили усыпанную золотыми блестками звезду. Это было великолепно, совершенно бесподобно…

    Сегодня вечером, - говорили все, - сегодня вечером она засияет! «Ах! - подумала елка. - Скорей бы вечер! Скорей бы зажгли свечи! И

    что же будет тогда? Уж не придут ли из леса деревья посмотреть на меня? Уж не слетятся ли воробьи к окнам? Уж не приживусь ли я здесь, уж не буду ли стоять разубранная зиму и лето?»

    Да, она изрядно во всем разбиралась и томилась до того, что у нее прямо-таки раззуделась кора, а для дерева это все равно что головная боль для нашего брата.

    И вот зажгли свечи. Какой блеск, какое великолепие! Елка затрепетала всеми своими ветвями, так что одна из свечей пошла огнем по ее зеленой хвое; горячо было ужасно.

    Господи помилуй! - закричали девушки и бросились гасить огонь. Теперь елка не смела даже и трепетать. О, как страшно ей было! Как

    боялась она потерять хоть что-нибудь из своего убранства, как была ошеломлена всем этим блеском… И тут распахнулись створки дверей, и в зал гурьбой ворвались дети, и было так, будто они вот-вот свалят елку. За ними степенно следовали взрослые. Малыши замерли на месте, но лишь на мгновение, а потом пошло такое веселье, что только в ушах звенело. Дети пустились в пляс вокруг елки и один за другим срывали с нее подарки.

    «Что они делают? - думала елка. - Что будет дальше?»

    И выгорали свечи вплоть до самых ветвей, и когда они выгорели, их потушили, и дозволено было детям обобрать елку. О, как они набросились на нее! Только ветки затрещали. Не будь она привязана макушкой с золотой звездой к потолку, ее бы опрокинули.

    Дети кружились в хороводе со своими великолепными игрушками, а на елку никто и не глядел, только старая няня высматривала среди ветвей, не осталось ли где забытого яблока или финика.

    Сказку! Сказку! - закричали дети и подтащили к елке маленького толстого человечка, и он уселся прямо под ней.

    Так мы будем совсем как в лесу, да и елке не мешает послушать, - сказал он, - только я расскажу всего одну сказку. Какую хотите: про Иведе-Аведе или про Клумпе-Думпе, который с лестницы свалился, а все ж таки в честь попал да принцессу за себя взял?

    Про Иведе-Аведе! - кричали одни.

    Про Клумпе-Думпе! - кричали другие.

    И был шум и гам, одна только елка молчмя молчала и думала: «А я-то что же, уж больше не с ними, ничего уж больше не сделаю?» Она свое отыграла, она, что ей было положено, сделала.

    И толстый человечек рассказал про Клумпе-Думпе, что с лестницы свалился, а все ж таки в честь попал да принцессу за себя взял. Дети захлопали в ладоши, закричали: «Еще, еще расскажи!», им хотелось послушать и про ИведеАведе, но пришлось остаться при Клумпе-Думпе. Совсем притихшая, задумчивая стояла елка, птицы в лесу ничего подобного не рассказывали. «Клумпе-Думпе с лестницы свалился, а все ж таки принцессу за себя взял! Вот, вот, бывает же такое на свете!» - думала елка и верила, что все это правда, ведь рассказывал-то такой славный человек. «Вот, вот, почем знать? Может, и я с лестницы свалюсь и выйду за принца». И она радовалась, что назавтра ее опять украсят свечами и игрушками, золотом и фруктами.

    «Уж завтра-то я не буду так трястись! - думала она. - Завтра я вдосталь натешусь своим торжеством. Опять услышу сказку про Клумпе-Думпе, а может, и про Иведе-Аведе». Так, тихая и задумчивая, простояла она всю ночь.

    Поутру пришел слуга со служанкой.

    «Сейчас меня опять начнут наряжать!» - подумала елка. Но ее волоком потащили из комнаты, потом вверх по лестнице, потом на чердак, а там сунули в темный угол, куда не проникал дневной свет.

    «Что бы это значило? - думала елка. - Что мне тут делать? Что я могу тут услышать?» И она прислонилась к стене и так стояла и все думала, думала. Времени у нее было достаточно.

    Много дней и ночей миновало; на чердак никто не приходил. А когда наконец кто-то пришел, то затем лишь, чтобы поставить в угол несколько больших ящиков. Теперь елка стояла совсем запрятанная в угол, о ней как будто окончательно забыли.

    «На дворе зима! - подумала она. - Земля затвердела и покрылась снегом, люди не могут пересадить меня, стало быть, я, верно, простою тут под крышей до весны. Как умно придумано! Какие они все-таки добрые, люди!.. Вот если б только тут не было так темно, так страшно одиноко… Хоть бы один зайчишка какой! Славно все-таки было в лесу, когда вокруг снег, да еще заяц проскочит, пусть даже и перепрыгнет через тебя, хотя тогда-то я этого терпеть не могла. Все-таки ужасно одиноко здесь наверху!»

    Пип! - сказала вдруг маленькая мышь и выскочила из норы, а за нею следом еще одна малышка. Они обнюхали елку и стали шмыгать по ее ветвям.

    Тут жутко холодно! - сказали мыши. - А то бы просто благодать! Правда, старая елка?

    Я вовсе не старая! - отвечала елка. - Есть много деревьев куда старше меня!

    Откуда ты? - спросили мыши. - И что ты знаешь? - Они были ужасно любопытные. - Расскажи нам про самое чудесное место на свете! Ты была там? Ты была когда-нибудь в кладовке, где на полках лежат сыры, а под потолком висят окорока, где можно плясать по сальным свечам, куда войдешь тощей, откуда выйдешь жирной?

    Не знаю я такого места, - сказала елка, - зато знаю лес, где солнце светит и птицы поют!

    И рассказала елка все про свою юность, а мыши отродясь ничего такого не слыхали и, выслушав елку, сказали:

    Ах, как много ты видела! Ах, как счастлива ты была!

    Счастлива? - переспросила елка и задумалась над своими словами. - Да, пожалуй, веселые были денечки!

    И тут рассказала она про сочельник, про то, как ее разубрали пряниками и свечами.

    О! - сказали мыши. - Какая же ты была счастливая, старая елка!

    Я вовсе не старая! - сказала елка. - Я пришла из лесу только нынешней зимой! Я в самой поре! Я только что вошла в рост!

    Как славно ты рассказываешь! - сказали мыши и на следующую ночь привели с собой еще четырех послушать ее, и чем больше елка рассказывала, тем яснее припоминала все и думала: «А ведь и в самом деле веселые были денечки! Но они вернутся, вернутся Клумпе-Думпе с лестницы свалился, а все ж таки принцессу за себя взял, так, может, и я за принца выйду!» И вспомнился елке этакий хорошенький молоденький дубок, что рос в лесу, и был он для елки настоящий прекрасный принц.

    А кто такой Клумпе-Думпе? - спросили мыши.

    И елка рассказала всю сказку, она запомнила ее слово в слово. И мыши подпрыгивали от радости чуть ли не до самой ее верхушки.

    На следующую ночь мышей пришло куда больше, а в воскресенье явились даже две крысы. Но крысы сказали, что сказка вовсе не так уж хороша, и мыши очень огорчились, потому что теперь и им сказка стала меньше нравиться.

    Вы только одну эту историю и знаете? - спросили крысы.

    Только одну! - отвечала елка. - Я слышала ее в самый счастливый вечер всей моей жизни, но тогда я и не думала, как счастлива я была.

    Чрезвычайно убогая история! А вы не знаете какойнибудь еще - со шпиком, с сальными свечами? Истории про кладовую?

    Нет, - отвечала елка.

    Так премного благодарны! - сказали крысы и убрались восвояси.

    Мыши в конце концов тоже разбежались, и тут елка сказала, вздыхая:

    А все ж хорошо было, когда они сидели вокруг, эти резвые мышки, и слушали, что я им рассказываю! Теперь и этому конец. Но уж теперь-то я не упущу случая порадоваться, как только меня снова вынесут на белый свет!

    Но когда это случилось… Да, это было утром, пришли люди и шумно завозились на чердаке. Ящики передвинули, елку вытащили из угла; ее, правда, больнехонько шваркнули об пол, но слуга тут же поволок ее к лестнице, где брезжил дневной свет.

    «Ну вот, это начало новой жизни!» - подумала елка. Она почувствовала свежий воздух, первый луч солнца, и вот уж она на дворе. Все произошло так быстро; елка даже забыла оглядеть себя, столько было вокруг такого, на что стоило посмотреть. Двор примыкал к саду, а в саду все цвело. Через изгородь перевешивались свежие, душистые розы, стояли в цвету липы, летали ласточки. «Вить-вить! Вернулась моя женушка!» - щебетали они, но говорилось это не про елку.

    «Уж теперь-то я заживу», - радовалась елка, расправляя ветви. А ветви-то были все высохшие да пожелтевшие, и лежала она в углу двора в крапиве и сорняках. Но на верхушке у нее все еще сидела звезда из золоченой бумаги и сверкала на солнце.

    Во дворе весело играли дети - те самые, что в сочельник плясали вокруг елки и так радовались ей. Самый младший подскочил к елке и сорвал звезду.

    Поглядите, что еще осталось на этой гадкой старой елке! - сказал он и стал топтать ее ветви, так что они захрустели под его сапожками.

    А елка взглянула на сад в свежем убранстве из цветов, взглянула на себя и пожалела, что не осталась в своем темном углу на чердаке; вспомнила свою свежую юность в лесу, и веселый сочельник, и маленьких мышек, которые с таким удовольствием слушали сказку про Клумпе-Думпе.

    Конец, конец! - сказало бедное деревцо. - Уж хоть бы я радовалась, пока было время. Конец, конец!

    Пришел слуга и разрубил елку на щепки - вышла целая охапка; жарко запылали они под большим пивоваренным котлом; и так глубоко вздыхала елка, что каждый вздох был как маленький выстрел; игравшие во дворе дети сбежались к костру, уселись перед ним и, глядя в огонь, кричали:

    Пиф-иаф!

    А елка при каждом выстреле, который был ее глубоким вздохом, вспоминала то солнечный летний день, то звездную зимнюю ночь в лесу, вспоминала сочельник и сказку про Клумпе-Думпе - единственную, которую слышала и умела рассказывать… Так она и сгорела.

    Мальчишки играли во дворе, и на груди у самого младшего красовалась звезда, которую носила елка в самый счастливый вечер своей жизни; он прошел, и с елкой все кончено, и с этой историей тоже. Кончено, кончено, и так бывает со всеми историями.

    Класс: 3

    Цель – познакомить с новым литературным произведением, обучая составлению личного мнения о произведении, выявляя авторский замысел посредством анализа сюжета и постижения подтекста.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    • поддерживать мотив интереса учащихся через использование приёма самостоятельной постановки задач урока;
    • продолжить обучать прогнозированию содержания литературного произведения перед чтением с целью воссоздания в воображении образов и картин, соответствующих литературному источнику;
    • формировать систему читательских умений;
    • активизировать “вдумчивое” чтение.

    Развивающие:

    • развивать речь учащихся, обучая их построению собственных высказываний, и привлекая к написанию небольших сочинений на заданную тему;
    • развивать у детей философское видение мира;
    • развивать критическое мышление;
    • развивать умение анализировать и оценивать поведение героев в соответствии с авторским замыслом, делать характеристику персонажа, ссылаясь на текст, соотносить поступки героев с собственным жизненным опытом;

    Воспитательные:

    • привлечение внимания учащихся к главной идее сказке “Что самое ценное в жизни?”;
    • воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний; выбирать задания по сложности выполнения, оценив собственные возможности;
    • создать условия для воспитания положительных качеств, присущих людям.

    Вид деятельности – работа с художественным текстом.

    Тип урока: Урок изучения нового материала, обучающий читательской деятельности.

    Оборудование:

    • Учебник: “Литературное чтение”. Ч. 2 /О.В.Кубасова. – Ассоциация XXI век. 2010.
    • ТСО: мультимедиапроектор, компьютер.
    • Карточки для групповой работы.
    • 6 шляп.

    “Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас!”
    Г.Х. Андерсен.

    Ход урока

    1. Организационный момент (1 мин.) Эмоциональный настрой.

    Учитель. - Начинаем урок литературного чтения. Думаю, что он поставит перед нами серьёзные вопросы, заставит задуматься и просто принесёт радость от общения друг с другом.

    Не бойся сказки, бойся лжи.
    А сказка? Сказка не обманет
    Тихонько сказку расскажи
    И в мире добра больше станет!

    2. Мотивация учебной деятельности. (1-2 мин.)
    Звучит музыка Э.Грига “Пер Гюнт” “Последняя весна”.

    Давным - давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет…эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро чуть вставало солнце и вода в колодце становилась лёгкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока еще маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если хоть одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Ну, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого заката солнца. А сказки росли, росли…пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начали шептать: “Пора, пора, мой добрый сказочник”! И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О. Дриз)
    - Почему так старался сказочник, работая в своём саду?
    - Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему?

    Слайд 2

    3. Активизация имеющихся у детей знаний. Проверка домашнего задания. (5 мин.)

    Мы на протяжении нескольких уроков работаем в разделе, который называется … “Жизнь дана на добрые дела”. Слайд 3

    В него помещены произведения, относящиеся к одному из литературных жанров. Это…сказки.

    Чем отличается сказка от других произведений?
    (главное в сказке - вымысел, фантазия)

    Выборочное чтение:

    Зачитайте слова, относящиеся к первой горошине; второй горошине; третьей горошине; четвёртой горошине. Как вы относитесь к каждой из четырёх горошин? А какое ваше отношение к пятой горошине?

    Обращение к эпиграфу: “Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас!” Слайд 4

    4. Постановка темы и задач урока. (1-2 мин.)

    Хотите познакомиться ещё с одной сказкой Андерсена?

    В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. С детства любил Андерсен наблюдать жизнь растений. Сам писал: “ Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый цветок говорят: “Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни. Всё, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее. И стоит мне захотеть, как у меня тот час же появляются истории”.

    Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, которую мы прочитаем и проанализируем.

    Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?

    Чтение стихотворения учеником.

    В мире много сказок грустных и смешных
    И прожить на свете нам нельзя без них.
    А наш класс, вдруг, снова посетила сказка
    Как она зовется – вот она подсказка.

    Слайд 5. Загадка

    Её всегда в лесу найдёшь -
    Пойдём гулять и встретим:
    Стоит колючая, как ёж,
    Зимою в платье летнем. (Ель)

    5. Подготовка к первичному восприятию.

    Приём “Прогнозирование”.

    А что вы уже знаете о ели? (Дети рассказывают о ели.) Далее составляется кластер о ели (на доске)

    Дерево вечнозелёное растёт в лесу

    Для пополнения сведений о ели выбираются три экскурсовода. Приложение 1

    1-й экскурсовод дает характеристику ели как дереву, используя иллюстрацию “Ель”

    Вывод: ель – хвойное, вечнозелёное дерево.

    2-й экскурсовод читает отрывок из произведения научно-популярного характера “Что делают из ели?”

    Вывод: ель – широко используется человеком.

    3-й экскурсовод читает стихотворение Н.Филимоновой “Ёлка”.

    Вывод: Ёлка – символ Нового года.

    Дети обобщают полученную информацию, опираясь на составленный кластер.

    - Дети высказывают свои предположения , завязывается спор:

    Я думаю, что сказка о новогодней красавице, потому что скоро Новый год.

    А я считаю, что это произведение о пользе ели, так как раздел учебника называется “Жизнь дана на добрые дела”. и т.д.

    Кто же окажется прав? Давайте проверим наши предсказания.

    6. Знакомство с произведением. (25 мин.)

    1) Просмотр мультфильма по сказке Андерсена “Ель” (до слов “Радуйся своей юности и лесному приволью!” стр.110

    Приём “Дерево предсказаний”: Слайд 6

    На доске – рисунок дерева с вопросами:

    „Чем все закончится?”

    (на стрелочках - линиях школьники записывают объяснения своим версиям. Так они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста)

    Ответы детей группы № 1

    Ответы детей группы № 2

    Физминутка для глаз (1 мин.)

    2) Чтение “буксир” (за сильными учениками)

    Прием “Чтение с остановками” (способствует развитию навыков вдумчивого чтения, дает возможность предположитьварианты развития дальнейших событий, проявить способность к фантазированию. Воснове лежат наблюдения за процессом чтения. Используя этот прием, мы сучениками выходим на кульминационный момент произведения, на определение главноймысли произведения).

    Как украсили ёлочку? (воспроизведение информации)

    Почему трепетала ёлочка?

    Что бы изменилось, если ёлочка была некрасивая?

    Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

    Физминутка (1 мин.)

    Отдохнём вместе с Ёлочкой.

    А сегодня у Зимы новоселье,

    С вами мы приглашены на веселье (дети вытягивают руки вверх, в стороны).

    Дом построен изо льда (дети стучат кулачком сверху кулачка).

    А какой нижины? (Хором) Вот такой нижины! (приседают).

    А какой ширины? (Хором) Вот такой ширины! (разводят руки в стороны).

    3) Просмотр видеофрагмента “Жизнь ёлочки после праздника”

    7. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста. (2 мин.)

    Какое настроение сложилось у вас после знакомства со сказкой Г.Х.Андерсена “Ель”? Объясните почему?

    “Прием шести шляп”.

    “ Красная шляпа”: - Какие чувства у вас вызывает ель?

    “Желтая шляпа”: - Какой она вам показалась в начале сказки и в конце сказки?

    “Зеленая шляпа”: - Какой совет вы дали бы ёлочке, когда она ещё жила в лесу?

    “Черная шляпа”: - О чём бы вы хотели спросить у ёлочки?

    “Белая шляпа”: - Какую положительную черту вы отметили у ёлочки?

    “Синяя шляпа”: - Как бы вы хотели, чтобы сказка закончилась?

    (Дети по желанию выбирают цвет шляпы и готовят свои высказывания.

    Каждый ребенок определялся, на какой вопрос он хочет искать ответ.

    Образовывались соответственно группы детей. Они готовили ответы на вопросы, используя выборочное чтение, чтение по ролям, выразительное чтение, рассуждения. А затем выступают перед классом).

    8. Выявление идеи произведения. (2 мин.)

    Не показалось ли вам, что главные герои в сказках Андерсена - это люди?

    Какие слова и выражения из сказки подтверждают эту мысль?

    Как называется такой приём в литературе (Олицетворение ) Слайд 7

    Конец у сказки очень грустный: ель умирает. Прочитаем концовку сказки. Какая интонация должна быть при чтении?

    (Это мудрая сказка о том, что такое жизнь, что в ней самого ценного.)

    9. Рефлексия. (2 мин.)

    Составим синквейн, чтобы лучше понять чувства, настроение главной героини сказки. (запись на доске)

    (Какая она и почему?)

    Чудесная, маленькая, хорошенькая

    (Что делает ель?)

    Мечтает, вздыхает, дрожит, радуется, трепетала

    (Выразим свое отношение к лисе: “Кто она по сути своей?”)

    Бедная ёлка

    Используя синквейн, рассказать об отношении сказочника к ели. Слайд 8

    Дети: Главный герой сказки – ель. Она чудесная, маленькая, хорошенькая , все время мечтает вырасти и сделаться большим деревом. Её мечты сбылись, но это не принесло ей счастья. Бедная ёлка!

    10. Подведение итога. (1 мин.) Слайд 9

    Подтвердились ли ваши предположения, которые вы высказали в начале урока?

    О чём заставляют задуматься сказки Г.-Х. Андерсена?

    Один ученик сказал, что сказки Андерсена познавательные. Это правда?

    11. Домашнее задание.(1 мин.) Слайд 10

    2) составить диафильм к сказке;

    3) придумать другую концовку к сказке “ Ель”.

    Спасибо вам за урок! Слайд 11

    Главная героиня сказки «Елка» — маленькая елочка, растущая в лесу. Она росла в хороших условиях, среди других таких же деревьев. Но елочка была недовольна своим положением. Ее обижали речи деревенских детей, которые восхищались красотой елочки, но, при этом называли ее маленькой. А елке так хотелось стать большой и взрослой.

    Обижалась она и на зайца, который легко перепрыгивал через крохотную елочку. Елке хотелось поскорее стать высоким и старым деревом, чтобы через нее никто не перепрыгивал.

    По осени лесорубы срубали большие деревья, очищали их от веток и куда-то увозили. Елке было скучно стоять в лесу на одном месте, и она мечтала, чтобы ее тоже куда-нибудь увезли. От аиста она узнала, что из высоких деревьев делают мачты для кораблей, которые плавают по морям. И елка стала мечтать о море, хотя и не представляла, что это такое.

    И солнце, и ветер призывали елочку ценить свою юность и родные места, но она не внимала их призывам.

    Перед Рождеством елка видела, как люди срубают множество красивых елочек вокруг нее и увозят. От воробьев она узнала, что эти елочки поставят в домах людей и красиво нарядят. И она стала мечтать, чтобы ее тоже срубили и отвезли к людям на праздник. И опять солнце и ветер уговаривали ее радоваться лесной жизни, но елка не хотела их слушать. Ей хотелось перемен.

    И однажды мечта сбылась — ее срубили и отвезли в чей-то дом. Слуги поставили ее в большом зале и украсили конфетами, фруктами и свечами. Елке понравился новый наряд и она искренне считала, что так и будет жить нарядной в этом доме. Но в зал пришли дети и посрывали с елки все подарки. Вскоре дети забыли про елку и стали слушать сказку. Елка тоже слушала сказку вместе с детьми. Она никогда не слышала в лесу сказок, и ей очень понравилось.

    Когда праздник закончился, зал опустел, и елка осталась одна. Она стала мечтать о завтрашнем дне, рассчитывая, что ее снова нарядят, и будут рассказывать сказки. Но утром елку отнесли на чердак и поставили в самый темный угол. Стоя в углу, елочка вспоминала, как хорошо было в лесу. Она наивно решила, что по окончании зимы люди вернут ее лес и посадят обратно в землю.

    Но ее надежды не оправдались. Весной слуги вынесли елку во двор и разрубили на щепки. Этими щепками разожгли огонь под кухонным котлом. Елка горела и вздыхала, вспоминая прекрасную жизнь в лесу, и красивый праздник у людей и единственную в ее жизни сказку. А людям ее вздохи казались треском, который обычно издают поленья, когда они горят в огне.

    Таково краткое содержание сказки.

    Главный смысл сказки Г.Х.Андерсена «Елка» состоит в том, что не всегда тяга к перемене мест может принести пользу. Если бы елка осталась в лесу, она так бы и продолжала расти и радоваться красоте окружающей природы. С другой стороны, останься елка на месте, она бы никогда не увидела красивый праздник и не услышала бы чудесную сказку, о которой потом долго вспоминала.

    Сказка Г.Х.Андерсена «Елка» учит нас, что, принимая решение о каком-либо поступке, мы должны ясно представлять последствия этого шага и не быть такими наивными и простодушными, как ель.

    В сказке мне понравились персонажи «солнце» и «ветер», которые призывали молодую елку ценить окружающий ее мир и радоваться жизни в лесу. А елка вместо этого мечтала покинуть родные места, которые казались ей скучными и неинтересными.

    Какие пословицы подходят к сказке «Елка»?

    Где родился, там и пригодился.
    На чужой стороне родина милей вдвойне.
    Много искать станешь — ничего не достанешь.