• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Борис Черток родился 1 марта 1912 года в городе Лодзь, Польша. Мальчик вырос в семье служащих. Отец являлся счетоводом, мать работала фельдшером-акушеркой. В 1914 году Польша оказалась зоной военных действий. Родители с потоком русскоязычных беженцев выехали во внутренние районы России и поселились в Москве.

    В 1929 году парень окончил школу и сразу же поступил на работу электромонтером на Краснопресненский силикатный завод. В конце 1930 года перешел на завод имени Горбунова, который в то время являлся крупнейшим в стране авиационным предприятием. Здесь Борис Евсеевич прошел путь от электромонтера по промышленному оборудованию до начальника конструкторской бригады по самолетному оборудованию и вооружению.

    Через четыре года Черток разработал автоматический электронный бомбосбрасыватель, который прошел испытания в научно исследовательском институте военно воздушных сил. В 1935 году как изобретатель Борис Евсеевич выдвинут на инженерную должность в Опытное Конструкторское Бюро, созданном под руководством конструктора Виктора Болховитинова.

    В 1937 году ученый назначен ведущим инженером по электрооборудованию самолетов полярных экспедиций. Участвовал в подготовке самолетов экспедиции группы Водопьянова на Северный полюс и самолета Леваневского для трансполярного перелета Москва - США.

    До 1940 года учился в Московском энергетическом институте, который окончил с отличием. Во время Великой Отечественной войны разрабатывает автоматику управления вооружением самолетов, систему управления и зажигания жидкостных ракетных двигателей.

    В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Борис Евсеевич командирован в Германию. В звании майора 2 мая 1945 года расписался на Рейхстаге, что считал счастливейшим моментом в своей жизни. В Германии до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. Совместно с Алексеем Исаевым организовал в советской зоне советско - германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия.

    На базе института создан новый институт «Нордхаузен», где главным инженером являлся Сергей Павлович Королев, с которым Борис Евсеевич с этого времени работал в тесном сотрудничестве. Вся научно - инженерная деятельность Чертока с этого времени связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полетов.

    В 1958 году Борису Евсеевичу присуждена ученая степень доктора технических наук. Через пять лет назначен заместителем начальника предприятия по научной работе и начальником филиала №1, на котором разрабатывались космические аппараты и системы управления. С 1966 года стал заместителем главного конструктора, руководителем комплекса Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения.

    Позднее Черток становится заместителем генерального конструктора Научно - производственного объединения «Энергия» по системам управления. В этой должности оставался до 1992 года, а затем до конца своих дней являлся главным научным консультантом генерального конструктора ракетно космического комплекса «Энергия» имени С.П. Королева.

    Секретный сотрудник засекреченной отрасли вышел из тени, когда ему было уже за 80 лет. Ученый написал книгу «Ракеты и люди»: четырехтомную энциклопедию о всех тайнах советской космонавтики, о том, как и кем она создавалась. Американское космическое агентство NASA переиздало четырехтомник на английском, и теперь «Ракеты и люди» является настольной книгой специалистов американских специалистов.

    Черток в свободное время перечитывал русскую и зарубежную классику: Толстого, Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Ильфа и Петрова, Хемингуэя. Любил хорошую научную фантастику, книги о происхождении и строении Вселенной, мемуары и жизнеописания выдающихся ученых.

    Великий ученый Борис Евсеевич Черток скончался 14 декабря 2011 года от пневмонии. Похоронен конструктор на Новодевичьем кладбище в Москве.

    Награды и Звания Бориса Чертока

    В 1961 году удостоен звания Героя Социалистического труда.

    Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996)

    Два ордена Ленина (1956, 1961)

    Орден Октябрьской Революции (1971)

    Орден Трудового Красного Знамени (1975)

    Орден Красной Звезды (1945)

    Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность.

    Ленинская премия (1957) - за участие в создании первых искусственных спутников Земли

    Государственная премия СССР (1976) - за участие в осуществлении проекта «Союз-Аполлон»

    Премия имени Б. Н. Петрова РАН (1993) - за цикл работ по комплексам автоматического управления ракетно-космическими системами

    Золотая медаль имени С.П. Королева РАН (2007) - за цикл научных и конструкторских работ и публикаций

    Международная премия Андрея Первозванного «За веру и верность» (2010)

    Премия Правительства Российской Федерации имени Ю. А. Гагарина в области космической деятельности (2011) - за развитие ракетно-космической промышленности, организацию космической деятельности и использования ее результатов в интересах науки, обеспечения социально-экономического развития и обороноспособности страны

    Почетный гражданин города Королев (Московская область)

    В честь Б. Е. Чертока названа малая планета (6358) Черток, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Н. С. Черных 13 января 1977 года

    Труды Бориса Чертока

    Некоторые из открытых работ

    Черток Б. Е. Методы повышения надёжности управления движением космических аппаратов. - 1977.
    Черток Б. Е. Опыт проектирования и разработки систем исполнительных органов для долговременных орбитальных станций. - 1986.
    Арманд Н. А., Семёнов Ю. П., Черток Б. Е. Экспериментальное исследование в ионосфере Земли излучения рамочной антенны в диапазоне очень низких частот, установленной на орбитальном комплексе «Мир» - «Прогресс-28» - «Союз ТМ-2» // Радиотехника и электроника. - 1988. - Т. 33, № 11. - С. 2225-2233.
    Черток Б. Е. Цифровой электрогидродинамический привод ракеты «Энергия». - 1990.
    Бранец В. Н., Клаб Д., Микрин Е. А., Черток Б. Е., Шеррил Д. Развитие вычислительных систем с элементами искусственного интеллекта, применяемых в системах управления космическими аппаратами // Известия РАН. Теория и системы управления. - 2004. - № 4. - С. 127-145.
    Chertok B. E., Legostaev V. P., Mikrin E. A., Branets V. N., Gusev S. I., Clubb J., Sherrill J. Onboard Control Complex for Vehicles Implementation Concept by ISS Example // Automatic Control in Aerospace 2004. Proceedings of 16th IFAC Symposium, St. Petersburg, Russia, 14-18 June 2004 (in three volumes). Vol. 1 / Ed. by A. Nebylov. - Oxford: International Federation of Automatic Control, 2005. - xiv + 600 p. - ISBN 0-08-044013-4. - P. 107-112.

    Ракеты и люди

    В 1994-1999 годах Борис Черток при содействии супруги Екатерины Голубкиной подготовил уникальную историческую серию книг «Ракеты и люди» из четырех монографий.

    Черток Б. Е. Ракеты и люди. - 2-е изд. - М.: Машиностроение, 1999. - 416 с. - 1300 экз.
    Черток Б. Е. Ракеты и люди. Фили - Подлипки - Тюратам. - 2-е изд. - М.: Машиностроение, 1999. - 448 с. - 1300 экз.
    Черток Б. Е. Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны. - 2-е изд. - М.: Машиностроение, 1999. - 448 с. - 1300 экз.
    Черток Б. Е. Ракеты и люди. Лунная гонка. - 2-е изд. - М.: Машиностроение, 1999. - 538 с. - 5027 экз.

    Семья Бориса Чертока

    Супруга - Екатерина Семеновна Голубкина (1910-2004), племянница А.С. Голубкиной.

    Валентин (1939-2011), - инженер, фотокорреспондент;
    Михаил (1945-2014) - инженер, руководитель группы в РКК «Энергия» имени С.П. Королева.

    В конце 1930 года Борис Черток перешел на завод № 22 (впоследствии завод имени Горбунова), который в то время был крупнейшим в стране авиационным предприятием. Здесь он работал электромонтером по промышленному оборудованию, в1930-1933 годах - электрорадиомонтером по оборудованию самолетов, в 1933-1935 годах - радиотехником по самолетному радиооборудованию, в 1935-1937 годах - начальником конструкторской группы ОКБ, в 1937-1938 годах ‑ начальником конструкторской бригады по самолетному оборудованию и вооружению.

    В эти годы Борис Черток разработал автоматический электронный бомбосбрасыватель, который прошел испытания. В 1936-1937 годах, не имея законченного высшего образования, Черток был назначен ведущим инженером по электрооборудованию самолетов полярных экспедиций. Он участвовал в подготовке самолетов экспедиции группы Водопьянова на Северный полюс и самолета Леваневского для трансполярного перелета Москва-США.

    В 1934-1940 годы Борис Черток учился в Московском энергетическом институте. Темой его дипломного проекта являлась разработка системы электрооборудования тяжелого самолета на переменном токе повышенной частоты. Эта работа была первой серьезной попыткой внедрить новую систему переменного тока в авиацию, но с началом войны она была приостановлена.

    С 1940 по 1945 год Борис Черток работал в ОКБ Виктора Болховитинова на заводе №84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП (Научно-исследовательском институте Народного комиссариата авиационной промышленности), где впоследствии был назначен начальником отдела электро- и спецоборудования, автоматики и управления.

    Во время Великой Отечественной войны Борис Черток разрабатывал автоматику управления вооружением самолетов и зажигания жидкостными ракетными двигателями. Им также была создана система управления и электрического зажигания жидкостных ракетных двигателей, которая использовалась в первом полете ракетного самолета БИ-1, осуществленном в 1942 году.

    В 1945-1947 годах Борис Черток был командирован в Германию, где руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. Вместе с Алексеем Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско‑германский ракетный институт "Рабе", который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт - "Нордхаузен", главным инженером которого был назначен Сергей Королев.

    В августе 1946 года Борис Черток был переведен на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления НИИ-88.

    Он принимал участие в изучении, сборке и первых пусках трофейных ракет Фау-2, затем в разработке, производстве и испытаниях их советского аналога Р-1, а вслед за этим и всех последующих советских боевых ракет. В 1950 году Черток перешел на работу в ОКБ-1 (Конструкторское бюро Сергея Королева, с 1994 года - Ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия" имени С.П. Королева) заместителем начальника отдела № 5 (отдел систем управления), начальником которого в тот период был Михаил Янгель.

    В 1974 году Борис Черток стал заместителем генерального конструктора по системам управления. В этой должности он проработал до 1992 года, с 1993 года был главным научным консультантом генерального конструктора РКК "Энергия" имени С.П. Королева.

    Борис Черток участвовал в разработке и сдаче на вооружение первых отечественных баллистических ракет дальнего действия, создании и запусках высотных геофизических ракет, космических ракет-носителей, первых искусственных спутников Земли, научных спутников "Электрон", автоматических межпланетных станций для полетов к Луне, Марсу, Венере, спутников связи "Молния-1", фотонаблюдения "Зенит", проектировании и создании первых космических кораблей, на одном из которых совершил полет первый космонавт планеты Юрий Гагарин.

    Борис Черток был конструктором в области разработки и создания бортовых комплексов управления и электрических систем изделий ракетно-космической техники. Им создана научная школа в сфере проектирования, изготовления, испытаний и применения бортовых систем управления и электрических систем для ракетных комплексов, ракетно-космических комплексов и систем.

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

    День рождения 01 марта 1912

    советский и российский учёный и конструктор, один из ближайших соратников С

    Биография

    Родился 1 марта 1912 года в городе Лодзь в Российской империи (на территории современной Польши) в еврейской семье служащих - Евсея Менасеевича Чертока (1870-1943), служащего, работал счетоводом, и Софьи Борисовны Явчуновской (1880-1942), фельдшера-акушера.

    В 1914 году Польша оказалась зоной военных действий. Родители с потоком беженцев «русскоязычного населения», выехали в Россию и поселились в Москве.

    В МВТУ Бориса Чертока не приняли из-за социального происхождения, хотя экзамены он сдал, сказали: «У тебя нет никакого рабочего стажа! Иди, поработай на завод, а через три года мы тебя с удовольствием примем, но уже как рабочего, а не как сына служащих». В августе 1930 года он был принят на работу в электроцех отдела оборудования (ОБО) - электромонтёром 4-го разряда на авиазавод № 22 в Москве, выпускавший самолёты ТБ-1. Участвовал во внедрении в производство самолёта ТБ-3. Участвовал в подготовке самолетов специального арктического варианта, на них И. Д. Папанин высадился на льдину: началась работа полярной станции СП-1 (1937). Был ответственным инженером по электро-радиооборудованию самолета Н-209 С, на котором летел в США через Северный полюс С.А. Леваневский (к слову, автор идеи такого перелета). В августе 1938 года занимал должность начальника конструкторской бригады «спецоборудования и вооружения самолётов» на том же заводе.

    В 1934 г. Черток поступил на вечернее отделение в Московский энергетический институт, который окончил в 1940 году. С 1940 по 1945 год Б. Е. Черток работал в ОКБ главного конструктора В. Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП СССР под руководством генерал-лейтенанта авиации Я. Л. Бибикова .

    В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Б. Е. Черток был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. 2 мая 1945 года в звании майора расписался на Рейхстаге, что считал счастливейшим достижением в своей жизни. В том же году вместе с А. М. Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт - «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С. П. Королёв . С этого времени Борис Евсеевич работал в тесном сотрудничестве с Сергеем Павловичем Королёвым.

    В августе 1946 года приказами министров авиационной промышленности и вооружения Б. Е. Черток переведён на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления Научно-исследовательского института № 88 (НИИ-88) Министерства вооружения.

    В 1950 году он был переведён на должность заместителя начальника отдела, а в 1951 году - начальника отдела систем управления Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) НИИ-88, главным конструктором которого был С. П. Королёв.

    В 1974 году Б. Е. Черток назначен заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления.

    Вся научно-инженерная деятельность Б. Е. Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полётов.

    Биография

    Родился 1 марта 1912 года в городе Лодзь в Российской империи (на территории современной Польши) в еврейской семье служащих - Евсея Менасеевича Чертока и Софьи Борисовны Явчуновской.

    В августе 1930 года был принят на работу в электроцех отдела оборудования (ОБО) - электромонтёром 4-го разряда на авиазавод № 22 в Москве, выпускавший ТБ-1. Участвовал во внедрении в производство ТБ-3. В августе 1938 года занимал должность начальника конструкторской бригады «спецоборудования и вооружения самолётов» на том же заводе.

    Окончил в 1940 году Московский энергетический институт. С 1940 по 1945 год Б. Е. Черток работал в ОКБ главного конструктора В. Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП СССР под руководством генерал-лейтенанта авиации Я. Л. Бибикова.

    2 мая 1945 года в звании майора расписался на Рейхстаге, что считает счастливейшим достижением в своей жизни.

    В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Б. Е. Черток был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. В том же году вместе с А. М. Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт - «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С. П. Королёв. С этого времени Борис Евсеевич работал в тесном сотрудничестве с Сергеем Павловичем Королёвым.

    В августе 1946 года приказами министров авиационной промышленности и вооружения Б. Е. Черток переведён на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления Научно-исследовательского института № 88 (НИИ-88) Министерства вооружения. В 1950 году он был переведён на должность заместителя начальника отдела, а в 1951 году - начальника отдела систем управления Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) НИИ-88, главным конструктором которого был С. П. Королёв.

    В 1974 году Б. Е. Черток становится заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления.

    Вся научно-инженерная деятельность Б. Е. Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полётов.

    Семья

    Отец - Евсей Менасеевич Черток (1870-1943), служащий, работал счетоводом. Мать - Софья Борисовна Явчуновская (1880-1942), работала фельдшером-акушеркой.

    Супруга - Екатерина Семёновна Голубкина (1910-2004).

    Сыновья - Валентин Борисович Черток (род. 1939), инженер, фотокорреспондент; Михаил Борисович Черток (род. 1945) - инженер, руководитель группы в РКК «Энергия» им. С. П. Королёва., Владимир Борисович Черток(род. 1949) - заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

    Внук - Борис Валентинович Черток (род. 1972).

    Правнуки - Михаил Борисович (род. 1998), Александра Борисовна (род. 2000), Дарья Борисовна (род. 2003), Даниил Борисович (род. 2008).

    Награды, премии и звания

    Выдающиеся заслуги Б. Е. Чертока высоко оценены и научной общественностью. В 1961 году он был удостоен звания Героя Социалистического труда, в 1968 году он был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по Отделению механики и процессов управления, в 2000 году - действительным членом Российской академии наук, в 1990 году - действительным членом Международной академии астронавтики. Он - почётный член Российской академии космонавтики и член Международной академии информатизации.

    Б. Е. Черток - кавалер многих орденов и медалей СССР и России:

    • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996)
    • два ордена Ленина (1956, 1961)
    • Орден Октябрьской Революции (1971)
    • Орден Трудового Красного Знамени (1975)
    • Орден Красной Звезды (1945)
    • Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность
    • Золотая медаль имени Б. Н. Петрова РАН (1992)
    • Золотая медаль имени С. П. Королёва РАН (2008)

    Лауреат Ленинской премии (1957, за участие в создании первых искусственных спутников Земли), Государственной премии СССР (1976, за участие в осуществлении проекта «Союз-Аполлон»), Международной премии Андрея Первозванного «За веру и верность» (2010).

    Труды

    Б. Е. Черток - автор и соавтор более 200 научных трудов, в том числе ряда монографий, большинство из которых многие годы были засекречены. В 1994-1999 годах им подготовлена уникальная историческая серия «Ракеты и люди» из четырёх монографий.

    Некоторые из открытых работ:

    • Методы повышения надежности управления движением космических аппаратов (1977)
    • Опыт проектирования и разработки систем исполнительных органов для долговременных орбитальных станций (1986)
    • Цифровой электрогидродинамический привод ракеты «Энергия» (1990)

    Книги на английском:

    • Boris Chertok (author), Asif Siddiqi (editor) . Rockets and People , 2005. . Published by NASA.
    • Boris Chertok (author) . Rockets and People, Volume 2: Creating a Rocket Industry , 2006. . Published by NASA.
    • Boris Chertok (author) . Rockets and People, Volume 3: Hot Days of the Cold War , 2009. . Published by NASA.

    Автор этой книги Борис Евсеевич Черток - человек легендарный. Он из того славного поколения первых ракетчиков, к которому принадлежали С.П. Королев, В.П. Глушко, Н.А. Пилюгин, A.M. Исаев, В.И. Кузнецов, В.П. Бармин, М.С. Рязанский, М.К. Янгель.

    Еще в 1930-е годы он был одним из создателей оборудования для новейших по тем временам самолетов, затем в течение 20 лет непосредственно работал с С.П. Королевым, многие годы был его заместителем.

    Член-корреспондент Российской академии наук, действительный член Международной академии астронавтики, Б.Е. Черток и сегодня -активно работающий ученый: он главный научный консультант НПО «Энергия», председатель секции научного совета Российской академии наук по управлению движением и навигации.

    За выдающиеся заслуги в области разработки систем автоматического управления и исследования космического пространства Б.Е. Черток не раз отмечался высокими наградами Родины. Совсем недавно, в 1992 году, Президиум Российской академии наук присудил Б.Е. Чертоку золотую медаль имени академика Б.Н. Петрова.

    Несмотря на большую загруженность научной и конструкторской работой, Борис Евсеевич считает свои долгом передавать накопленный опыт молодым. Многие студенты Московского физико-технического института и Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана приобщаются к ракетной технике на лекциях профессора Чертока.

    Борис Евсеевич - увлекательный рассказчик, его память хранит множество интереснейших эпизодов, из которых складывалась история покорения космоса. Эти эпизоды и размышления о пройденном пути и легли в основу книги, которую Вы держите в руках.

    Б.Е. Черток - специалист широкого профиля в области авиационной и космической электротехники, проблем управления большими системами, управления движением и навигацией. Естественно, что этим направлениям он отдает в своих воспоминаниях некоторое предпочтение. Он постоянно общался с крупнейшими учеными, организаторами науки и промышленности, виднейшими инженерами, прокладывавшими человечеству дорогу в космос. Они оставили нам свои практические достижения в технике, научные труды, ценные для специалистов, однако почти никто из них не осветил обстановку, в которой они работали, и не опубликовал воспоминаний, в которых личное переплетается с общественным. Тем ценнее книга Б.Е. Чертока, чья жизнь вот уже более полувека неразрывно связана с ракетостроением и космонавтикой. Описание событий и людей у автора, как и у любого мемуариста, окрашено его личным восприятием, однако надо отдать должное его стремлению к максимальной объективности. Воспоминания, составившие эту книгу, заканчиваются 1956 годом. Надеюсь, что будет издана книга о последующих событиях в космонавтике, практически уж завершенная Борисом Евсеевичем.

    Академик А.Ю. ИШЛИНСКИЙ

    Из авиации в ракетную технику

    О времени и современниках

    Мне было восемьдесят лет, когда я возомнил, что обладаю той долей литературных способностей, которая достаточна, чтобы рассказать «о времени и о себе». Я начал трудиться на этом поприще в надежде, что благосклонность судьбы позволит осуществить задуманное произведение.

    Из шестидесяти пяти лет трудовой деятельности первые пятнадцать я работал в авиационной промышленности. Здесь я прошел по ступенькам от рабочего до руководителя опытно-конструкторского коллектива. В последующие годы моя жизнь была связана с ракетной и космической техникой. Поэтому основное содержание книги - воспоминания о становлении и развитии ракетно-космической техники и людях, ее создавших.

    Должен предупредить, что предлагаемая читателю книга не является историческим исследованием. В любых мемуарах повествование и размышления неизбежно субъективны. При описании событий и людей, получивших широкую известность, имеется опасность преувеличения причастности и роли личности автора. Мои воспоминания, по-видимому, не являются исключением. Но это неизбежно просто потому, что прежде всего вспоминаешь о том, что связано с тобой.

    Основные факты я проверял по моим записным книжкам, архивным документам, ранее вышедшим публикациям и рассказам товарищей, которым я несказанно благодарен за полезные уточнения.

    Несмотря на тоталитарный режим, народы бывшего Советского Союза обогатили мировую цивилизацию научно-техническими достижениями, занявшими достойное место среди основных побед науки и техники XX века. В процессе работы над мемуарами я с сожалением убедился, как много белых пятен в истории гигантских техногенных систем, созданных Советским Союзом после второй мировой войны. Если ранее отсутствие таких трудов оправдывалось режимом секретности, то в настоящее время объективному изложению истории достижений отечественной науки и техники угрожает идеологическая разруха. Предание забвению истории собственной науки и техники мотивируется тем, что ее истоки восходят к сталинской эпохе или периоду так называемого «брежневского застоя».

    Наиболее разительные достижения атомной, ракетной, космической и радиолокационной техники явились результатом целенаправленных и организованных действий советских ученых и инженеров. В создание этих систем вложен колоссальный творческий труд организаторов промышленности и научно-технической интеллигенции России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Армении, Грузии, Азербайджана и в той или иной мере всех республик ныне бывшего Советского Союза. Отторжение народа от истории собственной науки и техники не может быть оправдано никакими идеологическими соображениями.

    Я отношу себя к поколению, которое понесло невозместимые потери, на долю которого в XX веке выпали тяжелейшие испытания. Этому поколению с детства прививалось чувство долга. Долга перед народом, Родиной, родителями, перед будущими поколениями и даже перед всем человечеством. По себе и своим современникам я убедился, что это чувство долга очень стойкое. Оно явилось одним из сильнейших стимулов для создания этих мемуаров. Люди, о которых я вспоминаю, действовали во многом под влиянием чувства долга. Я пережил многих и буду в долгу перед ними, если не напишу о гражданских и научных подвигах, которые они совершили.

    Ракетно-космическая техника создавалась не на ровном и пустом месте. Стоит напомнить, что во время второй мировой войны Советский Союз выпустил самолетов и артиллерийских систем больше, чем противостоявшая нам фашистская Германия. В конце второй мировой войны Советский Союз обладал огромными научно-техническим потенциалом и производственными мощностями оборонной промышленности. После победы над Германией имевшиеся у нее разработки в области ракетной техники были изучены инженерами и учеными США и СССР. Каждая из этих стран воспользовалась трофейными материалами по-своему, и это сыграло определенную роль на послевоенном этапе развития ракетной техники. Однако все последующие достижения нашей космонавтики есть результат деятельности отечественных ученых, инженеров и рабочих.

    Я пытаюсь коротко рассказать о фундаменте, на котором начала возводиться космонавтика, и о роли личностей в истории этого направления науки и техники. В истории нашей ракетно-космической техники решающая роль принадлежит академику С.П. Королеву и созданному под его началом Совету главных конструкторов, не имевшему прецедента в истории мировой науки.

    И.Е. Черток докладывает на одном из первых заседаний Совета главных. Слева направо: Б.Е. Черток, В.П. Бармин, М.С. Рязанский, С.П. Королев, В.И. Кузнецов, В.П. Глушко, Я.А. Пилюгин

    Первоначально в Совет входили:

    Сергей Павлович Королев - Главный конструктор ракетной системы в целом;

    Валентин Петрович Глушко - главный конструктор жидкостных ракетных двигателей;